Что такое морфема в русском языке?
Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова.
Узнаем, что такое морфема в русском языке, какие бывают морфемы в слове, что они обозначают и как их выделить.
Слово «морфема» является лингвистическим термином, истоки которого найдем в греческом языке.
Что такое морфема?
Греческое слово morphe буквально значит «форма». Это слово применительно к языку имеет также значение «образ», «вид». Каждое слово имеет такой грамматический вид, который создают составляющие его части, причем имеющие не только грамматическое, но и лексическое значение, например:
в составе слова «прилетели» укажем следующие значимые части:
- при- — это приставка, обозначающая приближение;
- -лет- — это корень, имеющий лексическое значение, связанное с передвижением в воздухе с помощью крыльев (у птиц) или специальных механизмов (у самолета, вертолета, ракеты) или свободного парения (листьев деревьев, тополиного пуха, парашютистов и пр.)
- -е- — древний словообразовательный суффикс глагола, который обозначает «что-то делать, производить действие»;
- -л- — суффикс прошедшей формы глагола, который указывает на то, что действие уже состоялось;
- -и- — это окончание, которые имеет грамматическое значение множественного числа.
Дадим точное определение, что такое морфема.
Виды морфем
В русском языке различают несколько видов морфем:
- главная морфема — корень слова;
- аффиксы — приставка, суффикс, окончание, постфикс;
- интерфиксы и соединительные гласные.
При морфемном разборе слов первый шаг — выделение окончания.
Окончание
Окончание является словоизменительной морфемой: оно имеется в составе только изменяемых слов. Окончания выражают различные грамматические значения, например:
- принести — принес_ (м. р.) — принесл-а (ж. р.), принесл-о (ср. р.), принесл-и (мн. ч.);
- дорог-а (ж. р. ед. ч.) — дорог-и (мн. ч.):
- смо́тр-ите (2 лицо, мн. ч. настоящего времени глагола).
Основа слова
Чтобы выделить в слове основу, следует отделить формообразующие морфемы (окончание, суффикс, постфикс).
Например:
- глаз а — основа глаз-;
- у ход и л а — основа уходи-;
- свет ящ ий ся — основа свет-.
Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:
- простая, содержащая один корень в сочетании с аффиксами;
- сложная, содержащая два и более корней.
Например:
- слов ечк о: словечк- простая основа (слов- корень);
- земл е черп алк а: землечерпалк- — сложная основа (земл-, черп- — 2 корня).
Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:
Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:
- сестринский — сестр ин ск -;
- предгрозовой — пред гроз ов -;
- пестрота — пестр от -.
- весн а → весен н ий;
- холодн ый → холодн ость ;
- пе ть → пе в ец .
Корень — главная морфема слова
В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:
- -уч- : учить, ученый, учитель, учительница, учебник, ученик, ученица, заучить, научить, приучить;
- -трав- : трава, травушка, травяной, травник, травница, затравенеть;
- -прям- : прямой, прямо, прямиком, прямота, прямизна, выпрямить, распрямить, прямодушный.
Аффиксальные морфемы
Различают два типа аффиксальных морфем (аффиксов): словообразующие и формообразующие.
- Словообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов: учить — учитель;
- Формообразующие аффиксы используются для образования только грамматических форм и имеют только грамматическое значение: стоять — стоял.
Приставка
Словообразовательной морфемой является приставка, или по-латински префикс (praefixus — «прикрепленный впереди»). С помощью приставки можно образовать новые слова и выразить разные оттенки их значения, например:
- ходить — у ходить, при ходить, за ходить, пере ходить, от ходить, в ходить, ис ходить;
- бежать — при бежать, за бежать, у бежать, пере бежать, с бежать, от бежать, в бежать, из бежать.
В русском языке в составе слов выделяют исконно русские и иноязычные приставки.
Суффикс
- гриб → гриб ник ;
- победить → победи тель ;
- резать → рез чик ;
- заяц → зайч онок ;
- серебро → серебр ист ый.
Ряд суффиксов образуют формы слов, за что называются формообразующими, например:
- теплый — тепл-ее, тепл-ейш-ий;
- плавать — плава-ющ-ий, плава-вш-ий, плава-я;
- склонять — склоня-ющ-ий, склоня-вш-ий, склоня-ем-ый;
- весело — весел-ее.
В составе слов бывает один, два и даже три суффикса.
Суффиксы могут выражать субъективные оценки предметов, например:
- глаза — глаз к и;
- шар — шар ик ;
- мешок — мешоч ек ;
- зима — зим ушк а;
- стекло — стёкл ышк о;
- утро — утр ечк о;
- грязь — гряз ищ а.
Постфикс
Постфикс (лат. post — «после», fixus — «прикреплённый») — это служебная морфема, которая находится после всех других частей слова. Постфиксы как образуют новые слова, так и выражают грамматическое значение.
Например, постфиксы образуют новые слова:
Постфикс -ся образует возвратные формы глаголов:
- славить — славить ся ;
- строить — строить ся ;
- бросать — бросать ся .
При морфемном разборе таких слов формообразуюший постфикс -ся не входит в их основу. Но в составе ряда глаголов постфикс -ся выполняет словообразовательную роль, и тогда их основа является прерывистой, например:
- улыба-ть-ся — улыба_ся;
- нрави-ть-ся — нрави_ся;
- доби-ть-ся — доби_ся.
Глагольный постфикс -те образует формы множественного числа повелительного наклонения глаголов:
- сидеть — сиди те ;
- стоять — стой те ;
- плакать — плачь те .
Интерфиксы и соединительные гласные
Интерфиксы (лат. inter — «между», fixus — «прикреплённый») — структурные элементы слов, которые не выражают никаких значений, а выполняют только соединительную функцию между их частями. Интерфиксы и соединительные гласные находятся между корнями в составе сложных слов, например:
- сух-о-фрукты;
- овощ-е- хранилище;
- птиц-е-лов;
- пят-и-томник;
- тр-ёх-палубный пароход;
- дв-у-стишие;
- дв-ух-уровневая квартира.
Видеоурок
Как разбирать слова по составу
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые с уффиксы имен существительных
ан -(- ян -), — ани (- яни ), — анин (- янин ), — ач , — ени , — ет -,- ть -, — еств -(- ств -), — есть , — ец , — изм , — изн -, — ик (- ник ), — ин , — ист , — итель (- тель ), — их — иц -(- ниц -), — к -, — л -, — лк , — льник , — льщик (- льщиц -), — от -, — ость , ун , — чик (- чиц -, — щик )
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
- ик — образует лицо , обладающее качеством ( медик , старик )
- иц — лицо или животное женского пола ( девица , курица , тигрица )
- ист, щик, ач — лицо , принадлежащее к области деятельности ( парашютист , барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное ( всадник, плавник , хищник, ледник )
- ошк, ушк,чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно — ласкательную форму предмету .
Суффиксы прилагательных
— ал (- ел -), — ан (- ян -), — аст (- ат -), — ев (- ов ), — еват (- оват -), — ен , — енн (- онн -), — енск (- инск -), — ив (- лив ,- чив -), — ин , — ит (- овит -), — к , — л , — н (- шн -), — тельн -, — уч (- юч ,- яч -), — чат , — к ( а ), — ск , — тель , — ист —
Суффиксы глаголов
— а (- я , — ка ), — е , — ева (- ова , — ыва , — ива ), — и , — л , — ну , — ся , сь, — ть (- ти )
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время ( был , спал , плыл )
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола ( инфинитив ) ( нести , делать,беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый |
безобразный | жизнь | съеденный | белый |
донёс | пришкольный | водный | чёрный |
простота | домашний | цветик | ключи |
поворот | садик | свалка | рыба |
замёрз | сухая | куча | курица |
вышёл | дума | каменщик | смысл |
завёл | жаркий | рыбка | одежда |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
конь | лето | плакучий | мягкий |
подтянул | локоток | мясник | молодость |
вписать | проходить | зима | мяч |
прожить | водитель | книга | сады |
заяц | часы | кормовой | земляной |
срок | котёнок | мир | ножницы |
заря | школа | лесник | радость |
ссора | покрасить | низкий | лодка |
стул | сиреневый | погода | карандаш |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Морфемика и словообразование. Части слова.
теория по русскому 🐻 морфемика
Морфемика – раздел русского языка, занимающийся изучением строения слова. Слово делится на значимые части – морфемы. К ним относятся корень , окончание, приставка и суффикс. Различают морфемы словообразующие (с помощью них образуются новые слова, частично меняется лексическое значение слова) и формообразующие (меняется только грамматическая категория слова при сохранении лексического значения).
стирал – постирал (словообразующая приставка) медведь – медвежонок (словообразующий суффикс)
стирал – стирала (формообразующее окончание, изменился род глагола) красивый – красивее (формообразующий суффикс, изменилась степень прилагательного)
Основная единицы морфемики – морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, окончания.
Окончание
Окончание – это изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении или словосочетании. Чтобы выделить окончание, нужно изменить слово: мудр ый – мудр ого , девочк а – девочк и , принима ю – принима ет . У разных частей речи окончание выражает разные грамматические значения:
- род, число, падеж у существительных и прилагательных;
- лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени;
- род и число у глаголов в прошедшем времени.
Внимание!
Окончание – формообразующая морфема, оно не служит для образования новых слов!
У слова может быть нулевое окончание (не выраженное звуком), которое обнаруживается при изменении слова: домик – домик и , уехал – уехал а . Совсем не имеют окончания слова, принадлежащие к следующим частям речи: наречия, деепричастия, прилагательные в сравнительной степени и несклоняемые существительные.
Основа – часть слова без окончания. В ней заключено лексическое значение слова.
Корень
Корень – главная значимая часть слова, содержащая общее значение всех однокоренных слов. Например: окно – окошко – подоконник. У слова может быть один корень (учитель) или несколько (водопад), последние слова называются сложными. Корень — единственная обязательная часть слова. Существует множество слов, состоящих только из корня — служебные слова, междометия, неизменяемые существительные, многие наречия.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с окончаниями, называются свободными. В остальных случаях корни являются связанными. В большинстве слов именно корень выражает основное лексическое значение слова.
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Для того чтобы определить в слове корень , необходимо подобрать ряд однокоренных слов. Однако если лексическое значение корня у слов не совпадает, они не будут являться однокоренными: запирать – пировать, мирный – умирать.
Нужно уметь различать корни, которые совпадают по звучанию и написанию, но различаются по значению. Такие корни называются омонимическими: от нос ить, пере нос , за нос , под нос , нос ильщик, об нос ки .
Приставка
Приставка, или префикс, – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: читать – прочитать. Её роль – внесение дополнительного значения. Приставка может находиться непосредственно перед корнем или перед другой приставкой: сговорчивый — несговорчивый. Приставки бывают исконно русскими (о-, от-, под-, пере-) и иноязычными (контр-, дез-, суб-, ад-, ин-).
Суффикс
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов : чудо – чудесный. В слове может быть один (радость) или несколько суффиксов (старинный). Суффикс может находиться непосредственно после корня или после другого суффикса: столяр — столярничать.
Кроме словообразующих суффиксов существуют еще и формообразующие. При помощи них образуются сравнительные и превосходные степени сравнения прилагательных и наречий: ярче, новее, старейший.
Постфикс
Постфикс – значимая часть слова, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов или новых форм уже существующего слова. К постфиксам относятся -сь,-ся,-те,-то,-либо,-нибудь: улыбаться, причешись, идемте, какой-то, кто-либо, где-нибудь.
Все значимые части слова имеют условное графическое обозначение.
Способы словообразования
В русском языке есть два основных способа образования новых слов: неморфологический и морфологический.
Неморфологический способ – это переход из одной части речи в другую. Например: 1) В магазине продают мороженое (прилагательное) мясо ; 2) Мы съели вкусное мороженое (существительное).
Среди морфологических способов словообразования выделяют следующие: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение.
http://naymenok.ru/kak-razobrat-slovo-po-sostavu/
http://spadilo.ru/morfemika-i-slovoobrazovanie-chasti-slova/