Стилистический энциклопедический словарь
ОБЩЕНАУЧНАЯ ЛЕКСИКА
ОБЩЕНАУЧНАЯ ЛЕКСИКА — лексика, используемая в науч. текстах всех областей знания.
Специфической чертой науч. прозы является лексикоцентричность. Именно слово в науч. тексте является необходимой предпосылкой для последовательных операций с понятиями в процессе формирования мысли. Состав лексики науч. речи неоднороден. В нем выделяются три относительно самостоятельных слоя: нетерминологическая (неспециальная), общенаучная и терминологическая лексика (Даниленко В.П., 1977). Каждый слой играет свою роль в языке науки. Нетерминологическая лексика формирует нейтральную словесную ткань специального текста. О. л. характеризуется однородностью не только сферы употребления, экспрессивно-стилистической окраски, но и семантики. В ее состав входят отглагольные имена процессуального значения (введение, заключение, формирование, использование и др.), оценочные прилагательные и наречия типа активный, глубокий, важный, новый, существенный, активно и др., имена отвлеченного качества типа сложность, активность, истинность, актуальность и др. О. л. используется для связи науч. понятий, выражения их отношений, толкования понятий, описания материала. Она объединяет специальные слова, которые «обслуживают» не одну науч. область. Эта лексика обозначает понятия «широкого профиля», которые соотносятся с объектами, явлениями, процессами, свойствами в разных областях изучаемой действительности (морфология — в языкознании, биологии; электрогенераторный — в физике, биологии; изоляция — в физике, истории и др.). Этот класс лексических единиц имеет тенденцию к расширению благодаря интеграции и дифференциации наук и их терминосистем, а также проникновению методов одних наук в другие. Слова широкой семантики выполняют методологическую функцию в процессе получения нового знания. Методологическая функция понятий и их номинаций выявляется, напр., при характеристике свойств исследуемого объекта. Свойства объекта (свойства, качества, признаки) конкретизируются со стороны содержания (содержание, сущность, природа), формы, состава (форма, состав, структура, строение, элементы, единицы, компоненты), генезиса (генезис, происхождение, истоки), отношений с другими объектами, явлениями (статус, положение, место; соотношение, связь, взаимодействие, взаимосвязь; единство, диада, триада; отличия, различия, специфика, особенности), изменения (становление, формирование, развитие, движение), функции (функция, роль) и др.
В речевой ткани текста О. л. представлена совокупностью речевых единиц, объединенных различными значениями. Одно из них — ‘идентификация форм науч. знания’, связанная с функцией выражения познавательных форм в той последовательности, которая определяется логикой авторской мысли. В этой функции используются существительные проблема, задача, вопрос, идея, гипотеза, предположение, доказательство, обоснование, подтверждение, аксиома, вывод, результат, концепция, теория, закон и др. В качестве номинаций более частных познавательных форм выступают слова принцип, категория, понятие, постулат, критерий, признак, параметр, свойство, система, структура, функция, процесс, классификация, типология и мн. др. Данные номинации маркируют этапы развертывания науч. содержания от постановки проблемы до непротиворечивого вывода. В связи с этим они обладают высоким текстообразующим потенциалом, обеспечивая методологическую оформленность нового знания и членение текста на кванты смысла.
Другую группу О. л. составляют слова, объединяемые вокруг когнитивного существительного метод и его контекстуальных синонимов: методика, принцип, средство, способ, подход, путь, процедура. Данные существительные фиксируют методы различной степени обобщения — от философских подходов, отражающих науч. картину мира субъекта и его мировоззрение, до специальных способов решения частной проблемы. Выбор конкретной номинации определяется типом решаемой проблемы и содержанием познавательной операции. Так, для эмпирических текстов актуальны существительные наблюдение и эксперимент с дальнейшим расширением семантической зоны за счет наименования конкретных действий, напр.: измельчение, обезвоживание, растворение, термическая обработка, обжиг, обогащение, взвешивание, измерение и мн. др. В текстах теоретической направленности типичными номинациями являются существительные анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, ограничение, моделирование, описание, классификация, систематизация, дифференциация, формализация, интерпретация, экстраполяция и др. В контексте науч. произведения приведенные языковые единицы определяют направление науч. поиска как при решении основной проблемы, так и в процессе работы над более частными проблемами. «Синхронизируя» познавательную деятельность субъекта и представление в тексте ее этапов, эти единицы обеспечивают прогрессию содержания, программируют композиционное развертывание произведения, координируют логическое развитие науч. мысли автора и читателя.
Фиксирование в тексте познавательных действий субъекта осуществляется посредством большой группы общенауч. когнитивных глаголов исследовать, изучать и их контекстуальных синонимов, обозначающих виды профессиональной науч.-познавательной деятельности и действующих во всех предметных областях: анализировать, выявлять, классифицировать, определять, описывать, характеризовать, понимать, получать, обнаруживать, разрабатывать, рассматривать, противопоставлять, объединять, отождествлять, соединять, различать, доказывать, обосновывать, объяснять, подтверждать, систематизировать, уточнять, интерпретировать, моделировать и мн. др. Общей чертой этих глаголов является их способность описывать пути получения и обоснования знания. Вместе с тем эти глаголы демонстрируют разнообразие семантики, обусловленное содержанием конкретных познавательных ситуаций. Глаголы объединяются в следующие семантические группы: 1) перцептивные, связанные с ситуацией эмпирического пополнения знания (видеть, следить, наблюдать, фиксировать, выявлять, обнаруживать и т.д.); 2) аргументативные, описывающие ситуацию логического вывода знания (объяснять, разъяснять, доказывать, опровергать, обосновывать, подтверждать и др.); 3) релятивные, обозначающие ситуацию определения понятий и установления между ними логико-семантических отношений (относить (ся), соответствовать, обусловливать (ся), контрастировать, гармонировать, ассоциировать (ся), соотносить (ся), определять (ся), называть (ся), классифицировать, дифференцировать, систематизировать, разделять (ся), делить (ся), объединять (ся) и др.). Между семантическими группами отсутствуют жесткие границы, так как одни и те же глаголы могут употребляться в различных значениях.
Кроме нетерминологической и общенаучной лексики в науч. тексте используется лексика терминологическая (см. Термин). Она представляет собой совокупность специальных наименований, объединенных в терминосистемы, каждая из которых отражает категориальный аппарат, систему понятий конкретной науки. В этих системах термин безразличен к контексту, жанру высказывания, ситуации речи. Кроме того, как утверждает Л.А. Капанадзе, «термины — наиболее «управляемая» часть лексики… пример целесообразно управляемого приспособления языковых средств к потребностям обмена опытом в человеческом обществе» (Капанадзе Л.А., 1965, с. 75). Основными признаками терминов являются точность, однозначность, удобство образования от них производных слов, ориентированность на объект в системе.
Лит.: Капанадзе Л.А. О понятии «термин» и «терминология» // Развитие лексики современного русского языка. — М., 1965; Веселитский В.В. Отвлеченная лексика в русском литературном языке XVIII — начала XIX в. — М., 1972; Толикина Е.Н. Термин в Толковом словаре // Вопросы исторической лексикологии и лексикографии восточнославянских языков. — М., 1974; Даниленко В.П. Русская терминология. — М., 1977; Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. — М., 1984; Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика: проблемы изучения и обучения. — М., 1988; Рябцева Н.К. Противопоставления в классе когнитивов // Прагматика и проблемы интенсиональности. — М., 1988; Ее же: Ментальные перформативы в научном дискурсе. — ВЯ. — 1992. — №4; Котюрова М.П. Об экстралингвистических основаниях смысловой структуры научного текста (функционально-стилистический аспект). — Красноярск, 1988; Баженова Е.А. Научный текст в аспекте политекстуальности. — Пермь, 2001.
Словарь общенаучной лексики (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
СЛОВАРЬ ОБЩЕНАУЧНОЙ ЛЕКСИКИ
v 1. сокращать; 2.ограничивать; 3. лишать
v поглощать, впитывать
a обильный, богатый, изобилующий
v 1. принимать; 2. допускать, соглашаться, признавать
n 1. доступ; 2. приход; 3. выборка (из памяти)
v 1. приспосабливать; 2. снабжать; 3.применять
v 1. выполнять, завершать; 2. достигать
n счет, расчет; v 1.считать; 2. рассчитывать; 3.(for) объяснять
v 1. накапливать; 2. складывать, скопляться; 3.нарастать
n 1. точность; 2.правильность
a 1. точный; 2. правильный;
v 1. достигать, добиваться; 2. доводить до конца
v 1. приспосабливать; 2. адаптировать; 3. переделывать
v 1. прибавлять; складывать
n 1. прибавление; 2. сложение
v 1. регулировать, устанавливать; 2. настраивать; 3. подгонять (о расчете); 4. выравнивать; 5. корректировать, вносить поправки
v 1. допускать; 2. принимать; 3. признавать
n 1. продвижение;2. наступление; 3. успех, улучшение, прогресс; 4. повышение
n 1. преимущество, превосходство; 2. выгода, польза
n помощь, средство
n 1. цель, намерение; 2. прицел
n самолет, летательный аппарат
v 1. распределять, выделять; назначать (to); 2. локализировать
n 1. высота; угол листа, угол возвышения, угол наклона
n 1. сумма, итог; 2. количество; v 1. доходить; 2. быть равным
n 1. усиление; 2. расширение; 3. распространение
v 1. усиливать; 2. расширять (ся); 3. распространять (ся)
n 1. заявление, заявка; 2. применение, использование
v 1. обращаться с просьбой; 2. применять, использовать, употреблять; 3. относиться
v оценивать, расценивать
v 1. оценивать; 2. понимать; 3. принимать во внимание
n 1. оценка; 2. определение; понимание
a 1. соответствующий, подходящий; 2. свойственный
v 1. одобрять, считать правильным; 2. одобрять, утверждать, санкционировать
v 1. приводить в порядок; 2. уславливаться, договариваться, приходить к соглашению
a искусственный, неестественный
v 1. монтировать; 2. собирать(ся)
n ассемблер; компонующая программа сборки
n 1. компоновочный узел (устройства);
v 1. назначать; 2. присваивать
v помогать, содействовать
n помощь, содействие
n 1. брать на себя (ответственность); 2. присваивать; 3. допускать, предполагать
n 1. предположение; 2. присвоение
v 1. прикреплять, присоединять; 2. привязывать, привлекать к себе; 3. приписывать, придавать (значение)
v 1. пытаться; 2. стараться; 3. пробовать
N 1. позиция; 2. отношение (к чему-либо)
v 1. привлекать; 2. прельщать; 3. притягивать
v увеличивать, прибавлять
a 1. вспомогательный; 2. добавочный, запасный
a 1. имеющийся (в распоряжении); 2. доступный
v 1. избегать, сторониться
n 1. фон, фоновая работа; 2. предпосылка; 3. подготовка
n 1. полоса частот; диапазон частот; 2. полоса; 3. зона; 4. группа дорожек
band любительский диапазон частот
n 1. ширина полосы частот; 2. ширина полосы пропускания
n батарея, блок, группа, набор; v группировать, объединять
data bank банк данных, информационный банк
банк данных; информационный банк
public data bank
n 1. база; 2. основание, подложка; 3. базовый электрод (транзистора); v 1. базироваться; 2. закладывать основание; 3. основывать(ся)
n 1. луч, пучок лучей; v излучать, передавать
v 1. носить; 2. поддерживать; 3. выносить, терпеть
v 1. вести себя, поступать; 2. работать (о машине)
n 1. поведение, манеры; 2. технический режим (работы)
v 1. верить; 2. доверять; 3. полагать
n 1. колокол; 2. звонок
v принадлежать (to); 2. относиться (to); быть связанным (to with along)
v гнуть(ся), сгибать(ся), склонять(ся); 2. изгибать(ся), поворачивать (о реке); 3. сосредотачивать
v извлекать пользу, выгоду; 2. помогать, приносить пользу
a двоичный, сдвоенный
n 1. бит (двоичный) разряд; 2. бит; 3.кусочек, кусок
n 1. кровь; 2. род, происхождение
n 1. синька, светокопия; 2. план, проект, программа
n 1. тело; 2. корпус; 3. главная часть
v 1. надоедать, докучать; 2. беспокоить, волновать
n граница, предел; v граничить, ограничивать
n 1. головной мозг; 2. электронная вычислительная машина; управляющая машина
n 1. ветвь, ветка; 2. отрасль; 3. филиал, отделение; 4. линия; 5. ответвление, (условный) переход
[breIk] (broke, broken)
v 1. ломать, разрушать, взламывать; 2. ломаться, разрушаться; 3. нарушать (закон); 4. прерывать; 5. объявлять (новость); 6. тех. прерывать, выключать
n достижение, открытие
n 1. кирпич; 2. брусок (чего-л)
n 1. мост(ик); 2. шунт, параллельное соединение
a 1. короткий, недолгий; 2. лаконичный, краткий
a 1. яркий; 2. блестящий; 3. сияющий; 4. прозрачный
v 1. вызывать, быть причиной; 2. приводить, привозить; 3. принести
свести вместе (спорящих, враждующих)
a 1. широкий; 2. обширный, просторный; 3. широкий, свободный, терпимый
n 1. радиовещание; v 2. телевизионное вещание 1. передавать по радио; 2. передавать по телевидению
n 1. передача радиопрограмм; 2. передача телевизионных программ
n 1. цилиндрический магнитный домен (цмд); 2. пузырь
v строить, сооружать
n 1. объем; вместиость; 2. большая часть чего-л; 3. основная масса; большое количество
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Лексика
Изучение языка — это:
Конспект урока по русскому языку на тему «Научный стиль речи»
Тема: Научный стиль речи.
Образовательная: научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на научный стиль, знать основные жанры.
Развивающая: способствовать развитию умения систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.
Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, аккуратности и внимательности.
I . Проверка домашнего задания.
1. Беседа по теме «Функциональные стили. Разговорный стиль речи»
— Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?
— Какие стили речи вам известны?
— Какие признаки имеет любой функциональный стиль (сферу употребления;
основные функции; стилевые черты; языковые средства)
— Назвать характерные особенности разговорного стиля.
— Какие морфологические и синтаксические средства свойственны разговорному стилю?
2. Проверить составленные диалоги.
II. Объяснение новой темы
Отличительные признаки научного стиля. Записать в тетрадь.
Научный стиль речи характеризуется следующими признаками:
1) сфера использования: в научных статьях, учебниках, докладах;
2) задачи речи – точная передача и доказательное изложение научной информации.
3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность;
4) термины , общенаучные слова, общеупотребительные слова , простые распространенные и сложные предложения с союзами что, который, так как, если , предложения без подлежащего, сказуемое выражено существительным или прилагательным.
В зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как:
1) собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;
2) научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.;
3) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.
Лексические особенности научного стиля.
Наука выражает абстрактную мысль, поэтому язык её лишён конкретности. Слово в научной речи называет обычно не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов, явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлечённым значением.
В художественной литературе слово не только понятие, но и художественный образ. Сопоставим слово дуб в научной и художественной речи.
Записать тексты в тетрадь.
1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше.
Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая.
Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. ( М. Ткаченко .)
2) На краю дороги стоял дуб. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. ( Л. Толстой .)
Комментарий. Как видим, в научных текстах речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о любом дубе. В художественном тексте перед нами индивидуальное, конкретное дерево со своими неповторимыми признаками. И это не просто дерево. Оно олицетворено писателем, волнует воображение, вызывает разнообразные ассоциации. Научная речь не только отбирает из языка слова с общим и отвлечённым значением, она изменяет значение общеупотребительных слов в соответствии со своими принципами.
Цель любого научного сообщения – изложение определённых научных сведений и их доказательство. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи. Вряд ли возможны в современной научной статье фразы типа:
Я бился над решением этой проблемы пять лет; Я горд , что первым сумел решить эту сложную научную проблему.
Личные эмоции здесь недопустимы. Именно поэтому в научной речи используются только нейтральные средства и недопустимы экспрессивные.
Лексики научного стиля состоит из трёх пластов:
общеупотребительные слова; общенаучные слова; термины.
К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах. Здесь нет ни одного специального слова, между тем это научная речь. В любом научном тексте эти слова преобладают, составляют основу изложения.
Благодаря общеупотребительной лексике язык науки сохраняет связь с общеупотребительным языком и не превращается в язык мудрецов, понятный только посвященным, учёным.
В зависимости от состава читателей доля общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в работах, предназначенных для специалистов, и возрастает в сочинениях, обращённых к широкой аудитории.
Общенаучная лексика — второй значительный пласт лексики научной речи. При помощи научных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определёнными понятиями, но не являются терминами: операция, вопрос, задача, явление, процесс, базироваться, поглощать, ускорять и другие.
Так, слово вопрос , как общенаучное, имеет значение «то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема». Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности, изучить вопрос, узловые вопросы, национальный вопрос, крестьянский вопрос, поднять вопрос, оставить вопрос открытым, вопрос требует незамедлительного решения.
Терминология — это ядро научного стиля. Термин — это слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие. Каждая наука и отрасль производства имеет свою систему терминов, которая называется терминологией.
Термин обладает строгим, чётко очерченным значением. Он называет все существенные признаки, показывает общность данного понятия с другими, а также специфичность данного понятия. На пример: Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Суть понятия раскрывается кратко, в одном предложении.
Особую группу в составе лексики научного стиля составляют номенклатурные знаки . Они резко отличаются от терминов. Если в основе терминов лежат общие понятия, то в основе номенклатурных знаков — единичные. К номенклатурным знакам относятся серийные марки машин, механизмов, станков, приборов, географические названия, названия электростанций, предприятий, учреждений, организаций, например: Москвич — 408, СМ— 8— передвижная дробильно-сортировочная установка.
Таким образом, структуру лексики научного стиля можно представить следующим образом. Ядро её составляет терминология. Далее близкий по функции и важный пласт — общенаучная лексика. И затем общеупотребительная лексика, в количественном отношении составляет не менее половины всех слов.
2) Записать в тетрадь термины (химические, физические, лингвистические)
Морфологические особенности научного стиля.
Главная особенность научной речи — преобладание имён (существительных и прилагательных). В некоторых науках (физика, химия, биология и др.), как показал статистический анализ, части речи распределяются следующим образом:
• Существительное — 39,9% • Причастие — 14,8% • Прилагательное — 12% • Местоимение — 5,5% • Деепричастие — 4,6% • Наречие — 2,9% • Числительное — 1,4% • Остальные части речи, в том числе глагол — 18,9%
Высокий процент существительных обусловлен предметным характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные — имена этих вещей. Роль же сводится к функции связи.
Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле.
Использование существительных в научном стиле
Для научного стиля характерно использование отглагольных существительных:
• образованных бессуффиксным способом ( нагрев — нагревать );
• образованных с помощью суффикса -к- ( установка —установить );
• образованных с помощью суффиксов — ени -, — ни -.
Образуйте от глаголов существительные бессуффиксным способом:
Учитывать (учёт), отбирать (отбор), прогревать (прогрев), набирать (набор).
Образуйте от глаголов существительные с помощью суффикса -к-:
Надстроить (надстройка), очистить (очистка), подобрать (подборка).
Образуйте от глаголов существительные с помощью суффиксов — ени -, — ни -:
Тормозить (торможение), регулировать (регулирование), владеть (владение), измерять (измерение), формировать (формирование), усиливать (усиление).
Использование глаголов и глагольных форм в научном стиле
Для научного стиля характерно использование глаголов 3-го лица (единственного и множественного числа) и кратких причастий. Например: намечены ( намечают ) результаты, использованы ( используют ) растворы.
Составьте словосочетания, поставив глаголы в форму 3-го лица (ед. или мн. числа):
Установить (устанавливают) прибор, излучать (излучает, излучают) свет, фиксировать (фиксируют, фиксирует) положение.
Образуйте от данных глаголов краткие страдательные причастия прошедшего времени:
Привести (приведён), продолжать (продолжен), изучить (изучен), сконструировать (сконструирован).
Синтаксические особенности научного стиля.
Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики и т. п. В большей степени это распространяется на тексты естественных и прикладных наук: математики, химии, физики и др.
— Какие стили речи вы знаете?
— Назовите наиболее важные признаки каждого стиля.
— Что объединяет публицистический стиль с другими стилями речи?
— Какой стиль языка используется при написании постановлений, юридических документов, заявлений?
— Каково соотношение стиля художественной литературы с другими стилями речи?
— Назовите характерные особенности научного стиля.
— В чём его отличие от других стилей?
— Какие подстили вы знаете? В чём их особенности?
— Какие пласты слов составляют научную лексику? В чём их особенность?
— Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляют к терминам?
— Какие лексические особенности научного стиля вам известны?
— Приведите примеры слов, относящихся к научному стилю.
V . Домашнее задание
На одну из тем подготовить сообщение. Примерный список тем:
• М. В. Ломоносов — филолог и поэт.
• Древние риторы (Протагор, Горгий, Сократ, Сократ, Платон).
• Особенности стиля писателя.
• Зарождение и формирование научного стиля в России.
• В. И. Даль — лексикограф.
• Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты.
• Роль А. С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка.
Научный стиль речи
Главное достоинство научного языка – ясность (Д.С. Лихачёв)
Научный стиль речи характеризуется следующими признаками:
1) сфера использования (где?): в научных статьях, учебниках, докладах.
2) задачи речи (зачем?) – точная передача и доказательное изложение научной информации.
3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность.
4) основные языковые средства:
лексика: термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, абстрактная лексика (горение, протяженность, романтизм), слова в прямом значении.
морфология: преобладание имен существительных и прилагательных, предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие).
синтаксис: простые распространенные и сложноподчиненные предложения причины, следствия, предложения без подлежащего, предложения с причастными оборотами и вводными совами (во-первых, во-вторых, наконец, таким образом).
5) Жанры: статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, конспект, диссертация, учебник, научный доклад, лекция.
Конспект – сжатое изложение содержания первичного текста, состоит из кратких предложений с основной смысловой нагрузкой. В конспекте желательно использовать сокращения.
Реферат – краткое изложение содержания первоисточника (первоисточников).
Рецензия на текст – письменный разбор первоисточника, в котором необходимо прокомментировать основные положения текста (сформулировать основную проблему текста и позицию автора, выразить собственное отношение к проблеме, аргументировать свою оценку), сделать выводы о значимости работы (проблемы).
Отзыв о тексте – общая характеристика работы без подробного анализа, выражение собственного мнения, практические рекомендации.
Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), её содержания и назначения. Композиция аннотации:
О чём говорится в книге (статье)
Из каких частей состоит работа?
Кому предназначена данная книга (статья)?
1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше.
Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая.
Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. ( М. Ткаченко .)
2) На краю дороги стоял дуб. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. ( Л. Толстой .)
В научном тексте речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о любом дубе. Используются слова с общим и отвлечённым значением.
В художественном тексте перед нами конкретное дерево со своими неповторимыми признаками. Оно олицетворено писателем, волнует воображение, вызывает разнообразные ассоциации.
Записать в тетрадь термины: химические, физические, лингвистические.
Записать в тетрадь 2 аннотации и проанализировать композицию.
http://pandia.ru/text/78/085/7552.php
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-nauchniy-stil-rechi-3025604.html