Урок русского языка в 4 клссе «Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
В ноябре 2014 года был проведён открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь». Программа «Перспективная начальная школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 4 классе. «Перспективная начальная школа». | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма
(в рамках методической недели МОУ СОШ № 1)
« Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь».
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
ноябрь 2014 год
Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь».
Цели урока: показать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс – чь;
- учить работать с обратным словарем;
- сравнивать спряжение глаголов «жечь» и «печь» ;
- учить находить чередование согласных в корне слова;
- развивать навыки грамотного письма;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс часть 1 и 2, компьютер, мультимедийный проектор, карточки, листы с блицопросом.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками. Садитесь.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пляшет, иль поет,
Вышивает или пишет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Все расскажет нам ….(глагол)
— О какой части речи мы с вами будем говорить?
— Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании.
— Сейчас мы повторим все об этой части речи. Проведем блиц- опрос. У вас на столах лежат оценочные листы. Каждое задание вы будете оценивать с помощью «галочки» или плюса. ( — я знаю, — не уверен, сомневаюсь, — не знаю). Поставьте знак в нужный столбик.
- Глагол – это….
- Глаголы изменяются по…
- Спряжение – это…
- Спрягаются только глаголы…
- На какую форму глагола указывает суффикс-л- ?
- Глаголы прошедшего времени изменяются по…,а в единственном числе по…
- Не с глаголами пишется…
- В предложении глаголы являются…
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.
- Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь?
— Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?
— Почему возникли затруднения? (не хватает знаний).
— Какую цель поставим на сегодняшний урок?
— научиться изменять глаголы с суффиксом –чь.
— Дайте оценку своей работе с оценочными листами. (что знаю, что надо повторить). Отложите листы.
Работа в тетрадях.
Сейчас открыли все тетради
И записали дату.
Чистописание г ж
Нет, стоп! Проверьте-ка сначала
Как положили вы мне их?
Пряма ли спинка?
Чтоб ручка свой конец направила в плечо
Поставьте ноги все на место!
Готовы? Пишем хорошо!
3. Работа над совершенствованием навыков синтаксического и морфологического разборов.
Запишите предложение: В высоком небе зажглись яркие звезды.
— Какими способами можно установить связь слов в предложении? Разберите предложение по членам. (Подчеркните главные и второстепенные члены предложения).
Слово зажглис ь, разберите как часть речи. Если нужна помощь – обращаемся к эталону по закладке , с 88.
- н. ф. зажечься – (что сделать?) – глагол, 1 спр.,
- наст. вр., мн. ч., 3 л.
- зажглись звёзды, зажглись – сказуемое .
— Какое слово дало жизнь глаголу зажечься?
(зажечься – зажечь – жечь)
— Откройте учебник на странице 115. упр. 89 (значок Обратного словаря).
— Откройте Обратный словарь и найдите в нем глагол жечь.
— Прочитайте глаголы, образованные от глагола жечь , при помощи приставок.
Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.
— Сейчас вы будите работать в группе . На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача — дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись .
Он старался ___ разжечь _______ костер.
Она решила ___ сжечь _______старые письма.
Главное — не _ обжечь _________ руку!
Рану пришлось ___ прижечь _______ йодом.
Преступники хотели ___ зажечь _______ сарай с разных сторон, но им не удалось_____ поджечь _______ его.
— Какая цель нашего урока?
— научиться изменять глаголы с суффиксом –чь.
— Вернемся в Обратный словарик.
Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.
— Проспрягайте глаголы жечь и зажечь .
— Давайте попробуем. Ваши мнения разошлись, обращаемся за помощью к таблице на странице 116
1 л. я ж г у, заж г у мы жжём зажжём
2 л. Ты жжёшь, зажжёшь вы жжёте, зажжёте
3 л. Он жжёт, зажжёт они ж г ут, заж г ут
— В каких формах есть звук г ?
— Это формы, какого лица и числа?
— В каких формах на месте звука г появляется шипящий звук ж?
— Найдите в словаре глагол печь . Прочитайте родственные ему глаголы. Проспрягайте глагол печь и любой глагол с приставкой в тетради
1 л. я пе к у, испе к у мы печём, испечём
2 л. ты печёшь, испечёшь вы печёте, испечёте
3 л. она печёт, испечёт они пе к ут, испе к ут
— Кто испытывает затруднения обращайтесь за помощью к таблице на странице 116 в учебнике.
— В каких формах есть звук к ?
— Это формы, какого лица и числа?
— В каких формах на месте звука к появляется шипящий звук ч?
— Сравните обе таблицы.
— На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?
— Можем ли сейчас дать ответ?
Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом чь появляются звуки г к, а в остальных формах эти звуки меняются на шипящие ж ч.
— Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?
— Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило.
— (чтение диалога на стр. 117.)
— Еще раз сделаем вывод. (слайд).
Теперь возьмите оценочные листы и отметьте вопрос, над которым мы работали, как усвоили его? Поставьте значок.
4. Д/з. У. упражнение 91 стр. 118, правило стр.117.
— Ребята, мне было интересно и приятно работать с вами. Большое спасибо .
Он старался __________________________ костер.
Она решила __________________старые письма.
Главное- не ___________________ руку!
Рану пришлось ________________ йодом.
Преступники хотели ______________ сарай с разных сторон, но им не удалось___________________ его.
Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь. 4-й класс
Класс: 4
Цель: научить правильно употреблять в речи личные формы глаголов с суффиксом -чь.
Планируемые результаты:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,самостоятельно оценивать свою деятельность и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата.
- Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс часть 1 и 2 по УМК «Перспективная начальная школа», компьютер, мультимедийный проектор, карточки, листы с блицопросом.
Ход урока
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками. Садитесь.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пляшет, иль поет,
Вышивает или пишет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Все расскажет нам ….
(глагол)
— О какой части речи мы с вами будем говорить?
— Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании.
1. Активное целеполагание
— Сейчас мы повторим все об этой части речи. Проведем блиц- опрос. У вас на столах лежат оценочные листы. Каждое задание вы будете оценивать с помощью «галочки» или плюса. (- я знаю, — не уверен, сомневаюсь, — не знаю). Поставьте знак в нужный столбик.
- Глагол – это….
- Глаголы изменяются по…
- Спряжение – это…
- Спрягаются только глаголы…
- На какую форму глагола указывает суффикс -л- ?
- Глаголы прошедшего времени изменяются по…, а в единственном числе по…
- Не с глаголами пишется…
- В предложении глаголы являются…
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.
- Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь?
— Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?
— Почему возникли затруднения? (не хватает знаний). Итак, тема нашего урока….
— Какую цель поставим на сегодняшний урок?
- вспомнить, узнать и т.д.
- научиться изменять глаголы с суффиксом -чь.
— Дайте оценку своей работе с оценочными листами. (что знаю, что надо повторить). Отложите листы.
Работа в тетрадях.
Сейчас открыли все тетради и записали дату.
Чистописание г ж
Нет, стоп! Проверьте-ка сначала
Как положили вы мне их?
Пряма ли спинка?
Чтоб ручка свой конец направила в плечо,
Поставьте ноги все на место!
Готовы? Пишем хорошо!
Работа над совершенствованием навыков синтаксического и морфологического разборов.
Запишите предложение: В высоком небе зажглись яркие звезды.
— Разберите предложение по членам. (Подчеркните главные и второстепенные члены предложения).
— Слово зажглись, разберите как часть речи. Если нужна помощь – обращаемся к эталону на с 88.
Зажглись
- н. ф. зажечься – (что сделать?) – глагол, 1 спр.,
- наст. вр., мн. ч., 3 л.
- зажглись звёзды, зажглись – сказуемое.
— Какое слово дало жизнь глаголу зажечься? (зажечься – зажечь – жечь)
2. Целенаправленная деятельность
— Откройте учебник на странице 115. упр. 88 (значок Обратного словаря).
— Откройте Обратный словарь и найдите в нем глагол жечь.
— Прочитайте глаголы, образованные от глагола жечь, при помощи приставок.
Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.
— Сейчас вы будите работать в группе. На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача — дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись. (Приложение 1)
Он старался ___ разжечь _______ костер.
Она решила ___ сжечь _______старые письма.
Главное — не _ обжечь _________ руку!
Рану пришлось ___ прижечь _______ йодом.
Преступники хотели ___ зажечь _______ сарай с разных сторон, но им не удалось_____ поджечь _______ его.
— Напомните, какая цель нашего урока?
— Научиться изменять глаголы с суффиксом -чь.
— Вернемся в учебник на с. 116. Посмотрите, как проспрягали глаголы жечь и зажечь.
жечь, зажечь
Ед. ч. |
ед. ч. |