Составное глагольное сказуемое
О чем эта статья:
Определение составного глагольного сказуемого
Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:
Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.
Правило СГС выглядит так:
составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив
Схема построения составного глагольного сказуемого
Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:
Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:
начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.
Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:
мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:
Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.
Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.
Основные вспомогательные глаголы
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
Фразеологические сочетания
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
Составное глагольное сказуемое – что это такое и чем оно отличается от простого – объясняю понятным языком и учу правильно находить это сказуемое в тексте
Сказуемое, в котором есть вспомогательный глагол и инфинитив.
Составное глагольное сказуемое – это сказуемое, в котором есть вспомогательный глагол и инфинитив. Например: «Я люблю читать», «Кот начинает мурлыкать».
Два компонента составного глагольного сказуемого
Вспомогательные глаголы нужны для двух целей:
- Выражать грамматическое значение.
- Дополнять лексическое значение инфинитива.
Главное у них – грамматическое значение. То есть информация о времени, наклонении, лице, числе. Смотрите:
- Повар закончил печь пирожки. Закончил – вспомогательный глагол, который дает нам информацию о том, что время прошедшее, наклонение изъявительное, число множественное. Про лицо мы не узнаем, потому что в прошедшем времени его нет.
- Я хотел бы научиться водить машину. Хотел бы – вспомогательный глагол, который информирует нас о том, что наклонение сослагательное, число – единственное.
- Я умею играть на аккордеоне. Умею – тоже вспомогательный глагол. Он сообщает нам, что наклонение изъявительное, время – настоящее, лицо – первое, число – единственное.
Помимо этого вспомогательные глаголы дают и некоторое лексическое значение. Например:
- Я начал учиться на права. Когда мы читаем слово «начал» мы кроме информации о грамматическом значении получаем информацию о том, что что-то началось.
- Мой друг любит читать книги – кроме грамматического значения узнали об отношении человека к чтению.
- Я могу переводить с английского – узнали о том, умеет ли человек выполнять определенное действие – переводить.
Инфинитив никакого грамматического значения не выражает. Он несет информацию только о лексическом значении. То есть о каком-то конкретном действии:
- Я люблю танцевать – то есть выполнять определенные танцевальные движения.
- Я не могу уснуть – перестать бодрствовать и погрузиться в сон.
- Моя собака хочет есть – ее организму нужна еда.
Из-за того, что инфинитив «умеет» выражать только лексическое значение, ему нужна «помощь» для выражения грамматики. То есть нужен как раз «вспомогательный глагол».
Как подчеркивать СГС в предложении
Как обычное сказуемое – двумя чертами. Можно их не прерывать, потому что вспомогательный глагол и инфинитив – это одно составное сказуемое. Единое целое.
По правилам методики надо еще подписывать под этим сказуемым аббревиатуру «СГС», но мы вот в школе так не делали. Спросите у своего учителя, как правильно, и подчеркивайте так, как он скажет.
Осложненное глагольное сказуемое
Вот это самое сложное. СГС может по-разному осложняться и надо суметь не запутаться.
Прежде чем читать дальше, прочитайте вот эти две моих статьи:
Они вам помогут лучше понять все осложнения.
СИС + инфинитив
Пример: «Мне можно купаться», «Я должен работать». Мы здесь наблюдаем глагол-связку, именную часть, которая выражена кратким прилагательным «должен» и наречием «можно», и инфинитив, по которому как раз и относим сказуемое к составному глагольному.
Чтобы увидеть связку, поставим предложения в прошедшее время:
- Мне можно БЫЛО купаться.
- Я должен БЫЛ работать.
Два вспомогательных глагола + инфинитив.
Это бывает, когда нам с помощью модальных глаголов надо выразить одновременно два дополнительных лексических значения. Например: «Я мечтал начать учиться». «Мечтал» выражает мое отношение к действию, «начать» сообщает о «стадии» этого действия, ну а инфинитив называет само действие.
СИС + СГС
Это когда комбинируются оба варианта, которые я описал выше. Смотрите: «Мне можно было работать». Разбираем:
- Было – связка для СИСа.
- Можно – наречие, то есть именная часть нашего СИСа.
- Работать – инфинитив СГС.
Вспомогательного глагола тут как бы нет, потому что «помощь» оказывает связка СИСа – она выражает грамматическое значение, сообщает нам о том, что наклонение изъявительное, время прошедшее, число единственное.
В принципе, вот это всё.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на мою рассылку. Раз в неделю я буду присылать вам свои лучшие статьи по теме Образование. В ближайшие 5-6 месяцев я планирую выписать весь русский язык. Потом, может быть, другие авторы будут писать по остальным предметам.
Обязательно прочитайте статьи про глагол. Иначе всегда будете путаться в сказуемых:
Посмотрите вот эти статьи с курсами по русскому. Они помогают эффективно готовиться к экзаменам, я собрал в них материалы для всех классов:
Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите мне, сумел ли я вам объяснить, что такое простое глагольное сказуемое, или у вас остались вопросы. Буду благодарен, если скажете, как вам общий стиль текста – легко его читать или сложно, достаточно ли примеров и пр.
Составное глагольное сказуемое. Определение и примеры
Составное глагольное сказуемое — это главный член предложения, выраженный вспомогательным глаголом и неопределённой формой смыслового глагола.
В предложении сказуемое может быть составным глагольным. Оно складывается из вспомогательного глагола-связки со стёртым лексическим значением и инфинитива. Приведем примеры предложений из художественной литературы с составным глагольным сказуемым.
Рассмотрим более подробно компоненты составного глагольного сказуемого, которое условимся далее обозначать аббревиатурой СГС.
Глагол-связка в составном глагольном сказуемом
Необходимым компонентом СГС является вспомогательный глагол, или глагол-связка.
Глагол-связка обозначает грамматическое значение наклонения, времени, числа, лица или рода. Он не обладает полноценным лексическим значением, а может выражать временные значения действия:
- начало (начать, стать, приняться, пуститься, броситься, кинуться и пр.);
- продолжение (продолжать, остаться);
- окончание (кончить, перестать, бросить, окончить, закончить, закончиться и пр.).
С самого утра начал н акрапывать мелкий осенний дождь .
Уже вторые сутки шторм п родолжал б ушевать на море.
Мастер закончил полировать деревянную шкатулку.
В качестве связки могут выступать
а) глаголы со значением желания, волеизъявления
- хотел научиться;
- стремился уехать;
- решил остаться;
б) модальные глаголы, выражающие способность или неспособность к действию
- могу объяснить;
- устал повторять;
- успел вернуться;
в) некоторые безличные глаголы
- стоит узнать;
- приходится спешить;
- следует ответить.
Чем выражается связка в составном глагольном сказуемом?
В качестве вспомогательной части составного глагольного сказуемого могут использоваться слова других частей речи:
1) краткие имена прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её, но с другим лексическим значением
- должен рассказать;
- рад познакомиться;
- готов помочь;
2) имена существительные
- мастер балагурить;
- охотница сплетничать;
- любительница поболтать;
3) слова категории состояния
- можно позвонить;
- нельзя опаздывать;
- надо успеть;
Примеры предложений из художественной литературы
Мало-помалу солнечные лучи наверху елей начали нагревать еловые шишки (М. Пришвин).
Девушки скоро перестали стесняться (К. Паустовский).
Свою постылую свободу я потерять не захотел (А.Пушкин).
Признаюсь, я не желаю с вами познакомиться (М.Лермонтов).
Уж не молодость ли хочет вернуться ко мне опять (М.Лермонтов).
Каждый день мы можем проснуться в огне (Н. Островский).
Густой снег стал валить сплошной мокрой лавиной (Кожевников).
Гудок продолжал реветь (Н. Островский).
Никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить (В. Лебедев-Кумач).
Она старалась отдалить сколько возможно минуту объяснения (Л. Толстой).
Я хочу показать вам свою работу (К. Паустовский).
Сложные случаи выражения СГС
К СГС относятся и такие, в составе которых вместо спрягаемого модального глагола выступают устойчивые словосочетания глагольного характера, которые складываются из модального глагола и существительного, например:
- имел намерение = намеревался;
- горел желанием = желал;
- терял надежду = не надеялся.
Он имел намерение встретить мать на вокзале.
Девушка не теряла надежду успешно сдать вступительные экзамены.
Незнакомец сделал усилие улыбнуться , но это у него не получилось.
Составное глагольное сказуемое может содержать во второй части неделимое словосочетание с инфинитивом, например:
Парень не мог потерять надежду = Парень не мог надеяться.
Спортсмен мечтал одержать победу на Олимпиаде = Спортсмен мечтал победить на Олимпиаде.
Отличие СГС от синтаксической функции инфинитива
1. Научимся отличать составное глагольное сказуемое от тех случаев, когда инфинитив не образует сложного сказуемого, а является косвенным дополнением. В таких предложениях присутствует субъект действия, который выполняет основное действие, выраженное спрягаемой формой глагола, и объект, которому принадлежит действие, выраженное инфинитивом, например:
Режиссер просил подойти нас ближе к рампе.
Режиссер просил нас о чём? Чтобы мы подошли к рампе.
Режиссер просит, а подойдем мы.
Субъект — режиссер, который просит, объект — мы, которые подойдут.
Каждому принадлежит свое действие. В этом предложении нет СГС. Сказуемое является простым глагольным.
Режиссер просил (о чём?) подойти (кого?) нас ближе к рампе.
Аналогичные примеры:
Нас просили (о чём?) вернуть книги в библиотеку вовремя.
Он заставил (кого?) нас (что?) повторить урок.
2. Не относится к составному глагольному сказуемому комбинации, выраженные глаголом движения и инфинитивом, обозначающим его цель:
Мы пойдем на луг (с какой целью?) собрать букет ромашек.
Он вернулся (с какой целью?) узнать , когда состоится концерт в клубе.
Видеоурок
http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe-primeryi.html