Изменение по падежам личных местоимений правописание

Склонение местоимений

Склонение место­име­ний — это изме­не­ние слов этой части речи по падежам.

Большинство место­име­ний рус­ско­го язы­ка скло­ня­ют­ся, хотя неко­то­рые из них име­ют толь­ко фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа (некто), име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа (нечто). Притяжательные место­име­ния «его», «её», «их» не изме­ня­ют­ся по паде­жам, чис­лам и родам. Это неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. Местоимения «таков», «каков» име­ют грам­ма­ти­че­скую фор­му, как у крат­ких при­ла­га­тель­ных, и тоже не скло­ня­ют­ся, а толь­ко изме­ня­ют­ся по родам и числам:

  • каков день, каков а про­бле­ма, каков о реше­ние, каков ы дети;
  • таков резуль­тат, таков а дей­стви­тель­ность, таков о дело, таков ы итоги.

Местоимения, при­над­ле­жа­щие к раз­ным раз­ря­дам, име­ют свои осо­бен­но­сти скло­не­ния. Рассмотрим, как изме­ня­ют­ся по паде­жам место­име­ния раз­ных семан­ти­че­ских групп.

Склонение личных местоимений

При скло­не­нии у лич­ных место­име­ний пол­но­стью изме­ня­ет­ся грам­ма­ти­че­ская фор­ма сло­ва. Личные место­име­ния харак­те­ри­зу­ют­ся обра­зо­ва­ни­ем суп­пле­тив­ных форм:

  • я — у меня;
  • ты — с тобой;
  • мы — от нас;
  • они — их.
Единственное чис­лоМножественное чис­ло
И.п.ятыон, оноонамывыони
Р.п.менятебяегоеёнасвасих
Д.п.мнетебеемуейнамвамим
В.п.менятебяегоеёнасвасих
Т.п.мной
(мною)
тобой
(тобою)
имеюнамивамиими
П.п.обо мнео тебео нёмо нейо насо васо них

Морфологической зако­но­мер­но­стью явля­ет­ся то, что в падеж­ных фор­мах с пред­ло­га­ми у место­име­ний 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла появ­ля­ет­ся началь­ное «н»:

  • он — у него, к нему, воз­ле него;
  • она — у неё, к ней, мимо неё;
  • оно — с ним, перед ним, око­ло него;
  • они — с ними, к ним, воз­ле них.

Склонение возвратного местоимения

Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет, что дей­ствие направ­ле­но на само­го про­из­во­ди­те­ля дей­ствия. Исходя из это­го зна­че­ния, отме­тим, что в пара­диг­ме скло­не­ния его грам­ма­ти­че­ской осо­бен­но­стью явля­ет­ся отсут­ствие фор­мы име­ни­тель­но­го падежа:

ПадежиВозвратное место­име­ниеПримеры
И. п.
Р. п.себяне слы­шишь (кого?) себя
Д. п.себепой­ду (к кому?) к себе
В. п.себявижу (кого?) себя
Т. п.собой (-ою)любу­юсь (кем?) собой
П. п.о себесооб­щу (о ком?) о себе

Склонение притяжательных местоимений

Притяжательные место­име­ния «мой», «твой, «наш», «ваш», свой» ука­зы­ва­ют на при­над­леж­ность при­зна­ка пред­ме­та и заме­ща­ют в речи име­на при­ла­га­тель­ные. В свя­зи с этим зна­че­ни­ем по грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам они сход­ны со сло­ва­ми этой части речи и изме­ня­ют­ся по паде­жам, чис­лам и родам как прилагательные.

Запомним, что при­тя­жа­тель­ные место­име­ния «его», «её», «их» — неиз­ме­ня­е­мые слова.

ПадежиЕдинственное чис­лоМножественное чис­ло
Муж. родСр. родЖен. род
И. п.мой
твой
наш
ваш
свой
мое
твое
наше
ваше
свое
моя
твоя
наша
ваша
своя
мои
твои
наши
ваши
свои
Р. п.мое­го
твоего
нашего
вашего
своего
моей
твоей
нашей
вашей
своей
моих
твоих
наших
ваших
своих
Д. п.мое­му
твоему
нашему
вашему
своему
моей
твоей
нашей
вашей
своей
моим
твоим
нашим
вашим
своим
В. п.мое­го (мой)
тво­е­го (твой)
наше­го (наш)
ваше­го (ваш)
сво­е­го (свой)
мою
твою
нашу
вашу
свою
моих (мои)
тво­их (твои)
наших (наши)
ваших (ваши)
сво­их (свои)
Т. п.моим
твоим
нашим
вашим
своим
моей
твоей
нашей
вашей
своей
мои­ми
твоими
нашими
вашими
своими
П. п.о моем
о твоем
о нашем
о вашем
о своем
о моей
о твоей
о нашей
о вашей
о своей
о моих
о твоих
о наших
о ваших
о своих

Склонение вопросительных местоимений

  • и. п.кто? что?
  • р. п.кого? чего?
  • д. п.кому? чему?
  • в. п.кого? что?
  • т. п.кем? чем?
  • п. п.о ком? о чём?

Местоимения-прилагательные «какой?», «кото­рый?», «чей?» изме­ня­ют­ся по паде­жам, родам и чис­лам. Местоимение «каков?» не склоняется.

Чей? Какой? Который?Кто? Что?Сколько?
Единственное чис­лоМножественное чис­ло
Муж. родСр. родЖен. род
И. п.чей?
какой?
который?
чье?
какое?
которое?
чья?
какая?
которая?
чьи?
какие?
которые?
кто?
что?
сколь­ко?
Р. п.чье­го?
какого?
которого?
чьей?
какой?
которой?
чьих?
каких?
которых?
кого?
чего?
сколь­ких?
Д. п.чье­му?
какому?
которому?
чьей?
какой?
которой?
чьим?
каким?
которым?
кому?
чему?
сколь­ким?
В. п.чей? (чье­го?)
какой? (како­го?)
кото­рый? (кото­ро­го?)
чьё?
какое?
которое?
чью?
какую?
которую?
чьи? (чьих?)
какие? (каких?)
кото­рые? (кото­рых?)
кого?
что?
сколь­ко?
(сколь­ких?)
Т. п.чьим?
каким?
которым?
чьей?
какой?
которой?
чьи­ми?
какими?
которыми?
кем?
чем?
сколь­ки­ми?
П. п.о чьем?
о каком?
о котором?
о чьей?
о какой?
о которой?
о чьих?
о каких?
о которых?
о ком?
о чем?
о сколь­ких?

Склонение отрицательных местоимений

Отрицательные место­име­ния скло­ня­ют­ся так же, как и вопро­си­тель­ные место­име­ния, от кото­рых они обра­зо­ва­ны с помо­щью при­ста­вок и суффиксов:

Единственное чис­лоМножественное чис­ло
Муж. родЖен. родСр. род
И. п.никто
ничто
ника­кой
ничей
ника­кая
ничья
ника­кое
ничье
ника­кие
ничьи
Р. п.нико­го
ничего
ника­ко­го
ничьего
ника­кой
ничьей
ника­ко­го
ничьего
ника­ких
ничьих
Д. п.нико­му
ничему
ника­ко­му
ничьему
ника­кой
ничьей
ника­ко­му
ничьему
ника­ким
ничьим
В. п.нико­го
ничто
никакого/никакой
ничьего/ничей
ника­кую
ничью
ника­кое
ничье
никаких/никакие
ничьих/ничьи
Т. п.никем
ничем
ника­ким
ничьим
ника­кой
ничьей
ника­ким
ничьим
ника­ки­ми
ничьими
П. п.ни о ком
ни о чем
ни о каком
ни о чьем
ни о какой
ни о чьей
ни о каком
ни о чьем
ни о каких
ни о чьих

Склонение неопределенных местоимений

Неопределенные место­име­ния «кто-то», «что-то», «кто-нибудь», «что-нибудь» и пр. изме­ня­ют­ся толь­ко по паде­жам. Местоимение «некто» не скло­ня­ет­ся. Местоимение «нечто» име­ет фор­му име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го падежа.

ПадежиНеопределенные местоимения-существительные
И. п.кое-кто, кто-либо, кое-что, что-то
Р. п.кое у кого, кого-либо, кое-чего, чего-то
Д. п.кое-кому, кому-либо, кое-чему, чему-то
В. п.кое-кого, кого-либо, кое-что, что-то
Т. п.кое с кем, кем-либо, кое с чем, чем-то
П. п.кое о ком, о ком-ибо, кое о чём, о чём-то

Склонение определительных местоимений

Определительные место­име­ния заме­ща­ют име­на при­ла­га­тель­ные. Они изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам как сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи.

ПадежиЕдинственное чис­лоМножественное чис­ло
Муж. родСр. родЖен. род
И. п.весь
сам
любой
другой
все
само
любое
другое
вся
сама
любая
другая
все
сами
любые
другие
Р. п.все­го
самого
любого
другого
всей
самой
любой
другой
всех
самих
любых
других
Д. п.все­му
самому
любому
другому
всей
самой
любой
другой
всем
самим
любым
другим
В. п.весь (все­го)
самого
любой (любо­го)
дру­гой (дру­го­го)
все
само
любое
другое
всю
саму
любую
другую
все (всех)
самих
любые (любых)
дру­гие (дру­гих)
Т. п.всем
самим
любым
другим
всей (всею)
самой (самою)
любой (любою)
дру­гой (дру­гою)
все­ми
самими
любыми
другими
П. п.обо всем
о самом
о любом
о другом
обо всей
о самой
о любой
о другой
обо всех
о самих
о любых
о других

Склонение указательных местоимений

Указательные место­име­ния «этот»,»тот», «такой» изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и падежам.

Местоимения «столь­ко, «столько-то» изме­ня­ют­ся толь­ко по падежам.

Местоимение «таков» не склоняется.

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений»

Урок русского языка в 4 классе

Юденко О.Д., учитель начальных классов МБОУ Николаевской СОШ

Татарского района Новосибирской области.

Тема: Изменение личных местоимений па падежам. Правописание местоимений.

Цель: развивать умения склонять личные местоимения, определять лицо, число и падеж местоимений.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Как названье дать словам:

Кто и что, какой и сколько,

Этот, тот, такой и столько,

Наш, и ваш, и мой, и твой,

Это без сомнения,

— Ребята, как вы думаете, почему я начала наш урок с этого стихотворения?

— Что нам предстоит сегодня делать на уроке? (повторять все о местоимениях, склонять личные местоимения, определять их лицо, число и падеж).

— А что такое местоимение? Что вы знаете о них? (уч- ся рассказывают о местоимениях)

Ill . Работа по теме урока.

Один ученик работает у доски.

Измени местоимения 1 лица по вопросам, запиши.

У кого? У меня у нас

К кому? Ко мне к нам

На кого? На меня на нас

С кем? Со мной с нами

О ком? Обо мне о нас.

2.Словарная работа ( все остальные ученики пишут слова по диктовку).

Декабрь, воробей, пальто, мороз, человек, ребята, овес, обед.

— Подчеркните орфограммы в словах. Проверяем ( комментированное чтение)

— Замените существительные местоимениями – устно. Местоимения какого лица? ( 3 лицо).

— Что вы знаете о местоимениях 3 лица?( в ед.числе изменяются по родам).

— Найдите и исправьте ошибки в предложениях .

Огромный пëс нëсся прямо на еë. ( на неë)

Петя любовался ним целый час. (им)

Ребята с ими гуляли целый день.( с ними).

Вася обиделся на их и не разговаривал с ими.( на них, с ними).

— В каких случаях личные местоимения 3- го лица начинаются с буквы н? ( когда оно употреблено с предлогом)

Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».

-Подчеркните местоимения, определите у них число и лицо.

( мы – мн.ч, 1 л; я- ед.ч, 1л; оно- ед.ч, 3л; ты – ед.ч, 2 л; он- ед.ч,3 л; мы- мн.ч, 1 л; она – ед.ч, 3 л; вы – мн.ч,2 л).

Работа по учебнику

— Из какого произведения взят этот отрывок? («Лягушка-путешественница».)

— Вставьте пропущенные слова.

— Прочитайте получившийся текст.

— Подберите синоним к слову превосходно. (Прекрасно.)

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.

VII . Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.

— Составьте пословицы, запишите их.

— В чём смысл пословиц?

— Найдите в пословицах местоимения и подчеркните их. (Проверка. Фронтальная работа — разбор местоимений по образцу. Самооценка.)

— Понятно ли, о чём в них говорится? (Нет.)

— Почему? (Местоимения употреблены неправильно.)

— Отредактируйте тексты. (Фронтальная работа.)

1. Началось классное собрание. Колю избрали председателем собрания, но он отказался.

2. Лосята увидели в лесу стог сена. Они подошли к нему и стали есть сено. Лосята были спокойны. Их охранял старый лось.

3. Белка веселилась. Она ловко прыгнула на ветку, и с ветки посыпался снег.

— Запишите один текст по выбору. (Взаимопроверка. Выполнение грамматических разборов. Два ученика работают у доски.)

— Кто такой председатель?

VIII . Дифференцированная работа в группах.

— Предлагаю поработать в группах.

1 группа: Замени выделенные существительные местоимениями

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.

2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли . что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.

1 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями.

Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.

2 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

После выполнения всех заданий, все задания читают вслух

IX . Рефлексия Работа по учебнику

( Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

X . Подведение итогов урока

— Что мы повторили сегодня на уроке?

Что мы с вами знаем о местоимениях?

— Что такое местоимение?( часть речи, которая указывает на предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

— Какого лица могут быть личные местоимения?( 1, 2,3 лица)

— Какие местоимения изменяются по родам? ( 3 лицо, ед.число).

— Как местоимения пишутся с предлогами? ( раздельно).

— Когда у местоимений пишется буква Н? ( после предлогов у местоимений 3 лица).

— Чем полезен был для вас урок?

— За что вы можете похвалить себя?

— Что вас огорчило?

Домашнее задание. ( дифференцированное)

— Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них три задания, выберите себе одно для выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.

Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.

Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Сен
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений, с. 70 — 73

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

МЕСТОИМЕНИЕ
Изменение личных местоимений по падежам.
Правописание местоимений

Ответы к стр. 70 — 73

1. Прочитай. Вставь пропущенные падежные формы любого из данных местоимений я или ты. Укажи над ними падеж.

Спросил у меня (Р. п.) , подошёл ко мне (Д. п.) , встретился со мной (Т. п.) , беспокоился обо мне (П. п.) .

2. Прочитай. Отметь √ словосочетание с местоимением, употреблённым в родительном падеже. Подчеркни местоимения, в скобках укажи лицо, число, падеж местоимений.

говорил с нами (1-е л., мн. ч., Т. п.)
встретил тебя (2-е л., ед. ч., В. п.)
вспомнил о нас (1-е л., мн. ч., П. п.)
приготовил для нас (1-е л., мн. ч., Р. п.)

3. Прочитай диалог из сказки «Хвосты». Впиши пропущенные падежные формы местоимений я и ты.

— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты!
— Совсем не для красоты, – отвечает рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть, я хвост вправо поворачиваю. Надо налево, я налево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.

• Подчеркни местоимение 2-го лица единственного числа в дательном падеже.

4. Прочитай предложения из рассказа «Кто наказал его?». Подчеркни местоимения.

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. (В. Осеева)

• Подготовься ответить на вопрос: «Почему автор так построил первые четыре предложения, что каждое начинается с местоимения я?»

Мальчик раскаялся, он понял, что виноват.

• Соедини первые четыре простых предложения в одно простое предложение с однородными членами. Запиши составленное предложение.

Я обидел товарища, толкнул прохожего, ударил собаку, нагрубил сестре.

5. Прочитай. Отметь √ , в каком предложении местоимение является второстепенным членом.

Вы пойдёте сегодня в театр?
Брат всегда заботится обо мне.

• Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

6. Прочитай. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни местоимения. Над местоимениями 3-го лица укажи падеж.

Опять выглянуло солнышко, да такое весёлое, яркое! Оно даже пригрело немножко, с крыш повисли сосульки, и по ним заструилась вода. (В. Бианки)

7. Прочитай. Замени имена существительные в данных сочетаниях слов местоимениями в той же падежной форме.

Встретить товарища, бабушку (его, её).
Спросить у инженера, у мамы (у него, у неё).
Подарить отцу, школе (ему, ей).

• Отметь √ сочетания с именами существительными (местоимениями), употреблёнными в винительном падеже.

8. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Восстанови предложения из рассказа К. Паустовского «Барсучий нос»: замени повторяющиеся имена существительные местоимениями в той же падежной форме. Запиши.

С нами был мал е нький мальч и к. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил н о чёвки в лесу и хол о д осенних рассветов.

9. Прочитай предложения, которые написал ученик при изложении рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы». Подумай, правильно ли было начинать второе предложение с местоимения. Запиши своё объяснение.

Ваня Малявин пришёл к ветеринару и принёс маленького тёплого зайца. Он плакал и часто моргал красными от слёз глазами.

Неправильно. В данном случае не понятно, к кому относится местоимение: к Вани или к зайцу. Надо: Ваня Малявин пришёл к ветеринару и принёс маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.

10. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Узнай сказку.

Сев е рный олень п о дпрыгнул от радост и . Мал е нькая разбойница пос а дили на н е го Герду, крепко прив я зала е ё (В. п.) , ради осторожност и , и п о дсунула под н е ё (В. п.) подушечку, чтобы ей (Д. п.) было удобнее с и деть.

Герда в о шла в огромную пустынную л е дяную залу и увидела Кая . Д е вочка с е йч а с же узнала е го (В. п.) , бросилась е му (Д. п.) на шею, крепко обняла е го (В. п.) . (Х. К. Андерсен)

Это сказка «Снежная королева».

• Прочитай первый абзац. Подчеркни местоимения. Укажи падеж над падежными формами местоимения ОНА.
• Прочитай второй абзац. Подчеркни имя существительное, которое заменено местоимениями. Укажи над местоимениями падеж.

11. Прочитай. Узнай сказку. Вставь пропущенные местоимения.

…Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

(А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

• Выпиши любое местоимение с предлогом, укажи его признаки (начальная форма, лицо, число, род, падеж).

(Перед) ним — мест., н. ф. — он, 3-е лицо, ед. ч., м. р., Т п.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-izmenenie-lichnih-mestoimeniy-po-padezham-pravopisanie-mestoimeniy-2754815.html

http://volzsky-klass.ru/izmenenie-lichnyx-mestoimenij-po-padezham-pravopisanie-mestoimenij-s-70-73/