Как объяснить правописание пропущенных букв

Проблема пропуска букв в словах

В настоящее время немало родителей и учителей наблюдают у детей проблему пропуска букв в словах. Малыш пишет, старательно выводя каждую буковку, а в результате слышит разочарованную речь мамы или папы. Что же делать? Как помочь маленькому ученику? И можно ли это исправить без помощи специалиста. Давайте разберёмся.

Как повысить грамотность ребёнка по русскому языку?

В рамках этой статьи я не буду затрагивать проблему незнания орфограмм. Сейчас разговор пойдет о «глупых» ошибках, которые необходимо убрать, и тем самым повысить грамотность ребенка.

Причины пропуска букв на письме, различные недописки букв и т.д. могут быть разные. Разберём основные из них.

Что служит причиной пропуска букв на письме?

  • логопедическая причина – трудности с произношением и восприятием некоторых звуков;
  • слабая концентрация внимания;
  • неразвитый навык самоконтроля;
  • маленький словарный запас;
  • низкая работоспособность

Логопедическая причина

Если ребёнок не выговаривает некоторые звуки, то я, конечно же, очень рекомендую обратиться за помощью к логопеду. Но, кроме упражнений, рекомендованных специалистом, родители могут оказать ребёнку неоценимую помощь, если в виде игры будут выполнять следующие виды заданий:

  • выделение из слова первого или последнего звука;
  • наличие (есть, нет) заданного звука в слове;
  • определение места звука (начало, середина, конец) в слове;
  • придумывание слов с заданным звуком;
  • придумывание слов с заданным звуком в заданном месте( в начале слова, середине, конце);
  • составление цепочек слов, называя слово на последний звук прозвучавшего слова;
  • преобразование слов путём замены, перестановки или добавления новых звуков (лак-лук, роза-гроза, пила-липа);
  • подсчет звуков в слове.
    Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков. А лучше, если вы владеете фонетическим анализом слова, то сколько букв и звуков в слове.

Слабая концентрация внимания

Развитием внимания ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте нужно заниматься постоянно. Для этого существует множество различных приёмов:

  • предложите ребёнку без ошибок списать несуществующие слова;
  • зачеркнуть или подчеркнуть в тексте указанную букву или буквы (2-4);
  • писать небольшие диктанты, где ребёнок записывает только гласные или только согласные буквы;
  • пишите зрительные диктанты;
  • делить слитно написанные тексты на отдельные слова;
  • писать заданную букву печатными буквами и т.д.

Для развития внимания можно использовать также различные игры.

Неразвитый навык самоконтроля

Оценить, что больше нужно развивать у малыша, внимание или навык самоконтроля, поможет следующее упражнение.

Письмо слов или предложений с закрытыми глазами.

  1. Приготовьте альбомный лист. Продиктуйте ребёнку 5-6 слов из 4-8 букв. Можно продиктовать 3 предложения по 4-5 слов в каждом.
  2. Возьмите другой лист и проделайте тоже самое, но в этот раз ребёнок пусть пишет с закрытыми глазами.

Скорость написания будет медленная. Это нормально.

Не нужно оценивать ровность строки, промежуток между словами, разрыв слова или частичное наложение букв друг на друга. Не обращать внимания на орфографические ошибки по незнанию каких-либо правил.

Самоконтроль слабый, если количество ошибок больше, чем в аналогичных предложениях, написанных под диктовку с открытыми глазами.

Учите ребёнка каждый раз медленно перечитывать написанное. Читать не так, как осталось в его памяти звучание этого слова, а именно так, как написано у него. Если это списывание, то обязательное сравнение написанных слов с исходной записью.

Маленький словарный запас

Если ребёнок впервые слышит слово, то вероятность неправильного его написания возрастает в несколько раз. Поэтому как можно больше рассказывайте ребёнку, читайте вместе с ним, развивайте речь малыша , его любознательность, постоянно, как можно больше общайтесь со своим ребёнком.

Многие дети, к огромному сожалению, поступая в первый класс, не владеют элементарными знаниями о себе и об окружающем их мире. И это, конечно же, в первую очередь, недоработка родителей. Таким детям сложнее учиться, они испытывают дискомфорт, наблюдая за более эрудированными одноклассниками. Советую ознакомиться с тем, что должен знать ребёнок к первому классу.

Низкая работоспособность

Все мы разные. Также, естественно, и дети некоторые бывают усидчивые, а некоторые отнюдь. Но всегда можно найти способ смотивировать ребёнка, объяснить ему и убедить его в необходимости того или иного действия. Обязательно создавайте для детей ситуацию успеха. И, конечно же, исключить все отвлекающие факторы: разговоры, посторонние шумы, телевизор и т.д. И помним, что работоспособность ребёнка отличается от работоспособности взрослого человека. Это качество развивается со временем.

Помочь ребенку, и даже полностью решить данную проблему, помогают специальные упражнения в виде увлекательных игр.

Упражнения для повышения грамотности

Упражнение 1

Всем известная игра в слова. Когда первый игрок называет любое слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова.

Корова — апельсин — носорог — гигант — троллейбус — сапоги — иголка и т.д.

У этой игры может быть много разновидностей. Приведу для примера некоторые из них. Слова называются:

  • На предпоследнюю букву;
  • На третью, четвёртую с конца или с начала слова;
  • На последний слог;
  • На заданную тематику (вспомним игру в города);
  • На последний звук прозвучавшего слова.

Более сложный вариант, если слова берутся определенного рода, склонения и т.д. можно объединять по два и более критерия. Ребёнок будет учиться удерживать в голове сразу несколько задач.

Усложнить игру можно также, используя какой-либо предмет, который будет передаваться от игрока к игроку при назывании слова.

Таким образом, используя один принцип, мы получаем сразу несколько интересных и очень полезных игр, которые отлично развивают словарный запас, помогают ребенку научиться «представлять» слово, его графическое написание, развивают умение переключать внимание с одного задания на другое.

Упражнение 2

Известная и старинная игра «Балда»

Один игрок загадывает слово, называя из какой оно области (или же нет, по договорённости) и обозначает первую и последнюю букву.

Например: это овощ к — — — — — а

Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать слово. Правильная буква ставится на своё место, а неправильная превращается в буквы слова «БАЛДА».

Победа засчитывается, если игрок успел угадать слово до того, как собралось слово «БАЛДА».

Упражнение 3

Придумывать слова на каждую букву выбранного предмета.

С – сосулька

Т – тапочки

О – осы

Л – листок

Упражнение можно усложнить, если называть слова из той же группы, к которой относится слово. Например, если это белка, то на каждую букву придумываем именно название животного.

Б – бегемот

Е – енот

Л – лиса

К – кабан

А – анаконда

Упражнение 4

Записывание слов специальным образом. Возможны два варианта:

  1. Ребенок записывает только гласные буквы;
  2. Ребенок записывает только согласные буквы.

На практике это выглядит следующим образом: слово деревня

После того, как ребёнок научится писать отдельные слова, можно переходить к записи предложений.

Например предложение: Медведь вылез из берлоги.

М.дв.дь в.л.з .з б.рл.г.

Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными: ее ые и еои

При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считаем время в секундах и отсутствие помарок.

Упражнение 5

Взрослый называет несколько слов подряд с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова, записанными в столбик.

Взрослый предлагает задание — назови вторые буквы в словах:

Кот
Лук
Лис

Ребенок называет по порядку буквы о, у, и

Можно попросить назвать первую, третью, пятую букву. Количество слов лучше брать 2-4, количество букв 3-7.

Эта игра помогает представлять слово перед собой, мысленно прописывать и запоминать его образ, удерживать буквенную структуру слова в памяти, развивает умение концентрировать внимание.

Упражнение 6

Придумывание слов с заданной концовкой.

Можно играть с одним ребенком или же командами. Соответственно победителем будет команда с максимальным количеством правильно придуманных слов.

Задаётся концовка слова. Например: — ик

Примеры слов: домик, мальчик, ящик, столбик, зайчик, мячик, ключик.

Можно придумывать слова на –ок, -ет, -щик, -ец, -тель и т.д.

Особенно заметны результаты, если ребенок не дописывает слова, кроме того, задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.

Упражнение 7

Это упражнение похоже на игру в магазин. Только продавать следует определенные предметы, рекламируя их по каждой букве:

Например: берём наушники

н— необыкновенные

а — аккуратные

у— удобные

ш — шикарные

н — нужные

и — индивидуальные

к — красивые

и — интересные

Это упражнение также чудесным образом способствует развитию речи ребенка.

Упражнение 8

Письмо слов с правой стороны строчки, «по-арабски». Слова в этом упражнении пишутся наоборот, то есть при нормальном чтении (слева направо) они должны читаться в их естественном виде.

Например, предложение: В океане живет необычная рыба — рыба-ёж, написанное «по-арабски», должно выглядеть так:

.жё-абыр — абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.

Упражнение 9

Смысл упражнения сводится к написанию не целого, а части слова. Упражнение можно использовать по-разному. Если ребенок не дописывает конец слова, то пусть записывает только 2 последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова записываем только 2 средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по — — — — — — — — -, — — — — де — — — — -, — — — — — — — — — ик.

Упражнение помогает убрать такие ошибки, как недописывание слова или если ребенок пропускает буквы или же целые слоги.

Упражнение 10

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем X, слова с гласной «е» — □, а все остальные — /.

Так, предложение: Мы смотрим на птичьи стаи в небе.- выглядит так: / X / / X / □. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и — у, и — ц, ц — ч, ш — щ, ё — ю и т.п.).

Упражнение можно усложнить: через небольшой промежуток времени этими же символами обозначить другие буквы и снова прочитать тот же текст.

С помощью этого упражнения устраняются дисграфические проявления, развивается внимание , фонематический слух , умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.

Пропуск букв в словах — серьёзная проблема, которая требует время, сил и энергии для её исправления.

Специфика предложенных упражнений состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе как в классе, так и дома, при занятиях с группами и на индивидуальных занятиях. Их применение эффективно для устранения элементов дисграфии: пропуске букв, недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда речь идёт о «глупых ошибках».

Эти упражнения обязательно помогут вашему ребёнку. Применяйте их на практике и результаты не заставят себя ждать.

В качестве приятного побочного эффекта вы получите ещё и развитие речи , кругозора и логического мышления вашего ребёнка.

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Пропуск букв при письме. Игровые приёмы и задания, направленные на коррекцию пропуска букв

Разделы: Логопедия

Класс: 2

Ключевые слова: Пропуск букв при письме

Особые трудности в процессе обучения отмечаются при письме. Письмо является базовым навыком, без которого невозможно дальнейшее обучение.

Чаще всего учащиеся допускают такие ошибки, как пропуск гласных и согласных букв, пропуск сочетаний букв и слогов. Эти ошибки устойчивы и широко распространены.

Пропуски гласных и согласных букв при списывании и в диктантах довольно разнообразны.

1. Пропуски гласных букв о, а, у, ы, находящихся в сильной позиции (под ударением) например: грыгоры, тчка — тачка, трвкатравка, тетрдитетради, гршагруша, кршакрыша.

2. Пропуски гласных букв о, а, находящихся в слабой позиции (в безударном положении): крандашкарандаш, декбрядекабря, кнькиконьки, ктяткотят. В этом случае необходимо сочетать работу по слуховому анализу с работой над произношением учащихся и научить детей управлять процессом своего письма.

3. Пропуски гласных и, е, ё, ю, я, обозначающих мягкость предшествующей согласной как в безударном положении, так и в положении под ударением, например: тшинатишина, птцыптицы, улткаулитка,дтидети, одждаодежда, на снгуна снегу, замрзлизамёрзли, утг — утюг.

Указанные ошибки возникают вследствие того, что у учеников не образуется связь между мягкостью предшествующего согласного звука и гласными (и, е, ё, ю, я). При записи слов изолированно произносимые мягкие звуки представляются не нуждающимися в обозначении мягкости специальными буквами.

4.Пропуск гласных в словах объясняется и тем, что названия отдельных букв (бэ, вэ, гэ, дэ и т. п.) ассоциируются у ученика с отдельным слогом данного слова: ученик воспринимает слог как одну букву и переносит это своё восприятие на обозначение, на письмо. Например: блка — белка, дти — дети, лс — лес, нс — нёс, мл — мял.

5. Пропуск одной из согласных при их стечении: сонышко — солнышко, мата — марта, тетадь — тетрадь, мого — много, зея — змея, сётры — сёстры, ука — утка.

Иногда ученик пропускает не одну букву, а несколько или целый слог: кардаш — карандаш, козлёк — козлёнок, дикнт — диктант, бут — будут, пцы — птицы, снежи — снежинки. Такие ошибки встречаются у детей с недостатками речи и речевого слуха.

Ученики не всегда умеют свободно отличать й от и и пишут и вместо й, опуская знак краткости. Рекомендуется проводить устные упражнения в различении звуков и и й (j) в словах и слогах, упражнения в анализе слов с буквой й и в написании их по слуху и произношению.

6. Пропуск ь после мягких согласных в конце слов и в середине слов перед твёрдыми согласными, например: сол — соль, кон — конь, палто — пальто, зорка — зорька, писмо — письмо.

Ошибки в пропуске ь как знака мягкости согласных объясняются тем, что учащиеся нечётко различают согласные по твёрдости и мягкости. Научить их различать согласные по твёрдости и мягкости можно, опираясь на произношение, используя при этом иногда противопоставление слов и слогов, например: угол — уголь, уголки — угольки.

Пропуск разделительного ь (равно как и ъ) в случаях : бёт — бьёт, бют — бьют, ручи — ручьи, сест — съест. Ученик, пишущий слова бьёт, бьют без ь, не ощущает ни на слух, ни в своём произношении раздельности между согласным и гласным.

Работа по коррекции этих нарушений ведётся в следующих направлениях:

  • работа над морфологической системой языка (словоизменением и словообразованием);
  • формирование структуры предложений. Развитие лексико — грамматического строя речи проводится в тесной связи с формированием фонематического анализа и синтеза.

Для устранения указанных ошибок необходимо обратить внимание на навыки чтения у учащихся, которые допускают многочисленные ошибки этого рода. Уровень навыков чтения влияет на состояние письма и правописания. Письменная речь (чтение и письмо) представляют собой модель устной речи. В письменном слове буквы следуют в той же последовательности, что и звуки в устной речи. В связи с этим важным условием нормального овладения процессом чтения является сформированность фонематического анализа структуры слова. Правильное, слитное чтение слога и слова предполагает умение анализировать звуковую структуру слога или слова.

Процесс слогового анализа тесно связан с умением детей выделять гласные из слова, так как количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки слова. Дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. «Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления». (Р. И. Лалаева «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» СПб., 1998, с.117)

Чтение и письмо — единый процесс обучения грамоте. Как при чтении, так и при письме сохраняется установка на слог, а в составе слога — на гласный звук, который является слогообразующим.

Для устранения и предупреждения ошибок письма и чтения, рассмотренных выше, учитывая механизмы этих нарушений, рекомендуется проводить систематическую работу по развитию слогового анализа и синтеза.

Во всех указанных случаях необходимо воспитывать у детей активное внимание к слову, к его звуковому, буквенному и слоговому составу, к его звучанию, произношению. Воспитывать привычку контролировать себя, предупреждать и исправлять свои ошибки, сличая написанное с образцами путём проговаривания слов.

Рекомендуются следующие задания:

  • Придумать и записать слова по графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.
  • Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов. Записать в тетрадь.
  • Определить количество слогов в названных словах — поднять (записать) соответствующую цифру. Предлагаются слова различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трёхсложные, простые и со стечением согласных.
  • Разложить картинки в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки на односложные, двусложные и трёхсложные слова: трава, груша, книга, стол, лук, машина, помидор, картошка, тарелка.
  • Закончить слово. Например: зи__(ма), мо__(ре), руч__(ка), тет__(радь), мо__(роз).
  • Записать слова в тетрадь, деля их на слоги, подчеркнуть гласные. Например:
  • Назвать картинки. Составить из данных слогов названия картинок, записать их. Предметные картинки: мыши, сливы, кусты, школа, чашка, малина, молоко, корова, бабушка, картошка. Под картинками написаны вперемешку слоги, из которых состоят названия картинок.

Большое значение имеет умение учащимися определять ударный слог в словах, причём не только в двусложных, но и в более сложных. Это умение также важно при изучении одного из основных правил орфографии — правописание безударных гласных.

Самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма появляется у детей лишь в процессе специального обучения.

Рекомендуются следующие виды заданий:

  • Рассмотрите и назовите картинки. Посчитайте количество звуков в их названиях. Начертите звуковые схемы слов.
  • Рассмотрите и назовите картинку. Вставьте пропущенные буквы. Запишите слово.

Предметные картинки: шар, сыр, мак, кот.

Под картинками столбики слов с пропущенными буквами.

  • Составьте слова из букв разрезной азбуки.

Предлагаются слова различной звуко-слоговой структуры, например: дом, мак, муха, кошка, марка, книга, волк, капуста и т. д.

  • Догадайтесь, какие получаются слова, если соединить данные буквы. Напишите эти слова.
  • Вставьте в слова пропущенные буквы. Спишите слова, деля их на слоги.

З.нтик, к.стик, т.гры, ш.пка, в.лка, кр.ны, н.сик, сл.вы, в.тка, тр.вка.
Иногда ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например в слове «работа». Тогда, вероятно, у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца.

Способствовать формированию образа слова можно при помощи нехитрых упражнений. Эти простые и увлекательные игры и задания помогут решить проблему пропуска букв.

1.Письмо слов с правой стороны строчки, «по-арабски». Слова в этом упражнении пишутся наоборот, то есть при нормальном чтении (слева направо) они должны читаться в их естественном виде.

Например, предложение: В океане живет необычная рыба — рыба-ёж, написанное «по-арабски», должно выглядеть так:

.жё-абыр — абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.

2. «Неудачный робот» Смысл упражнения сводится к написанию не целого, а части слова. Упражнение можно использовать по-разному. Если ребенок не дописывает конец слова, тогда записываем только 2 последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова записываем только 2 средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по — — — — — — — — -, — — — — де — — — — -, — — — — — — — — — ик.

Упражнение помогает убрать такие ошибки, как недописывание слова или если ребенок пропускает буквы или же целые слоги.

3.«Магазин»

Подбираем картинки определенных предметов или животных, например, арбуза и мыши, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:

  • а — ароматный; м — маленькая;
  • р — рубиновый; ы — ы-ы!;
  • б — большой; ш — шуршит;
  • у — укатить домой!; ь — мягкая шубка,
  • з — звонкий;

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.

4.«Кузовок»

Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок. Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет. Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется. » (картина, балерина, малина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка, сковородка); «Вот ящик, скорей клади туда. » (мячик, ларчик, мальчик); «Вот большой-большой пакет. Клади в него. » (табурет, билет, балет).

Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.

4.«Древнерусское письмо»

Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные черточкой. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом:

_тв_жн_й М_ш_ б_ж_т _т м_ш_.

Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя черточку на месте согласных:

о_ _а_ _ый _и_а _е_и_ о_ _ ы_и.

Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать «древнерусское» письмо советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.

5.«Волшебный диктант»

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем как «+», слова с гласной «е» — «!», а все остальные — «/».

Трудности в овладении письмом приводят школьника к нежеланию и отказу выполнять задания в письменном виде. Пропуск букв в словах — серьёзная проблема, которая требует время, сил и энергии для её исправления. Пройдет ли эта проблема сама? Нет. Следует приготовиться к тому, что процесс коррекции будет долгим. Игровая форма делает занятие привлекательным и интересным для ребенка, что существенно повышает эффективность обучения. Специфика предложенных упражнений состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе как в классе, так и дома, при занятиях с группами и на индивидуальных занятиях.

Причины и способы устранения пропуска букв при письме.

Причины и способы устранения пропуска букв при письме.

Одна из главных проблем правописания – пропуск букв. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но можно выделить три основные:

1)Ребёнок первый раз слышит это слово, и ни разу не встречал его написанным.

2)Недостаточное развитие фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.

3) Недостаточная сформированность навыка самоконтроля при написании слов. Чаще всего дети пропускают гласные, согласные при стечении, не дописывают конец слова.

Игровые приемы и задания, направленные на преодоление пропуска букв при письме.

Задания для уточнения значения слов.

1)Повтори слова. Объясни их значение.

При затруднении можно из ряда картинок выбрать ту, которая поможет объяснить данное слово. Можно поиграть с данными словами, изменив их число и падеж.

2) Даны два слова, между которыми существует связь. Прочитать слова парами, постараться их запомнить. Затем второе слово в каждой паре убирается. Ориентируясь на первое слово, записать или назвать второе.

Задания, способствующие развитию фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.

1) Игра «Один или два»

Педагог называет звуки, ребенок показывает на пальчиках или записывает цифрой, сколько звуков он произнес (па, л, в, зи и т.д.) Можно наоборот, педагог прохлопывает количество звуков, а ребенок называет звуки с заданным количеством.

2) Игра «Начало, середина, конец»

У детей полоски, разделённые на три части, и кружок. Определить место заданного звука в слове, положить кружок на соответствующую часть.

3) Игра «Место звука в слове»

Определить на слух и записать цифрой, какой по счету названный звук?

4) «Загадочное превращение».
Инструкция ребенку: «Ты волшебник. Сейчас ты будешь превращать звуки. Слушай слоги и меняй (превращай ) звук «о» на звук «и».

5) Игра с перебрасыванием мяча.

Мяч лови, и мяч бросай,
Сколько звуков, называй.

Учитель бросает мяч, называет слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

6) Выделение звуков из слов на слух. Составление слов из выделенных звуков.

Произносятся слова по порядку и называется номер звука, который нужно выделить. Звуки запоминаются, из них составляется слово.
Пример:
Шляпа — 4 звук,
Карета – 4 звук,
Забота – 5 звук,
Карусель – 4 звук,
Горох – 5 звук.
Получилось слово – петух.

7) Игра «Превращение слов»

Как превратить слово каска – в краска, пена – в пенал, пол – в укол, кошка – в крошка, Ася – в Вася и т.д.

8) Письмо с проговариванием.

Начиная с 1 класса, учить ребёнка правильно записывать слово, определяя количество произнесённых звуков – отдельный звук или слияние звуков. Например, крот.

-Что произносим сначала? (к) Сколько звуков? Значит на письме одна буква. Что произносим потом? (ро) Сколько звуков? Значит на письме две буквы. Такое упражнение полезно до периода прохождения йотированных гласных.

9) Игра «Считаем буквы»

Назвать буквы по номеру. Диктуется по два слова: крот, слон. Вторая бука, 4 буква и т.д. Слов может быть от 2- 4, букв в словах от 3-7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и «писать «слова, запоминать слова, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в голове.

10) Игра «Звуковой одежде подбери буквенный костюм».

Проверь, правильно ли написаны слова при помощи букв

[гром] – гром, [ шл’апа] – шяпа, [сухар’]- сухар.

12) Придумать и назвать слоги, состоящие из одного звука, двух звуков, трех звуков и т.д.

13) Записать слоги в три столбика, которые соответствуют схемам.(согласный+гласный), (два согласных+ гласный), (три согласных + гласный)

14) «Сохрани слово в секрете».
Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова (из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь».
Главное в этом упражнении долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило.
Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно.
Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную.
Правила могут быть любыми. Эту игру можно использовать, отрабатывая материал по любому школьному предмету. Играть можно, где угодно, дома, в транспорте, на улице, по дороге в школу.

15) Из перечисленных слов записывать только те, которые состоят из определённого количества слогов (на примере словарных слов)

16) Игра « Самый зоркий»

Какая буква лишняя в слове, какой слог лишний в слове?

Задания для развития навыков самоконтроля.

1) « Волшебный диктант»

а) слова пишутся не буквами, а чёрточками. Каждая буква-черточка. Лиса—-

б) записать слова чёрточками, но с указанием гласных или согласных. Лиса-и-а(л-с-)

в) записать слова чёрточками, прописывая окончания(суффиксы). Лиса—а, здоровый——ый, травка—-к-.

2) Записать только гласные из слов:

Выписать только начальные ударные гласные игры(и), эхо(э), утка(у).

— Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:

— Диктант двухсложных слов при “ орфографическом” проговаривании и проверке безударной гласной: сахар(а-а), мука(у-а), дома(о-а).

— Запись словарных слов: корова(о-о-а), сорока(о-о-а), ворона(о-о-а).

Прочитать первое слово, найти и подчеркнуть такое же слово в столбике слов.

4) Игра «Муха». Чтение слов по таблице:

Скопируйте эту таблицу и распечатайте ее.
Попросите ребенка прочитать по таблице зашифрованные слова, следуя инструкции:
Найди букву С;
Вправо, вверх — буква,
Вверх, вверх – буква,
Вниз, вправо, вверх — буква.
Игра принесет больше пользы, если ребенок будет следить по таблице глазами, а не водить пальцем.

5) «Можешь ли ты делать два дела сразу?»
Инструкция ребенку: «Читай текст про себя, а каждое второе слово произноси вслух».
Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к».

6) Чтение слов с использованием алфавита:
Отгадай слова, заменяя каждую букву другой, той, которая в алфавите стоит после записанной буквы.
Договоритесь с ребенком, что после «я» снова идет «а».

Пример: ЛТФЯ
После Л – М, после Т – У, после Ф – Х, после Я – А.
Получилось слово МУХА.
Можно изменить задание, заменяя написанную букву не последующей, а предыдущей буквой.

Пример: ЛНЖЯ
Перед Л — К, перед Н – О, перед Ж – З, перед Я – А.
Получилось слово КОЗА.
Используя эти и подобные упражнения, можно существенно сократить количество ошибок на пропуск букв, а также отработать некоторые грамматические навыки, такие, как деление на слоги, постановка ударения, гласные и согласные звуки и буквы, способы проверки разных орфограмм.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/688569

http://infourok.ru/prichiny_i_sposoby_ustraneniya_propuska_bukv_pri_pisme.-516411.htm