Как доказать что это сказуемое

Что такое сказуемое

Сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, обо­зна­чен­но­го под­ле­жа­щим в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­лал? каков он? и пр.

Рассмотрим, что такое ска­зу­е­мое в син­так­си­се рус­ско­го языка.

Термин «ска­зу­е­мое» воз­ник в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка как каль­ка латин­ско­го сло­ва «пре­ди­кат» (predicatum), кото­рое явля­ет­ся про­из­вод­ным от гла­го­ла со зна­че­ни­ем «объ­яв­лять», «про­воз­гла­шать».

Чтобы понять функ­цию ска­зу­е­мо­го, опре­де­лим, когда сло­ва ста­но­вят­ся предложением.

Наша речь состо­ит не из отдель­ных, хао­тич­но рас­по­ло­жен­ных слов. Слова как еди­ни­цы речи орга­ни­зу­ют­ся в выска­зы­ва­ние, кото­рое обра­зу­ет смыс­ло­вое един­ство. Это смыс­ло­вое и грам­ма­ти­че­ски оформ­лен­ное един­ство слов состав­ля­ет пред­ло­же­ние, более круп­ную еди­ни­цу речи.

В каж­дом пред­ло­же­нии обя­за­тель­но есть цен­траль­ные сло­ва. Это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Они обра­зу­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния. Вокруг них груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Узнаем, какой член пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся сказуемым.

Что такое сказуемое?

В пред­ло­же­нии име­ет­ся пред­мет речи, то, о чем гово­рит­ся или сооб­ща­ет­ся. К это­му сло­ву мож­но задать вопрос кто? или что? Это глав­ный член пред­ло­же­ния под­ле­жа­щее. В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, пояс­ня­ет­ся дру­гим сло­вом, кото­рое обо­зна­ча­ет действие:

Слово, пояс­ня­ю­щее под­ле­жа­щее, может так­же обо­зна­чать состо­я­ние или при­знак предмета:

Это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый назы­ва­ет­ся грам­ма­ти­че­ским тер­ми­ном «ска­зу­е­мое».

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое под­чер­ки­ва­ет­ся дву­мя пря­мы­ми парал­лель­ны­ми линиями.

С помо­щью ска­зу­е­мо­го мож­но рас­ска­зать, что дела­ет, будет делать или уже сде­лал пред­мет. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния харак­те­ри­зу­ет пред­мет, обо­зна­чен­ный под­ле­жа­щим, во вре­мен­ном плане:

На лугу цве­тут ромаш­ки (насто­я­щее время).

Скоро будут цве­сти ромаш­ки (буду­щее время).

Сказуемое — такой же рав­но­прав­ный член пред­ло­же­ния, как и под­ле­жа­щее. Оно соот­но­сит­ся с под­ле­жа­щим по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. По сути, ска­зу­е­мое — это то, что гово­рит­ся о пред­ме­те речи, что с ним про­ис­хо­дит, како­во его состо­я­ние, каков он, что он такое и пр.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва про­сто­го предложения.

Рассмотрим более деталь­но, что обо­зна­ча­ет ска­зу­е­мое в предложении.

Что обозначает сказуемое?

Как глав­ный член пред­ло­же­ния, ска­зу­е­мое может обозначать

  • коли­че­ство:

Шестью шесть — это трид­цать шесть ?

  • при­над­леж­ность:
  • родо­вое понятие:

Байкал — это самое глу­бо­кое озе­ро на Земле.

Чаще все­го ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся гла­го­лом в раз­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах, но может быть обо­зна­че­но и сло­ва­ми дру­гих частей речи и соче­та­ни­я­ми слов. В зави­си­мо­сти от того, чем выра­же­но ска­зу­е­мое в пред­ло­же­нии, раз­ли­ча­ют три типа:

  • про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое (ПГС);
  • состав­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС);
  • состав­ное имен­ное ска­зу­е­мое (СИС).

Виды сказуемого

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое обо­зна­че­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме лица и вре­ме­ни, а так­же гла­го­лом пове­ли­тель­но­го или услов­но­го наклонения.

Скорее прячь­тесь в дом от грозы!

До вече­ра я про­чи­тал бы эту повесть.

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое может быть выра­же­но слож­ны­ми фор­ма­ми гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни, состо­я­щи­ми из инфи­ни­ти­ва «быть» в лич­ной фор­ме и неопре­де­лен­ной фор­мы смыс­ло­во­го глагола.

Я буду петь пес­ню. = Я спою песню.

Ты будешь читать эту кни­гу? = Ты про­чтёшь эту книгу?

ПГС ослож­ня­ет­ся части­ца­ми раз­го­вор­но­го характера:

А ста­руш­ка знай себе гово­рит без устали.

В роли про­сто­го ска­зу­е­мо­го исполь­зу­ют­ся инфи­ни­тив и меж­до­ме­тия, обра­зо­ван­ные от глаголов.

Он гово­рить , а мы мол­чать в ответ (Он гово­рит, а мы мол­чим в ответ).

Составное глагольное сказуемое

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое пред­став­ля­ет собой соче­та­ние вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла, име­ю­ще­го толь­ко грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние лица, вре­ме­ни, накло­не­ния и пр., и смыс­ло­во­го гла­го­ла в фор­ме инфинитива.

Глагол-связка выра­жа­ет­ся модаль­ны­ми гла­го­ла­ми со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, спо­соб­но­сти, волеизъявления:

  • хотеть, желать;
  • суметь, уметь, мочь;
  • разу­чить­ся, готовиться;
  • наме­ре­вать­ся, стре­мить­ся, наде­ять­ся, думать и пр.

Я хочу прой­тись по этой аллее парка.

На фло­те наш дедуш­ка научил­ся хоро­шо гото­вить .

В ито­го­вой игре фут­боль­но­го сезо­на мы наде­ем­ся побе­дить наших соперников.

Составляющей частью СГС могут быть сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ные глаголы).

Таня нач­нет полоть гряд­ку, а ты, Лена, помо­жешь ей.

Дождь про­дол­жал лить до само­го вечера.

Наконец мы закон­чи­ли обсуж­дать эту проблему.

Составное именное сказуемое

Составное имен­ное ска­зу­е­мое — это ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное глаголом-связкой в лич­ной фор­ме и имен­ной частью.

В этом типе ска­зу­е­мо­го свя­зоч­ным эле­мен­том явля­ет­ся гла­гол «быть» в лич­ной фор­ме или гла­го­лы с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским значением:

  • стать, казать­ся;
  • являть­ся, делаться;
  • выгля­деть, слыть, назы­вать­ся, счи­тать­ся и пр.

Эта дере­вуш­ка была осно­ва­на переселенцами.

Если дей­ствие совер­ша­ет­ся в насто­я­щем вре­ме­ни, то гла­гол «есть» чаще все­го отсутствует.

В эту пору года южная степь (есть) суха и бес­плод­на .

В каче­стве имен­ной части исполь­зу­ют­ся все имен­ные и неко­то­рые дру­гие части речи.

Примеры

Перед нами гор­ная доро­га как змея , упол­за­ю­щая вверх (имя существительное).

Заводь реки чиста и спо­кой­на (имя прилагательное).

Семилетняя девоч­ка ста­ла вто­рой в кон­кур­се пев­цов ( числительное).

Очертания бере­га раз­мы­ты из-за сплош­ной сте­ны дождя (при­ча­стие).

Сыро и тем­но в под­ва­ле (кате­го­рия состояния).

Сверху наш город виден как на ладо­ни (фра­зео­ло­гизм).

Видеоурок «Сказуемое (8 класс)»

Что такое сказуемое – как правильно его находить в предложении и легко определять его тип

Главный член предложения. Отвечает на вопрос «что говорится о подлежащем».

Сказуемое – это один из двух главных членов предложения. Второй главный – подлежащее. Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

На какой вопрос отвечает сказуемое

К любому сказуемому можно задать вопрос «Что говорится о подлежащем». Но поскольку сказуемые очень часто выражаются глаголами, мы еще задаем к ним вопрос «что делает?» или «что сделает?».

Например: «Коля читает книгу». Коля (что делает?) читает.

А вот другой пример: «Курение вредно для здоровья». Подлежащее тут «курение», но к сказуемому вопрос «что делает» уже задать нельзя. Поэтому мы спрашиваем: «что говорится о подлежащем (о курении)?» Что оно «вредно» – это сказуемое.

Если сказуемое выражено глаголом, про него можно сказать, что оно «морфологизованное».

А если выражено словом какой-то другой части речи – то оно «неморфологизованное». К неморфологизованному сказуемому можно задать только вопрос «Что говорится о подлежащем».

Какое бывает сказуемое

Простое и составное.

Простое глагольное сказуемое

Простое всегда выражено глаголом. И только им. Примеры простых:

  1. Девочка танцует.
  2. Мама отдыхает.
  3. Ученик пишет упражнение в тетрадь.

Танцует, отдыхает, пишет – простые глагольные сказуемые, или ПГС.

Важный момент № 1. Будущее время глагола – это всегда ПГС. Потому что его можно заменить одним словом:

  1. Я буду петь = Я спою.
  2. Дети будут кататься на санках = Дети покатаются на санках.
  3. Костя будет преподавать в школе. Тут трудновато заменить, но все равно ПГС, потому что Костя «преподаст» детям знания, суть в этом.

Важный момент № 2. Фразеологизмы – это всегда простые глагольные сказуемые. Причина та же:

  1. Ученик бьет баклуши = Ученик бездельничает.
  2. Он совсем нос повесил = Он совсем отчаялся, раскис.
  3. У меня твоя просьба вылетела из головы = Я о твоей просьбе забыл.

Бить баклуши, вешать нос, вылететь из головы – это все ПГС.

Теперь переходим к составному сказуемому. Оно может быть глагольным (СГС) и именным (СИС).

Составное глагольное сказуемое

В нем две части: вспомогательный глагол и инфинитив. Инфинитив – это такой глагол, который отвечает на вопросы «что делать?» или «что сделать?».

Запомните, если есть инфинитив – это сразу СГС. Всё, других вариантов нет.

  1. Я хочу съесть вафлю. Я (что делаю?) хочу съесть – это составное глагольное сказуемое, в нем есть вспомогательный глагол «хочу» и инфинитив «съесть» (отвечает на вопрос «что сделать?»).
  2. Мой друг не мог меня больше ждать. Друг (что делал?) не мог ждать – СГС, в нем вспомогательный глагол «мог» и инфинитив «ждать».

Составное именное сказуемое

Оно состоит из глагола-связки «быть» и именной части, которая может быть выражена разными частями речи, НО не глаголом:

  1. Я был учителем. Был учителем – составное именное сказуемое, в нем связка «быть» и имя существительное «учитель».
  2. Я буду лучшим среди вас. Здесь связка «буду» и имя прилагательное «лучший».

В настоящем времени связка «быть» опускается. Мы не говорим «Я есть учитель», мы говорим просто «я учитель».

Но про сказуемое «учитель» все равно надо сказать, что оно выражено опущенным глаголом-связкой «быть» и именем существительным «учитель».

Как не забывать про глагол-связку

Проведу параллель с другими языками, может быть, вам это поможет не забывать про связку и «видеть» ее, даже когда ее нет.

Дело в том, что в европейских языках связка сохранилась. Сравните:

  1. Это [ЕСТЬ] стол (русский).
  2. This IS a table (английский).
  3. Das IST ein Tisch (немецкий).

Есть, Is, Ist – это все один и тот же глагол. Древний-предревний. Со значением «бытия», существования чего-либо.

В древнерусском, кстати, он тоже был: «Аз ЕСМЬ царь», «То ти неправо глаголют волсви, но всё то лжа ЕСТЬ».

Так что вот. Помните об этом и не забывайте про связку.

Всё на сегодня. Составные сказуемые могут быть осложненными, но про них в школе почти не говорят. Я про них расскажу в отдельных текстах. Когда напишу – поставлю сюда ссылки.

Как определить именное и глагольное составное сказуемое

На уроках синтаксиса учащиеся часто теряют интерес к изучению «скучной теории». Кажется, зачем делить предложение на составляющие, если каждый сам решает, как выразить свои мысли? Отчасти это утверждение имеет смысл, но чтобы собеседники могли понимать друг друга, их высказывания должны подчиняться одним и тем же правилам. Усвоенная в старших классах теория поможет строить речь грамотно и использовать разнообразные конструкции, более точно передающие смысл сообщения.

Сказуемое — это часть грамматической основы предложения, обозначающая какое-либо утверждение о предмете, обычно выраженном подлежащим. Отвечает на вопросы «Что делать?», «Что делал?», «Каков он?» и т.д. При синтаксическом разборе подчеркивается двумя чертами.

Есть три вида сказуемого:

  1. Составное именное;
  2. Составное глагольное;
  3. Простое глагольное.

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Этот вид соответствует своему названию, он действительно простой — запомнить нужно только то, что ПГС выражен глаголом в любом наклонении. Чаще всего выражается одним словом, но бывают исключения, например, фразеологизмы, будущее время и повторение или сочетание глаголов в одинаковой форме. Можно посмотреть подробный видеоурок на тему ПГС:

  • Пусть все проблемы разрешатся сами собой (пусть разрешатся — ПГС)
  • Наступил очередной день в деревне (наступил — ПГС)

Запомните! В ПГС также входит форма сложного будущего времени, например «буду убираться», «буду танцевать» или «буду праздновать».

Составное глагольное сказуемое (СГС)

В составное сказуемое входит несколько слов, и каждое несет грамматическое или лексическое значение. Составное сказуемое бывает глагольным и именным.

В составном глагольном сказуемом вспомогательная часть выражается глаголом в спрягаемой форме, а основная — инфинитивом, то есть неопределенной формой. При этом каждая часть может выражаться и одним словом, и несколькими.

  • Александр умеет ездить на велосипеде (умеет ездить — СГС)
  • Эта маленькая девочка боялась засыпать (боялась засыпать — СГС)

Но не каждое сочетание инфинитива со вспомогательным глаголом является СГС. Чтобы это сочетание было СГС, должны быть соблюдены условия:

  1. Инфинитив является субъектным, то есть относится к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому слову, то он является второстепенным членом, следовательно, не входит в состав сказуемого.
  2. Вспомогательный глагол является лексически неполнозначным, то есть его невозможно исключить, иначе пропадет смысл предложения.

Видеоурок на тему СГС:

Вспомогательные глаголы в СГС

Помимо наклонения и времени, у вспомогательных глаголов есть еще два значения:

  1. Фазовое. Оно обозначает определенный период совершения действия, то есть его начало, сам процесс или конец.
    Примеры:
    – Василий начал сочинять свой рассказ (начал сочинять — СГС. Начал — вспомогательный глагол)
    – Валерия неожиданно прекратила рисовать и подняла глаза (прекратила рисовать — СГС. Прекратила — вспомогательный)
  2. Модальное. Обозначает личное отношение к действию, его оценку, необходимость/желательность и так далее.
    Примеры:
    – Ребенок хотел поскорее вырасти (хотел вырасти — СГС. Хотел — вспомогательный)
    – Щенок ухитрился пролезть в эту щель (ухитрился пролезть — СГС. Ухитрился — вспомогательный)

В редких случаях вспомогательными глаголами может быть сочетание прилагательного и служебного глагола-связки.

Составное именное сказуемое (СИС)

СИС состоит из глагола-связки, который выражает грамматическое значение, и из именной части, которая несет лексическое значение.

Примеры предложений: Ирина стала образованной. Екатерина казалась очень глупой.

Связки СИС

Связки СИС бывают трех видов:

  1. Грамматическая. Не имеет лексического значения, выражает время и наклонение.
    Примеры:
    – Соседка была огорчена (была огорчена — СИС)
    – Валентина Ивановна была нашим завучем (была завучем — СИС)
  2. Полузнаменательная связка чаще всего выражает грамматическое значение. Обычно для нее используются глаголы «остаться», «казаться» или «называться».
    Примеры:
    – Этот мальчик оказался принцем (оказался принцем – СИС)
    – Валерия стала ветеринаром (стала ветеринаром – СИС)
  3. Знаменательная связка может самостоятельно быть сказуемым. Выражается она глаголом с полным лексическим значением, чаще всего используются глаголы движения, состояния или положения, например «идти», «родиться», «сидеть».
    Примеры:
    – Кошка сидела голодной (сидела голодной – СИС)
    – Михаил родился богатым (родился богатым – СИС)

Тире в случае отсутствия связки

Если связки между частями СИС нет, то тире требуется в таких случаях:

  1. И подлежащее, и сказуемое выражены существительным, инфинитивом или числительным, обязательно в именительном падеже.
    Примеры:
    – Мой самый любимый праздник — День святого Валентина.
    – Волков бояться — в лес не ходить .
    – Восемью два — шестнадцать .
  2. Подлежащее — инфинитив, а сказуемое — существительное в именительном падеже или наоборот.
    Примеры:
    – Жить — дело серьезное.
    – Удел учителя — трудиться.
  3. Есть указательные частицы «это» или «вот».
    Примеры:
    – Определение — это объяснение, раскрывающее смысл чего-либо.
    – Стать счастливее и получить новые знания — вот цель его поездки.

Но тире не ставится в случаях, когда:

  1. Подлежащее выражено местоимением.
    Примеры:
    – Я студент.
    – Мы охотники.
  2. Присутствует связка сравнительными союзами, например «как», «точно» или «словно».
    Примеры:
    – Писать как дышать.
    – Ее платье словно тюльпан
    .
  3. Сказуемое выражено существительным с частицей «не».
    Примеры:
    – Бедность не порок.
    – Кофе не еда
    .
  4. Это фразеологический оборот.
    Пример:
    – Два сапога пара.
  5. Перед сказуемым есть вводное слово.
    Примеры:
    – Собака, как известно, друг человека.
    – Антонина Сергеевна, кажется, учительница.

Подробнее о том, когда нужно ставить тире, рассказано в этом видеоролике:

Алгоритм определения типа сказуемого

Для определения типа сказуемого нужно понять, из скольких слов оно состоит, является ли формой будущего времени или фразеологизмом, входит ли в его состав инфинитив, а затем делать выводы.

  1. ПГС может состоять из одного глагола или из нескольких, которые являются формой будущего времени или фразеологизмом.
  2. Обычно СГС состоит из нескольких глаголов, и среди них обязательно есть инфинитив, который часто стоит последним.
  3. СГС состоит из нескольких слов, среди которых нет инфинитива.

Схема, которая поможет определить тип сказуемого:

После изучения темы можно закрепить изученный материал с помощью этого видео:


источники:

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-skazuemoe

http://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/kak-opredelit-imennoe-i-glagolnoe-sostavnoe-skazuemoe.html