Как будет суффикс на казахском языке

Как будет суффикс на казахском языке

Окончания и суффиксы для удобства буду называть одним общим словом – аффиксы.

Для изучающих казахский язык сложность представляет не само наличие большого количества аффиксов, а необходимость запоминать правила их присоединения. Часто в учебниках на каждую тему даются таблицы с набором букв, после которых надо присоединять тот или иной аффикс, и никаких подсказок, никакой дополнительной помощи в их запоминании. Поэтому кажется, что с каждой новой темой будет всё труднее и труднее изучать язык, что придётся заучивать очередной набор правил.

На самом деле, с каждой новой темой изучать правила присоединения аффиксов становится легче, если до этого вы изучали их системно. Когда вы ознакомились с основными принципами добавления аффиксов, вам остаётся лишь увидеть отражение этих принципов в новых изучаемых темах.

Здесь не требуется объяснений правил их присоединения, но раз такие аффиксы есть, то их надо озвучить. Не запоминайте сейчас сами аффиксы, вы их будете изучать в соответствующих разделах сайта, они приводятся только для примера.

‘ м ‘ – усечённое личное окончание 1-го лица, ед. числа
‘ ң ‘ – усечённое личное окончание 2-го лица, ед. числа
‘ хана ‘ – суффикс образования существительных, название помещений

после любых букв+ м

Таблица приведена в качестве примера. Таких аффиксов мало, чаще имеется хотя бы два варианта – для твёрдых и мягких слов.

‘ са/се ‘ – условное наклонение;
‘ сың/сің ‘ – личные окончания 2-го лица.
‘ сыз/сiз ‘ – образование отрицательных прилагательных
‘ шы/ші ‘ – образование существительных рода деятельности
‘ ңыз/ңіз ‘ – усечённые личные окончания 2-го лица уваж. форма
‘ қ/к ‘ – усечённые личные окончания 1-го лица мн. числа
и т.д.

При двухвариантных аффиксах тоже неважно, на какую букву заканчивается слово. Но есть два варианта: один для присоединения к твёрдым словам и второй — для присоединения к мягким словам. Например, аффиксы ‘ са/се ‘:

твёрдые словапосле любых букв+ са
мягкие слова+ се

м, ым/ім ‘ – притяжательные окончания 1-го лица, ед.числа
‘ н, ын/ін ‘ – возвратный залог
‘ с, ыс/іс ‘ – совместный залог
‘ п, ып/іп ‘ – давно прошедшее время (не очевидное)
‘ р, ар/ер ‘ – будущее предположительное время
‘ й, а/е ‘ – переходное время
и т.д.

Правила присоединения трёхвариантных аффиксов тоже очень простые. Для примера возьмём притяжательные окончания ‘ м, ым/ім ‘:

твёрдые словагласных+ мсогласных+ ым
мягкие слова+ ім

Есть вариант для присоединения после гласных – ‘ м ‘ и для присоединения после согласных: в твёрдых словах – ‘ ым ‘ и мягких словах – ‘ ім ‘. Достаточно пройти одну тему казахского языка, где вы встречаете трёхвариантные аффиксы и далее, увидев в новой теме три варианта, например, будущее предположительное время ‘ р, ар/ер ‘, вам уже не нужно изучать правило, вы его знаете. После гласных – ‘ р ‘, после согласных в твёрдых словах – ‘ ар , после согласных в мягких словах – ‘ ер »

Четырёхвариантные делятся на два вида: пара «гласные-согласные» и пара «звонкие-глухие». И тот и другой вариант прост в правилах присоединения.

а) Гласные-согласные (есть пара аффиксов, которые начинаются на согласную букву и пара аффиксов, которые начинаются на гласную букву).

мыз/міз, ымыз/іміз ‘ – притяжательные окончания 1-го лица, мн. числа
‘ рақ/рек, ырақ/iрек ‘ – сравнительная степень прилагательных
‘ ншы/нші, ыншы/інші ‘ – порядковые числительные
‘ йын/йін, айын/ейін ‘ – повелительное наклонение 1-го лица, ед. число
‘ йтын/йтін, атын/етін ‘ – прошедшее переходное время
‘ ңыз/ңіз, ыңыз/іңіз ‘ – повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, уваж. форма
‘ сы/сі, ы/і ‘ – притяжательные окончания 3-го лица
и т.д.

Эти аффиксы очень похожи на трёхвариантные, только после гласных присоединяется не одна согласная буква, а имеются варианты для твёрдых и мягких слов.

твёрдые словагласных+ мызсогласных+ ымыз
мягкие слова+ міз+ іміз

б) Звонкие-глухие (есть пара аффиксов, которые начинаются на звонкую согласную букву, и пара аффиксов, которые начинаются на глухую согласную букву).

ды/ді, ты/ті ‘ – прошедшее время
‘ ған/ген, қан/кен ‘ – давно прошедшее время (очевидное)
‘ ғы/гi, қы/кi ‘ – желательное наклонение
‘ ғыш/гiш, қыш/кiш ‘ – суффиксы образования существительных
и т.д.

Аффиксы, которые начинаются на глухую согласную (например, ‘ ты/ті ‘), следуют после глухих согласных. Аффиксы, которые начинаются на звонкую согласную (‘ ды/ді ‘) присоединяются в остальных случаях (после гласных, после звонких и сонорных согласных).

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
сонорных
гласных
+ дыглухих+ ты
мягкие слова+ ді+ ті

Пятивариантных аффиксов нет, сразу переходим к шестивариантным.

Шестивариантные аффиксы представляют наибольшую трудность в запоминании правил их присоединения. Но даже здесь есть свои закономерности, которые можно выявить, и тогда учить останется совсем немного — лишь некоторые моменты.

Фактически мы имеем не шесть вариантов, а три пары аффиксов. К примеру:

‘ дар/дер, тар/тер, лар/лер ‘ – множественное число

Есть пара аффиксов, которые начинаются на звонкую согласную, есть пара аффиксов, которые начинаются на глухую согласную и есть пара аффиксов, которые начинаются на сонорную согласную. Для простоты, чтобы не писать долго «аффиксы, которые начинаются с такой-то буквы. », буду говорить так: «звонкие аффиксы», «глухие аффиксы», «сонорные аффиксы».

Разделим все шестивариантные аффиксы на три большие группы, в зависимости от того, на какие буквы они начинаются.

дар/дер, тар/тер, лар/лерокончания множественного числа
дас/дес, тас/ тес, лас/лессуффиксы образования существительных
дау/деу, тау/ теу, лау/леусуффиксы образования степени прилагат.
дай/дей, тай/ тей, лай/лейсуффиксы образования наречий
дық/дік, тық/ тік, лық/ліксуффиксы образования существит. и прилаг.
ды/дi, ты/ тi, лы/лiсуффиксы образования прилагательных

Обратите внимание на общее в этих аффиксах: «звонкие аффиксы» начинаются на букву ‘ д ‘, «глухие аффиксы» – на ‘ т ‘ и «сонорные аффиксы» – на ‘ л ‘. Правила присоединения этих аффиксов одинаковые!

«Звонкие аффиксы» всегда следуют после звонких ‘ ж, з ‘. Это общее правило для всех аффиксов. Единственное, что нужно выучить для этой группы – что «звонкие аффиксы» следуют после сонорных согласных ‘ л, м, н, ң ‘. Всё, больше ничего учить не надо. «Глухие аффиксы» следуют после глухих согласных и звонких ‘ б, в, г, д ‘ – это тоже общее правило для всех «глухих аффиксов», из любой группы. «Сонорные аффиксы» этой группы присоединяются в остальных случаях (после сонорных ‘ р, у, й ‘ и гласных).

Изучение казахского языка в основном начинается с изучения окончаний множественного числа ‘ дар/дер, тар/тер, лар/лер ‘.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
сон. ‘ л, м, н, ң ‘

+ дарглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ таргласных
сон. ‘ р, у, й ‘
+ лар
мягкие слова+ дер+ тер+ лер

Если вы изучили эти аффиксы, натренировались в их присоединении, то теперь встретив другие аффиксы ДТЛ-группы, вам не нужны будут правила, вы их уже знаете.

Следующая большая группа шестивариантных аффиксов.

ба/бе, па/пе, ма/меотрицательные суффиксы, вопросит. частицы
бақ/бек, пақ/пек, мақ/мексуффиксы будущего времени намерения
быз/біз, пыз/піз, мыз/мізличные окончания 1 лицо, мн.число
бын/бін, пын/пін, мын/мінличные окончания 1 лицо, ед.число
бен, пен, менокончания творительного падежа

В этой группе «звонкие аффиксы» начинаются на букву ‘ б ‘, «глухие аффиксы» – на ‘ п ‘ и «сонорные аффиксы» – на ‘ м ‘. Правила для данной группы надо запоминать в сравнении с первой, так как разница в одной букве (‘ л ‘). «Звонкие аффиксы» следуют после звонких ‘ ж, з ‘ и сонорных согласных ‘ м, н, ң ‘. С «глухими аффиксами» не буду повторяться, правила их присоединения одинаковые. «Сонорные аффиксы» этой группы присоединяются в остальных случаях (после сонорных ‘ л, р, у, й ‘ и гласных).

Эту группу аффиксов проще запомнить по отрицательным суффиксам ‘ ба/бе, па/пе, ма/ме ‘, которые также изучаются одними из первых.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
сон. ‘ м, н, ң ‘

+ баглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ пагласных
сон. ‘ л, р, у, й ‘
+ ма
мягкие слова+ бе+ пе+ ме

И вот интересный момент, являющийся закономерностью языка. Если в конце аффикса есть носовая сонорная ‘ н ‘ (или ‘ ң ‘), то «сонорные аффиксы» притягиваются к сонорным ‘ м, н, ң ‘, то есть следуют после этих букв. Для таких аффиксов таблица меняется.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘+ бынглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ пынгласных
сон. ‘ л, р, у, й ‘
сон. ‘ м, н, ң ‘
+ мын
мягкие слова+ бін+ пін+ мін

И рассмотрим последнюю – третью группу шестивариантных аффиксов.

да/де, та/те, нда/ндеокончания местного падежа
дан/ден, тан/тен, нан/ненокончания исходного падежа
ды/ді, ты/ті, ны/ніокончания винительного
дiкi, тiкi, нiкiпритяжательные окончания 2 форма
дың/дің, тың/тің, ның/ніңокончания родительного падежа

Да, она самая загруженная. Но если вы до этого во всём разобрались и не бросили читать, то и далее поймёте. Здесь идёт разделение не только по присутствию в конце аффикса носовой сонорной ‘ н ‘ (или ‘ ң ‘), но и зависимость от гласной буквы в аффиксе. Сначала рассмотрим аффиксы, в которых есть гласные ‘ а, е ‘. «Звонкие аффиксы» идут после всех букв – сонорных, гласных, звонких ‘ ж, з ‘. В данной категории у нас присутствуют только аффиксы местного падежа.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
гласных
сон. ‘ м, н, ң ‘
сон. ‘ л, р, у, й ‘
+ даглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ та+ нда
мягкие слова+ де+ те+ нде

Аффиксы ‘ нда/нде ‘ следуют после притяжательных окончаний 3-го лица, здесь мы это не рассматриваем, поэтому клетка пустая. Далее смотрим на аффиксы исходного падежа. В конце аффиксов буква ‘ н ‘, значит, для этого падежа сонорные ‘ м, н, ң ‘ в правилах перетягиваем к «сонорным аффиксам».

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
гласных
сон. ‘ л, р, у, й ‘
+ данглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ тансон. ‘ м, н, ң ‘+ нан
мягкие слова+ ден+ тен+ нен

Далее переходим к группе аффиксов с гласными ‘ ы, і ‘, сравниваем с местным падежом. Здесь идёт различие в том, что «сонорные аффиксы» следуют после гласных букв.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
сон. ‘ м, н, ң ‘
сон. ‘ л, р, у, й ‘
+ дыглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ тыгласных+ ны
мягкие слова+ ді+ ті+ ні

И последнее — родительный падеж. В конце аффиксов буква ‘ ң ‘, значит, для этого падежа сонорные ‘ м, н, ң ‘ в правилах перетягиваем к «сонорным аффиксам».

Русско-казахский словарь

Основная словарная статья:

Нашли ошибку? Выделите ее мышью!

Слово/словосочетание не найдено.

В словаре имеются схожие по написанию слова:

Не нашли перевода? Напишите Ваш вопрос в форму ВКонтакте, Вам, скорее всего, помогут:

Правила:

  1. Ваш вопрос пишите в самом верхнем поле Ваш комментарий. , выше синей кнопки Отправить. Не задавайте свой вопрос внутри вопросов, созданных другими.
  2. Ваш ответ пишите в поле, кликнув по ссылке Комментировать или в поле Написать комментарий. , ниже вопроса.
  3. Размещайте только небольшие тексты (в пределах одного предложения).
  4. Не размещайте переводы, выполненные системами машинного перевода (Google-переводчик и др.)
  5. Не засоряйте форум такими сообщениями, как «привет», «что это» и своими мыслями не требующими перевода.
  6. Не пишите отзывы о качестве словаря.
  7. Рекламные сообщения будут удалены. Авторы получают бан.

Жұрнақтар және оның түрлері.

Презентация на тему «Суффиксы и виды суффиксов». Для школ с русским языком обучение. 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Жұрнақтар және оның түрлері.»

Тақырыбы: «ЖҰРНАҚТАР ЖӘНЕ ОНЫҢ ТҮРЛЕРІ», «СӨЗ ТУДЫРУШЫ ЖҰРНАҚТАР», «СӨЗ ТҮРЛЕДІРУШІ ЖҰРНАҚТАР».

Пәні: Қазақ тілі

Түбірден кейін тұрып, жаңа сөз тудыратын қосымшаны жұрнақ дейміз. Жұрнақтың екі түрі бар: 1) сөз тудырушы жұрнақтар; 2) сөз түрлендіруші жұрнақтар.

Өзі жалғанған сөзге жаңа лексикалық мағына тудыратын жұрнақ сөз тудырушы жұрнақ деп аталады. Мысалы: ән-ші, заман-дас, етік-ші, ерін-шек.

Өзі жалғанған сөзге (түбірге) сәл де болса жаңа мағына үстейтін, бірақ негізгі лексикалық мағынаны өзгертпейтін жұрнақ сөз түрлендіруші деп аталады. Мысалы: үй-шік, кітап-ша, қызыл-дау, сұр-ғұлт.

ЗАТ ЕСІМНЕН ЗАТ ЕСІМ ТУДЫРАТЫН ЖҰРНАҚТАР

ән-ші, тарих-шы, хат-шы

бала-лық, сенбі-лік, түс-тік,

-лас, -лес, -дас, -дес, -тас, -тес

парта-лас, пікір-лес, дәм-дес, заман-дас, туыс-тас

СЫН ЕСІМ, САН ЕСІМДЕРДЕН ЗАТ ЕСІМ ТУДЫРАТЫН ЖҰРНАҚТАР

жақ-сылық, игі-лік, батыл-дық, кербез-дік, ақымақ-тық, пәк-тік

-лық, -лік, -дық, -дік, -тық, -тік

алты-лық, бір-лік, он-дық, жүз-дік, қырық-тық, бес-тік

ЕТІСТІКТЕН ЗАТ ЕСІМ ТУДЫРАТЫН ЖҰРНАҚТАР

суыр-ма, бөл-ме, сыз-ба, сүз-бе, бас-па, кіріс-пе

шап-қы, күл-кі, шыл-ғы, сүз-гі

келіс-іс, жаз-ым, біл-ім, тоқта-м

қон-ақ, сұра-қ, жүр-ек, бұйыр-ық, түсін-ік

-қыш, -кіш, -ғыш, -гіш

жап-қыш, сүрт-кіш, сыпыр-ғыш, өшір-гіш

шығ-ын, жи-ын, ег-ін, түй-ін, тол-н, бора-н

қуан-ыш, өтін-іш, сағын-ыш, сүйін-іш

-қиын, -кін, -ғын, -гін

тас-қын, көш-кін, ер-кін

сал-мақ, өр-мек, жұм-бақ, бат-пақ, піс-пек

еге-у, жаса-у, кесе-у

СЫН ЕСІМ ТУДЫРАТЫН ЖҰРНАҚТАР

-лы, -лі, -ды, -ді, -ты, -ті

пайда-лы, үлгі-лі, ақыл-ды, тас-ты, шөп-ті

қала-лық, көйлек-тік, жолдас-тық,

өлке-лік, қоғам-дық, шешен-дік

сыр-лас, көрші-лес, ауыл-дас, дәм-дес, туыс-тас, қызмет-тес

қыс-қы, кеш-кі, жаз-ғы, күз-гі

СЫН ЕСІМ ТУДЫРАТЫН ЖҰРНАҚТАР

арман-шыл, күлкі-шіл, ұйқы-шыл

тау-дай, түлкі-дей, ат-тай, сүт-тей

ЕТІСТІКТЕН СЫН ЕСІМ ТУДЫРАТЫН ЖҰРНАҚТАР

жабыс-қақ, майыс-қақ, тоң-ғақ

-ақ, -ек, -ық, -ік, -к, -қ

қес-ек, сын-ық, іс-ік

тап-қыш, кес-кіш, сез-гіш,

ЗАТ ЕСІМНЕН ЕТІСТІК ТУДЫРАТЫН ЖҰРНАҚТАР

ой-ла, шеге-ле, тұз-да, бас-та, сурет-те, ас-а, өрт-е

— лас, -лес, -дас, -дес, -тас, -тес

сауда-лас, қате-лес, ақыл-дас, тіл-дес, дос-тас, көмек-тес

бас-қар, ат-қар, ес-кер, су-ғар, тең-гер

пайда-лан, ашу-лан, үй-лен, ие-лен

СЫН ЕСІМ, САН ЕСІМДЕРДЕН ЕТІСТІК ТУДЫРАТЫН ЖҰРНАҚТАР

-ла, -ле, -да, -де, -та, -те

жұқа-ла, әдемі-ле, жаман-да, жеңіл-де, арық-та, тік-те

жас-ар, ағ-ар, көг-ер, таза-р

мол-ай, күш-ей, көб-ей, қара-й

алтау-ла, екеу-ле, он-да, жүз-де

БАСҚА СӨЗ ТАПТАРЫНАН ЕТІСТІК ТУДЫРАТЫН ЖҰРНАҚТАР

-ла, -ле, -да, -де, -та, -те

жоғарыла, ілгері-ле, жылдам-да, төмен-де, шақ-та, қыс-та

ойбай-ла, құрау-ла, көке-ле, уһ-ле

-ла, -ле, -да, -де, -та, -те, -ыра,

зу-ла, сылдыр-ла, тырсыл-да, желпіл-де, салпақ-та, жарық-ыра, дүрк-іре

1. Сын есім тудырушы жұрнақтарды анықтаңыз:

б) –лы, -лі, -сыз, -сіз;

г) –ша, -ше, -лап, -леп;

2. Етістіктің болымсыз түрінің жұрнағын анықтаңыз:


источники:

http://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/ru/kk/%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81/

http://multiurok.ru/files/zhu-rnak-tar-zh-nie-onyn-turlieri.html