Как графически обозначить связь подлежащего и сказуемого

Разбор по членам предложения

Разбор по чле­нам пред­ло­же­ния — это опре­де­ле­ние глав­ных и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов с ука­за­ни­ем частей речи, кото­ры­ми они выражены.

Главные члены предложения

Центром любо­го пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Это рав­но­прав­ные чле­ны, кото­рые обра­зу­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву предложения.

Подлежащее обо­зна­ча­ет пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Сказуемое выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое выпол­ня­ет подлежащее.

Первый шаг раз­бо­ра — это опре­де­ле­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, то есть выяс­не­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы предложения.

Осенний ветер кру­жит жел­тые листья в воздухе.

О чём гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? К сло­ву «ветер» зада­дим вопрос что? Это под­ле­жа­щее, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. Оно име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа. Это сло­во под­чер­ки­ва­ем одной сплош­ной линией.

Узнаем, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем. От под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос:

Слово «кру­жит» явля­ет­ся ска­зу­е­мым, кото­рое выра­же­но гла­го­лом. Сказуемое под­черк­нем дву­мя пря­мы­ми линиями.

«Ветер кру­жит» — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, кото­рую состав­ля­ют под­ле­жа­щее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения

Кроме глав­ных чле­нов, в пред­ло­же­нии мож­но ука­зать вто­ро­сте­пен­ные чле­ны предложения:

Второстепенные чле­ны так назы­ва­ют­ся, пото­му что они пояс­ня­ют глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния и зави­сят от них. Посмотрим, есть в пред­ло­же­нии сло­во, свя­зан­ное с подлежащим:

Слово «осен­ний» обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и зави­сит от под­ле­жа­ще­го «ветер». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния — опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Определение под­чер­ки­ва­ем вол­ни­стой линией.

Далее поищем сло­ва, пояс­ня­ю­щие сказуемое.

Слово «листья» обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым «кру­жит». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния допол­не­ние, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. В отли­чие от под­ле­жа­ще­го в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа допол­не­ние отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния под­черк­нем пунк­тир­ной линией.

Слово «в воз­ду­хе» обо­зна­ча­ет место дей­ствия. Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство места. Оно выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным с пред­ло­гом. Обстоятельство под­черк­нем пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду штрихами.

В этом пред­ло­же­нии у допол­не­ния «листья» так­же име­ет­ся зави­си­мое слово:

Это опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Подчеркиваем этот вто­ро­сте­пен­ный член вол­ни­стой линией.

В резуль­та­те раз­бо­ра глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния долж­ны быть под­черк­ну­ты соот­вет­ству­ю­щи­ми линиями.

Осенний ветер кру­жит жёл­тые листья в воз­ду­хе .

Отметим, что в этом пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны. Такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным.

Если в пред­ло­же­нии есть толь­ко глав­ные чле­ны, это нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

Итак, что­бы пра­виль­но выпол­нить раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния, после­до­ва­тель­но дей­ству­ем по плану:

  1. выде­лим под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое (грам­ма­ти­че­скую основу);
  2. от под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос к определению;
  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим вопро­сы к допол­не­нию и обстоятельству;
  4. под­черк­нем каж­дый член пред­ло­же­ния и ука­жем часть речи.

У каж­до­го глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния име­ют­ся пояс­ня­ю­щие их вто­ро­сте­пен­ные члены.

От под­ле­жа­ще­го нель­зя задать вопрос к допол­не­нию или обстоятельству.

Приведем при­ме­ры пись­мен­но­го раз­бо­ра по чле­нам предложения.

Примеры письменного разбора по членам предложения

Дети соби­ра­ют зем­ля­ни­ку на лес­ной полян­ке .

В небе про­ле­тел сереб­ри­стый само­лёт .

Миша гуля­ет с рыжей соба­кой в пар­ке .

Шустрый воро­бей гром­ко чири­ка­ет на вет­ке .

Голуби быст­ро скле­ва­ли хлеб­ные крош­ки .

Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»

Грамматическая связь подлежащего и сказуемого: стилистическая оценка вариантов

Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица; см., например:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Соответствие грамматических форм главных членов предложения не является обязательным условием их функционирования; в иных случаях формы подлежащего и сказуемого не уподобляются, а на их синтаксическую функцию указывают предикативные отношения: Не для меня красы твоей блистанье. (М. Лермонтов). Возможно и неполное соответствие грамматических форм главных членов: Вся жизнь моя была залогом / Свиданья верного с тобой (А. Пушкин) – соответствие форм числа, но разные формы рода; Твой удел – нескончаемые хлопоты – несоответствие форм числа и т.д.

Анализируя грамматические формы главных членов предложения, исследователи отказались от термина «согласование», заменив его более точным – координация. Эта грамматическая связь более широкая и свободная; в нее «могут вступать разные слова и словоформы, и их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу, так как их взаимоотношения определяются не лексико-грамматической принадлежностью, а синтаксической позицией в структуре предложений» [1] . Координация главных членов предложения подробно изучается в синтаксисе современного русского языка. В задачи же практической стилистики входит оценка вариантов форм сказуемого, анализ использования их в разных стилях речи.

1. Стилистический аспект в изучении координации главных членов предложения обращает нас к проблеме выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но имеет грамматическую форму единственного числа.

Имена существительные большинство, меньшинство, множество и подобные, несмотря на грамматическую форму единственного числа, обозначают не один предмет, а много предметов, поэтому сказуемое может принимать не только форму единственного, но и множественного числа: На этом-то пруде. выводилось и держалось бесчисленное множество уток (И. Тургенев); Множество рук стучат во все окна с улицы, а кто-то ломится в дверь (Н. Лесков). Какой из форм отдать предпочтение и когда употребление той или иной формы стилистически не оправдано?

Грамматисты прошлого считали правильной формой сказуемого единственное число, но русские писатели часто не соблюдали этой нормы. К нашему времени она все более расшатывается, и сейчас «явно преобладают случаи согласования по смыслу в деловой речи, в публицистике, в разговорной речи» [2] . Однако можно выделить контексты, в которых предпочтительным, а для книжных стилей и единственно правильным, является употребление определенной формы числа сказуемого.

Проиллюстрируем особенности выбора форм единственного и множественного числа сказуемого при подлежащем большинство, меньшинство, множество.

Пример

Рассмотрим следующие суждения:

  • 1. Большинство согласилось с оратором.
  • 2. Большинство авторов согласилось с замечаниями.
  • 3. Большинство писателей решительно отвергли исправления редактора.
  • 4. Большинство авторов, заключивших договоры с издательством, представили рукописи.
  • 5. Большинство авторов, заключив договор, работают над рукописями.
  • 6. Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы.
  • 7. Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы.

Форма единственного числа сказуемого вполне оправдана в первом и втором предложениях, замена ее формой множественного числа придаст им разговорной оттенок (так как согласование по смыслу свойственно в основном живой речи). В третьем предложении сказуемое указывает на активный характер действия, а форма множественного числа создает его актуализацию. Небезразлично и значение подлежащего – если оно называет одушевленные предметы, координация по множественному числу предпочтительнее; ср.: Большинство студентов хорошо отвечали на семинаре – Большинство предметов лежало в беспорядке.

При дистантном расположении главных членов, в особенности если подлежащее отделено от сказуемого причастным, деепричастным оборотом (примеры 4 и 5), а также при перечислении однородных членов в составе подлежащего или сказуемого (примеры 6 и 7) стилистически оправдано употребление формы множественного числа сказуемого. В этом находит выражение тенденция к координации форм главных членов по смыслу: если сказуемое отдалено от подлежащего, мы как бы «забываем» о грамматической форме единственного числа подлежащего, но знаем, что оно указывает на большое количество предметов. Идею множества подкрепляет согласование причастия по множественному числу: большинство авторов, заключивших. (еще более явное указание на множество содержится в параллельной синтаксической конструкции: Большинство авторов, которые заключили. ). Перечисление в составе подлежащего создает то же впечатление множества, а при однородных сказуемых многократное повторение единственного числа показалось бы нелогичным, так как все внимание сосредоточено на действии, в котором участвуют многие.

Смысловая сторона высказывания определяет координацию форм сказуемого по множественному числу, если сказуемое указывает на действие многих лиц: Большинство участников слета встретились впервые; Большинство присутствовавших обнимались, плакали. Именное сказуемое может быть выражено только формой множественного числа: Большинство приехавших были ветераны; Большинство уцелевших были изможденные и больные.

2. При подлежащем, которое выражено количественно-именным сочетанием, также возникает проблема выбора форм числа сказуемого. Так, у А. П. Чехова находим: Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали; У него было два сына; Л. Н. Толстой предпочел формы: В санях сидело три мужика и баба; В душе его боролись два чувствадобра и зла. Сопоставляя эти примеры, можно заметить, что и здесь активное действие (боролись) и обозначение подлежащим одушевленных предметов (три солдата) подсказали выбор формы множественного числа сказуемого. Глаголы, означающие бытие, наличие, присутствие, как правило, ставятся в единственном числе в отличие от тех, которые называют активное действие; ср.: На столе было три телефонаТри телефона зазвонили одновременно.

Однако для таких предложений следует учитывать еще и характер числительного, употребленного в составе подлежащего. Так, числительное один подскажет единственное число сказуемого: Двадцать один человек подтвердил это. В иных случаях приходится прибегать к хитростям, чтобы устранить нелогичность. Например, журналист написал: Двадцать один кореец, томящийся в тюрьме, объявил голодовку. Здесь возможна такая стилистическая правка: Все эти двадцать один человек, которые томятся в тюрьме, объявили голодовку.

Числительные два, три, четыре чаще других требуют координации формы сказуемого по множественному числу: Три дома на вечер зовут; У сарая стояли три тройки (А. Пушкин). Чем большее количество указывается, тем легче нам осмыслить его как целое, поэтому сказуемое может иметь форму единственного числа: Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось, а пять человек опаздывали. Выбор формы сказуемого в подобных случаях подчеркивает или нерасчлененный характер действия, восприятие субъекта как единой группы, совокупности предметов (тогда сказуемое употребляется в единственном числе), или, напротив, индивидуальное участие каждого в выполнении действия (и тогда сказуемое ставится во множественном числе). Ср.: В крендельной работало двадцать шесть человек (М. Горький) – Тридцать два человека. дышали одним дыхом (М. Шолохов). В подобных случаях в официально-деловом стиле используется единственное число, а в экспрессивной речи возможны варианты.

Единственное число сказуемого не вызывает колебаний при обозначении меры веса, пространства, времени (того, что воспринимается как нерасчлененное множество): Прошло сто лет; Мне было шестнадцать лет; До барьера оставалось пять шагов; На ремонт ушло семь банок краски. Но при актуализации сказуемого возможна иная форма: Двенадцать лет болезни сделали свое дело.

Если количество обозначается приблизительно или уточняется словами только, лишь, всего, сказуемое ставится в единственном числе:

Слилось мне, что сидит нас человек двадцать в большой комнате с раскрытыми окнами (И. Тургенев); Федор доскакал до бугра, за бугром лежало с десяток возчиков (Д. Фурманов); Вот нас всего. – он растерянно посмотрел на. красноармейцев, – всего семь осталось. (К. Симонов).

То же правило регулирует координацию форм сказуемого при подлежащем с неопределенно-количественным числительным несколько, сколько, столько, много, мало, немного, немало:

Как мало нас от битвы уцелело (А. Пушкин); Уже много карет проехало по этой дороге (М. Лермонтов); Несколько пуль провизжало над моей головой (М. Лермонтов); Была в его голосе горечь человека, на глазах которого погибло столько хороших людей. (К. Симонов).

Однако с этими же числительными уже в XIX в. употреблялось и сказуемое во множественном числе, что подчеркивало семантический вес глагола в предложении:

Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (М. Лермонтов); Несколько саней провожали меня до первой станции (А. Герцен); На другой день поутру несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы (М. Горький).

В настоящее время такая координация формы сказуемого все более закрепляется: Немало учебных организаций не смогут дать ясного, научно обоснованного ответа на эти вопросы (газ.).

3. Колебания в форме числа сказуемого возникают при однородных подлежащих. В художественной литературе встречаются варианты:

Однажды Лебедь, Рак, да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись

Нам домой скорей бы воротиться, –

Но зачем идем мы и туда.

Сладко нам и дома не забыться:

Встретит нас забота и нужда!

Координацию формы числа сказуемого в подобных предложениях определяет ряд условий. Если вначале перечисляются однородные подлежащие, а постпозитивное сказуемое следует непосредственно за ними, то оно принимает форму множественного числа; Гимназист и Саша всю дорогу плакали (А. Чехов). При иной последовательности членов предложения возможны варианты; ср.: Из района приехал следователь и врач (основной носитель действия – следователь); В комнате остались только хозяин, да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович (И. Тургенев) – нет необходимости выделять кого-то одного как инициатора действия. При этом если среди однородных подлежащих есть существительные во множественном числе, то сказуемое принимает ту же форму числа: Мои большие несчастья, мое терпение тронули сердца обывателей (А. Чехов). Если ближайшее к сказуемому подлежащее, употребленное в форме единственного числа, подчеркнуто еще и определением, то сказуемое может «воспринять» эту грамматическую форму: Несся тяжелый топот кованых сапог и крикливые бабьи взвизги (А. Серафимович).

Па выбор числа сказуемого влияют и формы рода подлежащего; ср.: Темницы мертвое молчанье / Ни стон, ни вздох не нарушал (К. Рылеев); Сюда не проникали ни свет, пи жара (С. Бабаевский). Координация по форме ближайшего подлежащего в таких случаях нарушает смысл высказывания (ср.: Хорошо работал брат и сестра), поэтому, если подлежащее выражено одушевленными существительными разного рода, сказуемое должно иметь только форму множественного числа: Ни он, ни она слова не промолвили (И. Тургенев). Важно подчеркнуть, что в научном и официальноделовом стилях в подобных случаях варианты недопустимы – сказуемое всегда должно стоять в форме множественного числа: Увеличиваются сила тока и напряжение – мощность тоже увеличивается.

Сказуемое употребляется в единственном числе, если при подлежащих есть слова каждый, всякий, любой: Каждый крестьянин и каждый рабочий знает, за что он воевал. При градации (т.е. таком расположении слов, в данном случае – однородных подлежащих, что каждое последующее усиливает, расширяет значение предыдущего), грамматическая форма сказуемого «приспосабливается» к ближайшему подлежащему: Вся Европа, вся Америка, весь мир смотрел эту русскую передачу. Здесь сказывается семантика: ведь последнее подлежащее как бы вбирает в себя смысл всех других, так что ему и должно уподобляться сказуемое.

Лексическое значение сказуемого влияет на координацию его формы числа, если глагол указывает на действие многих (встретились, собрались, спорили, дискутировали и т.п.).

Мы рассмотрели варианты координации форм числа сказуемого при однородных подлежащих, связанных соединительными союзами или интонацией. При иных союзах положение меняется.

Если однородные подлежащие связаны разделительными союзами и необходимо подчеркнуть, что действие совершается попеременно то одним, то другим лицом (или из нескольких субъектов действие выполняет какой-то один), сказуемое употребляется в форме единственного числа: То ли чурка, то ли бочка проплывает по реке (А. Твардовский); Московский или Петербургский университет проведет эту конференцию. Если подлежащие разного рода или стоят в разных числах и сказуемое постпозитивно, оно принимает форму множественного числа: То ли куст, то ли кочка виднелись вдали (ср.: кочки виднелись).

Ту же форму сказуемого определяет и употребление сопоставительного союза как. так и, подчеркивающего идею множественности: Как образование, так и здравоохранение являются объектами пристального внимания руководителей регионов. Градационные союзы не только. но и; не столько. сколько и др., содержащие оттенок противопоставления, обычно определяют координацию сказуемого по форме единственного числа:

Не только содержание рукописи, но и сама форма подачи материала требовала специального разговора – ср.: На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство (Л. Толстой).

Если однородные подлежащие связаны противительными союзами (а, но, да), то препозитивное сказуемое координирует свои формы по первому подлежащему; ср.: Опубликована поэма, а не стихотворениеОпубликовано стихотворение, а не поэмаОпубликована не поэма, а стихотворение. Формы постпозитивного сказуемого зависят от того подлежащего, с которым сказуемое связано по смыслу (независимо от того, какое из подлежащих стоит ближе к нему): Стихотворение, а не поэма опубликовано в журналеНе стихотворение, не поэма, а роман опубликован в журнале.

4. Комментария требуют и такие случаи координации форм числа сказуемого:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Не хотят царя пустить

Чудный остров навестить.

Только во втором предложении сочетание существительных в именительном и творительном надеже является подлежащим; в первом предложно-именное сочетание со старухой употреблено как дополнение. Именно в качестве дополнения выступают существительные, называющие не главного носителя действия, а лицо, сопутствующее ему: Старик Крестьянин с Батраком / Шел под вечер леском (И. Крылов). Ср.: Пока на открытом базу размещали коров, пришел Разметнов с Демкой Ушаковым (М. Шолохов); но: Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Макаром (М. Шолохов). В таких случаях множественное число сказуемого подчеркивает, что в действии участвуют два равноправных лица, т.е. координация форм сказуемого может выполнять смысло-различительную функцию: Мать с дочерью спали на диванеМать с дочерью сидела (дочь при этом могла быть у матери на руках, на коленях и т.д.).

Стилистическое значение в подобных случаях получает и последовательность существительных разного рода. Ср.: Муж с женой приглашены в гости (оба на равных основаниях) – на первом месте стоит «более сильный в грамматическом отношении мужской род» [3] ; но: Жена с мужем приглашена в гости (пригласили жену, а муж должен ее сопровождать) – выдвижение на первое место существительного женского рода подчеркивает, что оно является главным носителем действия, поэтому и сказуемое координирует по нему свои формы числа и рода.

Стилистический интерес представляет и выбор форм связки именного сказуемого в случае несоответствия грамматических форм главных членов: В свое время Тетюев был гроза и все заводы держал в ежовых рукавицах (Д. Мамин-Сибиряк.); Ее несбыточная мечта были гастроли. В первом случае связка координируется подлежащим, во втором – именной частью сказуемого. Это так называемое обратное согласование подчеркивает значение сказуемого и применяется в ряде случаев:

  • 1) если подлежащее выражено словами большинство и подобными: Большинство артистов были студенты:
  • 2) если автор хочет усилить значение сказуемого: Первое, что бросилось в глаза Привалову, был какой-то господин, который сидел у стола (Д. Мамин-Сибиряк);
  • 3) если подлежащее выражено местоимением это: Это был удар для меня.

Особый стилистический интерес вызывает координация сказуемого с подлежащим, выраженным некоторыми местоимениями. Сравним несколько примеров:

Кто-то из поэтов сказал. ; Некто в парике, с наклеенными ресницами и яркими губами, кивнула в мою сторону; Никто из студенток, даже самые способные, не могли решить этого уравнения; Никто из девочек, да и сама Лена, не могла ничего придумать.

От предложения к предложению усиливается влияние контекста, который определяет координацию сказуемого, однако предпочтение, отдаваемое смысловому принципу, придает высказываниям разговорную окраску. В книжных стилях такая координация стилистически не оправдана: при местоимениях-существительных кто-то, некто, никто и др. сказуемое должно стоять в форме единственного числа мужского рода независимо от того, что местоимения указывают на женщин или на множество людей.

Иное правило определяет форму сказуемого в тех случаях, когда кто выступает в функции союзного слова в придаточной части сложноподчиненного предложения, которому в главной части соответствует соотносительное слово: Все, кто пришли на занятие, разобрались в этом сложном вопросе; Те, кто знали о лекции, пришли послушать. В конструкциях данного типа форма множественного числа сказуемого, относящегося к союзному слову кто, поддерживается соответствующими формами соотносительного слова и сказуемого в главной части предложения (что не исключает вариантов, ведь можно было бы сказать: все, кто пришел. ). Такая координация предпочтительна в книжных стилях, но в разговорной речи в наше время все более закрепляется координация по смыслу, ее воспринимают писатели и журналисты. Однако если форма множественного числа сказуемого не поддержана в главной части предложения такой же формой главных членов, конструкция приобретает подчеркнуто разговорную окраску; ср.: Я знаю всех, кто пришли на занятие; Теми, кто не пришли па семинар, интересуется декан.

При именном сказуемом выбор связки определяется смыслом; ср.: Кто был инициатором этой затеи? (имеется в виду кто-то один) – Кто были инициаторами наших занятий спортом? (несколько человек). Контекст может исключить варианты и в других случаях, когда подчеркивается идея множества, например: Мы разыскиваем тех, кто в период Отечественной войны, будучи малолетними детьми, потеряли родителей, братьев.

Таким образом, в процессе литературной правки текста необходимо держать в поле зрения синтаксические связи членов предложения и слов в словосочетаниях. Те варианты координации, которые избрал автор, определяя форму сказуемого, не всегда можно принять. Например, не оправдано согласование сказуемого по среднему роду: Это одно из важных вех в достижении признания художника. При редактировании устраняется ошибка: Это одна из важных вех в достижении признания художника. Не оправдано употребление в роли сказуемого глагола прошедшего времени в форме женского рода: Еще один архитектурный памятник Новгородского кремляЗлатоустовская башняосвободилась от строительных лесов. Эту ошибку спровоцировала форма женского рода приложения, но ведь род сказуемого определяется родом подлежащего (памятник — освободился).

Правки требует форма единственного числа существительного, входящего в составное именное сказуемое, в предложении: Недавно «210 шагов» стали победителем па международном фестивале самодеятельных фильмов. Поскольку координация здесь вызывает трудности из-за пропуска родового наименования (фильм) при необычном по форме приложении (210 шагов), в отредактированном варианте целесообразно употребить существительное фильм (картина): Недавно фильм «210 шагов» стал победителем на международном фестивале. (или: был признан лучшим на фестивале).

Нередки ошибки при употреблении подлежащего, указывающего на множество предметов, но имеющего грамматическую форму единственного числа. Рассмотрим примеры нарушения нормы в грамматической координации:

1. Большое количество пшеницы, ржи, ячменя сданы первым сортом.

1. Большое количество пшеницы, ржи, ячменя сдано первым сортом.

2. 21 автомобиль умещаются в вертикальном полуоткрытом гараже-стоянке размерами 7×8 м.

2. 21 автомобиль умещается в вертикальном полуоткрытом гараже-стоянке размером 7×8 м.

3. Эта часть текста, так же, как и две главы, не включены в перевод.

3. Эта часть текста в перевод не включена, так же, как и две главы.

Как видим, в процессе редактирования порой не только изменяют грамматическую форму сказуемого, но и перестраивают конструкцию, чтобы выбранные автором формы рода, числа сказуемого не вызывали сомнений у читателя.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения

Общаясь каждый день с огромным количеством людей, мы не задумываемся о том, что наш разговор состоит из слов, слова складываются в предложения, предложения — в связный рассказ. И это правильно. Так и должно быть.

Но иногда все-таки приходится вспоминать школьную программу по русскому языку. Например, чтобы объяснить ребенку основные правила, составить без стилистических ошибок документ, грамотно написать письмо или простую SMS-ку. И здесь нам не обойтись без знаний о том, что же такое подлежащее, сказуемое, и какую функцию они выполняют в предложении.

Главные члены — грамматическая основа предложения

Прежде всего необходимо запомнить, что предложение — это не какой-то набор разных слов, а взаимосвязанные между собой речевые единицы, которые, располагаясь в определенном порядке, представляют законченную информацию.

Например, слова: гулять , я , в парке , люблю , осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.

Каждое предложение строится по нескольким правилам:

  • слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
  • в нем должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
  • члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
  • не должны повторяться одни и те же слова.

Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.

Способы выражения подлежащих

Подлежащее отвечает на вопросы кто (что)? и обозначает одушевленный или неодушевленный предмет (лицо, событие, явление, понятие и т.д.). В предложении оно всегда стоит в именительном падеже.

Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.

Способов выражения подлежащих существует множество, например:

  1. Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
    • Белка грызет орехи .
  2. Числительное:
    • Двенадцать не делится на пять .
  3. Местоимение:
    • Я учусь в школе.
    • Мы пошли в кинотеатр.
  4. Инфинитив:
    • Курить — здоровью вредить!
  5. Прилагательное или причастие:
    • Взрослые вышли во двор.
    • Вошедший не закрыл за собой дверь.
  6. Наречие:
    • Завтра наступило неожиданно .
  7. Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
    • Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе .
    • Бабье лето наступило совершенно неожиданно .
    • Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
    • Несколько мужчин сняли головные уборы .
    • Что-то страшное летало в темноте .
    • Мама с ребенком гуляли на детской площадке .

Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.

В чаще леса послышалось «ау» .
«Но» — противительный союз.

Особенности выражения сказуемых

Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.

Сказуемое отвечает на вопросы:

Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?

Сказуемое чаще всего бывает глаголом:

Девочка нарисовала маму.
Дети вышли на прогулку.
Я посещаю музыкальную школу.

Но может выражаться и другими частями речи.

  1. Кратким прилагательным:
    • Эта девушка очень скромна .
  2. Существительным:
    • Москва — столица России .
  3. Числительным:
    • Трижды три — девять .
  4. Наречием:
    • Днём — весна . Вечером — осень .

Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.

Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):

  • Вышел месяц из тумана .
  • Дайте мне вон ту книгу .
  • Осенью я пойду в школу .

Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:

  • Вчера папа начал красить забор .
  • Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками .

Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:

  • Ребенок был похож на папу .
  • Слово — серебро , молчание — золото .
  • Перед экзаменом я была спокойная , как никогда .

Знаки препинания между членами предложения

В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».

  1. Подлежащее и сказуемое выражены существительными:
    • Наши дети — наша радость!
    • Вода — источник жизни на Земле.
  2. Перед такими словами, как: это, вот, это есть, это значит:
    • Движениеэто жизнь!
    • Чтение — вот лучшее учение!
  3. Оба члена предложения — инфинитивы:
    • Много читать — больше знать!
    • Править страной — трудиться ежечасно .
  4. Один компонент основы предложения — глагол в начальной форме, другой — существительное в именительном падеже:
    • Изучать законы мироздания — удел избранных .
    • Брать ответственность на себя — обязанность настоящего мужчины .
  5. Оба члена предложения количественные числительные или количественное числительное + существительное в именительном падеже
    • Пять на десять — пятьдесят .
    • Напряжение электрической сети — двести двадцать вольт .

Как подчеркиваются главные члены предложения

Когда есть задание «Найти грамматическую основу» , то можно выполнить следующий алгоритм:

  • прочесть предложение, уяснить его содержание;
  • найти подлежащее, задав вопрос: кто или что здесь главный (-ое);
  • задав от него вопрос: что делает? найти сказуемое;
  • подчеркнуть найденные члены предложения.

Запомнить, как именно подчеркивать предложения с подлежащим и сказуемым совсем несложно: подлежащее — одной сплошной линией , сказуемое — двумя сплошными чертами .

Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

Часто возникает вопрос: подлежащее и сказуемое — это словосочетание или нет? Чтобы ответить на него, нужно сначала вспомнить определение:

Словосочетание — это сочетание главного члена с одним или несколькими второстепенными членами предложения.

Если убрать из предложения второстепенные члены, то смысл не потеряется. Например, из предложения: Скоро наступила долгожданная зима уберем слова «скоро» и «долгожданная» . Получилось: Наступила зима . Основная мысль осталась понятной. Значит грамматическая основа — это уже простое нераспространенное предложение, а не словосочетание.

Как доступно рассказать ребенку о главных членах предложения

Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребенку, который еще только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Еще одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имен существительных.

В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет рассказать практически любой родитель. Разберем объяснение на примере предложения:

К зиме заяц меняет серую шубу на белую.

Спрашиваем ребенка: о ком говорится в этом предложении? Правильно, о зайце. Заяц — это какая часть речи? Да, имя существительное. Значит слово «заяц» — подлежащее, подчеркнем его одной линией .

Далее задаем вопрос «Заяц что делает?» . Правильно, меняет. Меняет — это какая часть речи? Да, это глагол. Значит слово «меняет» — сказуемое; как подчеркивать сказуемое? Правильно, двумя прямыми линиями . Значит грамматическая основа заданного предложения: Заяц меняет .

Задание. Найдите подлежащее и/или сказуемое в следующих предложениях

  1. На уроке физкультуры дети выстроились в шеренгу по росту.
  2. Бабушка испекла для внучки вкусные пирожки с вишней.
  3. Кто-то шепотом произнес волшебную фразу.
  4. Отдыхающие расположились на лежаках под зонтами.
  5. Девочка все-таки ухитрилась найти спрятанную от нее шкатулку.
  6. Что сказала бы мама, увидев школьные отметки сына.

Чтобы быстро и правильно находить главные члены в предложении, нужно внимательно изучить данный вопрос и разобрать несколько примеров. Для погружения в тему рекомендуем также ознакомиться со смежной статьёй про грамматическую основу. Она дополнит материал и тогда эта тема не будет вызывать трудностей ни у вас, ни у ваших детей.


источники:

http://studme.org/43264/literatura/grammaticheskaya_svyaz_podlezhaschego_skazuemogo_stilisticheskaya_otsenka_variantov

http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/podlezhaschee-i-skazuemoe-glavnye-chleny-predlozheniya.html