Издавна русские считались храбрыми воинами сказуемое

Презентация к уроку «Виды сказуемых»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Виды сказуемых Глагольное Именное Только составное Простое Составное

Простое глагольное сказуемое В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом – глаголом какого-либо наклонения (изъявительного, условного и повелительного): Пословица недаром молвится Молвится– простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в изъявительном наклонении настоящего времени.

Способы выражения простого глагольного сказуемого 1. Глагол какого-либо наклонения (изъявительного, условного и повелительного): Сейте разумное, доброе вечное! Сейте – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении.

Способы выражения простого глагольного сказуемого 2) Глагол в форме простого или сложного будущего времени: Я вам спою… Спою – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении простого будущего времени. Ещё я долго буду петь. (С. Есенин) Буду петь – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении сложного будущего времени.

Способы выражения простого глагольного сказуемого 3) Глагол быть со значением наличия, существования: На рассвете был туман Был – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении простого будущего времени.

Способы выражения простого глагольного сказуемого 3) Фразеологический оборот Мы легко нашли общий язык Нашли общий язык– простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологическим оборотом.

Составное глагольное сказуемое Основная часть (инфинитив) Выражает основное лексическое значение сказуемого Выражает грамматические значения наклонений и дополнительные лексические значения Вспомогательная часть

Дополнительные лексические значения вспомогательного глагола начало, продолжение и конец действия (стал читать, продолжал говорить, начал петь, перестал разговаривать, кончил работать ): По реке и кустам начинает шуметь редкий тёплый дождь.

Дополнительные лексические значения вспомогательного глагола Желательность, возможность, необходимость действия (хотел читать, мог говорить): Всем хотелось принять участие в вечере

Дополнительные лексические значения вспомогательного глагола 3) Эмоциональная оценка действия (люблю читать, ненавижу писать): Люблю смотреть на родные просторы.

Дополнительные лексические значения вспомогательного глагола Вспомогательная часть может быть выражен кратким прилагательным или причастием, а также категорией состояния и словами со значением желательности, необходимости и возможности (должен, готов, рад, надо, можно, необходимо, нужно, нельзя, грустно, весело, приятно, хорошо, обязан, намерен и др.): Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной.(А. Пушкин)

Учитель начал говорить о предстоящем экзамене. начал говорить – составное глагольное сказуемое; говорить – основная часть, выражена инфинитивом; указывает на лексическое значение сказуемого. начал – вспомогательная часть, выражена глаголом в изъявительном наклонении прошедшего времени; указывает на грамматическое значение сказуемого. Разбор составного глагольного сказуемого

Молодой Дубровский хотел заняться делами. Тигр должен был пройти близко от нас. Сестра решила приехать к нам на каникулы. Укажите главные члены предложения и способы их выражения.

Начинающий драматург решил написать пьесу. Скоро она будет поставлена в театре. Постановкой пьесы стал заниматься талантливый режиссёр. Роли в пьесе будут исполнять молодые актёры. Они часто остаются в театре и продолжают репетировать допоздна.

Молодой Дубровский хотел заняться делами. Тигр должен был пройти близко от нас. Сестра хотела приехать к нам на каникулы. Укажите главные члены предложения и способы их выражения.

Начинающий драматург решил написать пьесу. Скоро она будет поставлена в театре. Постановкой пьесы стал заниматься талантливый режиссёр. Роли в пьесе будут исполнять молодые актёры. Они часто остаются в театре и продолжают репетировать допоздна.

Составное именное сказуемое Глагол-связка Выражает основное лексическое значение сказуемого Выражает грамматические значения наклонений и дополнительные лексические значения Именная часть

Глагол-связка Глагол быть (в настоящем времени – нулевая связка): Вода в реке вчера была очень тёплая.

2) Глаголы стать, становиться, казаться, являться, считаться, называться, представляться и др. Глагол-связка

3) Глаголы движения (прийти, приехать , вернуться, сидеть, стоять и др. Осень в этом году наступила тёплая и лучезарная. Глагол-связка

1. Имя существительное: А.Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов… Он был матросом, грузчиком, … золотоискателем… (К. Паустовский) Именная часть и способы её выражения

2. Имя прилагательное: 1) Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. (А. Пушкин) 2) Ночь была тёплая, тёмная и тихая. (Л. Толстой) Именная часть и способы её выражения

3. Краткое причастие: Вся комната янтарным блеском озарена. (А. Пушкин) 4. Категория состояния: Мне грустно потому, что весело тебе. (М. Лермонтов) Именная часть и способы её выражения

5. Цельное словосочетание: /Виктор Владимирович Виноградов был первым настоящим учёным/, (которого мне пришлось встретить). (В. Белошапкова) Именная часть и способы её выражения

6. Фразеологический оборот: Он ростом был с пожарную каланчу. Николай был мастером на все руки. Именная часть и способы её выражения

День был солнечный. был солнечный – составное именное сказуемое; солнечный – именная (основная) часть, выражена именем прилагательным; указывает на лексическое значение сказуемого. был – глагол-связка, выражена глаголом в изъявительном наклонении прошедшего времени; указывает на грамматическое значение сказуемого. Разбор составного именного сказуемого

Найдите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых

[Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят], [лишь в бору поникши ели зелень мрачную хранят]. Зверь отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. И душно кажется на родине. Готов был, ставши на колени, поступком называть мечты.

[Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят], [лишь в бору поникши ели зелень мрачную хранят]. [Зверь отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит], [Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит]. 3) И душно кажется на родине. 4) Готов был, /ставши на колени/, поступком называть мечты. 5) Я должен был узнать людей.

//Листья пожелтели, и кружатся, и летят// — однородные простые глагольные сказуемые. //ели хранят// — простое глагольное сказуемое 2) //Зверь скрыться спешит// — составное глагольное сказуемое // месяц тускл — составное именное сказуемое и серебрит//- составное глагольное сказуемое 3) душно кажется — составное именное сказуемое 4) Готов был называть — составное глагольное сказуемое 5) Я должен был узнать — составное глагольное сказуемое

Чувства лучшие мои навек обмануты тобою. Ты мог быть лучшим королём. Я не могу любить другой. Являлся он средь их рядов. И те мгновенья были мук полны.

Чувства лучшие мои навек обмануты (составное именное) тобою. Ты мог быть лучшим королём(составное именное). Я не могу любить (составное глагольное) другой. Являлся (простое глагольное) он средь их рядов. И те мгновенья были мук полны (составное именное).

Я в этот миг готов пожертвовать собой. С моим названием станут повторять твоё. К погибшим люди справедливы. Мыслию иной я не был занят. Когда б я мог забыть!

Я в этот миг готов пожертвовать (составное глагольное) собой. С моим названием станут повторять (составное глагольное) твоё. К погибшим люди справедливы (составное именное). Мыслию иной я не был занят (составное именное). Когда б я мог забыть (составное глагольное)!

Я другую с нежностью люблю, хочу любить. Я даже злым толпе кажусь. Но ужель она проникнуть в сердце мне должна? Отучить не мог меня обман. Где бы я ни стал искать былую тишину…

Я другую с нежностью люблю (простое глагольное), хочу любить (составное глагольное). Я даже злым толпе кажусь (составное именное). Но ужель она проникнуть в сердце мне должна (составное глагольное)? Отучить не мог (составное глагольное) меня обман. Где бы я ни стал искать (составное глагольное) былую тишину…

1) Ему смешны слова привета. 2) /Как солнце зимнее прекрасно/, Когда, (бродя меж серых туч, На зимние снега напрасно Оно роняет слабый луч)! 3) /Тебе открыть мне было б больно/, как (жизнь моя пуста)… 4) Стану я тоской томиться… 5) Когда /(судьба тебя захочет обмануть) И (мир печалить сердце станет)/ – /Ты не забудь на этот лист взглянуть…/

1) Ему смешны (сост. им.) слова привета. 2) [Как (модальная частица) солнце зимнее прекрасно (сост. им.)], Когда, (/бродя меж серых туч/, На зимние снега напрасно Оно роняет (пр. глаг.) слабый луч)! 3) [Тебе открыть мне было б больно (сист. Им.)], как (жизнь моя пуста (сост. им.))… 4) Стану я тоской томиться (сост. глаг.)… 5) Когда [(судьба тебя захочет обмануть (сост. глаг.)) И (мир печалить сердце станет (сост. глаг.) )] – [Ты не забудь на этот лист взглянуть (сост. глаг.))] …

1) Он получает неба звуки, Он даром славы не берёт. 2) И новым преданный страстям, я разлюбить его не мог… 3) Было так нежно прощание… 4) И стали три пальмы на бога роптать. 5) Чужды вам страсти…

1) [Он получает (прост. глаг.)неба звуки], [Он даром славы не берёт]. 2) /И новым преданный страстям/, я разлюбить его не мог (сост. глаг.)… 3) Было так нежно (сост. им.) прощание… 4) И стали три пальмы на бога роптать (сост. глаг.). 5) Чужды (сост. им.) вам страсти…

Звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли. Ум мой озарять он станет лучом чудесного огня. Я должен был узнать людей. 4. Я б хотел забыться и заснуть (сост. глаг.).. (Из стихотворений М. Ю. Лермонтова)

Звуков небес заменить не могли (сост. глаг.). ей скучные песни земли. Ум мой озарять он станет (сост. глаг.) лучом чудесного огня. Я должен был узнать (сост. глаг.). людей. 4. Я б хотел забыться и заснуть (сост. глаг.).. (Из стихотворений М. Ю. Лермонтова)

Слышен чуткий храп коня. А рассвет уже всё заметнее. Три ночи путь их будет длиться. Пусть никакая печаль не тревожит детскую душу твою. 1. Простое глагольное сказуемое есть в предложении

В любом сочетании звуков дети предполагают какую-то закономерность. В осеннем солнечном лесу человек становится чище. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. Шумливы только мелкие речки. 2. Составное именное сказуемое есть в предложении

Самая большая радость в мире – это делать счастье для других. Большое дело – уметь подойти к разным людям без наигранной простоты. О самом прекрасном, о самом простом разговаривать будем мы. Человек без Родины – соловей без песни. 3. Составное глагольное сказуемое есть в предложении

Охвачено сердце тревогою смутной. От родимой земли журавли оторваться никак не могли. Звонкий месяц скоро выйдет погулять по крышам хат. Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах. 4. Простое глагольное сказуемое есть в предложении

От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова. Сбегутся песню слушать колосья на ветру. Издавна русские считались храбрыми воинами. Я пытался освоить разные жанры, вплоть до фантастики. 5. Составное глагольное сказуемое есть в предложении

Спит черёмуха в белой накидке. Есть спокойная гордость в молчании полей. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки тополей. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. 6. Составное именное сказуемое есть в предложении

Летние ночи Петербурга – это непрерывная вечерняя заря. Парус белый из тумана начинает выплывать. Вот если бы он был работником, то знал бы цену каждой копейке. Июльским утром пастухи в приаральских Каракумах увидели странное зрелище. 7. Простое глагольное сказуемое есть в предложении

Итоговое тестирование (проверка)

Слышен чуткий храп коня. А рассвет уже всё заметнее. Три ночи путь их будет длиться (сложная форма будущего времени). Пусть никакая печаль не тревожит детскую душу твою. 1. Простое глагольное сказуемое есть в предложении

В любом сочетании звуков дети предполагают какую-то закономерность. В осеннем солнечном лесу человек становится чище. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. Шумливы только мелкие речки. 2. Составное именное сказуемое есть в предложении

Самая большая радость в мире – это делать счастье для других. Большое дело – уметь подойти к разным людям без наигранной простоты. О самом прекрасном, о самом простом разговаривать будем мы. Человек без Родины – соловей без песни. 3. Составное глагольное сказуемое есть в предложении

Охвачено сердце тревогою смутной. От родимой земли журавли оторваться никак не могли. Звонкий месяц скоро выйдет погулять по крышам хат. Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах. 4. Простое глагольное сказуемое есть в предложении

От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова. Сбегутся песню слушать колосья на ветру. Издавна русские считались храбрыми воинами. Я пытался освоить разные жанры, вплоть до фантастики. 5. Составное глагольное сказуемое есть в предложении

Спит черёмуха в белой накидке. Есть спокойная гордость в молчание полей. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки тополей. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. 6. Составное именное сказуемое есть в предложении

Летние ночи Петербурга – это непрерывная вечерняя заря. Парус белый из тумана начинает выплывать. Вот если бы он был работником, то знал бы цену каждой копейке. Июльским утром пастухи в приаральских Каракумах увидели странное зрелище. 7. Составное именное сказуемое есть в предложении

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Соловьева Светлана ВикторовнаНаписать 2338 22.01.2017

Номер материала: ДБ-123651

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    22.01.2017 951
    22.01.2017 303
    22.01.2017 560
    22.01.2017 368
    22.01.2017 305
    22.01.2017 1740
    22.01.2017 1063

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Издавна русские считались храбрыми воинами?

Русский язык | 5 — 9 классы

Издавна русские считались храбрыми воинами.

Дерсу осторожно двинулся вправо и вперёд.

Задание : Сделать синтаксический разбор предложения + найти орфограммы в предложениях(безударная гласная, непроизносимая согласная т.

Д. Орфограммы могут быть любые!

) считались (сказ) храбрыми (опред.

)вправо и вперёд.

Оба предлож простые повеств.

, двусоставные, не осложнены

издавна — приставка из — пишем суффик А.

Вправо — приставка в — пишем суффикс О.

Издавна — давний считались — в корне И, т.

осторожно — сочетание — оро -.

10 слов на орфограмму : проверяемые безударные гласные в корне с проверочными словами?

10 слов на орфограмму : проверяемые безударные гласные в корне с проверочными словами.

10 слов на орфограмму : непроизносимая согласная.

10 слов на орфограмму : парная согласная.

10 слов на орфограмму : Ъ и Ь разделительный дам 30 балов за решение *.

Любые 10 слов с непроизносимыми согласными звуками?

Любые 10 слов с непроизносимыми согласными звуками.

Образец : поздний — опоздал.

Какая орфограмма в слове блюдца?

Какая орфограмма в слове блюдца?

Парная согласная или непроизносимая?

Примеры слов с орфограммой непроизносимые гласные и согласные в корне слова?

Примеры слов с орфограммой непроизносимые гласные и согласные в корне слова.

11. Подчеркни общее в способе проверки трех орфограмм : безударного гласного, парного согласного и непроизносимого согласного в корне слова?

11. Подчеркни общее в способе проверки трех орфограмм : безударного гласного, парного согласного и непроизносимого согласного в корне слова.

Расскажи орфограмму непроизносимые согласные в корне слова?

Расскажи орфограмму непроизносимые согласные в корне слова.

Сделайте синтаксический разбор предложения : И какой же русский не любит быстрой езды?

Сделайте синтаксический разбор предложения : И какой же русский не любит быстрой езды?

Написать 10 отдельных придложений с орфограммами удвоенные согласные непроизносимые согласные безударные гласные?

Написать 10 отдельных придложений с орфограммами удвоенные согласные непроизносимые согласные безударные гласные.

Общие способы проверки в 3 орфограммах : безударный гласный, парный согласный, непроизносимый согласный в корне слова?

Общие способы проверки в 3 орфограммах : безударный гласный, парный согласный, непроизносимый согласный в корне слова.

Записать по пять слов с каждой орфограммой ( двойные согласные, парные согласные , непроизносимые согласные, безударные гласные)?

Записать по пять слов с каждой орфограммой ( двойные согласные, парные согласные , непроизносимые согласные, безударные гласные).

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Издавна русские считались храбрыми воинами?, относящийся к уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов, вы открыли нужную страницу. В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.

Звонкие согласные никогда не подчёркиваются. Ну. Я впервые слышу об этом! Есть морфология, которая разделяет слово на гласные и согласные, на глухие и звонкие.

Была — сказуемое Наташа — подлежащее.

Была — сказуемое Подлежащие — Наташа.

Красивый (м. Р) красивое (с. Р) красивая (ж. Р) красивые (мн. Ч) Красивого(м р) красивого (с р) красивой (ж р) красивых (мн ч) Красивому незнаю красивой красивым красивого красивое красивую красивых красивым незнаю красивой красивыми о красивом н..

[Начинающие литераторы должны особенно крепко усвоить очень простую мысль] : [идеи не добываются из воздуха], [идеи создаются на земле], [почва их – трудовая жизнь]. [— ═] : [— ═], [— ═], [— — ═].

Весной солнышко греет, сияет. Ручьи журчат, плачут. Весна пришла наступила, проснулась. Птицы прилетают, вьют, поют.

Печёт, бегут, прилетела, чирикают! Надеюсь помогла.

Я с мамой, папой, сестрой и с братом поехали на речку. Мы прихали наречуюку и мы стали жарить шашлык, грибы. Мы стали купатся а папа нестал он остался на берегу ставить полатку. А у папы не получалоси и мы вылезли из реки и стали помогать папе. А..

Ручейку говорила река : Ты узок, а я широка! Ты мелок, а я глубока! Об одном позабыла река Что она началась с ручейка.

4. В этом ряду допущена ошибка в согласовании по роду при обозначении лица женского пола : 4) ОпытнАЯ секретарь Петрова составила список приглашенных. (верно : опытнЫЙ, м. Р. (секретарь) ; согласуется с ближайшим существительным) 5. В этом ряду до..

Вариант 1

Тренировочные тестовые задания курса «Односоставные предложения» развивают умение различать виды односоставных предложений и видеть их в сложных предложениях.

І. Чтобы правильно выполнить тесты данного варианта, прочитайте теоретические сведения.

В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причём оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения.

В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена:

  • подлежащего – сказуемое отсутствует,
  • сказуемого – подлежащее отсутствует.

Причём второй главный член предложения не нужен для смысла предложения.

По форме главного члена односоставные предложения делятся на 2 основные группы:

  • с главным членом – сказуемым
  • с главным членом – подлежащим.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым:

Односоставные предложения с главным членом – подлежащим:

Определённо-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа (я, ты; мы, вы) изъявительного и повелительного наклонения.

Брожу по рощам, по лугу, любуюсь каждым цветиком. (Н.Некрасов).

Назовите это стихотворение сказкой, повестию, поэмой или вовсе никак не называйте, издайте его в двух песнях, или только в одной, с предисловием или без; отдаю вам его в полное распоряжение. (А.Пушкин. Письмо Н.И.Гнедичу).

Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа (они) в настоящем, будущем и прошедшем времени.

Ни сказок о вас не расскажут, ни песен о вас не споют. (М.Горький).

Пшеница – элитная пища, ею кормили спортсменов во время Олимпиад.

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут иметь значение обобщённого лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом. Такие предложения называют обобщённо-личными.

Честь солдата береги свято. (Посл.).

В чужом доме не указывают. (Посл.)

Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.

Простое глагольное сказуемое в безличном предложении выражается следующими способами:

  • безличным глаголом: На улице вечереет.
  • безличной формой личного глагола: Пахнетсеном над лугами. (Майков).
  • возвратным глаголом в безличном значении: Мне не спится.
  • безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях: Герасима уже не было на дворе. (И.Тургенев)
  • словом (неизменяемой глагольной формой) НЕТ:Без труда нет отдыха. (Посл.).
  • неопределённой формой глагола (инфинитивом): Вам не видать таких сражений. (М.Лермонтов).

Составное глагольное сказуемое в безличном предложении выражается следующим способом:

  • безличным вспомогательным глаголом + неопределённая форма глагола: Над вашим предложением стоит подумать.Спать ему не хотелось.

Составное именное сказуемое в безличном предложении выражается следующим способом:

  • глаголом-связкой (может и отсутствовать) + именная часть (наречие, слово состояния или краткое страдательное причастие). В этот час было совсем тихо. (Л.Толстой). В избе жарко натоплено. (А.Чехов).В лесу тихо. Мне грустно.

Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее: Лес. Палатка. Плеск речной волны. (А.Яшин).

С частицами вот, вон назывные предложения приобретают указательное значение: Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов).

ІІ.Рассмотрите пример тестового вопроса варианта № 1 (с готовым ответом — *).

Укажите односоставное предложение.

Издавна русские считались храбрыми воинами. (А.Толстой).

Благолепна наша матушка-Москва златоглавая…(М.Загоскин).

В снегу, как в тёплой хате, тепло, уютно и безопасно. (По И.Вотякову). *

Желаем удачи в работе над данной темой!

Для теоретического и практического учебного материала использованы следующие источники:

1.Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.Дрофа, 2003.

2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. Просвещение, 1985.

3.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-11 кл.

4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

5.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростовн/Д: Легион, 2008.

6.Глебова Е. Русский язык. Учебник для 8-9 кл. ДЕКОМ, Нижний Новгород, 1994.

7.Войлова К.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. Дрофа, 2000.

8.Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. – М. Изд-во Эксмо, 2005.

9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Просвещение, 1999.

10.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2005.


источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/1397024_izdavna-russkie-scitalis-hrabrymi-voinami/

http://www.egeteka.ru/learning/course/russian/course181/lesson1565/