Изучение правописаний безударных гласных

Обучение правописанию безударных гласных в корне слова
методическая разработка по русскому языку на тему

Правописание безударных гласных в корне слова остаётся актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. Ошибки на правописание безударной гласной корня, как известно, являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах, особенно начальных.

Я в своей работе на уроке русского языка очень много внимания уделяю работе над правилом правописания безударной гласной в корне слова. Это работа начинается с умения находить безударную гласную в слове т.к. этот этап считается наиболее важным . А уже второй этап – это умение проверять безударную гласную и подбирать проверочное слово.

Анализ усвоения учащимся правописания безударных гласных в корне слова показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основными причинами , вызывающими их появление, являются следующие:

Скачать:

ВложениеРазмер
ministerstvo_obshchego_i_professionalnogo_obrazovaniya_rostovskoy_oblasti.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Управления образования Администрации города Новочеркасска

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

Общеобразовательная школа №1

«Обучение правописанию безударных гласных в корне слова»

Правописание безударных гласных в корне слова остаётся актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. Ошибки на правописание безударной гласной корня, как известно, являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах, особенно начальных.

Я в своей работе на уроке русского языка очень много внимания уделяю работе над правилом правописания безударной гласной в корне слова. Это работа начинается с умения находить безударную гласную в слове т.к. этот этап считается наиболее важным . А уже второй этап – это умение проверять безударную гласную и подбирать проверочное слово.

Анализ усвоения учащимся правописания безударных гласных в корне слова показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основными причинами , вызывающими их появление, являются следующие:

1. Неумение найти объект применения правила:

а)ребенок не может выделить безударную гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения;

б) ребенок не владеет навыком морфологического анализа слова в специальных орфографических целях, т.е. не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко приводит к тому, что ученик не только не видит безударную гласную, правописание которой ему надо проверить , но и начинает расширять «границы» применения правила, проверяя с его помощью гласную в приставке, суффиксе, окончании.

2 .Не умения практически пользоваться правилом:

а) ребёнок не может изменить слова, чтобы корневая безударная гласная в нем оказалось под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения: тащил -тащит, везёт-вёз и т.п.;

б) ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ; ПОЛЗТИ соотносит со словом УПАЛ; ПАСЛИСЬ-со словом ПОСТ.

в) ошибка может возникнуть и потому , что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова. Так, некоторые учащиеся не могут подобрать проверочные слова к встречающимся в учебнике словам с безударной гласной в корне ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНАЯ, СТРЕЛЯЕТ и др.;

г) ученик, пользуясь правилом , подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости (седой), посидеть на скамейке (сидеть), что нередко приводит к ошибкам.

В значительной мере это вызвано тем, что овладение правописанием безударных гласных корня

требует уже достаточно развитых грамматически умений и речевых навыков. К числу умений и навыков относятся следующее:

. умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, а также переносить ударение с одного слога на другой (в тех случаях, когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово);

. умение целенаправленно производить морфологический анализ, т.е. вычленять именно ту часть слова, в которой содержится изучаемая орфограмма;

. умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слова те , которые могут быть проверочными .

Все эти умения вырабатываются в результате длительных многократных упражнений.

Формирование этих умений невозможно без определенных знаний из области фонетики, графики, морфологии, а также без достаточно развитого словаря учащихся.

Знания из области фонетики и графики: один слог в слове произносится с большей силой (ударный слог), в ударном слоге гласный звук обозначается соответствующей ему буквой ( поле, сад); в безударном слоге не всегда написание соответствует произношению (например, в слове трава написание соответствует , а в слове этого соответствия нет). Поскольку в безударном слоге перед записью нужно проверять .При этом в качестве проверочных выступают слова с ударными гласными, так как в ударом слоге написание гласных соответствует произношению. При выполнении упражнений учащиеся пишут проверочное слово перед словом с безударными гласными. Такая последовательность записи, как показывает опыт, способствует развитию умения писать в безударном слоге ту гласную, которая написана в ударном.

Работа над правилом правописания безударных гласных.

Правило о правописании безударных гласных в корне слова относится к тому типу орфографических правил, в которых не дается графический образец написания, а содержится указание на способ проверки написания. Правила такого типа наиболее сложных для учащихся детальной работы над ними . Основное содержание такого типа правил составляет способ проверки. В основе способа проверки лежит сравнение парно-звучащих форм, в одной из которых гласная находится под ударением , а в другой – в безударном положении. Однако в целях правописания этим анализом еще нельзя ограничиться. Необходимо соотнести обозначение звука в безударном положении с его обозначением в положении под ударением .Такой анализ правила не только поможет ученик уяснить сущность орфографического правила , но и определить последовательность действий в применении правила.

  1. В слове цветной в корне безударная гласная.
  2. Родственное слово ЦВЕТ- гласная корня ударная.
  3. В слове ЦВЕТ в корне пишется «Е», значит, в однокоренном слове ЦВЕТНОЙ следует писать в корне гласную «Е».

Правила подобного типа требуют анализа и со стороны структуры. Так в правиле о правописании безударных гласных в корне слова выделяются три составляющие части;

  1. Что проверять.
  2. Как проверять.
  3. Чем проверять.

В процессе работы над содержанием каждой части правила учитель указывает учащимся на те знаний и умения, которые им необходимы для практического использования правила. Усвоение каждой на способ проверки написания. Правила графических правил, в которых не дается графи части правила закрепляется в практических упражнениях.

Упражнения , направленные на выработку у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова

  1. Упражнения, направленные на нахождение слова, написание которого регулируется данным правилом.
  1. Поставьте ударение, выпишите слова с ударной гласной в корне, суффиксе, окончании.

Кустик, уголек, в земле, кораблик, на коне, медок, беленький, колесо, ленивый .

Дети записывают слова столбиками.

в корне в суффиксе в окончании

1.2. Картинный диктант.

Учащиеся в столбик записывают названия тех предметов, рисунки которых показывает учитель.

Например: дои, шар, стол, мост.

— Измените слова так, чтобы первый слог был безударным. Напишите слова, поставьте ударение.

1.3. Измените слова так, чтобы безударные гласные стали ударными.

1.4. Поставьте знак ударения, подчеркните безударные гласные в словах.

Дрозды, луга, гаражи, шалаши, холодный, день, сорняк, садовник.

1.5. Поставьте в словах знак ударения, подчеркните ударный слог в родственных словах.

Сколько безударных слогов в каждом слове?

Коза – 1 безуд.сл.

  1. Упражнения в практическом применении правила правописания безударных гласных в корне.
  1. Спишите два столбика слов, поставьте ударение, подчеркните корень. В каком столбике слов гласная пишется так, произноситься, а в каком ее нужно проверять?

2.2 Выпишите только слова с безударной гласной в корне, припишите проверочное слово, докажите, почему это слово можно считать проверочным.

Наливное (яблоко), подливать, ливень, залив, подливка, лить.

Звери, зверинец, зверский, зверь.

Заявить, объявить, явка, заявка, объявление.

2.3 Прочитайте слова. Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, второе- проверочным . Вставьте пропущенные буквы. Орфограмму подчеркните.

Г…..ра, росы, ст……на, травы, р…..ка, стены, стр…на, з…ма, страны, реки, тр…ва, горы, р..са.

2.4. Прочитайте . Запишите в левый столбик слова с безударными гласными а,о. в правый –с безударными гласными е, и . какие слова не вошли в левый и правый столбики?

В…сло, цв…ты, с…ды, м…сты, сл…ды, з…мА, стр…на, пл…чо, р…ды, д…жди, д…ла, п…тно.

2.5. Спишите, выбирая нужную букву.

Г(о,а)ра, св(я,е,и), сн(е,и)га, гр(е,и)бы, д(и,е)ревья.

2.6. Устный диктант с цифровым карточками.

Учитель читает загадку, а учащиеся поднимают карточку с цифрой, указывающей на количество слов с безударной гласной в корне слова проверяемой ударением.

  1. Упражнения в практическом применении правила в самостоятельных и творческих работ.

3.1Составьте и запишите предложения.

Весенняя, появилась, в саду ,лужа , под окном. Вбежал, и, солнечный , комнату ,зайчик. В, лужа, снеговой, колыбели, дремала. Дрожал, на стене, зайчик.

— Назовите слова с безударной гласной, которые вы проверяли с помощью изменения слова, а потом те, к которым подбирали однокоренные слова.

3.2 Составьте предложения из слов. Записанных в скобках, отвечая на данные вопросы.

Где жужжат тяжелые и мохнатые шмели? ( тяжелые мохнатые шмели , в садах цветущих, жужжат). Кто деловито перелетает с цветка на цветок? ( с цветка на цветок , деловито , пчелы, перелетают).

— Подчеркните в составленных предложениях слова с безударной гласной в корне, устно подберите к ним проверочные , укажите, однокоренное оно или изменение этого же слова.

3.3 Составьте словосочетания, включая в них слова с корнем ЗЕМЛ.

Кисель из земляники-……

Вал, сооруженный из земли-….

  1. К словам, обозначающим признак предмета, припишите подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет. Во всех словах поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Шелковистая, зеленая, мягкая(…)

Речной, сыпучий, золотой (…)

Густой, дремучий, сосновый (…)

3.5.Выборочный диктант. Выпишите слова с двумя безударными гласными в корне.

Родная сторона- мать, чужая-мачеха .Проголодаешься- и с печи слезешь. Мал золотник, да дорог.

Разговор дорогу коротает.

Фрагмент урока по теме « Правописание безударных гласных в корне слова»

Цели урока: формировать навыки грамотного письма, обобщить знания о правописании безударных гласных, способствовать развитию речи.

1. Организационный момент.

— Над какой темой мы работали на предыдущих уроках русского языка?

-Что вы знаете о правописании безударных гласных в слове?

-Сегодня вас ожидает встреча с нашими меньшими братьями. А вот с кем именно, вы узнаете, отгадав загадки.

Прилетает к нам с теплом,

Пусть проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет

А все же голос свой имеет.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица.

2. Постановка темы урока.

— Сегодня мы завершаем работу над безударными гласными. Закрепляя полученные знания, мы поговорим о наших пернатых друзьях.

— Упражняемся в написании первых двух букв из слова «птицы».

— Как называют детенышей птиц? ( Птенец ).

(Записывают на следующей строке.)

— Поставьте ударение и подберите проверочное слово.

— Придумайте предложение со словом «птенец».

( Одно из предложений записывается в тетради и на доске.)

— Что в работе над безударными гласными является самым важным?

— Используя веер с гласными , покажите буквы, с которыми надо писать слова:

1 столбик 2 столбик

— Какое из двух утверждений верно?

1) Чтобы проверить написание безударного гласного звука, надо подобрать такое слово, чтобы на этот безударный звук падало ударение.

2)Для проверки написания безударного звука подойдет любое проверочное слово.

— Докажите, что ваше утверждение верно.

(На доске три группы слов.)

свк…рец п…рнатые л…тать

скворчиха перо перелетные

скворечник перья улетать

скворушка перина прилетать

скворчонок перышко взлет

-Придумайте предложение со словом « пернатые».

-Почему птиц называют друзьями?

В своей работе я старалась представить различные задания и упражнения , которыми могут воспользоваться учителя начальных классов, работая над формированием навыка правописания безударной гласной к короне слова, как одного из основных правил русской орфографии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. ».

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. ».

Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло.

Методы, приемы и задания при обучении правописания безударных гласных в корне слова.

Цели урока: содержательная: помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых словдеятельностная: овладеть способами проверки безударной гласной в словеразвивающая: развивать навык самостояте.

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Система работы над безударными гласными. Приемы и виды работы на каждом году обучения

Формирование всесторонне развитой личности — программная цель “Школы 2100”, ориентир в работе школы. Перед нами, учителями, стоит задача – искать новые способы интенсификации обучения и повышения его качества.

Вопрос о формировании навыка правописания слов с безударными гласными является одним из основных в школьной практике. Ошибки на правописание безударных гласных относятся к числу массовых ошибок, характерных для учащихся 1-4 классов.

Основные причины ошибочного написания являются:

  • Неточность или неполнота у учащегося фонетических и морфологических знаний;
  • Неумение правильно проверять безударные гласные в корне;
  • В процессе обучения отсутствует четкая, обоснованная система упражнений.
  • В основе навыка правописания безударных гласных в корнях слов лежат знания в области фонетики, графики и морфологии. Это знания, что один слог в слове ударный, что гласный звук под ударением не изменяется и обозначается соответствующей ему буквой (вол, вал, гриб и т.д.), что безударный гласный звук может заменяться другим (соснасасна, рекарика); в безударном слоге соответствия между звуком и буквой может не быть (в слове вода произноситься звук “а”, но пишем букву “о”). Учащиеся должны усвоить, что в ударном слоге произношение и написание соответствует друг другу, а в безударном слоге не всегда есть соответствие между произношением и написанием, поэтому надо проверять безударные гласные при написании слов с проверяемыми безударными гласными. Учащиеся должны знать понятие о корне и об однокоренных словах. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, вот почему проверочными словами могут быть однокоренные слова или формы одного и того же слова.

    В литературе широко отмечается, что на формирование орфографических навыков положительное влияние оказывает расчленение процесса, который выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и строгое соблюдение последовательности их выполнения. Расчленение процесса на отдельные операции позволяет учащимся осознанно представить, что нужно сделать для того, чтобы узнать, как пишется слово, и в какой последовательности нужно это сделать.

    Прежде чем написать слово, ученику необходимо уяснить его смысл. Поэтому первая операция – выяснения смысла слова, его происхождение. Например, сн…гири (снег), к…стяника (косточка), с…ница (синий), ж…вотное (живой, жив), ч…совой (час) и т.д.

    Во-вторых, нужно найти в слове безударный гласный звук, требующий проверки.

    В-третьих, выделить в слове корень. Это необходимо для того, чтобы узнать, в какой части слова находится безударный звук.

    В-четвертых, подобрать проверочное слово. Для этого изменить форму слова или подобрать однокоренное.

    В-пятых, написать в корне проверяемого слова ту гласную букву, которая пишется в проверяемом ударном слоге.

    Если ученик пропускает какую-либо операцию или действует непоследовательно, возможно ошибочное написание слова.

    Для того, чтобы акцентировать внимание детей на предварительной проверке слов с пропущенной безударной гласной наряду с записью проверочного слова перед проверяемым полезно периодически оформлять упражнение на доске в таком виде:

    ПОДУМАЙДОКАЖИНАПИШИ
    тр…скучийтресктрескучий
    поч…нитьпочинкапочинить

    Учащиеся записывают в тетради второй и третий столбики. Такая работа заставляет ученика вдумчиво подходить к словам, имеющих пропуск орфограмм, и приносит положительные результаты.

    Нередко наблюдаются случаи, когда учащиеся хорошо запомнили правило, но не знают, где его применять. Поэтому наряду с умением практического применения правила следует упражнять детей и в умении находить изучаемую орфограмму в словах, предлагать им для этой цели словосочетания, предложения, связные тексты.

    Большое значение для формирования навыка правописания слов с безударными гласными имеют и упражнения в умении воспринимать орфограмму на слух.

    В развитии этого умения у детей учителю помогает различные виды слуховых диктантов. С большой эффектностью используются так называемые “устные диктанты”, когда ученики работают с цифровыми и орфографическими карточками.

    Диктант с цифровыми карточками проводится следующим образом:

    Учитель читает предложение, а ученики карточкой с цифрами показывают количество слов с безударными гласными, которые содержатся в этом предложении. Например: Мы на озеро лесное уходили далеко (4 слова с безударными гласными). Ученики поднимают карточку с цифрой “4”. Затем идет анализ каждого слова. Здесь уже помогают карточки с безударными гласными. Это уже диктант с орфографическими карточками.

    Для такого устного диктанта целесообразно группировать слова со смешиваемой орфограммой о_ и а_, е, и, я, а затем упражнения для всех безударных гласных.

    Такой вид диктанта имеет целый ряд преимуществ: во-первых, он позволяет за сравнительно небольшой промежуток времени решить столько орфографических задач, сколько порой дети не решают за 20-30 минут урока; во-вторых, все учащиеся вынуждены работать в одинаковом темпе; в-третьих, учитель сразу видит результаты работы всех учеников, вовремя замечая ошибки.

    Орфографические карточки можно использовать при комментированном письме.

    Например, один из учеников вызывается к доске, у остальных на партах приготовлены орфографические карточки. Вызванный к доске ученик, дойдя до слова с безударной гласной, называет лишь орфограмму (“безуд. гл.”), не сообщая при этом, какую гласную он напишет, а учащиеся класса показывают карточку с соответствующей орфограммой.

    Для формирования умения и навыка большое значение имеет система упражнений.

    Систему работы над правописанием безударных гласных в корнях слов условно можно разделить на 4 этапа:

    1 этап работы — понятие об ударении в слове, сопоставление гласных в ударных и безударных слогах

    Работа начинается с букварного периода, с первых страниц букваря, с наиболее простых по написанию слов, которые пишутся так, как произносятся (мама, Шура, лампа и т.д.). Важно уже и на начальном этапе обучения познакомить первоклассников и с несоответствием между написанием и произношением слов (произносим “нара”, пишем нора и т.д.). Наиболее результативным оказывается такой путь обучения, когда учащиеся постепенно усваивают знания с опорой на которые у них позднее формируется более сложные знания и умения. Работа над правописанием безударных гласных должна быть направлена на усвоение фонетических знаний. В период обучения грамоте работа над правописанием слов с безударными гласными не самоцель отдельных уроков, а только сопутствует процессу обучения чтению и письму.

    В послебукварный период продолжается работа над ударением. В процессе изучения темы “Слоги” отводятся уроки для упражнений с целью помочь первоклассникам осознать роль ударения в языке, развить умение распознавать ударные и безударные слоги. С этой целью можно проводить упражнения в виде игры: каждый ряд сидящих за партами учащихся подбирает слова с ударением на указанном слоге.

    Или игра “Кто больше подберёт слов с ударением на первом (втором) слоге?” Выигрывает ряд, который не допустит ни одной ошибки и подберёт больше слов. Игра “Угадайте, какое слово я задумала: в слове первый слог но, он ударный?”. “Какой слог нужно добавить: ударный или безударный, чтобы получились слова?”. Учитель предлагает на выбор два слога: ударный слог ра и безударный слог ра. Можно использовать выборочное чтение, например: “Прочитайте слова с ударением на первом слоге” (используются столбики слов в букваре или напечатанные на доске слова). Все эти виды упражнений развивают у детей умение находить в слове ударный слог.

    2 этап работы над правописанием слов с безударными гласными связан с изучением корня и однокоренных слов

    Ознакомление с корнем и однокоренными словами создаёт основу для осознания учащимися морфологического принципа русского правописания. Основная задача 2 этапа – это подвести учащихся к осознанию единообразного написания корней в однокоренных словах. Без этого учащиеся не смогут усвоить проверки безударных гласных в корнях слов и, следовательно, правописания слов с безударной гласной.

    Проверочные слова обладают двумя признаками: проверочное слово является однокоренным с проверяемым или его формой и кроме того, в проверочном слове корневой гласный звук ударный. Часто учащиеся при проверке написания слова принимают во внимание только один из признаков проверочного слова и допускают ошибки. Например, подбирают слова с ударными гласными, но не однокоренные (долина проверочное слово “даль”; вытащитьтощий; вытянутьтина; виситвес и т.д. И наоборот, подбирают однокоренное слово, но в корне гласный звук безударный (весёлыйвеселье, ковёрковры и т.д.). Всё это связано с тем, что многие дети не всегда чувствуют необходимость в подборе проверочного слова. Встречаются и такие дети, которые, наоборот, “поверяют” любое слово (книгакниги, принёс – нёс и т.д.) К тому же у младших школьников небольшой запас слов. Поэтому при изучении темы “Правописание слов с безударными гласными в корне” основное внимание направлено на осознание учащимися того, какое слово является проверочным и почему, и чтобы учащиеся учитывали оба указанных выше признака проверочного слова. На втором году обучения, опираясь на знания и умения, которые получены в 1 классе (проверка двухсложных слов с безударной гласной путём проверки: один – много; много – один), работа над безударными гласными продолжается и усложняется при изучении темы “Состав слова”. В этот период хорошо использовать слоговые таблицы, по которым дети составляют родственные слова, сравнивают их, находят слова с безударной гласной в корне, подчёркивают проверочные слова и выделяют в них корень.


    источники:

    http://skysmart.ru/articles/russian/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova

    http://urok.1sept.ru/articles/606626