«ТСЯ» и «ТЬСЯ» в окончаниях глаголов – правило правописания
Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки «тся» и «ться» в глаголах на конце. Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке.
Но многие все равно продолжают употреблять неверные буквы, путаться и порой пребывают в недоумении, из-за чего допускают ещё больше ошибок. Поэтому следует разобраться раз и навсегда, когда надо в глаголах, оканчивающихся на «тся», писать мягкий знак, а когда так делать не правильно.
Правописание «тся» и «ться» в глаголах
Следующее правило — одно из самых простых и не требует особого напряжения не только в запоминании, но и в понимании.
Для того, чтобы верно писать суффиксы «тся» и «ться» необходимо знать:
Глагол, стоящий в 3-м лице, мягкого знака в окончании не имеет.
Как определить, что глагол относится к 3-му лицу? Нужно поставить перед ним местоимение (он / она / оно) и задать один из вопросов: «Что делает? Что сделает?»;
Глагол инфинитива (неопределенная форма) будет иметь на конце суффикс «ться».
К таким глаголам можно задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Следовательно, эти глаголы пишутся с «ь» на конце.
Интересно, что в глаголах инфинитива ошибок не допускают и спокойно ставят «ь»: «обучать», «строить», «баловать». А при добавлении постфикса «ся», люди входят в ступор. Однако здесь нет ничего сложного.
От постфикса ничего не изменится, у глаголов в 3-м лице от постфикса «ся» мягкий знак не добавится: «обучаются», «строится», «балуются». Также у глаголов неопределенной формы при появлении постфикса «ся» мягкий знак не пропадет: «обучаться», «строиться», «баловаться».
Примеры написания «ться» и «тся»
Для закрепления правила верной постановки в суффиксах «ться» и «тся» мягкого знака, приведена следующая таблица с примерами:
ТЬСЯ (что делать? что сделать?)
ТСЯ (что делает? что сделает?)
1. Я люблю заботиться о животных;
2. Обливаться холодной водой — значит закаляться;
3. Поклониться, распрямиться и опять начать трудиться;
4. Он перестал меня слушаться;
5. На небе начали проявляться звезды.
1. Она с удовольствием заботится о животных;
2. Он закаляется: обливается холодной водой по утрам;
3. Он поклонится в конце выступления;
4. Надя слушается маму и папу;
5. На небе скоро проявятся звезды.
Рекомендуется распечатать таблицу для использования в качестве подсказки на первое время.
Трудности правописания мягкого знака в разных формах глаголов
Множество ошибок совершается при изучении правил написания мягкого знака, выполняющего функцию не разделительную, а смягчающую, в окончании глаголов. Не всегда получается заполнить тест или выполнить упражнение на отличную оценку.
Поэтому важно учесть следующие правила:
когда виден глагол во 2-м лице настоящего или будущего времени, то после шипящих в конце слова ставится «ь»: «берешь – берешься», «бреешь – бреешься»;
у глагола, выражающего приказ (совет), мягкий знак остается после добавления постфикса «ся»: «намажь – намажься», «утешь – утешься», «встревожь – встревожься».
Особо сложно многим ученикам расставить «ь» в случаях с несколькими типами глаголов в одном предложении:
«Он (что делает?) пытается (что делать?) кататься на коньках изо всех сил»;
«Маша (что делает?) старается (что делать?) сдерживаться, иначе заплачет».
В этом случае в предложении есть подлежащее (местоимение) и вопрос задать возможно.
Но могут возникнуть случаи, когда в предложении подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:
«Не годится ей молодиться»;
«Ему приходится мириться с новым начальством».
Упражнения
Для закрепления материала предлагается вставить вместо пропусков «тся» или «ться»:
Не стоит боя… перемен.
Не могу реши… выйти к доске.
Дамы и господа, концерт продолжае…
Ей нужно верну… домой к вечеру.
Он идет, все, спряч… за диван!
Обуча… нужно смолоду.
Прекратите шепта… за моей спиной!
Земля скоро покрое… снегом.
У него дело из рук вали.
Правила русского языка необходимо выучить еще в детском возрасте, чтобы вырасти грамотным и образованным человеком. Если вы находите какие-то пробелы в своих знаниях, то никогда не поздно взять в руки учебник, открыть тест или тренажер, и выучить раз и навсегда основные правила.
Знания могут пригодиться всегда и везде: начиная от повседневной жизни (при общении, переписке в чатах и мессенджерах) до профессиональных обязанностей (написать деловое письмо, заключить контракт, верно сформулировать речь перед выступлением и др.).
Учитесь, ведь как говорится, «С грамотой вскачь, без грамоты — хоть плачь»!
Обозначение буквами звукосочетания [ца] на конце слов
Т: Обозначение буквами звукосочетания [ца] на конце слов.
Ц: Выяснить в какой части речи пишется «ца», а в какой тся и ться. Познакомиться с алгоритмом определения правописания глаголов в данных случаях.
Вспомнить что такое пословица. Через пословицы воспитывать уважительное отношение к труду.
Формировать навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление.
Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и окружающим через умение работать в паре.
Ход урока
1. Ца, тся, ться.
— Как вы думаете, есть ли какая-нибудь связь между этими сочетаниями букв?
Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте четверостишье. Если услышите одинаковое произношение в словах, хлопнете в ладоши и постарайтесь запомнить эти слова.
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы решила напиться,
Птица синица, что в воду глядится. (М. Бородицкая)
[Учебник Русский язык 4 класс (1 часть) С.В. Иванов и др. – М.: Вентана-Граф, 2011г (Начальная школа XXI века)]
Посмотрим на экран. Прочитайте слова.
Слайд1.
-Кто догадался, какая тема урока будет сегодня?
Слайд 2.
“Обозначение буквами звукосочетания [ца] на конце слов.”
2. Сегодня я вам предлагаю побыть исследователями. И самостоятельно раскрыть тайны русского языка.
Давайте посмотрим, как пишутся эти слова.
Слайд3.
Слова пишутся так. А почему одни и те же звукосочетания записываются по-разному в словах?
Так что же мы должны сегодня узнать в результате своих исследований?
Первым этапом наших исследований необходимо вспомнить, что такое части речи?
— С какими частями речи мы знакомы?
— Чем отличаются части речи друг от друга?
Возвращаемся к словам. Что вы можете рассказать про слова?
На доске вырисовывается кластер.
Так как мы выяснили все, интересующие нас вопросы, теперь можем применить свои знания и записать слова под диктовку:
Умница, улыбается, столица, смеяться, водица, улыбаться, испугается.
Обратите внимание. У некоторых слово улыбаться написано без мягкого знака, а у других с мягким знаком. Почему получились расхождения? Почему так вышло? Ведь задание было для всех одно, а выполнили его по-разному?
-Всё ли вам понятно из схемы и из темы урока?
-Какие у вас возникли сомнения?
— Что ещё мы должны сегодня уточнить?
А где мы это можем узнать? С.100 «Подсказка»
-Какой совет даёт учебник?
-Какие вы знаете формы глаголов?
-На какой вопрос отвечают глаголы начальной формы?
-На кого указывает глагол личной формы?
-На какое лицо указывают глаголы второго столбика? (действие совершает тот, о ком говорят)
-Какой вывод вы можете сделать из своих наблюдений?
-Давайте проверим свои выводы по учебнику. С.101 «Золотой ключик знаний»
-Чем дополнил учебник ваши наблюдения?
-Как мы дополним схему?
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глагол его мы вносим.
А теперь давайте вернёмся к вопросу, который возник у нас по поводу написания слова «улыбаться». Кто был прав? Почему?
Слайд4.
3. Закрепление знаний.
Выпиши глаголы, на конце которых есть сочетания — тся или — ться. Вставь, где это необходимо Ь
Белый снег пушистый в воздухе кружит. ся и на землю тихо падает, ложит. ся.
Солнце уже опускает. ся к горизонту, и далеко разливают. ся его лучи.
Путешественники долго не могли успокоит. ся.
Туман начинает клубит. ся над водой.
Хорошее, доброе, долго помнит. ся, а плохое, к счастью, забывает. ся.
Попробуй напит. ся из родника — и ты почувствуешь силу земли.
[Рабочая тетрадь «Учись писать без ошибок» 4 класс М. И. Кузнецов М.: Вентана-Граф, 2011г (Начальная школа XXI века)]
-Что за правило вы применили, чтобы правильно написать слова?
-А что помогло определить форму глагола?
Физминутка
«Девочки — мальчики»
Учитель называет глаголы. Девочки встают если глагол с Ь, а мальчики – если глагол без Ь.
ИГРАЕТСЯ, ИГРАТЬСЯ, ПРЯТАТЬСЯ, СЛЫШИТСЯ, ТОРОПИТСЯ, ТОРОПИТЬСЯ, ПОЛУЧАЕТСЯ.
Записать слова в три столбика: Разноуровневые задания.
Имена существительные |