Как определить глагол сказуемое или нет

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Как определить именное и глагольное составное сказуемое

На уроках синтаксиса учащиеся часто теряют интерес к изучению «скучной теории». Кажется, зачем делить предложение на составляющие, если каждый сам решает, как выразить свои мысли? Отчасти это утверждение имеет смысл, но чтобы собеседники могли понимать друг друга, их высказывания должны подчиняться одним и тем же правилам. Усвоенная в старших классах теория поможет строить речь грамотно и использовать разнообразные конструкции, более точно передающие смысл сообщения.

Сказуемое — это часть грамматической основы предложения, обозначающая какое-либо утверждение о предмете, обычно выраженном подлежащим. Отвечает на вопросы «Что делать?», «Что делал?», «Каков он?» и т.д. При синтаксическом разборе подчеркивается двумя чертами.

Есть три вида сказуемого:

  1. Составное именное;
  2. Составное глагольное;
  3. Простое глагольное.

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Этот вид соответствует своему названию, он действительно простой — запомнить нужно только то, что ПГС выражен глаголом в любом наклонении. Чаще всего выражается одним словом, но бывают исключения, например, фразеологизмы, будущее время и повторение или сочетание глаголов в одинаковой форме. Можно посмотреть подробный видеоурок на тему ПГС:

  • Пусть все проблемы разрешатся сами собой (пусть разрешатся — ПГС)
  • Наступил очередной день в деревне (наступил — ПГС)

Запомните! В ПГС также входит форма сложного будущего времени, например «буду убираться», «буду танцевать» или «буду праздновать».

Составное глагольное сказуемое (СГС)

В составное сказуемое входит несколько слов, и каждое несет грамматическое или лексическое значение. Составное сказуемое бывает глагольным и именным.

В составном глагольном сказуемом вспомогательная часть выражается глаголом в спрягаемой форме, а основная — инфинитивом, то есть неопределенной формой. При этом каждая часть может выражаться и одним словом, и несколькими.

  • Александр умеет ездить на велосипеде (умеет ездить — СГС)
  • Эта маленькая девочка боялась засыпать (боялась засыпать — СГС)

Но не каждое сочетание инфинитива со вспомогательным глаголом является СГС. Чтобы это сочетание было СГС, должны быть соблюдены условия:

  1. Инфинитив является субъектным, то есть относится к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому слову, то он является второстепенным членом, следовательно, не входит в состав сказуемого.
  2. Вспомогательный глагол является лексически неполнозначным, то есть его невозможно исключить, иначе пропадет смысл предложения.

Видеоурок на тему СГС:

Вспомогательные глаголы в СГС

Помимо наклонения и времени, у вспомогательных глаголов есть еще два значения:

  1. Фазовое. Оно обозначает определенный период совершения действия, то есть его начало, сам процесс или конец.
    Примеры:
    – Василий начал сочинять свой рассказ (начал сочинять — СГС. Начал — вспомогательный глагол)
    – Валерия неожиданно прекратила рисовать и подняла глаза (прекратила рисовать — СГС. Прекратила — вспомогательный)
  2. Модальное. Обозначает личное отношение к действию, его оценку, необходимость/желательность и так далее.
    Примеры:
    – Ребенок хотел поскорее вырасти (хотел вырасти — СГС. Хотел — вспомогательный)
    – Щенок ухитрился пролезть в эту щель (ухитрился пролезть — СГС. Ухитрился — вспомогательный)

В редких случаях вспомогательными глаголами может быть сочетание прилагательного и служебного глагола-связки.

Составное именное сказуемое (СИС)

СИС состоит из глагола-связки, который выражает грамматическое значение, и из именной части, которая несет лексическое значение.

Примеры предложений: Ирина стала образованной. Екатерина казалась очень глупой.

Связки СИС

Связки СИС бывают трех видов:

  1. Грамматическая. Не имеет лексического значения, выражает время и наклонение.
    Примеры:
    – Соседка была огорчена (была огорчена — СИС)
    – Валентина Ивановна была нашим завучем (была завучем — СИС)
  2. Полузнаменательная связка чаще всего выражает грамматическое значение. Обычно для нее используются глаголы «остаться», «казаться» или «называться».
    Примеры:
    – Этот мальчик оказался принцем (оказался принцем – СИС)
    – Валерия стала ветеринаром (стала ветеринаром – СИС)
  3. Знаменательная связка может самостоятельно быть сказуемым. Выражается она глаголом с полным лексическим значением, чаще всего используются глаголы движения, состояния или положения, например «идти», «родиться», «сидеть».
    Примеры:
    – Кошка сидела голодной (сидела голодной – СИС)
    – Михаил родился богатым (родился богатым – СИС)

Тире в случае отсутствия связки

Если связки между частями СИС нет, то тире требуется в таких случаях:

  1. И подлежащее, и сказуемое выражены существительным, инфинитивом или числительным, обязательно в именительном падеже.
    Примеры:
    – Мой самый любимый праздник — День святого Валентина.
    – Волков бояться — в лес не ходить .
    – Восемью два — шестнадцать .
  2. Подлежащее — инфинитив, а сказуемое — существительное в именительном падеже или наоборот.
    Примеры:
    – Жить — дело серьезное.
    – Удел учителя — трудиться.
  3. Есть указательные частицы «это» или «вот».
    Примеры:
    – Определение — это объяснение, раскрывающее смысл чего-либо.
    – Стать счастливее и получить новые знания — вот цель его поездки.

Но тире не ставится в случаях, когда:

  1. Подлежащее выражено местоимением.
    Примеры:
    – Я студент.
    – Мы охотники.
  2. Присутствует связка сравнительными союзами, например «как», «точно» или «словно».
    Примеры:
    – Писать как дышать.
    – Ее платье словно тюльпан
    .
  3. Сказуемое выражено существительным с частицей «не».
    Примеры:
    – Бедность не порок.
    – Кофе не еда
    .
  4. Это фразеологический оборот.
    Пример:
    – Два сапога пара.
  5. Перед сказуемым есть вводное слово.
    Примеры:
    – Собака, как известно, друг человека.
    – Антонина Сергеевна, кажется, учительница.

Подробнее о том, когда нужно ставить тире, рассказано в этом видеоролике:

Алгоритм определения типа сказуемого

Для определения типа сказуемого нужно понять, из скольких слов оно состоит, является ли формой будущего времени или фразеологизмом, входит ли в его состав инфинитив, а затем делать выводы.

  1. ПГС может состоять из одного глагола или из нескольких, которые являются формой будущего времени или фразеологизмом.
  2. Обычно СГС состоит из нескольких глаголов, и среди них обязательно есть инфинитив, который часто стоит последним.
  3. СГС состоит из нескольких слов, среди которых нет инфинитива.

Схема, которая поможет определить тип сказуемого:

После изучения темы можно закрепить изученный материал с помощью этого видео:

Что такое сказуемое – как правильно его находить в предложении и легко определять его тип

Главный член предложения. Отвечает на вопрос «что говорится о подлежащем».

Сказуемое – это один из двух главных членов предложения. Второй главный – подлежащее. Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

На какой вопрос отвечает сказуемое

К любому сказуемому можно задать вопрос «Что говорится о подлежащем». Но поскольку сказуемые очень часто выражаются глаголами, мы еще задаем к ним вопрос «что делает?» или «что сделает?».

Например: «Коля читает книгу». Коля (что делает?) читает.

А вот другой пример: «Курение вредно для здоровья». Подлежащее тут «курение», но к сказуемому вопрос «что делает» уже задать нельзя. Поэтому мы спрашиваем: «что говорится о подлежащем (о курении)?» Что оно «вредно» – это сказуемое.

Если сказуемое выражено глаголом, про него можно сказать, что оно «морфологизованное».

А если выражено словом какой-то другой части речи – то оно «неморфологизованное». К неморфологизованному сказуемому можно задать только вопрос «Что говорится о подлежащем».

Какое бывает сказуемое

Простое и составное.

Простое глагольное сказуемое

Простое всегда выражено глаголом. И только им. Примеры простых:

  1. Девочка танцует.
  2. Мама отдыхает.
  3. Ученик пишет упражнение в тетрадь.

Танцует, отдыхает, пишет – простые глагольные сказуемые, или ПГС.

Важный момент № 1. Будущее время глагола – это всегда ПГС. Потому что его можно заменить одним словом:

  1. Я буду петь = Я спою.
  2. Дети будут кататься на санках = Дети покатаются на санках.
  3. Костя будет преподавать в школе. Тут трудновато заменить, но все равно ПГС, потому что Костя «преподаст» детям знания, суть в этом.

Важный момент № 2. Фразеологизмы – это всегда простые глагольные сказуемые. Причина та же:

  1. Ученик бьет баклуши = Ученик бездельничает.
  2. Он совсем нос повесил = Он совсем отчаялся, раскис.
  3. У меня твоя просьба вылетела из головы = Я о твоей просьбе забыл.

Бить баклуши, вешать нос, вылететь из головы – это все ПГС.

Теперь переходим к составному сказуемому. Оно может быть глагольным (СГС) и именным (СИС).

Составное глагольное сказуемое

В нем две части: вспомогательный глагол и инфинитив. Инфинитив – это такой глагол, который отвечает на вопросы «что делать?» или «что сделать?».

Запомните, если есть инфинитив – это сразу СГС. Всё, других вариантов нет.

  1. Я хочу съесть вафлю. Я (что делаю?) хочу съесть – это составное глагольное сказуемое, в нем есть вспомогательный глагол «хочу» и инфинитив «съесть» (отвечает на вопрос «что сделать?»).
  2. Мой друг не мог меня больше ждать. Друг (что делал?) не мог ждать – СГС, в нем вспомогательный глагол «мог» и инфинитив «ждать».

Составное именное сказуемое

Оно состоит из глагола-связки «быть» и именной части, которая может быть выражена разными частями речи, НО не глаголом:

  1. Я был учителем. Был учителем – составное именное сказуемое, в нем связка «быть» и имя существительное «учитель».
  2. Я буду лучшим среди вас. Здесь связка «буду» и имя прилагательное «лучший».

В настоящем времени связка «быть» опускается. Мы не говорим «Я есть учитель», мы говорим просто «я учитель».

Но про сказуемое «учитель» все равно надо сказать, что оно выражено опущенным глаголом-связкой «быть» и именем существительным «учитель».

Как не забывать про глагол-связку

Проведу параллель с другими языками, может быть, вам это поможет не забывать про связку и «видеть» ее, даже когда ее нет.

Дело в том, что в европейских языках связка сохранилась. Сравните:

  1. Это [ЕСТЬ] стол (русский).
  2. This IS a table (английский).
  3. Das IST ein Tisch (немецкий).

Есть, Is, Ist – это все один и тот же глагол. Древний-предревний. Со значением «бытия», существования чего-либо.

В древнерусском, кстати, он тоже был: «Аз ЕСМЬ царь», «То ти неправо глаголют волсви, но всё то лжа ЕСТЬ».

Так что вот. Помните об этом и не забывайте про связку.

Всё на сегодня. Составные сказуемые могут быть осложненными, но про них в школе почти не говорят. Я про них расскажу в отдельных текстах. Когда напишу – поставлю сюда ссылки.


источники:

http://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/kak-opredelit-imennoe-i-glagolnoe-sostavnoe-skazuemoe.html

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-skazuemoe