Как найти орфограмму в приставке корне суффиксе

«Орфограмма»

Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.

Типы орфограмм:

Орфограмма-буква Орфограмма-пробелОрфограмма-дефис
(реч ь , ст е на, О ля)(в _ тайне, не _ знаю)(что — либо, ярко — синий)

Виды орфограмм:

Орфограмма может быть в любой части слова: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.

Правописание приставокПравописание корнейПравописание суффиксовПравописание окончаний
Неизменяемые приставки.Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок).Суффиксы разных частей речи.Е и И в окончаниях.
Приставки на З-С.Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные).О и Е после шипящих и Ц.О и Е после шипящих и Ц.
Приставки ПРЕ-, ПРИ-.Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.Гласные в окончаниях прилагательных и причастий.

Опознавательные признаки орфограмм

Гласные: безударность; гласные после шипящих и Ц.

Согласные: конец слова, стечение согласных, Н или НН в суффиксах.

ь неразделительный: мягкие согласные, шипящие на конце слова, -тъся на конце неопределённой формы глаголов.

ъ и ъ разделительный: звук [j’] после согласных и перед гласными.

Прописные (заглавные) буквы: начало предложения; наличие имён собственных и собственных наименований.

Дефис: сложные слова, приставки кое-, в-, по-, суффиксы -нибудъ, -либо, -то, частицы -то, -ка.

Слитные и раздельные написания не, ни, бы, же; предлоги.

Чёрточка (при переносе): конец строки

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Раздел. Правописание частей слова.

Тема.В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Определять, что такое приставка, корень, суффикс, окончание основа, находить в разных частях слова орфограммы.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа, орфограмма, безударная гласная, парная звонкая и глухая согласная.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • как определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
  • определять в частях слова орфограммы;
  • приводить примеры слов с разными орфограммами.

Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Чем они отличаются друг от друга?

Как видно, рисунки изображают слова: пришёл, дарить, маленький, в норе. В этих словах безударный гласный, который надо проверять, находится в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.

Рассмотрим другие рисунки. Прочитаем подписи. Чем они отличаются друг от друга?

Как видно рисунки изображают слова: сгореть, дуб, пирожок, нет грибов. В этих словах парный согласный, который надо проверять, находится в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.

  • как определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
  • определять в частях слова орфограммы;
  • приводить примеры слов с разными орфограммами.

Рассмотрим таблицу. Определим на основе таблицы опознавательные признаки орфограммы (ошибкоопасные места).

Алгоритм по русскому языку на тему»Правописание корней,приставок,суффиксов»

«Алгоритм правописания орфограмм корня, приставки, суффикса и окончания.»

Разработчик : Каражелез В.М.,учитель русского языка и литературы,1 квалификационная категория. МКОУ »Закопская СШ» ,2015-2016 уч. г.

Алгоритм правописания орфограмм корня, приставки суффикса и окончания.

2. Нахожу гласную или согласную в слабой позиции ( для гласных – безударная, для согласных-2-3 согласных , стоящих рядом)

3 .Определяю, в какой морфеме орфограмма : в приставке, в корне, , в суффиксе , в окончании.

4. Если орфограмма в корне , выясняю путем подбора однокоренных слов проверяемая эта безударная гласная или нет. Если проверяемая, вспоминаю правило : чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы этот безударный гласный стал ударным.

Пример :л…сной — л е с .Непроверяемую гласную в корне находим в орфографическом словаре : барабан, волейбол, газета .

Кроме того, помни, существуют корни с чередующимися гласными а/ о, е/и. Такие корни с безударной гласной не проверяются . Запомни : в корнях –гар—гор-, — зар—зор выбор гласной зависит о ударения, под ударением- в корне –гар пиши а , без ударения – 0. В корнях –зар –зор- наоборот, под ударением – о, без ударения –а.

Пример: загар -горели, зорька-заря. В корнях –кас-кос правописание а/о зависит от наличия суффикса — а : есть –а-пиши в корне-а, нет –а, пиши-о.

В корне -лаг-лож перед –г пишу –а, перед –ж-о-.

Пример: коснуться- касаться, излагать, но изложить.

В корнях –бер-бир правописание е/и зависит от последующей гласной — а-: если она есть , пиши –и-, нет –е -.

Пример : собираем- соберем, задираем- задерем, замираем- замер, вытираем- вытер.

Есть еще корни с чередующейся гласной а/ о, правописание которых зависит от сочетания – ст- или-щ-. Если оно есть- пиши – а-, нет –о.

Пример : выращивать , но выросли. Исключение составляют слова : Ростислов, Ростов, росток, отрасль.

Кроме названных орфограмм- гласных , в корне слов существуют орфограммы – согласные . Парный звонкий и глухой согласный проверяется так: измени слово так , чтобы после согласной стоял гласный.

Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне

слова , надо так изменить слово, чтобы этот согласный слышался отчетливо.

Пример : праздник- празден, участвовать – участие, но чувствовать.

В корнях при чередовании е-ё после шипящей под ударением пиши –ё, без ударения-е.

Шёпот-шептать, но : шов, шорох

5. Если орфограмма в приставке , вспоминаем , есть приставки , которые пишутся всегда одинаково : о, об, над, под, от, пред, в, с, пере, до. ,и есть приставки на з -, с- (их правописание зависит от последующей согласной: перед звонкими согласными пиши — з, перед глухими (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) -с .

Помни: перед всеми согласными пишу с- , т.к. нет приставки з- ; например, сбегать, сжечь, сделать.

Задание: вставить пропущенную букву, используя алгоритм орфограмма в приставке на –з-с-.

1.В умной беседе ума набраться, в глупой- свой ра(с,з)терять. 2.Рыбак рыбака видит и(с,з,)далека. 3.За все браться- ничего не (с,з)делать. 4.Бе(с,з)донной кадки водой не наполнишь. 5.Кашу маслом не и(с, з) портишь. Глупый осудит, а умный ра(с,з) удит.(Пословицы)

В приставках пре- — при- выбор гласной зависит от содержания слова , значения приставки. Приставка при- имеет значение приближения, присоединения, близость и неполное действие .

при бывать (в город), при городный (поезд), при сесть (на диван), пришить (пуговицу) Приставка пре — = очень, пере. Пример: пре ступник = пере, человек, переступивший закон, пре красная — = очень красивая.

Задание: вставить пропущенные буквы, используя алгоритм правописания приставки пре- при.

1.Что в детстве (при,пре)обретешь, на то в старости обопрешься.

2. Беспечность- родня (пре, при)ступления.3.Солнце одно, а всех по-разному (при, пре) гревает.4.Опытному воину река- не (пре, при)града.5.(Пре, при)зрение к смерти рождает героя.6.Все (пре, при)красные чувства весят меньше, чем одно доброе дело.

6.Если орфограмма в окончании , по вопросу определяем часть речи. Если это имя существительное, определяю склонение и падеж имени существительного, в 1 скл. в Д, П, падежах –е, в Р.п-и, во 2 склонении- в П. п –е, В 3 склонении –в Р.,Д.,П.п.-и, но в существительных на ия( армия) в Р.,Д,П.п.-пиши и , в существительных на –ий(санаторий) в П.п. пиши и.

БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, полных причастий, порядковых числительных, указательных, определительных , притяжательных местоимений ОПРЕДЕЛЯЙ ПО ВОПРОСАМ от опорного слова, КРОМЕ МУЖСКОГО РОДА (КАКОЕ ОКОНЧАНИЕ В ВОПРОСЕ, ТАКОЕ и в этих частях речи ) .

Безударные личные окончания глаголов проверяй по неопределенной форме .1 спр.: — ешь, ет, —-ем, -ете, -ут, -ют; — пиши –е ; 2 спр.:-ишь, -ит, -им,-ите,-ат,-ят — пиши -и. Исключение составляют глаголы брить , стелить1 спряжение) , 7 глаголов на –еть: смотреть , видеть, ненавидеть, терпеть , вертеть, обидеть, зависеть( 2 спряжение) и 4 глагола на – ать: слышать, гнать, дышать, держать( 2 спряжение).

О-Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах зависит от ударения . Под ударением –о, без ударения –ё.

Но : бережёшь, учёба.

Нч, ЧК, чн, ;нщ, щн, рщ : кончить, речной, почка, каменщик, помощник, сборщик

Имена существительные с основой на шипящий пишутся так:

Задание: вставить пропущенные буквы, используя алгоритм правописания гласной после шипящей и ц .

Перелетные птиц( ы ,и) ,рыболовный крюч( ок , ёк), ц ,и)ганский табор, смешная девч( онк , ёнк)ка, сестриц( ын , ин) наказ, красться на ц( ы, и почках), зло ц( ы , и)кнуть, жареный ц( ы , и)пленок, первая ц( и , ы)фра, почтовая станц( и , ы)я, огромной луж( е , о)й, ; острый меч…, простой карандаш…, новый плащ…, полевая мыш…, младшая доч…, темная ноч…,мешок груш…, много луж…, решение задач… .

В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. «Русский язык.Теория.5-9классы», учебник для общеобразовательных школ.»Дрофа», М., 2010 год

.2.Лингво-страноведческий словарь»Русские пословицы и поговорки».В.П.Фелицына,Ю.Е.Прохоров.М., ИЗДАТЕЛЬСТВО « Русский язык», 1979 год.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5303/conspect/

http://infourok.ru/algoritm-po-russkomu-yaziku-na-temupravopisanie-korneypristavoksuffiksov-2694769.html