К павлу стали обращаться с уважением ошибки исправьте лексические

«Речевые ошибки и их предупреждение»
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

В презентация «Речевые ошибки и их предупреждение» использован материал пособия Сергеева Ф.П. Презентация будет полезна учителям-словесникам для квалифицированного анализа речевых погрешностей и предупреждения их в сочинениях и изложениях учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentatsiya_rechevye_oshibki_i_ikh_preduprezh.pptx2.69 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МКОУ Николаевская СОШ ТЕМА: РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Учитель русского языка и литературы Полякова Т.А. Николаевка 2014 г..

МКОУ Николаевская СОШ ТЕМА: РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Учитель русского языка и литературы Полякова Т.А. Николаевка 2014 г..

ВИДЫ НОРМ Норма — центральное понятие учения о правильности речи и о ее культуре.

Нормы словоупотребления /употребление слов в соответствии с присущими им значениями, с учетом возможной сочетаемости с другими словами/. Нормы словоупотребления фиксируются в толковых словарях и закрепляются совокупностью правил, которые даются в вводных статьях к этим словарям. Лексические нормы Употребления устойчивых оборотов, имеющих, подобно словам, свою семантику и характеризующихся постоянством состава их компонентов. О фразеологических нормах можно справиться во фразеологических словарях Фразеологические нормы Употребление производных слов, в которых в период их появления произошло избирательное присоединение к производящим основам словообразовательных морфем Словообразовательные нормы Употребление устойчивых оборотов, имеющих свою семантику и характеризующихся постоянством их компонентов. Фразеологические нормы Общепринятое и обязательное употребление форм слов и синтаксических конструкций. Грамматические нормы Правила орфографии, правила написания слов. Орфографические нормы Правила пунктуации, правила постановки знаков препинания. Пунктуационные нормы Литературное произношение слов и их форм Орфоэпические нормы Целесообразное и уместное использование в речи /в том или ином стиле речи/ языковых средств. Стилистические норма

ХАРАКТЕРИСТИКА ОШИБОК В ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ

НЕСООТВЕТСТВИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ТЕМЕ Тема – тезис (главная мысль выражена в самом названии). Тема со скрытым главным тезисом (ученик в процессе анализа литературно художественных фактов выразить основной тезис).

НАРУШЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Фактические ошибки: 1) ошибки в датах жизни и деятельности писателей, написания произведений, месте рождения писателя и т.д.: Пьеса «На дне» написана в 1912 году; Тургенев родился в 1905 году в Ясной Поляне; 2) смешение эпох, авторов, названий произведений: Фонвизин в комедии » Недоросль» описал забитость и тупость капиталистов ; Критическая статья «Луч света. » написана Белинским; 3) искажение фактов, описанных в произведениях: В основе взглядов Базарова были передовые идеи Чернышевского; Старуха Изергилъ — революционерка, рвется к свободе; 4) гиперболическое, преувеличенное освещение фактов: Грибо¬едов раскрыл все черты самодержавия XIX века и т.п.; 5) искажения в цитировании стихотворных строк: Онегин слег¬ка (?) манжурку (?) танцевал; Ярем он с барщиной (?) старинной с (?) оброком легким заменил. При передаче отрывка произведения своими словами ученики нередко неумело или неудачно перефразируют слова текста: Поэт вспоминает чудное мгновенье, когда перед ним явилась она (А.П. Керн), как мимолетное виденье, он называет ее » гением чистой красоты».

НАРУШЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1) Отсутствие логической связи между предложениями или частями предложения: Речь Базарова насыщена пословицами и поговоркоми . Базаров был лекарь и лечил крестьян бесплатно. Базаров отрицал искусство; Рахметов отличается выдержкой, смелостью ума, хотя спал он не более четырех часов в сутки; 2) в противоречиях и двусмыслицах. Ср.: В отрыве от народных масс передовое дворянство было бессильным. Результатом этого (?) явилось восстание декабрис¬тов ; Тургенев показал » нового человека «, разночинца с передовыми взглядами. Но Базаров отрицал искусство, литературу, науку. Это отрицание было несвойственно революционерам-разночинцам. Образ Базарова был типичен; 3) в бездоказательности (или неправильной доказательности).

— неточность употребления; — нарушение лексической сочетаемости слов; — ошибки в употреблении фразеологизмов; — нарушение стилевого единства текста; — погрешности, ослабляющие выразительность текста; — однообразие словаря, нарушение благозвучия ЛЕКСИЧЕСКИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ

Характеристика типичных Лексических ошибок

Употребление того или иного слова в значении, ему не свойственном или не подходящем к данному контексту 1. Чацкий особенно глубоко выступает против крепостников (вместо страстно ); Грибоедов изобразил в комедии разложение дворянского класса на два лагеря (вместо расслоение); Чацкий не одинок > у него много сообщников ( вместо единомышленников). Наблюдаются случаи ошибочного употребления иноязычных слов:72 апреля весь мир потрясла величайшая ассоциация ( вместо сенсация ); Фамусов действует по лозунгу : «подписано, так с плеч долой» ( вместо по принципу ). Ошибки, вызванные смешением в употреблении паронимов Алеша безропотно переносил все тяжести жизни ( вместо тяготы ); Онегин ведет праздничный образ жизни ( вместо праздный ); Бакенбарды у Базарова были песчаного цвета (вместо песочного). Употребление лишних слов (плеоназмы). Плеоназмы различны по структуре. Среди них выделяются: а) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых учеником как обозначения разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства; б) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключенное в существительном: Наступил темный мрак\ в) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помнили и не забывали его советов; г) сочетание двух однозначных ( синонимичных ) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке’, д) сочетание глагола и наречия: Враги приближались все ближе.

Лексические анахронизмы Печорин получил путевку на Кавказ; Чацкий поехал в командировку за границу; Простакова била домработниц; Однажды Чичикова сняли с работы; Павел достал дефицитную в то время гармошку. Употребление омонимов и многозначных слов, приводящих к двусмысленности, нелепости Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги (( прочитала повторно или прочитала все подряд? ); Павел и его друзья сели за стол и стали разбирать прочитанные книги (приводить в порядок? анализировать? брать себе?): Она никак не управляла домом ( жильцами дома? семьей? хозяйством своей семьи?). Нарушение лексической сочетаемости слов Смысло­вая несовместимости ( ср.: мякиш тишины ); в силу их грамматической природы (например, прилага­тельные не вступают в связь с глаголами или наречиями, не соединяются с числительными и т.п.); из-за лексических особенностей (слова не вступают в связи друг с другом, хотя и обозначают соединимые понятия; ср.: можно сказать глубокая старость, глубокая зима, но нельзя — глубокая юность, глубокая весна).

Ошибки в употреблении фразеологизмов Вся страна от малого до великого поднялась на борьбу с врагом (вместо от мала до велика); Книга — оружие с неграмотностью (вместо Книга — оружие в борьбе с неграмотностью); Он никогда не откладывал дела в длинный ящик (вместо долгий ящик ). Имеются случаи искажения пословиц и поговорок: Честь сберегают смолоду; Рукой руку моют; Из огня да из полымя; Басни со­ловья не кормят. Нарушение стилевого единства 1. Но как могла понять Печорина, жизнь которого проходила в борьбе с собой и светом, эта светская дамочка, искренне преданная идеалам общества ? 2. Ноздрев, когда играл с Чичиковым в шашки, хотел обвести его вокруг пальца. В первом предложении слово дамочка и во втором -фразеологизм обвести вокруг пальца являются неуместными потому, что, будучи разговорными, разрушают единство стиля контекста Неправильное употребление уча­щимися выразительных и изобразительных средств художественной речи. . 1) неудачные эпитеты: Читателя поражает изумительная жадностъ Плюшкина; Татьяна отличалась бесконечной честностью. Плохо согласованы друг с другом и тройные эпитеты: Раздался глубочайщий , громкий, оглушительный удар грома; У Чапаева была железная, непреклонная, безответная воля: 2) неудачные и неуместные метафоры: Перед нами встает тра­гическая судьба людей, задавленных тяжелым утюгом жизни: Любовь Анны к Вронскому уже не сияла красотою и счастьем, а теперь она до­горала и лишь только умирает и теплится: 3) не всегда удачные сравнения: Дом Кабановых — это одно и то же, что и могила: Ксения Ивановна такая же добрая, простая, скромная. как ее комната: 4) безвкусные и неудачные гиперболы: Кутузов — гений челове­чества: Анна и Катерина — люди бесконечной честности.

Канцеляризмы Имеют место и другие подвиги партизан; Ниловна бросает все силы на то, чтобы продолжить дело сына; В мое распоряжение перешла библиотека отца. Речевые штампы На данном этапе, в данный отрезок времени, на сегодняшний день, подчеркнуть со всей остротой, поднять на долж­ный уровень, в данный момент, целиком и полностью, в общем и целом Нарушение благозвучия Неблагозвучие (какофонию) порождает: 1. Случайное скопление, ненужное нагромождение шипящих и свистящих звуков: Тяжело жилось женщине в доме мужа. 2. Скопление в словах гласных или согласных звуков: А у Андрея Болконского мы отмечаем такие черты характера. 3. Стечения одинаковых слогов в рядом стоящих словах: Он ру­чался за этого человека, как за друга, 4. Случайное созвучие, рифмующиеся слова или слоги в проза­ическом тексте: И мать начинает понимать, почему так изменилось поведение сына. К явлениям неблагозвучия относится и многократное повторе­ние отдельных слов в речи ( в том числе фамилий писателей, героев произведений и т.д.).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НЕДОЧЕТОВ

Словарная работа 1 . Составьте предложения с данными словами. Доверие, дарование, удовлетворение, достижения, обязатель­ства, покров, сочувствие, сожаление, жалость, культурный, грамот­ный, жюри. 2. Выясните значение слов при помощи толкового словаря. Единомышленник, соратник, сообщник, подчиненный, суще­ствование, сосуществование, смертный, смертельный, владеть, обла­дать, закоренелый, соотечественник. 3. Подберите синонимы к словам. Бранить, безграничный, любоваться, восхищаться, рассеянный, сообщение, тайна, праздный, праздничный. Для справок: ругать, беспредельный, восхищаться, вос­торгаться, невнимательный, известие, загадка, бездельный, торже­ственный. 4. Замените иноязычные слова русскими. Аналогия, абстрактный, гипотеза, декрет, ресурсы, архитектор. Для справок: сходство, отвлеченный, предположение, указ, средства, зодчий. Учащимся 9-11 классов можно предложить такие упражнения: 1. Составьте предложения, употребив в них данные слова. Взгляды (прогрессивные, консервативные), мнения, кругозор, мировоззрение, поглотиться, вращаться, общаться, самосознание, самолюбие, себялюбие. 2. Запомните правописание слов. Используйте некоторые из них при характеристике Татьяны Лариной. Безыскусственность, гармоничная натура, отчужденность, предрассудок, самобытность, самообладание, самоотверженность, своенравный, своеобразие, суеверие, сентиментальный роман, цель­ная натура.

Исправьте ошибки в предложениях На одно мгновение мальчики забылись. 2 . Печорин обладает талантом творческого доверия. 3 . У Базарова нет сообщников. 4 . Па­вел видел в Саше соотечественника по борьбе. 5 . Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого. 6 . К Павлу стали обращаться с уваже­нием. 7. Перед нами возникает мещанская семья. Длясправок : растерялись, дарования, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстает. Работа над паронимами 1. Объясните значение созвучных слов. Адресат — адресант, абонент — абонемент, дипломат -дипломант, искусный — искусственный, континент — контингент, материальный — материалистический, практик — практикант, фабрикант — фабрикат. 2 . Подберите к каждому прилагательному существительное; суффиксы в прилагательных подчеркните. Бережный — бережливый, деловой — деловитый, идеальный -идеалистический, классный — классовый, обидный • обидчивый, понятный — понятливый, практический — практичный, реальный -реалистический, соседний — соседский, скрытый — скрытный, сытый -сытный, фамильный — фамильярный, фронтовой — фронтальный, эффектный — эффективный. Исправьте недочеты в следующих предложениях. Пушкин выразил характеры людей того времени. 2 . Фон­визин изображает свои взгляды в критических статьях . 3. Простакова груба со своими придворными . 4 . Узнав, что крепостница Палашка заболела, она приходит в ярость. 5.Умственное ограничение Коробочки. 6 . Онегин вел паразитический образ жизни. 7 . Народ тер­пел двойственный гнет. 8 . Тургенев завоевал мировую призна­тельность.

Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их. Она поборола боязнь и страх. 2 . Манилов много думал и размышлял. 3 . Вскоре он воротился обратно. 4 . Она очень с великой любовью полюбила Бориса. 5 . Он негодовал от возмущения. 6.,Светило огненное, как огонь солнце». 7 . Они проявили свою ини­циативу. Исправьте предложения , избежав повторений 1. Герасим пошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5.Потом он пришел к реке. Потом увидел плот. 6, На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять. Приведите возможные Варианты исправления ошибок в пред­ложениях. Островский решил изобразить образ молодого человека, своего современника. 2. Черты характера, характерные для врагов. 3 . Какие ошибки допустил Толстой в изображении образа Платона Каратаева? 4 . Для него характерны те черты, которыми характеризовались новые люди.

Речевые ошибки и их предупреждение на уроках русского языка

Речевые ошибки и их предупреждение на уроках русского языка.
В речевой практике нормой считается употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Существуют нормы лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические. Орфоэпические (произносительные)

Нарушение тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибки (в широком смысле слова). Каждая разновидность этих ошибок характеризуется прямой связью с соответствующими нормами. В «Нормах оценки знаний, умений, навыков учащихся 5-11 классов по русскому языку» выделяются 5 типов ошибок:

Ошибки в содержании изложения и сочинения Речевые ошибки (недочёты) Грамматические Орфографические Пунктуационные

Выбирая тему самообразования «Речевые ошибки и их предупреждение на уроках русского языка», я ставила перед собой задачу не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами устной и письменной речи, повышение культуры учащихся.

Анализируя типичные ошибки в содержании изложений и сочинений, в речевом оформлении высказываний, грамматические, пунктуационные ошибки,

    выясняю основные причины, порождающие эти ошибки указываю пути их исправления провожу специальные формы работы по обогащению активного словаря учащихся и предупреждению ошибок на занятиях по русскому языку и литературе в 5-11 классах

Считаю, что такая работа полезна для учащихся: учитываю разнообразные отклонения от норм литературного языка, при создании своих речевых произведений учащиеся будут осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.

Школьная практика знает многие приёмы исправления ошибок разных типов в сочинениях и изложениях. Можно представить некоторые пути анализа ошибок, выбранных мною.

Анализ и затем исправление ошибок складывается из 4 последовательных и взаимосвязанных действий и этапов:

чтение высказывания с ошибкой анализ допущенной ошибки выбор правильного варианта выписывание всего предложения в новой редакции

1 этап. Зачитывается предложение из школьного сочинения, содержащее речевой недочёт или грамматическую ошибку, даётся возможность учащимся заметить эту ошибку. Так, в предложении Горький в начале романа описывает о жизни рабочих слободки – они находят неточность в сочетании слов описывает о жизни.

2 этап. Учащиеся анализируют ошибку – объясняют её, раскрывают сущность (здесь ошибка на глагольное управление: глагол описывать требует существительного в винительном падеже без предлога описывать жизнь; ошибка возникла под влиянием предложной конструкции говорить (рассказывать) о жизни…

3 этап. Выбор правильного варианта (описывает жизнь или рассказывает, повествует о жизни).

4 этап. Предложение выписывается с новой строки в исправленном виде.

Письменный анализ речевой или грамматической ошибки с её исправлением выполняется кратко, строго по форме. В тетради он имеет такой вид: он поразил Татьяну взыскательными манерами. Неправильно применено слово взыскательными (смешение слов близких по звучанию – взыскательный и изысканный). Правильный вариант: изысканными. Редакция: Он поразил Татьяну изысканными манерами.

Как известно, в предложении может быть не одна, а несколько ошибок. В этом случае ошибка анализируется и снабжается вариантом правки особо. Затем даётся общая редакция предложения: Образ главного героя показал большое воспитательное влияние для молодёжи.

Показать влияние – нарушено устойчивое словосочетание. Правильно: оказать влияние. Влияние для молодёжи – неправильное управление. Правильно: влияние на молодёжь.

Редакция: Образ главного героя оказал большое воспитательное влияние на молодёжь.

В случае, если речевой недочёт образуют несколько слов (обычно это тавтология), то осуществляется правка всей фразы в целом: замену повторяющихся однокоренных слов проводим путём подбора или разнокоренных синонимов, или слов, не являющихся синонимами, но имеющую общую содержательную сторону предложения. Например, в высказывании: Приступая к написанию поэмы, Маяковский писал, что её очень трудно писать, чтобы избежать тавтологии, модно употребить вместо к написанию – к работе, вместо писал – отмечал.

Редакция: Приступая к работе над поэмой, Маяковский отмечал, что её очень трудно писать.

Осуществляя правку предложения, необходимо обратить внимание учащихся на ошибку, устранение которой ещё не делает конструкцию отвечающей литературным нормам. Но и оставлять эту ошибку незамеченной не следует. Сравните: Чтобы лучше понять поэта-бунтаря, обратим внимание к тексту его произведений; в сочетании обратим внимание – ошибка в управлении; следует: обратим внимание на текст. Но оборот — обратим внимание — неправильно применён в данном предложении: здесь требуется глагол обратимся (к…).

Редакция: Чтобы лучше понять поэта-бунтаря, обратимся к тексту его произведений.

Бывает так, что проведена правка одних ошибок и не замечена другая. В таких случаях необходимо тщательно проверять отредактированный текст. Сравните: Несмотря что Онегин и Печорин живут в разных эпохах, у них было много общего. Исправили ошибку на употребление составного союза несмотря на то что – и падежной формы – они живут в разные эпохи. Но не заметили нарушение употребления временных форм сказуемых в сложноподчинённом предложении; следует: жили, было.

Для анализа в классе отбираются наиболее типичные и сложные ошибки; одни из них подлежат письменному исправлению по схеме; другие – комментируются устно учащимися. Индивидуальные ошибки ученики (каждый в своём сочинении)

Исправляют и объясняют, чаще всего, дома, а также выполняю специальные задания (Приложение 1).

При наличии в предложении двух и более ошибок подчёркивается и делается условная пометка на полях лишь одной из них; замечанием «См.» и «Найди другую ошибку» данная пометка побуждает ученика обнаружить другую ошибку самостоятельно. К самостоятельной правке отмеченных ошибок своего сочинения ученик переходит лишь после достаточного овладения логическими операциями описанной схемы и практического ознакомления с наиболее распространёнными разновидностями речевых и грамматических ошибок. Сильному ученику предлагается исправить на отдельном листе ошибки, допущенные в сочинении или изложении слабым учащимся, и обосновать свою правку.

Такой анализ типичных речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях и изложениях учащихся позволяет учителю лучше разобраться в отклонениях от литературных норм в устной и письменной речи учащихся. Описанные приёмы устранения погрешностей приучает школьников, особенно старших классов, вдумываться в отбираемый ими материал для конструирования предложений, разбираться в способах построения предложений.

Использование лексико-грамматического материала для работы по предупреждению речевых и других видов ошибок в связи с изучением русского языка и литературы приносит огромную пользу. Так, тренировочные упражнения по лексике направлены на обогащение активного словаря учащихся. Материалы к разделам словообразования и морфологии даёт возможность вдумчиво относиться к образованию и выбору грамматических форм. Упражнения к разделам синтаксиса способствуют развитию у учащихся языкового чутья при конструировании высказываний.

При планировании уроков предусматривается проведение работ по стилистике почти на каждом занятии, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения. Лозунг уроков: «Языку мы учимся и должны учиться непременно до последних дней своей жизни».

Объясните значение паронимов (созвучных слов).

Адресат – адресант, абонент – абонемент, дипломат – дипломант, искусный – искусственный, континент – контингент, материальный – материалистический, практик – практикант, факультативный — факультетский, фабрикант – фабрикат, яблочный – яблоневый.

Составьте словосочетание с глаголами, управляющими двумя падежами.

Вооружать (кого? чем?), выразить (что? чем?), доверять (что? кому?), запечатлеть (что? в чём?), известить (кого? о чём?), нарушать (что? чему?), поздравить (кого? с чем?) познакомить (кого? с кем?).

Найдите и исправьте тавтологию, плеоназмы (ненужные уточняющие слова).

Наружная внешность героини «Лёгкого дыхания» очень привлекательна. Ведущим лейтмотивом рассказа является мысль о неоправданности претензий на мировое господство. Господин из Сан-Франциско, мечтающий о возможности быть господином над другими, целеустремлённо стремится к своей цели. Будущая перспектива приятно будоражила сознание.

Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

На одно мгновение мальчики забылись. Печорин обладал талантом творческого доверия. У Базарова нет сообщников. Павел видел в Саше соотечественника по борьбе. Грибоедов хорошо разбирает образ Чацкого. К Павлу стали обращаться с уважением. Перед нами возникает мещанская семья.

Д л я с п р а в о к:растерялись. Дарования, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстоит.

Исправьте недочёты в предложениях.

Она поборола боязнь и страх. Манилов много думал и размышлял. Вскоре он воротился обратно. Она негодовала от возмущения. Она очень с великой любовью полюбила Бориса. Светило огненное, как огонь солнце. Они проявили свою инициативу.

Исправьте предложения, избежав повторений.

Герасим пошёл к реке и увидел в воде щенка. Герасим взял его и принёс домой. Ребята проснулись рано и задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. Потом он пошёл к реке. Потом увидел плот. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.

Приведите возможные варианты исправления ошибок в предложениях.

Островский решил изобразить образ молодого человека, своего современника. Черты характера, характерные для врагов, были описаны писателем. Какие ошибки допустил Толстой в изображении образа Платона Каратаева? Для него характерны те черты, которыми характеризовались новые люди.

В приведённых предложениях найдите нарушения сочетаний слов. Исправьте ошибки.

Пьеса «На дне» произвела большой резонанс на читателей. Молчалин поставил перед собой задачу составить карьеру. Постановки пьесы «На дне» заняла у зрителей большой успех. Фашисты расчесали лес. Ода «Вольность» оказала большое значение.

Д л я с п р а в о к: произвела большое впечатление или вызвала резонанс у читателей (в читательских кругах0, сделать, имела, прочесали, имела.

Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении. Запишите предложения в исправленном виде.

Стукнул по голове волка Яша. Беззаветную стойкость показали в непрерывных боях моряки. Каждый вечер рассказывала мать дочери сказки. Он подыскивал надёжного себе помощника. Негодование народа всё усиливалось против поработителей. Партизаны вагоны пустили под откос с гитлеровскими солдатами. Враг был отброшен и разбит от границы нашего государства.

Найдите в предложениях ошибки. Исправьте их.

В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся мастерами. Мы встретили много народу, гуляемого в парке. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом в войне. Он сделал очень много для своего народа, отдавший свою жизнь служению ему.

Лексические нормы литературного языка

Лексические нормы регулируют употребление и сочетание слов. Среди лексических ошибок можно выделить: неточное употребление слова, нарушение лексической сочетаемости, ошибки в употреблении фразеологизмов. Наиболее часто слово употребляется в значении, ему не свойственном. Чацкий особенно глубоко выступает против крепостников (вместо страстно); Грибоедов изобразил в комедии разложение дворянского класса на два лагеря (вместо расслоение). Часто в несвойственном им значении употребляются иноязычные слова: Фамусов действовал по лозунгу: подписано и с плеч долой (принципу). Иногда происходит смешение слов, близких по звучанию: Онегин вел праздничный (праздный) образ жизни; Бакенбарды у Базарова были песчаного (песочного) цвета.

Употребление слов не должно быть излишним. Нельзя соединять слова близкие по значению, или различающиеся несущественными оттенками значения: Базаров был несколько резковат ( лишнее несколько); Слышалась брань и ругательства; Наступил темный мрак; Раскольников жил в небольшой маленькой каморке.

Употребление слов должно соответствовать эпохе: Печорин получил путевку на Кавказ; Простакова била домработниц; Однажды Чичикова сняли с работы.

Для правильного употребления слов в речи необходимо не только знать их точное значение, но и учитывать особенности лексической сочетаемости слов, т.е. их способность соединяться друг с другом. Соединение слов может быть невозможным из-за смысловой несовместимости (мякиш тишины, обедать потолок), в силу их грамматической природы (прилагательные не вступают в связь с глаголами или наречиями), из-за лексических особенностей (можно сказать глубокая старость, но глубокая юность). Кроме того, соединение слов в словосочетании может наталкиваться на ограничения, регулируемые стилистическими законами (тщетно артачиться).

В русском языке существует два типа сочетаемости: свободная и связанная. Слова со свободным значением имеют широкие связи с другими словами, слова со связанным значением имеют ограниченную сочетаемость, (злость берет, охота берет, страх берет, но нельзя радость берет, удовольствие берет, наслаждение берет) Можно сказать одержать победу, одержать верх, но нельзя одержать успех, одержать хороший результат. Часто слова со свободной сочетаемостью соединяются со словами со связанной. Поэтому возникают ошибки: Скоро колхозники будут сажать ячмень, пшеницу, просо и другие культурные растения. В русском языке существуют нормы сочетаемости: сеять яровые, озимые, рожь; выращивать, ожидать, собирать урожай; (исправьте ошибки: Я узнал, когда и как пропалывают землю; Труд создает человеку радость- приносит, доставляет).

Кроме лексической сочетаемости необходимо соблюдать принцип стилистического единства. Стилевое единство речи создается за счет отбора языковых единиц в соответствии с задачей высказывания. Стилистические ошибки заключаются в нарушении единства стиля: Но как могла понять Печорина, жизнь которого проходила в борьбе с собой и светом, эта светская дамочка, искренне преданная идеалам общества? Просторечные слова из-за некоторой грубости стоят за пределами литературного языка: Татьяна поглощена своей любовью, не болтает о ней; Мы с папой крутили пластинки; Они не стыдятся никаких способов, чтобы получить выше чин, подлизываются и даже бьют головой об пол. Ошибки в употреблении фразеологизмов заключаются в основном в искажении состава, в неудачном построении словосочетаний по образцу известных оборотов: Вся страна от малого до великого поднялась на борьбу с врагом; Книга- оружие с неграмотностью; Он никогда не откладывал дела в длинный ящик.

Задания на закрепление темы «лексические нормы русского языка».

  • 1. Исправьте ошибки в предложениях:
  • 1) На одно мгновение мальчики забылись. 2) Печорин обладает талантом творческого доверия. 3) У Базарова нет сообщников. 4) Павел видел в Саше соотечественника по борьбе. 5) Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого 6) К Павлу стали обращаться с уважением. 7) Перед нами возникает мещанская семья.

Для справок: растерялись, дарование, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстает.

  • 2. Исправьте недочеты в следующих предложениях:
  • 1) Пушкин выразил характеры людей того времени. 2) Фонвизин изображает свои взгляды в критических статьях. 3) Простакова груба со своими придворными. 4) Узнав, что крепостница Палашка заболела, она приходит в ярость. 5) Умственное ограничение Коробочки. 6) Онегин вел паразитический образ жизни. 7) Народ терпел двойственный гнет. 8) Тургенев завоевал мировую признательность. 9) Она поборола боязнь и страх. 10) Манилов много думал и размышлял. 11) Вскоре он воротился обратно. 12) Она с великой любовью полюбила Бориса. 13) Он негодовал от возмущения. 14) Светило огненное, как огонь солнце.
  • 2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов: 1) Раненый только под утро вошел в себя. 2) Он не пускал туман в глаза. 3) А ведь и тут зарыт секрет самовоспитания в коллективе. 4) Базаров работал не складая рук. 5) Он не откладывал дела в долгий ящик. 6) Прошел взад и вперед свою страну.


источники:

http://pandia.ru/text/80/601/48240.php

http://m.studref.com/418432/literatura/leksicheskie_normy_literaturnogo_yazyka