Изучать правописание русского языка

10 сайтов для изучения русского языка

Подборка для тех, кто хочет укрепить знание орфографии, пунктуации и других областей языкознания. В нашей статье мы собрали популярные сайты по изучению русского языка, которые будут полезны школьникам и не только.

Неважно, сколько вам лет, но скорее всего, вам хочется говорить и писать грамотно. И несмотря на эпоху компьютеризации, которая принесла Т9 и другие системы автоматического исправления ошибок, настоящие знания не стали менее важными. Ведь, например, на государственных экзаменах автозамена текста уже не поможет.

Учиться сегодня можно без зубрёжки, а с интерактивом и лёгкостью. Существует множество сайтов для изучения русского языка, которые сделают процесс увлекательным.

Мы собрали 10 лучших сайтов по русскому языку для того, чтобы выучить теорию и попрактиковаться.

1. Грамота.ру

Пожалуй, самый популярный ресурс для тех, кто заинтересован в изучении русского языка. Чаще всего этот справочно-информационный портал используется для быстрой проверки правописания и проверки постановки ударения. Кроме того, на сайте можно изучать теорию — свод правил орфографии и пунктуации — и выполнять задания на усвоение материала.

2. Орфограммка

Сервис, позволяющий проверять целые тексты на соответствие нормам русского языка. Вы не только увидите конкретные ошибки (они будут выделены цветом), но и правила, связанные с каждой из них, и советы по улучшению текста.

3. Текстология

Сайт по русскому языку с полезной информацией не только для школьников, но и для филологов и лингвистов. Можно изучить все базовые языковые правила и найти много материалов как по русскому, так и по литературе.

4. Верные слова

Сайт для обучения русскому языку детей онлайн. Подойдёт для дошкольников и младшеклассников, которых мало привлекает бумажный учебник или скучные прописи. Красочный интерфейс и интерактивная платформа призваны заинтересовать ребёнка и расположить к изучению правописания. Подписка на сайт платная, есть свободный доступ к пробным урокам.

5. Интерактивный диктант

Классный ресурс для тех, кто хочет проверить свои силы и оценить уровень грамотности не выходя из дома. Некому начитывать текст? Не беда. Здесь нужно лишь вставлять буквы и знаки препинания в пропуски.

Каждый месяц к юбилею выдающегося русского писателя или поэта на сайте появляется новый диктант, основанный на произведениях юбиляра. Так, можно узнать, насколько вы грамотны, написав текст к 145-летнему юбилею Бунина или 125-летию со дня рождения Булгакова.

Сайт о русском языке создан при поддержке Городского методического центра Департамента образования Москвы.

6. Пишите живее!

Канцеляризмы — это штампы и обороты, характерные для официально-делового стиля. Часто они проникают в обычное неформальное общение, и речь становится нудной и неуклюжей.

Авторы сайта призывают избавляться от «мертвечины» (так канцеляриты называла известная переводчица Нора Галь) в письме и разговоре. Доступ бесплатный, а также есть возможность записаться на расширенную платную версию курса, где вы будете заниматься с преподавателем.

7. Веб-издание правил русского языка

Справочный сайт по изучению русского языка, созданный дизайнером и блогером Ильёй Бирманом, также известным своей типографской раскладкой. Главный плюс этого веб-издания — быстрый и удобный поиск, делающий обучение русскому языку онлайн более доступным. Все орфографические и пунктуационные правила хорошо структурированы, поэтому не составит труда найти нужную информацию.

8. Образование на русском

Несмотря на то что материал по большей части предназначается для иностранных граждан, изучающих русский язык, носители тоже найдут немало пользы. Можно углубить или освежить знания, а также попрактиковаться. Проект курируется Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина.

9. Best-language

Ресурс, собравший все правила русского языка в одном месте. Фишкой сайта является краткость и лаконичность, которая позволяет запоминать большие объёмы информации и легко усваивать даже сложные правила. Хороший ресурс для общего повышения грамотности и подготовки к экзаменам.

10. Культура письменной речи

Тонны полезных материалов на сайте для всех, кто интересуется русским языком, — от обычных школьников до лингвистов и педагогов. Можно сфокусироваться на конкретных разделах — морфологии, стилистике, орфоэпии и так далее, изучать примеры сочинений и изложений, и даже участвовать в конкурсах и проходить интересные тесты на эрудицию. Есть раздел с типичными ошибками, с которым рекомендуется ознакомиться каждому, кто хочет писать грамотно.

Курсы экстерната и домашней школы «Фоксфорда»

Но что, если необходима комплексная подготовка? Иногда разрозненных образовательных сайтов по русскому языку недостаточно. Если вы чувствуете потребность в тщательной проработке пробелов в знаниях, приходите на базовые курсы русского языка от домашней онлайн-школы «Фоксфорда».

Учёба проходит удалённо, не нужно тратить время на дорогу или самостоятельно собирать информацию по крупицам с разных сайтов про русский язык для школьников. Весь материал тщательно структурирован и разложен по полочкам.

Здесь преподают педагоги из ведущих вузов России — кандидаты филологических наук, авторы учебно-методических пособий и составители задач таких олимпиад, как, например, «Русский медвежонок».

Видеоуроки можно смотреть с любого устройства, включая планшет или телефон. Каждый урок сопровождают интерактивные задания.

Есть крутая функция абонементов. Абонемент включает в себя базовые предметы школьной программы по классам — курсы за целый год обучения.

Можно заниматься в своём ритме: просто смотрите курсы в записи, когда захочется. Замедляйте и ускоряйте воспроизведение, ставьте на паузу и просматривайте видео сколько угодно раз — полная свобода!

Что такое орфография и как самостоятельно за короткий срок выучить все правила орфографии

Правила написания букв в словах.

Орфография – это один из разделов языкознания. Его еще называют «правописанием». Орфография – это совокупность правил написания слов. Быть орфографически грамотным – значит уметь передавать слова на письме, то есть без ошибок писать буквы в этих словах.

В этой статье я постараюсь вам объяснить, что такое орфография, почему она так важна и как легко выучить ее самостоятельно. Ближе к концу статьи порекомендую полезные книги и бесплатные учебные материалы, которыми пользуюсь сам, так что читайте статью полностью.

Что такое орфография понятным языком

Слово «орфография» пришло в русский язык из греческого. В греческом оно образовалсь из двух корней: «орфо» и «графо», которые дословно переводятся «правильно» и «пишу». В русском языке орфографию еще называют правописанием.

Этот раздел науки о языке изучает правила написания слов. И объясняет, почему надо писать именно так, а не иначе. Почему, например, в слове «положить» в корне «лож» мы пишем «о», а в слове «полагать» – «а». Или почему слово «собака» пишется через «о», а «картошка» через «а».

Зачем она нужна

Чтобы все слова писались одинаково и в языке не было хаоса. Например, если один человек будет писать «алгоритм», а другой «олгоритм», а третий «элгоритм» – получится жуткая каша и язык распадется.

Вторая важная причина – чтобы каждую букву в слове можно было объяснить. То есть ответить на вопрос, почему пишется именно такая буква, а не какая-то другая. Объяснение нужно для того, чтобы не возникало постоянных споров и дискуссий о правописании.

Как связаны орфография и орфограмма

Орфограмма – это одна из букв слова, которую нам надо проверить. Орфография нужна как раз для того, чтобы мы могли проверять орфограммы в словах.

Орфограмма – это буква в «слабой позиции». Слабая позиция означает, что написание буквы вызывает у нас сомнение. Следовательно, чтобы написать правильно, мы находим орфографическое правило и только потом пишем. В соответствии с этим правилом.

Если буква в «сильной позиции», то вопросов по ее написанию у нас не возникает. Например, в слове «коты» мы без проблем напишем «т», потому что она в сильной позиции – перед гласной. А в слове «ко…» у нас уже будет вопрос – «т» или «д», потому что обе буквы произноситься будут одинаково – [кот].

Вот и получается, что орфография помогает нам правильно писать буквы в слабой позиции – орфограммы.

На какие вопросы отвечает орфография

Я перечислю эти вопросы и кратко прокомментирую их. И примеры тоже приведу, чтобы вам было более понятно.

Как писать отдельные части слов

Части слова еще называются морфемами. Здесь основной принцип орфографии такой: «морфемы надо писать одинаково». Поэтому если у нас корень слова «берез», то мы в любых словах этот корень будем писать именно так. Не «бирез» и не «берес». И не «бирес» тоже.

В любом слове одна и та же морфема должна передаваться одними и теми же буквами: береза, березняк, подберезовик, березовый, березка.

В каких случаях надо писать слитно, раздельно или через дефис

По правилам современного русского языка, каждое слово надо писать раздельно с другим словом. Например, «в поле» мы пишем раздельно, потому что «в» – это предлог, а «поле» – существительное.

Если слово одно, то оно пишется либо слитно, либо через дефис. Мы пишем существительное «водоканал» слитно, потому что это одно слово. «Что-нибудь» пишем через дефис, потому что это тоже одно слово – неопределенное местоимение.

Какие слова пишутся со строчной буквы, а какие – с заглавной

Внутри предложения мы пишем с заглавной те слова, которые являются именами собственными. Тем самым мы подчеркиваем, что эти слова обозначают предметы, единственные в своем роде. Например: «У меня была собака Цыган» – вот этот «Цыган» – один единственный во всем мире, моя собственная собака, другой такой ни у кого нет и не было. И не будет.

Со строчной буквы пишутся все остальные слова, потому что они обозначают нарицательные понятия – не единственные в своем роде. «Собака», например, нарицательное существительное, потому что собак полно.

Обратите внимание, в других языках могут быть свои орфографические правила. В немецком все существительные надо писать с заглавной буквы. А в английском с заглавной всегда пишется местоимение «I» – я. В русском такого нет.

Как переносить слова

Переносить надо по слогам. То есть чтобы в каждой перенесенной части слова был гласный. Нельзя оставить на одной строке буквы «пр», а на другую строку перенести «оизводство». На первой строке должен остаться минимум один слог, то есть: «про-изводство».

Подробнее об этом читайте в моей статье про перенос слов.

Какие буквы помогает писать орфография

С помощью орфографии мы пишем три типа букв, или орфограмм: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.

Проверяемые

Это такие, которые можно каким-то образом суметь проверить. Например, в слове «кро…» мы пишем «т», потому что проверочное слово «кроты». В слове «желтый» мы пишем «е», потому что эта буква «прослушивается» в родственных словах: желток, желтеть, желтоватый, желтизна.

Непроверяемые

Их проверить никак нельзя и надо смотреть в словаре. Например, почему в слове «корова» пишется «о»? Просто вот так сложилось. Мы не можем подобрать никакое проверочное слово и смотрим в словарь, а в словаре написано «корова».

Иногда непроверяемые гласные и согласные встречаются в окончаниях отдельных слов. В этом случае мы тоже просто запоминаем их написание. Например, мы пишем «котороГо», хотя вслух говорим «котороВо».

Чередующиеся

Чередующиеся гласные встречаются только в корнях слов. Если гласная чередующаяся – значит в одном и том же корне она может меняться на какую-то другую. И проверить эту гласную нельзя, надо смотреть на условия чередования.

Например, самое распространенное условие для выбора правильной гласной – наличие или отсутствие суффикса «а» после корня. Например, если этот суффикс есть, мы пишем во многих корнях с чередованием букву «и», а если его нет – «е»: протирать – протереть, замирать – замереть, напирать – напереть, набирать – наберу, надирать – надеру и так далее.

Что надо делать, чтобы выучить орфографию

Смотрите, в школьных учебниках полно упражнений, в которых надо вставлять в слова пропущенные буквы или выбирать слитное/раздельное написание. Например: «(Пр…)город был (н…)д…леко от моря». Если у вас в школе был слабый учитель, то он требовал просто вставить буковки и все: «Пригород был недалеко от моря».

Если учитель был сильный, то он наверняка требовал от вас разбирать каждую орфограмму. Разобрать, значит ответить на вот эти три вопроса:

Вот смотрите, я разбираю орфограмму в слове «пр…город»:

  1. Что? Буква «и».
  2. Где? В приставке «при».
  3. Почему? Потому что значение «присоединения». Пригород = относящийся к городу, «присоединённый» к городу.

Вот еще мое видео на эту же тему, я там объясняю правописание слова «вода». Посмотрите.

Чтобы выучить орфографию, надо брать учебник русского с подобными орфографическими упражнениями и объяснять каждую орфограмму.

Если делать это в школе, с 5 по 11 класс, то репетиторы по русскому вообще будут не нужны, проблем с правописанием тоже не будет. Вы «автоматически» будете писать все буквы правильно.

Если вы школу уже закончили, то вам нужен хороший учебник русского и постоянная практика. Давайте разбираться, какой учебник выбрать и как организовать практическую работу.

Полезные материалы

Сначала я порекомендую вам хорошие учебники, а потом – бесплатные и платные материалы для отработки практических навыков.

Учебник

Я вам рекомендую учебник Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Ссылка, которую я поставил, ведет на книжный интернет-магазин Лабиринт. Там цены ниже чем в большинстве других книжных магазинов, книги доставляются в пункты выдачи. В вашем городе наверняка такой есть.

Я рекомендую вам эту книгу по следующим причинам. В других учебных комплектах в каждом учебнике есть и теория и практика. Поэтому учебники каждый год меняются и часто выпускаются даже в двух частях, а не в одной.

В учебном комплекте Бабайцевой все немного иначе. Она сделала один учебник с теорией, куда включила весь теоретический материал и все правила, которые дети должны выучить. С пятого по девятый класс этот учебник не меняется, он один-единственный. А вот учебник с практическими упражнениями для каждого учебного года свой.

Получается, что вот эта «Теория» – как бы универсальный справочник. Там изложены все знания, которые должны получить школьники. Написано простым и понятным языком, читается легко.

Отмечу важный нюанс. В плане теории языка в учебнике Бабайцевой могут быть отличия от некоторых других учебников. Например, Бабайцева считает, что «ть» в неопределенной форме глаголов – суффикс, а не окончание. Она называет словосочетаниями не только сочетания слов с подчинительной связью, но и слова с сочинительной связью.

Но эти спорные моменты никогда не выносятся на экзамены по русскому, поэтому, в принципе, проблем нет.

Справочник

Есть очень серьезный справочник по орфографии и пунктуации, который еще в Советском Союзе был издан Розенталем. Он так и называется: «Справочник по орфографии, пунктуации и литературной правке». Автор – Розенталь Дитмар Эльяшевич.

В справочнике вы найдете вообще все необходимые правила русского языка. Но эта книга академическая, читать ее достаточно сложно. Если вы постоянно работаете с текстом, я вам рекомендую эту книгу приобрести, чтобы она была у вас дома и вы могли при необходимости к ней обратиться.

Книга постоянно переиздается, поэтому все новые литературные нормы в ней учитываются.

Наш архив с пособиями

Я собрал в интернете четыре пособия с правилами по русскому языку. Их написали учителя, которые сами преподают в школе и готовят своих учеников к выпускным экзаменам. В пособиях материал излагается не хуже, чем в учебнике Бабайцевой, там много схем и таблиц, которые позволяют систематизировать знания.

Чтобы получить архив с пособиями, напишите на этой странице свою почту, я вам его отправлю. Все бесплатно, вирусов нет, я проверял сам.

Наши статьи по орфографии

У нас периодически публикуются статьи по орфографии. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые материалы. Рассылка бесплатная. Когда подпишетесь, мы автоматически будем вам присылать новые тексты с обзором правил русского языка.

Для примера можете посмотреть вот эти статьи по орфографии. Их писал я. В каждой статье я стараюсь не только говорить, как нужно писать то или иное слово, но и комментировать его, объяснять правило.

К некоторым статьям я еще добавляю свои авторские ролики типа вот такого. Просматривайте их тоже.

Бесплатные тренажеры по русскому языку

Если вы уже взрослый человек, вряд ли у вас будет время выполнять упражнения в школьных учебниках и объяснять в них каждую орфограмму. Следовательно, вам нужно что-то более «модернизированное». В этом плане могу предложить бесплатные тренажеры по русскому языку, которые есть на платформе проекта Викиум.

Вот общая страница с тренажерами, зайдите туда, выберите вкладку «Способность к работе с текстом». Там есть тренажеры для отработки орфографии, пунктуации, подбора синонимов. Некоторые программы были созданы для того, чтобы помогать нам с вами лучше чувствовать родной язык, понимать, какой текст написан слабо, а какой сильно. В общем, великолепная вещь. И главное – полностью бесплатная. Выбирайте и занимайтесь.

Курс «Идеальный русский»

Этот курс тоже с Викиума, он платный, стоит 890 рублей. В нем есть теория и три уникальных тренажера, которых в открытом доступе на сайте вы не найдете. На мой взгляд, курс очень хорошо ориентирован на практику и помогает эффективно закреплять теорию. Если есть возможность – приобретите его и занимайтесь хоть целый день.

Доступ ко всем материалам курса «Идеальный русский» после покупки вы получаете навсегда.

Другие курсы

У нас на сайте есть подборки с другими курсами по русскому языку. Там почти все курсы платные, но есть не очень дорогие материалы. Посмотрите, может быть, найдете для себя что-то полезное.

Помогает ли чтение писать грамотно

Когда я учился в педагогическом институте, нам преподаватели говорили: «Когда ребенок читает, он запоминает написание слов. Поэтому чтение помогает писать грамотно».

Но у нас в группе были студенты, которые поначалу не очень хорошо разбирались в орфографических правилах. И они говорили: «Ну вот мы читаем, много читаем, а грамотно писать все равно не получается, на диктантах бывают ошибки».

Так что я лично думаю, чтение особой роли не играет. Чтобы научиться писать орфографически грамотно, надо именно писать, выполнять практические упражнения.

Чтение – это здорово, но его мало.

Как не потерять мотивацию к изучению правил русского языка

Наша статья подходит к концу и мне хотелось бы сказать пару слов о мотивации. Перед тем как изучать орфографию, ответьте себе на вопрос: «Зачем мне это надо». У вас должна быть реально сильная мотивация, иначе все эти пропущенные буквы в словах вам быстро наскучат.

Я могу вам предложить вот такой интересный лайфхак. Чтобы применять свои знания, вы можете писать статьи в интернет и зарабатывать на этом. Заработок на текстах называется копирайтингом, я лично им занимаюсь вот уже восемь лет. Это моя основная работа.

Посмотрите мою статью о том, что такое копирайтинг, я постарался там понятным языком все описать и объяснить. Если вы будете периодически писать статьи – это будет отличной тренировкой ваших орфографических навыков. А когда начнете еще и достойно зарабатывать на этом – мотивация к изучению орфографии вообще будет зашкаливать.

Заключение

Мы поговорили о том, что такое орфография и как ее изучить. Мне хотелось, чтобы вы из этой статьи не просто почерпнули информацию, но и получили какие-то практические рекомендации.

Были ли вам полезны ссылки на сторонние ресурсы, которые я приводил? Планируете ли вы приобрести учебники или справочники по русскому языку, чтобы изучать орфографию? Начали ли заниматься на орфографических тренажерах?

Жду от вас обратной связи. Всем удачи, не теряйте мотивацию.

Сборник правил по орфографии. (5- 9 классы)

1.Безударная гласная в корне .

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на неё падало ударение.

2.Чередование гласных в корне .

1. В корнях гор — гар под ударением пишется буква А, без ударения – О ( загар – загорелый)

2. В корне зор – зар, под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – А ( зарево, зарница, озарять, зорька)

3. В корне клон – клан под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – О (склониться, кланяться, поклон, наклониться)

4. В корнях кос – кас пишется буква А, если после корня есть суффикс А, если нет этого суффикса, то пишется буква О. (касание, прикоснулся)

5. В корнях лаг – лож перед Г пишется А, перед Ж пишется О ( предлагать, предложить)

6. В корнях раст – рос перед СТ, Щ пишется буква А. если нет СТ,Щ пишется буква О ( растет, поросль) Исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав.

7. В корнях Бер – бир, дер – дир, мер – мир, пер – пир, тер- тир, блест – блист, жег – жиг, стел –стил пишется буква А, если после корня есть суффикс А. ( соберу – собирать, стелить – постилать)

3.Гласные О – Е (Ё) после шипящих и Ц в разных частях слова.

1.В корне слова после шипящих под ударением пишется буква Е (Ё). (в родственных словах и формах этого слова без ударения пишется буква Е. ( вечёрка – вечер, дешёвый – дешевле) Исключения: шов, шорох, шорник, капюшон, крыжовник, обжора, чащоба, мажор

А) существительное – ожог, поджог, глаголы – ожёг, поджёг

Б) в словах иноязычного происхождения:

жокей, жонглёр, шокировать, шоссе, шофёр.

В) в именах собственных: Печора, Печорин, Шостакович

2. После Ц в корне под ударением пишется буква о. безударную

гласную после Ц надо проверить ударением. ( цоколь, целиком –

3.В окончаниях, суффиксах имен существительных и

прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения – Е (сундучок, шалашом, большого, рыжего, галчонок, борцом, пунцовый)

4.На конце наречий под ударением пишется буква О, без

ударения – Е (горячо, кипуче)

5 .Под ударением пишется буква Ё

а) в окончаниях глаголов (бережём, печёт),

б) в глагольном суффиксе –ёвыва (затушёвывать)

в) в суффиксе –ёр существительных (дирижёр, стажёр)

г) в суффиксах -ённ, -ён страдательных причастий,

отглагольных прилагательных,если они образованы от

глагола на -ить (завершённый- завершить, тушёный — тушить)

д) в местоимениях (о чём, нипочём)

4. Гласные ы, и после Ц в разных частях слова.

1. В корне слова после Ц пишется буква И (цифра, цирк) Исключения:

цыган, цыпочки, цыпленок, цыц, цыкнуть)

2.В словах, оканчивающихся на – ция пишется буква И

(акация, лекция, делегация)

3.В суффиксах и окончаниях пишется буква Ы (птицы, страницы,

5. Звонкие и глухие согласные.

Чтобы проверить написание парных согласных б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, надо изменить слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная. (зуб – зубы, легкий – легок)

6. Непроизносимые согласные в корне слова. ( сочетания вств, ндск, стл, стн и др.)

Слово нужно изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался чётко. (радостный – радость, свистнуть – свистеть)

Но: сн – чудесный – чудеса.

7. Разделительный Ъ и Ь

1. Перед буквами Е,Ё, Ю,Я

1. Перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И

в корнях, суффиксах, окончаниях.

(барьер, вьюга, лисьи, соловьиный)

2. В сложных словах

В иностранных словах:

адъютант, объект, субъект и др. бульон, батальон, синьор и др.

8. Мягкий знак после шипящих .

1. В существительных женского

1. В существительных мужского рода (нож, грач)

2. Во всех формах глагола

(пишешь, разжечь, улыбаешься)

2. В существительных множ. числа

(много туч, около луж)

3.В наречиях на Ж, Ш, Ч (вскачь,

сплошь) Исключения: уж, замуж,

3. В кратких прилагательных (горяч,

4. В частицах (лишь, ишь, бишь)

9. Гласные Ы –И после приставок .

После приставок на согласный пишется буква Ы, если слово, от которого оно образовано, начинается с буквы И (безыдейный – идея, подытожить – итог, разыграть – игра)

После приставок сверх-, суб-, транс-, меж— пишется буква И (межинститутский, сверхинтересный, субинспектор).

10. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

1.Образованные от подчинительного словосочетания (древнегреческий – Древняя Греция, вагоноремонтный – ремонт вагонов)

2. Употребленные в качестве терминов или выражений в книжном языке (вышеперечисленный, нижеподписавшийся)

1.Обозначают оттенок цвета (светло-розовый, красно-коричневый)

2.Образовано от существительного, пишущегося через дефис (юго-западный – юго-запад)

3.Между частями прилагательного можно вставить союз «и» (русско-немецкий — русский и немецкий, выпукло-вогнутый – выпуклый и вогнутый).

4.Образованные из сочетания существительного и прилагательного, но с перестановкой этих элементов (литературно-художественный – художественная литература)

5.Имеющие на конце первой основы сочетание -ико (химико–фармацевтический).

Пишутся раздельно словосочетания, состоящие из наречия и прилагательного. Наречие выступает в роли члена предложения, указывающего на степень признака, выраженного прилагательным (подлинно дружеский, резко враждебный) или, в каком отношении рассматривается признак (общественно опасный, т.е. опасный для общества). Наречия на –ски в значении «уподобления» (чертовски хитрый).

11. Не с разными частями речи.

Без НЕ не употребляются (все части речи)

нельзя, ненавидеть, невидаль

Есть противопоставление с союзом «А» или оно подразумевается (сущ., прилаг., наречие на О,Е)

не правда, а ложь

Можно заменить синонимом или близким по значению выражением (сущ., прилаг., наречие на о,е )

неправда – ложь, неизвестный – чужой)

Есть слова «далеко не», «вовсе не», «ничуть не», «нисколько не» и др.

( прилагательное, наречие на О,Е)

Ничуть не интересный, вовсе не красиво

Нет зависимых слов и противопоставления с союзом «А»

Есть зависимые слова или противопоставление с союзом «А» (причастие)

не сказанный вовремя

С глаголами, деепричастиями

( не нашёл, не выясняя)

С наречиями не на –О,Е ( не по-товарищески)

С отрицательными и неопределенными наречиями и местоимениями (некого, несколько, негде)

С отрицательными местоимениями, если есть предлог (не у кого, не с кем)

12. Одна и две буквы Н в суффиксах .

Гостиная, труженик, травник

На стыке морфем

В суффиксах -ин, -ан, -ян

Искл.: оловянный, деревянный, стеклянный

1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на Н (туманный)

2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн, -енн (искусственный, авиационный)

Причастия и отглагольные прилагательные

1) в кратких страдательных причастиях ( ошибка исправлена)

2) в полных причастиях и отглагольных прила-гательных, образован-ных от глаголов несовершенного вида (крашеный – нет приставки и зависимого слова)

Искл.: медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный)

1) если в слове есть приставка, кроме не- (засушенный)

2) если к ним относятся зависимые слова (сеянная через сито)

3) если в слове есть суффикс –ова,-ева (оцинкованный)

4) если слово образовано от глагола совершенного вида (лишённый – лишить)

В наречиях пишется столько же Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы

(туманно – туманный, взволнованно – взволнованный)

23. Буквы Е, И в падежных окончаниях имен существительных .

1. у существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах (в траве – 1 скл., П.п., по дороге – 1 скл., д.п.)

1. у существительных 1 склонения в родительном падеже ( у реки – 1 скл.,Р.п)

2. у существительных 2 склонения в предложном падеже ( в доме – 2 скл, П.п.)

2. у существительных 3 склонения (у матери, в ночи)

3. у существительных на –ий, -ие, -ия, -мя в родительном, дательном и предложном падежах

( прикрепить к стремени ( на –мя)), сорвать с акации (на – ия))

24. Спряжение глаголов, правописание личных окончаний глаголов.

Поставьте глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

ІІ спряжение І спряжение

на –ить на –еть, -ать, -уть, -ыть, -ти, -чь

кроме: брить, стелить ( 1 спр.) кроме:

гнать, держать, слышать, дышать

терпеть, вертеть, обидеть, зависеть,

ненавидеть, видеть, смотреть (2 спр.)

в окончании пишется буква И в окончании пишется буква Е

при нахождении неопределённой формы берите глагол того же вида (украсит – украсить)

1. Буквы З-С на конце приставок .

В приставках воз-вос, без- бес, из –ис, низ –нис, раз – рас, чрез – чрес перед звонкими согласными пишется буква З, перед глухими согласными – буква С.

(Раздать – раскусить, беззвучный – бессердечный)

Приставки З не бывает: сбить, срубить, сбежать

В словах здесь, здание, здоровье нет приставки.

В приставке раз (рас) – роз (рос) без ударения пишется буква А, под ударением – буква О. ( развалить – розвальни, рассыпать – россыпь)

2. Приставки пре -, при-

1.Возможна замена приставки словомочень, весьма.

(Пребольшой – очень большой)

(около) – пришкольный, приморский

прибавление (прибывать, привинтить,

2.Близкое к значению «пере»

3.Неполное действие (приоткрыть)

4.Доведение действия до конца

1. Суффиксы –ЕК, -ИК существительных

Чтобы правильно написать суффикс, надо слово просклонять (поставить в форму родительного падежа). Если гласный выпадает, то пишется суффикс -ЕК, если не выпадает, то надо писать суффикс –ИК ( замочек – замочка, пальчик – пальчика)

2. Суффиксы глаголов -ова (-ева), -ыва (ива)

Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на –ываю, -иваю, то надо писать суффиксы –ыва,-ива.

Если оканчивается на –ую,-юю, то надо писать суффиксы –ова, -ева.

(беседовал, беседовать – беседую, рассказывал – рассказываю)

3. Суффиксы причастий –ущ,-ющ, -ащ,-ящ.

Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то надо писать суффиксы –ущ, -ющ.

Если причастие образовано от глагола 2 спряжения, то надо писать суффиксы –ащ, -ящ.

(колющий – колоть (1 спр.), красящий – красить (2 спр.))

4. Суффиксы причастий –ЕМ, -ОМ, -ИМ

Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то пишем суффикс –ЕМ,-ОМ, если от глагола 2 спряжения, то суффикс -ИМ

(видимый – видеть (2 спр.), сжигаемый – сжигать (1 спр.))

5. Буквы О,А на конце наречий с приставками –ИЗ,-ДО, -С

Если наречия образованы от прилагательных, в которых нет этих приставок, то пишем букву А.

Если наречия образованы от прилагательных, в которых есть эти приставки, то пишем букву О.

На глухо, влево (нет приставок –из, -до, -с)

6. Суффиксы –К-, -СК- прилагательных.

Суффикс –К- пишется:

1) в прилагательных, имеющих краткую форму ( колкий – колок, вязкий – вязок)

2) в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на к,ч,ц (немецкий – немец, ткацкий – ткач)

В остальных случаях пишется суффикс –СК- ( французский – француз)

7. Суффиксы –ЧИК-, -ЩИК-

После букв д – т, з – с, ж пишется буква Ч. В остальных случаях пишется щ. (переплётчик, каменщик – нет букв д,т, з,с,ж)

8. Гласные перед -Н, -НН в суффиксах причастий, перед суффиксом глагола прошедшего времени –Л-.

Если причастие или отглагольное прилагательное образовано от глагола на –ать, -ять, то перед Н,НН пишется буква А,Я (увешанный – увешать).

Если причастие или отглагольное прилагательное образовано от глаголов, оканчивающихся не на –ать,-ять , то перед Н,НН пишется буква Е

( засученный – засучить, крашеный – красить).

Дефис между частями слов.

1. Дефисное написание наречий .

С дефисом между частями слова пишутся наречия, которые имеют в своём составе:

1) приставку по- и суффиксы –ому, -ему, -и (по-новому, по-товарищески)

2) приставку в-,во- и суффиксы –ых, -их (во-вторых, в-третьих)

3) приставку кое- ( кое-как)

4) суффиксы -то, -либо, -нибудь ( колда-либо, где-нибудь)

5) сложные наречия, в составе которых есть одинаковые корни (мало-помалу)

2. Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами то-либо-, нибудь пишутся через дефис ( кое-кто, какой-нибудь)

3. Сложные слова с пол- пишутся с дефисом, если второй корень начинается с Л, с большой буквы, с гласной. В остальных случаях пол- в сложных словах пишется слитно. ( пол-луны, пол-арбуза, пол-Волги, полдома,)

4. Междометия, образованные повторением основ ( ох-ох)

5. Частицы –то, -ка присоединяются к другим словам через дефис. ( стал-то, возьми-ка)

Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов.

1. Предлоги с другими словами пишутся отдельно. (на реке, на мне, к пяти)

2. Производные предлоги , образованные на основе наречий, пишутся слитно (ехать навстречу делегатам).

3. Пишутся слитно производные предлоги: ввиду (= по причине), вроде (=подобно), насчет (=о), вместо, наподобие, вследствие (по причине)

Поговорить насчет экзаменов , но положить деньги на счет (сущ.)

Пишутся раздельно производные предлоги в течение, в продолжение, по

причине, в целях, со стороны).

4. Союзы также, тоже, чтобы пишутся слитно. Их следует отличать от сочетаний так же, то же, что бы. В этих сочетаниях частицы же,бы могут быть опущены или переставлены на другое место.

Мать училась в институте. Отец тоже там учился.


источники:

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-orfografiya

http://infourok.ru/sbornik-pravil-po-orfografii-klassi-617436.html