Как графически объяснить правописание н и нн в прилагательных

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных

В при­ла­га­тель­ных пишет­ся как одна бук­ва -Н-, так и -НН-. Правильный выбор сде­ла­ем, опре­де­лив, от сло­ва какой части речи и с помо­щью каких суф­фик­сов обра­зу­ют­ся прилагательные.

Для того что­бы выбрать одну и две бук­вы -Н- в напи­са­нии имен при­ла­га­тель­ных, опре­де­лим, с помо­щью каких суф­фик­сов они обра­зо­ва­ны от суще­стви­тель­ных или гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида.

Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных

Если при­ла­га­тель­ное обра­зо­ва­но от суще­стви­тель­но­го с помо­щью суф­фик­сов -ан-, -ян-, -ин-, то эти суф­фик­сы пишут­ся с одной бук­вой -Н-, напри­мер:

  • песок — песч ан ый пляж;
  • рожь — рж ан ой хлеб;
  • бере­ста — берест ян ое лукош­ко;
  • сереб­ро — серебр ян ый кре­стик;
  • осёл — осл ин ый крик;
  • соло­вей — соловь ин ое пение.

Обратим вни­ма­ние, что корен­ное «н» пишет­ся в прилагательных:

Запомним напи­са­ние слов-исключений :

  • оло­во — олов янн ый
  • дере­во — дерев янн ый
  • стек­ло — стекл янн ый

Прилагательные обра­зу­ют­ся от суще­стви­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов -онн- и -енн-, напри­мер:

  • лек­ция — лек­ци онн ый курс;
  • стан­ция — стан­ци онн ое зда­ние;
  • клят­ва — клятв енн ое обе­ща­ние;
  • брит­ва — бритв енн ый при­бор.

Качественные при­ла­га­тель­ные с суф­фик­сом -енн- могут выра­жать боль­шую меру признака:

  • толст енн ый фоли­ант
  • тяжел енн ый мешок
  • широч енн ый пояс
  • высоч енн ый бас­кет­бо­лист
  • здо­ров енн ый муж­чи­на.

Исключение состав­ля­ет сло­во «вет­ре н ый» (день, чело­век, при­я­тель). Однако при­ста­воч­ные обра­зо­ва­ния это­го при­ла­га­тель­но­го пишут­ся с -НН-:

С -НН- пишут­ся при­ла­га­тель­ные, если суф­фикс -н- при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве суще­стви­тель­но­го, закан­чи­ва­ю­щей­ся тоже на «н»:

  • осе н ь — осе н н ий день;
  • дли н а — дли н н ые тени;
  • бал­ко н — бал­ко н н ые пери­ла;
  • це н а — це н н ый камень;
  • кух н я — кухо н н ый ком­байн.

В при­ла­га­тель­ных, кото­рые обра­зо­ва­ны от суще­стви­тель­ных на -мя, напи­шем -НН-, так как они обра­зо­ва­ны от осно­вы кос­вен­ных паде­жей этих суще­стви­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щей­ся на «н», напри­мер:

  • вре­мя — нет вре­ме н и — времен-н-ой;
  • темя — вид теме н и — темен-н-ой;
  • имя — зову по име н и — имен-н-ой;
  • семя — мно­го семе н и — семен-н-ой.

Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от глаголов

Чтобы выбрать напи­са­ние -Н- или -НН- в при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов, опре­де­ля­ем вид гла­го­ла. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся бес­при­ста­воч­ный гла­гол несо­вер­шен­но­го вида (что делать?), то отгла­голь­ное при­ла­га­тель­ное пишет­ся с -Н-, напри­мер:

  • гру­зить — гру­жё­ный вагон;
  • сеять — сея­ная мука;
  • пле­сти — пле­тё­ная корзина,
  • метить — мече­ный атом;
  • точить — точё­ная ложка.

Наличие при­став­ки не- и полу- не меня­ет напи­са­ния прилагательного:

  • носить — ноше н ый — не ноше н ый костюм,
  • ранить — ране н ый — не ране н ый сол­дат,
  • гру­зить — гру­жё н ый — полу гру­жё н ый само­свал.

У таких слов в пред­ло­же­нии не долж­но быть зави­си­мых слов.

Сравним:

Плетё н ая кор­зи­на пол­на румя­ных яблок.

Плетё нн ые дедуш­кой кор­зин­ки были нарас­хват на базаре.

Если же про­из­во­дя­щим явля­ет­ся гла­гол совер­шен­но­го вида (что сде­лать?) с при­став­кой, то при­ла­га­тель­ное име­ет в напи­са­нии -НН-, напри­мер:

В при­ла­га­тель­ных, име­ю­щих в мор­фем­ном соста­ве суф­фик­сы -ова-/ева-, -ирова-, пишет­ся -НН-:

  • пресс ова ть — пресс ова нн ый;
  • взволн ова ть — взволн ова нн ый;
  • риск ова ть — риск ова нн ый;
  • очар ова ть — очар ова нн ый;
  • никел иро­ва ть — никел иро­ва нн ый;
  • натрен иро­ва ть — натрен иро­ва нн ый;
  • иллюстр иро­ва ть — иллюстр иро­ва нн ый.

Правописание -Н- и -НН- в кратких формах прилагательных

Краткие фор­мы при­ла­га­тель­ных сохра­ня­ют напи­са­ние -Н- или -НН-, кото­рое суще­ству­ет в их пол­ных формах.

Алгоритм определения написания -Н- или -НН- в прилагательных

Чтобы пра­виль­но напи­сать при­ла­га­тель­ное с -Н- или -НН-, выяс­ним сна­ча­ла его фор­му, пол­ную или крат­кую. Затем опре­де­лим, от суще­стви­тель­но­го или гла­го­ла обра­зо­ва­но рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся суще­стви­тель­ное, обра­ща­ем вни­ма­ние на его осно­ву и суф­фикс, с помо­щью кото­ро­го обра­зо­ва­но прилагательное.

Если при­ла­га­тель­ное явля­ет­ся отгла­голь­ным, выяс­ня­ем вид гла­го­ла, обра­тив вни­ма­ние, есть ли при­став­ка в его мор­фем­ном соста­ве, а так­же учи­ты­ва­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Схематично алго­ритм опре­де­ле­ния напи­са­ния -Н- или -НН- в име­нах при­ла­га­тель­ных и при­ча­сти­ях выгля­дит так:

Определим, в какой фор­ме сто­ит прилагательное:
пол­нойкрат­кой
Две бук­вы в окон­ча­нии (кра­си­вая)Одна бук­ва в окон­ча­нии (кра­си­ва, кра­сив)
Выясним, от какой части речи обра­зо­ва­но сло­во: от суще­стви­тель­но­го или от гла­го­ла.
Полная фор­ма
Прилагательные от существительныхПрилагательные от гла­го­лов ( причастия)
-Н--НН--Н--НН-
-ан, -ян, -ин

лев — львиный
соль — соляной
кожа — кожаный

! Стеклянный
оловянный
деревянный

-онн, -енн

рево­лю­ция — революционный
листва — лиственный

! Ветреный
Но — без­вет­рен­ный

без при­став­ки

моро­же­ный сом (от моро­зить)

с при­став­кой

замо­ро­жен­ный сом

Н+Н = сон+ный

НО!
юный, румя­ный,
сви­ной, пряный,
пья­ный, поганый,
зелё­ный, синий.

К пер­во­об­раз­ным так­же отно­сят­ся слова:
еди­ный, фазаний,
воро­ний, бараний,
саза­ний, тюлений,
пав­ли­ний, багряный,
рья­ный, буланый.

не, полу. не считать!

немо­ро­же­ный
полумороженый

зави­си­мое слово

моро­жен­ный мамой сом

МЯ = енн

вре­мен­ный (вре­мя)

суф. -ова-, -ева-, -ирова-

! кова­ный, жёва­ный, клёваный

! желан­ный, неча­ян­ный, неждан­ный, негаданный

Краткая фор­ма
Значение дей­ствия (что сде­ла­ны?) — «Н»
вос­пи­та­ны отцом, взвол­но­ва­ны бурей
Значение при­зна­ка (како­вы?) — см. на пол­ную фор­му: сколь­ко «н» в пол­ной, столь­ко и в краткой.
Они вос­пи­тан­ны и обра­зо­ван­ны (вос­пи­тан­ные и образованные).

Видеоурок

«Н» и «НН» в прилагательных и причастиях

Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника иди другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо заданий. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и навыков учащихся. А как же я использую компьютеры на своих уроках русского языка?! В качестве примера я хочу описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок проводился как урок зачёт с применением компьютера. Работа строилась так. Я традиционным способом объяснила сначала условия правописания н, нн в причастиях и прилагательных. Затем перешла к опорному конспекту по этой теме. Так как с этой темой мы встречались раньше, то опорный конспект рассказала одна из учениц класса. На парте перед каждым учеником лежали перфокарты. В течение урока ученик должен был сделать работу и на перфокарте, и на компьютере. Была создана экспертная группа, которая проконтролировала результаты работы учеников, так один учитель справиться с этим не сможет. Результаты заносились в табло оценок. В результате у ученика было две, три оценки: за устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за компьютер. Каждая программа на компьютере состоит из трёх автономных блоков: обучающего, тренировочного и контролирующего. Любой из этих блоков может быть использован как самостоятельное педагогическое программное средство и органически, впитаться в канву традиционно проводимого урока путём выбора меню, предложенного на экране монитора перед началом работы.

Цели урока

  1. Вооружение школьников технологией, позволяющей достичь высокой грамотности в написании слов с-н- и -нн-
  2. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы.
  3. Воспитание культурного навыка работы со справочными пособиями различных видов как основы для дальнейшей самостоятельной деятельности в старших классах.

Ход урока

Первый этап. Орг. Момент: вступительное слово учителя.

Второй этап. Повторение пройденного: презентация с правилами, фронтальный опрос можно провести в виде форума.

Когда в прилагательных пишется нн?

Назовите исключения из этих правил.

Как отличить отглагольные прилагательные с суффиксом -н- от причастия с -нн-?

Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?

Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?

Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

Третий этап. Работа с опорным конспектом, подготовленным в word.

Четвёртый этап. Применение полученных теоретических званий на практике.

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н, во 2-м — с нн).

Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Из урока «Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных» вы узнаете новые для вас правила русского языка. Чтобы верно написать слово, вам нужно будет ответить на ряд вопросов. Ответ на каждый из них поможет быстро решить, как правильно писать суффиксы страдательных причастий и отглагольных прилагательных.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/418442

http://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bglava-2-prichastieb/n-i-nn-v-suffiksah-stradatelnyh-prichastiy-i-otglagolnyh-prilagatelnyh