Из предложения 3 5 выпишите глагол правописание суффикса которого зависит от спряжения
В сентябре традиционно проводится стартовый контроль по русскому языку. Материалы для его проведения подготовила учитель Валикова Татьяна Вячеславовна.
Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации
(2018 – 2019 учебный год)
6 класс
В лес за чудесами
(1) Вы любите осеннюю природу? (2) Я всегда радуюсь приближению осени, и меня не пугают дождь и грязь.
(3) «Советую тебе, Серёжа, присмотреться к осеннему лесу», — говорил отец. (4) Он купил фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.
(5)Как чудесно в лесу ранним утром! (6) Светит солнце, и деревья горят жёлтыми, оранжевыми, багряными огнями осени. (7)Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. (8)Я фотографирую лесного красавца, а он продолжает спокойно сидеть.
(9)Устанешь, сядешь на опушке, отдохнешь и опять в путь. (10)А вечером надо разложить всё, что принёс из похода. (11)Лес подарил мне много счастливых находок.
(100 слов, из журнала «Юный натуралист»)
Задания
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Как чудес…но в лесу ранн… утром!
2) Светит солнце и деревья г…рят ж…лтыми …ранжевыми б…гряными огнями осени.
3) Устан…шь сяд…шь на опушке отдохнеш… и опять в путь.
4) Вот на ветку бере…ки с…дится дят…л он т…хонько к…сается ствола клювом.
2. Из предложения 2 выпишите слово(а), в котором звуков больше, чем букв.
3. Из предложений 4 – 5 выпишите глагол(ы), в составе которого(ых) нет приставки.
4. Из предложений 9 – 11 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется последующим за ней согласным.
5. Из предложений 5 – 8 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В суффиксах прилагательных -ЯН- пишется Н, за исключением слов ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ».
6. Замените авторское слово «ГЛУШЬ» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 2.
8. Среди предложений 5 – 11 найдите сложноподчиненное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите стиль речи, в котором написан текст.
Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации
7 класс
(2018 – 2019 учебный год)
(1)Западная часть неба становилась всё темнее, постепенно покрываясь тучами, не предвещавшими ничего хорошего. (2)Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда быстро выполнила распоряжение.
(3)Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. (4)Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожая перевернуть его. (5)Мачты трещали и сгибались. (6)Самая большая из них была сломана ураганом. (7)Ещё мгновение — и бушующее море поглотило бы судно.
(8)Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывая мачту за борт. (9)Корабль выпрямляется. (10)Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик всё это время. (11)Ещё час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. (12)Все утомлены. (13) Главное — все живы. (По Г. Богдановой, 110 слов.)
Задания
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) К…питан прик…зал убрать паруса и в…тревоженная к…манда быстро выполнила ра…поряжение.
2) Скоро ни…ко нависш… тучи закрыли все небо и через (пол)часа ураган с беше(н,нн)ой силой обрушил на к…рабль ра…ъяре(н,нн)ые волны.
3) (Не)растерявшиеся м…тросы вооружа…тся т…порами и рубят к…наты выбрасывая мачту за борт.
4) Ещё час отважных моряков бор…щихся с ур…ганом носит по волнам.
2. Из предложения 5 – 6 выпишите слово, в котором происходит озвончение согласного.
3. Из предложений 8 – 9 выпишите слово, в составе которого нет окончания.
4. Из предложений 1 – 2 выпишите слово (а), правописание приставки в котор(ых) определяется последующим за ней согласным.
5. Из предложений 4 – 7 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н» .
6.Замените авторское слово «БЕШЕНОЙ» из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 8.
8. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите стиль речи, в котором написан текст.
Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации
8 класс
(2018 – 2019 учебный год)
(1)Мы выбрали небольшую равнину, прогретую нежарким солнцем. (2)Если посмотришь направо, то увидишь, как кое-где светятся золотые кроны деревьев. (3) Некошеная трава еще зеленая, а меж голубоватых камней блистает вода. (4)В стеклянной синеве тихой заводи вода приобретает темный цвет, медленно кружа опавшую листву, а затем мчит ее по каменистому дну.
(5)Под чистым небом виноград вприкуску с хлебом кажется необыкновенно вкусным. (6)Тут же можно напиться студеной воды. (7)Рядом с нами лежат еще не разобранные удочки.
(8)В одном месте вода бурлит огромными клубами, пытаясь растечься вширь, но потом летит на прибрежные камни. (9)Едва я опустил удочку, как почувствовал, что меня тянет вниз. (10)И вот из потока, извиваясь на крючке, выскочила серебряная рыбка. (11)Искренне обрадовавшись неожиданной удаче, мы тронулись в обратный путь. (12)После рыбалки невольно замечаешь каждую заводь, сочетающую в себе прозрачную волну и яркие блики солнца.
(По В. Солоухину, 133 слова)
Задания
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) (В)низу (не)коше(н,нн)ая трава еще зеленая а меж голуб…ватых к…мней бл…стает вода.
2) Тут(же) можно напит…ся студе(н,нн)ой воды.
3) Рядом с нами лежат пока еще (не)разобра(н,нн)ые удочки.
4) В стекля(ннн)ой син…ве тихой завод… вода пр…обретает темный цвет медле(н,нн)о кружа опавш… листву а затем мчит ее дальше по каменист… дну.
2. Укажите, какой частью речи является слово ПОСЛЕ из предложения 12.
3. Из предложения 9 выпишите самостоятельную(ые)часть(и) речи, не имеющие окончания.
4. Из предложений 3 – 6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
5. Из предложений 5 – 9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
6. Из предложения 10 – 12 выпишите слово, при написании которого следует применить правило «Правописание безударного суффикса причастия зависит от спряжения глагола»? Выпишите это слово.
7.Замените авторское слово «БУРЛИТ» из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
8. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 3.
9. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 3 – 7 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации
9 класс
(2018 – 2019 учебный год)
Иван Ефремов
(1)Первые рассказы неизвестного тогда автора – геолога и палеонтолога Ивана Ефремова – (можно поставить запятые вместо тире) были опубликованы незадолго до окончания войны, в сорок четвёртом.
(2)В жизни Ефремова было многое: странствия, война, работа, впечатления, размышления. (3)К двадцати годам он отрыл кладбище древних земноводных на далёком севере, в тридцать стал доктором биологических наук. (4)Ефремов – создатель тафономии*, или науки о том, где и как искать останки ископаемых животных. (5)Однако известен он как писатель-фантаст.
(6)Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах. (7)Не каждый способен даже в мечтах увидеть мир по-новому. (8)Ефремов обладал даром заглянуть в далёкое будущее. (9)Ведь фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает своё время, а Ефремов опережал и фантастику. (10)Роман о космическом будущем человечества, например, он создал до того, как весь мир взбудоражил первый русский спутник.
(11)«Туманность Андромеды» — книга о романтике, о дружественных внеземных цивилизациях, о подробностях жизни через тысячелетия.
(По В. Солоухину, 139 слов)
Задания
1.Укажите стиль речи, к которому принадлежит данный текст.
2. Из предложений 1 – 5 выпишите слово (слова) с орфограммой «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
3. Из предложений 3 – 5 выпишите слово, правописание суффикса в котором зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное слово.
4. Укажите, какой частью речи является слово ОДНАКО из предложения № 5.
5. Среди предложений 1 – 5 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
6. Из предложения 5 – 7 выпишите составное глагольное сказуемое.
7. Из предложений 6 – 11 выпишите вводные конструкции.
8. Замените авторское слово «СТРАНСТВИЯ» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
9. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 10.
10. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации
10 класс
(2018 – 2019 учебный год)
(1)Громко рассмеявшись, мой новый знакомый дал маленький томик в кожаном переплёте. (2)«Это тебе понравится», – сказал он, подавая мне книгу. (3)В томике были собраны поэмы Пушкина.
(4)Я прочитал их все сразу, охваченный тем неизъяснимым чувством, которое испытываешь, если попадаешь в красивую местность. (5)Бывало, ходишь по кочкам болотистого леса, и вдруг неожиданно развёртывается перед тобой поляна, озарённая солнцем. (6)Минуту смотришь на неё, зачарованный, а потом с жадным любопытством обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к шелковистым травам плодородной земли тихо радует.
(7)Известный пролог к «Руслану и Людмиле» напомнил мне лучшие бабушкины сказки, чудесно сжав их в одну. (8) Полнозвучные строчки стихов запоминались удивительно легко, претворяя во что-то праздничное всё, о чём бы ни говорилось. (9)В моём воображении ясно рисовались таинственные следы невиданных зверей, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капель росы, тяжёлых, как ртуть. (10)Это делало жизнь мою лёгкой и приятной. (11)Какое счастье – быть грамотным!
(12)Великолепные поэмы Пушкина стали мне понятнее. (13)Прочитав несколько раз, я уже знал их на память. (14)От этих книг в душе сложилась стойкая уверенность, что я не один на земле и я не пропаду!
(По М. Горькому, 176 слов)
Задания
1 вариант
2 вариант
1.Из предложений 1 – 6 выпишите слово (а) с чередующейся гласной в корне.
1.Из предложения 7 – 14 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
2.Из предложений 7 – 14 выпишите слово, правописание суффикса в котором соответствует правилу: «В суффиксах прилагательных ОНН-ЕНН пишется НН, кроме слова ВЕТРЕНЫЙ».
2.Из предложений 1 – 6 выпишите слово(а), правописание суффикса которого(ых) соответствует правилу: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н».
3. Замените словосочетание КОЖАНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3. Замените словосочетание БАБУШКИНЫ СКАЗКИ (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.
4.Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 3.
4.Выпишите грамматическую(ие) основу (ы)предложения 9.
5. Среди предложений 7 – 14 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ями).
5. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами).
6.Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
6.Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
7. Среди предложений 1 – 7 найдите СПП с последовательным подчинением придаточных.
7. Среди предложений 8 – 14 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку по тексту администрации (диктант с тестовым заданием)
(2018 – 2019 учебный год)
11 класс
Косьба
(1)В каждой крестьянской работе должен быть свой талант. (2)Но нигде он так ярко не проявляется, как на косьбе, потому что здесь все становятся в ряд, друг за дружкой, и сразу видно, кто на что способен. (3)Каждая деревня знает своих лучших косцов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и втайне гордятся этим.
(4)У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец ли, старший ли брат, и каждый хочет, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шёл впереди и вёл всю растянувшуюся цепочку.
(5)Косцы радовались, увидев нас, спускающихся с холма. (6)Впрочем, никто из них не бросал прокоса на середине, но, дойдя до конца, пучком мокрой травы вытирал косу, а если прокос привёл к реке, то окунал косу в сонную воду. (7)Омоется с косы прилипшая к ней травяная мелочь, и, когда вскинет косец её на плечо, будут стекать с острого носка речные капли.
(8)Положив под себя свежекошеной травы, косцы рассядутся завтракать, но не очень близко друг к другу. (9)С одной стороны, чтобы далеко не идти, а с другой стороны, боязно: вдруг у соседа блины окажутся белее наших! (10)Однако такая рассредоточенность косцов не мешает перекидываться шутками.
(11)Непременно (так уж заведено) каждый косец оставит и блинов, и молочка в пол-литровой бутылке. (12)Отойдя шагов двести-триста, мы рассаживаемся в кружок, и у нас начинается свой завтрак.
(По В. Солоухину, 179 слов)
Задание
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Из предложения 3 5 выпишите глагол правописание суффикса которого зависит от спряжения
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) произнос..шь, слыш..мый
2) относ..шься, надума..шь
3) засмотр..шься, реша..мый
4) невид..мый, разгон..шься
5) раска. ться, найд..нный
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1. произносИшь (личное окончание глагола 2 спр.), слышИмый (от глагола 2 спр.)
2. относИшься (личное окончание глагола 2 спр.), надумаешь (1 спр.)
3. засмотрИшься (личное окончание глагола 2 спр.), решаемый (от глагола 1 спр.)
4. невидИмый (суффикс причастия, образованного от глагола 2 спряжения), разгонишься (2 спр.)
5. раскаяться, найд енн ый
НАПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Для успешного выполнения задания учащиеся должны знать:
—что такое личная форма глагола;
—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;
—как зависит написание суффикса причастия от спряжения глагола;
—в каких случаях написание суффикса причастия/деепричастия определяется спряжением, а в каких нет.
11.1 НАПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.
Правило определения спряжения глагола является базовым, основным правилом для ТРЁХ орфограмм, изложенных в этом пункте.
В зависимости от буквы в окончании все глаголы относят к I или II спряжению . Исключения составляют разноспрягаемые глаголы
Пояснения к таблице.
1. Если личное окончание находится под ударением, то определить спряжение глагола легко: в приведённых парах личные формы глаголов ИДТИ, ПЕТЬ и СИДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют ударные личные окончания.
Глагол относится к I спряжению, если его окончание содержит Е; УТ/ЮТ .
Глагол относится к II спряжению, если его окончание содержит И; АТ/ЯТ .
Слов с ударным окончанием достаточно много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.
Обратите внимание: появление приставки ВЫ не влияет на написание окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.
2. Вторые пары слов, личные формы глаголов ПИСАТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют ударения на окончании. В них написаны буквы Е- УТ и И -ЯТ только потому, что было установлено: это глаголы I и II спряжения. Список слов с безударным окончанием гораздо более обширен.
Спряжения слова с безударным окончанием определяют, исходя из того, на какие буквы оканчивается глагол в начальной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).
Обратите внимание : фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.
I спряжение | II спряжение | ||||||||
УТ/ЮТ | АТ/ЯТ | ||||||
ЕМ | ИМ |
Деепричастия (что сделав?) | |
Гласная буква—суффикс начальной формы— перед выделенными суффиксами ОДНА и та же, и она «перешла» вместе с основой начальной формы глагола, от которой обе формы образованы.
Приведём словообразовательные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).
11.2.3 Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Формы страдательных причастий образуются от основ инфинитива при помощи суффикса ЕНН или НН.
Если основа глагола оканчивается не на ИТЬ, то есть с сохранением гласной буквы основы, например:
ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;
замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;
обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.
Таким образом, перед НН пишется та же самая буква, что и в основе инфинитива.
Если основа глагола оканчивается на ИТЬ, то есть с усечением гласной буквы основы, например:
УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН;
подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН;
закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН.
Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.
Отдельно стоит отметить случаи, если основа глагола оканчивается на ЕТЬ: некоторые лингвисты считают в причастиях суффикс ЕНН, другие видят два суффикса, Е и НН:
УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, указаны два суффикса;
рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, указан один суффикс.
При разном подходе к определению состава слова написание буквы Е перед НН остаётся неизменным.
Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.
Этим же правилам подчиняются и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида:
пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суффикс И усекается, добавляется ЕН;
вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;
сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.
Ряд слов, образованных от ПОХОЖИХ глаголов нужно отметить особо.
выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть);
развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕннный товар (взвесИть);
замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вывалИть).
Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов
измучЕННый (измучИть), слова «измучанный» нет;
измерЕННый (измерИть, что сделать?, от измерЯть причастия прошедшего времени не образуется);
Рабочая программа педагога Чуракова Ирина Александровна
Главная > Рабочая программа
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Входной контрольный диктант
1.Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. 2.На самом деле их не так уж много. 3.Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.
4.Звезды – это те же солнца. 5.Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.
6.Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. 7.Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты.8. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.
9.И расположение звезд в созвездиях, и расстояния их друг от друга кажутся неизменными. 10.Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. 11.Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. 12.Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. 13.По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет. ( 156 слов.)
Текст взят из книги «Уроки русского языка в 8 классе»(итоговый контрольный диктант) Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2000. (стр. 174)
1.Из предложения 1 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.
2.Из предложений 4-8 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
3.Из предложения 3-5 выпишите причастие с двумя нн.
4.Замените словосочетание русская женщина, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление
5.Выпишите грамматическую основу предложения 1.
6. Выпишите из предложений 6-9 предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством.(ами)
7.среди предложений 2-8 найдите предложение с вводной конструкцией
8.Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
1.Из предложения 7 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.
2.Из предложений 9-13 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
3.Из предложения 3-5 выпишите глагол, правописание суффикса которого зависит от спряжения.
4.Замените словосочетание парчовая ткань, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление
5.Выпишите грамматическую основу предложения 5.
6. выпишите из предложений 1-5 предложение(я) с обособленным(и) определениями
7.Среди предложений 10-13 найдите предложение с вводной конструкцией
8.Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
1 четверть (9 класс) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
(с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненные предложения»)
«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.
Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» 1 и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.
Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова. », на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце XVIII века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов.)
Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.
Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам » ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями во-ду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.
Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале — точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.
Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде
ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна,
медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.
Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!
Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)
Текст взят из книги «Уроки русского языка в 9 классе:» Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2008. (стр. 116)
Тесты
по теме «Сложносочиненное предложение»
1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными.
Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с
помощью интонации и союзов или союзных слов.
B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
2. Союз, связывающий части сложного предложения
Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является.
A. подчинительным
Б. соединительным
B. разделительным
Г. противительным
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?
A. и, да (в значении и), ни — ни, тоже
Б. или (иль), либо, то
то, не то — не то
B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же
4. Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.
B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное
5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку , строгое выражение глаз не изменилось.
Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.
В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
Прочитайте предложение Выпал снег и. Продолжите его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза и.
10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение
Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.
11. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [двусоставное].
А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.
12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания
A, Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на
лошадь и мы выехали за ворота крепости.
Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.
B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.
Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.
13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:
а) [двусоставное], и [безличное];
б) [безличное], [однако . двусоставное];
в) [безличное], и [безличное].
Дополните предложение Мой рассказ слушали равнодушно, и потому. указывая на следствие.
Тесты
по теме «Сложносочиненное предложение»
1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.
Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.
2. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же
было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи.
A. подчинительного союза
Б. союзного слова
B. сочинительного союза
Г. интонации
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?
A. и, да (в значении и), ни — ни, тоже
Б. или (иль), либо, то — то, не то — не то
B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же
4. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное
5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
A. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
B. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ланд В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок
7. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и .. Продолжите его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [безличное].
A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.
B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.
10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
В. Уже вечерело и народ возвращался с полей. Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
11. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза ы.
К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
12. Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.
Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.
13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:
а) [безличное], [зато . двусоставное];
б) [двусоставное], [также . двусоставное];
в) [неопределенно-личное], и [двусоставное].
14. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого. указывая на следствие.
(9 класс. 2 четверть )
Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.
И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, понесся над обнаженными полями.
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.
1) Здесь Кусаку никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями.
2) В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусака
Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.
1). Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
2). Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи
Текст взят из книги «Уроки русского языка в 9 классе:» Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2001. (стр. 116)
(9 класс. 3 четверть )
Кусака долго м..талась по следам уех..вших людей доб..жала до станции и – пр..мокшая грязная – в..рнулась ..братно. Здесь она пр..делала то чего н..кто однако не видел взошла на террасу и пр.п.днявшись на задние лапы поскр.бла когтями. В комн.тах было пусто и н.кто не ответ.л Кусаке.
Нач.лся частый дождь и от.всюду стал н.двигат.ся мрак осен.ей ночи. Быстро и глухо он заполн.л пустую дачу бе.шумно вып.лзал он из кустов и вместе с д.ждем лился с (не)приветливого неба. На тер.ас.е с к.торой была сн.та п.русина отчего она к..зал.сь стран.о пустой свет долго еще п.чально оз.рял сл.ды грязных ног но скоро уступил и он.
И когда уже (не)было с.мнений что н.ступила ночь собака жал.бно з.выла. Зв.нящей острой как отча.нье нотой в.рвался вой в м.нотон.ый шум дождя прорезая тьму понесся над обнаж.н.ыми полями.
И тому кто слышал его к.зал.сь что стон.т и рвется к свету сама бе.просветно..темная ночь. и х.телось в тепло к яркому огню к любящ.му сердцу
Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.
1) Здесь Кусаку никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями.
2) В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке
Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.
1).Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
2), Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи
Тестовые задания по теме «Сложноподчиненные предложения»
1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочинёнными, сложноподчинёнными.
Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.
B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
2. Союз, связывающий части сложного предложения: «Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре», является.
A. Подчинительным.
Б. Соединительным.
B. Разделительным.
Г. Противительным.
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?
A. Тоже, и, да (в значении И), ни-ни.
Б. Или (иль), либо, то-то, не то.
B. Однако, а, но, да (в значении НО), зато, же.
4. Определите вид предложения: «Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели жёлтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга».
B. Сложноподчиненное.
Г. Бессоюзное.
5. Найдите среди данных предложений сложносочинённое.
A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чём не хотелось думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.
6. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз изменилось.
Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.
В предложение: «Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов» вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
Прочитайте предложение: «Выпал снег и . », продолжите его дважды, добавив:
а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
9. Запишите предложение: «Надвинулась туча, и подул сильный ветер», вставив обособленный оборот после союза И.
10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом И. Запишите полученное предложение.
Приближается теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег
11. Укажите предложение (знаки препинания в них не расставлены), структура которого соответствует схеме:
[безличное], и [двусоставное].
A. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
B. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.
12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
A. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.
B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.
Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени милые моему сердцу.
13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам.
A. [двусоставное ], и [безличное].
Б. [безличное], и [однако. двусоставное].
B. [безличное], и [безличное].
14. Дополните предложение: «Мой рассказ слушали равнодушно, и потому. », указывая на следствие.
Тестовые задания по теме «Сложноподчиненные предложения»
1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.
Б. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.
2. Прочитайте предложение: «Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое». Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи:
A. подчинительного союза;
Б. союзного слова;
B. сочинительного союза;
Г. интонации.
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?
A. Тоже, и, да (в значении И), ни-ни.
Б. Или (иль), либо, то-то, не то — не то.
B. Однако, а, но, да (в значении но), зато, же.
4. Определите вид предложения: «Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель».
B. Сложноподчиненное.
Г. Бессоюзное.
5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
6.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней . Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
7. В предложении «Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок» опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
8. Прочитайте предложение: «Отец заправил бензином машину и . ». Продолжите его дважды, добавив:
а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
9. Укажите предложение (знаки препинания не расставлены), структура которого ответствует схеме: [безличное], и [безличное].
A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.
B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.
10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
A. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
B. Уже вечерело и народ возвращался с полей.
Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза И: «К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной».
Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом И. Запишите полученное предложение.
Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.
13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схеме.
A. [безличное], [зато . двусоставное].
Б. [двусоставное], [также . двусоставное].
B. [неопределенно-личное], и [двусоставное].
14. Дополните предложение: «Тучи закрыли небо, и от этого. », указывая на следствие.
9 класс. 4 четверть
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»
К-1. Выпишите сложноподчиненные предложения с союзами кто, какой, расставляя знаки препинания.
I. 1. Кто б смел искать девчонки нежной в сей величавой в сей небрежной законодательнице зал? 2. О взгляни приветно в час разлуки на того кто с гордою душой (не)боится ни людей ни муки кто умрет за честь страны родной. 3. Кто живет без печали и гнева тот не любит Отчизны своей. 4. Тот кто вид_л хоть однажды этот край и эту гладь тот почти березк_ каждой ножку рад поцеловать. 5. Кто на лавочке сидел кто на улицу гляд_л Толя пел Борис молчал Николай ногой к_чал.
II. 1. Такая чудесная погода какая бывает ре_ко в апреле. И вороны кричат
(по)весеннему упорно и страс_но. Забормотал тетерев и кто(то) в деревн_ запел на всю округу. 2. Какая (не)обыкновенная картина предстала нашим очам.
К-2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и указывая средства связи между частями (союзы или союзные слова).
Читайте побольше сер_езных книг где язык строже и дисц_плинированней чем в беллетристике.
Взор охв_тил лишь ширь земную Где тесно лишь для пустоты. И в чащу он проник лесную Где (н_)где прятаться в кусты.
И вдруг в лучах утре_него солнца я увид_л бронзовую скульптуру Ярославны: она стояч ла на уступе откуда открывались подернутые дымкой путивльские дали. В те дни когда мне были новы Все впечатленья бытия Тогда какой(то) злобный гений Стал тайно посещать меня. Я смотрел в сторону откуда могли ко мне прийти.
Не хотелось возвращаться из того райского уголка земли куда волею судьбы мы попали совершенно (не)ожиданно.
. К-3. Спишите предложения, вставляя слово который в нужном падеже. Расставьте знаки препинания. Укажите тип придаточного и средства связи между частям ми. Составьте схемы сложноподчиненных предложений
Вполне естестве_но чу_ство грусти у каждого человека вынужде_ного ра_таваться с любимым делом посв_тил свою жизнь.
Нельзя забывать того первого человека стал нуждаться в тебе.
Любовь к людям это ведь и есть крылья человек поднимается выше всего.
Многие из людей я был едва знаком поддерживали меня в трудную минуту. |
Ты не можеш_ даже и думать о чем(нибудь) и мечтаеш_ только о том что(бы) пришла твоя собака единстве_ное (по)видимому существо ты привязан.
Ланской вышел имея как всегда неизменно «надменную фигуру» впрочем содержалось довольно доброе сердце.
К-4. Исправьте ошибки в сложноподчиненных предложениях. Укажите союзы или союзные слова. Составьте схемы сложноподчиненных предложений и определите типы придаточных.
1. Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах. 2. Сто ло жаркое лето на подоконнике, когда расцвели кактусы. 3. Когда распустились листья, hi деревьях в траве застрекотали кузнечики. 4. У меня был инструмент для выпиливания npи помощи, которого решалась задача. 5. Я не выучил правило на основании которого решалась задача. 6. Мы издалека увидели наш дом на крыше которого вертелся флюгер. 7. Мы ходили на экскурсию в течение, которой я много узнал.
К-5. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите предложение, в котором заключена основная мысль. Соедините простые предложения в сложноподчиненные. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите способ соединения частей предложение (союзы или союзные слова). Постройте схемы сложноподчиненных предложений. Укажите типы придаточных предложений.
Не реже двух раз в год книги в домашней б_блиотеке надо чистить щ_ткой или тряпк Пыль и сырость враги книги. Если в книжных «шкафах п_явилась сырость книги следует п тереть сухой тряпкой. Шкафы нужно оставлять открытыми. Тогда они хорошо проветри ются.
К-6. Прочитайте текст. Соедините, где возможно, простые предложения в слноподчиненные. Запишите, расставляя знаки препинания. Укажите способ связи межд ду частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы лучившихся сложноподчиненных предложений. Определите тип придаточных преложений.
Московский ун_версите т основан по иниц_ативе М. В. Ломоносова — великого русск уч_ного. Он всегда являлся центром русской науки и проевщения. В университете имее 23 факультета. В систему учреждений МГУ входят четыре научно(исследовательских) ститута, учебно(научные) станц_и, астр_номическя обс_рватория, ботанический библ_отеки, издательство и типография.
К-7. Прочитайте статью. Озаглавьте ее. Вставьте знаки препинания. При спис вании объедините, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные. связаны части сложноподчиненных предложений (союзами или союзными словам
Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Запишите одним предложением, что такое конспект.
В тексте всегда есть основная мысль. Но живет она там не одна. Если бы в книгах была только основная мысль то наверное они состояли бы только из одних заголовков. Можно сравнить книгу с машиной. В машине основная деталь мотор. Но если не будет остального колес руля тормозов машины все(таки) не будет. Так(же) и в тексте кроме основной есть еще и другие важные мысли проблемы «подтемы». Если их найти и пересказать то получится краткий пересказ а если записать конспект.
К-8. Прочитайте текст и запишите его основную мысль. Перестройте, где возможно, простые предложения, объединив их в сложные. Запишите, расставляя знаки препинания. Укажите способ связи между частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Укажите типы придаточных предложений.
Пам_ть бывает разная. Есть память чу_ств. В ней хр_нятся радости и п_чали. Есть пам_ть ума. Она сохр_няет обдума_ное, понятное. Можно помнить вкус дыни которую вы ели месяц назад потому что у вас есть пам_ть на вкусовые ощущения. А есть еще пам_ть на зап_хи.
Людям во всем помогают разные виды пам_ти. Но что(бы) они (по)настоящему выручали о них надо заботиться тр_нировать и разв_вать
К-9. Прочитайте текст. Запишите его основную мысль. При списывании соедините, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные. Расставьте знаки препинания. Укажите способ связи между частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Укажите тип придаточного.
Сахарный сок у клена (в)первые обнаружили л_нивые женщины. Так гл__сит старая л_генда (североамериканских индейц_в ирокезов. Такие хозяйки что(бы) не идти к отд_лен_ому роднику за чистой водой надрезали кору ближнего рослого клена и наб_рали полные горшки сока. Эти женщины соверше_но (не)ожида_но прославились как искус_ные поварихи. Все их кушанья были вкусными и сла_кими.
Больше всего сахара содержится в соке сахарного клена. Его еще называют сахарным деревом. Содержание сахара в сок_ такого клена достигает 3%.
К-10. Прочитайте предложенный текст и его основную мысль, сформулированную ниже. Верна ли она? Если нет, исправьте ее и дополните. Соедините, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные. При записывании расставьте знаки препинания. Определите средства связи между частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Определите тип придаточных предложений.
Трудно предпол_жить что такая простая и (не)обходимая процедура как умывание лица имеет свою курьезную историю. В XVIII веке например (не)обходимо было спец_альное предписание врача. С его помощью можно было заставить францу_кого короля Людовика XV умыться. Во Франци_ в те времена сч_талось что после умывания водой лицо становится чу_ствительным к холоду грубее и летом сильно заг_рает.
Нужно исполнять предписания врача.
К-11. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков союзы или союзные слова.
1. После обеда в больш_м зале поставили рядами стулья с большими спинками
стали соб_раться на собрание должен был проповедовать приезжий Кизиветер. 2. Прасковья Федоровна Михель была самая пр_влекательная умная бл_стящая девушка того кружка вращался Иван Ильич. 3. То переб_рая впеч_тления прошедшего ср_жения то радос_но вообр_жая впечатления он производит известием о победе вспоминая проводы главнокомандующего и товарищей князь Андрей ск_кал в почтовой бричке испытывая чу_ство человека долго ждавшего и (на)конец достигшего начала желаемого счастья. 4.Князь Андрей не только после своего пут_шествия но и после своего похода во время
был лиш_н всех удо_ств чистоты и изящества испытывал приятное чу_ство отдыха среди тех р_скошных условий жизни он пр_вык с детства.
К-12. Отредактируйте текст, устранив ошибочное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания.
Только нужный примет который используется в практик_ получает наим_нование. Грибники дают название только тем грибам которые они соб_рают у (не)с_едобных(же) которые (н_)кто (не)б_рет далеко не всегда есть название. Перевод гриба который ранее не употреблялся в пищу в класс с_едобных связан с тем что он пр_обретает имя. Слово как(будто) прор_стает с позн_ваемым пр_дметом.
К-13. Отредактируйте текст, устраняя неоправданное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания.
Что вы знаете о продолжительност_ жизн_ цветов которые р_стут (во)круг наших домов в наших садах и парках?
Куст пиона на одном месте может прожить 16-20 лет. Десятки лет живут кусты с_рени и жасмина. Известен сорт ириса который был выв_ден более ста лет назад. Он размножался все эти годы и жизнь его (не)пр_кратилась до нынешнего времени.
О (не)обычном долголетии_ розовых кустов которые кажутся такими хрупкими и (не)долговечными можно ра_казывать легенды. В Ясной Полян_ сохр_нились кусты роз которые цвели еще при жизн_ Л. Н. Толстого. В Германии_ известен куст розы которая живет 500 лет.
К-14. Спишите, исправляя ошибки в расстановке знаков препинания. Укажите тип придаточного предложения.
1. Искусство художника р_стет вместе с народом который, он изображает. 2. Только творя мы можем получить все то, счастье которое дает свободный труд. 3. Бывает храбрость которую, опасность сама пор_ждает. 4. Опасность — всегда существует для тех, кто ее боится. 5. Самый счастливый человек, тот который дает счастье наибольшему числу людей. 6. В ком нет любви к стране родной, те сердцем, нищие калеки. 7. Лживое лицо скроет все что, задумало коварное сердце. 8. Не в количестве знаний заключается образование но в полном понимании и искус_ном признании, всего того что знаешь.
К-15. Спишите, расставляя знаки препинания и согласовывая союзные слова.
1. Я угнездился под деревом у котор_ сучья начинались ни_ко над землей и следовательно могли защитить меня от дождя и полюбовавшись окрес_ным видом заснул себе бе_мятежным сном котор_ знаком одним охотникам. 2. Муромский как образованный европеец под_ехал к своему противнику и учтиво его пр_ветствовал. Берестов отвечал с та-ким(же) усердием с каков_ цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого.
К-16. Из каждой пары простых предложений составьте сложноподчиненное с придаточным определительным. Определите, где это можно, число, род и падеж союзного слова. Подчеркните в главном предложении слово, которое ж придаточном предложении заменено союзным.
Древним грекам хорошо было известно масло. Его они употребляли не столько как продукт питания сколько в качестве крема для кожи и волос.
В некоторые сорта зеленого чая в Китае добавляют лепестки жасмина. Они придают напитку особый вкус и аромат.
Чай для тибетцев (не)напиток а еда что(то) (в)роде супа. Он варится в котлах и подается в плоских чашках с солью маслом и молоком.
Некоторые жители Аляски из племени квакиутль любят есть снег. Его взбивают до «густых сливок» смешивают с рыбьим жиром ч__рной патокой и сырыми ягодам
http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=346
http://gigabaza.ru/doc/62041-p4.html