Как доказать правописание безударных окончаний

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 4. Правописание окончаний

Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.

4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных

Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.

В Кита. в Коре. в Германи. в Заполярь. в изумлени..

Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).

Особая группа существительных*

время
партия
знание
гений

Путь
(проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)

1 склонение
(кроме слов на -ия)

-а (м. р. / ж. р.)

страна
папа
земля
дядя

Стена
(проверочное слово)

2 склонение
(кроме слов на -ий, -ие)

Нулевое оконч. (м. р.)
-о (ср. р.)
-е (ср. р.)

конь
село
поле

Стол
(проверочное слово)

3 склонение

-ь (ж. р.)

мать
мышь

Степь
(проверочное слово)

*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).

Обратите внимание!
Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).

Помните, что существительные типа сомнение и сомненье, Мария и Марья склоняются по-разному:
о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).

Помните, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
На пони (пони — несклоняемое сущ.).
О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).

4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.

В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.

Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им) с меняющИМся;
беспокоящ. йся матери (какой? — окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем) на тонущЕМ.

Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.

Запомни!
1) В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме И. и В. падежей ед.ч. м., перед окончанием пишется Ь:
лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.

2) В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:
апрель — апрельский
июль — июльский
сентябрь — сентябрьский

Исключение: январь — январский

4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

Глаголы на -ить относятся ко II спряжению.
Клеить; верить; поставить.

Исключения:
брить
стелить
(они относятся к I спряжению)

Глаголы на -АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -УТЬ и др. (не на -ить) относятся к I спряжению.
Таять; надеяться; лаять.
Исключения:
гнать, дышать, держать, зависеть,
видеть, слышать и обидеть,
а еще вертеть, терпеть,
ненавидеть и смотреть.
(они относятся ко II спряжению)

Проверочный глагол:
говорить.

Проверочный глагол:
брать.

Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь ( слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся

Обратите внимание!
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
Такие суффиксы следует запоминать.

При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).

Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения).

Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).

В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).

Как проверить безударные падежные окончания существительных

С детского возраста нам хочется писать «как слышится», но безударные гласные в падежных окончаниях каждый слышит на свой лад. Во избежание анархии существуют строгие правила, которые нужно усвоить еще в начальной школе. В 4-м классе (а то и раньше) ребенку предстоит запомнить, что имена существительные имеют 3 склонения, изменяются по 6 падежам, каждый из которых требует своего окончания. Да еще множественное число, да еще любимые русские нюансы-исключения!

Учителя придумали волшебный прием,помогающий без ошибок писать безударные падежные окончания имен существительных. Для этого учимся определять тип склонения и падеж существительного.

Типы склонения существительных

Склонение существительного – его постоянный признак, который определяется РОДОМ и ОКОНЧАНИЕМ. Изменяя окончания по падежам, мы согласуем существительные с другими словами, создаем логичные словоформы для передачи мысли. У каждого падежа в управлении находятся вопросы, предлоги, имеются слова-помощники, которые стоит запомнить.

Управление падежами: вопросы, предлоги, вспомогательные слова

Все существительные в русском языке «рассортированы» по трем склонениям – в каждом из них падежные окончания изменяются по-своему.

Первое склонение – объединяет слова ЖЕНСКОГО и МУЖСКОГО рода с окончанием -а/-я: женщина, дядя, осина, пакля. Особенное внимание обратим на слова, в которых ударение падает на последний слог: земля, рука. Они послужат нам палочкой- выручалочкой в правописании безударных окончаний.

Второе склонение – это имена существительные:

  • МУЖСКОГО рода с нулевым окончанием: дед, химик, огород;
  • СРЕДНЕГО рода с окончанием -о/-е: зеркало, полотенце, существо, солнце.

Выберем односложные существительные мужского рода: конь, плащ; слова среднего рода с ударением на последний слог: окно, плечо – они помогут проверить безударные падежные окончания во втором склонении.

Третье склонение – это слова только ЖЕНСКОГО рода с нулевым окончанием и мягким знаком: поросль, изморозь, свекровь. Проблему проверки безударных окончаний здесь решают такие слова, как печь, грудь, степь.

Три склонения имен существительных: изменение по падежам

В русском языке есть разносклоняемые существительные, которые принимают падежные окончания то второго, то третьего склонения. Они не относятся к определенному склонению, склоняются по своим правилам. К 11 словам из таблицы внизу следует добавить для запоминания еще «дитя».

Разносклоняемые существительные: 10+1

Падежные окончания существительных

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных предполагает, что пишущий умеет определять тип склонения по исходной форме слова, а падеж – по вопросам и вспомогательным словам. Трудности для правописания встречаются в 3-х падежах: приведем их окончания на примере опорных слов с четким ударением: рука, плечо, грудь.

Родительный падеж

Вся необходимая информация по падежу сведена в таблицу:

СловоВопрос1-е склонение2-е склонение3-е склонениеРазносклоняемые
И.п.Кто? Что?рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Р.п.«Нет»Кого? Чего?-А/-Я-ЕНИ, -И, -ЯТИ
руки,
порции
плеча,
знания
груди,
зелени
времени,
пути,
дитяти

Как видим, из правила выбиваются разносклоняемые слова – будучи существительными 2-го склонения, они принимают в родительном падеже окончание .

Запомните: окончания в родительном падеже нет ни в одном склонении!

Дательный падеж

В Д. п. надо быть осторожным: это одна из позиций, где легко сделать ошибку в первом склонении и в разносклоняемых словах.

СловоВопрос1-е склонение2-е склонение3-е склонениеРазносклоняемые
И.п.Кто? Что?рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Д.п.«Дать»Кому? Чему?-ИИ-У/-Ю-ЕНИ, -И, -ЯТИ
руке,
порции
плечу,
знанию
груди,
зелени
времени,
пути,
дитяти

Окончание в дательном падеже принимают только «нормальные» существительные 1-го склонения. Слова-исключения женского рода на -ия присоединяют к окончанию второе . У разносклоняемых существительных в Д. п. ставим только . Писать: «кому? – дитяте» – грубая ошибка!

Винительный и творительный – «благополучные» падежи, без трудностей в окончаниях.

Предложный падеж

Предложный падеж – один из самых трудных.

СловоВопрос1-е склонение2-е склонение3-е склонениеРазносклоняемые
И.п.Кто? Что?рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Д.п.«Думать»О ком? О чем?-ИИ-ИИ-ЕНИ, -И, -ЯТИ
о руке,
о порции
о плече,
о знании
о груди,
о зелени
о времени,
о пути,
о дитяти

Как видим, окончание встречается в П. п. дважды: в 1-м и 2-м склонении. В безударном положении эти позиции вызовут трудности, т. к. в окончаниях существительных гласные слышатся неясно: «Думаю о речки? об огороди? о зелене?». Вторая сложность – существительные на -ия, -ие, -ий. Все они относятся к 1-2 склонению, «законным» окончанием для которых в предложном падеже является . Даже верно определив склонение и падеж, можно сделать ошибку и написать: «мечтаю о легком задание; думаю об Анастасие Петровне».Существует алгоритм, объясняющий, как проверить правописание безударных окончаний у существительных в особо трудных падежах.

Алгоритм проверки безударных окончаний

Проверять безударные окончания существительных удобно при помощи опорных слов с четким ударением на конце.Пример: «В огород? – бузина, а в Киев? – дядя».

Определим склонение: огород, Киев – м. р., без окончания – 2-е скл. (Если окончание есть – исключаем -ия, -ие, -ий)
Определим падеж: в ком/в чем? – Д.п.
Ставим в Д. п. опорное слово 2-го скл.: плечо – в плече; ясно слышим окончание ;
Пишем в искомых словах – в огороде, в Киеве.

Алгоритм действий представлен в таблице:

Для существительных на -ия, -ие, -ий запоминаем “правило двух “.

Женский род имеет -ии в трех трудных падежах: «нет акации; даю полиции; думаю о позиции».

Существительные 2-го склонения (гениий, задание) принимают -ии только в Предложном падеже: «о гении, о задании».

Учтите: нельзя путать слова на -ие с существительными среднего рода на -ье, которые склоняются по типу 2-го склонения: «в чем? – в раздумье НО: в размышлении». Не забываем про исключения: в забытьи! на острие!

Правописание безударных окончаний имён существительных

Как правильно написать безударное окончание имени существительного

Безударные окончания имен существительных в разных падежах часто вызывают вопросы. Сложно понять, какую букву надо писать.

Запомни, что безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные! Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием:

  • для первого склонения — страна, земля
  • для второго склонения — конь, окно
  • для третьего склонения — степь

Порядок действий:

3. Выбираем контрольное слово и ставим его в том же падеже.

4. Смотрим на окончание контрольного слова — и такое же ставим в слово с безударным окончанием.

Например: от речк[. ] шёл пар .

Определяем падеж — от (чего?) — от речк.. — Р. п. Определяем склонение — речка — 1-е скл. Подставляем контрольное слово для 1-го склонения в родительном падеже — от земл и шёл пар .

Вставляем окончание: от речк и шёл пар.

Поделись с друзьями в социальных сетях:


источники:

http://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/kak-proverit-bezudarnye-padezhnye-okonchaniya-suschestvitelnyh.html

http://budu5.com/manual/chapter/39