Как объяснить что такое суффикс 2 класс

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

  1. У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
  2. У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
  3. У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
  4. У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
  5. У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
  6. У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.

Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.

Урок русского языка по теме Суффикс 2 класс

Предмет: русский язык

Цель: дать понятие о суффиксе, как значимой части слова;

Задачи: учить выделять суффикс в словах и отличать от других частей слова;

совершенствование навыков каллиграфического и грамотного письма,

умения определять цель урока, обогащение словарного запаса

учащихся, расширение кругозора;

развитие познавательной активности, мышления, памяти, внимания,

речи, способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные

признаки, высказывать своё мнение;

способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности;

привитие интереса к изучению русского языка.

Прозвенел и смолк звонок

Друг на друга посмотрите,

И улыбки подарите

Руку другу вы пожмите

И тихонечко садитесь.

Дети представьте себе, что вы- маленькое семечко.(Дети приседают и закрывают головы руками) Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним (поглаживания по голове). С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти. Появляются первые листочки (поднимают руки, тянутся вверх). Стебелёк растёт. И вот наступает радостный момент: появляется прекрасный цветок. Цветок хорошеет. Он тянется к свету, к солнцу.

-Знаете, ребята, как цветы тянутся к солнцу, так и человек тянется к знаниям.

Читают пословицу . «Мир освещается солнцем, а человек — знанием»

-Как вы понимаете смысл пословицы? (когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни, это помогает преодолевать ему трудности)

— А вы любите преодолевать трудности?

— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.

-Всяческие препятствия всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с добрыми мыслями, если верит в свои силы. Я верю, что у вас всё получится!

Сегодня на уроке мы продолжим изучение состава слова. Повторим изученные части слова и познакомимся с новой частью слова.

— Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы.

— Запишите данный ряд букв в предложенной последовательности.

ИЩ ОК ИК НИК ОНОК ЁНОК ОНЬК ЕНЬК ЕЦ

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

— Какие части слов мы уже изучили?

Пока мы будем вспоминать определения и работать устно, некоторые ребята поработают по карточкам — 5 мин

Задание по карточкам:

Верно ли утверждение? Если да, поставь знак +, если нет —

Окончание стоит в начале слова.

Чтобы найти окончание, надо изменить слово . Изменившаяся часть и есть окончание

Корень – это изменяемая часть слова

Однокоренными называются слова, которые произошли от одного корня.

Приставка стоит после корня.

С помощью приставки образуются новые слова

Образуй от слов однокоренные слова. Выдели корень в словах

Образуй от слов однокоренные слова с приставками. Выдели приставки.

Итак, по графическому изображению назовите часть слова, дайте определение

( приведите примеры- как найти в слове окончание,

какие приставки знаете, приведите примеры слов.)

Словарная работа (на доске записаны слова с пропуском букв) – 5 мин

С…бака , уч…ник , ф…мил…я , ф…враль , ин…й , к…пуста, с…рока

— Прочитайте слова. Что их объединяет?

( • слова из словаря;

• орфограмма «безударная гласная, непроверяемая ударением»;

Выполните словарную работу, подчеркните орфограммы, поставьте ударение

Проверьте написание (слайд)

— Ещё раз посмотрите на данные слова. Здесь спряталось название темы нашего урока. (Суффикс)

Какие цели поставим перед собой при изучении темы «Суффикс»?

Узнать ……. (Что такое суффикс?

Какие бывают суффиксы?

Научиться ….. находить в словах суффиксы

Работа над темой

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Васю — хворостинкой! (Лес)

— Как мы назовём небольшой лес? (лесок)

— Как называется человек, который охраняет лес? (лесник)

Что можете сказать об этих словах? Выделите корень.

Назовите части слов, которые находятся после корня. Эта часть называется суффиксом.

Слово «суффикс» в переводе с латинского «приколоченный», «подставленный к корню

Суффикс обозначается значком. На что похож этот значок? Выделим суффиксы в этих

Посмотрите небольшую сказку и скажите, что образуется с помощью суффиксов?

Итак, что такое суффикс? Попробуем сформулировать правило. (слайд)

Суффикс- это … Часть слова

Стоит …. После корня

С помощью суффикса образуются …… новые слова

Проверим по учебнику.- с. 107 правило.

Суффиксов, как и приставок, в русском языке много. Каждый суффикс вносит свое значение в слова.

Давайте познакомимся с некоторыми суффиксами и попробуем выяснить, какие значения они придают словам.

Предлагаю вам стать волшебниками , которые умеют превращать одни слова в другие.

До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот становится волшебником, надевает волшебную шляпу и начинает превращать слова.

В русском языке есть суффиксы . –оньк, — еньк, -ик, -ок.

Попробуй превратить эти слова ( учитель даёт карточку со словами ребёнку) в другие с помощью этих суффиксов.

Записываем в тетради, выделяем суффиксы. Посмотрите, что стало со словами? Какими стали предметы, которые они называли? (маленькими)

Значит, какое значение придают словам эти суффиксы? (уменьшительно- ласкательное)

Посмотрите на картинки. Какой суффикс помог образовать новые слова? -ИЩ-

Что стало со словами? Какое значение придаёт этот суффикс? (увеличительное)

Образуйте с помощью этого суффикса слова

А вот ещё одна группа суффиксов — тель,- ист, — ник

Какую работу выполняют эти суффиксы?( образовывают слова-названия профессий

Следующие суффиксы — онок, -ёнок

Названия детёнышей животных

Казахстан, Караганда (принадлежность к территории, на которой проживаешь)

Ну как, понравилось превращать слова?

Давайте подведём итог. Какую работу выполняют суффиксы? (нужны для образования новых слов и придают им разные значения.)

Мы познакомились только с некоторыми из них.

Физминутка для глаз

Итак, мы ответили на 2 вопроса.

Что такое суффикс? Какие бывают суффиксы?

У нас осталась ещё одна задача, которую мы должны решить. Кто помнит её?

Научиться находить в словах суффиксы.

Находить в словах части, из которых они состоят – это значит выполнять разбор слов по составу.

Давайте составим алгоритм разбора слова по составу . (слайд)

Разгадайте слово. Выполните разбор слова по составу

Выполнение заданий по карточкам. У каждого на столах лежат карточки разного цвета (дифференцированные)

1 группа- задание (сильные учащиеся)

Разобрать слова по составу.

ПОДБОРОДОК, ЯГОДКА, ГРАДУСНИК

2 группа — задание

«Суффикс – волшебник» (уч- ся со средними учебными возможностями)

Образуй новые слова с помощью суффиксов ( -ёнок-, -ник-, -ик, -оньк). Выдели суффикс

3 группа – задание «Рассыпанные слова» (уч- ся с низкими учебными возможностями)

Соберите слова — соедините части слов стрелками.

Итак, с какой частью слова сегодня познакомились? Что узнали о суффиксе?

Выберите слова, которые характеризуют суффикс.( На доске карточки со словами)

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

Не имеет значение

Наш урок подходит к концу. Я прошу вас высказать своё отношение к уроку.

Сегодня на уроке я узнал…

Своей работой на уроке я …

Мне было интересно, потому что …

Мне бы хотелось отметить работу на уроке ….

У каждого на парте есть смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению и приклейте на полях в тетради.

Мне бы хотелось поблагодарить за работу на уроке следующих учеников.

Урок русского языка по теме «Что такое суффикс. Роль суффиксов в речи». 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку

Цель: учить распознавать суффиксы в словах, образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся о частях слова;
  • узнать основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;
  • способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
  • создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Формирование УУД:

  • способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
  • способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
  • стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
  • повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
  • способствовать формированию коммуникативных умений.

Оборудование и материалы:

  • учебник: Л.Ф.Климанова «Русский язык. 2 класс»
  • раздаточный материал
  • памятка разбора слова по составу (для слабых учащихся).
  • карточки для работы в группах
  • карточки для дифференцированной работы
  • проектор, компьютер
  • Презентация Microsoft Power Point

Этапы урока

Форма организации урока

Учитель

Учащиеся

Формирование УУД1. Самоопределение к деятельностиОрганизационный момент. Создание благоприятной эмоциональной атмосферыСлайд 2

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»
Вижу, класс наш – хоть куда,
Мы начнём урок тогда.

– И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.Дети настраиваются на активную работуЛичностные:
самоопределение,
Регулятивные:
целеполагание,
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельностиРабота в парах– Откройте свои тетради, запишите дату. Объясните орфограммы.

Чч Аа Сс Тт Ии
Ии(5) Чч (1) Сс(3) Тт(4) Аа (2)

Слайды 3

Рассмотрите чистописание в паре. Что интересного заметили? (слово части) Об этом мы будем говорить на уроке. А как вы думаете, о чем мы можем говорить? Что значит части? (воинская, речи, слова, чего-либо). О какой именно части пойдет речь вы узнаете сами

Слайд № 4 (подсказка)

Работа на минутке красивого письма.
Дети находят слово в чистописании, предполагают о чем пойдет речь на уроке.
– Воинская часть вряд ли, хотя можем составить предложения, части речи – рано, еще нем изучаем. А вот части слова можем изучать.Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
Познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения главного3. Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урокаРабота в группах– Какие части слова вы знаете?
– Что такое корень? Приставка?
Слайд 5
Подсказка: мы будем говорить о частях слова. (К)
– Попробуйте вот с этой частичкой и со словами (лапа, шляпа, голубь, книга) проделать работу и о чем-то сделать сообщение
– Выделите в этих словах корень.
– Какие цели и задачи вы перед собой поставите?
– Что получилось?
Слайд 6
– Сделайте вывод: Куда вы поставили частичку слова? Кто знает, как она называется и для чего она служит?
– С помощью чего образовались новые слова?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
– Это новая тема для вас?
Слайд 7
– Какую цель перед собой ставим?
– А откуда мы можем получить новую информацию?
– С помощью какого суффикса образовали новые слова?
– Какой оттенок смысла он придает новым словам?
Слайд 8
– Что вы добавите к выводу Ивана Ивановича

Физминутка. Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей.– Корень, основа
– Главная часть слова. В ней заключён основной смысл слова. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

С помощью к дети образовывают слова: (шляпка, лапка голубка, чашка), обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс —к-, устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса и сравнивают его с выводом в учебнике стр. 62

– С помощью суффикса образовались новые слова?

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком
Называю суффиксом.

Регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
постановка вопросов;
познавательные:
общеучебные –
самостоятельное
выделение –
формулирование познавательной цели; логические –
формулирование
проблемы
Коммуникативные: работа в группах.4. Закрепление: создание условий
– для развития умения делать выводы;
– для актуализации полученных знаний.Прием «Кластер»
ФронтальноНа доске и удетей карточки со словами:

Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение

– Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
Слайды 9, 10У детей и на доске получается схема:

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаковФизминутка для глаз Слайд 115. Осмысление: получение новых знаний, соотнесение старой и новой информацииГрупповая работа.
Образование слов с помощью суффиксов1 группа

Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: тель, ник, ист

строи _____ плот ______ арт _______
учи ______ двор ______ машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Проверка по слайду (Слайд 12)Дети работают в группах.

– Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).2 группа

Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: очк, ечк, оньк, еньк.

Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня – … Алёша – …
Света – … Федя – …
Дима – … Люба – …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
– С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.
Проверка по слайду (Слайд 13)

– Имена звучат ласково.
ик-, ишк-3 группа

Задание. От слова дом образуйте слова с помощью суффиксов: —ик-, ищ-, ишк-, ин
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Можно сравнить вывод на стр. 63
Проверка по слайду (Слайды 14-16)

– Увеличивает предметы4 группа

Задание. Проанализируйте, когда пишется в словах суффикс —онок-, а когда —ёнок— и сделайте вывод.

лосёнок бельчонок
тигрёнок волчонок
гусёнок мышонок
львёнок скворчонок

(Слайды 17-20)

Название детенышей. Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме ч. Суффикс онок пишется после твердых согласных и после ч.5 группа

Задание. Сравните пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс —ик— , а когда суффикс —ек-.

Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка

Проверка по слайду 21, 22, 23

Используя вывод, напиши правильно

Платоч…к стол…к
листоч…к билет…к
песоч…к зуб…к.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-suffiks-klass-278642.html

http://urok.1sept.ru/articles/649174