Изучение правописания непроизносимых согласных

Конспект урока по русскому языку на тему»Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

— формулировать и аргументировать собственное мнение;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

— выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— слушать и понимать речь других;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи. Давайте произнесём девиз урока.

II. Словарная работа проводится в виде игры «Паруса»

— Для того, чтобы уверенно плыть по океану жизни, нам потребуются помощники – паруса знаний. Давайте посмотрим, насколько прочны ваши паруса.

У детей имеются листочки бумаги – «паруса».Учитель диктует словарных слов, дети столбиком записывают.

Тополь, осина, сирень, берёза, орех, рябина, яблоня.

— И вот налетает буря, проверяет надежность ваших парусов.

Идёт проверка. На месте ошибок дети прокалывают ручкой листочек – «буря рвет паруса». Домашнее задание: «починить паруса» — выучить слова, в которых допущены ошибки.

I II . Постановка темы и цели урока.

На доске написаны слова

-Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово

1.Что интересного вы заметили? ( вставленные буквы согласные)

-Ребята , как вы думаете какое слово будет лишним? (грустный)

— Почему? ( другая орфограмма)

— Давайте произнесём это слово, так как говорим.

— Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й / ]

ИНОГДА СОГЛАСНЫЕ ИГРАЮТ С НАМИ В ПРЯТКИ.

ОНИ НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, НО ПИШУТСЯ В ТЕТРАДКЕ.

— По этой проблеме сформулируйте тему урока.

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

— Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

—будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

—будем учиться подбирать проверочные слова.

IV . Работа над новой темой.

1.- Если эти согласные не произносятся, тогда зачем нужно писать эти буквы. Тогда эта согласная должна где-то проявиться . А может быть эту согласную можно проверить?

— Попробуйте провести эту исследовательскую работу в группах, чтобы найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными.

— У вас на карточках написаны слова, нужно выбрать слово с непроизносимой согласной и подобрать к нему проверочное слово.

— Давайте ответим на поставленный вопрос. Как проверить непроизносимую согласную?

Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого:

нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот согласный отчетливо слышался.

— На доске записаны столбиком слова. Образуйте слова с непроизносимой согласной и подчеркните ее.

Учитель называет слова. Если слова на непроизносимую согласную – дети берутся за руки. Если слова на другую орфограмму они – хлопают в ладоши.

Цвет, овраг, честный, береза, грустный, яростный, хороший, туча.

— А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые

дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Голубой свод скрывают серые тучи. Привет , утреннее солнышко!

Напрасно низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные

заморозки – первые посланцы близкой зимы.

— Прочитайте что у вас получилось. Назовите слова с непроизносимыми согласными.

— Какое правило вы должны были помнить.(ответы детей)

— Чему учились на уроке?

— Что нового для себя узнали на уроке? И тд.

— Ребята, но мы не ставим в этой теме точку, так как на следующем уроке мы познакомимся с словами , в которых есть непроизносимые согласные , но их нельзя проверить способом, который мы открыли сегодня.

Спасибо за работу!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

— формулировать и аргументировать собственное мнение;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

— выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— слушать и понимать речь других;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи. Давайте произнесём девиз урока.

II. Словарная работа проводится в виде игры «Паруса»

— Для того, чтобы уверенно плыть по океану жизни, нам потребуются помощники – паруса знаний. Давайте посмотрим, насколько прочны ваши паруса.

У детей имеются листочки бумаги – «паруса».Учитель диктует словарных слов, дети столбиком записывают.

Тополь, осина, сирень, берёза, орех, рябина, яблоня.

— И вот налетает буря, проверяет надежность ваших парусов.

Идёт проверка. На месте ошибок дети прокалывают ручкой листочек – «буря рвет паруса». Домашнее задание: «починить паруса» — выучить слова, в которых допущены ошибки.

I II . Постановка темы и цели урока.

На доске написаны слова

-Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово

1.Что интересного вы заметили? ( вставленные буквы согласные)

-Ребята , как вы думаете какое слово будет лишним? (грустный)

— Почему? ( другая орфограмма)

— Давайте произнесём это слово, так как говорим.

— Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й/ ]

ИНОГДА СОГЛАСНЫЕ ИГРАЮТ С НАМИ В ПРЯТКИ.

ОНИ НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, НО ПИШУТСЯ В ТЕТРАДКЕ.

— По этой проблеме сформулируйте тему урока.

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

— Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

—будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

—будем учиться подбирать проверочные слова.

IV . Работа над новой темой.

1.- Если эти согласные не произносятся, тогда зачем нужно писать эти буквы. Тогда эта согласная должна где-то проявиться . А может быть эту согласную можно проверить?

— Попробуйте провести эту исследовательскую работу в группах, чтобы найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными.

— У вас на карточках написаны слова, нужно выбрать слово с непроизносимой согласной и подобрать к нему проверочное слово.

— Давайте ответим на поставленный вопрос. Как проверить непроизносимую согласную?

Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого:

нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот согласный отчетливо слышался.

— На доске записаны столбиком слова. Образуйте слова с непроизносимой согласной и подчеркните ее.

Учитель называет слова. Если слова на непроизносимую согласную – дети берутся за руки. Если слова на другую орфограмму они – хлопают в ладоши.

Цвет, овраг, честный, береза, грустный, яростный, хороший, туча.

3. Творческое задание.

— А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые

дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко!

Напраснонизкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные

заморозки – первые посланцы близкой зимы.

— Прочитайте что у вас получилось. Назовите слова с непроизносимыми согласными.

— Какое правило вы должны были помнить.(ответы детей)

VI. Подв е дение итогов.

— Чему учились на уроке?

— Что нового для себя узнали на уроке? И тд.

— Ребята, но мы не ставим в этой теме точку, так как на следующем уроке мы познакомимся с словами , в которых есть непроизносимые согласные , но их нельзя проверить способом, который мы открыли сегодня.

Спасибо за работу!

  • Новикова Инна АлексеевнаНаписать 4514 11.12.2014

Номер материала: 183938

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.12.2014 1507
    11.12.2014 731
    11.12.2014 2860
    11.12.2014 779
    11.12.2014 1351
    11.12.2014 2977
    11.12.2014 488

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы понаблюдаете за словами, в которых есть подряд три согласных звука, узнаете, что такие согласные звуки называются непроизносимыми. Вы познакомитесь с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_neproiznosimykh_soglasnykh_v_korne_slova.docx68.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Тип урока : открытие новых знаний.

Цель: научить детей определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.

  • Учить: группировать орфограммы по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове;
  • Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;

б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;

в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в учебном материале:
  • определять круг своего незнания;

Коммуникативные универсальные учебные действия :

  • Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Тип урока : урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)

Используемые приёмы, методы, технологии обучения : системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.

1. Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности

— Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

— Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Формулирование темы урока

На доске слова: известный, вести, прелестный, прелести, местный, местечко, завистливый, зависть.

-Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся)

-Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся)

-Что вас удивило, что интересного заметили?

Какой же у нас возникает вопрос? (Везде «Т» пишется, но не везде произносится. Почему?)

Учебная проблема как вопрос. Формулирование темы урока

-Почему в некоторых словах «Т» не произносится?

Сформулируйте тему урока. ( «Непроизносимые согласные в корне слова»)

— Какие задачи поставим? (Научимся проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова и грамотно писать.)

-Что придётся выяснить? (Когда и какие согласные в корне могут быть непроизносимыми и надо ли писать букву, которая не произносится.)

3. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

I. — Как проверить парный согласный в корне слова и на конце его?

— А как будем выяснять надо в слове «местный» писать согласный или нет?(изменим форму слова: мес[-]ный -мес[-]ная. Не произносится. Подберём однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный: место-местечко . Гласный помогает услышать согласный[т].)

Вывод: Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.

Сверьте ваше предположение с учебником на странице ———, прочитав текст в рамке.

— Подтвердилось ваше предположение?

4. Физминутка (музыкальная)

II . Рассмотрим ещё слова с непроизносимыми согласными и узнаем в каких случаях согласный будет непроизносимым, выполнив упр. 223

-Какие согласные не произносятся?(д,т, л, в)

-Сколько согласных букв стоят рядом?(3-4)

-Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится.

Вывод: Согласный может не произносится если в слове встречается сразу 3-4 согласных.

Предложите план , по которому будем действовать.

2.Смотрим на сочетаемость согласных.

3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем, произносятся ли все согласные звуки.

4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.

5. Закрепление пройденного

Коллективно с проговариванием выполняем задание:

Моро… и со…нце день чудес…ный!
Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный .

6. Групповая работа (предлагаются ЭОР на проверку усвоения данной темы: повышенный уровень — мультимедийный тренажер, базовый уровень – тест и кроссворд).

Он прекрасный и чудесный
В этот день он для тебя
Словно радость и улыбка
Поздравляют все тебя
(Праздник)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук (Сердце)

Колобок — горячий бок.
Ох, не любит лежебок.
Тучу-платье надевает
Раньше всех оно встаёт. (Солнце )

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «Привет!»

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёж ик, …» (Здравствуй!)

— Какова тема нашего урока? ( Непроизносимые согласные в корне слова .)

— Какова цель нашего урока? ( Учимся проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова. ) Да, мы учились грамотно писать эти слова.

— Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?

( Посмотреть на сочетаемость согласных в слове . Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал отчетливо слышен )

— Достигли мы цели?

8. Домашнее задание.

9. Рефлексия деятельности. По оценочной шкале оцените свою деятельность на уроке:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТ:Русский язык.КЛАСС: 3АВТОР УЧЕБНИКА: Р.Н. Бунеев, Е.В. БуневаДАТА: 14.10ТЕМА УРОКА:Правописание непроизносимых согласных в корне слова.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:Формирование представления.

Урок знакомит с правописанием непроизносимых согласных в корне слова; развивает наблюдательность,логическое мышление; прививает интерес к .

карточки помогут детям закрепить правописание изученных орфограмм.

Материал может быть использован при изучении темы: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

Урок русского языка в 3 классе Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Урок закрепления знаний учащихся о правописании непроизносимых согласных. Формировать культуру труда уч-ся на уроке, работать над каллиграфией, воспитывать аккуратность.

Цель: учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.Задачи:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная.


источники:

http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/pravopisanie/pravilo-proverki-napisaniya-slov-s-neproiznosimymi-soglasnymi

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/12/22/pravopisanie-neproiznosimykh-soglasnykh-v-korne-slova