Как объяснить ребенку правописание тся

«ТСЯ» и «ТЬСЯ» в окончаниях глаголов – правило правописания

Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки «тся» и «ться» в глаголах на конце. Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке.

Но многие все равно продолжают употреблять неверные буквы, путаться и порой пребывают в недоумении, из-за чего допускают ещё больше ошибок. Поэтому следует разобраться раз и навсегда, когда надо в глаголах, оканчивающихся на «тся», писать мягкий знак, а когда так делать не правильно.

Правописание «тся» и «ться» в глаголах

Следующее правило — одно из самых простых и не требует особого напряжения не только в запоминании, но и в понимании.

Для того, чтобы верно писать суффиксы «тся» и «ться» необходимо знать:

Глагол, стоящий в 3-м лице, мягкого знака в окончании не имеет.

Как определить, что глагол относится к 3-му лицу? Нужно поставить перед ним местоимение (он / она / оно) и задать один из вопросов: «Что делает? Что сделает?»;

Глагол инфинитива (неопределенная форма) будет иметь на конце суффикс «ться».

К таким глаголам можно задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Следовательно, эти глаголы пишутся с «ь» на конце.

Интересно, что в глаголах инфинитива ошибок не допускают и спокойно ставят «ь»: «обучать», «строить», «баловать». А при добавлении постфикса «ся», люди входят в ступор. Однако здесь нет ничего сложного.

От постфикса ничего не изменится, у глаголов в 3-м лице от постфикса «ся» мягкий знак не добавится: «обучаются», «строится», «балуются». Также у глаголов неопределенной формы при появлении постфикса «ся» мягкий знак не пропадет: «обучаться», «строиться», «баловаться».

Примеры написания «ться» и «тся»

Для закрепления правила верной постановки в суффиксах «ться» и «тся» мягкого знака, приведена следующая таблица с примерами:

ТЬСЯ (что делать? что сделать?)

ТСЯ (что делает? что сделает?)

1. Я люблю заботиться о животных;

2. Обливаться холодной водой — значит закаляться;

3. Поклониться, распрямиться и опять начать трудиться;

4. Он перестал меня слушаться;

5. На небе начали проявляться звезды.

1. Она с удовольствием заботится о животных;

2. Он закаляется: обливается холодной водой по утрам;

3. Он поклонится в конце выступления;

4. Надя слушается маму и папу;

5. На небе скоро проявятся звезды.

Рекомендуется распечатать таблицу для использования в качестве подсказки на первое время.

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глаголов

Множество ошибок совершается при изучении правил написания мягкого знака, выполняющего функцию не разделительную, а смягчающую, в окончании глаголов. Не всегда получается заполнить тест или выполнить упражнение на отличную оценку.

Поэтому важно учесть следующие правила:

когда виден глагол во 2-м лице настоящего или будущего времени, то после шипящих в конце слова ставится «ь»: «берешь – берешься», «бреешь – бреешься»;

у глагола, выражающего приказ (совет), мягкий знак остается после добавления постфикса «ся»: «намажь – намажься», «утешь – утешься», «встревожь – встревожься».

Особо сложно многим ученикам расставить «ь» в случаях с несколькими типами глаголов в одном предложении:

«Он (что делает?) пытается (что делать?) кататься на коньках изо всех сил»;

«Маша (что делает?) старается (что делать?) сдерживаться, иначе заплачет».

В этом случае в предложении есть подлежащее (местоимение) и вопрос задать возможно.

Но могут возникнуть случаи, когда в предложении подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

«Не годится ей молодиться»;

«Ему приходится мириться с новым начальством».

Упражнения

Для закрепления материала предлагается вставить вместо пропусков «тся» или «ться»:

Не стоит боя… перемен.

Не могу реши… выйти к доске.

Дамы и господа, концерт продолжае…

Ей нужно верну… домой к вечеру.

Он идет, все, спряч… за диван!

Обуча… нужно смолоду.

Прекратите шепта… за моей спиной!

Земля скоро покрое… снегом.

У него дело из рук вали.

Правила русского языка необходимо выучить еще в детском возрасте, чтобы вырасти грамотным и образованным человеком. Если вы находите какие-то пробелы в своих знаниях, то никогда не поздно взять в руки учебник, открыть тест или тренажер, и выучить раз и навсегда основные правила.

Знания могут пригодиться всегда и везде: начиная от повседневной жизни (при общении, переписке в чатах и мессенджерах) до профессиональных обязанностей (написать деловое письмо, заключить контракт, верно сформулировать речь перед выступлением и др.).

Учитесь, ведь как говорится, «С грамотой вскачь, без грамоты — хоть плачь»!

Обозначение буквами звукосочетания [ца] на конце слов

Т: Обозначение буквами звукосочетания [ца] на конце слов.
Ц: Выяснить в какой части речи пишется «ца», а в какой тся и ться. Познакомиться с алгоритмом определения правописания глаголов в данных случаях.
Вспомнить что такое пословица. Через пословицы воспитывать уважительное отношение к труду.
Формировать навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление.
Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и окружающим через умение работать в паре.

Ход урока

1. Ца, тся, ться.
— Как вы думаете, есть ли какая-нибудь связь между этими сочетаниями букв?
Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте четверостишье. Если услышите одинаковое произношение в словах, хлопнете в ладоши и постарайтесь запомнить эти слова.

Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы решила напиться,
Птица синица, что в воду глядится. (М. Бородицкая)

[Учебник Русский язык 4 класс (1 часть) С.В. Иванов и др. – М.: Вентана-Граф, 2011г (Начальная школа XXI века)]
Посмотрим на экран. Прочитайте слова.
Слайд1.

-Кто догадался, какая тема урока будет сегодня?
Слайд 2.
“Обозначение буквами звукосочетания [ца] на конце слов.”

2. Сегодня я вам предлагаю побыть исследователями. И самостоятельно раскрыть тайны русского языка.
Давайте посмотрим, как пишутся эти слова.
Слайд3.

Слова пишутся так. А почему одни и те же звукосочетания записываются по-разному в словах?
Так что же мы должны сегодня узнать в результате своих исследований?
Первым этапом наших исследований необходимо вспомнить, что такое части речи?
— С какими частями речи мы знакомы?
— Чем отличаются части речи друг от друга?

Возвращаемся к словам. Что вы можете рассказать про слова?
На доске вырисовывается кластер.

Так как мы выяснили все, интересующие нас вопросы, теперь можем применить свои знания и записать слова под диктовку:

Умница, улыбается, столица, смеяться, водица, улыбаться, испугается.

Обратите внимание. У некоторых слово улыбаться написано без мягкого знака, а у других с мягким знаком. Почему получились расхождения? Почему так вышло? Ведь задание было для всех одно, а выполнили его по-разному?
-Всё ли вам понятно из схемы и из темы урока?
-Какие у вас возникли сомнения?
— Что ещё мы должны сегодня уточнить?
А где мы это можем узнать? С.100 «Подсказка»
-Какой совет даёт учебник?
-Какие вы знаете формы глаголов?
-На какой вопрос отвечают глаголы начальной формы?
-На кого указывает глагол личной формы?
-На какое лицо указывают глаголы второго столбика? (действие совершает тот, о ком говорят)
-Какой вывод вы можете сделать из своих наблюдений?
-Давайте проверим свои выводы по учебнику. С.101 «Золотой ключик знаний»
-Чем дополнил учебник ваши наблюдения?
-Как мы дополним схему?

Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глагол его мы вносим.

А теперь давайте вернёмся к вопросу, который возник у нас по поводу написания слова «улыбаться». Кто был прав? Почему?
Слайд4.

3. Закрепление знаний.
Выпиши глаголы, на конце которых есть сочетания — тся или — ться. Вставь, где это необходимо Ь

Белый снег пушистый в воздухе кружит. ся и на землю тихо падает, ложит. ся.
Солнце уже опускает. ся к горизонту, и далеко разливают. ся его лучи.
Путешественники долго не могли успокоит. ся.
Туман начинает клубит. ся над водой.
Хорошее, доброе, долго помнит. ся, а плохое, к счастью, забывает. ся.
Попробуй напит. ся из родника — и ты почувствуешь силу земли.

[Рабочая тетрадь «Учись писать без ошибок» 4 класс М. И. Кузнецов М.: Вентана-Граф, 2011г (Начальная школа XXI века)]

-Что за правило вы применили, чтобы правильно написать слова?
-А что помогло определить форму глагола?

Физминутка
«Девочки — мальчики»

Учитель называет глаголы. Девочки встают если глагол с Ь, а мальчики – если глагол без Ь.
ИГРАЕТСЯ, ИГРАТЬСЯ, ПРЯТАТЬСЯ, СЛЫШИТСЯ, ТОРОПИТСЯ, ТОРОПИТЬСЯ, ПОЛУЧАЕТСЯ.
Записать слова в три столбика: Разноуровневые задания.

Глаголы в начальной форме

Глаголы в форме 3-го лица

(Зелёный цвет.)
1. Улыбаться, умница, светится, тигрица, торопится, торопиться
(Жёлтый цвет.)

2. Деви[ца], удивля[ца], случаю[ца], улыбае[ца], красави[ца], учи[ца].
(Розовый цвет.)

3. [вица], [кон’ица], [улыбаца], [бал’ница], [случ’ай’уца], [п’эн’ица]
Слайд5. Самопроверка. Если вы выбрали карточку зелёного цвета, то у вас должно получиться так.

Дифференциация окончаний -ЦА и -ТСЯ

АВТОРСКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

учителя – логопеда Асеевой Ирины Ивановны

ГБОУ «Школа №1948 «Лингвист – М»

«Дифференциация предметов и действий с окончаниями – ТСЯ и – ЦА»

В своей практике я столкнулась со следующими трудностями во 2 классе.

Когда мы изучаем тему: «Слова, обозначающие действия предмета», ребята письменно составляют предложения из двух слов: Мальчик (что делает?) улыбается.

Очень часто ученики пишут в глаголе окончание — ЦА. Тогда как в слове – предмете – допускают следующие ошибки: мельни ца (заменяют окончанием -тся)

Правило: «Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах» дети изучают только в 5 классе.

Чтобы облегчить ученикам изучение этой сложной темы, я составила следующее правило: «Слово – предмет всегда оканчивается на – ЦА, а слово – действие на – ТЬСЯ или – ТСЯ ». И предлагаю для закрепления темы следующую таблицу.

Крути ТСЯ мельни ЦА

Заботи ТСЯ медведи ЦА

Далее предлагаю дидактический материал, чтобы запомнить это правило.

Спиши стихотворения, подчеркни окончания в действиях .

Не надо больше ссори ться ! Что мне холода бояться!

А то и мяч не лови тся , Я привыкла закаляться.

И книжка не читае тся , Кран доволен, кран смеётся

И дождик начинае тся . Мне в ладошки речка льётся.

(Э. Мошковская) (А. Пахомов)

Цапля это ……………… птица.

Ученица отлично учится, она ……. отличница.

Ребята поднимаются вверх по …….. лестнице.

Девочки спускаются вниз по ……… лестнице.

Солнце садится, струится водица.

Птица – синица в водицу глядится.

Чистой водицы синица напьётся,

Славно сегодня песня поётся!

Струится – течёт вода.

Глядится – смотрит на своё отражение в воде.

От синицы не спрячется ни одна гусеница.

Умей трудиться, умей и веселиться.

Дева – девочка – девица

Сестра – сестрёнка – сестрица

Вода — водичка — водица

Лис — лиса — лисица

Кувыркаются на кольцах акробаты. У братца есть сестрица.

Курица несётся. Лисица гонится за зайцем.

Любит Саня кататься на мотоцикле. Доедет до конца улицы и назад, а пёс Удалец остаётся дома на цепи. Он тянется к калитке, беспокоится за Саню. Когда Саня нагуляется, он подойдёт к Удальцу, обнимет его:

— Не надо беспокоиться, я дома.

В голубой станице Два близнеца, два братца

Девица круглолица. На нос верхом садятся.

Ночью ей не спится – ( очки )

В зеркало глядится.

В ярком платье модница – Кто всех пугается,

Погулять охотница. Под кустом спасается,

От цветка к цветку порхает, Да на зуб волку попадается?

Станица – большое селение

Заяц серый веселится:

А лиса меня боится!

А лисица тут как тут

Зайца цап и……убежала.

Фрагмент адаптированной сказки «Золотой петушок» А.С. Пушкина.

Петушок с высокой спицы

Охраняет все границы.

Чуть опасность для царя –

К той сторонке обернётся,

И кричит: «Ку – ка – ре — ку»,

Я не дам пройти врагу!

Спица – остроконечная вершина на башне.

Шевельнётся, встрепенётся – не сидит на месте, двигается.

Обернётся – посмотрит назад.

Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Владос. М., 2003 г.

  • Асеева Ирина ИвановнаНаписать 5545 24.01.2017

Номер материала: ДБ-128522

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    24.01.2017 539
    24.01.2017 279
    24.01.2017 1403
    24.01.2017 296
    24.01.2017 355
    24.01.2017 339
    24.01.2017 1124

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России в науке и образовании женщин больше, чем мужчин, но ученых степеней у них меньше

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/644258

http://infourok.ru/differenciaciya-okonchaniy-ca-i-tsya-1550557.html

Имена существительные