К чему относится и деепричастие и глагол сказуемое к одному и тому же предмету

Деепричастие — признаки и примеры

О чем эта статья:

6 класс, 7 класс

Понятие деепричастия

Сейчас узнаем, что обозначает деепричастие и дадим определение.

Деепричастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола.

Деепричастие отвечает на вопросы:

Примеры деепричастий: рисуя картины, стоя на столе, собравшись у поход, купив подарок.

Деепричастия объединяют значения глаголов и наречий:

называют признак действия (каким образом оно совершается).

Теперь мы знаем, что называется деепричастием. Рассмотрим, от чего образовано и от чего зависит деепричастие.

Грамматические признаки деепричастий

Деепричастия совмещают грамматические признаки глаголов и наречий.

Признаки глаголов:

Вид. Если в вопросе к деепричастию есть буква «с» — вид совершенный, если ее нет – несовершенный:

Жил, (что делая?) создавая музыку — вид несовершенный (нет «с» в вопросе).

Прожил, (что сделав?) оставив след — вид совершенный (есть «с» в вопросе).

Переходность. Деепричастие переходное, если у него есть зависимое слово в винительном падеже без предлога.

Погладив (кого?) кошку — существительное «кошка» стоит в винительном падеже без предлога, значит деепричастие переходное.

Гуляя по улице — деепричастие непереходное, потому что у него нет зависимого слова в винительном падеже без предлога.

Возвратность. Если есть -ся/-сь — деепричастие возвратное, если нет — невозвратное:

Умывшись водой — возвратное (есть -сь).

Умыв лицо — невозвратное (нет -ся/-сь).

Признаки наречий:

Неизменяемость. Деепричастие не склоняется и не спрягается.

В словосочетаниях обычно, как и наречия, примыкают к личным формам глаголов, реже – к инфинитивам или причастиям.

Она плачет, смеясь.

Для наглядности объединили все признаки в следующую таблицу:

Обозначает добавочное к основному действие.

Образуется от глагола, сохраняя его признаки.

Вид (совершенный и несовершенный).

Деепричастие распространяется существительными, наречиями, местоимениями.

Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.

Деепричастие образует словосочетания:

Одновременно характеризует основное действие, которое показывает как? когда? почему? оно происходит;

Деепричастие относится к глаголу-сказуемому.

В предложении бывает только обстоятельством.

И еще подробнее про образование деепричастий:

Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, которое выражено глаголом.

Образуются от основы настоящего времени глагола с помощью суффикса -а (-я):

узнавая — узнавать (от глаголов с суффиксом -ва- деепричастие образуется от основы инфинитива)

От некоторых глаголов (бьют, рвут, берегут, текут) деепричастия не образуются.

Обозначают законченное добавочное действие, которое, совершается до начала действия, которое выражено глаголом.

Образуются от основы неопределенной формы (прошедшего времени) с помощью суффиксов -в, -ши, -вши:

К суффиксу -в возвратный суффикс -ся.

От некоторых глаголов возможно образование двойных форм (от основы инфинитива и основы прошедшего времени):

От некоторых глаголов деепричастия образуются с помощью суффиксов -а, (-я) (от основы будущего времени):

Синтаксическая роль деепричастия

В предложениях деепричастие зависит от глагола, которое выполняет роль сказуемого.

Чем выражено деепричастие в предложении — второстепенным членом и выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

А если рядом с деепричастием стоят зависимые слова, то это уже деепричастный оборот.

При разборе деепричастного оборота, нужно сначала его выделить как обстоятельство, а после — разобрать внутри по членам. Вот так:

Чаще всего деепричастия выделяются запятыми. Но есть такие, которые выделять не нужно:

Одиночные деепричастия, которые перешли в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия:

Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении.

Он говорил волнуясь (то есть взволнованно).

Когда деепричастие не означает добавочного действия, а означает только признак действия.

Устойчивые выражения, фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие: бежать сломя голову, работать не покладая рук, заговорить скрепя сердце, кричать не помня себя.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия — это морфологическая и синтаксическая характеристика слова.

План разбора деепричастия

Часть речи. Общее значение.

начальная форма (неопределенная форма глагола);

Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения).

Давайте посмотрим на примере, как сделать полный морфологический разбор деепричастия.

Пример 1

Журча — особая форма глагола — деепричастие, бежит (что делая? как?) — журча — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — журчать. Несовершенный вид, неизменяемая форма.

Бежит (как?) журча (обстоятельство образа действия).

Пример 2

Слушая бабушкины рассказы о прошлом, я всегда удивляюсь.

Слушая — особая форма глагола — деепричастие, удивляюсь (что делая? как?) — слушая — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — слушать. Несовершенный вид, переходное, невозвратное.

Удивляюсь (как?) слушая (обстоятельство времени).

Вопросы для самопроверки

Укажите, что обозначает деепричастие в русском языке.

Грамматические признаки каких двух частей речи объединяет деепричастие?

Вспомните различия в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Какую синтаксическую роль или роли может выполнять деепричастие в предложении?

Выполните морфологический разбор деепричастия в предложении: Враг отступил к стене, моля о пощаде.

Тестовая работа по русскому языку 7 класс
тест по русскому языку (7 класс)

Тестовая работа по теме «Деепричастия».с ответами

Скачать:

ВложениеРазмер
test_s_otvetami_po_teme_deeprichastiya.docx17.38 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тест с ответами по теме: “Деепричастие”

1. Выберите предложение, где деепричастие совершенного вида:
а) “Находясь еще в каком-то странном состоянии, он все-таки пошел в поле.”
б) “Отрезав нужное количество ткани, Яська завернул его в промасленную бумагу.” +
в) “Живя в маленьком домике, я наблюдал, как наступает весна в этом краю.”

2. Что обозначает деепричастие:
а) добавочное действие при основном действии +
б) признак признака
в) проявляющийся во времени признак предмета по действию

3. Деепричастие…:
а) спрягается
б) склоняется
в) не изменяется +

4. Какими бывают деепричастия:
а) 2-го спряжения
б) совершенного и несовершенного вида +
в) настоящего и будущего времени

5. Чем в предложении являются деепричастия:
а) определением
б) дополнением
в) обстоятельством +

6. Что такое деепричастный оборот:
а) деепричастие с зависимыми словами +
б) одиночное деепричастие
в) деепричастие с глаголом

7. На письме деепричастие и деепричастный оборот…:
а) не выделяются запятыми
б) берутся в скобки
в) выделяются запятыми +

8. Когда деепричастия пишутся с -НЕ- слитно:
а) если нет противопоставления с союзом а
б) если без -НЕ- не употребляется +
в) если -НЕ- это частица

9. От чего обычно образуется деепричастия несовершенного вида:
а) корня глагола
б) основы настоящего времени глаголов несовершенного вида +
в) основы инфинитива

10. У деепричастий несовершенного вида суффиксами являются:
а) –у (- ю)
б) –в, – вши
в) –а (-я) +

11. Что обычно образуется от основы неопределенной формы глагола совершенного вида:
а) основы инфинитива
б) деепричастия несовершенного вида
в) деепричастия совершенного вида +

12. Выберите предложение, где деепричастие несовершенного вида:
а) “Он шел по полю, сильно взмахивая косой.” +
б) “Дети сидели тихо, спрятавшись под столом.”
в) “Проехав сто километров, путешественники сделали привал.”

13. Деепричастие отвечает на вопросы:
а) что делать? что сделать
б) что делая? что сделав? +
в) когда? где? почему?

14. Деепричастие совершенного вида отвечает на вопрос:
а) что сделать?
б) что делая?
в) что сделав? +

15. Деепричастие схоже с наречием по какому признаку:
а) не изменяется +
б) оканчивается на о-е
в) изменяется по родам, падежам, числам

16. Что у деепричастия можно определить:
а) число
б) время
в) вид +

17. К чему относится и деепричастие, и глагол – сказуемое:
а) к одному и тому же предмету +
б) к одному и тому же действию
в) к одному и тому же признаку

18. Деепричастие образуется от:
а) прилагательного
б) глагола +
в) наречия

19. Необходимо образовать деепричастие от глагола “выглянуть”:
а) выглядывая
б) глянув
в) выглянув +

20. Выделите строку, где все слова являются деепричастиями:
а) признавшись, направо, отъехав
б) прочитав, улыбаясь, будучи +
в) признавая, едва, приказывать

21. Необходимо найти лишнюю строку:
а) требуя, зная, крича +
б) улыбнувшись, отдав, крикнув
в) взявшись, преодолев, закрыв

22. Строка с глаголами, от которых нельзя образовать деепричастия:
а) знать, лежать, молить
б) верить, читать, думать
в) ждать, писать, есть +

23. Выделите верхнюю характеристику деепричастия “будучи”:
а) дееприч., неизмен.ф., сов.в., определ.
б) дееприч., неизмен.ф., сов.в., обстоят.
в) дееприч., неизмен.ф., несов.в., обстоят. +

24. Необходимо найти лишнюю строку, правильно раскрыв скобки:
а) (не)доумевая, (не)навидя, (не)взлюбив
б) (не)доумевая, (не)навидя, (не)взлюбив +
в) (не)решаясь, (не)годуя, (не)веря

25. В деепричастиях несовершенного вида, какой из суффиксов никогда не бывает:
а) вш +
б) я
в) а

26. Выберите неверное утверждение:
а) деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
б) деепричастие – самостоятельная часть речи
в) деепричастие изменяется по родам, числам +

27. Деепричастие входит в словосочетание:
а) просеял муку
б) замирая от страха +
в) покрыт снегом

28. В каком из слов нет окончания:
а) исправлен
б) исправил
в) исправившись +

29. В состав какого из фразеологизма не входит деепричастие:
а) сидеть сложа руки
б) трудиться в поте лица +
в) нестись сломя голову

30. Выберите деепричастие несовершенного вида:
а) ожидая +
б) умывшись
в) открыв

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Повторение пройденного материала за учебный год. Цель: Проверить уровень знаний и умений учащихся при работе со словами, частями речи и предложением; приобщение к самостоятельному выполнению за.

Цель работы:выявить и оценить результаты освоения образовательной программы по русскому языку за пятый класс (на базовом уровне).

Цель данной работы : обобщение изученного материала по разделам: «Фонетика. Лексика. Орфография. Словообразование».

Тестовая работа по русскому языку «Слова категории состояния» .

Итоговая тестовая работа по русскому языку 7 класс.

Тестовая работа по русскому языку 8 класс по теме «Односоставные предложения».

Тестовая работа по русскому языку 8 класс «Простое предложение».

Вопросы к игре-уроку по русскому языку на закрепление материала в 8–9 классов

Татьяна Александровна Головинова
Вопросы к игре-уроку по русскому языку на закрепление материала в 8–9 классов

1. Укажите словосочетание, образованное по способу согласования:

а) из-за осенней мглы б) неподвижно висевшей

в) покрытое облаками г) мягкость света

2. Определите способ подчинительной связи в словосочетании «отдохнуть на отмели»:

а) согласование б) управление в) примыкание

3. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы одним и тем же способом связи:

а) видел листву; загорались вдали; лежал по утрам

б) особенно мягкие; ищите под берёзками; увидеть ночью

в) золотыми монетками; в дружественном государстве; падающих листьев

г) раздвинула листья; вспоминает о ней; бродил подолгу

4. Укажите словосочетание, которое соответствует данной характеристике: главное слово выражено деепричастием, зависимое – наречием, способ связи – примыкание:

а) зимой покрылась б) опустилась медленно

в) поступив по-человечески г) улыбаясь глазами

5. Определите правильный ответ:

а) невидимый работник – (способ связи – согласование)

б) помогал всегда – (способ связи – управление)

в) люблю леса – (способ связи – примыкание)

г) защищающий родину – (способ связи – согласование)

6. Укажите словосочетание, не образованное по способу управления:

а) видел объявление б) доволен поездкой

в) полностью согласен г) портфель отца

7. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы по способу примыкания:

а) по-осеннему горько; было грустно; охвачено тишиной

б) встретить летом; бредёшь не спеша; придёт непременно

в) оттеняет синеву; говорит шёпотом; медленно светает

г) дышала теплотой; вспоминать любя; сказал шутя

8. Какими способами связи может образоваться словосочетание, в составе которого имеется глагол?

а) примыкание и согласование

б) управление и согласование

в) управление и примыкание

9. Установите соответствие:

а) способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога;

б) способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с главным только по смыслу;

в) способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное

1 – примыкание; 2 – управление; 3 – согласование

10. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы разными способами связи:

а) хочу ответить; появился справа;

б) бегущая по волнам; цветущая роза;

в) лёжа на диване; отправился в школу;

г) близким друзьям; прочитанной книгой.

11. Укажите признак, не характерный для предложения:

а) основная синтаксическая единица;

б) содержит сообщение, вопрос или побуждение;

в) представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов;

г) характеризуется интонационной и смысловой завершённостью

12. В каком варианте правильно указана грамматическая основа предложения: Что впервые заставляет человека взять в руки перо?

а) заставляет человека б) заставляет взять

в) взять перо г) что заставляет взять

13. Укажите предложение, в котором нет побуждения:

а) Любите книгу – источник знаний!

б) Всем прочитать эту книгу сегодня же!

в) Прочитал бы ты эту книгу.

г) Как интересна эта книга!

14. Укажите неверный ответ. По цели высказывания предложения бывают:

а) восклицательными по составу и по цели высказывания:

в) побудительными г) вопросительными

15. Определите предложение по составу и по цели высказывания:

Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы.

а) двусоставное, повествовательное

б) односоставное, повествовательное

в) двусоставное, побудительное

г) односоставное, побудительное

16. Укажите признак инверсии (обратного порядка слов в предложении):

а) согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное – после него;

б) подлежащее предшествует сказуемому;

в) перед сказуемым располагается обстоятельство образа действия;

г) сказуемое предшествует подлежащему;

д) обстоятельство времени стоит в начале предложения

17. Укажите соответствие:

а) по строению грамматической основы предложения бывают…

б) по наличию второстепенных членов предложения бывают…

в) по количеству грамматических основ предложения бывают…

1 – простые и сложные; 2 – односоставные и двусоставные;

3 – распространённые и нераспространённые

18. Какое из предложений соответствует схеме ___ ___

а) Любо в лесу мне бежать.

б) Долго-долго падают кленовые листья.

в) Вот девочка подняла кудрявую голову.

г) С детских лет великий Пушкин мне знаком.

Главные члены предложения

19. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:

а) У ворот часовые остановили нас и потребовали паспорта.

б) Так никто и не встретил старушку на вокзале.

в) Совесть – одно из самых удивительных человеческих чувств.

г) Трое друзей отправились летом в поход.

20. Укажите ошибочное согласование главных членов предложения:

а) Семеро одного не ждёт.

б) Где двое говорят, тут третий не приставай.

в) Учитель с учениками отправились на экскурсию в музей.

г) Прибыл первый отряд туристов.

21. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

б) Жизнь прекрасна и удивительна.

в) Каждый может делать что-то доброе и оставить по себе добрую память.

г) Позорить своё отечество – значит продавать его.

22. Определите вид сказуемого в предложении:

Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости.

а) составное глагольное б) составное именное в) простое глагольное

23. Укажите правильный вариант ответа. В предложении между подлежащим и сказуемым тире ставится:

1) если подлежащее и сказуемое выражены существительными или числительными в именительном падеже;

2) если оба главных члена выражены неопределённой формой глагола или количественными числительными;

3) если в предложении имеется глагол-связка быть;

4) если один главный член выражен неопределённой формой глагола, а другой – существительным

а) 1, 2, 3, 4 б) 1, 3, 4 в) 2, 3, 4 г) 1, 2, 4

24. Чем не выражается именная часть составного именного сказуемого?

а) существительным в именительном или творительном падеже;

б) краткими прилагательными; в) наречиями; г) деепричастиями;

д) краткими страдательными причастиями

25. Какой из глаголов связок составного именного сказуемого обычно не употребляется в настоящем времени?

а) быть б) являться в) становиться г)казаться

26. Сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, называется:

а) простым глагольным б) составным именным в)составным глагольным

27. В каком предложении сказуемое соответствует данной характеристике: составное именное сказуемое, состоит из глагола связки и именной части, выраженной именем прилагательным

а) Уважение к физическому труду считается показателем воспитанности человека.

б) Лето в этом году было сухим и жарким.

в) Дождь перестал лить только в сумерки.

г) Мужество есть великое свойство души.

Второстепенные члены предложения

28. Определите соответствие:

а) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее и другие члены предложения, выраженные именем существительным;

б) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или состояния;

в) второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения

1 – дополнение; 2 – обстоятельство; 3 – определение

29. Укажите прямое дополнение в предложении: «В одной из старинных книг я прочитал рассказ об Америго Веспуччи, именем которого названа Америка».

а) книг б) рассказ в) Америго Веспуччи г) именем д) Америка

30. В каком из предложений нет прямого дополнения?

а) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.

б) Учёные доказали существование жизни в космосе.

в) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.

г) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы.

31. В каком варианте ответа указаны только косвенные дополнения?

С классическим произведением(1) вы не потеряете своего времени(2). Но классика не может ответить на все вопросы(3) сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу(4).

А) 1, 2, 4 б) 1, 3 в) 2, 3, 4 г) 1, 2, 3, 4

32. Чем не может выражаться согласованное определение?

А) существительным; б) местоимением;

в) именем прилагательным;

г) причастием д) порядковым числительным

33. В каком из предложений имеется несогласованное определение?

а) Подвиг, совершённый Мусой Джалилем, бессмертен.

б) По ночам иногда дул холодный ветер.

в) Великолепные полотна художников вызывают желание изучать прошлое народа.

г) Среди покрытых снегом веток сидела зеленоватая птичка.

34. В каком из предложений нет приложения?

а) Музыку к драме «Борис Годунов» написал композитор М. П. Мусоргский.

б) Пушкин был первым русским художником-поэтом.

в) В Уральске Габдулла Тукай поступает в типографию газеты «Уралец» наборщиком.

г) Художник В. Г. Перов – это целая эпоха в русской живописи.

д) М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин – мои самые любимые поэты.

35. В каком из предложений имеется обстоятельство причины?

а) В восемнадцатом веке Казань становится одним из крупных научных центров России.

б) Пожалев продрогшую собачонку, девочка впустила её в дом.

в) Недалеко от костра члены экспедиции установили палатку для отдыха.

г) При занятиях горными лыжами начинающим лыжникам нужно соблюдать осторожность.

36. На качество действия, состояния или признака, а также на характер и способ проявления действия указывают:

а) обстоятельства цели; б) обстоятельства образа действия; в) обстоятельства причины;

г) обстоятельства времени; д) обстоятельства места е) обстоятельство условия

37. Каким членом предложения является выделенное слово: Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь.

а) обстоятельство времени; б) дополнение; в) обстоятельство места; г) определение

38. Какое из предложений отличается от других по составу:

а) В дверь робко постучали.

б) Вот заглохшая аллея с вековыми деревьями.

в) Уж совсем стемнело и начинало холодать.

г) В тишине услышишь голоса птиц.

39. Определите соответствие:

а) односоставное предложение с глаголом сказуемым в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени;

б) односоставное предложение с глаголом сказуемым в форме 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени или в форме повелительного наклонения;

в) односоставное предложение с глаголом сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.

1 – неопределённо-личное; 2 – безличное; 3 – определённо-личное

40. Определите вид односоставного предложения: Цыплят по осени считают.

а) обобщённо-личное; б) неопределённо-личное в) безличное; г) определённо-личное

41. Какое из предложений не назывное?

а) Ночная тень соснового леска. б) А в самом-то деле всего три часа дня.

в) Мороз и солнце. г) С утра морозит.

42. Какое из предложений безличное?

а) Хочу гулять по берегу моря. б) Старайся читать внимательнее.

в) Не стоит спешить с ответом. г) Просим соблюдать тишину.

43. Какое из предложений обобщённо-личное?

а) Что посеешь, то и пожнёшь. б) Сейчас костёр разведём.

в) Сегодня же меня здесь не будет. г) Здесь продают билеты в цирк.

44. Укажите безличное предложение, в котором главный член выражен неопределённой формой глагола.

а) Им очень хотелось пробежать на лыжах по северным лесам.

б) Можешь больше не приходить.

в) Соловьёв не слыхать в том краю.

г) Буду долго тебя вспоминать.

45. Из какого назывного предложения невозможно образовать безличное?

а) Мороз. б) Рассвет. в) Ветер. г) Зима. д) Шторм.

46. Укажите неверный вариант ответа.

а) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда – обобщённо-личное.

б) Поблёкшие травы и зацветающие цветы – назывное.

в) По радио сообщили метеосводку – обобщённо-личное.

г) Все дороги снегом занесло – безличное.

47. Укажите неполное предложение:

а) Морозно и солнечно.

б) Зимой иногда солнца ждут дней десять.

в) Мир освещается солнцем, а человек – знаниями.

Однородные члены предложения

48. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены признаки однородных членов.

1) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения;

2) равноправны по отношению друг к другу и по смыслу и грамматически;

3) могут иметь при себе зависимые слова;

4) всегда выражаются словами одной части речи;

5) соединяются между собой сочинительной связью: перечислительной интонацией и сочинительными союзами.

а) 1, 3, 4, 5; б) 2, 3, 4, 5; в) 1, 2, 3, 5; г) 1, 2, 3, 4, 5

49. В каком случае между однородными членами, соединёнными союзами, запятая не ставится?

а) между однородными членами, соединёнными одиночным, неповторяющимся соединительным или разделительным союзом;

б) между однородными членами перед второй частью двойных союзов;

в) между однородными членами перед повторяющимися союзами;

г) между однородными членами перед противительными союзами

50. Найдите ошибку в согласовании глагола-сказуемого с однородными подлежащими.

а) Хорошие книги никогда не стареют, им даны вечная молодость и обновление во времени.

б) Здоровье, высокая работоспособность, хорошее настроение зависит от спорта.

в) Прочитать эту книгу мне посоветовал не библиотекарь, а отец.

г) В Пушкине, как в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка.

51. Укажите предложение, в котором между однородными членами не ставится запятая:

а) Я защищаюсь книгами и от беды и от непогоды.

б) Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам всех народов и времён.

в) Книга без иллюстраций зато очень интересная.

г) Есть у книги и тонкий ум и чуткое сердце.

52. Укажите вариант ответа, в котором определены все предложения с правильным согласованием глагола-сказуемого с однородными подлежащими:

1) Точность и ясность языка являются задачей всей жизни писателя.

2) Чтение и письмо открывают человеку новый мир.

3) В языке Пушкина соединились и простота, и поэтическая прелесть.

4) Книгу вам передаст мой брат или сестра.

а) 1, 2, 4; б) 1, 2, 3, 4; в) 2, 3, 4; г) 1, 2, 3

53. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):

а) Во время каникул друзья прочитали интересную приключенческую повесть.

б) Спорт занял видное место в духовной и физической культуре общества.

в) Мы восхищаемся талантливой самобытной литературой.

г) Необходимо всеми силами избавлять человечество от плохих ненужных книг.

54. Определите вариант ответа, в котором правильно указаны запятые между однородными членами.

Музей расположен в величавом (1) благородном (2) двухэтажном особняке конца 19 века. В создании музея использован самый разнообразный материал (3) помогающий проследить всю недолгую (4) но яркую жизнь Тукая от самых первых лет тяжёлого (5) безрадостного детства до ранней (6) безвременной смерти.

а) 1, 2, 4, 5, 6; б) 2, 3, 4, 6; в) 1, 3, 5, 6; г) 1, 4, 5, 6

55. Определите соответствие в постановке знаков препинания с обобщающими словами при однородных членах:

а) обобщающее слово стоит после однородных членов;

б) обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

в) обобщающее слово стоит перед однородными членами, и после них предложение продолжается.

1 – двоеточие; 2 – тире; 3 – двоеточие и тире.

56. Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены):

а) Спорт способствует этическому эстетическому воспитанию молодёжи.

б) Спорт стал массовым народным явлением.

в) Спорт многогранное общественное явление.

г) Спорт приобщает человека к активной общественной жизни.

57. Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания при обобщающем слове:

а) В Доме книги постоянно устраивается что-либо интересное: выставки, экспозиции, творческие вечера.

б) Пушкин рисовал везде: в своих рабочих тетрадях, на полях черновиков, стихов.

в) Книги – учебники, словари, томики стихов – заполняли собой весь стеллаж.

г) Ни телевизор, ни радио, ни компьютер, ни интернет – ничто не может заменить общение с книгой.

Предложения с обособленными второстепенными членами

58. Укажите неверный ответ. Обособленные второстепенные члены:

а) относятся всегда к главным членам предложения; б) выделяются интонацией в речи;

в) выделяются запятыми на письме; г) иногда вместо запятой могут выделяться тире.

59. В каком из предложений имеется обособленный второстепенный член:

а) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.

б) Под косыми солнечными лучами света всё кажется рельефнее, выпуклее, ярче.

в) Сопротивление зимы было упорным, но не продолжительным.

г) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.

60. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены случаи обособления определений.

1) Обособляются распространённые определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, если они стоят после определяемого слова;

2) Обособляются два или несколько согласованных нераспространённых определения, стоящих после определяемого существительного;

3) Обособляются одиночные и распространённые согласованные определения, стоящих впереди определяемого слова, если имеют добавочное обстоятельственное значение причины, уступки, времени;

4) Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению.

а) 1, 3, 4; б) 1, 2, 3, 4; в) 1, 2, 4; г) 2, 3, 4

61. В каком из предложений есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены):

а) Мы попали в полный птичьих голосов весенний лес.

б) Ветер тёплый и влажный шевелил молодые листочки.

в) Издавна люди дружат с берёзой доброй нашей белоствольной красавицей.

г) Из освободившейся от снега бурой земли выглянула зелень травы.

62. Укажите сложное предложение, которое нельзя заменить простым с обособленным определением:

а) Трава, которую согрели солнечные лучи, зазеленела.

б) Цветы, которые только что полили, издавали влажный запах.

в) Девочка вышивает салфетку, которую она подарит маме.

г) Валя, которая устала за день, крепко заснула.

63. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены случаи обособления приложений:

1) обособляются любые приложения, если они относятся к личному местоимению;

2) обособляются распространённые приложения, стоящие до и после определяемого слова – существительного нарицательного.

3) обособляются распространённые и нераспространённые приложения, стоящие после определяемого слова – существительного собственного;

4) обособляются приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве»;

5) обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.

а) 1, 2, 3, 5; б) 1, 3, 4, 5; в) 1, 2, 3, 4; г) 2, 3, 4, 5

64. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены случаи обособления обстоятельств:

1) обособляются обстоятельства образа действия, если они выражаются одиночным деепричастием, стоящим после сказуемого и перешедшим в разряд наречия;

2) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, одним или двумя одиночными деепричастиями, относящимися к одному глаголу-сказуемому;

3) обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, которые имеют уступительное значение;

4) обособляются обстоятельства образа действия, выраженные деепричастием с зависимыми словами, превратившимися в устойчивый оборот речи.

а) 1, 3, 4; б) 1, 3; в) 2, 3, 4; г) 2, 3

65. Определите вариант ответа, в котором правильно указаны запятые при обособлении обстоятельств:

Снег растаял(1) по многочисленным оврагам(2) затопляя луга и долины(3) устремились бурные потоки(4) сперва прозрачные(5) чистые(6)а потом жёлтые(7) мутные.

а) 2, 3; б) 1, 2, 3, 5; в) 1, 4, 5, 7; г) 2, 3, 4

66. Укажите правильное объяснение постановки запятых в предложении: Совсем рядом, у двух камней, течёт холодная родниковая вода.

а) Запятые ставятся при обособленном приложении;

б) Запятые ставятся при уточняющем обстоятельстве.

в) Запятые ставятся при обособленном обстоятельстве;

г) Запятые ставятся при обособленном определении.

67. Какой из отрывков можно вставить на место пропуска в предложении Мартовская ночь, …, окутала землю.

А) наступила очень рано;

б) поднимался туман;

в) облачная и туманная;

Ответы:

Вопрос №1- а) из-за осенней мглы

Вопрос №2- б) управление

Вопрос №3- в) золотыми монетками; в дружественном государстве; падающих листьев

Вопрос №4- в) поступив по-человечески

Вопрос №5- а) невидимый работяга ; способ связи – согласование

Вопрос №6- в) полностью согласен

Вопрос №7- б) встретить летом; бредёшь не спеша; придёт непременно

Вопрос №8- в) управление и примыкание

Вопрос №9- а) способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога – 2) управление

б) способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с главным только по смыслу – 1)примыкание

в) способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное – 3)согласование

Вопрос №10- б) бегущая по волнам; цветущая роза

Вопрос №11- в) представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов

Вопрос №12- г) что заставляет взять

Вопрос №13- г) Как интересна эта книга!

Вопрос №14- а) восклицательными

Вопрос №15- б) односоставное, повествовательное

Вопрос №16- г) сказуемое предшествует подлежащему

Вопрос №17- а) по строению грамматической основы предложения бывают… 2) односоставные и двусоставные

б) по наличию второстепенных членов предложения бывают…

3) распространённые и нераспространённые

в) по количеству грамматических основ предложения бывают… 1) простые и сложные

Вопрос №18- б) Долго-долго падают кленовые листья

Вопрос №19- б) Так никто и не встретил старушку на вокзале

Вопрос №20- а) Семеро одного не ждёт

Вопрос №21- б) Жизнь прекрасна и удивительна

Вопрос №22- в) простое глагольное

Вопрос №23- г) 1) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже; 2) если оба главных члена выражены неопределённой формой глагола или количественными числительными; 4) если один главный член выражен неопределённой формой глагола, а другой – существительным

Вопрос №24- г)деепричастиями

Вопрос №25- а)быть

Вопрос №26- в)составным глагольным

Вопрос №27- б) Лето в этом году было сухим и жарким

Вопрос №28- а) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее и другие члены предложения, выраженные именем существительным. 3 – определение

б) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или состояния. 2 – обстоятельство

в) второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения. 1 – дополнение

Вопрос №29- б) рассказ

Вопрос №30- г) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы

Вопрос №31- б) 1, 3

Вопрос №32- а) существительным

Вопрос №33- в) Великолепные полотна художников вызывают желание изучать прошлое народа.

Вопрос №34- д) М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин – мои самые любимые поэты

Вопрос №35- б) Пожалев продрогшую собачонку, девочка впустила её в дом

Вопрос №36- б) обстоятельства образа действия

Вопрос №37- а) обстоятельство времени

Вопрос №38- б) Вот заглохшая аллея с вековыми деревьями

Вопрос №39- а) односоставное предложение с глаголом сказуемым в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. 1 – неопределённо-личное;

б) односоставное предложение с глаголом сказуемым в форме 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени или в форме повелительного наклонения. 3 – определённо-личное

в) односоставное предложение с глаголом сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. 2 – безличное

Вопрос №40- а) обобщённо-личное

Вопрос №41- г) С утра морозит

Вопрос №42- в) Не стоит спешить с ответом

Вопрос №43- а) Что посеешь, то и пожнёшь

Вопрос №44- в) Соловьёв не слыхать в том краю

Вопрос №45- г) Зима

Вопрос №46- в) По радио сообщили метеосводку – обобщённо-личное

Вопрос №47- в) Мир освещается солнцем, а человек – знаниями

Вопрос №48- 1) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения; 2) равноправны по отношению друг к другу и по смыслу и грамматически; 3) могут иметь при себе зависимые слова; 5) соединяются между собой сочинительной связью: перечислительной интонацией и сочинительными союзами.

Вопрос №49- а) между однородными членами, соединёнными одиночным, неповторяющимся соединительным или разделительным союзом

Вопрос №50- б) Здоровье, высокая работоспособность, хорошее настроение зависит от спорта

Вопрос №51- б) Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам всех народов и времён

Вопрос №52- 1) Точность и ясность языка являются задачей всей жизни писателя. 2) Чтение и письмо открывают человеку новый мир. 3) В языке Пушкина соединились и простота, и поэтическая прелесть. 4) Книгу вам передаст мой брат или сестра.

Вопрос №53- а) Во время каникул друзья прочитали интересную приключенческую повесть

Вопрос №54- г) 1, 4, 5, 6.

Вопрос №55- а) обобщающее слово стоит после однородных членов; 2 – тире;

б) обобщающее слово стоит впереди однородных членов; 1 – двоеточие;

в) обобщающее слово стоит перед однородными членами, и после них предложение продолжается. 3 – двоеточие и тире.

Вопрос №56- а) Спорт способствует этическому эстетическому воспитанию молодёжи

Вопрос №57- в) Книги – учебники, словари, томики стихов – заполняли собой весь стеллаж.

Вопрос №58- а) относятся всегда к главным членам предложения

Вопрос №59- г) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению

Вопрос №60- б) 1, 2, 3, 4

Вопрос №61- б) Ветер тёплый и влажный шевелил молодые листочки

Вопрос №62- в) Девочка вышивает салфетку, которую она подарит маме.

Вопрос №63- 1) обособляются любые приложения, если они относятся к личному местоимению; 2) обособляются распространённые приложения, стоящие до и после определяемого слова – существительного нарицательного. 3) обособляются распространённые и нераспространённые приложения, стоящие после определяемого слова – существительного собственного; 5) обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности

Вопрос №64- 2) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, одним или двумя одиночными деепричастиями, относящимися к одному глаголу-сказуемому; 3) обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, которые имеют уступительное значение;

Вопрос №65- а) 2, 3

Вопрос №66- б) Запятые ставятся при уточняющем обстоятельстве.

Вопрос №67- в) облачная и туманная

Презентация «Исследовательская работа по русскому языку для учеников 6 класса» Работу можно использовать в русском языке при изучении разделов «Морфология» и «Лексика в 6 классе, а также при изучении творчества А. С.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/12/09/testovaya-rabota-po-russkomu-yazyku-7-klass

http://www.maam.ru/detskijsad/prodolzhenie-1-voprosy-k-igre-uroku-po-ruskomu-jazyku-na-zakreplenie-materiala-8-9-klasy.html