К сентябрю школа будет отремонтирована сказуемое

Типы сказуемых (таблица с примерами)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и под­ле­жа­щее.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый опре­де­ля­ет под­ле­жа­щее и состав­ля­ет с ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го пред­ло­же­ния:

  • (кто?) два медведя-подростка — это под­ле­жа­щее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — ска­зу­е­мое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му раз­ли­ча­ют

  • гла­голь­ные ска­зу­е­мые;
  • имен­ные ска­зу­е­мые.

    Сказуемое и способы его выражения

    В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния ска­зу­е­мо­го:

  • про­стое гла­голь­ное;
  • состав­ное гла­голь­ное;
  • состав­ное имен­ное.

    Таблица

    ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
    П
    Г
    С
    Выражено гла­го­лом в фор­ме
    одно­го из накло­не­ний
    Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
    Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
    С
    Г
    С
    Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го сло­ва
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
    Я был рад помочь вам.
    С
    И
    С
    Состоит из глагола-связки
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние)
    и имен­ной части
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
    Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

    Простое глагольное сказуемое

    Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, напри­мер:

    Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

    Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

    Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

    Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

    Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

    Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

    Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние дей­ствия:

    Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

    Будешь ты ещё мне тянуть душу !

    Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му пово­ду.

    Составное глагольное сказуемое

    К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфи­ни­ти­вом:

    вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + инфи­ни­тив = СГС

    Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

    Вспомогательные глаголы в СГС

    В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла исполь­зу­ют­ся:

    1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец дей­ствия

    Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

    Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

    2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, спо­соб­но­сти

    К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

    3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние

    Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы

    Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

    5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем

    Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

    6. сло­ва состо­я­ния

    По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

    Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

    Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

    Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

    Составное именное сказуемое

    Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

    • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
    • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней срав­не­ния;
    • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное соче­та­ние;
    • место­име­ние;
    • наре­чие;
    • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные;
    • меж­до­ме­тия;
    • нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния.

    Глагольная связ­ка + имен­ная часть = СИС

    Связка составного именного сказуемого

    В роли связ­ки часто упо­треб­ля­ет­ся

    1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том чис­ле
    «есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), напри­мер:

    Он был похож на маму (Борис Пастернак).

    Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

    Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

    Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

    Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

    Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

    2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

    Примерыстать, делать­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, оста­вать­ся, пред­став­лять, звать­ся, назы­вать­ся, выгля­деть, дово­дить­ся, счи­тать­ся и пр.

    И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

    С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

    И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

    Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

    3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состо­я­ния:

    Примерысидеть, сто­ять, бежать, вер­нуть­ся, идти, лежать, рабо­тать, родить­ся, жить.

    Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

    Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

    Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская доч­ка).

    Алгоритм определения вида сказуемого


    Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

    Сохранить ста­тью

    1. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа
    предложения?
    1) Некоторые из айсбергов(подлежащее)гиганты(сказуемое) длиной в несколько десятков километров.
    2) Наши знания существенно расширили(сказуемое) последние открытия(подлежащее) археологов.
    3) Учителем Александра Македонского был(сказуемое) знаменитый Аристотель(подлежащее).
    4) В товарищеском матче наши футболисты(подлежащее) не ударили в грязь лицом(сказуемое).

    2. Укажите пример с грамматической ошибкой (обратите внимание на согласование
    подлежащего и сказуемого).
    1) Бóльшая часть картин передана в музей.
    2) У костра сидело несколько человек.
    3) Сочи расположен на той же широте, что и Бостон.
    4) Кто из вас вчера были на концерте?

    3.Укажите предложение(я) с простым глагольным сказуемым.
    1) Сестра будет рада такому подарку.
    2) Шофёр будет ждать у подъезда.
    3) Кто-нибудь из вас будет врачом.
    4) К сентябрю школа будет отремонтирована.
    5) Через час вы будете дома.

    4. В каком(-их) примере(-ах) допущена пунктуационная ошибка?
    1) На экзамене главное – уметь сосредоточиться.
    2) Плохая погода не помеха для туриста.
    3) Работать в поле не языком болтать.
    4) Сказуемое один из главных членов двусоставного предложения.
    5) В устье эта река как море.

    5. Какое из утверждений относится к данному предложению?
    Без энергии Солнца жизнь на Земле была бы невозможна.
    1) По цели высказывания это предложение побудительное.
    2) Подлежащее выражено синтаксически цельным сочетанием.
    3) Сказуемое составное глагольное.
    4) Сказуемое состоит из связки в форме условного наклонения и именной части,
    выраженной прилагательным.

    Прочитайте предложения и выполните задания 6 – 10.
    (В одном из предложений допущена пунктуационная ошибка.)
    А. Но на самом деле они появляются в любых широтах.
    Б. Мираж происходит от полного отражения светового луча плотным слоем воздуха.
    В. Долгое время считалось, что миражи бывают только в жарких странах.
    Г. Иногда эти предметы отражаются прямо, а иногда в перевёрнутом виде.
    Д. При этом становятся видимыми отражения предметов лежащ__ за линией
    горизонта.

    6. В каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
    1) Б, А, Г, В, Д
    2) Б, В, Г, Д, А
    3) В, Б, Д, А, Г
    4) В, А, Б, Д, Г

    7. Какого словосочетания нет в предложении Б?
    1) отражения луча 2) светового луча
    3) отражения воздуха 4) слоем воздуха

    8. Найдите пунктуационную ошибку. Выпишите слово, после которого должен
    стоять знак препинания, затем в скобках поставьте этот знак препинания.
    Ответ: __________________________ ( ) ______________________

    9. Выпишите грамматическую основу предложения Д.

    10. Какое окончание должно быть у слова «лежащ__» в предложении Д: -их или -ие?
    Обоснуйте своё решение. (Ответ должен быть полным, из 2 – 4 фраз.)

    Проверочная работа по русскому языку

    Групповая работа по теме «Главные члены предложения»

    1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определить тип сказуемого (написать в скобках сразу после сказуемого).

    1)Со..нце свет..т всем.2) Взрослые иногда (не)понимают д..тей.3) Две(н,нн)адцать делит(?)ся на шесть.4) Пройдёт семь лет.5) Обл..ка стали розовыми.6) Стали ра..певать над п..лями звонкие жаворонки.7)Я не намерен туда ехать.8)Со..нце – источ(?)ник света и т..пла.

    2. Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире. Главные члены в выписанных предложениях подчеркнуть, определить, чем они выражены.

    1)Книга это волшебница. 2)Родина кофейного дерева тропическая Африка.3)Подводные долины обнаружены около всех материков.4) Ломать не строить. 5)Моё первое правило не считать себя умнее всех. 6) К сентябрю школа будет отремонтирована.

    3. Выполните грамматические разборы указанных слов.

    Групповая работа по теме «Главные члены предложения»

    1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определить тип сказуемого (написать в скобках сразу после сказуемого).

    1)Со..нце свет..т всем.2) Взрослые иногда (не)понимают д..тей.3) Две(н,нн)адцать делит(?)ся на шесть.4) Пройдёт семь лет.5) Обл..ка стали розовыми.6) Стали ра..певать над п..лями звонкие жаворонки.7)Я не намерен туда ехать.8)Со..нце – источ(?)ник света и т..пла.

    2. Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире. Главные члены в выписанных предложениях подчеркнуть, определить, чем они выражены.

    1)Книга это волшебница. 2)Родина кофейного дерева тропическая Африка.3)Подводные долины обнаружены около всех материков.4) Ломать не строить. 5)Моё первое правило не считать себя умнее всех. 6) К сентябрю школа будет отремонтирована.

    3. Выполните грамматические разборы указанных слов.

    Групповая работа по теме «Главные члены предложения»

    1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определить тип сказуемого (написать в скобках сразу после сказуемого).

    1)П..года медле(н,нн)о начала ул..шаться. 2) Чтение –лучшее учение. 3)Снов.. что(то) зашумело в л..су. 4)Пятеро пловцов з..ходят в воду для тр..нировки.5) Мой брат – лётчик. 6) Приятен и короток путь, продела(н,нн)ый на самолёте. 7)Сотни мал..ньких реч..шек родят(?)ся в глухих местах нашей области.

    2. Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире. Главные члены в выписанных предложениях подчеркнуть, определить, чем они выражены.

    1)Апрель месяц поразительных контрастов в жизни русской природы. 2)Родиной кофейного дерева является тропическая Африка.3)Лучшее время охоты канун весны.4) Курить здоровью вредить. 5)Он был капитаном футбольной команды. 6).Он капитан футбольной команды. 7)Бояться несчастья не видать и счастья.

    № 3.Выполните грамматические разборы указанных слов.

    Групповая работа по теме «Главные члены предложения»

    1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определить тип сказуемого (написать в скобках сразу после сказуемого).

    1)П..года медле(н,нн)о начала ул..шаться. 2) Чтение –лучшее учение. 3)Снов.. что(то) зашумело в л..су. 4)Пятеро пловцов з..ходят в воду для тр..нировки.5) Мой брат – лётчик. 6) Приятен и короток путь, продела(н,нн)ый на самолёте. 7)Сотни мал..ньких реч..шек родят(?)ся в глухих местах нашей области.

    2. Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире. Главные члены в выписанных предложениях подчеркнуть, определить, чем они выражены.

    1)Апрель месяц поразительных контрастов в жизни русской природы. 2)Родиной кофейного дерева является тропическая Африка.3)Лучшее время охоты канун весны.4) Курить здоровью вредить. 5)Он был капитаном футбольной команды. 6).Он капитан футбольной команды. 7)Бояться несчастья не видать и счастья.

    № 3.Выполните грамматические разборы указанных слов.

    Групповая работа по теме «Главные члены предложения»

    1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Подчеркните главные члены предложения и определите, чем они выражены.

    Тиш..на ст..ит на озере Киево. Но (не)долг..вечен этот покой. Скоро вешние воды огласит гомон кр..кливых птич(?)их стай. Сюда т..перь ежегодно сл..тают(?)ся тысячи реч(?)ных чаек. Одни и те же птицы по десять-две(н,нн)дцать лет подря(д,т) выводят птенцов на заповедном озере.

    Тысячи чаек здесь были ок..льцова(н,нн)ы, и это помогло уч(ё,о)ным установить дальность перелётов этих птиц.

    Озёрная колония чаек стала природной лабораторией для изучения биологии этих птиц.

    2. Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире. Главные члены в выписанных предложениях подчеркнуть, определить, чем они выражены.

    1)Огурцы уроженцы тропических стран.2)Солнце основной источник света и тепла. 3)Она девушка умная и красивая. 4)Лучшее наслаждение чувствовать себя нужным. 5)Высота комнаты три метра. 6) Излюбленное занятие крокодила греться на песчаном берегу водоёма.

    3. Выполните грамматические разборы указанных слов.

    4. Перепишите предложение, ставя сказуемое в прошедшее время и согласовывая его с подлежащим.

    В доме (жить) много старых вещей.

    Групповая работа по теме «Главные члены предложения»

    1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Подчеркните главные члены предложения и определите, чем они выражены.

    Тиш..на ст..ит на озере Киево. Но (не)долг..вечен этот покой. Скоро вешние воды огласит гомон кр..кливых птич(?)их стай. Сюда т..перь ежегодно сл..тают(?)ся тысячи реч(?)ных чаек. Одни и те же птицы по десять-две(н,нн)дцать лет подря(д,т) выводят птенцов на заповедном озере.

    Тысячи чаек здесь были ок..льцова(н,нн)ы, и это помогло уч(ё,о)ным установить дальность перелётов этих птиц.

    Озёрная колония чаек стала природной лабораторией для изучения биологии этих птиц.

    2. Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире. Главные члены в выписанных предложениях подчеркнуть, определить, чем они выражены.

    1)Огурцы уроженцы тропических стран.2)Солнце основной источник света и тепла. .3)Она девушка умная и красивая. 4)Лучшее наслаждение чувствовать себя нужным. 5)Высота комнаты три метра. 6) Излюбленное занятие крокодила греться на песчаном берегу водоёма.

    3. Выполните грамматические разборы указанных слов.

    4. Перепишите предложение, ставя сказуемое в прошедшее время и согласовывая его с подлежащим.

    В доме (жить) много старых вещей.

    Групповая работа по теме «Главные члены предложения»

    №1. Перестройте предложения, заменив простые глагольные сказуемые составными.

    Путешественник рассказал собравшимся о своих приключениях. 2) Мальчик позвал приятеля на рыбную ловлю. 3)Ребёнок весело смеялся. 4) Рыболов вытащил удочку из воды.

    Слова для справок: поспешить, собираться, начать, успеть.

    №2.Составьте предложения, используя данные ниже сочетания слов в качестве сказуемых. Подчеркните подлежащие, над сказуемыми укажите:гл. глагольные, им. – именные.

    Казалась грустной, хочу рассказать, готов служить, старался узнать, считался специалистом.

    №3.Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире. Главные члены в выписанных предложениях подчеркнуть, определить, чем они выражены.

    1)Летом воробьи самые яростные защитники зелени. 2) Читать книги про животных интереснейшее занятие. 3) Справедливость есть воплощённое зло. 4) Чай пить не дрова рубить. 5) Эта долина красивейшее место. 6)Воздух чист и свеж. 7) Весна это время обновления. 8) Мы друзья с детства.

    4. Перепишите предложение, ставя сказуемое в прошедшее время и согласовывая его с подлежащим.

    Много людей (пройти) по этой улице.

    Групповая работа по теме «Главные члены предложения»

    №1. Перестройте предложения, заменив простые глагольные сказуемые составными.

    Путешественник рассказал собравшимся о своих приключениях. 2) Мальчик позвал приятеля на рыбную ловлю. 3)Ребёнок весело смеялся. 4) Рыболов вытащил удочку из воды.

    Слова для справок: поспешить, собираться, начать, успеть.

    №2.Составьте предложения, используя данные ниже сочетания слов в качестве сказуемых. Подчеркните подлежащие, над сказуемыми укажите:гл. глагольные, им. – именные.

    Казалась грустной, хочу рассказать, готов служить, старался узнать, считался специалистом.

    №3.Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире. Главные члены в выписанных предложениях подчеркнуть, определить, чем они выражены.

    1)Летом воробьи самые яростные защитники зелени. 2) Читать книги про животных интереснейшее занятие. 3) Справедливость есть воплощённое зло. 4) Чай пить не дрова рубить. 5) Эта долина красивейшее место. 6)Воздух чист и свеж. 7) Весна это время обновления. 8) Мы друзья с детства.

    4. Перепишите предложение, ставя сказуемое в прошедшее время и согласовывая его с подлежащим.


    источники:

    http://znanija.site/russkii-yazyk/20975765.html

    http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/66903-proverochnaja-rabota-po-russkomu-jazyku