Как определить форму глаголов сказуемых начиная со второго предложения

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §55. Простые и составные. Упражнение №345

Определите форму глаголов−сказуемых, начиная со второго предложения. В текстах какого стиля чаще используются односоставные предложения с такими глаголами−сказуемыми? Выпишите предложные словосочетания с зависимыми словами.
Сила и оч..рование тайги не в деревьях−г..гантах и не в гробовой т..шине, а в том, что разве одни только перелётные птиц.. знают, где она кончает(?)ся. В первые сутки (не)обраща..шь на неё внимания; во вторые и в третьи уд..вляешься, а в четвёртые и пятые пережива..шь такое настроение, как будто (ни)когда (не)выб..решься из этого зелёного чудовища. Взб..рёшься на высокий холм, покрытый лесом, глян..шь (в)перёд, на восток, по направлению дороги, и вид..шь (в)низу лес, дальше холм, кудрявый от леса, за ним другой холм, такой же кудрявый, за ним третий, и так без конца; через сутки опять взглян..шь с холма вперёд — и опять та же картина. (А. Чехов)

Решение

Сила и очарование тайги не в деревьях−гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелётные птицы знают, где она кончается. В первые сутки не обращаешь на неё внимания; во вторые и в третьи удивляешься, а в четвёртые и пятые переживаешь такое настроение, как будто *никогда не выберешься из этого зелёного чудовища. Взберёшься на высокий холм, покрытый лесом, глянешь вперёд, на восток, по направлению дороги, и видишь внизу лес, дальше холм, кудрявый от леса, за ним другой холм, такой же кудрявый, за ним третий, и так без конца; через сутки опять взглянешь с холма вперёд — и опять та же картина. (А. Чехов)
Форма глаголов−сказуемых − 2 −е л., ед. ч., настоящее время.
Односоставные предложения с такими глаголами−сказуемыми чаще используются в текстах публицистического стиля.
Предложные словосочетания с зависимыми словами: сила и очарование в деревьях−гигантах; сила в гробовой тишине, сила в том, в первые сутки, обращаешь на нее внимание, во вторые сутки, в третьи сутки, в четвертые сутки, в пятые сутки, не выбраться из чудовища, взобраться на холм, глянуть на восток, глянуть по направлению дороги, видишь холм от леса, видишь за ним, через сутки взглянешь.

Как определить именное и глагольное составное сказуемое

На уроках синтаксиса учащиеся часто теряют интерес к изучению «скучной теории». Кажется, зачем делить предложение на составляющие, если каждый сам решает, как выразить свои мысли? Отчасти это утверждение имеет смысл, но чтобы собеседники могли понимать друг друга, их высказывания должны подчиняться одним и тем же правилам. Усвоенная в старших классах теория поможет строить речь грамотно и использовать разнообразные конструкции, более точно передающие смысл сообщения.

Сказуемое — это часть грамматической основы предложения, обозначающая какое-либо утверждение о предмете, обычно выраженном подлежащим. Отвечает на вопросы «Что делать?», «Что делал?», «Каков он?» и т.д. При синтаксическом разборе подчеркивается двумя чертами.

Есть три вида сказуемого:

  1. Составное именное;
  2. Составное глагольное;
  3. Простое глагольное.

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Этот вид соответствует своему названию, он действительно простой — запомнить нужно только то, что ПГС выражен глаголом в любом наклонении. Чаще всего выражается одним словом, но бывают исключения, например, фразеологизмы, будущее время и повторение или сочетание глаголов в одинаковой форме. Можно посмотреть подробный видеоурок на тему ПГС:

  • Пусть все проблемы разрешатся сами собой (пусть разрешатся — ПГС)
  • Наступил очередной день в деревне (наступил — ПГС)

Запомните! В ПГС также входит форма сложного будущего времени, например «буду убираться», «буду танцевать» или «буду праздновать».

Составное глагольное сказуемое (СГС)

В составное сказуемое входит несколько слов, и каждое несет грамматическое или лексическое значение. Составное сказуемое бывает глагольным и именным.

В составном глагольном сказуемом вспомогательная часть выражается глаголом в спрягаемой форме, а основная — инфинитивом, то есть неопределенной формой. При этом каждая часть может выражаться и одним словом, и несколькими.

  • Александр умеет ездить на велосипеде (умеет ездить — СГС)
  • Эта маленькая девочка боялась засыпать (боялась засыпать — СГС)

Но не каждое сочетание инфинитива со вспомогательным глаголом является СГС. Чтобы это сочетание было СГС, должны быть соблюдены условия:

  1. Инфинитив является субъектным, то есть относится к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому слову, то он является второстепенным членом, следовательно, не входит в состав сказуемого.
  2. Вспомогательный глагол является лексически неполнозначным, то есть его невозможно исключить, иначе пропадет смысл предложения.

Видеоурок на тему СГС:

Вспомогательные глаголы в СГС

Помимо наклонения и времени, у вспомогательных глаголов есть еще два значения:

  1. Фазовое. Оно обозначает определенный период совершения действия, то есть его начало, сам процесс или конец.
    Примеры:
    – Василий начал сочинять свой рассказ (начал сочинять — СГС. Начал — вспомогательный глагол)
    – Валерия неожиданно прекратила рисовать и подняла глаза (прекратила рисовать — СГС. Прекратила — вспомогательный)
  2. Модальное. Обозначает личное отношение к действию, его оценку, необходимость/желательность и так далее.
    Примеры:
    – Ребенок хотел поскорее вырасти (хотел вырасти — СГС. Хотел — вспомогательный)
    – Щенок ухитрился пролезть в эту щель (ухитрился пролезть — СГС. Ухитрился — вспомогательный)

В редких случаях вспомогательными глаголами может быть сочетание прилагательного и служебного глагола-связки.

Составное именное сказуемое (СИС)

СИС состоит из глагола-связки, который выражает грамматическое значение, и из именной части, которая несет лексическое значение.

Примеры предложений: Ирина стала образованной. Екатерина казалась очень глупой.

Связки СИС

Связки СИС бывают трех видов:

  1. Грамматическая. Не имеет лексического значения, выражает время и наклонение.
    Примеры:
    – Соседка была огорчена (была огорчена — СИС)
    – Валентина Ивановна была нашим завучем (была завучем — СИС)
  2. Полузнаменательная связка чаще всего выражает грамматическое значение. Обычно для нее используются глаголы «остаться», «казаться» или «называться».
    Примеры:
    – Этот мальчик оказался принцем (оказался принцем – СИС)
    – Валерия стала ветеринаром (стала ветеринаром – СИС)
  3. Знаменательная связка может самостоятельно быть сказуемым. Выражается она глаголом с полным лексическим значением, чаще всего используются глаголы движения, состояния или положения, например «идти», «родиться», «сидеть».
    Примеры:
    – Кошка сидела голодной (сидела голодной – СИС)
    – Михаил родился богатым (родился богатым – СИС)

Тире в случае отсутствия связки

Если связки между частями СИС нет, то тире требуется в таких случаях:

  1. И подлежащее, и сказуемое выражены существительным, инфинитивом или числительным, обязательно в именительном падеже.
    Примеры:
    – Мой самый любимый праздник — День святого Валентина.
    – Волков бояться — в лес не ходить .
    – Восемью два — шестнадцать .
  2. Подлежащее — инфинитив, а сказуемое — существительное в именительном падеже или наоборот.
    Примеры:
    – Жить — дело серьезное.
    – Удел учителя — трудиться.
  3. Есть указательные частицы «это» или «вот».
    Примеры:
    – Определение — это объяснение, раскрывающее смысл чего-либо.
    – Стать счастливее и получить новые знания — вот цель его поездки.

Но тире не ставится в случаях, когда:

  1. Подлежащее выражено местоимением.
    Примеры:
    – Я студент.
    – Мы охотники.
  2. Присутствует связка сравнительными союзами, например «как», «точно» или «словно».
    Примеры:
    – Писать как дышать.
    – Ее платье словно тюльпан
    .
  3. Сказуемое выражено существительным с частицей «не».
    Примеры:
    – Бедность не порок.
    – Кофе не еда
    .
  4. Это фразеологический оборот.
    Пример:
    – Два сапога пара.
  5. Перед сказуемым есть вводное слово.
    Примеры:
    – Собака, как известно, друг человека.
    – Антонина Сергеевна, кажется, учительница.

Подробнее о том, когда нужно ставить тире, рассказано в этом видеоролике:

Алгоритм определения типа сказуемого

Для определения типа сказуемого нужно понять, из скольких слов оно состоит, является ли формой будущего времени или фразеологизмом, входит ли в его состав инфинитив, а затем делать выводы.

  1. ПГС может состоять из одного глагола или из нескольких, которые являются формой будущего времени или фразеологизмом.
  2. Обычно СГС состоит из нескольких глаголов, и среди них обязательно есть инфинитив, который часто стоит последним.
  3. СГС состоит из нескольких слов, среди которых нет инфинитива.

Схема, которая поможет определить тип сказуемого:

После изучения темы можно закрепить изученный материал с помощью этого видео:

Глагол-сказуемое

Глагол-сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние под­ле­жа­ще­го и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что сделал?

В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву. Сказуемое пояс­ня­ет под­ле­жа­щее и обо­зна­ча­ет, что про­ис­хо­дит с пред­ме­том, како­во его состо­я­ние, каков он и т.д. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния может выра­жать­ся с помо­щью слов раз­ных частей речи. Обозначая дей­ствие, ска­зу­е­мое чаще все­го явля­ет­ся гла­го­лом в раз­ных грам­ма­ти­че­ских формах.

Рассмотрим более деталь­но эти виды глагола-сказуемого.

Простое глагольное сказуемое

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть выра­же­но гла­го­лом в фор­ме одно­го из наклонений.

Глагол в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ет фор­мы насто­я­ще­го, буду­ще­го и про­шед­ше­го времени.

Выражается сле­ду­ю­щи­ми фор­ма­ми гла­го­лаПримеры
Формой насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни глаголаРоссия гото­вит­ся к Олимпиаде в Сочи. За пра­во её про­ве­де­ния в сво­ей стране боро­лись многие.
Формами услов­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголаЧитал бы ты поболь­ше книг.
Пусть сбу­дут­ся мои мечты.
Формой буду­ще­го вре­ме­ни глаголаВас будут при­гла­шать на роли глав­ных героинь.

В фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни глагол-сказуемое обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое соот­но­сит­ся с момен­том речи о нём.

Я (что делаю?) рисую луг с цве­ту­щи­ми ромашками.

Ты (что дела­ешь?) зво­нишь по телефону.

Саша (что дела­ет?) ката­ет­ся на велосипеде.

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, кото­рое про­изо­шло до раз­го­во­ра о нём. Эта гла­голь­ная фор­ма ска­зу­е­мо­го изме­ня­ет­ся по родам и числам.

На заре петух (что сде­лал?) захло­пал кры­лья­ми и звон­ко про­ку­ка­ре­кал .

Белая роза (что сде­ла­ла?) р асцве­ла в палисаднике.

Багряное солн­це (что сде­ла­ло?) зашло за лес.

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, выра­жен­ное гла­го­лом в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое состо­ит­ся после сооб­ще­ния о нём.

Кто (что сде­ла­ет?) пой­дет со мной в кино?

Имеем в виду, что гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют слож­ные фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рые состо­ят из спря­га­е­мо­го гла­го­ла «быть» и неопре­де­лён­ной фор­мы гла­го­ла (инфи­ни­ти­ва). В таком слу­чае про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из двух слов.

Скоро я (что сде­лаю?) буду читать эту повесть.

Утром ты (что сде­ла­ешь?) будешь купать­ся в реке?

Дедушка (что сде­ла­ет?) будет смот­реть эту пере­да­чу обязательно.

Аналогично про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся несколь­ки­ми сло­ва­ми, если это гла­гол в слож­ной фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния.

Давай пой­дём в лес за грибами.

Сказуемое-глагол в фор­ме услов­но­го накло­не­ния выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое мог­ло бы состо­ять­ся при опре­де­лен­ных условиях.

Я позво­нил бы тебе, если бы это было не позд­нее время.

Отличаем слож­ные фор­мы про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го от состав­но­го гла­голь­но­го сказуемого.

Составное глагольное сказуемое

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из двух обя­за­тель­ных компонентов:

  1. вспо­мо­га­тель­ный глагол;
  2. неопре­де­лен­ная фор­ма глагола.

Я хочу узнать эту дав­нюю исто­рию со все­ми подробностями.

В этом соче­та­нии пер­вый гла­гол выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, чис­ла, лица или рода. Второй гла­гол в неопре­де­лён­ной фор­ме несет основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку. С его помо­щью мож­но узнать, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем, какое дей­ствие оно выполняет.

Чтобы отли­чить слож­ные фор­мы ПГС от СГС, уточ­ним, что обо­зна­ча­ют вспо­мо­га­тель­ные глаголы:

1. нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ные глаголы)

Ты сей­час нач­нёшь кра­сить эту стену?

Несмотря на дождь и силь­ный ветер, он про­дол­жал идти быст­рым шагом.

2. воле­изъ­яв­ле­ние, жела­ние, намерение

Николай хочет рас­ска­зать нам о сво­ём путешествии.

Кто жела­ет отве­тить на этот вопрос?

Анна ста­ра­лась не отста­вать от нас.

3. эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние дей­ству­ю­ще­го лица

Вера наде­я­лась успеш­но сдать экзамен.

Ты наконец-то решил­ся позво­нить нам?

Все зна­ют, как он любит пошу­тить .

4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы (сто­ит, сле­ду­ет, тре­бу­ет­ся и пр.)

Следует заме­тить , что пора закон­чить обсуждение.

Вспомогательная часть ска­зу­е­мо­го может выра­жать­ся и дру­ги­ми частя­ми речи:

а) крат­кой фор­мой при­ла­га­тель­но­го, кото­рое не име­ет пол­ной фор­мы или в пол­ной фор­ме упо­треб­ля­ет­ся с дру­гим зна­че­ни­ем (готов, дол­жен, горазд, наме­рен, волен, рад, спо­со­бен и др.)

Разве ты спо­соб­на отка­зать­ся от это­го предложения?

б) сло­ва состо­я­ния (мож­но, нель­зя, надо)

в) име­на суще­стви­тель­ные (мастер, масте­ри­ца, люби­тель, люби­тель­ни­ца, охот­ник, охот­ни­ца)

Вы зна­е­те, она такая охот­ни­ца потан­це­вать !

г) устой­чи­вые соче­та­ния гла­го­ла с суще­стви­тель­ным (гореть нетер­пе­ни­ем, иметь честь, дать обе­ща­ние, иметь наме­ре­ние, изъ­явить согла­сие и пр.)

Варя дала обе­ща­ние при­е­хать на сле­ду­ю­щей неделе.

Алёша горел нетер­пе­ни­ем выска­зать­ся всё, что он думает.


источники:

http://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/kak-opredelit-imennoe-i-glagolnoe-sostavnoe-skazuemoe.html

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/glagol-skazuemoe.html