К морфосинтаксическим аграмматизмам относятся ошибки смещение ударения в словах

К морфосинтаксическим аграмматизмам относятся ошибки смещение ударения в словах

Нарушения письма, обусловленные расстройством элементарных функций (анализаторных), не рассматриваются как дисграфия. В современной логопедической теории также не принято относить к дисграфическим ошибки, имеющие вариативный характер и обусловленные педагогической запущенностью, нарушением внимания и контроля, дезорганизующих письмо как сложную речевую деятельность.

Исследователи по-разному характеризуют виды дисграфи-ческих ошибок. Например, Р. И.Лалаева выделяет следующие группы ошибок при дисграфии:

• искаженное написание букв;

• замена рукописных букв, имеющих графическое сходство, а также обозначающих фонетически сходные звуки;

• искажение звукобуквенной структуры слова (перестановки, пропуски, добавления, персеверации букв, слогов);

• искажения структуры предложения (раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов);

• аграмматизмы на письме.

Ошибки в письме соотносятся с тем или иным видом дисграфии. Так, артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Для дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания характерны ошибки в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам, замен гласных звуков, ошибки обозначения на письме мягкости согласных. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза выражается в пропусках согласных при их стечении, пропусках гласных, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов; слитном написании слов и их разрывах. Аграмматическая дисграфия проявляется в искажениях морфологической структуры слов (неправильное написание приставок, суффиксов, падежных окончаний; нарушение предложных конструкций, изменение падежа местоимений, числа существительных; нарушение согласования) и нарушениях синтаксического оформления речи (трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушения последовательности слов в предложении). Для оптической дисграфии характерны ошибки в виде замен графически сходных букв, зеркального написания букв, пропусков элементов букв и их неправильного расположения.

Аграмматизм и его виды при афазии с примерами морфосинтаксических ошибок

Работаю психологом с 2013 года. Выбранная профессия позволила понять себя и.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Задержка развития речи у ребенка волнует родителей и врачей, так как причинами этого нарушения могут быть серьезные проблемы, связанные с дисфункцией головного мозга. Но, подобные нарушения возникают и не только у детей, но и у людей разного возраста.

Почему возникает аграмматизм

Причинами таких изменений в речи являются травмы и перенесенные заболевания, которые дали осложнения на работу мозга. Одним из таких нарушений в речевом аппарате считается – афазия. Дефектологи и логопеды определяют этот диагноз, как речевую дисфункцию, которая вызвана нарушениями работы базальных ядер в коре головного мозга.

Именно в этом участке мозга происходит процесс передачи импульсов, которые отвечают за активность речи у человека. Если данные проводящие пути претерпели травму, и возникла дисфункция, то, как результат, развивается – афазия.

При данном диагнозе затруднения возникают с пониманием слов и со сложностью их воспроизведения. Человек испытывает проблемы в общении, он не усваивает информацию и не способен понять смысл произнесенных слов.

За активность и работу речевого аппарата у людей отвечает сразу несколько участков головного мозга:

  • Височные доли, которые расположены в верхней части, уходящей к затылку.
  • Нижняя теменная доля.
  • Нижние части моторной коры, которые расположены у зоны Брока.

Афазия: как вернуть речь?

  • Между всеми отделами вышеперечисленных зон действует подкорковая связь, которая так же отвечает за работу речевого аппарата.

Любая травма одного из этих участков может вызвать серьезные последствия и проблемы с речью. Причинами афазии могут стать следующие заболевания:

  • Инфаркт.
  • Травмы головного мозга.
  • Опухоли.
  • Дегенерация или деменция.
  • Инсульт.
  • Энцефалит.

Диагностика афазии выполняется комплексно, в данном случае учитываются явные симптомы и показания МРТ, КТ и УЗИ сосудов головного мозга. Степень и тяжесть заболевания оказывают прямое влияние на работу речевого аппарата и на будущие прогнозы в лечении.

При афазии могут возникать и другие проблемы с речью. Особенность таких появлений дает возможность ставить дополнительные диагнозы, которые оказывают влияние на подбор коррекционных материалов и медикаментозного лечения. Одним из таких нарушений в речи является аграмматизм. Он чаще всего возникает при афазии имеющей легкую или среднюю степень тяжести.

Как проявляется аграмматизм

Неспособность грамотно и понятно выстраивать фразы и слова в предложения является проявление аграмматизма. Это нарушение может наблюдаться у людей разного возраста.

При не отягощенных симптомах, человек может выстраивать несложные предложения, которые состоят из нескольких слов. Короткие фразы, как правило, включают в себя и недлинные слова. Произнести более сложное слово человеку с аграмматизмом составляет немало труда.

Главные симптомы аграмматизма в речи:

Giphy

  • Человеку сложно повторить сказанную им фразу или же повторить фразы за кем-то.
  • Во время построения предложения слова могут расставляться нелогично и не в правильной последовательности. Иными словами, схема построения фразы и расположение в ней нужных слов нарушена.
  • Произношение слов так же имеет особенности, человек неверно склоняет и пропускает предлоги в предложениях.
  • Страдает письменная часть и процесс чтения.

Аграмматизм у детей в раннем возрасте имеет место быть, но в слабой форме. Связанно это с процессами развития речевого аппарата и активации необходимых участков мозга, отвечающих за речь. Как правило, к 7 годам все признаки аграмматизма должны сойти на нет.

Какие виды аграмматизма выделяют

Логопеды, дефектологи и невропатологи различают несколько видов аграмматизма:

  • Аграмматизм импрессивного типа.

Данный вид характеризуется неспособностью и непониманием человеком правил построения грамматических конструкций речи.

Фото автора Mikhail Nilov: Pexels

  • Аграмматизм экспрессивного типа.

При этом диагнозе наблюдается несформированность или потеря способности включения и применения в речи верных грамматических конструкций.

По степени тяжести различают три вида аграмматизма

Как правило, это более легкая форма, при которой присутствует повторная речь и человек может строить предложения, но он испытывает проблемы со склонениями слов.

Средней тяжести заболевание характеризуется более выраженными проблемами при построении предложений, нарушаются синтаксические правила и сами фразы состоят из малого количества слов. Также возникают сложности в повторении сказанных фраз.

Тяжелая степень заболевания проявляется практически в полной неспособности повторения речи, предложения в данном случае являются однословными.

Для установления степени тяжести диагноза человек должен пройти комплексную диагностику. При наличии афазии учитывается её форма и причины возникновения. При обследовании определяющими диагностическими материалами являются итоги нейровизуализационных тестов. В частности, это МРТ и КТ, при которых чет ко видны участки мозга, которые подверглись изменениям.

Фото автора Anete Lusina: Pexels

Этот вид обследования позволяет точно установить причину заболевания, а значит, лечение будет назначаться исходя из этих данных.

При наличии опухолей и тромбов, которые оказывают давление на тот или иной участок в коре головного мозга, требуется хирургическое вмешательство. Специфического лечения аграмматизма и афазии не найдено. Лечение определяется невропатологами и дефектологами после проведения полного обследования и понимания главных причин болезни. В учет берутся возраст человека, степень тяжести и прогнозы невропатологов, дефектологов и логопедов.

Если аграмматизм наблюдается у ребенка, то в комплекс диагностики входят обследования высших психологических функций: это память, внимание, восприятие, мышление, слух и зачатки речи. Неврологи и дефектологи выявляют сохранность этих процессов и прогнозы из развития.

Способы коррекции

Коррекционные мероприятия применяют только после прохождения медицинского обследования и лечения. Только в легких и не запущенных формах, данного дефекта речи, можно работать с логопедами и дефектологами по индивидуальной программе. Стоит сказать, что для каждого пациента подбирается курс коррекционных мероприятий, которые состоят из методик и логопедических техник, направленных на развитие речи.

Фото автора cottonbro: Pexels

В случае развития аграмматизма на фоне афазии, коррекционная работа ведется в зависимости от формы и степени тяжести афазии.

В ходе коррекционных мероприятий используется разный логопедических и педагогический материал, который провоцирует работу определенных участков головного мозга, и позволяет развивать и сохранять высшие психологические процессы.

  • Изображения с предметами развивают память, внимание и речь.

В работе часто используют карточки Домана, которые помимо картинки включают в себя и название изображения. Самым простым примером может служить следующий вид работы: пациенту демонстрируется изображение и четко проговаривается его название, после чего нужно повторить слово.

  • Специальные доски для написания слов.

Пациент пишет слова и проговаривает их вслух.

  • Книги с изображениями повседневных потребностей облегчают понимание между пациентом и врачом.

Каждый случай индивидуален, давать верные прогнозы и назначать виды коррекционных работ в праве только врач.

Классификация дисграфии. Памятка для учителей

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Снятие эмоционального напряжения
у детей и подростков с помощью арт-практик
и психологических упражнений»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно. Дисграфия — это частичное специфическое нарушение письма.

При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.

Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Известно, что на начальных этапах овладения письмом ребенок часто проговаривает слова, которые он записывает. Проговаривание может быть громким, шепотным или внутренним. В процессе проговаривания уточняется звуковая структура слова, характер звуков.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. Этот вид дисграфии преимущественно отмечается у детей с полиморфным нарушением звукопроизношения, особенно при дизартрии, ринолалии, сенсорной и сенсомоторной дислалии.

В ряде случаев замены букв на письме сохраняются у детей и после того, как замены звуков в устной речи устранены. Причиной этого является несформированнoсть кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Следует отметить, что нарушения звукопроношения не всегда отражаются на письме, особенно в тех случаях, когда слуховая дифференциация звуков хорошо сформирована, а замены звуков в устной речи обусловлены недостаточностью артикуляторной моторики.

2.Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем), по традиционной терминологии – акустическая диcгрaфия.

Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-Т’, Ц-С, С-Ш, 3-Ж, Б-П, Д-Т, Г-К и др.), а также гласные О-У, Е-И.

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом: произношение звуков является нормальным.

Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня. Примеры: ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы), ВДОМЕ УБАШКИ КОТ ВАСКА И САБАКА ПУШОК (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок).

Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа.

Наиболее распространены следующие ошибки:

1) пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ – ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ – СОСТАВЛЯЮТ);

2) пропуски гласных (ДЕВЧКИ – ДЕВОЧКИ, ПОШЛ – ПОШЛИ, ТЧКА – ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ – РАСКАЧИВАЕТ);

3) перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, КУЛКА – КУКЛА);

4) добавление букв (ВЕСНАЯ – ВЕСНА);

5) пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД – ВЕЛОСИПЕД).

Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи .

Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Чаще всего у детей с дисграфией обнаруживаются морфологические и морфосинтаксические аграмматизмы, нарушения согласования управления.

Например: ЗА ДОМА (за домом) САРАЙ. ИСТЕПЛЫЯ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ (Из теплых стран летят грачи).

Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

При оптической дислексии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

а) искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

б) замены и смешения графически сходных букв. Как и при дислексии, чаще всего смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом ( п — т, ш — и, л — м ), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве ( п — н, м — ш ).

Одно из проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную. Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно.

Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.


источники:

http://samka.co/psihologiya/agrammatizm-i-ego-vidy-pri-afazii-s-primerami-morfosintaksicheskih-oshibok/

http://infourok.ru/klassifikaciya-disgrafii-pamyatka-dlya-uchiteley-2262895.html