Возвратные и невозвратные глаголы
Непереходные глаголы в русском языке по наличию суффикса -ся (сь) делятся на возвратные и невозвратные.
Возвратность или невозвратность – это постоянный морфологический признак глагола.
Возвратные глаголы
Возвратные глаголы — это непереходные глаголы, оканчивающиеся на -ся или -сь:
споткнул ся, заиграл ся, крашу сь, деру сь.
Суффиксы -ся и -сь называются постфиксами. Они отличаются от остальных суффиксов тем, что стоят в слове после окончания и сохраняются во всех формах возвратного глагола:
умыва ю сь – умыва ем ся
умыва ешь ся – умыва ете сь
умыва ет ся – умыва ют ся
Суффикс -ся пишется после согласных букв, суффикс -сь пишется после гласных:
толкае т ся – толка ю сь
дерё шь ся – дер у сь
Значение постфикса -ся
Постфикс -ся (-сь) в возвратных глаголах имеет имеет несколько значений:
- Непереходность действия, то есть действие, которое не обращено ни на какой предмет:
туман рассеивается, собака кусается, чашка разбивается.
Возвратное значение, то есть действие, возвращаемое на само действующее лицо:
краситься — красить самого себя,
одеваться — одевать самого себя.
Значение качественной характеристики:
Значение активного действия:
Значение взаимно направленного действия, то есть действие, происходящее между двумя или несколькими действующими лицами или предметами. При таких глаголах можно поставить вопрос с кем? с чем?:
сражаться (с кем?) с врагами,
веселиться (с кем?) с друзьями.
Страдательное значение. При таких глаголах можно поставить вопрос кем? чем?:
Тонкие ветки ломаются (чем?) ветром. Сравните: Ветер ломает тонкие ветки.
Безличное значение. Указание, что действие совершается само собой, помимо чьей-либо воли. При таких глаголах можно поставить вопрос кому? чему?:
нездоровиться (кому?) мне, мне мыслится, тебе кажется.
Невозвратные глаголы
Невозвратные глаголы — это глаголы, не имеющие суффиксов -ся и -сь на конце слова:
гулять, бежать, смотреть.
Невозвратные глаголы, в отличие от возвратных, могут быть переходными и непереходными:
чинить машину, провожать маму, сесть в кресло, играть на гитаре.
Образование возвратных глаголов
Возвратные глаголы образуются от переходных глаголов с помощью суффиксов -ся и -сь. Например:
брить – брить ся, толкать – толкать ся.
Некоторые возвратные глаголы образуются с помощью приставки и суффикса:
стоять – настоять ся, делать – разделать ся.
Примечание: от некоторых невозвратных глаголов нельзя образовать возвратный глагол с помощью суффиксов -ся и -сь, такие глаголы не бывают возвратными. Например:
привыкаю, бегу, присутствую, хожу, сплю, пою и так далее.
И наоборот, есть глаголы, которые без -ся (-сь) не употребляются, такие глаголы не бывают невозвратными. Например:
распоряжаюсь, сомневаюсь, надеюсь, боюсь, смеюсь, любуюсь, тружусь, ленюсь, улыбаюсь и другие.
Урок русского языка на тему «Правописание глаголов с суффиксами -ся(сь)»
Цели:
- Познакомить детей с суффиксами –ся, –сь.
- Закрепление знаний о глаголе.
- Развивать речь, мышление и память детей.
- Воспитывать навыки культуры.
Структура урока:
- Орг. момент.
- Словарная работа.
- Ознакомление с новым материалом.
- Постановка домашнего задания
- Подведение итога урока.
Ход урока
I. Орг.момент.
Откройте тетради, запишите число и классная работа.
II. Словарная работа.
(На доске на карточках, вывешены анаграммы 3 слов: петапит, зоринтго, поникзавед).
У: Ребята посмотрите на доску. Решите анаграммы и мы узнаем, что за слова спрятаны.
О: аппетит, горизонт, заповедник.
(Учитель переворачивает карточки с анаграммами, на другой стороне написаны нормальные формы слова).
У: Назовите орфограммы в каждом слове.
У: В тетради, с красной строки запишите, через запятую, слова — аппетит, горизонт, заповедник. Первое слово с большой буквы, остальные с маленькой. В словах поставьте ударение и выделите орфограммы.
III. Ознакомление с новым материалом.
У: Откройте учебники на с. 76, упражнение 342. Прочитайте его.
О: Утром мать умывает, одевает, причёсывает, обувает маленького Серёжу и ведет его в ясли. Утром мать умывается, одевается, причёсывается, обувается и ведёт маленького Сережу в ясли.
Утром я умываю, одеваю, причёсываю, обуваю маленького Серёжу и веду его в ясли. Утром я умываюсь, одеваюсь, причёсываюсь, обуваюсь и веду маленького братишку в ясли.
Утром ты умываешься, одеваешься, причесываешься, обуваешься и ведешь маленького братишку в ясли.
У: Сравните выделенные глаголы. Чем они отличаются?
О: У глаголов разные лица и разные окончания. Одни имеют окончания, а другие оканчиваются на -ся, -сь.
У: Как вы думаете, что такое –ся и –сь? На что указывает эта часть слова?
(Если дети не могут ответить, учитель вывешивает на доску две иллюстрации, где на одной мама одевает, а на другой, ребенок одевается сам).
У: Посмотрите на иллюстрации. На кого направлено действие? На первой иллюстрации?
О: Мама одевает ребенка — действие направлено на ребенка.
(У. вывешивает карточку одевает под первую иллюстрацию)
У: А на второй иллюстрации?
О: Ребенок одевается сам – действие направленно на самого себя.
(У. вывешивает карточку одевается под вторую картинку)
У: Значит, что обозначает –ся?
О: То, что действие направлено на себя.
У: Как вы думаете, что такое –ся? Какой частью слова она является: корнем, суффиксом или окончанием?
(У. на доске над карточкой, со словом одевается, ставит суффикс над –ся)
У: Это суффикс. Что в нем необычного? Где он ставится?
О: Он стоит на конце слова.
У: Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом — местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.
Как бы вы назвали глаголы с суффиксом -ся?
У: Давайте прочитаем сведения на с. 77
О: Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на др. предмет, а как бы «возвращается» к самому действующему лицу. «Возвращение» действие обозначается суффиксом –ся и –сь.
Так как называются глаголы с –ся и –сь?
О: Возвратные глаголы.
У: Да, ребята, это возвратные глаголы.
(У. на доску вывешивает карточку)
Глагол + -ся(-сь) Возвратные глаголы |
У: У вас на партах лежат карточки со словами: умыл, причесать, моет, обуваю, одену, остановили. Запишите эти слова в столбик.
У: Образуйте от данных слов формы возвратных глаголов. Запишите их в столбик, через черточку от них. Выделите суффиксы –ся и –сь.
У: Определите у возвратных глаголов время, лицо, число и род, если определяется.
У: Давайте проверим.
У: Составьте предложения с одним из возвратных глаголов, назовите их.
(У. выслушивает примеры. Лучшее предложение записывают с комментированием, проговариванием всех орфограмм. Если нет хорошего примера У. предлагает свое предложение: Мы остановились отдохнуть на небольшой поляне)
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, встал с постели мишка Винни.
Потянулся, улыбнулся и отправился гулять.
Мы тоже с ним пойдем гулять.
По дорожке (2 р.), скачем мы на правой ножке.
По дорожке (2 р.), скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке (2 р.), мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Присели! И за парты тихо сели.
У: Теперь переходим к упражнению 344. Прочитайте задание.
О: Сравните формы глаголов с суффиксами –ся и –сь: когда пишется –ся, когда –сь.
Кататься, катаешься, катается, катался — катаюсь, каталась, катались.
Наряжаться, наряжаешься, наряжается, наряжался — наряжаюсь, наряжалась, наряжались.
Учиться, учишься, учится, учился — учусь, училась, учились.
У: Посмотрите внимательно на глаголы, сможете ли вы догадаться, когда пишется –ся, когда –сь?
(Если дети не могут понять, У. предлагает им в словах проставить время, число, род, лицо).
У: Так почему же в одних словах пишется суффикс –ся, а в других –сь?
О: Потому что все зависит от время, лица, рода и числа.
У: В какой форме стоит глагол, если у него суффикс –ся?
(У. прикрепляет на доску карточку суффикс –ся, под нее будет прикреплять сведения о форме слова).
О: В формах настоящего времени, 1л, мн.ч.; наст.вр., 2 и 3л., ед. и мн. ч. ;
Будущ.вр. 2 и 3л, ед. и мн. ч.; начальная форма; Прош.вр. м.р.
У: В какой форме должен стоять глагол, если у него суффикс –сь?
О: В форме настоящего времени, 1л, ед.ч.; будущ.вр. 1л, ед.ч.; Прош.вр., ж.р.; Прош.вр. мн.ч.
У: Посмотрите на второе задание этого упражнения. Выполните его.
О: Составьте нераспространенные предложения, в которых сказуемое выражено глаголами опускалось, поднималось, вертелось, сжималось. Запишите предложения.
У: Что у вас получилось?
О: Солнце опускалось, сердце сжималось, сверло вертелось, море поднималось.
У: Посмотрите на глаголы. Какой здесь суффикс? Почему?
О: Суффикс –сь, т.к. глагол стоит в прошедшем времени, ср.р., ед.ч.
(У. на доску добавляет еще одну карточку)
У: Посмотрите на второе задание вашей карточки. Вам предлагаются предложения. Вы должны по смыслу вставить возвратные глаголы. Выделите в них суффиксы.
Солнце (скрывалось) за горами, начинало темнеть. Тихо (плескалось) море. Только на берегу (вертелись) в гнездах птицы. По всему берегу (разносились) их тихие возгласы.
IV. Постановка домашнего задания
У: Откройте дневники, запишите домашнее задание (написано на доске, упражнение 345, с.78). Вам необходимо списать упражнение. Вставить пропущенные буквы. Объяснить выбор суффикса на месте пропущенных букв.
У: Закройте дневники, положите их на край стола.
Суффиксы глаголов в русском языке
Суффиксы глаголов чаще всего имеют безударные гласные. Рассмотрим, как пишутся суффиксы глаголов в соответствии с правилами русского языка.
В морфемном составе глаголов суффиксы бывают словообразовательные и формообразующие. Словообразовательные суффиксы образуют глаголы совершенного и несовершенного вида. Узнаем, какое правило применить в написании безударных гласных в словообразовательных суффиксах.
Словообразовательные суффиксы глаголов
Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-
Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:
- (что сделать?) осво́ить → (что делать?) осва́ ива ть;
- (что сделать?) разма́зать → (что делать?) разма́з ыва ть.
Поставив ударение, убедимся, что гласные в глагольных суффиксах являются безударными, из-за чего возникает затруднение в их написании. Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и» в суффиксах, применим правило орфографии.
Понаблюдаем, как применить это правило:
- я распроб ую — распро́б о ва ть, распро́б о вал;
- я облиц ую — облиц е ва́ ть, облиц е ва́л;
- запазд ываю — запа́зд ыва ть, запа́зд ы вал;
- подмеш иваю — подме́ш и ва ть, подме́ш и вал.
Слова с этимологическим корнем -вед- («знать») пишутся по-разному. Часть этих глаголов имеет суффикс -ова-:
- завед ую — завед ова ть, заведовал;
- исповед ую — исповед ова ть, исповедовал;
- проповед ую — проповед ова ть, проповедовал.
А другая часть глаголов сохраняет суффикс -ыва- во всех грамматических формах:
- провед ыва ю — провед ыва ть, провед ыва л;
- вывед ыва ю — вывед ыва ть, вывед ыва л;
- отвед ыва ю — отвед ыва ть, отвед ыва л;
- развед ыва ю — развед ыва ть, развед ыва л.
Суффикс -ва-
Отличаем эти глаголы от слов с ударным суффиксом -ва-:
- разбить → раз б и ва́ ть;
- созреть → со зр е ва́ ть.
Гласный корня, обозначенный буквами «е», «и», оказался в безударной позиции. Чтобы правильно написать такое слово, воспользуемся правилом орфографии.
Примеры
- узна́ть → узн а в а́ ть;
- запе́ть → зап е ва́ ть;
- проли́ть → прол и ва́ ть;
- запи́ть → зап и ва́ ть.
Исключения:
- застр я́ ть — застр е ва́ть;
- затм и́ ть — затм е ва́ть;
- растл и́ ть — растл е ва́ть;
- продл и́ ть — продл е ва́ть.
Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов
1. В суффиксах глаголов после шипящих основы пишутся буквы «е», «ё»:
- затуш е ва́ ть → затуш ё вы вать;
- корч е ва́ ть → раскорч е ва ть → раскорч ёв ыва ть;
- ночь → ноч е ва́ть;
- межа → меж е ва́ть → размеж е ва́ть → размежёвывать;
- увещ е ва́ть.
2. В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Этот выбор сделаем в зависимости от категории переходности глагола и от смысла слова в контексте.
Переходные глаголы пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-.
Сравним:
Наша земля совсем обесплод е ла.
Она обессил е ла от этой тяжелой ноши.
Формообразующие суффиксы глаголов
Суффикс -л-
Формы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов образует суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:
- написа ть — написа л письмо, написа л бы картину;
- узна ть — узна л новость; узна л бы поточнее.
- вы́смотр е ть — высмотр е л;
- перекра́с и ть — перекра́с и л;
- та́ я ть — та́ я ла;
- му́ч и ть — му́ч и л.
Чтобы правильно написать безударный суффикс, обозначенный буквой -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:
- веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться;
- надеяться, отчаяться, реять, сеять, таять, хаять, чуять.
Нулевой суффикс
Суффикс -л- может быть материально не выраженным буквами или звуками. Наличие нулевого суффикса в форме единственного числа мужского рода можно определить, если сравнить с другими формами прошедшего времени, в которых он проявляет себя.
Сравним:
- ползти — он полз , гусеница полз л а, насекомое полз л о;
- высохнуть — ствол высох , лужа высох л а, поле высох л о.
Формообразующие морфемы повелительного наклонения
С помощью формообразующего суффикса -и- или нулевого суффикса образуются формы единственного числа повелительного наклонения глаголов. Постфикс -те участвует в грамматическом оформлении глаголов множественного числа:
- нести — нес и , нес и те ;
- тащить — тащ и , тащ и те ;
- навьючить — навьючь , навьючь те ;
- резать — режь , режь те .
Постфикс -ся (-сь)
С помощью постфикса -ся(-сь) образуются возвратные глаголы:
- купать — купать ся ;
- нести — нести сь .
Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.
Таблица
Суффикс | Условия | Примеры |
---|---|---|
-ова- (-ева-) | В неопределенной форме и в форме прошедшего времени, если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ую, -юю. | ноч ева ть (ноч ую ) бесед ова ть (бесед ую ) гор ева ть (гор юю ) |
-ыва- (-ива-) | В неопределенной форме и в форме прошедшего времени, если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ываю, -иваю. | рассказ ыва ть (рассказ ываю ) учит ыва ть (учит ываю ) наста ива ть (наста иваю ) |
-л | В основе глагола прошедшего времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределенной форме. | нач а л (нач а ть) пон я л (пон я ть) кле и л (кле и ть) ве я л (ве я ть) вид е л (вид е ть) |
Правописание суффиксов глаголов
Видеоурок
http://urok.1sept.ru/articles/579197
http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/suffiksy-glagolov-v-russkom-yazyke.html