Как найти в тексте составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

О чем эта статья:

Определение составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Правило СГС выглядит так:

составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Схема построения составного глагольного сказуемого

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.

Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Составное глагольное сказуемое – что это такое и чем оно отличается от простого – объясняю понятным языком и учу правильно находить это сказуемое в тексте

Сказуемое, в котором есть вспомогательный глагол и инфинитив.

Составное глагольное сказуемое – это сказуемое, в котором есть вспомогательный глагол и инфинитив. Например: «Я люблю читать», «Кот начинает мурлыкать».

Два компонента составного глагольного сказуемого

Вспомогательные глаголы нужны для двух целей:

  1. Выражать грамматическое значение.
  2. Дополнять лексическое значение инфинитива.

Главное у них – грамматическое значение. То есть информация о времени, наклонении, лице, числе. Смотрите:

  1. Повар закончил печь пирожки. Закончил – вспомогательный глагол, который дает нам информацию о том, что время прошедшее, наклонение изъявительное, число множественное. Про лицо мы не узнаем, потому что в прошедшем времени его нет.
  2. Я хотел бы научиться водить машину. Хотел бы – вспомогательный глагол, который информирует нас о том, что наклонение сослагательное, число – единственное.
  3. Я умею играть на аккордеоне. Умею – тоже вспомогательный глагол. Он сообщает нам, что наклонение изъявительное, время – настоящее, лицо – первое, число – единственное.

Помимо этого вспомогательные глаголы дают и некоторое лексическое значение. Например:

  1. Я начал учиться на права. Когда мы читаем слово «начал» мы кроме информации о грамматическом значении получаем информацию о том, что что-то началось.
  2. Мой друг любит читать книги – кроме грамматического значения узнали об отношении человека к чтению.
  3. Я могу переводить с английского – узнали о том, умеет ли человек выполнять определенное действие – переводить.

Инфинитив никакого грамматического значения не выражает. Он несет информацию только о лексическом значении. То есть о каком-то конкретном действии:

  1. Я люблю танцевать – то есть выполнять определенные танцевальные движения.
  2. Я не могу уснуть – перестать бодрствовать и погрузиться в сон.
  3. Моя собака хочет есть – ее организму нужна еда.

Из-за того, что инфинитив «умеет» выражать только лексическое значение, ему нужна «помощь» для выражения грамматики. То есть нужен как раз «вспомогательный глагол».

Как подчеркивать СГС в предложении

Как обычное сказуемое – двумя чертами. Можно их не прерывать, потому что вспомогательный глагол и инфинитив – это одно составное сказуемое. Единое целое.

По правилам методики надо еще подписывать под этим сказуемым аббревиатуру «СГС», но мы вот в школе так не делали. Спросите у своего учителя, как правильно, и подчеркивайте так, как он скажет.

Осложненное глагольное сказуемое

Вот это самое сложное. СГС может по-разному осложняться и надо суметь не запутаться.

Прежде чем читать дальше, прочитайте вот эти две моих статьи:

Они вам помогут лучше понять все осложнения.

СИС + инфинитив

Пример: «Мне можно купаться», «Я должен работать». Мы здесь наблюдаем глагол-связку, именную часть, которая выражена кратким прилагательным «должен» и наречием «можно», и инфинитив, по которому как раз и относим сказуемое к составному глагольному.

Чтобы увидеть связку, поставим предложения в прошедшее время:

  1. Мне можно БЫЛО купаться.
  2. Я должен БЫЛ работать.

Два вспомогательных глагола + инфинитив.

Это бывает, когда нам с помощью модальных глаголов надо выразить одновременно два дополнительных лексических значения. Например: «Я мечтал начать учиться». «Мечтал» выражает мое отношение к действию, «начать» сообщает о «стадии» этого действия, ну а инфинитив называет само действие.

СИС + СГС

Это когда комбинируются оба варианта, которые я описал выше. Смотрите: «Мне можно было работать». Разбираем:

  1. Было – связка для СИСа.
  2. Можно – наречие, то есть именная часть нашего СИСа.
  3. Работать – инфинитив СГС.

Вспомогательного глагола тут как бы нет, потому что «помощь» оказывает связка СИСа – она выражает грамматическое значение, сообщает нам о том, что наклонение изъявительное, время прошедшее, число единственное.

В принципе, вот это всё.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на мою рассылку. Раз в неделю я буду присылать вам свои лучшие статьи по теме Образование. В ближайшие 5-6 месяцев я планирую выписать весь русский язык. Потом, может быть, другие авторы будут писать по остальным предметам.

Обязательно прочитайте статьи про глагол. Иначе всегда будете путаться в сказуемых:

Посмотрите вот эти статьи с курсами по русскому. Они помогают эффективно готовиться к экзаменам, я собрал в них материалы для всех классов:

Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите мне, сумел ли я вам объяснить, что такое простое глагольное сказуемое, или у вас остались вопросы. Буду благодарен, если скажете, как вам общий стиль текста – легко его читать или сложно, достаточно ли примеров и пр.

Составное глагольное сказуемое. Определение и примеры

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, выра­жен­ный вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом и неопре­де­лён­ной фор­мой смыс­ло­во­го глагола.

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть состав­ным гла­голь­ным. Оно скла­ды­ва­ет­ся из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки со стёр­тым лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и инфи­ни­ти­ва. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с состав­ным гла­голь­ным сказуемым.

Рассмотрим более подроб­но ком­по­нен­ты состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, кото­рое усло­вим­ся далее обо­зна­чать аббре­ви­а­ту­рой СГС.

Глагол-связка в составном глагольном сказуемом

Необходимым ком­по­нен­том СГС явля­ет­ся вспо­мо­га­тель­ный гла­гол, или глагол-связка.

Глагол-связка обо­зна­ча­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, чис­ла, лица или рода. Он не обла­да­ет пол­но­цен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а может выра­жать вре­мен­ные зна­че­ния действия:

  • нача­ло (начать, стать, при­нять­ся, пустить­ся, бро­сить­ся, кинуть­ся и пр.);
  • про­дол­же­ние (про­дол­жать, остать­ся);
  • окон­ча­ние (кон­чить, пере­стать, бро­сить, окон­чить, закон­чить, закон­чить­ся и пр.).

С само­го утра начал н акра­пы­вать мел­кий осен­ний дождь .

Уже вто­рые сут­ки шторм п родол­жал б уше­вать на море.

Мастер закон­чил поли­ро­вать дере­вян­ную шкатулку.

В каче­стве связ­ки могут выступать

а) гла­го­лы со зна­че­ни­ем жела­ния, волеизъявления

  • хотел научить­ся;
  • стре­мил­ся уехать;
  • решил остать­ся;

б) модаль­ные гла­го­лы, выра­жа­ю­щие спо­соб­ность или неспо­соб­ность к действию

  • могу объ­яс­нить;
  • устал повто­рять;
  • успел вер­нуть­ся;

в) неко­то­рые без­лич­ные глаголы

  • сто­ит узнать;
  • при­хо­дит­ся спешить;
  • сле­ду­ет ответить.

Чем выражается связка в составном глагольном сказуемом?

В каче­стве вспо­мо­га­тель­ной части состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го могут исполь­зо­вать­ся сло­ва дру­гих частей речи:

1) крат­кие име­на при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её, но с дру­гим лек­си­че­ским значением

  • дол­жен рассказать;
  • рад позна­ко­мить­ся;
  • готов помочь;

2) име­на существительные

  • мастер бала­гу­рить;
  • охот­ни­ца сплетничать;
  • люби­тель­ни­ца поболтать;

3) сло­ва кате­го­рии состояния

  • мож­но позвонить;
  • нель­зя опаздывать;
  • надо успеть;

Примеры предложений из художественной литературы

Мало-помалу сол­неч­ные лучи навер­ху елей нача­ли нагре­вать ело­вые шиш­ки (М. Пришвин).

Девушки ско­ро пере­ста­ли стес­нять­ся (К. Паустовский).

Свою посты­лую сво­бо­ду я поте­рять не захо­тел (А.Пушкин).

Признаюсь, я не желаю с вами позна­ко­мить­ся (М.Лермонтов).

Уж не моло­дость ли хочет вер­нуть­ся ко мне опять (М.Лермонтов).

Каждый день мы можем проснуть­ся в огне (Н. Островский).

Густой снег стал валить сплош­ной мок­рой лави­ной (Кожевников).

Гудок про­дол­жал реветь (Н. Островский).

Никто на све­те не уме­ет луч­ше нас сме­ять­ся и любить (В. Лебедев-Кумач).

Она ста­ра­лась отда­лить сколь­ко воз­мож­но мину­ту объ­яс­не­ния (Л. Толстой).

Я хочу пока­зать вам свою рабо­ту (К. Паустовский).

Сложные случаи выражения СГС

К СГС отно­сят­ся и такие, в соста­ве кото­рых вме­сто спря­га­е­мо­го модаль­но­го гла­го­ла высту­па­ют устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния гла­голь­но­го харак­те­ра, кото­рые скла­ды­ва­ют­ся из модаль­но­го гла­го­ла и суще­стви­тель­но­го, например:

  • имел наме­ре­ние = намеревался;
  • горел жела­ни­ем = желал;
  • терял надеж­ду = не надеялся.

Он имел наме­ре­ние встре­тить мать на вокзале.

Девушка не теря­ла надеж­ду успеш­но сдать всту­пи­тель­ные экзамены.

Незнакомец сде­лал уси­лие улыб­нуть­ся , но это у него не получилось.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое может содер­жать во вто­рой части неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние с инфи­ни­ти­вом, например:

Парень не мог поте­рять надеж­ду = Парень не мог надеяться.

Спортсмен меч­тал одер­жать побе­ду на Олимпиаде = Спортсмен меч­тал побе­дить на Олимпиаде.

Отличие СГС от синтаксической функции инфинитива

1. Научимся отли­чать состав­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое от тех слу­ча­ев, когда инфи­ни­тив не обра­зу­ет слож­но­го ска­зу­е­мо­го, а явля­ет­ся кос­вен­ным допол­не­ни­ем. В таких пред­ло­же­ни­ях при­сут­ству­ет субъ­ект дей­ствия, кото­рый выпол­ня­ет основ­ное дей­ствие, выра­жен­ное спря­га­е­мой фор­мой гла­го­ла, и объ­ект, кото­ро­му при­над­ле­жит дей­ствие, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, например:

Режиссер про­сил подой­ти нас бли­же к рампе.

Режиссер про­сил нас о чём? Чтобы мы подо­шли к рампе.

Режиссер про­сит, а подой­дем мы.

Субъект — режис­сер, кото­рый про­сит, объ­ект — мы, кото­рые подойдут.

Каждому при­над­ле­жит свое дей­ствие. В этом пред­ло­же­нии нет СГС. Сказуемое явля­ет­ся про­стым глагольным.

Режиссер про­сил (о чём?) подой­ти (кого?) нас бли­же к рампе.

Аналогичные при­ме­ры:

Нас про­си­ли (о чём?) вер­нуть кни­ги в биб­лио­те­ку вовремя.

Он заста­вил (кого?) нас (что?) повто­рить урок.

2. Не отно­сит­ся к состав­но­му гла­голь­но­му ска­зу­е­мо­му ком­би­на­ции, выра­жен­ные гла­го­лом дви­же­ния и инфи­ни­ти­вом, обо­зна­ча­ю­щим его цель:

Мы пой­дем на луг (с какой целью?) собрать букет ромашек.

Он вер­нул­ся (с какой целью?) узнать , когда состо­ит­ся кон­церт в клубе.

Видеоурок


источники:

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe-primeryi.html