Как образовать однокоренные слова с помощью суффикса

Суффиксальный способ образования слов. Примеры

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние про­из­вод­но­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са. Суффиксальный спо­соб упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов, наречий.

Новые сло­ва появ­ля­ют­ся на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов и сло­во­со­че­та­ний с помо­щью раз­лич­ных мор­фем и их ком­би­на­ций. Если в этом про­цес­се попол­не­ния сло­вар­но­го запа­са рус­ско­го язы­ка участ­ву­ет суф­фикс, то речь идет о суф­фик­саль­ном спо­со­бе образования.

Суффикс — словообразовательная морфема

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов заклю­ча­ет­ся в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­ва при­со­еди­ня­ет­ся суффикс.

  • кни­га → книж к а;
  • кни­га → книж н ый;
  • кни­га → книж ник .

Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Формообразующие суф­фик­сы, как уже сле­ду­ет из само­го их назва­ния, обра­зу­ют толь­ко фор­мы слов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее (фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного);
  • бежать — бежа л (фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни глагола);
  • вре­мя — врем ен а (фор­ма мно­же­ствен­но­го чис­ла существительного).

Здесь нет сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Слово при­об­ре­та­ет дру­гую грам­ма­ти­че­скую фор­му, оста­ва­ясь по сути одной и той же лек­си­че­ской еди­ни­цей языка.

Словообразовательные суф­фик­сы, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­но­го сло­ва, созда­ют новые лексемы.

Сравним:

  • кра­сив ый → кра­сив ость ;
  • бежа ть → бег ;
  • врем я → врем енн ой.

Суффиксальный спо­соб дей­ству­ет в обра­зо­ва­нии слов всех основ­ных частей речи. Каждой части речи при­су­щи свои сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы. Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии слов внут­ри опре­де­лен­ной части речи. Но чаще он обра­зу­ет сло­ва дру­гой части речи:

  • глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
  • синий (прил.) → син е ть (гла­гол);
  • весё­лый (прил.) → весел о (наре­чие);
  • ау (меж­до­ме­тие) → ау ка ть (гла­гол).
От какой части речи обра­зу­ет­сяСуффиксЧто может быть образовано
Существительноещик, чик, ник, ецсуще­стви­тель­ное
Существительноен, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, ливпри­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изировагла­гол
Глаголова, ева, ива, ыва, вагла­гол
Прилагательноео, е, инаре­чие

Суффиксальный способ образования существительных

Целый ряд сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов созда­ют новые сло­ва на базе про­из­во­дя­щих основ суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и глаголов.

С помо­щью про­дук­тив­ных суф­фик­сов -к-, -иц-, -ниц- от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода обра­зу­ют­ся наиме­но­ва­ния лиц жен­ско­го пола и самок животных:

  • тен­ни­сист → тен­ни­сист к а;
  • сту­дент → сту­дент к а;
  • вла­де­лец → вла­дел иц а;
  • учи­тель → учи­тель ниц а;
  • тигр → тигр иц а;
  • лев → льв иц а.

Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ суще­стви­тель­ных и гла­го­лов обра­зу­ют назва­ние лица, зани­ма­ю­ще­го­ся каким-либо видом деятельности:

  • лес → лес ник ;
  • лыжа → лыж ник ;
  • дача → дач ник ;
  • пере­пле­тать → пере­плёт чик ;
  • раз­ве­дать → раз­вед чик ;
  • нор­ми­ро­вать → нор­ми­ров щик ;
  • бара­бан → бара­бан щик ;
  • кор­мить → кор­мил ец .

Наименования пред­ме­тов и при­спо­соб­ле­ний, скоп­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов обо­зна­ча­ют суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­са -ник-/-ниц-:

  • соус → соус ник ;
  • багаж → багаж ник ;
  • вопрос → вопрос ник ;
  • тво­рог → тво­рож ниц а;
  • цвет → цвет ник ;
  • яго­да → ягод ник ;
  • оси­на → осин ник ;
  • чер­ни­ка → чер­нич ник .

От основ при­ла­га­тель­ных суф­фик­сы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- обра­зу­ют назва­ния качеств и отвле­чен­ных при­зна­ков предметов:

  • доб­рый → добр от а;
  • нищий → нищ ет а;
  • жёл­тый → желт изн а;
  • седой → сед ин а;
  • сме­лый → смел ость ;
  • све­жий → свеж есть .
  • похо­жий → похож есть .

Множество суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, про­цесс дей­ствия или его резуль­тат, обра­зу­ют­ся от гла­голь­ных основ с помо­щью про­дук­тив­но­го суф­фик­са -к-:

  • попы­та ться → попыт к а;
  • про­по­ло ть → про­пол к а;
  • пере­го­ро­ди ть → пере­го­род к а;
  • покра­си ть → покрас к а;
  • задви­га ть → задвиж к а.

Обратим вни­ма­ние, что такие отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные име­ют в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку, кото­рая доста­лась им от про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Важно пра­виль­но опре­де­лить суф­фик­саль­ный, а не пре­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния, в чем помо­жет состав­лен­ная сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная цепочка:

  • дви­гать → за дви­гать → задвиж к а;
  • кра­сить → по кра­сить → покрас к а.

Множество отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ет от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов суф­фикс -ни-/ени-:

  • руб­це­вать­ся → руб­це­ва ни е;
  • полос­кать → полос­ка ни е;
  • зажи­вить → заживл ени е;
  • уди­вить → удивл ени е;
  • вос­ста­но­вить → вос­ста­новл ени е.

Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных со зна­че­ни­ем при­зна­ка или свой­ства, отно­ся­ще­го­ся к предмету:

  • река → реч н ой;
  • окно → окон н ый;
  • салат → салат н ый;
  • осень → осен н ий.

Слова этой части речи актив­но обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суффиксов:

  • бере­ста → берест ян ой;
  • рожь → рж ан ой;
  • лебедь → лебед ин ый;
  • тор­же­ство → тор­жеств енн ый;
  • соло­ма → солом енн ый;
  • село → сель ск ий;
  • золо­то → золот ист ый;
  • гор­ло → горл аст ый;
  • нос → нос ат ый;
  • игра → игр ив ый;
  • плюш → плюш ев ый;
  • уда­ча → удач лив ый.

Огромный пласт при­ла­га­тель­ных обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида:

  • рвать → рва н ый;
  • драть → дра н ый:
  • жарить → жар ен ый;
  • ква­сить → кваш ен ый;
  • ода­рить → одар ённ ый;
  • уди­вить → удивл енн ый.

Суффикс -л- про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии при­ла­га­тель­ных от гла­го­лов, обо­зна­ча­ю­щих процесс:

  • гнить → гни л ой;
  • спеть → спе л ый;
  • зреть → зре л ый;
  • уметь → уме л ый.

Суффиксальный способ образования глаголов

От суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных с непро­из­вод­ной осно­вой суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зо­ва­ны глаголы:

  • голу­бой → голуб е ть;
  • белый → бел е ть, бел и ть;
  • бога­тый → богат е ть;
  • ста­рый → стар е ть;
  • ржа­вый → ржав е ть;
  • зав­трак → зав­трак а ть;
  • свер­ло → сверл и ть;
  • козырь → козыр я ть.

Суффикс -ова-/-ева- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии гла­го­лов от существительных:

  • тос­ка → тоск ова ть;
  • танец → танц ева ть.

Бесприставочные гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют пар­ные им гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • решить → реш а ть;
  • пле­нить → плен я ть;
  • бро­сить → брос а ть.

Суффиксальным спо­со­бом от при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • раз­га­дать → раз­гад ыва ть;
  • рас­ска­зать → рас­сказ ыва ть;
  • ута­ить → ута ива ть;
  • насто­ять → наста ива ть.

Ряд гла­го­лов обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­сов от меж­до­ме­тий и зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов:

  • о → о ка ть;
  • ох → ох а ть;
  • хи-хи → хихи ка ть;
  • мяу → мяу ка ть;
  • гав → гав ка ть;
  • тик-тик → ти́к а ть;

Суффиксальный способ образования наречий

Многие наре­чие явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных и местоимений.

Суффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся каче­ствен­ные наре­чия от прилагательных:

  • гром­кий → громк о ;
  • близ­кий → близк о ;
  • певу­чий → певуч е .

От при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ск- обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са -и-:

  • дру­же­ский → дру­жеск и ;
  • чело­ве­че­ский → чело­ве­ческ и ;
  • рыцар­ский → рыцарск и .

Архаичный суф­фикс -жды обра­зо­вал сле­ду­ю­щие наре­чия от коли­че­ствен­ных числительных:

  • один → одна жды ;
  • два → два жды ;
  • три → три жды ;
  • четы­ре → четы­ре жды .

Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов

Цель: Конкретизация представлений учащихся о строение слова, его значимых частях.

Задачи:

  1. формировать умение образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов;
  2. уточнить представление о суффиксе как части основы слова, который может придать оттенки значений или образовать слово с новым значением;
  3. развивать внимательность, мышление, речь, самостоятельность и активность;
  4. воспитывать уважение друг к другу, уметь оказать помощь.

Ход урока

I. Организационный момент.

У.: Урок наш сегодня необычный, к нам приехали гости. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь (кивнули)

Начнем урок с оздоровительной минутки.

– «Бодрость за 1 мин.»

– Работа на коврике «Пяточка, носочек»

Красиво сели, открыли тетради, записали число.

Обратите внимание на орфограммы.

II. Минутка чистописания.

У.: Ребята! Прочитайте слова: Берёза, зонтик, арбуз, язык.

Отгадайте, какую букву будем писать? Эта буква обозначает согласный, звонкий, твердый, парный звук, он может стоять, вначале, в середине, в конце. Какую букву он обозначает?

Д.: Он обозначает букву З

У.: Мы сегодня будем писать красиво и правильно букву Зз (большую в соединение с маленькой)

Пишем целую строку

Сели красиво. «Сижу красиво, пишу красиво»

У.: Спишите слова, начиная с буквы «з», а слово язык последним.

Прочитайте свои слова.

Сделайте фонетический разбор слова – язык – 5 зв., 4 б., 2 сл., 2 гл., 2 согл.

III. Словарная работа.

Игра «Зоркий глаз»

У.: Ребята, вы знаете, что в царство словарных слов попал вирус и некоторые слова заболели, надо их полечить.

Я показываю слова, а вы подумайте здоровое оно или больное? Если больное, то его надо полечить, написать правильно (показываю слова)

Каньки, пальто, харошо, лопата, мароз.

Найдите лишнее слово. Какая орфограмма в этом слове? Объясните?

А теперь, с этим словом запишите предложение.

Ночью ударил сильный мороз

Проверим. Разберите по членам предложения.

– Как вы думаете, для здоровья мороз полезен?

– Вспомните, как А.С. Пушкин писал в своих стихах о морозе?

Д.: Мороз и солнце, день чудесный.

У.: А пословицу какую знаете?

Д.: Мороз невелик, стоять не велит.

У.: Молодцы! А ведь, ребята, я замерзла. Давайте погреемся.

Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки тоже мы погреем, мы попрыгаем скорее
Прыг, прыг, прыг, прыг…
Рукавички мы наденем, не боимся мы метели: да-да-да-да-да.

IV. Знакомство с новой темой.

У.: Ребята, а какому времени года относятся все слова, которые писали?

У.: Мы сегодня на уроке попробуем одеть «Чудо дерево» и назовем его словесным.

– Без чего может погибнуть дерево?

У.: А что такое корень в русском языке?

У.: Давайте при помощи корня зим образуем однокоренные слова.

У.: Посмотрим какое у нас получилось красивое дерево. Хором читаем слова. Перепишите их, выделите главную часть.

– Кто поможет мне?

– А при помощи чего образовались новые слова?

– А что такое суффиксы?

У.: Выделите суффиксы.

Обобщение о суффиксе.

Образуются новые слова.

– Найдите слово с суффиксом —ушк

  • Старуха – старушка
  • Изба – избушка
  • Речка – речушка

– Как изменилось слово? Говорит о ней ласково, с уменым значение;

– Образуйте слова с суффиксом —ушк.

Какое значение придает этот суффикс?

– Найдите слова с другими суффиксами.

– Что здесь заметили? Полностью изменилось значение слова. А какие суффиксы помогли?

Д.: ов, н, ник.

Работа с толковым словарем

У.: А что обозначают слова: Зимовник, зимовье

Д.: Зимовник – дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой (в поле, в лесу)

Зимовье – место, где живут люди, звери, рыбы.

У.: Устали ребята? Поиграем!

Игра «Рыбаки» (на внимательность)

У.: Ребята, догадайтесь, о чем я говорю? С моей помощью совершаются превращения. В слове от корня я стою справа.

У.: Прочитайте суффиксы:

ушк
ышк
ек
ок
ищ

Вам надо при помощи суффикса образовать слово, записать.

солнышко, день – денек, лед – ледок, ветер – ветерок, ветер – ветрище

– Догадайтес, какое здесь лишнее слово?

– При помощи какого суффикса образовано?

– Какое значение слову он придает? (пренебрежение, преувеличение, оттенок)

У.: Итак ребята, что вы сегодня узнали о суффиксе?

Д.: Новое слово, с новым значение, оттенком значений.

У.: Давайте об этом прочитаем правило. (с.130, дома его выучить)

V. Физминутка.

У.: Если я произнесу слово с уменьшительно-ласкательным значением – хлопайте, а если пренебрежительно-увеличительным оттенком – топайте. (портфельчик, книжечка, домище, бабулечка, медведище, городище, котик, мячик, котище)

VI. Закрепление материала.

У.: Исключи лишнее слово, его не писать, почему? Запишите, выделите суффикс.

  • Рыбка, дубок, горка.
  • Солнышко, зернышко, шуточка.
  • Толстущий, горьковатый, кислющий.

Следить за осанкой.

Итак, ребята вы все сегодня работали хорошо, были активными, умными, я разрешаю вам самостоятельно оценить свои работы и поставить оценки на полях.

Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы познакомитесь с приставками и суффиксами, которые активно используются в речи, понаблюдаете за их значением и написанием. В уроке вы найдёте справочник «Суффиксы и приставки русского языка».


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/629291

http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/ponyatie-o-pristavke-i-suffikse-obrazovanie-slov-s-pomoschyu-pristavok-i-suffiksov