Склонение местоимений
Склонение местоимений — это изменение слов этой части речи по падежам.
Большинство местоимений русского языка склоняются, хотя некоторые из них имеют только формы именительного падежа (некто), именительного и винительного падежа (нечто). Притяжательные местоимения «его», «её», «их» не изменяются по падежам, числам и родам. Это неизменяемые слова. Местоимения «таков», «каков» имеют грамматическую форму, как у кратких прилагательных, и тоже не склоняются, а только изменяются по родам и числам:
- каков день, каков а проблема, каков о решение, каков ы дети;
- таков результат, таков а действительность, таков о дело, таков ы итоги.
Местоимения, принадлежащие к разным разрядам, имеют свои особенности склонения. Рассмотрим, как изменяются по падежам местоимения разных семантических групп.
Склонение личных местоимений
При склонении у личных местоимений полностью изменяется грамматическая форма слова. Личные местоимения характеризуются образованием супплетивных форм:
- я — у меня;
- ты — с тобой;
- мы — от нас;
- они — их.
Единственное число | Множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | я | ты | он, оно | она | мы | вы | они |
Р.п. | меня | тебя | его | её | нас | вас | их |
Д.п. | мне | тебе | ему | ей | нам | вам | им |
В.п. | меня | тебя | его | её | нас | вас | их |
Т.п. | мной (мною) | тобой (тобою) | им | ею | нами | вами | ими |
П.п. | обо мне | о тебе | о нём | о ней | о нас | о вас | о них |
Морфологической закономерностью является то, что в падежных формах с предлогами у местоимений 3 лица единственного и множественного числа появляется начальное «н»:
- он — у него, к нему, возле него;
- она — у неё, к ней, мимо неё;
- оно — с ним, перед ним, около него;
- они — с ними, к ним, возле них.
Склонение возвратного местоимения
Возвратное местоимение «себя» указывает, что действие направлено на самого производителя действия. Исходя из этого значения, отметим, что в парадигме склонения его грамматической особенностью является отсутствие формы именительного падежа:
Падежи | Возвратное местоимение | Примеры |
---|---|---|
И. п. | — | — |
Р. п. | себя | не слышишь (кого?) себя |
Д. п. | себе | пойду (к кому?) к себе |
В. п. | себя | вижу (кого?) себя |
Т. п. | собой (-ою) | любуюсь (кем?) собой |
П. п. | о себе | сообщу (о ком?) о себе |
Склонение притяжательных местоимений
Притяжательные местоимения «мой», «твой, «наш», «ваш», свой» указывают на принадлежность признака предмета и замещают в речи имена прилагательные. В связи с этим значением по грамматическим признакам они сходны со словами этой части речи и изменяются по падежам, числам и родам как прилагательные.
Запомним, что притяжательные местоимения «его», «её», «их» — неизменяемые слова.
Падежи | Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|---|
Муж. род | Ср. род | Жен. род | ||
И. п. | мой твой наш ваш свой | мое твое наше ваше свое | моя твоя наша ваша своя | мои твои наши ваши свои |
Р. п. | моего твоего нашего вашего своего | моей твоей нашей вашей своей | моих твоих наших ваших своих | |
Д. п. | моему твоему нашему вашему своему | моей твоей нашей вашей своей | моим твоим нашим вашим своим | |
В. п. | моего (мой) твоего (твой) нашего (наш) вашего (ваш) своего (свой) | мою твою нашу вашу свою | моих (мои) твоих (твои) наших (наши) ваших (ваши) своих (свои) | |
Т. п. | моим твоим нашим вашим своим | моей твоей нашей вашей своей | моими твоими нашими вашими своими | |
П. п. | о моем о твоем о нашем о вашем о своем | о моей о твоей о нашей о вашей о своей | о моих о твоих о наших о ваших о своих |
Склонение вопросительных местоимений
- и. п.кто? что?
- р. п.кого? чего?
- д. п.кому? чему?
- в. п.кого? что?
- т. п.кем? чем?
- п. п.о ком? о чём?
Местоимения-прилагательные «какой?», «который?», «чей?» изменяются по падежам, родам и числам. Местоимение «каков?» не склоняется.
Чей? Какой? Который? | Кто? Что? | Сколько? | ||||
Единственное число | Множественное число | |||||
Муж. род | Ср. род | Жен. род | ||||
И. п. | чей? какой? который? | чье? какое? которое? | чья? какая? которая? | чьи? какие? которые? | кто? что? | сколько? |
Р. п. | чьего? какого? которого? | чьей? какой? которой? | чьих? каких? которых? | кого? чего? | скольких? | |
Д. п. | чьему? какому? которому? | чьей? какой? которой? | чьим? каким? которым? | кому? чему? | скольким? | |
В. п. | чей? (чьего?) какой? (какого?) который? (которого?) | чьё? какое? которое? | чью? какую? которую? | чьи? (чьих?) какие? (каких?) которые? (которых?) | кого? что? | сколько? (скольких?) |
Т. п. | чьим? каким? которым? | чьей? какой? которой? | чьими? какими? которыми? | кем? чем? | сколькими? | |
П. п. | о чьем? о каком? о котором? | о чьей? о какой? о которой? | о чьих? о каких? о которых? | о ком? о чем? | о скольких? |
Склонение отрицательных местоимений
Отрицательные местоимения склоняются так же, как и вопросительные местоимения, от которых они образованы с помощью приставок и суффиксов:
Единственное число | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|
Муж. род | Жен. род | Ср. род | |||
И. п. | никто ничто | никакой ничей | никакая ничья | никакое ничье | никакие ничьи |
Р. п. | никого ничего | никакого ничьего | никакой ничьей | никакого ничьего | никаких ничьих |
Д. п. | никому ничему | никакому ничьему | никакой ничьей | никакому ничьему | никаким ничьим |
В. п. | никого ничто | никакого/никакой ничьего/ничей | никакую ничью | никакое ничье | никаких/никакие ничьих/ничьи |
Т. п. | никем ничем | никаким ничьим | никакой ничьей | никаким ничьим | никакими ничьими |
П. п. | ни о ком ни о чем | ни о каком ни о чьем | ни о какой ни о чьей | ни о каком ни о чьем | ни о каких ни о чьих |
Склонение неопределенных местоимений
Неопределенные местоимения «кто-то», «что-то», «кто-нибудь», «что-нибудь» и пр. изменяются только по падежам. Местоимение «некто» не склоняется. Местоимение «нечто» имеет форму именительного и винительного падежа.
Падежи | Неопределенные местоимения-существительные |
---|---|
И. п. | кое-кто, кто-либо, кое-что, что-то |
Р. п. | кое у кого, кого-либо, кое-чего, чего-то |
Д. п. | кое-кому, кому-либо, кое-чему, чему-то |
В. п. | кое-кого, кого-либо, кое-что, что-то |
Т. п. | кое с кем, кем-либо, кое с чем, чем-то |
П. п. | кое о ком, о ком-ибо, кое о чём, о чём-то |
Склонение определительных местоимений
Определительные местоимения замещают имена прилагательные. Они изменяются по родам, числам и падежам как слова этой самостоятельной части речи.
Падежи | Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|---|
Муж. род | Ср. род | Жен. род | ||
И. п. | весь сам любой другой | все само любое другое | вся сама любая другая | все сами любые другие |
Р. п. | всего самого любого другого | всей самой любой другой | всех самих любых других | |
Д. п. | всему самому любому другому | всей самой любой другой | всем самим любым другим | |
В. п. | весь (всего) самого любой (любого) другой (другого) | все само любое другое | всю саму любую другую | все (всех) самих любые (любых) другие (других) |
Т. п. | всем самим любым другим | всей (всею) самой (самою) любой (любою) другой (другою) | всеми самими любыми другими | |
П. п. | обо всем о самом о любом о другом | обо всей о самой о любой о другой | обо всех о самих о любых о других |
Склонение указательных местоимений
Указательные местоимения «этот»,»тот», «такой» изменяются по родам, числам и падежам.
Местоимения «столько, «столько-то» изменяются только по падежам.
Местоимение «таков» не склоняется.
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений»
Урок русского языка в 4 классе
Юденко О.Д., учитель начальных классов МБОУ Николаевской СОШ
Татарского района Новосибирской области.
Тема: Изменение личных местоимений па падежам. Правописание местоимений.
Цель: развивать умения склонять личные местоимения, определять лицо, число и падеж местоимений.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Как названье дать словам:
Кто и что, какой и сколько,
Этот, тот, такой и столько,
Наш, и ваш, и мой, и твой,
Это без сомнения,
— Ребята, как вы думаете, почему я начала наш урок с этого стихотворения?
— Что нам предстоит сегодня делать на уроке? (повторять все о местоимениях, склонять личные местоимения, определять их лицо, число и падеж).
— А что такое местоимение? Что вы знаете о них? (уч- ся рассказывают о местоимениях)
Ill . Работа по теме урока.
Один ученик работает у доски.
Измени местоимения 1 лица по вопросам, запиши.
У кого? У меня у нас
К кому? Ко мне к нам
На кого? На меня на нас
С кем? Со мной с нами
О ком? Обо мне о нас.
2.Словарная работа ( все остальные ученики пишут слова по диктовку).
Декабрь, воробей, пальто, мороз, человек, ребята, овес, обед.
— Подчеркните орфограммы в словах. Проверяем ( комментированное чтение)
— Замените существительные местоимениями – устно. Местоимения какого лица? ( 3 лицо).
— Что вы знаете о местоимениях 3 лица?( в ед.числе изменяются по родам).
— Найдите и исправьте ошибки в предложениях .
Огромный пëс нëсся прямо на еë. ( на неë)
Петя любовался ним целый час. (им)
Ребята с ими гуляли целый день.( с ними).
Вася обиделся на их и не разговаривал с ими.( на них, с ними).
— В каких случаях личные местоимения 3- го лица начинаются с буквы н? ( когда оно употреблено с предлогом)
Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».
-Подчеркните местоимения, определите у них число и лицо.
( мы – мн.ч, 1 л; я- ед.ч, 1л; оно- ед.ч, 3л; ты – ед.ч, 2 л; он- ед.ч,3 л; мы- мн.ч, 1 л; она – ед.ч, 3 л; вы – мн.ч,2 л).
Работа по учебнику
— Из какого произведения взят этот отрывок? («Лягушка-путешественница».)
— Вставьте пропущенные слова.
— Прочитайте получившийся текст.
— Подберите синоним к слову превосходно. (Прекрасно.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.
Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.
VII . Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.
— Составьте пословицы, запишите их.
— В чём смысл пословиц?
— Найдите в пословицах местоимения и подчеркните их. (Проверка. Фронтальная работа — разбор местоимений по образцу. Самооценка.)
— Понятно ли, о чём в них говорится? (Нет.)
— Почему? (Местоимения употреблены неправильно.)
— Отредактируйте тексты. (Фронтальная работа.)
1. Началось классное собрание. Колю избрали председателем собрания, но он отказался.
2. Лосята увидели в лесу стог сена. Они подошли к нему и стали есть сено. Лосята были спокойны. Их охранял старый лось.
3. Белка веселилась. Она ловко прыгнула на ветку, и с ветки посыпался снег.
— Запишите один текст по выбору. (Взаимопроверка. Выполнение грамматических разборов. Два ученика работают у доски.)
— Кто такой председатель?
VIII . Дифференцированная работа в группах.
— Предлагаю поработать в группах.
1 группа: Замени выделенные существительные местоимениями
По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.
Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.
2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.
Знаете ли . что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.
1 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями.
Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.
2 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями
Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.
После выполнения всех заданий, все задания читают вслух
IX . Рефлексия Работа по учебнику
( Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
X . Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
Что мы с вами знаем о местоимениях?
— Что такое местоимение?( часть речи, которая указывает на предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
— Какого лица могут быть личные местоимения?( 1, 2,3 лица)
— Какие местоимения изменяются по родам? ( 3 лицо, ед.число).
— Как местоимения пишутся с предлогами? ( раздельно).
— Когда у местоимений пишется буква Н? ( после предлогов у местоимений 3 лица).
— Чем полезен был для вас урок?
— За что вы можете похвалить себя?
— Что вас огорчило?
Домашнее задание. ( дифференцированное)
— Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них три задания, выберите себе одно для выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.
Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.
Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.
Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений, с. 70 — 73
Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.
МЕСТОИМЕНИЕ
Изменение личных местоимений по падежам.
Правописание местоимений
Ответы к стр. 70 — 73
1. Прочитай. Вставь пропущенные падежные формы любого из данных местоимений я или ты. Укажи над ними падеж.
Спросил у меня (Р. п.) , подошёл ко мне (Д. п.) , встретился со мной (Т. п.) , беспокоился обо мне (П. п.) .
2. Прочитай. Отметь √ словосочетание с местоимением, употреблённым в родительном падеже. Подчеркни местоимения, в скобках укажи лицо, число, падеж местоимений.
говорил с нами (1-е л., мн. ч., Т. п.)
встретил тебя (2-е л., ед. ч., В. п.)
вспомнил о нас (1-е л., мн. ч., П. п.)
√ приготовил для нас (1-е л., мн. ч., Р. п.)
3. Прочитай диалог из сказки «Хвосты». Впиши пропущенные падежные формы местоимений я и ты.
— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты!
— Совсем не для красоты, – отвечает рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть, я хвост вправо поворачиваю. Надо налево, я налево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.
• Подчеркни местоимение 2-го лица единственного числа в дательном падеже.
4. Прочитай предложения из рассказа «Кто наказал его?». Подчеркни местоимения.
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. (В. Осеева)
• Подготовься ответить на вопрос: «Почему автор так построил первые четыре предложения, что каждое начинается с местоимения я?»
Мальчик раскаялся, он понял, что виноват.
• Соедини первые четыре простых предложения в одно простое предложение с однородными членами. Запиши составленное предложение.
Я обидел товарища, толкнул прохожего, ударил собаку, нагрубил сестре.
5. Прочитай. Отметь √ , в каком предложении местоимение является второстепенным членом.
Вы пойдёте сегодня в театр?
√ Брат всегда заботится обо мне.
• Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.
6. Прочитай. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни местоимения. Над местоимениями 3-го лица укажи падеж.
Опять выглянуло солнышко, да такое весёлое, яркое! Оно даже пригрело немножко, с крыш повисли сосульки, и по ним заструилась вода. (В. Бианки)
7. Прочитай. Замени имена существительные в данных сочетаниях слов местоимениями в той же падежной форме.
√ Встретить товарища, бабушку (его, её).
Спросить у инженера, у мамы (у него, у неё).
Подарить отцу, школе (ему, ей).
• Отметь √ сочетания с именами существительными (местоимениями), употреблёнными в винительном падеже.
8. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Восстанови предложения из рассказа К. Паустовского «Барсучий нос»: замени повторяющиеся имена существительные местоимениями в той же падежной форме. Запиши.
С нами был мал е нький мальч и к. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил н о чёвки в лесу и хол о д осенних рассветов.
9. Прочитай предложения, которые написал ученик при изложении рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы». Подумай, правильно ли было начинать второе предложение с местоимения. Запиши своё объяснение.
Ваня Малявин пришёл к ветеринару и принёс маленького тёплого зайца. Он плакал и часто моргал красными от слёз глазами.
Неправильно. В данном случае не понятно, к кому относится местоимение: к Вани или к зайцу. Надо: Ваня Малявин пришёл к ветеринару и принёс маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.
10. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Узнай сказку.
Сев е рный олень п о дпрыгнул от радост и . Мал е нькая разбойница пос а дили на н е го Герду, крепко прив я зала е ё (В. п.) , ради осторожност и , и п о дсунула под н е ё (В. п.) подушечку, чтобы ей (Д. п.) было удобнее с и деть.
Герда в о шла в огромную пустынную л е дяную залу и увидела Кая . Д е вочка с е йч а с же узнала е го (В. п.) , бросилась е му (Д. п.) на шею, крепко обняла е го (В. п.) . (Х. К. Андерсен)
Это сказка «Снежная королева».
• Прочитай первый абзац. Подчеркни местоимения. Укажи падеж над падежными формами местоимения ОНА.
• Прочитай второй абзац. Подчеркни имя существительное, которое заменено местоимениями. Укажи над местоимениями падеж.
11. Прочитай. Узнай сказку. Вставь пропущенные местоимения.
…Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
(А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
• Выпиши любое местоимение с предлогом, укажи его признаки (начальная форма, лицо, число, род, падеж).
(Перед) ним — мест., н. ф. — он, 3-е лицо, ед. ч., м. р., Т п.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-izmenenie-lichnih-mestoimeniy-po-padezham-pravopisanie-mestoimeniy-2754815.html
http://volzsky-klass.ru/izmenenie-lichnyx-mestoimenij-po-padezham-pravopisanie-mestoimenij-s-70-73/