Как найти лексическую единицу

Лексические единицы русского языка, систематизация единиц

Содержание:

Язык — это не хаотическое нагромождение слов, а выстроенная веками структура взаимоотношений между элементами. Системность проявляется на разных уровнях, мы рассмотрим уровень лексический.

Лексическая система современного русского языка: из каких элементов она состоит, каковы основные лексические единицы

Лексическая система языка — это объединение структурных элементов, организованных и связанных определенными устойчивыми отношениями. Это открытая структура, так как лексический состав постоянно изменяется, находясь под воздействием различных исторических и социальных факторов.

Внутри системы образуются группы слов, объединение которых основано на:

  • Тематике — названия предметов мебели, природных явлений, действий и т.д.;
  • Грамматических признаках — части речи;
  • Сходстве или противоположности — синонимы и антонимы;
  • Словообразовательной схеме — сложные слова, приставочные образования и т.д.;
  • Использовании в речи — публицистическая, разговорная, поэтическая лексика и т.д.;
  • Происхождении — заимствования или исконные слова.

Лексическая система современного русского языка включает лексическую сочетаемость слов — возможность соединяться с другими словами. Сочетаемость бывает свободной — рука может связываться с прилагательными длинная, мягкая, теплая, загорелая; стеклянныйсосуд, взгляд; или связанной — например, каштановый относится только к цвету волос.

Лексические единицы русского языка

Лексические единицы русского языка — это не только слово, но и словарные группы. При этом основной единицей все же остается слово. Оно имеет свои критерии как базовой меры оценки:

  1. Нерасчлененность в исходной форме. Не рассматриваются в качестве единиц формы: ни к кому, будет читать, в тетради. Базовая форма — кто, читать, тетрадь.
  2. Вариативность слова в плане фонетики (було(ч)ная — було(ш)ная) и выражения аспектов значения: встать впереди — стоять впереди меня; войти в зал — зал аплодировал.

Лекция по лексике русского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лексика (от греч. — словесный, словарный) — словарный состав, совокупность слов языка. Наука, изучающая лексический состав языка, называется лексикологией.

Слово и его лексическое значение

Слово — основная единица языка, служащая для называния предметов, признаков, действий и отношений между ними.
Любое слово обладает лексическим значением, т. е. смысловым содержанием, одинаково понимаемым людьми, говорящими на данном языке.
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными, например: береза — лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями; Библия — собрание священных книг иудейской и христианской религий.
Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными. Например, слово машина в русском языке имеет 4 значения: 1. Механическое устройство, совершающее полезную работу с преобразованием энергии, материалов или информации. Электрическая машина. Паровая машина. Вычислительная машина. 2. Перен. Об организации, действующей подобно механизму, налаженно и четко. Государственная машина. Военная машина. 3. То же, что автомобиль. Служебная машина. 4. У спортсменов: мотоцикл, велосипед.
Большинство слов в русском языке являются многозначными. Значения многозначных слов в речи определяются по контексту.

Прямое и переносное значение слова

Развитие многозначности слов связано со способностью человеческого мышления устанавливать связи между похожими предметами, явлениями или признаками и переносить названия с одного предмета или явления на другие. Ср., например: золотое кольцо и золотое сердце, вершина горы и вершина успеха.
Первичное значение слова, возникшее для обозначения чего-либо и служащее для этой цели непосредственно, называется прямым значением. Другие, вторичные (производные) значения, возникшие вследствие переноса наименования с одного предмета, явления, признака и т. п. на другой, называются переносными.

Основные разряды лексических единиц

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами. Например: ключ — металлический стержень для отпирания и запирания замка и ключ — родник; купюра — сокращение, пропуск в литературном, научном, музыкальном произведении (книжн.) и купюра — ценная бумага — облигация или денежный знак (спец.). От многозначных слов омонимы отличаются тем, что между их значениями нет никакой связи.
Среди омонимов разграничиваются собственно омонимы, омофоны, омографы и омоформы.
Собственно омонимы бывают полными (совпадают по звучанию и написанию во всех формах) и неполными (совпадают по звучанию и написанию в ряде форм; например: лук (оружие) — слово имеет форму единственного и множественного числа; лук (растение) — слово имеет форму только единственного числа).
Омофоны — это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению и написанию: гриб и грипп; лук и луг; Роман и роман.
Омографы — это слова, одинаковые по написанию, но различные по значению и звучанию: замок и замок, парить и парить.
Омоформы — это слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных формах. Омоформами, как правило, являются слова различных частей речи: три (повелит. наклонение глаг. тереть) и три (числит.); печь (сущ.) и печь (глаг.); слив (род. п. мн. ч. сущ. слива), слив (отглаг. сущ.) и слив (дееприч.).

Синонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или употреблением в речи (стилистической окраской). Например: огромный — громадный, бегемот — гиппопотам.
Среди синонимов разграничиваются:
а) полные (абсолютные) синонимы: орфография — правописание; везде — всюду; осел — ишак;
б) смысловые (семантические) синонимы: смелый — храбрый — мужественный; блеск — сверкание — сияние; молодость — юность;
в) стилистические синонимы: глаза (нейтр.) — очи (высок., поэтич.); принадлежность (нейтр.) — атрибут (книжн.);
г) семантико-стилистические: бродить («ходить без цели», нейтр.) — шататься («ходить без всякого дела», прост.) — блуждать («плутать, терять дорогу», книжн.).
Синонимы могут быть общеязыковыми и контекстуальными. Ср. контекстуальные синонимы: День был августовский, знойный, томительно-скучный. (А. П. Чехов)

Антонимы — это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например: хороший — плохой, высоко — низко, правда — ложь, крошечный — громадный. У многозначных слов антонимы могут относиться к разным лексическим значениям.
Антонимы, как и синонимы, могут быть не только общеязыковыми, но и контекстуальными. Например: Волк зайцу не товарищ.

Паронимы — это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения. Ср.: единый (общий, объединенный) — единичный (единственный, отдельный); факт (событие, явление, случай) — фактор (момент, существенное обстоятельство в

Лексика общеупотребительная
и лексика ограниченного употребления

Лексика русского языка неоднородна по степени ее распространения и активности употребления, а также по характеру ее стилистической окраски.
С точки зрения степени распространения и активности употребления в словарном составе русского языка разграничивается лексика общеупотребительная, т. е. известная всему русскому народу и употребляемая всеми носителями русского языка (читать, пять, белый, человек, город и т. п.), и лексика необщеупотребительная, т. е. ограниченная в своем употреблении или территорией, или рамками социальных групп (в том числе профессиональных), или временем существования в русском языке.
Основными разрядами лексики ограниченного употребления являются диалектизмы и специальная лексика.
Диалектизмы — это слова, которые употребляются преимущественно жителями какой-либо местности. Диалектизмы являются принадлежностью народных говоров (территориальных диалектов). Например: гутарить (южнорусское) — говорить, баить (северорусское) — говорить.
Специальная лексика — это слова, употребляемые в речи представителями определенных отраслей знания и профессий. Ядро специальной лексики составляют термины — слова, обозначающие строго определенные понятия различных наук (гипотенуза — в математике: сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла; аффикс — в грамматике: морфема, заключающая в себе словообразовательное или собственно формальное значение; репрессалии — в международном праве: принудительные меры, применяемые государством в ответ на неправомерные действия другого государства).
Периферию специальной лексики составляют профессионализмы и жаргонизмы.
Профессионализмы — это слова и словосочетания, свойственные людям определенной профессии. Например: кок — повар (в речи моряков), окно — свободное время между занятиями (в речи учителей, студентов).
Жаргонизмы — это слова и выражения, используемые отдельной социальной группой с целью языкового обособления, отделения от основной части носителей языка. Например: клава — клавиатура, аська — программа общения (в компьютерном жаргоне), клипак — видеоклип, тусить — гулять, веселиться в компании (в молодежном жаргоне).
Профессионализмы и жаргонизмы находятся за пределами общелитературного языка.
К лексике ограниченного употребления относятся также устаревшие слова (историзмы и архаизмы) и новые слова (неологизмы).
Историзмы — это устаревшие слова, вышедшие из обихода в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений. Например: кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец, кибитка — крытая дорожная повозка, бекеша — мужское пальто (на меху или на вате) со сборками на талии.
Архаизмы — это устаревшие слова, называющие предметы или понятия, для которых в языке появились новые наименования. Например: сей — этот, жалованье — оклад, зарплата, ланиты — щеки.
Неологизмы — это новые слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны, необычности. Например: в 80-е гг. ХХ в. — перестройка — коренные изменения в политике и экономике, направленные на установление рыночных отношений, развитие демократии и гласности; в 90-е гг. ХХ в. — бутик — небольшой магазин дорогостоящих модных товаров, массмедиа — средства массовой информации, слоган — лозунг.
Большинство неологизмов обычно довольно быстро переходит в разряд общеупотребительных слов; некоторые неологизмы могут существовать как индивидуально-авторские новообразования, или окказионализмы (например: сливеют губы — у В. В. Маяковского, пушкиноты — у В. Хлебникова).

Стилистические разряды русской лексики

С точки зрения стилистической окраски (стилистических характеристик) лексика русского языка разграничивается на два больших разряда: 1) стилистически нейтральная лексика; 2) стилистически окрашенная лексика.
Стилистически нейтральная лексика составляет самый большой круг слов, не закрепленный за каким-либо функциональным стилем русского литературного языка (официально-деловым, научным, публицистическим, художественным или разговорным) и уместный в различных сферах общения: вода, дом, читать, трудность, белый, пятьдесят и др.
В составе стилистически окрашенной лексики выделяются прежде всего слова книжные и слова разговорные, жаргонные и просторечные.
Книжные слова свойственны книжно-письменному варианту общенационального языка. Они употребляются преимущественно в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях. Ср.: осциллограф (научн.), вышепоименованный (офиц.-дел.), воспрещается (офиц.-дел.); сплоченность (публ.), таинство (худ.-поэт.), грезы (худ.-поэт.). Существуют также общекнижные слова, например: интеллект, эрудиция, закон.
Разговорные слова — это слова, присущие разговорному стилю русского литературного языка и используемые преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного бытового общения, например: читалка, задира, тупица, вопить, хвастунишка, дедушка и др.
Разговорные слова используются в непринужденном, неформальном общении, поэтому им присуща определенная сниженность. Ср.: старец (высок.) — старик (нейтр.) — старикашка (разг., сниж.).
Просторечные слова — это слова, находящиеся за пределами литературного языка или на его периферии, но не ограниченные в своем употреблении ни территорией (в отличие от диалектизмов), ни рамками социальных групп (в отличие от жаргонизмов). Просторечные слова бывают двух типов: а) нарушающие собственно языковые нормы литературного словоупотребления (транвай вместо трамвай, туфель вместо туфля, квАртал вместо квартАл и т. п.); б) нарушающие в той или иной степени морально-этические нормы. В последний разряд входят грубовато-просторечные слова (башка — голова, притащиться — прийти); грубые просторечные слова (харя — лицо, дрянь — о человеке), а также вульгарная, нецензурная, бранная лексика, оскорбляющая достоинство человека.

Лексическая система современного русского языка

Класс: 3

Раздел «Лексика» занимает особое место в курсе русского языка в начальной школе, поскольку объектом данного раздела является слово, а «человеческий язык – это язык слов, которые в своей совокупности образуют словарный состав языка, или лексику» (Современный русский язык, 2018, 181). Слово является основной номинативной единицей языка, и поэтому на этом языковом материале изучаются другие разделы языка: морфемика, морфология, синтаксис.

Важность изучения лексических понятий обусловлена многими факторами. Прежде всего следует отметить, что младшие школьники испытывают трудности при выражении мыслей, как в устной, так и в письменной форме. Причина многочисленных речевые ошибок и неточностей заключается в том, что учащиеся не знают лексического значения многих часто употребляемых слов, не знакомы с правилами сочетаемости слов в русском языке. И поэтому знакомство с лексическими ресурсами русского языка необходимо младшим школьникам, так как поможет детям осознать семантику тех или иных лексических единиц и осознать их синтагматические и парадигматические связи, на основе которых создаются устные и письменные тексты. Следует подчеркнуть, что именно теоретические сведения о слове как лексической единице являются основой работы по обогащению словарного запаса учащихся.

Важность и сложность раздела «Лексика» требует поиска особых форм, приемов, методов работы. И поэтому методически целесообразно начать систематическое знакомство с основными понятиями лексики с материала, который хорошо знаком детям и вызывает у них живой отклик, а именно — с краеведческого материала. Включение регионально маркированного языкового материала в структуру уроков русского языка в начальной школе позволяет изучать лексические факты на знаком для детей материал. Краеведческий материал позволяет в процессе изучения лексики показать младшим школьникам взаимоотношения литературного языка с диалектом, познакомить с лексикой общенационального языка. Это дает возможность интенсифицировать учебный процесс, одновременно выполняя задачи учебного курса: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции. Между тем специальных исследований по изучению возможностей использования регионального языкового материала в процессе раздела «Лексика» в развитии языковой личности младшего школьника не было проведено.

Объектом лексикологии является слово, которое является главной номинативной единицей языка. «Слово – основная единица лингвистики, через которую в школе изучаются практически все разделы русского языка. И поэтому методически целесообразно начать систематическое знакомство с закономерностями языка в школе с единицы, которая наиболее знакома и проста для изучения – со слова, или, как говорят лингвисты, лексемы» (Антонова, 2007, 270).

Однако работа по лексике в начальной школе не получила достаточного лингвистического и методического обоснования. Между тем, изучение раздела «Лексика» дает возможность показать ученикам многогранность лексических отношений и связей между словами, что в свою очередь позволит интенсифицировать учебный процесс, одновременно выполняя задачи курса «русский язык»: формировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенцию.

Проблема изучения лексики, как и других разделов программы, в школьном курсе русского языка определяется состоянием изученности данного языкового явления в лингвистике. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о том, в какой мере лингвистические исследования в области лексикологии могут служить теоретической основой работы по изучению раздела «Лексика» в процессе начального языкового образования.

В основе термина «лексика» лежит греческое слово lexikos , которое значит «относящийся к слову». Следовательно, лексикой принято называть словарный (или лексический) состав того или иного языка. «Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности» (Современный русский язык, 2018, 181).

Теорией слова, лексикологией, семантикой занимались выдающиеся русские лингвисты: Н.Д.Арутюнова, О.С.Ахманова, Л.А.Введенская, Э.В.Кузнецова, М.Р.Львов, С.И.Ожегов, А.А.Уфимцева, Ф.П.Филин, М.И.Фомина, Н.М.Шанский, Д.Н.Шмелев и многие другие.

Словарный состав русского языка включает около полумиллиона слов. При этом словарный состав языка членится на различные пласты, или ярусы. Так, в лексике русского языка выделяют слова исконно русские и слова заимствованные, выделяют слова нейтральные и стилистически маркированные, среди которых в свою очередь рассматривают лексемы книжные, разговорные, просторечные. Также в лексическом составе языка представлены слова общенародные и социально ограниченные, слова актуальные в данное лингвистическое время и слова, вышедшее из потребления. Таким образом, «все социальные — экономические и политические, общественные и индивидуальные, временные и территориальные, культурные и др. – преобразования в жизни общества реализуются лексикой русского языка» (там же, 181).

Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, именуется лексикологией. Ж.Марузо в своем «Словаре лингвистических терминов» определяет лексикологию, как «изучение словарного состава, представленного в лексических единицах, т.е в словах и выражениях, рассматриваемых либо со стороны их значения, либо со стороны их формы» (Марузо, 2004, 146). Из данного определения следует, что в лексикологии изучаются различные вопросы, связанных с разными сторонами функционирования лексических единиц. «В лексикологии рассматриваются: 1) слово и его значение; 2) система взаимоотношений слов; 3) история формирования современной лексики; 4) социально-стилевое функционирование слов в различных сферах речи – книжной, разговорной, научной, публицистической» (Современный русский язык, 2018, 182).

Лексика как один из ярусов языка характеризуется одной существенной особенностью, отличающей его от других языковых уровней. Это отличие заключается в том, что лексика непосредственно обращена к окружающей действительности, и как следствие, в ней находят отражения все изменения, которые имеют место в социальной действительности. «Непосредственное воздействие внеязыковой действительности на лексику обуславливает ее подвижность – в языке постоянно отмечается не только появление новых слов (и новых значений), вытеснение устаревших, утрачивающих свою актуальность обозначений, но и стилистическое перераспределение различных групп лексики, изменение лексической и синтаксической сочетаемости слов и т.д. (Русский язык. Энциклопедия, 1997, 208).

Разделом лексикологии в лингвистической литературе называется семасиология, объектом которой является значение лексических единиц. Именно слова отличаются от других единиц языка (звуков, морфем, предложений) тем, что имеют определенное значение, закрепленное за ними в системе языка. «Слова представляют собой «непосредственные наименования отдельных явлений действительности: предметов, признаков, процессов и т.д.

Большинство ученых рассматривают «лексическое значение слова как отображение предмета действительности (явления, отношения, качества, процесса) в сознании, закрепленное за определенным звуковым комплексом» (Шмелев, 2003, 55). «Лексическое значение слова является внутренней содержательной стороной слова и представляет собой сложную структуру, в которой выделяются денотативный и сигнификативный аспекты. Все аспекты лексического значения слова составляют смысловое поле слова (смысл), который можно представить как набор содержательных единиц – сем. Только знание полного набора присущих данному слову сем даст представление о лексическом значении слова» (Ахманова, 2004, 27).

В значении слова отражаются и те связи, которые устанавливает человеческое мышление между предметами, явлениями, когда, например, сходные в чем-то предметы получают общее наименование (язык колокола, язык пламени)» (Современный русский язык, 2018, 183).

Кроме семантики лексических единиц, объектом семасиологии являются также и те отношения, в которые вступают слова в русском языке. Так, выделяются слова, имеющие сходное или близкое значение (родина, отчизна, отечество; лошадь, кляча; битва, бой, сеча и т.п.), слова, имеющие противоположное значение (богатый – бедный, жадный – щедрый, день – ночь и т.п.). Наличие таких отношений следует учитывать в процессе начального языкового образования, так как значение слова определяется не только способностью слова обозначать те или иные «отрезки» действительности, но и особенностями связей и отношений этого слова с другими лексическими единицами (синонимическими, антонимическими), особенностям его сочетаемости.

Понятия о системных отношениях, существующих в лексике, обязательно используется в современной практике языкового образования в начальной школе, так как знакомство с антонимическими, синонимическими связями слов позволит более полно раскрыть перед учащимися значения изучаемых слов, а младшим школьникам усвоить нормы их употребления. Сопоставление условий употребления слов-синонимов и слов-антонимов даёт возможность вскрыть глубокие характеристики слов и их семантические связи.

Еще одними аспектом изучения слова в лексикологии является стилистическое расслоение лексики того или иного языка, в соответствии с которым в научной лингвистической литературе описывается лексика нейтральная в стилистическом отношении, которая является основой словарного состава языка (дом, книга, читать, бежать, идти, белый, новый, большой и т.п.). Этой лексике противопоставлена лексика, употребление которой ограничивается теми или иными условиями речевого общения (профессиональная лексика, официально-деловая лексика, жаргонная лексика, лексика разговорная и просторечная и т.п.).

Важной задачей лексикологии является определение происхождения лексических единиц. С этой точки зрения выделяют слова исконные и заимствованные из других языков. Кроме того, в лексикологии анализируются причины, в соответствии с которыми слова выходят из активного речевого обихода, то есть устаревают. В соответствии с этим выделяют актуальную лексику и лексику устаревшую.

Различные аспекты изучения слова в лексикологии (происхождение, стилистическое расслоение и т.п.) важны в методическом отношении. Дело в том, что для учащихся начальной школы трудны для понимания прежде всего устаревшие слова и неологизмы, трудности также вызывают слова иноязычные, и слова, принадлежащие к книжной и сниженной лексике.

Слово — это основная единица языка. По мнению большинства лингвистов (В.В.Виноградов, Е.М.Галкина-Федорук, Ф.Ф.Фортунатов, Л.В.Щерба, Д.Н.Шмелев, Л.Л.Касаткин и др.), «слово является основной, то есть базисной единицей языка, занимая в его структуре ключевые позиции» (Виноградов, 1972, 20).

В современной лексикологии имеется около двухсот дефиниций слова. Наиболее общепризнанным в настоящий момент является определение лингвиста Д.Н. Шмелева, которое мы приведем далее: «Слово – это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью» (Шмелев, 2003, 15).

Слово двояко по своей природе: с одной стороны, оно имеет внешнее — звуковое — оформление, с другой стороны, словом можно считать только такой звук или комплекс звуков, который соотносится с каким-либо явлением действительности: называет предмет, живое существо, процесс, признак, свойство, действие и т.п. (стена, книга, организация, чай, воробей, умный, добрый, рисовать, считать и т.п.). Эта связь с тем или иным явлением действительности называется лексическим значением слова.

Таким образом, слово является важнейшей номинативной единицей языка, это основной строевой элемент языка. Из слов складываются словосочетания, а из словосочетаний – предложения. Слово как элемент лексической системы языка может быть изучено и описано с разных точек зрения. Эти связи слова (лексемы) рационально показать детям в процессе обучения, так как именно такой подход будет способствовать формированию цельной языковой личности, формированию в сознании младшего школьника реальной языковой картины мира. Задача учителя – не только научить детей словам, объяснить их лексическое значение, ввести в лексикон обучающегося, но что еще более важно, воспитать бережное и заинтересованное отношение к слову.


источники:

http://infourok.ru/lekciya-po-leksike-russkogo-yazyka-4433510.html

http://urok.1sept.ru/articles/682940