Как объяснить правописание безударных гласных в классе

Работа над правописанием безударных гласных в корне слова. (Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов)
статья по русскому языку по теме

Как научить детей писать грамотно? Как объяснить одно из самых сложных правил русского языка так, чтобы всем детям было понятно? Как развить орфографическую зоркость? Эти вопросы задает себе каждый учитель перед уроком русского языка.

И в этой статье я изложила свои наработки, рекомендации и упражнения, которые можно использовать при изучении безударных гласных в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabota_nad_pravopisaniem_bezudarnyh_glasnyh_v_korne_slova.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над правописанием безударных гласных

Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов.

«Корень учения горек»,- говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами.

Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена. Меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда учитель ассоциировался с человеком с плеткой.

«Как заставить учиться?» Нередко такой вопрос встает перед учителем и сегодня.

Вспомним свое школьное детство. Это утомительное, скучное сидение за партой, без огонька и интереса. Не хотелось ни учить, ни слушать сухие объяснения учителя. Конечно, заученные правила скоро забывались, и кроме скуки ничего не вспоминалось.

А как сделать так, чтобы через много лет человек с удовольствием вспоминал и законы физики, и математики, и, конечно, русского языка? С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов в школе. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

Теперь о самом главном. Почему наши дети так неграмотно пишут? Каждый из нас даст свой ответ и, конечно, будет по-своему прав. Учителя начальных классов знают, что одной из самых сложных тем в начальной школе является правописание безударных гласных в корне слова. Проанализировав свою работу за многие годы, я поняла, что в наших учебниках очень мало включают слова в лексическую, грамматическую, орфографическую работу, в работу по развитию речи на различных уровнях, которая обеспечивает ту самую неоднократность предъявления слов, без которой невозможно надежное усвоение норм литературного ударения. Рассказы о языке, возникновении букв и азбуки, тоже полезны для детей, т. к. возбуждают у них любознательность, интерес и любовь к языку, развивают языковое чутье. Ведь младшие школьники так эмоциональны, восприимчивы, чутки к слову, образу, им все интересно. Очень важны для малышей игры со словами, которые мало разработаны и учителям приходится самим придумывать игры словом и со словом. Большое внимание надо уделять развитию связной речи детей. Этому способствуют загадки, которые активизируют мышление ребенка. Загадки – это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдений за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая память и внимание, развивающая любознательность. Очень важны и скороговорки, развивающие фонематический слух ребенка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. А шарады, ребусы и кроссворды не смогут никого оставить равнодушными. Этот занимательный материал поможет детям в усвоении орфографии.

В данной работе я попыталась представить тему «Изучение безударных гласных в корне», как с научной, так и с практической стороны. Тема эта очень сложна и очень важна, поэтому учителю самому надо четко понимать, что объяснять, и как это делать. Весь практический материал, представленный здесь это наработки моих коллег и мои личные. Они могут служить шаблоном, по которому каждый учитель подберет свои задания для своего класса.

Основные трудности в изучении темы, характер и причины ошибок учащихся.

Анализ усвоения учащимися правописания безударных гласных в корне слова показывает, что ошибки могут быть разнообразными по характеру. Основными причинами, вызывающими их появление, являются следующие:

  1. Неумение найти объект применения правила:
  1. неумение выделить безударную гласную в корне ( слабый навык постановки ударения);
  2. неумение выделить корень.
  1. Неумение практически использовать правило:
  1. Неумение изменить слово, чтобы корневая безударная гласная в нем оказалась под ударением;
  2. В словарном запасе ребенка отсутствует проверочное слово.

Поэтому овладение правописанием безударных гласных корня требует развитых грамматических умений и речевых навыков, а именно:

  1. Умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, переносить ударение с одного слога на другой;
  2. Умение находить именно ту часть слова, где орфограмма;
  3. Умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слова те, которые могут быть проверочными.

Формирование этих умений невозможно без определенных знаний из области фонетики, морфологии, а также без достаточно развитого словарного запаса учащихся.

Анализ содержания и структуры орфографического правила.

Правило правописания безударных гласных в корне относится к тому типу орфографических правил, в которых не удается графический образец написания, а содержится указание на способ проверки написания. В основе способа проверки лежит сравнение парно-звучащих форм, в одной из которых гласная находится под ударением, а в другой – в безударном положении. Необходимо соотнести обозначение звука в безударном положении с его обозначением в положении под ударением.

  1. В слове цветной в корне безударная гласная.
  2. Родственное слово цвет – гласная корня ударная.
  3. В слове цвет в корне пишется е, значит, в однокоренном слове цветной надо писать букву е.

Значит, в правиле о правописании безударных гласных в корне слова можно выделить три части:

  1. Что проверять
  2. Как проверять
  3. Чем проверять

Дети должны понять, что в многосложном слове ударение падает только на один слог. Гласный в этом слоге находится под ударением, или в сильной позиции. Он сильный. Его мы можем легко обозначить на письме соответствующей буквой.

В безударных слогах гласные – слабые. На них нужно обратить внимание. Их надо проверять. Выясняя смысл того, как проверять, дети узнают, что проверочным может быть либо однокоренное слово, либо форма изменения того же слова. И, наконец. Проверять надо ударением, детям должно быть ясно. Что только в положении под ударением написание гласной соответствует произношению. А усвоение каждой части правила закрепляется в практических упражнениях.

Упражнения, направленные на выработку у детей навыков правописания безударных гласных в корне слова.

Упражнения в практическом применении правила правописания безударных гласных в корне предполагают выработку у детей. Во-первых, умения находить слова, написание которых регулируется данным правилом. Во-вторых, умения оперировать самим правилом, в-третьих, применять это правило при письме любого текста.

  1. Упражнения. Направленные на нахождение объекта действия правила.

Эти упражнения формируют у учащихся орфографическую зоркость

т.е. способность видеть в читаемом тексте те «опасные места» в слове, написание которых регулируется данным правилом. Развитию орфографической зоркости будут способствовать упражнения, направленные на нахождение ударной и безударной гласной в разных частях слова, на сопоставление произношения и написания ударной и безударной корневой гласной, на выделение слов, в которых написание безударных гласных регулируется изучаемым правилом (среди однокоренных слов, среди слов на ранее изученные правила, в предложениях, в текстах).

  1. Упражнения в практическом применении правила правописания безударных гласных в корне.

В правиле указываются два способа проверки слов с безударной гласной: изменение формы слова и подбор однокоренного слова. Значит, нужны упражнения, которые вооружат детей знание опознавательных признаков проверочного слова, умением выделять это слово из ряда однокоренных слов или форм слова. Это могут быть следующие упражнения:

  1. сопоставлять слова с ударными и безударными гласными в корне;
  2. выбрать проверочное слово из нескольких однокоренных;
  3. выбрать проверочное слово из двух или нескольких форм;
  4. подобрать проверочное слово, которое обозначает предмет, признак и действие предмета;
  5. различить проверочное однокоренное и проверочное, которое является изменением формы этого слова;
  6. подобрать несколько проверочных слов
  1. Упражнения в развитии речи в связи с изучением правописания безударных гласных в корне.
  1. Упражнения в словообразовании, направленные на пополнение словарного запаса ребенка рядом однокоренных слов, на умение оперировать значением слова при подборе однокоренных слов.
  2. Упражнения, связанные с работой над значением слова (многозначность слов, прямое и переносное значение слова, подбор синонимов и антонимов).
  3. Упражнения в составлении словосочетаний и предложений.
  4. Упражнения, связанные с выполнением в процессе списывания или диктовки различных заданий.

Практическая работа над правилом правописания безударных гласных в корне.

Первое знакомство с правилом происходит еще в период обучения грамоте. Далее на уроках русского языка дети знакомятся с формулировкой и идет работа над этим правилом.

Упражнения, направленные не тренировку в постановке ударения.

  1. Слуховые упражнения.
  1. Назовите в предложении (в тексте) все ударные гласные. Например:

Ребята играли на площадке. Они вместе построили дом.

  1. Покажите ударную гласную в словах. Например:

Девочки , книга, пенал, учебник…

  1. Упражнения на списывание слов, предложений, текста.
  1. Спишите, в каждом слове обозначьте ударение.
  2. Спишите предложения, поставьте ударение над выделенными словами. Чем различаются выделенные слова? Например:
  1. Мальчик вышел из леса. Красивые у нас леса!
  2. Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили . Мою руку взял доктор. Я мою руки. Ребенок стоит на ногах. Сколько стоит эта кукла?
  1. Упражнения творческого характера.
  1. Выпишите слова, имеющие три слога. Поставьте ударение.

Пила, топор, молоток, шило, отвертка, рубанок.

— Как одним словом назвать эти предметы? Запишите это слово, поставьте ударение и разделите на слоги.

  1. Составьте словосочетания с данными словами. Поставьте ударение.
  1. Составьте предложения со словами, в которых ударение служит средством различия смысла слов.

Атлас – атлас, мука – мука, кругом – кругом; кружки – кружки; замок – замок.

Упражнения, направленные на различие ударной и безударной гласной.

  1. Упражнения на списывание.
  1. Спишите, в выделенных слова обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Кот спит на траве. Стол стоит у доски. Ребята идут домой.

  1. Записать под диктовку слова, поставить ударения, подчеркнуть безударную гласную.

Упражнения, направленные не формирование умения подбирать проверочное слово и изменять его.

  1. Устная работа с сигнальными карточками.
  1. Найдите и покажите безударную гласную в словах, назовите проверочное слово. Например:

Сосна, нога, коса, трава…

  1. Упражнения на списывание.
  1. Спишите слова с безударной гласной, рядом напишите проверочные слова.
  1. Спишите предложения, вставляя пропущенные безударные гласные.

На тр . ве еще бл . стит р . са. В л . су растут гр . бы.

  1. Спишите предложения, найдите проверочное и проверяемое слова.

Козы гуляют по лугу. Одна коза ушла в лес. На горе стоят высокие сосны. Под сосной тень.

  1. Спишите предложения, подчеркните безударные гласные, в скобках укажите проверочные слова.

Дети были в л . су. Охотник убил л . су.

  1. Вспомните правила и исправьте ошибки.

— Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.

  1. Упражнения творческого характера.
  1. Выберите и запишите слова безударной гласной, проверяемые по принципу «один – много». Рядом укажите проверочное слово.

По утрам я завожу часы. У оленя красивые рога. Снег лежал на вершине горы.

  1. Допишите предложения, вставляя слова с безударной гласной.

Мальчик сидит у … . На тр . ве сидит кузнечик.

Слова для справок: тр . ва, р . ка.

Данные выше упражнения целесообразно использовать в 1 классе. А уже во 2 классе правило правописания безударной гласной в корне изучается на морфологическом уровне (в связи с изучением состава слова). А, значит, к перечисленным упражнениям можно добавить новые.

Упражнения, направленные на формирование умения выделять безударную гласную в корне слова.

  1. Слуховые упражнения.
  1. Назовите безударную гласную в корне, объясните, как проверяли.

Лови, варил, хвалил, ходил, лепил.

  1. Придумать слова с корнем. ( — лис-, -лист-, -лес-, -миг-); с приставкой (по-, пере-, за-); с суффиксом (-ичк-, -ик-, -ов-).
  1. Упражнения творческого характера.
  1. Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударения, подчеркните безударную гласную, выделите корень.

В нашем лесу живет лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.

  1. Выпишите из группы слов слова с ударной гласной в корне.

Мак, маковый, макушка, маковка.

Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово путем подбора однокоренных слов.

  1. Слуховые упражнения.
  1. К данному слову назовите однокоренные слова с ударной гласной в корне.

Платить, тяжелый, зеленый,…

  1. Образуйте однокоренные слова с указанными суффиксами или с приставками. Например: с суффиксом -ок- (лес, гриб, нос); с суффиксом –очк — (коза, роза, лампа); с приставкой на- (ходить, лепить, варить).
  1. Упражнения на списывание.
  1. Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне, напишите проверочные однокоренные слова.

В лесу есть низина. Там у лисы нора. В норе пятеро лисят.Лиса несет пищу своим деткам.

  1. Найдите и объясните орфограммы в следующих четверостишиях.

За горами, за лесами, Первый зимний снежок

За широкими морями, Белым пухом летит.

Не на небе – на земле Первый легкий мороз

Жил старик в одном селе. Веселит и бодрит.

  1. Упражнения творческого характера.
  1. Измените словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы, подчеркните проверочные слова.

М . ховая шапка – шапка из меха

  1. К данным словам припишите слова с противоположным значением, укажите проверочные слова.
  1. Данные словососетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «что делаь?» или «что сделать?». Под безударной гласной ставьте точки (или подчеркните).

Образец: Испытывать жалость – жалеть

Упражнения, направленные на формирование умения выбирать проверочное слово с ударной гласной в корне слова.

  1. Упражнения на списывание.
  1. Спишите. Вставляя пропущенные буквы, припишите из скобок нужное проверочное слово. Например:

Зв . зда (звездный. Звездочет)

М . рщинка (морщины, сморщенный)

  1. Спишите, подчеркните среди однокоренных слов слово с ударной гласной в корне. Например:

Садик, садовник, садовый

  1. Упражнения творческого характера.
  1. Выберите из слов проверочные и запишите их к данному корню – мест-.

Местечко, местный, место, вместить, вместительный, предместье, разместил.

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Система работы над безударными гласными. Приемы и виды работы на каждом году обучения

Формирование всесторонне развитой личности — программная цель “Школы 2100”, ориентир в работе школы. Перед нами, учителями, стоит задача – искать новые способы интенсификации обучения и повышения его качества.

Вопрос о формировании навыка правописания слов с безударными гласными является одним из основных в школьной практике. Ошибки на правописание безударных гласных относятся к числу массовых ошибок, характерных для учащихся 1-4 классов.

Основные причины ошибочного написания являются:

  • Неточность или неполнота у учащегося фонетических и морфологических знаний;
  • Неумение правильно проверять безударные гласные в корне;
  • В процессе обучения отсутствует четкая, обоснованная система упражнений.
  • В основе навыка правописания безударных гласных в корнях слов лежат знания в области фонетики, графики и морфологии. Это знания, что один слог в слове ударный, что гласный звук под ударением не изменяется и обозначается соответствующей ему буквой (вол, вал, гриб и т.д.), что безударный гласный звук может заменяться другим (соснасасна, рекарика); в безударном слоге соответствия между звуком и буквой может не быть (в слове вода произноситься звук “а”, но пишем букву “о”). Учащиеся должны усвоить, что в ударном слоге произношение и написание соответствует друг другу, а в безударном слоге не всегда есть соответствие между произношением и написанием, поэтому надо проверять безударные гласные при написании слов с проверяемыми безударными гласными. Учащиеся должны знать понятие о корне и об однокоренных словах. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, вот почему проверочными словами могут быть однокоренные слова или формы одного и того же слова.

    В литературе широко отмечается, что на формирование орфографических навыков положительное влияние оказывает расчленение процесса, который выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и строгое соблюдение последовательности их выполнения. Расчленение процесса на отдельные операции позволяет учащимся осознанно представить, что нужно сделать для того, чтобы узнать, как пишется слово, и в какой последовательности нужно это сделать.

    Прежде чем написать слово, ученику необходимо уяснить его смысл. Поэтому первая операция – выяснения смысла слова, его происхождение. Например, сн…гири (снег), к…стяника (косточка), с…ница (синий), ж…вотное (живой, жив), ч…совой (час) и т.д.

    Во-вторых, нужно найти в слове безударный гласный звук, требующий проверки.

    В-третьих, выделить в слове корень. Это необходимо для того, чтобы узнать, в какой части слова находится безударный звук.

    В-четвертых, подобрать проверочное слово. Для этого изменить форму слова или подобрать однокоренное.

    В-пятых, написать в корне проверяемого слова ту гласную букву, которая пишется в проверяемом ударном слоге.

    Если ученик пропускает какую-либо операцию или действует непоследовательно, возможно ошибочное написание слова.

    Для того, чтобы акцентировать внимание детей на предварительной проверке слов с пропущенной безударной гласной наряду с записью проверочного слова перед проверяемым полезно периодически оформлять упражнение на доске в таком виде:

    ПОДУМАЙДОКАЖИНАПИШИ
    тр…скучийтресктрескучий
    поч…нитьпочинкапочинить

    Учащиеся записывают в тетради второй и третий столбики. Такая работа заставляет ученика вдумчиво подходить к словам, имеющих пропуск орфограмм, и приносит положительные результаты.

    Нередко наблюдаются случаи, когда учащиеся хорошо запомнили правило, но не знают, где его применять. Поэтому наряду с умением практического применения правила следует упражнять детей и в умении находить изучаемую орфограмму в словах, предлагать им для этой цели словосочетания, предложения, связные тексты.

    Большое значение для формирования навыка правописания слов с безударными гласными имеют и упражнения в умении воспринимать орфограмму на слух.

    В развитии этого умения у детей учителю помогает различные виды слуховых диктантов. С большой эффектностью используются так называемые “устные диктанты”, когда ученики работают с цифровыми и орфографическими карточками.

    Диктант с цифровыми карточками проводится следующим образом:

    Учитель читает предложение, а ученики карточкой с цифрами показывают количество слов с безударными гласными, которые содержатся в этом предложении. Например: Мы на озеро лесное уходили далеко (4 слова с безударными гласными). Ученики поднимают карточку с цифрой “4”. Затем идет анализ каждого слова. Здесь уже помогают карточки с безударными гласными. Это уже диктант с орфографическими карточками.

    Для такого устного диктанта целесообразно группировать слова со смешиваемой орфограммой о_ и а_, е, и, я, а затем упражнения для всех безударных гласных.

    Такой вид диктанта имеет целый ряд преимуществ: во-первых, он позволяет за сравнительно небольшой промежуток времени решить столько орфографических задач, сколько порой дети не решают за 20-30 минут урока; во-вторых, все учащиеся вынуждены работать в одинаковом темпе; в-третьих, учитель сразу видит результаты работы всех учеников, вовремя замечая ошибки.

    Орфографические карточки можно использовать при комментированном письме.

    Например, один из учеников вызывается к доске, у остальных на партах приготовлены орфографические карточки. Вызванный к доске ученик, дойдя до слова с безударной гласной, называет лишь орфограмму (“безуд. гл.”), не сообщая при этом, какую гласную он напишет, а учащиеся класса показывают карточку с соответствующей орфограммой.

    Для формирования умения и навыка большое значение имеет система упражнений.

    Систему работы над правописанием безударных гласных в корнях слов условно можно разделить на 4 этапа:

    1 этап работы — понятие об ударении в слове, сопоставление гласных в ударных и безударных слогах

    Работа начинается с букварного периода, с первых страниц букваря, с наиболее простых по написанию слов, которые пишутся так, как произносятся (мама, Шура, лампа и т.д.). Важно уже и на начальном этапе обучения познакомить первоклассников и с несоответствием между написанием и произношением слов (произносим “нара”, пишем нора и т.д.). Наиболее результативным оказывается такой путь обучения, когда учащиеся постепенно усваивают знания с опорой на которые у них позднее формируется более сложные знания и умения. Работа над правописанием безударных гласных должна быть направлена на усвоение фонетических знаний. В период обучения грамоте работа над правописанием слов с безударными гласными не самоцель отдельных уроков, а только сопутствует процессу обучения чтению и письму.

    В послебукварный период продолжается работа над ударением. В процессе изучения темы “Слоги” отводятся уроки для упражнений с целью помочь первоклассникам осознать роль ударения в языке, развить умение распознавать ударные и безударные слоги. С этой целью можно проводить упражнения в виде игры: каждый ряд сидящих за партами учащихся подбирает слова с ударением на указанном слоге.

    Или игра “Кто больше подберёт слов с ударением на первом (втором) слоге?” Выигрывает ряд, который не допустит ни одной ошибки и подберёт больше слов. Игра “Угадайте, какое слово я задумала: в слове первый слог но, он ударный?”. “Какой слог нужно добавить: ударный или безударный, чтобы получились слова?”. Учитель предлагает на выбор два слога: ударный слог ра и безударный слог ра. Можно использовать выборочное чтение, например: “Прочитайте слова с ударением на первом слоге” (используются столбики слов в букваре или напечатанные на доске слова). Все эти виды упражнений развивают у детей умение находить в слове ударный слог.

    2 этап работы над правописанием слов с безударными гласными связан с изучением корня и однокоренных слов

    Ознакомление с корнем и однокоренными словами создаёт основу для осознания учащимися морфологического принципа русского правописания. Основная задача 2 этапа – это подвести учащихся к осознанию единообразного написания корней в однокоренных словах. Без этого учащиеся не смогут усвоить проверки безударных гласных в корнях слов и, следовательно, правописания слов с безударной гласной.

    Проверочные слова обладают двумя признаками: проверочное слово является однокоренным с проверяемым или его формой и кроме того, в проверочном слове корневой гласный звук ударный. Часто учащиеся при проверке написания слова принимают во внимание только один из признаков проверочного слова и допускают ошибки. Например, подбирают слова с ударными гласными, но не однокоренные (долина проверочное слово “даль”; вытащитьтощий; вытянутьтина; виситвес и т.д. И наоборот, подбирают однокоренное слово, но в корне гласный звук безударный (весёлыйвеселье, ковёрковры и т.д.). Всё это связано с тем, что многие дети не всегда чувствуют необходимость в подборе проверочного слова. Встречаются и такие дети, которые, наоборот, “поверяют” любое слово (книгакниги, принёс – нёс и т.д.) К тому же у младших школьников небольшой запас слов. Поэтому при изучении темы “Правописание слов с безударными гласными в корне” основное внимание направлено на осознание учащимися того, какое слово является проверочным и почему, и чтобы учащиеся учитывали оба указанных выше признака проверочного слова. На втором году обучения, опираясь на знания и умения, которые получены в 1 классе (проверка двухсложных слов с безударной гласной путём проверки: один – много; много – один), работа над безударными гласными продолжается и усложняется при изучении темы “Состав слова”. В этот период хорошо использовать слоговые таблицы, по которым дети составляют родственные слова, сравнивают их, находят слова с безударной гласной в корне, подчёркивают проверочные слова и выделяют в них корень.


    источники:

    http://skysmart.ru/articles/russian/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova

    http://urok.1sept.ru/articles/606626