Разбор по членам предложения
Разбор по членам предложения — это определение главных и второстепенных членов с указанием частей речи, которыми они выражены.
Главные члены предложения
Центром любого предложения являются главные члены — подлежащее и сказуемое. Это равноправные члены, которые образуют грамматическую основу предложения.
Подлежащее обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Сказуемое выражает действие, которое выполняет подлежащее.
Первый шаг разбора — это определение подлежащего и сказуемого, то есть выяснение грамматической основы предложения.
Осенний ветер кружит желтые листья в воздухе.
О чём говорится в предложении? К слову «ветер» зададим вопрос что? Это подлежащее, которое выражено именем существительным. Оно имеет форму именительного падежа. Это слово подчеркиваем одной сплошной линией.
Узнаем, что говорится о подлежащем. От подлежащего зададим вопрос:
Слово «кружит» является сказуемым, которое выражено глаголом. Сказуемое подчеркнем двумя прямыми линиями.
«Ветер кружит» — это грамматическая основа предложения, которую составляют подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения
Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:
Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:
Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.
Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.
Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.
Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.
В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:
Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.
В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.
Осенний ветер кружит жёлтые листья в воздухе .
Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется распространённым.
Если в предложении есть только главные члены, это нераспространённое предложение.
Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:
- выделим подлежащее и сказуемое (грамматическую основу);
- от подлежащего зададим вопрос к определению;
- от сказуемого зададим вопросы к дополнению и обстоятельству;
- подчеркнем каждый член предложения и укажем часть речи.
У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.
От подлежащего нельзя задать вопрос к дополнению или обстоятельству.
Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.
Примеры письменного разбора по членам предложения
Дети собирают землянику на лесной полянке .
В небе пролетел серебристый самолёт .
Миша гуляет с рыжей собакой в парке .
Шустрый воробей громко чирикает на ветке .
Голуби быстро склевали хлебные крошки .
Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»
Грамматическая связь подлежащего и сказуемого: стилистическая оценка вариантов
Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица; см., например:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Соответствие грамматических форм главных членов предложения не является обязательным условием их функционирования; в иных случаях формы подлежащего и сказуемого не уподобляются, а на их синтаксическую функцию указывают предикативные отношения: Не для меня красы твоей блистанье. (М. Лермонтов). Возможно и неполное соответствие грамматических форм главных членов: Вся жизнь моя была залогом / Свиданья верного с тобой (А. Пушкин) – соответствие форм числа, но разные формы рода; Твой удел – нескончаемые хлопоты – несоответствие форм числа и т.д.
Анализируя грамматические формы главных членов предложения, исследователи отказались от термина «согласование», заменив его более точным – координация. Эта грамматическая связь более широкая и свободная; в нее «могут вступать разные слова и словоформы, и их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу, так как их взаимоотношения определяются не лексико-грамматической принадлежностью, а синтаксической позицией в структуре предложений» [1] . Координация главных членов предложения подробно изучается в синтаксисе современного русского языка. В задачи же практической стилистики входит оценка вариантов форм сказуемого, анализ использования их в разных стилях речи.
1. Стилистический аспект в изучении координации главных членов предложения обращает нас к проблеме выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но имеет грамматическую форму единственного числа.
Имена существительные большинство, меньшинство, множество и подобные, несмотря на грамматическую форму единственного числа, обозначают не один предмет, а много предметов, поэтому сказуемое может принимать не только форму единственного, но и множественного числа: На этом-то пруде. выводилось и держалось бесчисленное множество уток (И. Тургенев); Множество рук стучат во все окна с улицы, а кто-то ломится в дверь (Н. Лесков). Какой из форм отдать предпочтение и когда употребление той или иной формы стилистически не оправдано?
Грамматисты прошлого считали правильной формой сказуемого единственное число, но русские писатели часто не соблюдали этой нормы. К нашему времени она все более расшатывается, и сейчас «явно преобладают случаи согласования по смыслу в деловой речи, в публицистике, в разговорной речи» [2] . Однако можно выделить контексты, в которых предпочтительным, а для книжных стилей и единственно правильным, является употребление определенной формы числа сказуемого.
Проиллюстрируем особенности выбора форм единственного и множественного числа сказуемого при подлежащем большинство, меньшинство, множество.
Пример
Рассмотрим следующие суждения:
- 1. Большинство согласилось с оратором.
- 2. Большинство авторов согласилось с замечаниями.
- 3. Большинство писателей решительно отвергли исправления редактора.
- 4. Большинство авторов, заключивших договоры с издательством, представили рукописи.
- 5. Большинство авторов, заключив договор, работают над рукописями.
- 6. Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы.
- 7. Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы.
Форма единственного числа сказуемого вполне оправдана в первом и втором предложениях, замена ее формой множественного числа придаст им разговорной оттенок (так как согласование по смыслу свойственно в основном живой речи). В третьем предложении сказуемое указывает на активный характер действия, а форма множественного числа создает его актуализацию. Небезразлично и значение подлежащего – если оно называет одушевленные предметы, координация по множественному числу предпочтительнее; ср.: Большинство студентов хорошо отвечали на семинаре – Большинство предметов лежало в беспорядке.
При дистантном расположении главных членов, в особенности если подлежащее отделено от сказуемого причастным, деепричастным оборотом (примеры 4 и 5), а также при перечислении однородных членов в составе подлежащего или сказуемого (примеры 6 и 7) стилистически оправдано употребление формы множественного числа сказуемого. В этом находит выражение тенденция к координации форм главных членов по смыслу: если сказуемое отдалено от подлежащего, мы как бы «забываем» о грамматической форме единственного числа подлежащего, но знаем, что оно указывает на большое количество предметов. Идею множества подкрепляет согласование причастия по множественному числу: большинство авторов, заключивших. (еще более явное указание на множество содержится в параллельной синтаксической конструкции: Большинство авторов, которые заключили. ). Перечисление в составе подлежащего создает то же впечатление множества, а при однородных сказуемых многократное повторение единственного числа показалось бы нелогичным, так как все внимание сосредоточено на действии, в котором участвуют многие.
Смысловая сторона высказывания определяет координацию форм сказуемого по множественному числу, если сказуемое указывает на действие многих лиц: Большинство участников слета встретились впервые; Большинство присутствовавших обнимались, плакали. Именное сказуемое может быть выражено только формой множественного числа: Большинство приехавших были ветераны; Большинство уцелевших были изможденные и больные.
2. При подлежащем, которое выражено количественно-именным сочетанием, также возникает проблема выбора форм числа сказуемого. Так, у А. П. Чехова находим: Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали; У него было два сына; Л. Н. Толстой предпочел формы: В санях сидело три мужика и баба; В душе его боролись два чувства – добра и зла. Сопоставляя эти примеры, можно заметить, что и здесь активное действие (боролись) и обозначение подлежащим одушевленных предметов (три солдата) подсказали выбор формы множественного числа сказуемого. Глаголы, означающие бытие, наличие, присутствие, как правило, ставятся в единственном числе в отличие от тех, которые называют активное действие; ср.: На столе было три телефона – Три телефона зазвонили одновременно.
Однако для таких предложений следует учитывать еще и характер числительного, употребленного в составе подлежащего. Так, числительное один подскажет единственное число сказуемого: Двадцать один человек подтвердил это. В иных случаях приходится прибегать к хитростям, чтобы устранить нелогичность. Например, журналист написал: Двадцать один кореец, томящийся в тюрьме, объявил голодовку. Здесь возможна такая стилистическая правка: Все эти двадцать один человек, которые томятся в тюрьме, объявили голодовку.
Числительные два, три, четыре чаще других требуют координации формы сказуемого по множественному числу: Три дома на вечер зовут; У сарая стояли три тройки (А. Пушкин). Чем большее количество указывается, тем легче нам осмыслить его как целое, поэтому сказуемое может иметь форму единственного числа: Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось, а пять человек опаздывали. Выбор формы сказуемого в подобных случаях подчеркивает или нерасчлененный характер действия, восприятие субъекта как единой группы, совокупности предметов (тогда сказуемое употребляется в единственном числе), или, напротив, индивидуальное участие каждого в выполнении действия (и тогда сказуемое ставится во множественном числе). Ср.: В крендельной работало двадцать шесть человек (М. Горький) – Тридцать два человека. дышали одним дыхом (М. Шолохов). В подобных случаях в официально-деловом стиле используется единственное число, а в экспрессивной речи возможны варианты.
Единственное число сказуемого не вызывает колебаний при обозначении меры веса, пространства, времени (того, что воспринимается как нерасчлененное множество): Прошло сто лет; Мне было шестнадцать лет; До барьера оставалось пять шагов; На ремонт ушло семь банок краски. Но при актуализации сказуемого возможна иная форма: Двенадцать лет болезни сделали свое дело.
Если количество обозначается приблизительно или уточняется словами только, лишь, всего, сказуемое ставится в единственном числе:
Слилось мне, что сидит нас человек двадцать в большой комнате с раскрытыми окнами (И. Тургенев); Федор доскакал до бугра, за бугром лежало с десяток возчиков (Д. Фурманов); Вот нас всего. – он растерянно посмотрел на. красноармейцев, – всего семь осталось. (К. Симонов).
То же правило регулирует координацию форм сказуемого при подлежащем с неопределенно-количественным числительным несколько, сколько, столько, много, мало, немного, немало:
Как мало нас от битвы уцелело (А. Пушкин); Уже много карет проехало по этой дороге (М. Лермонтов); Несколько пуль провизжало над моей головой (М. Лермонтов); Была в его голосе горечь человека, на глазах которого погибло столько хороших людей. (К. Симонов).
Однако с этими же числительными уже в XIX в. употреблялось и сказуемое во множественном числе, что подчеркивало семантический вес глагола в предложении:
Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (М. Лермонтов); Несколько саней провожали меня до первой станции (А. Герцен); На другой день поутру несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы (М. Горький).
В настоящее время такая координация формы сказуемого все более закрепляется: Немало учебных организаций не смогут дать ясного, научно обоснованного ответа на эти вопросы (газ.).
3. Колебания в форме числа сказуемого возникают при однородных подлежащих. В художественной литературе встречаются варианты:
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись
Нам домой скорей бы воротиться, –
Но зачем идем мы и туда.
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Координацию формы числа сказуемого в подобных предложениях определяет ряд условий. Если вначале перечисляются однородные подлежащие, а постпозитивное сказуемое следует непосредственно за ними, то оно принимает форму множественного числа; Гимназист и Саша всю дорогу плакали (А. Чехов). При иной последовательности членов предложения возможны варианты; ср.: Из района приехал следователь и врач (основной носитель действия – следователь); В комнате остались только хозяин, да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович (И. Тургенев) – нет необходимости выделять кого-то одного как инициатора действия. При этом если среди однородных подлежащих есть существительные во множественном числе, то сказуемое принимает ту же форму числа: Мои большие несчастья, мое терпение тронули сердца обывателей (А. Чехов). Если ближайшее к сказуемому подлежащее, употребленное в форме единственного числа, подчеркнуто еще и определением, то сказуемое может «воспринять» эту грамматическую форму: Несся тяжелый топот кованых сапог и крикливые бабьи взвизги (А. Серафимович).
Па выбор числа сказуемого влияют и формы рода подлежащего; ср.: Темницы мертвое молчанье / Ни стон, ни вздох не нарушал (К. Рылеев); Сюда не проникали ни свет, пи жара (С. Бабаевский). Координация по форме ближайшего подлежащего в таких случаях нарушает смысл высказывания (ср.: Хорошо работал брат и сестра), поэтому, если подлежащее выражено одушевленными существительными разного рода, сказуемое должно иметь только форму множественного числа: Ни он, ни она слова не промолвили (И. Тургенев). Важно подчеркнуть, что в научном и официальноделовом стилях в подобных случаях варианты недопустимы – сказуемое всегда должно стоять в форме множественного числа: Увеличиваются сила тока и напряжение – мощность тоже увеличивается.
Сказуемое употребляется в единственном числе, если при подлежащих есть слова каждый, всякий, любой: Каждый крестьянин и каждый рабочий знает, за что он воевал. При градации (т.е. таком расположении слов, в данном случае – однородных подлежащих, что каждое последующее усиливает, расширяет значение предыдущего), грамматическая форма сказуемого «приспосабливается» к ближайшему подлежащему: Вся Европа, вся Америка, весь мир смотрел эту русскую передачу. Здесь сказывается семантика: ведь последнее подлежащее как бы вбирает в себя смысл всех других, так что ему и должно уподобляться сказуемое.
Лексическое значение сказуемого влияет на координацию его формы числа, если глагол указывает на действие многих (встретились, собрались, спорили, дискутировали и т.п.).
Мы рассмотрели варианты координации форм числа сказуемого при однородных подлежащих, связанных соединительными союзами или интонацией. При иных союзах положение меняется.
Если однородные подлежащие связаны разделительными союзами и необходимо подчеркнуть, что действие совершается попеременно то одним, то другим лицом (или из нескольких субъектов действие выполняет какой-то один), сказуемое употребляется в форме единственного числа: То ли чурка, то ли бочка проплывает по реке (А. Твардовский); Московский или Петербургский университет проведет эту конференцию. Если подлежащие разного рода или стоят в разных числах и сказуемое постпозитивно, оно принимает форму множественного числа: То ли куст, то ли кочка виднелись вдали (ср.: кочки виднелись).
Ту же форму сказуемого определяет и употребление сопоставительного союза как. так и, подчеркивающего идею множественности: Как образование, так и здравоохранение являются объектами пристального внимания руководителей регионов. Градационные союзы не только. но и; не столько. сколько и др., содержащие оттенок противопоставления, обычно определяют координацию сказуемого по форме единственного числа:
Не только содержание рукописи, но и сама форма подачи материала требовала специального разговора – ср.: На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство (Л. Толстой).
Если однородные подлежащие связаны противительными союзами (а, но, да), то препозитивное сказуемое координирует свои формы по первому подлежащему; ср.: Опубликована поэма, а не стихотворение – Опубликовано стихотворение, а не поэма – Опубликована не поэма, а стихотворение. Формы постпозитивного сказуемого зависят от того подлежащего, с которым сказуемое связано по смыслу (независимо от того, какое из подлежащих стоит ближе к нему): Стихотворение, а не поэма опубликовано в журнале – Не стихотворение, не поэма, а роман опубликован в журнале.
4. Комментария требуют и такие случаи координации форм числа сказуемого:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Только во втором предложении сочетание существительных в именительном и творительном надеже является подлежащим; в первом предложно-именное сочетание со старухой употреблено как дополнение. Именно в качестве дополнения выступают существительные, называющие не главного носителя действия, а лицо, сопутствующее ему: Старик Крестьянин с Батраком / Шел под вечер леском (И. Крылов). Ср.: Пока на открытом базу размещали коров, пришел Разметнов с Демкой Ушаковым (М. Шолохов); но: Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Макаром (М. Шолохов). В таких случаях множественное число сказуемого подчеркивает, что в действии участвуют два равноправных лица, т.е. координация форм сказуемого может выполнять смысло-различительную функцию: Мать с дочерью спали на диване – Мать с дочерью сидела (дочь при этом могла быть у матери на руках, на коленях и т.д.).
Стилистическое значение в подобных случаях получает и последовательность существительных разного рода. Ср.: Муж с женой приглашены в гости (оба на равных основаниях) – на первом месте стоит «более сильный в грамматическом отношении мужской род» [3] ; но: Жена с мужем приглашена в гости (пригласили жену, а муж должен ее сопровождать) – выдвижение на первое место существительного женского рода подчеркивает, что оно является главным носителем действия, поэтому и сказуемое координирует по нему свои формы числа и рода.
Стилистический интерес представляет и выбор форм связки именного сказуемого в случае несоответствия грамматических форм главных членов: В свое время Тетюев был гроза и все заводы держал в ежовых рукавицах (Д. Мамин-Сибиряк.); Ее несбыточная мечта были гастроли. В первом случае связка координируется подлежащим, во втором – именной частью сказуемого. Это так называемое обратное согласование подчеркивает значение сказуемого и применяется в ряде случаев:
- 1) если подлежащее выражено словами большинство и подобными: Большинство артистов были студенты:
- 2) если автор хочет усилить значение сказуемого: Первое, что бросилось в глаза Привалову, был какой-то господин, который сидел у стола (Д. Мамин-Сибиряк);
- 3) если подлежащее выражено местоимением это: Это был удар для меня.
Особый стилистический интерес вызывает координация сказуемого с подлежащим, выраженным некоторыми местоимениями. Сравним несколько примеров:
Кто-то из поэтов сказал. ; Некто в парике, с наклеенными ресницами и яркими губами, кивнула в мою сторону; Никто из студенток, даже самые способные, не могли решить этого уравнения; Никто из девочек, да и сама Лена, не могла ничего придумать.
От предложения к предложению усиливается влияние контекста, который определяет координацию сказуемого, однако предпочтение, отдаваемое смысловому принципу, придает высказываниям разговорную окраску. В книжных стилях такая координация стилистически не оправдана: при местоимениях-существительных кто-то, некто, никто и др. сказуемое должно стоять в форме единственного числа мужского рода независимо от того, что местоимения указывают на женщин или на множество людей.
Иное правило определяет форму сказуемого в тех случаях, когда кто выступает в функции союзного слова в придаточной части сложноподчиненного предложения, которому в главной части соответствует соотносительное слово: Все, кто пришли на занятие, разобрались в этом сложном вопросе; Те, кто знали о лекции, пришли послушать. В конструкциях данного типа форма множественного числа сказуемого, относящегося к союзному слову кто, поддерживается соответствующими формами соотносительного слова и сказуемого в главной части предложения (что не исключает вариантов, ведь можно было бы сказать: все, кто пришел. ). Такая координация предпочтительна в книжных стилях, но в разговорной речи в наше время все более закрепляется координация по смыслу, ее воспринимают писатели и журналисты. Однако если форма множественного числа сказуемого не поддержана в главной части предложения такой же формой главных членов, конструкция приобретает подчеркнуто разговорную окраску; ср.: Я знаю всех, кто пришли на занятие; Теми, кто не пришли па семинар, интересуется декан.
При именном сказуемом выбор связки определяется смыслом; ср.: Кто был инициатором этой затеи? (имеется в виду кто-то один) – Кто были инициаторами наших занятий спортом? (несколько человек). Контекст может исключить варианты и в других случаях, когда подчеркивается идея множества, например: Мы разыскиваем тех, кто в период Отечественной войны, будучи малолетними детьми, потеряли родителей, братьев.
Таким образом, в процессе литературной правки текста необходимо держать в поле зрения синтаксические связи членов предложения и слов в словосочетаниях. Те варианты координации, которые избрал автор, определяя форму сказуемого, не всегда можно принять. Например, не оправдано согласование сказуемого по среднему роду: Это одно из важных вех в достижении признания художника. При редактировании устраняется ошибка: Это одна из важных вех в достижении признания художника. Не оправдано употребление в роли сказуемого глагола прошедшего времени в форме женского рода: Еще один архитектурный памятник Новгородского кремля – Златоустовская башня – освободилась от строительных лесов. Эту ошибку спровоцировала форма женского рода приложения, но ведь род сказуемого определяется родом подлежащего (памятник — освободился).
Правки требует форма единственного числа существительного, входящего в составное именное сказуемое, в предложении: Недавно «210 шагов» стали победителем па международном фестивале самодеятельных фильмов. Поскольку координация здесь вызывает трудности из-за пропуска родового наименования (фильм) при необычном по форме приложении (210 шагов), в отредактированном варианте целесообразно употребить существительное фильм (картина): Недавно фильм «210 шагов» стал победителем на международном фестивале. (или: был признан лучшим на фестивале).
Нередки ошибки при употреблении подлежащего, указывающего на множество предметов, но имеющего грамматическую форму единственного числа. Рассмотрим примеры нарушения нормы в грамматической координации:
1. Большое количество пшеницы, ржи, ячменя сданы первым сортом.
1. Большое количество пшеницы, ржи, ячменя сдано первым сортом.
2. 21 автомобиль умещаются в вертикальном полуоткрытом гараже-стоянке размерами 7×8 м.
2. 21 автомобиль умещается в вертикальном полуоткрытом гараже-стоянке размером 7×8 м.
3. Эта часть текста, так же, как и две главы, не включены в перевод.
3. Эта часть текста в перевод не включена, так же, как и две главы.
Как видим, в процессе редактирования порой не только изменяют грамматическую форму сказуемого, но и перестраивают конструкцию, чтобы выбранные автором формы рода, числа сказуемого не вызывали сомнений у читателя.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения
Общаясь каждый день с огромным количеством людей, мы не задумываемся о том, что наш разговор состоит из слов, слова складываются в предложения, предложения — в связный рассказ. И это правильно. Так и должно быть.
Но иногда все-таки приходится вспоминать школьную программу по русскому языку. Например, чтобы объяснить ребенку основные правила, составить без стилистических ошибок документ, грамотно написать письмо или простую SMS-ку. И здесь нам не обойтись без знаний о том, что же такое подлежащее, сказуемое, и какую функцию они выполняют в предложении.
Главные члены — грамматическая основа предложения
Прежде всего необходимо запомнить, что предложение — это не какой-то набор разных слов, а взаимосвязанные между собой речевые единицы, которые, располагаясь в определенном порядке, представляют законченную информацию.
Например, слова: гулять , я , в парке , люблю , осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.
Каждое предложение строится по нескольким правилам:
- слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
- в нем должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
- члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
- не должны повторяться одни и те же слова.
Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.
Способы выражения подлежащих
Подлежащее отвечает на вопросы кто (что)? и обозначает одушевленный или неодушевленный предмет (лицо, событие, явление, понятие и т.д.). В предложении оно всегда стоит в именительном падеже.
Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.
Способов выражения подлежащих существует множество, например:
- Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
- Белка грызет орехи .
- Числительное:
- Двенадцать не делится на пять .
- Местоимение:
- Я учусь в школе.
- Мы пошли в кинотеатр.
- Инфинитив:
- Курить — здоровью вредить!
- Прилагательное или причастие:
- Взрослые вышли во двор.
- Вошедший не закрыл за собой дверь.
- Наречие:
- Завтра наступило неожиданно .
- Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
- Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе .
- Бабье лето наступило совершенно неожиданно .
- Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
- Несколько мужчин сняли головные уборы .
- Что-то страшное летало в темноте .
- Мама с ребенком гуляли на детской площадке .
Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.
В чаще леса послышалось «ау» .
«Но» — противительный союз.
Особенности выражения сказуемых
Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.
Сказуемое отвечает на вопросы:
Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?
Сказуемое чаще всего бывает глаголом:
Девочка нарисовала маму.
Дети вышли на прогулку.
Я посещаю музыкальную школу.
Но может выражаться и другими частями речи.
- Кратким прилагательным:
- Эта девушка очень скромна .
- Существительным:
- Москва — столица России .
- Числительным:
- Трижды три — девять .
- Наречием:
- Днём — весна . Вечером — осень .
Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.
Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):
- Вышел месяц из тумана .
- Дайте мне вон ту книгу .
- Осенью я пойду в школу .
Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:
- Вчера папа начал красить забор .
- Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками .
Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:
- Ребенок был похож на папу .
- Слово — серебро , молчание — золото .
- Перед экзаменом я была спокойная , как никогда .
Знаки препинания между членами предложения
В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».
- Подлежащее и сказуемое выражены существительными:
- Наши дети — наша радость!
- Вода — источник жизни на Земле.
- Перед такими словами, как: это, вот, это есть, это значит:
- Движение — это жизнь!
- Чтение — вот лучшее учение!
- Оба члена предложения — инфинитивы:
- Много читать — больше знать!
- Править страной — трудиться ежечасно .
- Один компонент основы предложения — глагол в начальной форме, другой — существительное в именительном падеже:
- Изучать законы мироздания — удел избранных .
- Брать ответственность на себя — обязанность настоящего мужчины .
- Оба члена предложения количественные числительные или количественное числительное + существительное в именительном падеже
- Пять на десять — пятьдесят .
- Напряжение электрической сети — двести двадцать вольт .
Как подчеркиваются главные члены предложения
Когда есть задание «Найти грамматическую основу» , то можно выполнить следующий алгоритм:
- прочесть предложение, уяснить его содержание;
- найти подлежащее, задав вопрос: кто или что здесь главный (-ое);
- задав от него вопрос: что делает? найти сказуемое;
- подчеркнуть найденные члены предложения.
Запомнить, как именно подчеркивать предложения с подлежащим и сказуемым совсем несложно: подлежащее — одной сплошной линией , сказуемое — двумя сплошными чертами .
Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием
Часто возникает вопрос: подлежащее и сказуемое — это словосочетание или нет? Чтобы ответить на него, нужно сначала вспомнить определение:
Словосочетание — это сочетание главного члена с одним или несколькими второстепенными членами предложения.
Если убрать из предложения второстепенные члены, то смысл не потеряется. Например, из предложения: Скоро наступила долгожданная зима уберем слова «скоро» и «долгожданная» . Получилось: Наступила зима . Основная мысль осталась понятной. Значит грамматическая основа — это уже простое нераспространенное предложение, а не словосочетание.
Как доступно рассказать ребенку о главных членах предложения
Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребенку, который еще только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Еще одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имен существительных.
В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет рассказать практически любой родитель. Разберем объяснение на примере предложения:
К зиме заяц меняет серую шубу на белую.
Спрашиваем ребенка: о ком говорится в этом предложении? Правильно, о зайце. Заяц — это какая часть речи? Да, имя существительное. Значит слово «заяц» — подлежащее, подчеркнем его одной линией .
Далее задаем вопрос «Заяц что делает?» . Правильно, меняет. Меняет — это какая часть речи? Да, это глагол. Значит слово «меняет» — сказуемое; как подчеркивать сказуемое? Правильно, двумя прямыми линиями . Значит грамматическая основа заданного предложения: Заяц меняет .
Задание. Найдите подлежащее и/или сказуемое в следующих предложениях
- На уроке физкультуры дети выстроились в шеренгу по росту.
- Бабушка испекла для внучки вкусные пирожки с вишней.
- Кто-то шепотом произнес волшебную фразу.
- Отдыхающие расположились на лежаках под зонтами.
- Девочка все-таки ухитрилась найти спрятанную от нее шкатулку.
- Что сказала бы мама, увидев школьные отметки сына.
Чтобы быстро и правильно находить главные члены в предложении, нужно внимательно изучить данный вопрос и разобрать несколько примеров. Для погружения в тему рекомендуем также ознакомиться со смежной статьёй про грамматическую основу. Она дополнит материал и тогда эта тема не будет вызывать трудностей ни у вас, ни у ваших детей.
http://studme.org/43264/literatura/grammaticheskaya_svyaz_podlezhaschego_skazuemogo_stilisticheskaya_otsenka_variantov
http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/podlezhaschee-i-skazuemoe-glavnye-chleny-predlozheniya.html