Как найти суффикс 3 класс школа россии

Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК «Школа России»).

Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова;

2. Формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока32.5 КБ
Презентация2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

I. Организационный момент

III. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1) Землю согрело, не опоздай с посевом . ( Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь (т. е. каково обработаешь, сколько назему, каковы семена и пр.).

2) Разлитую воду не соберёшь . ( Пролитого не подберешь.)

— Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите приставки.

IV. Самоопределение к деятельности

— Спишите слова. Выделите в них корень.

Столик, пенёк, лётчик.

— Назовите окончания. ( Нулевые окончания .)

— Объясните лексическое значение каждого слова.

Столик – это небольшой стол для посетителей в ресторане, столовой, для служебных надобностей.

Пенёк — нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломленного дерева вместе с оставшимися в земле корнями.

Летчик — специалист, управляющий самолет, вертолетом. Синоним – пилот.

— Сравните слова по составу. Чем они похожи? ( Состоят из корня и части после корня .)

— Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)

— Как называется часть слова, которая стоит после корня? ( Суффикс .)

— Прочитайте группы слов.

— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?

— С помощью какой части слова образованы новые слова?

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое суффикс?

— Для чего служат суффиксы?

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?

— Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. ( Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-ск-) .)

— Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-? ( Русский, конских .)

— А как называют жителей нашего города (села)?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. ( Оценка .)

Корень — с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же — в космос проник. ( Спутник .)

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

— Разделите их на две группы. ( 1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород .)

— По какому признаку вы разделили слова? ( В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй — с помощью приставок .)

— Что такое приставка? Для чего она служит?

— Что такое суффикс? Для чего он служит?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Записать десять слов с суффиксами.

Resource id #5698

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок р усского языка 11 ноября 2013 года 1

О ди нн а д цатое н о ября. 2 Землю согрело, не опоздай с посевом. 2) Разлитую воду не соберёшь.

О ди нн а д цатое н о ября. 3 Столик, пенёк, лётчик.

О ди нн а д цатое н о ября. 4 Тема урока «Что такое су фф икс? Как найти в слове су фф икс?»

Суффикс – это неизменяемая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов и форм слова: б арабан — барабанщик О ди нн а д цатое н о ября. 5

О ди нн а д цатое н о ября. 6

О ди нн а д цатое н о ября. 7 Корень мой находится в цене. В очерке найдите приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале.

О ди нн а д цатое н о ября. 8 Корень мой находится в цен е. В о черке найдите приставку мне. Суффикс мой в тетрад к е вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале.

О ди нн а д цатое н о ября. 9 Корень — с дорогой роднится, В сборе приставка таится, Суффикс как в слове дневник. Целым же — в космос проник.

О ди нн а д цатое н о ября. 10 Корень — с дорогой род нится, В с боре приставка таится, Суффикс как в слове днев ник . Целым же — в космос проник.

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт. О ди нн а д цатое н о ября. 11

О ди нн а д цатое н о ября. 12

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе «Сложные слова»Цель: обобщить и систематизировать знания о сложных словах.Задачи: Обучающие: повторение значимых частей слова.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» (УМК «Школа России»).Цель: 1. Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правиль.

Урок изучения нового материала в разделе: «Формы слова». Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК «Школа России».

Урок русского языка в 3-м классе «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?». УМК «Школа России».

Презентация к уроку.

Распознавать части речи на основе усвоенных признаков.

Создание условий для овладения обучающимися знаниями о суффиксе;для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения.

Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»3 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Красноватрасская средняя школа

Проект урока по теме: «Что такое суффикс?

Как найти в слове суффикс?»

Учебный предмет: Русский язык

Выполнила учитель начальных

классов МБОУ «Красноватрасская СШ»

Горячкина Валентина Николаевна

Первая квалификационная категория.

Учебный предмет: Русский язык

УМК «Школа России»

Тема урока : «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Тип урока: изучение нового материала

познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

составить алгоритм нахождения суффикса в словах;

— способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе

— выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму

— образовывать новые слова с заданными суффиксами.

Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;

Регулятивные : опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

— осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

— овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное

отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.

Оборудование : учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: М.: Просвещение, 2016год, методическое пособие.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

К данному уроку учащиеся познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс. Словообразование

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?

На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.

  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.

— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.

В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.

— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.

— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.

— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.

Михаил Васильевич улыбнулся.

— Нельзя, говорите, а почему?

— Человек, человечишко не может гордо шагать.

Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.

Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .

Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.

Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Укажите, как найти суффикс в слове.

  1. Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
  2. Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
  3. Найти слова, противоположные по смыслу.

Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.

Укажите слово с суффиксом.

Укажите все слова с суффиксами.

Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-chto-takoe-suffiks-kak-najti-v-slove-suffiks-3-klass-4922161.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4388/conspect/