Как объяснить суффикс ек ик

Суффиксы “ек, ик” в существительных

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 300.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 300.

Правописание суффиксов существительных – одна из самых сложных тем в русском языке, которая из-за своего объема и разнообразия требует очень внимательного подхода. Например, чтобы грамотно писать, важно знать, в каких случаях используется суффикс -ек-, а в каких -ик-, понимать значение этих словообразовательных единиц и то, как они работают. Их правописание регулируется достаточно простым правилом, которое нужно запомнить.

Когда используются суффиксы -ек-, -ик- в существительных

Эти суффиксы в основном необходимы для того, чтобы образовывать от имен существительных слова с уменьшительно-ласкательным значением: барашек, конвертик и так далее. Таким образом, благодаря суффиксам -ек- и -ик- русский язык обогащается существительными с отдельным коннотативным значением. Но почему бы для его передачи не использовать только один из них?

Суффикс -ек- используется не только для того, чтобы придавать слову уменьшительно-ласкательные оттенки – в некоторых случаях он добавляет им пренебрежительную окраску: работничек, разбойничек. То же и с суффиксом -ик- – он используется для того, чтобы передать принадлежность лица к какой-либо области – науке, религиозному или литературному течению, учреждению, области искусства и так далее, а также подчеркнуть его возраст или физическое состояние: электрик, еретик, старик, дальтоник.

Правописание суфффиксов -ек-/-ик-

Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик- подчиняются определенному грамматическому правилу. Так, буква е в этой единице словообразования употребляется, когда гласная при склонении “убегает”: листочек – листочка, ботиночек – ботиночка, вареничек – вареничка.

Если же при склонении гласная остается, то в суффиксе пишется буква и: нолик – нолика, кролик – кролика.

При этом предшествующая согласная не влияет на то, какая гласная будет писаться, правило действует и для слов с корнем на шипящую, и для всех остальных.

Необходимо не путать суффиксы -ек- и -ик-, где гласные чередуются, с таким суффиксом, как -чик-, который всегда пишется с и: телефончик, пенальчик. Чтобы такой путаницы не происходило, необходимо правильно выделять корень слова.

Что мы узнали?

В русском языке есть суффиксы с чередующимися гласными -ек- и -ик- (е//и) , которые придают слову уменьшительно-ласкательную окраску. При этом у каждого из них есть омонимичные суффиксы: суффикс -ек- со значением пренебрежительности, а -ик- – со значением принадлежности человека к какой-либо области деятельности либо его состояния. В любом случае их использование подчиняется простому правилу: если при склонении слова гласная становится беглой, то пишется е, если она остается – пишется и. Также есть суффикс -чик-, который всегда пишется с и и который часто путают с суффиксом -ик-.

Конспект урока «Учимся писать суффиксы-ик-,-ек-»

Шепелева Наталья
Конспект урока «Учимся писать суффиксы-ик-,-ек-»

Тема урока: Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-. (с. 122- 125) Цели урока: организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек —, — ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек —, — ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.

Регулятивные: самостоятельно организовать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять само- и взаимопроверку работ;

Познавательные: ориентироваться в учебниках; выполнять задания по аналогии; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

Личностные: создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Сценарий урока.

1. Организационный момент.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

2. Разминка для пальцев.

Весёлая мышка Перчатку нашла,

Гнездо в ней устроив,

Им корочку хлеба

и отправила спать.

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены. Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Складываем ладоши «ковшом»

Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)

Гладим серединку ладошки то одной, то другой руки.

Одна рука гладит другую

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

3. Чистописание:

Сейчас открыли все тетради

И записали дату в них. Нет, стоп! Проверьте-ка сначала, Как положили вы все их. Пряма ли спинка? Чтоб ручка свой конец направила в плечо. Поставьте ноги все на место. Готовы. Пишем хорошо.

ие кк // ик ек // Коньки, салазки, сказка.

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

— определить известные части речи.

3. Картинный диктант.

Пальто, коньки, телефон, берёза, мороженое, город, щавель, сорока, лестница, земляника.

4. Орфографическая работа с текстом.

Небо потимнело. Посыпал калючий снех и грат. Ветер прогнал тучу. Со) нце растапило снег.

— Прочитайте внимательно текст. Какое задание нужно выполнить?

-Исправьте ошибки, доказывая свой выбор.

— В какой части слова были допущены ошибки? На какую орфограмму?

(проверяемая безударная гласная, парные согласные, непроизносимые согласные)

4. Повторение пройденного.

1. Суффикс – это маленькое слово.

2. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем.

3. Суффикс служит для связи слов в предложении.

4. Суффикс служит для образования новых слов.

5. Чтобы выделить в слове суффикс нужно: выделить в слове окончание, корень, а затем суффикс.

6. Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.

7. После мягких согласных, кроме [ч’], пишется суффикс – ёнок–

8. После твердых согласных и [ч’], пишется суффикс – онок–

5. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока.

— Ребята, вы любите читать? Давайте с вами заглянем в книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».

К доске выходит ученик.

— Я – Виктор Перестукин, герой книги Лии Гераскиной.

Однажды я попал в Страну невыученных уроков. На воротах главного замка висел громадный замок. Я вставил ключ и хотел его повернуть, но не тут- то было. Ключ не поворачивался. Оказывается, я должен был правильно написать два слова: «ключик» и «замочек». Если сумею, ключ тут же отопрёт замок.

— Отчего же не суметь!- подумал я.

— Я сразу написал: ключ… и остановился.

— Что писать дальше: -ик или -ек?

— Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

— Произнесите эти слова. Как звучат суффиксы?

— Поставьте ударение в эти слова и скажите, ударный или безударный звук в суффиксе? Значит это «Опасное место» и его написание надо проверять.

– Определите тему нашего урока.

– Чем же мы будем заниматься? Какова цель урока?

6. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.

— Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: взять готовое правило.

Путь 2: самим изобрести это правило.

— Каким путем мы пойдем и почему? (Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме)

— Итак, мы сами изобретаем правило.

— Посмотрите внимательно на данный ряд слов.

Арбуз. к, бант. к, горош. к, кармаш. к, арбузика, бантика, горошка, кармашка.

– На какие две группы можно разделить эти слова? Меняется форма слов, можно подставить слова (есть — нет)

— Разделите слова на два столбика: есть, нет

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

ореш. к кузнечики

-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили? (Если при изменении формы слова гласный и остаётся, то его и надо писать в суффиксе – ик, а если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)

— Подтвердить наше научное открытие поможет правило учебника.

Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке и я вам очень советую ее прочитать, т. к. эта книга очень поучительна.

— Прочитайте рубрику «Обрати внимание» в учебнике на странице 123 и сравните с нашим выводом. Верно ли мы с вами сформулировали правило?

Пока мы будем делать физминутку, найдите в тексте слово на данное правило.

Слайд 16. Физминутка.

На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. Руки вверх, ручки вниз На носочках подтянись Ручки ставим на бочок На носочках скок –скок –скок А затем поприседаем Никогда не замёрзаем.

7. Закрепление нового материала.

1. «Свернём» правило в инструкцию, алгоритм – порядок наших действий.

Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.

2. Изменюю форму слова (нет, много)

2. Решение детьми типовых заданий.

1 вариант. Выберите, какой суффикс нужно писать в словах, запишите рядом слово- помощник.

Дожд…к, комоч…к, лесоч…к, сыноч…к, букет…к, кружоч…к.

2 вариант. Выберите, какой суффикс нужно писать в словах, запишите рядом слово- помощник.

Плащ…к, корабл…к, шар…к, сад…к, годоч…к, цветоч…к.

Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).

3. Самостоятельная работа. Работа в тетради “Пишем грамотно” с. 69- 70 упр. 1 и с. 71- 72 упр. 3.

8. Итог урока. Рефлексия.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке? — Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?

— Отразите свои успехи в листе самооценки. Слайд 18.

Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек-.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов

Внимательно слушал учителя, одноклассников

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

Д/з к. с. 123 правило наизусть, с. 124 №1.

«Как научиться писать стихи (из личного опыта)» Уважаемые коллеги! «Талант дается Богом даром, и потому зовется даром». Я преклоняюсь перед педагогами, обладающими даром стихосложения.

Из опыта работы «Учимся писать ноты по-настоящему» Все виды музыкальной деятельности в детском саду предполагают выполнение основной задачи — воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.

Конспект НОД по математике для старшей группы на тему: «Учимся считать» Конспект НОД по математике для старшей группы на тему: «Учимся считать». Цели и задачи: учить порядковому счету до 8; сопоставлять два.

Конспект НООД «Учимся быть фокусниками» во второй младшей группе Дата проведения НООД: 7 февраля 2017г Тема: «Учимся быть фокусниками» Возрастная группа: вторая младшая, дети 3- 4 лет Форма НООД: познавательно.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Раз, два, три, четыре, пять — учимся считать» «Раз, два, три, четыре, пять учимся считать.» Цель открытого занятия: Способствовать формированию умения детей счета до 5. Ход занятия.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Учимся дружить» Конспект открытого занятия во 2 младшей группе «Учимся дружить» Тема: «Я-хороший, ты- хороший. Как себя вести. Учимся дружить.» Цель:.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Учимся понимать время» Занятие проходит с использованием ИКТ. Подготовила: Шушлебина Елена Валерьевна-воспитатель МБДОУ №32 города Воркуты. Цель: Дать представление.

Конспект занятия по психологии общения «Учимся сотрудничать» во 2 классе Цель – развитие навыков учебного сотрудничества. Задачи занятия:• создание мотивации сотрудничества (работать сообща интересно и приятно,.

Фотоотчет «Зачем писать письмо Деду Морозу?» Зачем писать письмо Деду Морозу? Все без исключения малыши с нетерпением ждут наступления того самого зимнего утра, когда каждый из них.

Правописание суффиксов существительных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик-, -чик— и —щик-, -ок- и -ек-, -оньк- и -еньк-, -ец- и —иц-. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.


источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-uroka-uchimsja-pisat-sufiksy-ik-ek.html

http://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bglava-3b/pravopisanie-suffiksov-suschestvitelnyh