Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Суффикс, корень, образование слов.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
- находить суффикс в слове;
- приводить примеры слов с разными суффиксами.
Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?
На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.
- находить суффикс в слове;
- приводить примеры слов с разными суффиксами.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.
Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.
— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.
В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.
— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.
— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.
— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.
Михаил Васильевич улыбнулся.
— Нельзя, говорите, а почему?
— Человек, человечишко не может гордо шагать.
Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.
Как найти в слове суффикс?
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.
Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .
Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.
Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.
- Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Суффикс – это значимая часть слова.
Укажите, как найти суффикс в слове.
- Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
- Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
- Найти слова, противоположные по смыслу.
Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
Укажите слово с суффиксом.
Укажите все слова с суффиксами.
Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.
Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК «Школа России»).
Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова;
2. Формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 32.5 КБ |
Презентация | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
I. Организационный момент
III. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1) Землю согрело, не опоздай с посевом . ( Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь (т. е. каково обработаешь, сколько назему, каковы семена и пр.).
2) Разлитую воду не соберёшь . ( Пролитого не подберешь.)
— Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите приставки.
IV. Самоопределение к деятельности
— Спишите слова. Выделите в них корень.
Столик, пенёк, лётчик.
— Назовите окончания. ( Нулевые окончания .)
— Объясните лексическое значение каждого слова.
Столик – это небольшой стол для посетителей в ресторане, столовой, для служебных надобностей.
Пенёк — нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломленного дерева вместе с оставшимися в земле корнями.
Летчик — специалист, управляющий самолет, вертолетом. Синоним – пилот.
— Сравните слова по составу. Чем они похожи? ( Состоят из корня и части после корня .)
— Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Как называется часть слова, которая стоит после корня? ( Суффикс .)
— Прочитайте группы слов.
— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?
— С помощью какой части слова образованы новые слова?
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что такое суффикс?
— Для чего служат суффиксы?
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?
— Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. ( Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-ск-) .)
— Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-? ( Русский, конских .)
— А как называют жителей нашего города (села)?
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Корень мой находится в цене.
В очерке найдите приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. ( Оценка .)
Корень — с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс как в слове дневник.
Целым же — в космос проник. ( Спутник .)
Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.
— Разделите их на две группы. ( 1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород .)
— По какому признаку вы разделили слова? ( В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй — с помощью приставок .)
— Что такое приставка? Для чего она служит?
— Что такое суффикс? Для чего он служит?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Записать десять слов с суффиксами.
Resource id #5698
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок р усского языка 11 ноября 2013 года 1
О ди нн а д цатое н о ября. 2 Землю согрело, не опоздай с посевом. 2) Разлитую воду не соберёшь.
О ди нн а д цатое н о ября. 3 Столик, пенёк, лётчик.
О ди нн а д цатое н о ября. 4 Тема урока «Что такое су фф икс? Как найти в слове су фф икс?»
Суффикс – это неизменяемая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов и форм слова: б арабан — барабанщик О ди нн а д цатое н о ября. 5
О ди нн а д цатое н о ября. 6
О ди нн а д цатое н о ября. 7 Корень мой находится в цене. В очерке найдите приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале.
О ди нн а д цатое н о ября. 8 Корень мой находится в цен е. В о черке найдите приставку мне. Суффикс мой в тетрад к е вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале.
О ди нн а д цатое н о ября. 9 Корень — с дорогой роднится, В сборе приставка таится, Суффикс как в слове дневник. Целым же — в космос проник.
О ди нн а д цатое н о ября. 10 Корень — с дорогой род нится, В с боре приставка таится, Суффикс как в слове днев ник . Целым же — в космос проник.
Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт. О ди нн а д цатое н о ября. 11
О ди нн а д цатое н о ября. 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе «Сложные слова»Цель: обобщить и систематизировать знания о сложных словах.Задачи: Обучающие: повторение значимых частей слова.
Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» (УМК «Школа России»).Цель: 1. Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правиль.
Урок изучения нового материала в разделе: «Формы слова». Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК «Школа России».
Урок русского языка в 3-м классе «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?». УМК «Школа России».
Презентация к уроку.
Распознавать части речи на основе усвоенных признаков.
Создание условий для овладения обучающимися знаниями о суффиксе;для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения.
Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»3 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Красноватрасская средняя школа
Проект урока по теме: «Что такое суффикс?
Как найти в слове суффикс?»
Учебный предмет: Русский язык
Выполнила учитель начальных
классов МБОУ «Красноватрасская СШ»
Горячкина Валентина Николаевна
Первая квалификационная категория.
• Учебный предмет: Русский язык
• УМК «Школа России»
• Тема урока : «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
• Тип урока: изучение нового материала
— познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;
— составить алгоритм нахождения суффикса в словах;
— способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе
— выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму
— образовывать новые слова с заданными суффиксами.
Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;
Регулятивные : опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
— осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
— овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное
отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.
Оборудование : учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: М.: Просвещение, 2016год, методическое пособие.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
К данному уроку учащиеся познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс. Словообразование
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/12/01/konspekt-i-prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka-chto
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-chto-takoe-suffiks-kak-najti-v-slove-suffiks-3-klass-4922161.html