Из предложения 8 10 выпишите слово в котором правописание суффикса

Из предложений 8—10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных, образованных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН»

(8)Я давно забыл о нём, а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. (9)Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом, как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая, что я уезжаю навсегда. (10)Он стал совсем седым и старым.

Из предложения 8 10 выпишите слово в котором правописание суффикса

Из предложений 8—10 выпишите слово, в котором правописание суффикса является

исключением из правила.

(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» — и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», — ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.

(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.

(8)А вот совсем другое дело — кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это — счастье. (14)Это — кино.

(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча — и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение.

(20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана — «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». (22)Театр на это не способен, да и не претендует.

(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, — притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, — правда. (27)Театр — для взрослых, кино — для детей.

* Толста́я Татьяна Никитична (род. в 1951 г.) — современная писательница, телеведущая, филолог.

(8)А вот совсем другое дело — кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н. С. Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. Кино для тех, кто любит сны и чудеса».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Тире—знак очень широкого употребления. Оно означает всевозможные пропуски: пропуск связки в сказуемом, пропуск членов предложения в неполных и эллиптических предложениях, пропуск противительных союзов. Но наряду с этим Н. С. Валгина, известный специалист по пунктуации и синтаксису, писала о том, что тире может быть и показателем «неожиданности» — смысловой, композиционной, интонационной; в таких случаях знак передает эмоциональную напряженность речи.

Обратим внимание на то, сколько раз встречается этот знак в рассказе Т. Толстой. Много, непривычно много для текста, в котором нет диалога. Для чего же автору нужен этот знак?

Обратимся к части предложения 3: «…Скажи, Лаура, который год тебе?» — и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», — ужасное смятение и стыд смяли меня…» и попробуем увидеть особую роль тире в этом предложении. Неожиданный эффект от слов Лауры, мгновенность возникших ощущений переданы не только «резкими» словами «гавкнула», «смяли», но и при помощи тире. Попробуем мысленно заменить тире на запятые или точки—и эта напряжённость пропадает.

В предложении 16 (Стрекотание проектора, удар луча — и всё, понеслось) динамичность момента ещё более заметна. Ведь кино для автора всегда начинается стремительно, молниеносно, поэтому здесь нет места простой паузе-запятой, и нужно только тире—знак неожиданности, напряжённости и переполняющей душу радости. Слово «понеслось» только усиливает этот эффект, и мы, читатели, как будто сами оказались в кинотеатре и замерли перед экраном.

Знаки препинания часто связаны с авторским осмыслением написанного, обычно они передают эмоциональный строй речи и входят в понятие «слога писателя». Пунктуация выдающихся мастеров художественного слова—свидетельство богатства ее стилистических возможностей. И мы видим, как мастерски Т.Толстая использует тире, подтверждая правоту высказывания о том, что «при помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».

15.2 Не одну сотню лет радует зрителей, и воспитывает, и бередит душу театр. Театр принято считать храмом искусства. Сравнительно недавно появился такой вид искусства, как кино, которое погружает нас в мир желаемый, заманчивый и привлекательный. Об этих различиях театра и кино говорит Татьяна Толстая.

Несмотря на то что «в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка» (предложение номер 4), героиня не любит театр, что-то в нём для неё обманчиво, неестественно, противоречиво. Именно поэтому театр — не её храм.

Другое дело— кино. Кино героиня любит, потому что понятнее, ближе. От кино она, как и тысячи других зрителей, ждёт «полного преображения, окончательного обмана — «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда» (предложение номер 21).

Сегодня человек уже не может представить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок. Невозможно сказать наверняка, какой из видов искусства сильнее действует на человека, какой приносит большее удовольствие. Каждый может выбрать то, что ему ближе, привлекательнее.

15.3 Сегодня человек уже не может представить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок. В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно мыслям и думам читателей, зрителей, слушателей.

В тексте Татьяны Толстой размышления героини о кино. Кино — один из видов искусства. Кино любят многие, потому что оно понятнее, ближе. От кино она, как и тысячи других зрителей, ждёт «полного преображения, окончательного обмана — «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».

Большое влияние на умы и души людей в современном мире имеет музыка. Трудно себе представить, что музыка вдруг возьмёт и исчезнет из нашей жизни. Если грустно, звучит музыка. Если есть повод для радости, опять мы слушаем музыку. К сожалению, такая потребность стала поводом для засилья низкопробной музыки, а это противоречит назначению искусства — заставлять думать, побуждать чувства, звать к действию.

Невозможно сказать наверняка, какой из видов искусства сильнее действует на человека, какой приносит большее удовольствие. Каждый может выбрать то, что ему ближе, привлекательнее.

«Правописание суффиксов». Отработка задания 5 ОГЭ по русскому языку

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН».

(8) «Не обижайся, — наговаривал он, — что я возьму тебя, я возьму тебя чтоб ты не пропала напрасно, чтоб не упала на землю и не сгнила, никому не дав пользы». (9) И как приятно было, не заглядывая в бидон, ощущать его все возрастающую и возрастающую тяжесть, а потом, опуская ягоду, словно бы ненароком натолкнуться рукой на его поднявшееся теплое нутро: так быстро! (10) И идти с наполненным бидоном к шалашу, постоять подле ведра, прежде чем высыпать в него, засмотревшись на парную и живую, томно дышащую-каждая ягодка отдельно-светло-глянцевую синеву сбора.

2. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН».

(4) Но огонь горел хорошо, дядя Митяй, перед тем как окончательно укладываться, навалил на костер, положив их рядом, две сухие лесины, которых должно было хватить надолго. (5) Саня сидел и смотрел, как мечутся по этим лесинам маленькие древесные муравьи, как отгорает и опадает щепа, обнажая источенное ими, похожее на опилки, зернистое крошево. (6) Дождь стал примолкать, во вздымающемся воздухе ощутимо донесся запах можжевельника и кедровой смолы.

3. Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отыменных прилагательных, образованных с помощью суффикса-ЕНН-, пишется НН».

(8) Крылатые ели как большие птицы; березы точно девушки. (9) Темной рукой бабушка срывает травы о таинственной силе папоротника, клейкого иван-чая, пыльной травы-плавуна. (10) Дед рубит валежник, а я должен сносить нарубленное в одно место, но я незаметно ухожу в чащу, вслед за бабушкой, — она тихонько плавает среди могучих стволов и, точно ныряя, все склоняется к земле, осыпанной хвоей.

4. Из предложений 10-14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н».

(10) Лебедь красиво подплыл, вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых черных ногах, направился к избушке. (11) Старик Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой. (12) Он все лето ходил босой и без шляпы. (13) Загорелое широкое лицо было изборождено глубокими морщинами. (14) Серые глаза его светились добротой.

5. Из предложений 6-13 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

(6) Как-то раз пошел Алеша с дедом в лес. (7) Подошли к питомнику и видят, что калитка открыта: хлопает на ветру, а щеколда у нее оторвана.

— (8) Да, — засмеялся дед. – (9) То ли дело наша калитка: и синей приметной красочкой покрашена, и петельки нутряным сальцем смазаны, и щеколда у нее звенит, как музыка. (10) Вышли на просеку. (11) Смотрит Алеша – деревянная скамейка стоит, в землю вкопанная, почернела от времени, столбики мохом поросли. (12) Обрадовался Алеша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. (13) Хорошо!

6. Из предложений 7-14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

— (7) Поиграй со мной, — попросил Маленький принц. — (8) Мне так грустно…

— (9) Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. – (10) Я не приручен.

— (11) А как это – приручить? – спросил Маленький принц.

— (12) Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. – (13) Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14) Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц.

7. Из предложений 18-26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

(18) Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа. (19) Она ела для того, чтобы не умереть. (20) Она ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить. (21) … Когда все было съедено, Коста сказал:

— (22) Идем. (23) Погуляем.

(24) Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. (25) У нее были тяжелые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка. (26) В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и ее обломки прибило к берегу.

8. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на – о (- е) пишется столько Н, сколько было в причастии, от которого оно образовано».

— (4) Почему ты зеваешь?! -раздраженно спрашивала Женечка – так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну – маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом. (5) Она была уверена, что он зевает от скуки. (6) Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

9. Из предложений 10-14 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.

(10) Однажды Андрюша принес в стеклянной банке большого паука. (11) Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту. (12) С этого и началось… (13) Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. (14) Андрюша сразу догадался, в чем дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущенно сказала учительнице…

10. Из предложений 6-19 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (или исключением).

— (6) Горит, — рассеянно ответил отец, думая о своем.

— (8) Как будто выселенная деревня за городом.

— (9) Что? – вскинулся Толик. – (10) Темка! (11) Там Темка!

(12) Толик ринулся вперед, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13) Он несся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14) Он мчался как бешеный, не думая ни о чем, кроме Темки. (15) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперед. (16) Он узнал отца. (17) Горело с той стороны, где еще утром были дома. (18) Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с черной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19) Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.


источники:

http://rus-oge.sdamgia.ru/test?pid=4695

http://infourok.ru/pravopisanie-suffiksov-otrabotka-zadaniya-oge-po-russkomu-yaziku-1853550.html