Как не допустить ошибку безударная проверяемая гласная

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПРАВОПИСАНИЕМ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ — ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА
статья по русскому языку по теме

В этой работе даются рекомендации по приёмам работы над безударной гласной.

Скачать:

ВложениеРазмер
sistema_raboty_prezentaciya.pptx243.42 КБ
sistema_raboty_nad_bezud.gl_.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПРАВОПИСАНИЕМ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ — ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

Анализ контрольных работ показывает, что до 20-40% учащихся начальных классов допускают ошибки в правописании безударных гласных корня, проверяемых и непроверяемых ударением.

Концепци я модернизации Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, т.е. учителя должны не только познакомить детей с правилом и научить применять его на репродуктивном уровне (вставить пропущенную букву, работать со словами простой слоговой структуры), но и «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Почему большое количество ошибок учащиеся допускают в словах с безударными проверяемыми гласными? В силу различных причин. частое употребление таких слов, а также трудности, связанные с применением на практике правила их правописания. оттого что учащиеся приходят в первый класс практически неподготовленными .

О шибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основными причинами, вызывающими это явление являются следующие: 1. Неумение найти объект применения правила. 2.Неумение практически пользоваться правилом . 3.Недостаточно развиты грамматические умения и речевые навыки.

2.Неумение практически пользоваться правилом: — Ребёнок не может изменить слова, чтобы корневая безударная гласная в нём оказалась под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения. — Ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ, ПОЛЗТИ со словом УПАЛ; — Ошибка может возникнуть и потому, что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова. Так, не могут подобрать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНЯ, СТРЕЛЯЕТ и другие. — Ученик, пользуясь правилом, подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости (седой), посидеть на скамейке (сидеть), что нередко приводит к ошибкам; Ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основными причинами, вызывающими это явление являются следующие:

С чего начинать? Развивать способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон (лексической, фонетической, морфемной, словообразовательной, морфологической, синтаксической), практически осмысливать закономерности языка.

фонетическая подготовка детей, формирование умения быстро определять сильную и слабую позиции звуков в словах. С чего начинать?

звуковой анализ слова С чего начинать?

При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко использую: Устный диктант Письменный диктант. Зрительный диктант . Предупредительный диктант. Объяснительный диктант. Выборочный диктант. Проговаривание словосочетаний и предложений. Письмо с «дырками»

Причины ошибок зачастую кроются в бедности словарного запаса ребенка, вследствие чего он не в состоянии извлечь из памяти необходимое для проверки однокоренное слово. Игра «Кто больше?»: произнести однокоренные слова с безударными проверяемыми гласными в корне (надо назвать проверочное слово)

Варианты заданий: Самостоятельное составление словарных диктантов дает возможность сконцентрировать внимание учащихся на заданной орфограмме. «Сравни!». Прочитать записанные на доске слова, отметить, сколько в слове безударных гласных, в какой части слова они находятся. Указать безударные проверяемые гласные в корне, проверить их: Поб . лить, закр. пит.ь , мол. д. стъ , прох. дная , с.лёдочка .

Варианты заданий: Перфокарты «Сделай выбор: о или е? е или и ?». Можно ли проверить безударный гласный в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему? волна — вол травить — травы рядовой — рядом частичный — частный Выпишите только те пары слов, в которых одно слово является проверочным для другого. Чем вы объясните свой выбор? число — чистый белизна –белый, ползти – польза, далекий – даль, долина – дол, хвалить – хватит, победитель – победа.

Одной из существенных причин низкого уровня орфографической грамотности является то, что наши дети перестали читать. Чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, что немаловажно для грамотного письма. В процессе чтения срабатывает зрительное запоминание языковых единиц, а это играет огромную роль для становления орфографического навыка.

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПРАВОПИСАНИЕМ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ — ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

Анализ контрольных работ показывает, что до 20-40% учащихся начальных классов допускают ошибки в правописании безударных гласных корня, проверяемых и непроверяемых ударением. Известно немало приёмов работы над этой темой, но, как свидетельствует практика, некоторые учителя используют их от случая к случаю, недостаточно проводят тренировочных упражнений или эти упражнения однотипны. И, в конечном счёте, навык грамотного письма не вырабатывается. А в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится, что базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, т.е. учителя должны не только познакомить детей с правилом и научить применять его на репродуктивном уровне (вставить пропущенную букву, работать со словами простой слоговой структуры), но и «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Почему большое количество ошибок учащиеся допускают в словах с безударными проверяемыми гласными?

В силу различных причин. Возможно, это объясняется частым употреблением таких слов, а также трудностями, связанными с применением на практике правила их правописания. Может быть, оттого что учащиеся приходят в первый класс практически неподготовленными.

Практика показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основными причинами, вызывающими это явление являются следующие:

1.Неумение найти объект применения правила:

— Ребёнок не может выделить гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения;

— Ребёнок не владеет навыком морфологического анализа слова в специальных морфологических целях, то есть не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко приводит к тому, что ученик не только не видит безударную гласную, правописание которой ему нужно проверить, но и начинает расширять «границы» применения правила. Проверяя с его помощью гласную в приставке, суффиксе, окончании.

2.Неумение практически пользоваться правилом:

— Ребёнок не может изменить слова, чтобы корневая безударная гласная в нём оказалась под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения.

— Ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ, ПОЛЗТИ со словом УПАЛ;

— Ошибка может возникнуть и потому, что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова. Так, не могут подобрать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНЯ, СТРЕЛЯЕТ и другие.

— Ученик, пользуясь правилом, подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости (седой), посидеть на скамейке (сидеть), что нередко приводит к ошибкам;

3.Недостаточно развиты грамматические умения и речевые навыки:

— Умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, а также переносить ударение с одного слога на другой (в тех случаях, когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово);

— Умение целенаправленно производить морфологический анализ, то есть вычленять именно ту часть слова, в которой содержится изучаемая орфограмма.

— Умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слов те, которые могут быть проверочными.

С первых дней обучения развиваю у каждого ребёнка способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон (лексической, фонетической, морфемной, словообразовательной, морфологической, синтаксической), практически осмысливать закономерности языка. Современному ученику начальных классов нужна целая серия словарей: орфографический, орфоэпический, толковый, этимологический, словарь антонимов и др. У каждого ребенка моего класса есть универсальный словарь, который помогает нам в работе со словами.

Главные усилия я направляю на фонетическую подготовку детей, на формирование умения быстро определять сильную и слабую позиции звуков в словах. А это умение, в свою очередь, базируется на хорошем фонематическом слухе детей, развитием которого я занимаюсь уже в период обучения грамоте.

Следует отметить, что процесс письма обязательно должен предупреждаться звуковым анализом слова. Сначала пишущий оценивает звуковой состав слова (что слышу?), находит «опасные» места (главным образом звуки в слабой позиции) и только затем, определив характер орфограммы, приступает к ее проверке. На первых ступенях обучения орфографии приучаю детей орфоэпически (в соответствии с нормами произношения) проговаривать слова перед тем, как их писать. Родителям советую следить за тем, чтобы их ребенок, выполняя домашнее задание, дважды проговаривал слова: перед их написанием (орфоэпически) и в процессе письма (орфографически). Орфографическое, побуквенное проговаривание слов по слогам не только способствует правильному письму без пропусков и перестановок букв, оно подключает речедвигательное и рукодвигательное запоминание, помогающее усвоению правильного графического облика слов.

Необходимость развития речевого слуха диктуется особенностью самой орфограммы, определение и проверка которой связаны с анализом произношения. Не различая ударных и безударных гласных, учащиеся не видят орфограммы и нередко допускают ошибки в простых по составу и понятных для них по значению словах.

Выработка навыка обнаружения безударных проверяемых гласных, навыка объяснения и правильного письма требует большого количества времени и разнообразия тренировочных упражнений для закрепления.

С первых учебных дней знакомлю детей с написанием в словах большой буквы. При письме слов учащиеся объясняют, почему слово пишется с большой или с маленькой буквы.

При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко использую такие виды упражнений, как предупредительный и объяснительный диктанты, письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо, письмо с проговариванием и др.:

  1. Устный диктант: учитель называет слова, ученик у доски отчетливо их произносит, остальные учащиеся следят за произношением. Если ученик сомневается, оценка снижается. За контроль тоже ставится оценка.
  2. Письменный диктант. Слова диктуются без подсказки. Эти диктанты составляются на основе материалов учебника.
  3. Зрительный диктант. На доске записывается текст с пропусками в словах с безударными проверяемыми гласными в корне слова.

Задания. Прочитать, списать текст, сверить с текстом учебника.

4. Предупредительный диктант. Этот диктант дает возможность закрепить зрительные и слуховые представления учащихся об орфограмме в корне и повысить сознательное отношение к их написаниям. Могут быть и варианты предупредительного диктанта. Такой диктант можно провести устно. Методика проведения этого диктанта состоит в следующем:

— медленное и отчетливое чтение текста или словосочетаний учителем;

— называние слов с безударной проверяемой гласной в корне;

— разбор слова (выделение корня), повторение правила и объяснение, почему надо писать так, а не иначе.

Во время такого диктанта учащиеся могут спрашивать, как пишется то или иное слово.

5. Объяснительный диктант подготавливает учащихся к самостоятельному письму на слух, требует от них большей самостоятельности. Объяснение орфограммы идет после записи.

6. Выборочный диктант. Задание: выпишите слова с безударными проверяемыми гласными в корне, обозначьте орфограмму; произнесите отчетливо.

7. Проговаривание словосочетаний и предложений. Предлоги, союзы, частицы надо произносить отдельно. При многократном повторении учащиеся запоминают, что это отдельные слова, и пишут их отдельно.

8. Среди диктантов особую ценность представляет письмо с «дырками», или пробелами, технология проведения которых такова: учащиеся на месте орфограмм оставляют пробелы, которые затем заполняются буквами. Письмо с «дырками» без заполнения пробелов может применяться (и оцениваться) как отдельный вид работы с целью проверки состояния орфографической зоркости детей. При этом важно приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще не изученные.

К сожалению, в школьных учебниках не предлагается достаточное количество заданий на самостоятельное нахождение орфограмм в словах. В большинстве случаев фигурируют упражнения на вставку пропущенных букв, что снимает проблему поиска орфограммы и не работает на формирование орфографической зоркости. Поэтому учитель должен творчески подходить к использованию материала учебника. Фрагменты упражнений могут применяться в качестве обучающих диктантов (разумеется, при закрытых книгах), после чего упражнения выполняются согласно инструкциям.

Общеизвестно, что главное — не безупречное знание формулировки правила, а умение применять его на практике. Ликвидировать разрыв между теорией — правилом и практикой — его применением при выполнении упражнений помогает алгоритм. Он не должен предлагаться учащимся в готовом виде. Нужно так организовать работу, чтобы дети самостоятельно (конечно, под руководством учителя) построили его, определили последовательность действий по использованию правила. Алгоритм не следует заставлять заучивать наизусть, а тем более спрашивать на оценку. Ни в коем случае нельзя превращать обучение орфографии в формальный, лишенный творчества процесс.

Важно возбуждать познавательную активность детей, создавать проблемные ситуации и другие моменты, мотивирующие процесс работы над правописанием. Даже при надлежащем уровне орфографической зоркости, твердом знании правил, владении алгоритмом их применения учащиеся могут допускать ошибки. Причины их зачастую кроются в бедности словарного запаса ребенка, вследствие чего он не в состоянии извлечь из памяти необходимое для проверки однокоренное слово. Нередко школьник не владеет способами проверки посредством подбора нужной формы слова, что неудивительно: ведь он еще не ориентируется в парадигме склонения имен, спряжения глагола, а употребляет формы слов интуитивно. Так, при проверке орфограммы в существительном друг следует использовать падежные формы (к другу, друга), в прилагательном типа резкий — привести краткую форму резок, редко употребляемую в детской речи. Значит, необходима специальная работа: обогащение речи младших школьников однокоренной лексикой и грамматическими конструкциями, формами слов, служащими для проверки написаний.

Существует простой прием, при использовании которого в процессе проверки орфограммы происходит активное пополнение словаря школьников:

Игра «Кто больше?»: произнести однокоренные слова с безударными проверяемыми гласными в корне (надо назвать проверочное слово) — Это привлечение максимального количества проверочных слов либо однокоренных слов, среди которых затем отбираются те, которые пригодны для проверки орфограммы.

Обычно учитель удовлетворяется тем, что ребенок верно назвал одно проверочное слово. Например: садовый — сад. Если же он обратится к классу с просьбой привести другие проверочные слова (кто больше?), то собирается целое гнездо однокоренной лексики: садик, посадки, усадьба, приусадебный и т. д. При этом привлекаются родственные слова, осознаются смысловые связи между ними, при необходимости толкуются значения некоторых из них с опорой на однокоренные слова.

Постоянное применение этого доступного и эффективного приема формирует у школьников привычку оперировать однокоренной лексикой, воспитывает языковое чутье, развивает мышление, активизирует познавательную деятельность, помогает включить каждого ребенка в коллективную работу. Такой подход вносит в учебный процесс элементы творчества, создает мотивировку (Вот для чего мы учились толковать слова, разбирать их по составу!).

1. Самостоятельное составление словарных диктантов дает возможность сконцентрировать внимание учащихся на заданной орфограмме.

2. Упражнение «Сравни!». Прочитать записанные на доске слова, отметить, сколько в слове безударных гласных, в какой части слова они находятся. Указать безударные проверяемые гласные в корне, проверить их:

Поб. лить, закр. пит.ь, мол. д. стъ, прох. дная, с.лёдочка.

3.Перфокарты «Сделай выбор: о или е? е или и?».

  1. С несколькими словами составляем словосочетания или предложения и записываем их.
  2. Можно ли проверить безударный гласный в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему? волна — вол травить — травы рядовой — рядом частичный — частный
  3. Выпишите только те пары слов, в которых одно слово является проверочным для другого. Чем вы объясните свой выбор? число — чистый белизна белый ползти — польза далекий — даль долина — дол хвалить — хватит победитель — победа

Одной из существенных причин низкого уровня орфографической грамотности является то, что наши дети перестали читать. Чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, что немаловажно для грамотного письма. В процессе чтения срабатывает зрительное запоминание языковых единиц, а это играет огромную роль для становления орфографического навыка. Значит, задача учителей и родителей — привить младшим школьникам любовь к книге, сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия, а не по принуждению. Это — еще один из путей решения проблемы повышения уровня грамотности учащихся.

Расширяющийся с годами круг чтения и объем грамматических знаний учащихся оказывают положительное влияние на повышение орфографической грамотности, при этом постоянное повторение правописания безударных гласных способствует естественному развитию знаний и умений, полученных учащимися в начальной школе, а также расширяет и углубляет их.

Важно целенаправленно, постоянно работать по воспитанию орфографической зоркости именно в начальном звене обучения русскому языку.

Система работы по предупреждению ошибок при правописании безударных гласных

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Система работы по предупреждению ошибок

при правописании безударных гласных»

«Систематичность упражнений — есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные н долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты»

С преподаванием русского языка в начальной школе сложилась такая ситуация: с одной стороны, появились новые УМК, полки в книжных магазинах ломятся от обилия дидактических материалов, призванных повысить грамотность учеников, способствовать развитию интереса к изучению родного языка, научить правильно создавать собственные тексты; с другой — как показывает практика, уровень грамотности наших учеников либо остаётся по-прежнему невысоким, либо — катастрофически снижается, а работа над сочинением или изложением, как и раньше, — огромная проблема для учеников не только начальной, но и средней, и старшей школы.

И учителя, и методисты отмечают, что уровень грамотности наших учеников продолжает снижаться. Называются различные причины низкой грамотности: дети перестали читать, они постоянно перед экранами телевизоров, компьютерами, программой они настолько перегружены, что устают необыкновенно и не выполняют качественно домашнее задание. С этой причиной трудно не согласиться, но вряд ли только они приводят к низкой грамотности.

Формирование прочных орфографических навыков у школьников — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность — выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном отношении.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Ведущие психологи и методисты (Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, А.И. Айдарова, Н.С Рождественский, М.М. Разумовская, М.Г. Баранов, Н.Н. Алгазина, М.Р. Львов и др.) считают главным в обучение правописанию орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила — орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме — одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Правописание безударных гласных — одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. И до настоящего времени эта проблема остается актуальной, поскольку, как показывает практика, больше всего ошибок в работах учеников связаны с явлением безударности гласного.

Подготовка к изучению безударных гласных начинается в 1 классе не только потому, что это будет способствовать более продуктивной работе над ними во 2 классе, но и потому, что программа 1 класса предоставляет учителю для такой подготовки богатые возможности.

Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных корня является ударение, и обучать различению ударения надо одновременно с обучением грамоте.

Уже на первых уроках обучения грамоте нужно знакомить учащихся с ударением. Активная роль принадлежит учителю. Учащиеся наблюдают за произношением учителя и с его помощью устанавливают, что при чтении слов один слог произносится сильней. На уроке сообщается детям, что под ударением гласный звучит отчетливо и пишется так, как слышится.

Начиная изучение безударных гласных, необходимо сначала помочь ученикам уяснить суть ударения — его смыслоразличительную роль в слове: тарелка — это слово, а «тарелка» или «тарелка» — не слова, нет таких слов в русском языке. Ребенок вдруг сталкивается с явлением разрушения слова, а отчего оно разрушается — непонятно. Вроде прочитываются все те же буквы, произносятся все те же звуки, а слова нет. И, оказывается, очень интересно вместе с учителем докопаться до сути этого явления и обнаружить, что во всем виновато ударение. Ударение становится близким и понятным ученику в своей сути, и теперь он готов к переключению на формальную сторону явления. Произнося слова, меняя в них место ударения, дети приучаются определять ударный гласный звук и обозначать ударение на письме. Затем нужно привлечь внимание детей к факту разного произнесения одного и того же звука в ударной и безударной позиции. Сравнивая звучание двух позиций, нужно подвести детей к выводу, что под ударением звук слышится яснее, четче и, кроме того, соответствует написанной букве. Одновременно они осознают факт безударности: звук в безударной позиции произносится менее отчетливо и не соответствует написанию.

Начатое практическое знакомство с ударением продолжается до конца учебного года, но время на этот вид работ постепенно сокращается, меняется и прием распознавания ударения в слове: от наблюдения за речью учителя к постановке ударения в написанных словах и фразах.

Научившись, распознавать место ударения, учащиеся в практическом плане овладевают умением обнаруживать безударную гласную и знакомятся с некоторыми приемами проверки.

Такой работе можно отводить на каждом уроке 2-3 минуты. На первых порах даются детям готовые графические образцы. На доске заранее записываются пары слов: норы — н_ра, мал — м_ла, нос — н_сы. Учащиеся называют ударный слог в слове из правого столбца, потом безударный; говорят, какая гласная в нем пропущена. Ученик ссылается на ударный образец, потому что начинает понимать, что в безударном слоге одного и того же слова пишется та же гласная, что и в ударном.

По мере знакомства с новыми звуками и обозначающими их буквами будет пополняться словарь учащихся новыми словами с проверяемыми безударными гласными и их опорными формами.

На этой начальной стадии обучения очень важно строгое соблюдение порядка следования операций, выполняемых под руководством учителя: поставь ударение, найди безударный гласный, проверь написание. Впоследствии, когда у учащихся достаточно разовьется речевой слух и воспитается орфографическая зоркость, первая операция отпадает, а две другие будут проходить почти одновременно. Вторая будет немедленной ответной реакцией на первую, а пока нужны все три и все должны быть расчленены, должны выполнять определенную функцию. Первая сигнализирует: «ищи безударную гласную», вторая — «остановись и подумай, правильно ли ты ее нашел», третья — «проверяй».

Самая трудная операция — вторая — обнаружение орфограммы. Выработка этого навыка — процесс длительный.

Для тренировочных упражнений из азбуки или имеющегося списка беру 3 — 4 двусложных слова и с безударными, так и с ударными гласными в первом слоге, который и будет контролироваться учащимися (о чем их предупреждаю заранее).

Классу даются такие задания:

На слух определить: в каком слоге гласная произносится сильнее? Слабее?

Списать с доски или из азбуки слова и в каждом из них поставить знак ударения. Безударную гласную, если она находится в первом слоге, подчеркнуть.

Сначала про себя по слогам, потом вслух прочитать записанные на доске слова, назвать те из них, в которых безударный гласный находится в первом слоге. Списать эти слова, подчеркивая безударные гласные.

Сначала про себя по слогам, потом шепотом прочитать слова, записанные на доске, списать в тетрадь только те из них, в которых в первом слоге гласный безударный, подчеркнуть букву.

Самостоятельно найти на доске слова с безударными гласными в первом слоге и записать их в тетрадь.

В продиктованном по слогам предложении поставить знак ударения, безударные гласные подчеркнуть.

Записать под диктовку слова (чтение орфографическое), пропуская гласные в первом слоге, если на них не падает ударение.

Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения в

покажите ударную гласную в словах;

назовите в предложении все ударные гласные;

соотнесите слова со схемой.

Упражнения на списывание:

спишите слова, обозначьте ударение;

спишите слова, поставьте ударение над выделенными словами;

Упражнения творческого характера:

выпишите слова, имеющие три слога, поставьте ударение;

составить словосочетание с данными словами, поставить ударение;

допишите предложение подходящим по смыслу словом, поставьте ударение.

Во всех случаях работа заканчивается коллективным подбором проверочных слов и вставкой букв, если они пропущены.

И только когда подавляющее большинство учащихся будут находить безударные гласные, простые слова с этой орфограммой можно вводить в диктанты, в маленькие творческие работы.

Проведенная работа по распознаванию места ударения, обнаружению безударных гласных и подбору под руководством учителя близких по значению слов для проверки этих гласных, подготавливает учащихся к усвоению представления о единообразном написании общей части родственных слов.

Практически учащиеся уже имеют навык в сближении слов по смыслу при подборе проверочных слов для безударных гласных, так что совершенно новым для них является лишь термин «родственные слова».

Следующие понятия, необходимые для формирования навыка правописания безударных гласных, — «корень», «однокоренные родственные слова». Уже с первых дней обучения детей целесообразно давать задание подбирать слова, относящиеся к одному понятию. Начинать эту работу лучше со слов, обозначающих название предмета по его действию, принадлежности, функции и т.п., таких, как «пожарник», «бегун», «сахарница». Сначала необходимо выяснить, почему так называется предмет и выделить так часть слова, в которой заключен смысл слова: лесник (лес) бегун (бег).

Постепенно можно задать вопрос: «от какого слова образовано данное слово»? По мере углубления этой работы на смену приходит инструкция «Выдели корень». Так формируя понятия «родственные слова», дети подходят к понятию «корень слова».

Для работы с родственными словами в 1 классе можно использовать следующие корни:

Вед -, дел -, бол -, вар -, вод -, вред -, встреч -, глаз -, горб -, гор -, гриб -, гряз -, гуд -, дед -, дожд -, дом -, дым -, дум -, двор -, ел -, звер -, звен -, земл -, зим -, зуб -, игр-, кос -, коз -, корм -, крик -, лес -, лен -, лис -, лист -, мед -, мест-, мор-, мост-, мяс-, нос-, пил-, пис-, рыб-, ряд-, спеш-, свет-, син-, слеп, сол-, сор-, стар-, стекл-, темк-, толст-, трав-, ход-, цвет-, цен-, час-, числ-, шум-, шут-.

Подавляющее большинство корней подобраны с таким расчетом, чтобы при составлении групп родственных слов, можно было понаблюдать за написанием гласных, находящихся в слабой и сильной позиции.

При знакомстве с родственными словами ставятся следующие цели:

научить детей находить общую часть в группе родственных слов;

обратить внимание на единообразное написание гласных и согласных в корне независимо от того, в какой фонетической позиции они находятся;

добиться осознанного понимания признаков родства слов и предупредить ложные аналоги, основанные на звуковом сходстве корней;

попутно закрепить навыки распознавания частей речи по вопросам;

обогатить словарь учащихся.

В соответствии с этими целями можно подобрать такие типы упражнений:

Списать родственные слова, обозначить условными выделениями общую часть.

Прочитать, назвать общую часть родственных слов и пропущенную букву устно подобрать проверочные слова. Списать, вставляя пропущенные буквы, обозначить общую часть родственных слов.

К данному слову подобрать родственные слова, обозначить общую часть.

Списать родственные слова, обозначить общую часть, к каждому слову устно поставить вопрос.

Прочитать записанные на доске слова, списать первое слово, приписать к нему только родственные слова.

К слову, отвечающему на вопрос что? подобрать родственные слова, отвечающие на вопросы какой? что делает?, обозначить общую часть.

Сначала списать слова, отвечающие на вопрос что? потом — на вопрос что делает? и на конец, на вопрос, какой? Общую часть родственных слов выделить.

К словам с безударной гласной подобрать родственные слова с ударной гласной.

Записать предложения под диктовку, найти в них родственные слова.

Если в предполагаемых для различного списывания группах родственных слов не пропущены буквы, учащимся предлагаются дополнительные задания: обозначить ударение, подчеркнуть безударные гласные, подобрать проверочные слова.

После знакомства с родственными словами подготовка к созданию базы для выработки навыка правописания проверяемых безударных гласных идет на более высоком уровне.

Затем можно использовать различные упражнения, направленные на различение ударной и безударной гласной, на формирование умения подбирать проверочные слова:

1 . Упражнения на списывание:

Спишите, в выделенных словах обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные;

Запишите под диктовку слова, подчеркните безударные гласные, поставьте ударение;

Спишите слова с безударной гласной, рядом напишите проверочные слова;

Спишите предложения. Найдите проверяемое и проверочное слово.

Во 2 классе правило правописания безударных гласных в корне слов, проверяемых ударением, изучается уже на морфологическом уровне. Такой переход становится возможным в связи с изучением состава слова.

Тема является продолжением той работы, которая уже проводилась в I классе на простейших примерах. Во в II классе обращается внимание детей:

на выделение учащимися в словах не только безударного гласного звука, но и безударного слога;

на осознание учащимися факта несовпадения звука и буквы;

на умение обнаруживать в тексте орфограммы, т.е. безударные слоги, безударные гласные;

на быстроту реакции у детей в изменении слов: «к-са — косы, р-са — росы»

В результате многократных повторов таких сочетаний проверяемых и проверочных слов в памяти детей формируются ассоциации, школьники даже в слабой позиции фонемы уже слышат ее по аналогии с сильной позицией.

Обнаружение безударных гласных сопровождается работой над печатным текстом: путем наблюдений дети выясняют, как в практике письма принято обозначать безударные гласные. Зная уже способ проверки безударных гласных, дети обобщают наблюдения и таким образом подготавливаются к усвоению правила теории.

Ступени работы обозначением безударных гласных звуков:

наблюдение над словами, где гласные — под ударением, сопоставление этих слов с теми словами, где эти же гласные становятся безударными: «волна — в-лны, стрелы — стр-ла». Анализируя такие пары слов, второклассники указывают ударные и безударные слоги. Важно сосредоточить внимание детей на словах с сильными позициями гласных;

обнаружение слов, которые подлежат проверке по данному правилу. Необходимо, чтобы дети быстро обнаруживали такие слова в тексте, который они читают, воспринимают на слух или употребляют в самостоятельно составленном тексте — в сочинении и изложении. Тренировка в обнаружении орфограмм идет по трем линиям: чтение, восприятие на слух, употребление в собственной речи;

подборка проверочных слов: «н-жи — нож, р-ка — речка»; не надо создавать у детей иллюзию, будто для проверки безударных гласных обязательно менять форму числа, как в большинстве упражнений учебника. Следует поощрять учащихся, которые приводят нестандартные проверочные слова, и тем более не одно, а 2 — 3 слова. Произношение проверяемого и проверочного слова вместе формируют ассоциации словообразовательного (или формообразовательного) типа: возникновение в памяти учащегося слова, например: «сосна», где звук [о] безударный, непроизвольно, по ассоциации воспроизводит в его памяти и слово «сосны»; вместе со словом «начали» по ассоциации вспоминается и слово «начало», так формируется фонетический слух;

решение, какой буквой следует обозначать безударный звук, записать слова, самопроверка.

Алгоритм проверки безударного гласного на уровне возможностей II класса — до введения понятия «корень слова» и «родственные слова»:

шаг: Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если естькакие они?

а, о, е, и — нужно проверят у, ы, ю, я — проверять не надо.

шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук

оказался под ударением.

Произнеси слово вместе, выдели ударный слог.

шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением

Ошибки на это правило происходят:

во-первых, потому, что у детей слаба орфографическая зоркость; они не замечают слов, где необходима и возможна проверка;

во-вторых, у них мал запас проверочных слов, они не успевают или не умеют изменять слово нужным образом, подбирать проверочные слова.

Вот типы упражнений, которые содействуют воспитанию внимания учащихся и предупреждению ошибок:

Подобрать родственные слова к данным корням и словам: дол и даль, мир и мера, лизать и лезть, менять и мина, сидеть и седеть, спешу и спишу.

К каждому из данных слов подобрать только родственные:

лето, летать: летчик, летний, полет, летом, пролетать;

вода, водитель: водичка, проводить, водяной, проводник, подводный, подводить.

Какое слово не родственное? Почему? Записать только родственные, выделить корень.

менять, сменить, заменить, мина;

волны, вол, волнистый, волноваться;

изба, избушка, избаловать, избенка.

— Можно ли проверить одно слово другим? Если нет, то почему?

Силачсела, кроитькрай, поротьпара, кататькот, травитьтравка, махатьмох,

Подобрать такое слово, которое было бы проверочным.

Прочитать записанные на доске близкие по смыслу слова: определить родственные ли они. Если нет, то почему? Назвать безударные гласные; проверить их.

Кидать, швырять, бросать.

Боялся, ругался, робел.

К данным словам подобрать слова, близкие по смыслу. Родственные ли они?

Доктора (врачи), кони (лошади), рыть (копать), плакать (рыдать).

Прочитать, назвать пропущенные буквы, списать, вставляя их.

Смысл слов, различающихся одной безударной гласной (спешу — спишу, вела — вила, мячи — мечи и др.), и соответственно их написание выясняется только в словосочетании или предложении, которые учащиеся получают в готовом виде или придумывают самостоятельно, например:

Записать под диктовку или списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы:

Сп-шу в кино, сп-шу упражнение, св-ла гнездо, св-ла с дороги, резиновые м-чи, стальные м-чи.

Составить предложение со словами: спешу — спишу, посиделапоседела.

Прочитать слова, назвать пропущенную гласную; устно подобрать слова для проверки; списать, вставляя пропущенные буквы:

Ж-ры, ж-лток, ж-ра, ж-вой, ж-лтетъ.

Ч-сы, ч-рвяк, ч-татъ, ч-ртитъ.

Ш-сты, ш-рина, ш-ры, ш-литъ, ш-пот, ш-стой.

При закреплении правописания безударных гласных нужно обращать внимание на изменение места и увеличение количества орфограмм при изменении формы слова и усложнении его состава.

Правописание безударных гласных повторяется при изучении последующих тем. Это достигается путем подбора специальных упражнений.

I . Упражнения, направленные на формирования умения выделять безударную гласную в корне слов.

Назовите в словах безударную гласную в корне. Объясните, как проверили.

Послушайте загадку, назовите слова с безударной гласной в корне

Я над речкой лежу,

Оба берега держу.

Укажите безударную гласную в

а) корне и суффиксе,

б) корне и приставке.

Приведите, примеры с определенным корнем (мес-, лист-) с определенной приставкой и суффиксом.

Укажите количество слов с безударной гласной в данном тексте:

Зимой в поле лежал,

Весной в реку убежал

Упражнения творческого характера.

Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, выделите корень;

Выпишите из группы слов слова с ударной гласной в корне;

От данного корня образуйте слова с безударной гласной в корне; В какой группе слов указаны все безударные гласные в корне?

слезать, слежка, летит;

слезать, следить, слетать;

перелезет, наследил, долететь;

Составить небольшой рассказ или несколько предложений на определенную тему, употребив слова с безударными гласными а, о, е; объяснить, как они могут быть проверены;

Упражнения на списывания.

К выделенным словам подберите однокоренные, укажите корень, подчеркните безударные гласные;

Часы чинит часовщик, сторож,

Лес охраняет садовник, мастер,

За садом ухаживает лесник.

Различные виды выборочных диктантов;

Ведение словарика употребительных корней содержащих возможные безударные гласные;

Взаимопроверки и самопроверки письменных работ; Использование карточек с пропущенными орфограммами; Карточки с вариативным написанием слов;

II . Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочные слова путем подбора однокоренных слов.

Прочитайте загадку (пословицу), назовите слова с безударной гласной в корне и проверочные однокоренные слова:

На шесте — дворец

А зовут его . (скворец)

К данному слову подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне;

К данному слову подберите однокоренные проверочные слова;

Образуйте однокоренные слова с указанным суффиксом;

Какая группа слов нуждается в проверке? Почему? Назовите проверочные однокоренные слова.

Упражнения творческого характера.

Выпишите из текста однокоренные слова, найдите среди них проверочные и проверяемые;

Составьте предложения из слов с безударными гласными по вопросам:

что? какие? куда? Что делают?

Из слов, записанных на доске, составьте предложение, подберите проверочные слова;

Подберите однокоренные слова, составьте предложения со словами;

Измените словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы:

М-ховая шапка — шапка из меха
[ Подчеркните проверочные слова;

Измените данные словосочетания, чтобы получилось слово, отвечающие на вопросы: что делать? Что сделать? Напишите проверочное слово:

Заниматься чтением — ч-татъ (. )

Определите, какую гласную в корне проверяли:

К данным словам придумайте слова с противоположным значением, укажите проверочное слово:

Упражнение на списывание.

Спишите, подчеркните безударную гласную в корне и проверочное слово:

Дорога шла в гору. Гористая местность была мне хорошо знакома. И горный воздух был особенно чистым и приятным.

Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне, припишите проверочные однокоренные:

В лесу есть низина. Там у лисы нора. В норе пятеро лисят.

Спишите предложение, вставляя подходящие по смыслу слова:

За окном прокричал (г-л-систый) петух.

Ш. Упражнения, направленные на формирование умения выбирать проверочное слово с ударной гласной в корне.

1. Упражнения на списывание

Спишите, вставляя пропущенные буквы, припишите из скобок нужное проверочное слово:

П-ляна (поля, полюшко).

Спишите, подчеркните среди группы однокоренных слов нужное с ударной гласной в корне:

Садик, сад, садовник, садочек.

2. Упражнения творческого характера.

Из двух слов выберите проверочное, запишите, вставляя пропущенную безударную гласную:

Следом, следынасл-дил

Выберите из слов проверочные и запишите их к данному корню (слова диктует учитель):

мест- местечко, местный, .

мер- замерять, мерка, . ‘

При работе над безударными гласными во 2 классе дети пользуются памятками:

Подбери несколько родственных слов.

Выдели корень и гласную, которую надо проверить.

Подбери проверочное слово.

Проверка безударных гласных в 3 классе также переходит на морфемную, морфологическую основу: безударные гласные в корне слова проверяются путем подбора родственных, однокоренных слов.

У третьеклассников уже есть опыт поиска безударных гласных в слове — на основе звукобуквенного анализа слов, выделение ударных и безударных слогов. Самое главное в правописании безударных гласных — это умение их заметить (орфографическая зоркость). Здесь определенную роль играют опознавательные признаки орфограммы: отсутствие ударения; гласные звуки [о], [а], [и], [э]; место в слове — корень.

Работа над безударными гласными на морфемной основе с привлечением однокоренных слов как проверочных требует постоянного обогащения словаря, его активизации, формирования словообразовательных ассоциативных связей.

Требуется быстрота подбора проверочных слов; медлительность в этой работе приводит к отставанию учащихся.

В 3 классе основными приемами работы учащихся являются следующие:

обнаруживание в тексте слов с орфограммами данного типабезударными гласными на основе опознавательных признаков орфограмм, указание их места — в корне слова; звукобуквенный и акцентный анализ (выделение ударного гласного), тренировка орфографической зоркости;

морфемный анализ слов;

использование «орфографического словарика» для уточнения написания трудных, непроверяемых слов, выработка привычки пользоваться словарем;

построение алгоритмов проверки безударных гласных в корне слова с участием самих учащихся, с повышающейся степенью их самостоятельности;

«свертывание» алгоритма, постепенный переход к сокращенным рассуждениям по алгоритму.

Расширяется число и виды упражнений, в которых комментируется не один тип орфограмм, а любые, включая даже незнакомые.

В 3 и 4 классах не только закрепляется, но и углубляется представление учащихся о знакомых словах, их составе и значении. Это достигается за счет включения в упражнения слов с новыми суффиксами. Берутся простые по своему составу четырех-, трех морфемные слова, но наряду со знакомыми суффиксами (- ов -, — ев-, -от-, -ист-, ок-, -ек-, -ик-,) в них появляются новые (- ость-, -есть-, -чив-, -лив-, -чат- и др.), графический образ которых постепенно, без дополнительной затраты времени закрепляется в памяти учащихся.

Знание этих суффиксов служит дополнительным признаком распознавания частей речи (-изн-, -от-, -ость-, -есть-, -тель — суффиксы существительных, -чив-, -лив-, -чат — прилагательных), способствует лучшему усвоению безударных гласных корня.

Ведь учащиеся не находят в новых словах знакомого корня потому, что учитель не всегда обращает внимание на изменение морфемного строения слова. Систематическая работа в этом направлении благотворно скажется на усвоении правописания безударных гласных и повышении орфографической грамотности вообще.

Таким образом, можно сделать вывод: обучение правописанию безударный гласных представляет определенные трудности для детей, которые можно преодолеть при помощи указанных выше упражнений, наглядности, игровых моментов, систематической работы над темой в течение всего учебного года. От умений школьников быстро и правильно производить разбор слов по составу, определять в сопоставляемых словах корень, устанавливать безударную гласную, подбирать проверочное слово, соотносить написание гласной в корнях проверочного и проверяемого слов, во многом зависит уровень сформированности навыка правописания.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/12/16/sistema-raboty-nad-pravopisaniem-bezudarnykh-glasnykh

http://infourok.ru/sistema-raboti-po-preduprezhdeniyu-oshibok-pri-pravopisanii-bezudarnih-glasnih-1980529.html