Изучаемые суффиксы во 2 классе

Урок русского языка по теме Суффикс 2 класс

Предмет: русский язык

Цель: дать понятие о суффиксе, как значимой части слова;

Задачи: учить выделять суффикс в словах и отличать от других частей слова;

совершенствование навыков каллиграфического и грамотного письма,

умения определять цель урока, обогащение словарного запаса

учащихся, расширение кругозора;

развитие познавательной активности, мышления, памяти, внимания,

речи, способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные

признаки, высказывать своё мнение;

способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности;

привитие интереса к изучению русского языка.

Прозвенел и смолк звонок

Друг на друга посмотрите,

И улыбки подарите

Руку другу вы пожмите

И тихонечко садитесь.

Дети представьте себе, что вы- маленькое семечко.(Дети приседают и закрывают головы руками) Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним (поглаживания по голове). С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти. Появляются первые листочки (поднимают руки, тянутся вверх). Стебелёк растёт. И вот наступает радостный момент: появляется прекрасный цветок. Цветок хорошеет. Он тянется к свету, к солнцу.

-Знаете, ребята, как цветы тянутся к солнцу, так и человек тянется к знаниям.

Читают пословицу . «Мир освещается солнцем, а человек — знанием»

-Как вы понимаете смысл пословицы? (когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни, это помогает преодолевать ему трудности)

— А вы любите преодолевать трудности?

— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.

-Всяческие препятствия всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с добрыми мыслями, если верит в свои силы. Я верю, что у вас всё получится!

Сегодня на уроке мы продолжим изучение состава слова. Повторим изученные части слова и познакомимся с новой частью слова.

— Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы.

— Запишите данный ряд букв в предложенной последовательности.

ИЩ ОК ИК НИК ОНОК ЁНОК ОНЬК ЕНЬК ЕЦ

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

— Какие части слов мы уже изучили?

Пока мы будем вспоминать определения и работать устно, некоторые ребята поработают по карточкам — 5 мин

Задание по карточкам:

Верно ли утверждение? Если да, поставь знак +, если нет —

Окончание стоит в начале слова.

Чтобы найти окончание, надо изменить слово . Изменившаяся часть и есть окончание

Корень – это изменяемая часть слова

Однокоренными называются слова, которые произошли от одного корня.

Приставка стоит после корня.

С помощью приставки образуются новые слова

Образуй от слов однокоренные слова. Выдели корень в словах

Образуй от слов однокоренные слова с приставками. Выдели приставки.

Итак, по графическому изображению назовите часть слова, дайте определение

( приведите примеры- как найти в слове окончание,

какие приставки знаете, приведите примеры слов.)

Словарная работа (на доске записаны слова с пропуском букв) – 5 мин

С…бака , уч…ник , ф…мил…я , ф…враль , ин…й , к…пуста, с…рока

— Прочитайте слова. Что их объединяет?

( • слова из словаря;

• орфограмма «безударная гласная, непроверяемая ударением»;

Выполните словарную работу, подчеркните орфограммы, поставьте ударение

Проверьте написание (слайд)

— Ещё раз посмотрите на данные слова. Здесь спряталось название темы нашего урока. (Суффикс)

Какие цели поставим перед собой при изучении темы «Суффикс»?

Узнать ……. (Что такое суффикс?

Какие бывают суффиксы?

Научиться ….. находить в словах суффиксы

Работа над темой

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Васю — хворостинкой! (Лес)

— Как мы назовём небольшой лес? (лесок)

— Как называется человек, который охраняет лес? (лесник)

Что можете сказать об этих словах? Выделите корень.

Назовите части слов, которые находятся после корня. Эта часть называется суффиксом.

Слово «суффикс» в переводе с латинского «приколоченный», «подставленный к корню

Суффикс обозначается значком. На что похож этот значок? Выделим суффиксы в этих

Посмотрите небольшую сказку и скажите, что образуется с помощью суффиксов?

Итак, что такое суффикс? Попробуем сформулировать правило. (слайд)

Суффикс- это … Часть слова

Стоит …. После корня

С помощью суффикса образуются …… новые слова

Проверим по учебнику.- с. 107 правило.

Суффиксов, как и приставок, в русском языке много. Каждый суффикс вносит свое значение в слова.

Давайте познакомимся с некоторыми суффиксами и попробуем выяснить, какие значения они придают словам.

Предлагаю вам стать волшебниками , которые умеют превращать одни слова в другие.

До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот становится волшебником, надевает волшебную шляпу и начинает превращать слова.

В русском языке есть суффиксы . –оньк, — еньк, -ик, -ок.

Попробуй превратить эти слова ( учитель даёт карточку со словами ребёнку) в другие с помощью этих суффиксов.

Записываем в тетради, выделяем суффиксы. Посмотрите, что стало со словами? Какими стали предметы, которые они называли? (маленькими)

Значит, какое значение придают словам эти суффиксы? (уменьшительно- ласкательное)

Посмотрите на картинки. Какой суффикс помог образовать новые слова? -ИЩ-

Что стало со словами? Какое значение придаёт этот суффикс? (увеличительное)

Образуйте с помощью этого суффикса слова

А вот ещё одна группа суффиксов — тель,- ист, — ник

Какую работу выполняют эти суффиксы?( образовывают слова-названия профессий

Следующие суффиксы — онок, -ёнок

Названия детёнышей животных

Казахстан, Караганда (принадлежность к территории, на которой проживаешь)

Ну как, понравилось превращать слова?

Давайте подведём итог. Какую работу выполняют суффиксы? (нужны для образования новых слов и придают им разные значения.)

Мы познакомились только с некоторыми из них.

Физминутка для глаз

Итак, мы ответили на 2 вопроса.

Что такое суффикс? Какие бывают суффиксы?

У нас осталась ещё одна задача, которую мы должны решить. Кто помнит её?

Научиться находить в словах суффиксы.

Находить в словах части, из которых они состоят – это значит выполнять разбор слов по составу.

Давайте составим алгоритм разбора слова по составу . (слайд)

Разгадайте слово. Выполните разбор слова по составу

Выполнение заданий по карточкам. У каждого на столах лежат карточки разного цвета (дифференцированные)

1 группа- задание (сильные учащиеся)

Разобрать слова по составу.

ПОДБОРОДОК, ЯГОДКА, ГРАДУСНИК

2 группа — задание

«Суффикс – волшебник» (уч- ся со средними учебными возможностями)

Образуй новые слова с помощью суффиксов ( -ёнок-, -ник-, -ик, -оньк). Выдели суффикс

3 группа – задание «Рассыпанные слова» (уч- ся с низкими учебными возможностями)

Соберите слова — соедините части слов стрелками.

Итак, с какой частью слова сегодня познакомились? Что узнали о суффиксе?

Выберите слова, которые характеризуют суффикс.( На доске карточки со словами)

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

Не имеет значение

Наш урок подходит к концу. Я прошу вас высказать своё отношение к уроку.

Сегодня на уроке я узнал…

Своей работой на уроке я …

Мне было интересно, потому что …

Мне бы хотелось отметить работу на уроке ….

У каждого на парте есть смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению и приклейте на полях в тетради.

Мне бы хотелось поблагодарить за работу на уроке следующих учеников.

Урок русского языка «Суффиксы» 2 класс

Разработка была составлена для изучения нового материала во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Суффиксы» 2 класс»

Урок русского языка 2 класс. Тема «Суффиксы»

Приветствуем всех, кто время

нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Все друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь,
И удачи вам во всем,
А теперь урок начнем.

-Откроем тетради, запишем число и классная работа.

Как всегда наш урок русского языка мы начнём с минутки чистописания

А, вот правописание какой буквы мы будем вспоминать, вы должны узнать . разгадав загадку.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Правильно. Давайте посмотрим и вспомним её написание.

Теперь возьмите карточки , где у вас даны образцы написания буквы и запишите их.

-Ребята, а знаете ли вы пословицы или поговорки, которые начинаются с буквы с

1. Сила сломит все, а ум – силу.

2. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

3. Слово – серебро, молчанье – золото.

4. Старый друг лучше новых двух.

5. По секрету всему свету.

3.Словарную работу мы проведём в форме игры «Разгадай загадку».

А)Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

Б) Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

В) Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.

Г) На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.

Д) Ярко-красные томаты
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: «Вкусный . »

-Как мы можем назвать эти предметы одним словом?

-Давайте запишем это слово в наш словарик как оно пишется и произносится

4.Работа в рубрике «Давай подумаем»

Сейчас мы поработаем в рубрике «Давай подумаем»

-Прочитайте слова, которые написаны.

Что мы можем сказать про эти слова?

-они однокоренные, потому что имеют одинаковый корень. И общее значение. ( с оттенками) Какие значимые части слова мы можем найти в них.(корень и окончание)

-Но между корнем и окончанием есть ещё какая-о часть .Знаем мы её.

Как вы думаете сегодня на уроке, что мы узнаем нового?

( как называется часть слова, которая стоит между корнем и окончанием)

-на парте у вас есть шкала знаний, отметь на ней на каком уровне ваши знания об этой части слова.

5.Введение в систему знаний

Давайте откроем стр.108 и прочитаем рубрику «Тайны языка» и узнаем как называется эта часть слова.

Сейчас мы совершим »Путешествие в прошлое»

И узнаем, что произошло слово» суффикс» в переводе.

Слово суффикс пришло

к нам из латинского языка

– suffixus: suf (между) + fixus (прикреплённый).

-А, сейчас давай те послушаем сказку о суффиксе узнаем, для чего они нужны в слове.

Сказка о суффиксах.

Давным — давно жили на свете слова. Они были совсем не такие, как теперь. Эти слова отличались твёрдостью, решительностью и не позволяли себе ни каких нежностей. Это были слова: белый, солнце, заяц, огурец и другие. Но вот появились суффиксы. Они были такие ласковые и добрые, что все слова, к которым они подходили, превращались в таких же добрых и ласковых, как и сами суффиксы. Заяц становился зайчонком, солнце — солнышком, стол — столиком, огурец — огурчиком. Прошли десятки лет, и, например суффикс — чик приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их ласковыми и нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня —лёт- -чик образовал слово летчик, груз — грузчик. Сейчас суффиксы уже немолодые. Но они по-прежнему хорошо работают и служат людям, делая нашу речь красивой, образной. Человеку без них не обойтись, вот какие труженики, эти суффиксы. Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.

6. Сейчас мы поработаем в парах и сами увидим, как с помощью суффикса образуются новые слова. Для работы возьмите на парте карточку с упражнением №2. Но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомни м правила работы в паре.

Физкультминутка для глаз

7.Знакомсто с алгоритмом нахождения суффикса

8.А сейчас поработаем в группах и увидим какое значение придают словам суффиксы. Но сначала вспомним правила работы в группе.

1группа Написать названия детёнышей животных и птиц

Кот-котёнок тигр- тигрёнок

Коза- козлёнок ёж-ежонок

-С помощь какого суффикса образовались эти слова ( ёнок-онок)

Город-городОК, дуб-дубОК, ветер-ветерОК, сахар-сахарОК, гриб-грибОК,

Русский язык. 2 класс. Тема урока: Суффиксы. Значение некоторых суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока русского языка по теме «Суффиксы. Значение некоторых суффиксов.» УМК «Перспектива». На уроке использована групповая форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_2_klass.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: Суффикс. Значение некоторых суффиксов.

  • закрепить представление о суффиксе как значимой части слова;
  • определять значение, которое придаёт слову суффикс и его роль в образовании новых слов;
  • иметь представление о единообразном написании одного и того же суффикса;
  • уметь образовывать слова с определённым суффиксом.
  • развивать логическое мышление при группировке слов по значению суффиксов.
  • формировать навыки речевого этикета;
  • обогащать словарный запас словами-названиями специальностей.

1. Минутка чистописания: по-от, от-по; ок-ик, ик-ок.

— Что заметили? Что скажете о сочетаниях букв?

— Какие части слова мы уже знаем?

— Что знаете о приставке?

— Что вчера на уроке узнали о суффиксе?

2. Индивидуальная работа:

Задание для 1 ученика: найти и выделить корень в словах:

Задание для 2 ученика: задание на компьютере, диск. Тема «Суффикс». Образовать новые слова при помощи суффикса.

Задание для 3 ученика: фонетический разбор слова «дубки».

3. Фронтальная работа с классом. Повторение.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

1, 2, 3 группы Образовать слова: вы-, по-, в-, об-, пере- + ход.

4, 5, 6группы Образовать слова: пере- + звон, лёт, свист, ход.

Проверка выполненных заданий:

— Как называются слова, которые получились у ребят 1, 2, 3 групп?

— Какие слова называются родственными?

— Какая орфограмма есть в каждом слове? (парная согласная)

— Чем похожи слова у ребят 4, 5, 6 групп?

— Что такое «приставка»?

— Какое значение у приставки ПЕРЕ-?

Проверка индивидуальной работы 3 ученика

— Правильно ли выполнен фонетический разбор?

— Назовите орфограмму в слове?

Проверка индивидуальной работы 1 ученика

— Из чего состоят слова?

— Правильно ли выделен корень в словах?

— Что надо сделать, чтобы найти корень слова?

— Что такое «корень»?

— Какие слова требуют проверки? Какое слово является проверочным?

Проверка индивидуальной работы 2 ученика

— Рассмотрите на экране выполненную одноклассником работу, проверьте.

— С помощью какой части слова образовались новые слова?

— Запомните, как правильно пишутся суффиксы.

— Что такое «суффикс»? Что мы о нём знаем?

4. Определение темы урока, целеполагание.

— Как думаете, всё ли мы уже узнали о суффиксах?

— Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке, что изучать? (учащиеся формулируют тему урока, ставят перед собой задачи, планируют работу в группах)

5. Работа в группах: от данных слов при помощи суффикса образуйте новые слова, запишите слова парами, выделите суффиксы и обсудите в группах, какое значение имеет данный суффикс.


источники:

http://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-suffiksy-2-klass.html?login=ok

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/08/27/russkiy-yazyk-2-klass-tema-uroka-suffiksy-znachenie