Как объяснить графически правописание безударных гласных

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Правила написания безударных гласных в корне слова

Написание гласных, на которые не падает ударение, нередко вызывает затруднение. Не все из них можно легко проверить, подобрав однокоренное слово. Легко запутаться и с чередующимися гласными. Меняется написание, если безударные гласные расположены после определенных согласных. Нельзя забывать и о словах-исключениях.

Проверяемые безударные гласные — это гласные, которые проверяются ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения. Разберемся, что такое проверяемые безударные гласные.

Что такое безударные гласные

Начнем с определения. Безударными гласными в корне слов называется те гласные, на которые не падает ударение. ее можно проверить подбором имеющих тот же корень слов, сменой грамматических форм. Или же с помощью правил русского языка.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов повышением тона и долготой звучания. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в различных частях слова:

При выделении голосом гласного звука любой другой морфемы, гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции. Он будет безударным, так как “остается без внимания”. Слышится не так четко, как ударный.

Из-за этой нечеткости требуется проверка для правильного написания. Принцип русской орфографии — морфологический. То есть, вне зависимости от звучания, гласные в корнях родственных слов пишутся одинаково (исключение — чередующиеся). Если нам слышится “зиленый”, мы пишем “зеленый”, “зелень”.

Способы проверки безударных гласных в корне

Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.

Методов проверки таких гласных несколько:

  • Подобрать другое число. Вместо единственного – обратное, множественное (и в другую сторону). “Волна” — “волны”.
  • Найти родственное слово по принципу “большой-маленький”. “Ковер”-”коврик”.
  • Подобрать родственное ласкательное слово. “Трава”-”травушка”.
  • Подыскать другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие. “Желтизна”-”желтый”.

    Главных способа проверки безударных гласных два:

    • Найти однокоренное слово (в том числе, и других частей речи). “Пешком”-”пеший”, “проглотить”-”глотка”, “раздарить”-”подарок”.
    • Поменять грамматическую форму. “Написать”-”напишет”, “большой”-”больший”.

    Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.

    Проверяемые безударные гласные

    Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.

    Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:

    “Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.

    Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.

    В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”. Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.

    Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.

    Непроверяемые безударные гласные

    В нашем языке нередки слова с гласными в корне, которые объективно нельзя проверить уже знакомыми нам способами. Они в этом случае проходят проверку по словарю. Большая их доля — заимствованные.

    Поэтому слова, имеющие в корне гласные, которые не получается проверить при помощи ударения, называются словарными. Лучший способ всегда знать их правильное написание — постараться запомнить его. Диктант на безударные гласные (4 класс), решение тестовых заданий помогают лучше справиться с такой задачей.

    Примеры словарных слов по данной теме:

    • фонтан;
    • матрос;
    • ладонь;
    • ватрушка;
    • горизонт;
    • багровый;
    • коварный;
    • стакан;
    • обаяние:
    • палисадник:
    • инициалы;
    • поликлиника:
    • диапазон.

    Чередующиеся гласные

    Третий вариант — это чередующиеся в корне гласные. Проверять их ударением неправильно: “растет”, но “подрос ”. В орфографическом словаре они не указаны. Вставить безударные гласные верно, если они чередующиеся, возможно, запомнив ряд правил для каждого такого “исключительного” корня.

    Они разделяются по буквам, которые будут заменяться в зависимости от условий.

    Чередование “а” и “о”

    Чтобы запомнить эти правила школьнику, лучше использовать специальные безударные гласные картинки. Следует также изучать каждый из корней слова отдельно. Приступать к новой теме, когда предыдущая полностью понятна, иначе не избежать “каши в голове”.

    Корни “гар” и “гор”. Под ударением надо писать “а”. Без ударения — “о”. “Пригорел”, “нагар”. Однако будут и исключения:

    Это специфические варианты ряда русских диалектов, которые нужно запомнить.

    Корни “зор” и “зар”.

    Правило другое: под ударением нужно писать именно ту букву, что слышится при произношении слова. Без ударения — “а”, без исключений. “Зори”, “озарение”, “дозор”, “зорька”.

    Корни “клон” и “клан”.

    Если на корень падает ударение, то пишется та буква, что слышна при произношении. Если ударение не падает — только “о”. “Поклон”, “преклониться”, “кланяется”.

    Корни “кас” и кос”.

    Буква “о” пишется лишь в том случае, если после данного корня идет “н”. При других вариантов без исключений нужна “а”. “Прикоснуться”, “касательной”.

    Корни “скоч” и “скак”.

    Буква “а” нужна перед “к”. Соответственно, “о” — перед “ч”. ”Скакать”, но “наскочить”. Есть два слова, не подходящих под правило: “скачу” и “скачок”.

    Корни “лож” и “лаг”.

    Задания на безударные гласные нередко вызывают затруднение, если встречаются эти корни. правило тут простое. Если в корне “ж”, то перед ней пишут “о”. Если “г”, то “а”. Сравнение: “положил”, но “прилагать”. Исключение только одно — “полог”. Это слово семантически не связано с корнями “лаг” и “лож”.

    Корни “ровн” и “равн”.

    Чередующиеся безударные гласные (5 класс) тут проставляются по смыслу слова. Если это значение, схожее с “одинаковый, равный, на одном уровне”, употребляется “а”.

    Примеры: “равенство”, “уравнивать”. А букву “о” следует употреблять в словах со значением “гладкий”, прямой, ровный”. То есть, “уровень”, “ровесник”.

    Корни “твор” и “твар”.

    Под ударением будет писаться “а”, без ударения — “о”. “Тварь” и “творец”. Следует отличать от слова “утварь”, которое уже семантически не связано с данными корнями.

    Корни “мок” и “мак”.

    Безударные гласные, которые нужно проверять по смыслу слова. “А” должно быть в глаголах, употребляемых в значении “помещать что-либо в жидкость”.

    Например, “макать”, “обмакнуть”. А вот буква “о” в словах, по смыслу схожих с “пропускать через себя жидкость». Примеры: “промокашка”, “вымокший”. Внимание нужно обратить и на производные от данных слов: “макание”, “непромокаемый”, “промокательная”.

    Корни “плов”, “плав”, “плыв”.

    Буква “а” тут пишется и под ударением, и без него, а буква “о” — только в словах-исключениях: “пловец” и “пловчиха”. Буква “ы” — “плывун”.

    Если нужно вставить безударные гласные (3 класс) на место пропусков в корнях глаголов, то важно помнить, что где-то под ударением будет писаться “о”, а где-то — “а”. К примеру “затронуть” и затрагивать”. Поэтому не стоит использовать глаголы, если вы сомневаетесь в написании слова.

    Чередование “е” и “и”

    Задание: «выбери безударные гласные “е” или “и”». Чтобы с ним успешно справиться, нужно запомнить следующие корни:

    Для них действует единое правило: если после данных корней идет суффикс “а”, то следует писать “и”. В других примерах нужна “е”. “Прибираться”- “уберет”, “блестящий”-”блистательный”, “протирать”-”утер”.

    Чередование “а” (“я”) и “им”, “а”, “я” и “ин”

    Если после корня употребляется суффикс “а”, то, согласно звучанию, нужно использовать или “им”, или “ин” при чередовании гласных. “Понять” -”понимать”, “начать”-”начинать”.
    Что касается производных форм, то продолжит сохраняться “им” даже в отсутствии суффикса “а”. “Подними”, “сниму”.

    Гласные после шипящих

    После шипящих (к ним относятся “ч”, “щ”, “ж”, “ш”) пишутся только “а”, “о”, “у”. Неправильным будет употреблять “ы”, “ю” или “я”. Примеры: “чушь”, “жара”, “шутка”.

    Выделяется несколько исключений:

    • Иноязычные слова. “Жюри”, “парашют”, “брошюрка”.
    • Собственные иноязычные имена, названия. “Жюли”.

    Что касается буквы “ё”, то она будет писаться после шипящих под ударением, если в безударной позиции на ее месте находится буква “е”. “Чёрный” — “чернота”, “пшёнка” — “пшено”.

    Если же в безударной позиции “е” не присутствует. Правильным будет писать в корне слова за шипящей “о”. “Жор”, “шов”, “чокаться”.

    Гласные после “ц”

    Задание “выбери безударные гласные после “ц”” тоже нередко вызывает трудности. Тут действуют такие правила:

    “Я” и “ю” после этой буквы допустимо писать только в заимствованных словах.

    “Ы” после “ц” не употребляется. Только буква “и”: “циклон”, “цивилизация”. Исключениями будут “цыц”, “цыпленок”, “цыпочки”, “цыган” и слова, которые с ними будут однокоренными.

    Буквы “э”, “е”

    Правила русского языка здесь следующие:

    • С буквы “э” начинается корень слова, если последняя буква приставки — согласная (“сэкономить”).
    • Если слово заимствованное, то в его корне без ударения после твердой согласной будет стоять “е”. “Рейтинг”, “компьютерный”, “адекватно”. Есть исключения: “мэр”, “дзэн”, “пленэр”.
    • С буквы “э” начинается второй корень в сложном слове, если первый оканчивался на согласную (“двухэтажный”).
    • Также нужно обратить внимания на иностранные собственные имена (“Бэкон”).

    После “и” в корне слова практически всегда будет стоять “е” (“реквием”).

    Исключение: заимствованные слова с приставками (или первыми частями слова), оканчивающиеся на “и”.

    Буква “й”

    Если в заимствованном слове при произношении первой гласной выступает “ё”, то пишется это как “йо”. Примеры: “йота”, “йог”, “йогурты”.

    В отношении исконно русских слов это правило не действует: “ёлка”, “ёж”.

    Правописание безударных гласных

    Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:

    • Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
    • Является ли оно словарным?
    • Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
    • После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
    • Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
    • Не является ли слово заимствованным?

    Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.

    Примеры

    В заключение несколько примеров на пройденные правила:

  • “К..ртофель”. Это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. Его написание нужно запомнить: “картофель”.
  • “Прил..скать”. Гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово — “ласка” (но не “полоскать”). Соответственно, “приласкать”.
  • “Заб..рает”. Это слово с чередующейся гласной. Стоит суффикс “а”. Правильно — “забирает”.
  • “Соск..чил”. Снова слово с чередующейся гласной.
  • Так как он заканчивается на “ч”, будет “соскочил”.
  • “Ц..када”. Слово не является исключением. Значит в его корне нужна “и” — “цикада”.

    Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.

    Теория Работа над безударными гласными.

    Формирование навыка правописания безударных гласных, проверяемых ударением

    Правописание букв безударных гласных, проверяемых ударением, является одной из самых сложных тем школьной программы по русскому языку. Казалось бы, это одно из самых простых орфографических правил! Ведь что может быть проще: определил по опознавательному признаку (безударный гласный в корне) «опасное» место, подобрал проверочное слово с сильной позицией искомого звука — и… пиши без ошибки; не получилось подобрать проверочное — нашёл слово в словаре, и… порядок. Однако ошибки на правописание безударных гласных в корне — самые распространённые ошибки в письменных работах, как младших школьников, так и выпускников.

    Оправданий такому положению можно найти немало: это и снижение интереса к чтению, но ошибки в написании безударных гласных в корне присутствуют и в работах начитанных учеников, которые переживают за уровень своей грамотности и знают любое правило, и бедность словаря учащихся, и безразличие к качеству собственной устной и письменной речи, и незнание элементарных правил, и снижение речевой культуры общества…

    Навыки грамотного письма относятся к числу сложнейших. Одна из главных причин низкой грамотности учащихся — в нацеленности на знание правил, а не на их применение. Над проблемой применения правил и успешного формирования умений и навыков работало не одно поколение методистов, учителей, учёных-психологов.

    Высокий уровень грамотности достигается не просто за счёт хорошего знания правил русского языка, а в результате формирования АВТОМАТИЗМА при их применении, когда собственно знания оттесняются в область бессознательного, а грамотное письмо превращается в НАВЫК, то есть ставшее привычным, осуществляемое без контроля сознания действие. При этом по-настоящему грамотный человек не только «автоматически» пишет без ошибок, но и умеет в сложных ситуациях проверять себя с помощью «опорных вопросов и подсказок», словарей и справочников.

    Д.Н. Богословский в книге «Психология усвоения орфографии» показывает, что быстрейшему пониманию и освоению учебного материала «способствует создание целенаправленной чёткой системы универсальных учебных действий, умственных приемов, обеспечивающих сознательность действий ученика — алгоритма».

    Алгоритм — это схема, модель умственных действий, указывающая ряд последовательных операций, которые непременно приведут к правильному результату. Навык, полученный при выполнении упражнений с использованием такой модели, оказывается более прочным и надёжным.

    Как же довести до «автоматизма» процесс выбора безошибочного написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных корня?

    Как утверждает Д.Н. Богоявленский, «алгоритм действий ученика начинается с определения опознавательного признака».

    Все правила русской орфографии сгруппированы по опознавательному признаку.

    Возьмём безударный гласный — опознавательный признак орфограммы.

    Если в слове имеется безударный гласный, то прежде всего необходимо установить, в какой части слова он находится.

    Если безударный гласный находится в корне, то надо решить, какой это безударный гласный: проверяемый или непроверяемый.

    Если безударный гласный является проверяемым, то надо изменить слово или надо взять однокоренное слово, где безударный гласный окажется под ударением.

    Если безударный гласный непроверяемый, то слово нужно найти в орфографическом словаре и запомнить. Это алгоритм наших действий.

    М.Г. Львов выделял шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:

    1. Увидеть орфограмму в слове.

    2. Определить её вид.

    3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.

    4. Определить шаги, ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения.

    5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.

    6. Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить проверку.

    При точном соблюдении шагов алгоритм всегда приведёт к правильному решению.

    Алгоритм проверки безударной гласной корня

    1 шаг. Найди в слове корень.

    2 шаг. Узнай, есть ли в корне безударный гласный.

    3 шаг. Измени слово или подбери родственное.

    4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень.

    Проговори отчётливо. Напиши. Проверь написанное.

    Вроде бы, всё очень просто! Но давайте рассмотрим, какими знаниями и умениями должен владеть ученик, чтобы справиться со всеми «операциями», указанными в алгоритме.

    На письме. Во-первых, нужно определить в слове ударение; затем определить корень и подобрать ряд однокоренных слов, выделить корень и букву безударного гласного; подобрать проверочное слово (состоящее из одного корня или однокоренное с ударением в корне), отметив в нем ударение; записать проверочное слово перед тем, в корне которого имеются проверяемый безударный гласный;

    При устном объяснении учащийся должен строить рассуждение по схемам (алгоритм):

    В слове «вода» безударный гласный в корне — это проверяемый безударный гласный. Проверочное слово «воды». Пока не будут выработаны все необходимые умения, страх перед написанием останется, а он, как известно, «блокирует» выполнение «операций» алгоритма.

    Чтобы преодолеть это обстоятельство, необходимо, чтобы у учащихся возникали прочные подсознательные связи между значением, строением и написанием слова. Только в том случае возможно грамотное письмо. Как этого добиться?

    Конечно, чудодейственных методов, которые позволили бы научить всех и сразу, нет. Но использование ряда традиционных приёмов в сочетании с новыми подходами в обучении позволяет добиваться повышения грамотности учащихся, сокращения количества ошибок на правописание безударных гласных корня.

    Один из таких приёмов – группировка способов проверки орфограммы, и кропотливая систематическая работа, постоянный тренинг по предупреждению ошибок, расширению активного словаря.

    Я считаю, если ученик чётко знает конкретные способы проверки орфограммы – проще выйти из затруднений. Поэтому я подбираю задания, используя конкретный материал урока, провожу устную работу или письменную, диктант с карточками, или выборочный диктант, комментированное письмо, работу с деформированным текстом. Часто использую материал из «Банка открытых заданий НИКО http ://185.12.29.196/»

    Я сгруппировала способы проверки написания безударных гласных в корне слова. У меня получилось 13 групп. При знакомстве с этими способами, ребята наглядно видят, как можно подбирать проверочные слова и запоминают способы проверки. Постепенно мы с ребятами знакомимся с этими способами, а помогает нам в этом тетрадь — тренажёр.

    Залог успеха — постоянный тренинг.

    Слово во множественном числе замени словом в единственном числе


    источники:

    http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kak-pravilno-pishetsja/265843-pravila-napisaniya-bezudarnyh-glasnyh-v-korne-slova.html

    http://infourok.ru/teoriya-rabota-nad-bezudarnymi-glasnymi-4213990.html