Как детям объяснить что такое суффикс

Учиться легко! Как объяснить ребенку состав слова?

Разбор слова по составу — одна из самых сложных тем изучения русского языка. До сих пор представители разных филологических школ ведут споры о принадлежности некоторых морфем.

Знаменитый спор «о буженине» тянется почти 60 лет. В 40-х годах прошлого столетия два известных лингвиста пытались выделить корень в словах «буженина», «малина».

  • Г. Винокур не признавал уникальных корней. В словах «буженина» и «малина» нельзя выделить уникальные корни вроде «бужен» и «мал», так как они не несут смыслового значения.
  • Его оппонент, А. Смирницкий, считал, что корень может иметь остаточное значение в случаях, когда основное переносится на суффикс: «конина», «баранина».

Спор идет и по сей день, у каждой теории есть свои сторонники и противники.

Но оставим споры ученым, перед нашим ребенком стоит совершенно конкретная задача — он должен научиться делить слова на морфемы, понимать значение каждой частицы, приоткрыть дверку в чудесный мир словообразования. Но главное — понять, что разбор слов может быть столь же увлекательным, как игровое конструирование.

Споры филологов о корне в слове «буженина» длятся 60 лет!
Фото: Depositphotos

Ведь что такое, по сути, разбор слова? Это расщепление его на мелкие цельные части. А с помощью какого средства можно «оживить» процесс, визуализировать его? Я бы посоветовала воспользоваться конструктором Лего.

Нам потребуется конструктор с довольно большими одинаковыми деталями. Большими для того, чтобы можно было прикрепить стикер, на котором будем писать морфему. В качестве стикера хорошо использовать клейкую ленту ценников. Заранее определяем цвета деталей. Красным обозначаем корень, синим — приставку, зеленым — суффикс, желтым — окончание.

Очень важно сначала использовать слова без чередования в корне. Пишем на листе слово «лес». Просим ребенка рассказать, что значит это слово. Подбираем однокоренные: «лесной», «лесник», «лесок», «перелесок». Обговариваем значения этих слов. Выделяем общую часть. Объясняем, что это корень, основная часть слова.

Начинаем «собирать» слова. В первом слове «лес» мы слышим только корень. Но это не значит, что у этого слова нет окончания. Окончание здесь нулевое. Изменяем слово по числам, падежам: «леса», «в лесу», «о лесе». Окончание проявилось.

Замечаем, что это одно слово, просто окончание всегда характеризуется непостоянством, поэтому его и не взяли в основу. Основа, как помните, часть слова без окончания. Хорошо бы для оформления окончания использовать иное крепление, можно просто приставлять деталь, не сцепляя ее.

Важно сначала использовать слова без чередования в корне
Фото: Depositphotos

Переходим к слову «лесной». Берем красный кубик с морфемой корня. Теперь находим окончание. Для этого меняем слово по родам, падежам, числам (лесные, лесная, о лесном, к лесному). Определились с окончанием. Но у нас осталось «н». Это суффикс, который мы написали на стикере зеленой детали. У нас получилась основа из двух фрагментов: лес — н, и окончание — ой.

Не забываем каждый раз говорить о значении слова. Очень важно подвести к пониманию, что морфемы используются для образования определенных частей речи.

Можно поиграть в игру «Подбери похожие слова». Вспоминаем слова с суффиксом «ник». Все эти слова обозначают человека, занимающегося какой-то деятельностью. Лесник — человек, следящий за лесом; ученик — человек, овладевающий знаниями, учащийся; печник — человек, кладущий печи;

В такой игре очень просто объяснить ребенку значение приставок. Например, частую ошибку при написании приставки при- и пре-. Просто объясняем слова с этими приставками: прибрежное, прибежать, прилететь, приусадебное. Это показывает близость к объекту. Пре- придает превосходное значение (превеликий, преувеличить) или значение «по-другому» (превращать, преступать).

Прием конструирования эффективен еще и визуализацией. Известно, что цивилизация движется в сторону визуализации. Зримые объекты воспринимаются и понимаются легче. А в работе с конструктором подключаются еще и тактильные ощущения, тактильная память. Чем больше органов чувств задействовано у ребенка при усвоении нового материала, тем лучше он осознается и запоминается.

Урок русского языка в 3 класс «Суффикс. Значение суффикса в слове.»

. Суффикс. Значение суффиксов в слове.

Цель: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

— Пропишите слово лебедь.

— Подберите к нему однокоренные слова. ( Лебёдушка, лебединая)

— Какими являются эти слова по отношению друг к другу? (Однокоренными.)

— Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали однокоренные слова? (Суффикс.)

— Что такое суффикс? (Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.)

— Как найти в слове суффикс? (Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.)

IV . Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой, -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно — было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Старый, дряхлый дом».

«Домишко», — писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

— Тортик! — закричал -ик-.

— Тортишко, — усмехнулся -ишк-.

— Тортище, — сказал -ищ-.

— Тортилыцик, — сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

— Сформулируйте тему урока.

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- -ер указывают на профессию, -ищ — суффикс места.

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).

— Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать. С какими суффиксами мы познакомились?

( Фронтальная работа у доски по цепочке.)

— Какое значение словам придают эти суффиксы?

— Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

— Прочитайте суффиксы в рамочке.

— Найдите данные суффиксы в словах.

— Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей породу их занятий.)

— Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

— Назовите слова с таким суффиксом.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

— Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

— Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

VII . Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

— Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)

— Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

— Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

— Какие значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

IX . Подведение итогов урока

— Что общего между суффиксом и приставкой?

Домашнее задание : с. 94 упр. 176, упр. 177

Жил-был суффикс -ер-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился — а -ёр- уже тут как тут.

Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса -ёр-

— А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для ________________________________.

2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: — чик, — ик, — ок, — ышк-, -к-, — инк-.

Берёза — ______________, стакан — ________________, ягода — _______________, трава — ___________,

погода — _____________, ветер — _____________, город — _______________, гнездо — _______________, карандаш — ______________, морковь — _____________, дождь — _____________, зерно — ___________.

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для __________________________________.

2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: — чик, — ик, — ок, — ышк-, -к-, — инк-.

Берёза — ______________, стакан — ________________, ягода — _______________, трава — ___________,

погода — _____________, ветер — _____________, город — _______________, гнездо — _______________, карандаш — ______________, морковь — _____________, дождь — _____________, зерно — ___________.

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для _________________________________.

2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: — чик, — ик, — ок, — ышк-, -к-, — инк-.

Берёза — ______________, стакан — ________________, ягода — _______________, трава — ___________,

погода — _____________, ветер — _____________, город — _______________, гнездо — _______________, карандаш — ______________, морковь — _____________, дождь — _____________, зерно — ___________.

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для _____________________________________.

2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: — чик, — ик, — ок, — ышк-, -к-, — инк-.

Берёза — ______________, стакан — ________________, ягода — _______________, трава — ___________,

погода — _____________, ветер — _____________, город — _______________, гнездо — _______________, карандаш — ______________, морковь — _____________, дождь — _____________, зерно — ___________.

Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы познакомитесь с приставками и суффиксами, которые активно используются в речи, понаблюдаете за их значением и написанием. В уроке вы найдёте справочник «Суффиксы и приставки русского языка».


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klass-suffiks-znachenie-suffiksa-v-slove-3942731.html

http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/ponyatie-o-pristavke-i-suffikse-obrazovanie-slov-s-pomoschyu-pristavok-i-suffiksov