Синонимы. Антонимы. Омонимы
Содержание:
Синонимы
Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Слов, которые одни и те же предметы, признаки и действие называют по-разному. Используя синонимы, можно одно и то же сообщение выразить разными словами.
- Например: Ребенок проснулся и заплакал. – Малыш пробудился и зарыдал. Или: Путешественники организовали отдых. – Странники устроили привал.
Отметим, что общий смысл предложений первой и второй групп одинаков, но выражен различными словами, но эти взаимозаменяемые слова относятся к одинаковым частям речи. Таким образом, синонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют разное звучание и написание, но одинаковое или близкое по смыслу лексическое значение.
Слово «синоним» заимствовано из греческого языка, происходит от слова – «συνώνυμος», что переводится как – «одноименный».
Появление синонимов в русском языке обусловлено разными причинами. Основных четыре: заимствование, словообразование, переосмысление, проникновение слов из диалектной, профессиональной, жаргонной лексики.
Все синонимы по значению можно разделить на группы.
Первую составляют абсолютные синонимы – одинаковые по лексическому значению и по экспрессивной (эмоциональной) окраске: бегемот – гиппопотам.
Ко второй относятся – стилистические синонимы. По значению они одинаковы, но по стилю изложения – разные: петух – кочет.
Третья группа – смысловые синонимы: ярость — гнев.
Четвертая – синонимы, имеющие одинаковые корни: неинтересный – безынтересный.
Кроме того, существуют синонимы-фразеологизмы (синтаксические синонимы): дать маху – ошибиться, бездельничать – бить баклуши.
Синонимы образуют синонимический ряд, совокупность синонимов во главе с доминантой – (стилистически нейтральным словом): лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс.
Примеры синонимов
- Абсолютный — совершенный;
- бизнес — дело;
- вариант — разновидность;
- габариты — размеры;
- диалог — беседа;
- егоза – непоседа;
- ёжик – бобрик;
- жадина – скряга;
- злой – сердитый;
- имидж — образ;
- комфорт — удобство;
- ликвидация — уничтожение;
- модель — образец;
- натуральный — естественный;
- оригинал — подлинник;
- прогноз — предсказание;
- реформа — преобразование;
- секретный — тайный;
- томаты — помидоры;
- успех – удача;
- форум — собрание;
- хобби — увлечение;
- чудесный – волшебный;
- шоу – увлечение;
- щедрый – изобильный;
- эксклюзивный — исключительный;
- юриспруденция — правоведение;
- ябеда — доносчик.
Работать с огоньком – работать, засучив рукава; бить баклуши – гонять лодыря.
Антонимы
Антонимы – это слова одной части речи, с противоположным значением.
Слово «антоним» заимствованное, происходит от древнегреческого – «ἀντί)», что в переводе на русский значит – «против», и – «ὄνομα» – имя.
Различают антонимы языковые и речевые.
- К языковым (узуальным) антонимам относят те слова, которые противоположны по лексическому значению, заложенному в самом слове, в его признаке: белый – черный, большой – маленький; твердость – мягкость, свет – тьма.
- К речевым (контекстуальным) антонимам относят слова, которые противоположны по значению только в контексте словосочетания или предложения (в речи). Пример: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» А. Пушкин.
Антонимы бывают:
- Однокоренные. Однокоренные, как правило, образуются при помощи приставок противоположных значений – «не-», «а-», «вы-», «у-»: хороший – нехороший, моральный – аморальный, пришел – ушел.
- Разнокоренные. Различие разнокоренных содержится в лексическом значении: белый – черный, красивый – безобразный, добряк – тиран, прибежать – умчаться.
Антонимы имеются не у всех частей речи. Их нет у имен числительных, собственных имен существительных.
Примеры антонимов
- свет – тьма;
- добро – зло;
- жара – холод;
- трусость – смелость;
- радость – печаль;
- родина – чужбина.
- яркий – тусклый;
- бледный – румяный;
- худой – толстый;
- глубокий – мелкий;
- короткий – длинный.
- плакать – смеяться;
- здороваться – прощаться;
- любить – ненавидеть;
- забирать – отдавать;
- молчать – кричать.
Антонимы-наречия:
- справа – слева;
- быстро – медленно;
- близко – далеко;
- низко – высоко;
- низко – высоко;
- утром – вечером.
Омонимы
Омо́нимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеют разное значение.
Термин имеет греческие корни, образован от слов: «òμός» – «одинаковый» и «όμονα» – «имя». Своим появлением в русском языке омонимы обязаны заимствованию из других языков, случайному совпадению, потерей смысловой связи, историческому изменению, сленговому образованию. Все эти процессы этапы исторического развития и обогащения русского языка.
Омонимы делятся на подгруппы. Различают две подгруппы –
- полные омонимы. Полные относятся к одной части речи, совпадают по звучанию и написанию: гранатовые сок – гранатовый браслет; гибкий лук – горький лук; крепкий брак – брак в работе.
- неполные омонимы. Неполные – это
- омографы,
- омофоны,
- омоформы.
Все термины греческого происхождения, в них присутствует общее – «ὁμός» «одинаковый» и другие слова «γράφω» – «пишу», «φωνή» – «голос», «μορφή» – «форма». То есть, эти слова можно заменить русскими выражениями: «одинаковые по написанию», «одинаковые по звучанию», «одинаковые по форме»: за́мок (рыцаря) — замо́к (дверной); груздь (гриб) — грусть (печаль); не моя вина – бокал вина.
Примеры омонимов
- песчаная коса – девичья коса;
- зеленый лук – охотничий лук;
- птичья клетка – нервная клетка;
- яркий свет – выход в свет;
- студеный ключ – железный ключ.
- ели кашу – зеленые ели;
- стеклянная банка – остановиться около банка;
- утолить жажду – жажду увидеть тебя;
- печь пироги – горячая печь.
- высокий балл – выпускной бал;
- обет молчания – вкусный обед;
- лесной гриб – заразный грипп.
- мало счастья – платье мало;
- жаркое утро – вкусное жаркое;
- кончик уха – уха из окуня;
- постели на диване – лежать в постели.
Синонимы, антонимы и омонимы широко используются носителями русского языка. Они усиливают выразительность речи, придают ей красочность и неповторимость.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Раздел. Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова).
Тема. Синонимы и антонимы
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, приводить примеры синонимов и антонимов, находить в словаре синонимов и антонимов
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
- что такое синонимы и антонимы;
- различать синонимы и антонимы;
- приводить примеры синонимов и антонимов;
- находить в словаре синонимов и антонимов.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно, на картинке, изображены слова, которые обозначают один и тот же предмет, но пишутся по-разному.
Буря, ураган; ребёнок, малыш; автомобиль, машина; умный, смышлёный; дыра, отверстие; красивый, прекрасный; брюки, штаны; начальник, директор; швея, портниха; кривая, извилистая; смеяться, хохотать; пианино, фортепьяно.
Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые обозначают одно и тоже, но пишутся по-разному, научимся отличать эти слова, находить их в словаре.
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно, на картинке изображены слова, которые противоположны по лексическому значению.
Весёлый, грустный; медленный, быстрый; грязный, чистый; твёрдый, мягкий.
Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимами.
Например, работать и трудиться, веселиться и радоваться.
Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, в переводе оно означает «одноимённый».
Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов. Так, в словаре синонимов Н. Абрамова можно найти следующие:
Ветер, буря, ураган.
Определим, как можно использовать синонимы в речи, в тексте.
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят горку. Ребята будут кататься с горки.
В этом тексте повторяется слово «ребята».
Прочитаем синонимы к этому слову: дети, малыши.
Заменим повторяющееся слово синонимами.
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят горку. Малыши будут кататься с горки.
Слова, которые противоположны по значению (по смыслу), называются антонимами.
Например, здравствуйте – до свидания, день – ночь, грустный – весёлый.
Слово «антоним» произошло от греческих слов «анти» – против и «онима» – имя.
Антонимы можно найти в словаре антонимов.
Что такое синонимы? Укажите полный правильный ответ.
- Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию.
- Слова, близкие по смыслу.
- Слова, которые по-разному пишутся.
- Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.
Укажите, в каком понятии идёт речь в определении: «Слова, противоположные по значению (по смыслу)».
Укажите, в каком словаре можно найти антонимы.
Определите, в какой строке написаны синонимы.
Укажите, какие слова пословицы являются антонимами: «На смелого собака лает, а трусливого кусает».
- Смелый, трусливый.
- Лает, кусает.
- Собака, кошка.
- Смелый, собака.
Укажите синоним к слову «простите».
Что такое антонимы? Укажите правильный ответ.
- Слова, противоположные по смыслу.
- Слова, близкие по смыслу.
- Слова, которые по-разному пишутся.
- Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.
Определите, о каком понятии идёт речь в определении: «Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию».
Укажите, в каком словаре можно найти синонимы.
- Словарь антонимов.
- Словарь омонимов.
- Словарь синонимов.
- Орфографический словарь.
Определите, в какой строке написаны синонимы.
- Грустный, печальный.
- Осень, весна.
- Стол, столовый.
Прочитайте загадку. Укажите, какие слова в загадке являются антонимами.
Далеко мой стук
Червякам я враг,
А деревьям друг.
Укажите синоним к слову «отец».
План-конспект урока «Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предметные результаты:
- закрепить умение определять лексическое значение слова,
- формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы,
- углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова;
- познакомить учащихся с разными видами словарей с целью дальнейшего их использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока Синонимы Антонимы 5 класс | 20.81 КБ |
5_klass_urok_antonimy_sinonimy.docx | 34.9 КБ |
rabochaya_5_klass_rybchenkova_-_kopiya.pdf | 308.61 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку – самоанализ урока
1.Целеполагание и мотивация к учебной деятельности
Настрой на урок.
Отвечают на наводящие вопросы, определяют тему урока и ставят цели
Настраивает на урок, желает всем положительных эмоций.
Через наводящие вопросы спрашивает о теме урока и его цели
групповые технологии, педагогика сотрудничества
Поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос
• определять и формулировать цель деятельности;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
Коммуникативные : умение слушать и слышать
2. Проверка домашнего задания
Проверяют домашнее задание, самооценка
Задаёт дополнительные вопросы по домашнему упражнению
технология уровневой дифференциации
уметь подбирать синонимы и антонимы, составлять словосочетания, находить орфограммы в словах
• поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос;
• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
3.Актуализация знаний и способов действий Деконструкция — работа с материалом
Параллельная работа – индивидуальная и групповая
создаёт мотивацию на совместную работу
игровые технологии, информационные компьютерные технологии с применением элементов интерактивности
формировать умение подбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы
— ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения).
-развитие познавательных интересов;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;
4.Реконструкция — создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения
Групповая работа — решение проблемных задач
На новом этапе работы даёт новое задание
углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова
— подведение под понятие;
— нахождение ответов на вопросы, используя учебник.
• ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;
•подведение под понятие;
•выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства
Коммуникативные: — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Выполняют физические упражнения – наклоны и хлопки
уметь находить синонимы и антонимы, определять часть речи
-развитие познавательных интересов;
Выступление индивидуальное или от группы с творческой работой, выполнение упражнения
Даёт задание составить предложения со словами, значение которых учащиеся определили по толковому словарику
групповые технологии, педагогика сотрудничества
углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова;
познакомить учащихся с разными видами словарей с целью дальнейшего их использования
умение высказывать своё предположение (версию) -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения
-умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать
-обогащение словарного запаса учащихся
-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
7.Социализация — соотнесение своей деятельности с деятельностью других
Выставляют оценки себе и членам группы
Предлагает оценить себя и членов своей группы
т ехнология формирующего оценивания
уметь работать самостоятельно и в группах
— умение адекватно воспринимать оценки;
— оценивание усваиваемого содержания.
— умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.
8.Домашнее задание — дифференциация
Выбирают, записывают домашнее задание
Даёт дифференцированное домашнее задание – на выбор – творческие задания
технология уровневой дифференциации
уметь работать со словарями, уметь составлять словарик, уметь писать сочинения
• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;
- развитие познавательных интересов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;
9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки
т ехнология формирующего оценивания
формировать умение подбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы,
углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова.
— умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).
— выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе на тему:« Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы».
Педагогическая цель: создать мотивацию на совместную работу, закрепить умениеопределять лексическое значение слова разными способами, способствовать развитию умения использовать в речи синонимы и антонимы,формировать умение работать со словарями,делать выводы, анализировать; развивать творческие способности.
- закрепить умение определять лексическое значение слова,
- формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы,
- углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова;
- познакомить учащихся с разными видами словарей с целью дальнейшего их использования.
• определять и формулировать цель деятельности;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•умение высказывать своё предположение (версию);
•умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
•умение адекватно воспринимать оценки.
• поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос;
• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;
• ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;
•подведение под понятие;
•нахождение ответов на вопросы;
•выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.
•умение слушать, слышать и понимать;
• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
•выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
•умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников;
умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.
- обогащение словарного запаса учащихся
- развитие познавательных интересов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;
- формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, доброжелательности, ответственности).
Образовательные ресурсы: учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской, толковый словарь, словари антонимов и синонимов; ИКТ: проектор, экран, компьютер, интернет — ресурсы.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений (актуализация)
Вид урока: урок — путешествие
Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации, игровые технологии, проблемное обучение, информационные компьютерные технологиис применением элементов интерактивности,групповые технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, т ехнология формирующего оценивания.
- Сознательность и активность
- Доступность
- Связь теории и практики
- Систематичность и последовательность
- Наглядность
- Научность
- Учёт возрастных, индивидуальных и личностных особенностей
- Прочность усвоения знаний
- Целеполагание и мотивация к учебной деятельности
Прозвенел звонок веселый –Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
Ребята, желаю Вам на уроке: Раскрыть свою индивидуальность. Проявить себя творчески. Получить положительные эмоции. Наш эпиграф:
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
— Кто знает – что за слова здесь спрятаны? почему?
— Это слова из нашей новой темы, которую мы начали изучать на предыдущем уроке.
- Огромна страна Русского языка,
а в ней широки просторы ….
Разнятся лишь оттенками подчас. Родимый край – Отечество – Отчизна… Как много в них священного для нас! — А что такое лексика? Синонимы? Антонимы?
Запишите число, вид работы: …. в страну синонимов и антонимов
В стране родного языка
Начинаем наше волшебное путешествие 1.Соедини синонимы: Дорога вьюгаМетельзнойныйЖаркиймолвитьСказатьборотьсяВоевать путь 2. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке Прочный, храбрый, крепкий, твердый Шалун, проказник ,баловник, лентяй Сказать, произнести, наблюдать молвить 3. В каждом ряду синонимов подчеркни слово,в котором признак выражен сильнее. Прохладный, ледяной, холодный. Симпатичный, прекрасный, очаровательный. Веселье, радость, восток. Оцени свою работу: Неверно выполнил большуючасть заданий. Испытывал затруднения. Справился со всеми заданиями.
1.Соедини антонимы: Быстрый друг щедрый потерять ложь Найти медленный враг правда скупой 2.Подчеркни антонимы к выделенным словам: Здоровье -болезнь,беда, веселье Говорить – сказать, молчать, молвить 3. Восстанови пословицы, используя антонимы
2) Корень ученья горек, да плод его …..(сладок) . 3) Легко сказать, да ….. сделать.(трудно) Оцени свою работу: Неверно выполнил большуючасть заданий. Испытывал затруднения. Справился со всеми заданиями.
Как изменится звучание стихотворения, если слово изумрудная заменить его синонимом зелёная? Мария ответила, что изумрудный – от слова изумруд. А изумруд – ярко-зелёный, драгоценный камень, и капля не может быть изумрудной. Витя сказал, что слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца. Как вы считаете, чьё рассуждение верно и почему? А. Права Мария В. Оба правы Б. Прав Витя Г. Оба не правы
Катя считает, что в этом тексте есть три синонима – глагола. Митя считает, что здесь четыре синонима – глагола. Кто из них прав? Почему? Докажите? А. Права Катя В. Оба правы Б. Прав Митя Г. Оба не правы
Петя считает, что в этом предложении есть сравнение, а Оля говорит, что здесь есть так называемые контекстные синонимы. Кто из них прав? Почему? Докажите? А. Права Оля В. Оба правы Б. Прав Петя Г. Оба не правы
Наклоняемся с хлопком И с хлопком опять встаём Ну-ка хлопни громче всех!
Выполним упражнение — Упражнение 246
VII. Домашнее задание — дифференциация: 1. Составить словарь антонимов (5 слов)или Составить словарь синонимов(5 слов). Тематика словарей может быть разнообразная: 1) школьный словарь, 2) словарь моих любимых слов, 3)словарь самых главных (важных) слов, 4)спортивный словарь, 5) словарь вежливых слов и т. д. 2. Написать сочинение (рассказ), используя синонимы и антонимы. 3. Домашнее задание — Упражнение 247 — работа с толковым словарём. VIII. Социализация — соотнесение своей деятельности с деятельностью других. Оцениваем себя. Ребята, Вам удалось сегодня на уроке: Раскрыть свою индивидуальность? Проявить себя творчески? Получить положительные эмоции IX. Рефлексия -наши выводы
Предварительный просмотр:Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com По теме: методические разработки, презентации и конспектыПрезентация к уроку. Данный урок разработан к учебнику русского языка под редакцией Разумовской М.М. для 5 класса. Урок по русскому языку. Лексика, 5 класс .К учебнику под редакцией М.М.Разумовской. Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти. Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти. Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме «Как определить лексическое значение слова". Презентация «Как определить лексическое значение слова". источники: http://resh.edu.ru/subject/lesson/4328/conspect/ http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/01/29/plan-konspekt-uroka-kak-opredelit-leksicheskoe-znachenie |