Правописание -Н- и -НН- в прилагательных
В прилагательных пишется как одна буква -Н-, так и -НН-. Правильный выбор сделаем, определив, от слова какой части речи и с помощью каких суффиксов образуются прилагательные.
Для того чтобы выбрать одну и две буквы -Н- в написании имен прилагательных, определим, с помощью каких суффиксов они образованы от существительных или глаголов несовершенного и совершенного вида.
Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных
Если прилагательное образовано от существительного с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, то эти суффиксы пишутся с одной буквой -Н-, например:
- песок — песч ан ый пляж;
- рожь — рж ан ой хлеб;
- береста — берест ян ое лукошко;
- серебро — серебр ян ый крестик;
- осёл — осл ин ый крик;
- соловей — соловь ин ое пение.
Обратим внимание, что коренное «н» пишется в прилагательных:
Запомним написание слов-исключений :
- олово — олов янн ый
- дерево — дерев янн ый
- стекло — стекл янн ый
Прилагательные образуются от существительных с помощью суффиксов -онн- и -енн-, например:
- лекция — лекци онн ый курс;
- станция — станци онн ое здание;
- клятва — клятв енн ое обещание;
- бритва — бритв енн ый прибор.
Качественные прилагательные с суффиксом -енн- могут выражать большую меру признака:
- толст енн ый фолиант
- тяжел енн ый мешок
- широч енн ый пояс
- высоч енн ый баскетболист
- здоров енн ый мужчина.
Исключение составляет слово «ветре н ый» (день, человек, приятель). Однако приставочные образования этого прилагательного пишутся с -НН-:
С -НН- пишутся прилагательные, если суффикс -н- присоединяется к основе существительного, заканчивающейся тоже на «н»:
- осе н ь — осе н н ий день;
- дли н а — дли н н ые тени;
- балко н — балко н н ые перила;
- це н а — це н н ый камень;
- кух н я — кухо н н ый комбайн.
В прилагательных, которые образованы от существительных на -мя, напишем -НН-, так как они образованы от основы косвенных падежей этих существительных, оканчивающейся на «н», например:
- время — нет време н и — времен-н-ой;
- темя — вид теме н и — темен-н-ой;
- имя — зову по име н и — имен-н-ой;
- семя — много семе н и — семен-н-ой.
Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от глаголов
Чтобы выбрать написание -Н- или -НН- в прилагательных, образованных от глаголов, определяем вид глагола. Если производящим является бесприставочный глагол несовершенного вида (что делать?), то отглагольное прилагательное пишется с -Н-, например:
- грузить — гружёный вагон;
- сеять — сеяная мука;
- плести — плетёная корзина,
- метить — меченый атом;
- точить — точёная ложка.
Наличие приставки не- и полу- не меняет написания прилагательного:
- носить — ноше н ый — не ноше н ый костюм,
- ранить — ране н ый — не ране н ый солдат,
- грузить — гружё н ый — полу гружё н ый самосвал.
У таких слов в предложении не должно быть зависимых слов.
Сравним:
Плетё н ая корзина полна румяных яблок.
Плетё нн ые дедушкой корзинки были нарасхват на базаре.
Если же производящим является глагол совершенного вида (что сделать?) с приставкой, то прилагательное имеет в написании -НН-, например:
В прилагательных, имеющих в морфемном составе суффиксы -ова-/ева-, -ирова-, пишется -НН-:
- пресс ова ть — пресс ова нн ый;
- взволн ова ть — взволн ова нн ый;
- риск ова ть — риск ова нн ый;
- очар ова ть — очар ова нн ый;
- никел ирова ть — никел ирова нн ый;
- натрен ирова ть — натрен ирова нн ый;
- иллюстр ирова ть — иллюстр ирова нн ый.
Правописание -Н- и -НН- в кратких формах прилагательных
Краткие формы прилагательных сохраняют написание -Н- или -НН-, которое существует в их полных формах.
Алгоритм определения написания -Н- или -НН- в прилагательных
Чтобы правильно написать прилагательное с -Н- или -НН-, выясним сначала его форму, полную или краткую. Затем определим, от существительного или глагола образовано рассматриваемое слово. Если производящим является существительное, обращаем внимание на его основу и суффикс, с помощью которого образовано прилагательное.
Если прилагательное является отглагольным, выясняем вид глагола, обратив внимание, есть ли приставка в его морфемном составе, а также учитываем словообразовательные суффиксы.
Схематично алгоритм определения написания -Н- или -НН- в именах прилагательных и причастиях выглядит так:
Определим, в какой форме стоит прилагательное: | |||
полной | краткой | ||
Две буквы в окончании (красивая) | Одна буква в окончании (красива, красив) | ||
Выясним, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола. | |||
Полная форма | |||
Прилагательные от существительных | Прилагательные от глаголов ( причастия) | ||
-Н- | -НН- | -Н- | -НН- |
-ан, -ян, -ин лев — львиный ! Стеклянный | -онн, -енн революция — революционный ! Ветреный | без приставки мороженый сом (от морозить) | с приставкой замороженный сом |
Н+Н = сон+ный НО! К первообразным также относятся слова: | не, полу. не считать! немороженый | зависимое слово мороженный мамой сом | |
МЯ = енн временный (время) | суф. -ова-, -ева-, -ирова- ! кованый, жёваный, клёваный ! желанный, нечаянный, нежданный, негаданный | ||
Краткая форма | |||
Значение действия (что сделаны?) — «Н» воспитаны отцом, взволнованы бурей | Значение признака (каковы?) — см. на полную форму: сколько «н» в полной, столько и в краткой. Они воспитанны и образованны (воспитанные и образованные). |
Видеоурок
«Н» и «НН» в прилагательных и причастиях
Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника иди другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо заданий. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и навыков учащихся. А как же я использую компьютеры на своих уроках русского языка?! В качестве примера я хочу описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок проводился как урок зачёт с применением компьютера. Работа строилась так. Я традиционным способом объяснила сначала условия правописания н, нн в причастиях и прилагательных. Затем перешла к опорному конспекту по этой теме. Так как с этой темой мы встречались раньше, то опорный конспект рассказала одна из учениц класса. На парте перед каждым учеником лежали перфокарты. В течение урока ученик должен был сделать работу и на перфокарте, и на компьютере. Была создана экспертная группа, которая проконтролировала результаты работы учеников, так один учитель справиться с этим не сможет. Результаты заносились в табло оценок. В результате у ученика было две, три оценки: за устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за компьютер. Каждая программа на компьютере состоит из трёх автономных блоков: обучающего, тренировочного и контролирующего. Любой из этих блоков может быть использован как самостоятельное педагогическое программное средство и органически, впитаться в канву традиционно проводимого урока путём выбора меню, предложенного на экране монитора перед началом работы.
Цели урока
- Вооружение школьников технологией, позволяющей достичь высокой грамотности в написании слов с-н- и -нн-
- Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы.
- Воспитание культурного навыка работы со справочными пособиями различных видов как основы для дальнейшей самостоятельной деятельности в старших классах.
Ход урока
Первый этап. Орг. Момент: вступительное слово учителя.
Второй этап. Повторение пройденного: презентация с правилами, фронтальный опрос можно провести в виде форума.
Когда в прилагательных пишется нн?
Назовите исключения из этих правил.
Как отличить отглагольные прилагательные с суффиксом -н- от причастия с -нн-?
Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?
Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?
Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?
Третий этап. Работа с опорным конспектом, подготовленным в word.
Четвёртый этап. Применение полученных теоретических званий на практике.
Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н, во 2-м — с нн).
Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Из урока «Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных» вы узнаете новые для вас правила русского языка. Чтобы верно написать слово, вам нужно будет ответить на ряд вопросов. Ответ на каждый из них поможет быстро решить, как правильно писать суффиксы страдательных причастий и отглагольных прилагательных.
http://urok.1sept.ru/articles/418442
http://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bglava-2-prichastieb/n-i-nn-v-suffiksah-stradatelnyh-prichastiy-i-otglagolnyh-prilagatelnyh