Как определить окончание глагола
Окончание глагола бывает безударным. Для того чтобы правильно определить окончание глагола, действуем по безошибочному алгоритму.
Глагол обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Это изменяемая часть речи в русском языке. Глагол имеет множество форм настоящего, будущего и прошедшего времени в изъявительном наклонении, например:
Алгоритм определения окончания глагола
Особое затруднение в написании доставляют безударные окончания глаголов настоящего или будущего времени:
- ты кле́ и шь или кле́ е шь?
- вы рису́ е те или рису́ и те?
- он поста́в и т или поста́в е т?
Чтобы правильно определить, какое безударное личное окончание имеет глагол, действуем по следующему алгоритму:
- обратимся к начальной форме глагола — неопределённой форме, или инфинитиву;
- смотрим, какая буква имеется перед окончанием -ть;
- определяем спряжение глагола;
- делаем выбор в написании личного окончания глагола первого или второго спряжения.
Примеры определения окончания глагола
Для исследования возьмем глаголы «строишь» и «затеет».
Какое выбрать окончание, стро́ и шь или стро́ е шь? Оно ведь безударное, и поэтому неясно слышится гласный звук. Что писать, букву «е» или «и» в окончании?
Действуем в соответствии с указанным алгоритмом.
Образец рассуждения
- Глагол «строишь» имеет начальную форму «стро и ть».
- В неопределенной форме глагола перед окончанием -ть пишется буква «и» (это суффикс).
- По конечному -ить определим второе спряжение глагола «строить».
- Значит, в окончании слова «стро и шь» напишем букву «и».
Для наглядности изменим по лицам и числам глагол второго спряжения «строить»:
- 1 лицо я стро́ ю — мы стро́ и м
- 2 лицо ты стро́ и шь — вы стро́ и те
- 3 лицо он стро́ и т — они стро́ я т .
Обратим внимание, что почти во всех формах настоящего времени глаголов второго спряжения пишется буква «и».
Рассмотрим следующий пример:
Сегодня на празднике клоун зате́ е т веселую игру для малышей.
Узнаем, какое выбрать безударное окончание у слова, «зате́ е т» или «зате́ и т»?
Обратимся к неопределённой форме глагола «зате́ я ть». Это слово заканчивается на -ять. У всех глаголов на -ять является безударным суффикс, обозначенный буквой «я», поэтому на эти слова следует обратить особое внимание.
По конечному -ять (у других глаголов -ать, -еть, -оть, -уть, -чь, -чи, -ти) отнесем это слово к глаголам первого спряжения.
Значит, в окончании слова «зате́ е т» напишем букву «е». Убедимся в этом, изменив глагол «затеять» по лицам и числам в формах будущего времени:
- 1 лицо я зате́ ю — мы зате́ е м
- 2 лицо ты зате е шь — вы зате е те
- 3 лицо он зате́ е т — они зате́ ю т .
Видеоурок
Окончания глаголов: как их определить, разбор с примерами
Окончание глагола сложно определить, когда оно является безударным. Для этого необходимо воспользоваться определенным алгоритмом, который мы сегодня и рассмотрим.
Для начала вспомним, что глагол обозначает действие предмета и в начальной форме отвечает на следующие вопросы: что делать? что сделать?
Основную сложность вызывает написание безударных личных окончаний глаголов настоящего или будущего времени.
Например:
- ты смотр ишь или смотр ешь
- вы игра ете или игра ите
- он улож ит или улож ет
Итак, для определения безударного личного окончания глагола обратимся к алгоритму:
1. Определить начальную форму глагола.
2. Определить суффикс перед окончанием -ть
3. Определить спряжение инфинитива, руководствуясь правилом.
4. Определение личного окончания глагола.
Посмотрим, как работает данная схема на примере глагола 2-го спряжения “лечишь”.
Лечишь – это глагол в форме 2-го лица настоящего времени
1. Начальная форма – леч ить
2. Глагол оканчивается на “-ить” , где суффиксом является буква “и” .
3. Вспомним правило, которое поможет определить спряжение глагола:
Глагол относится к первому спряжению, если его инфинитив (начальная форма) оканчивается на “-ать (-ять)” , “-еть” , “-уть” , “-оть”.
Глагол относится ко второму спряжению, если его инфинитив оканчивается на “-ить” .
Исключения:
- глаголы “брить”, “стелить”
- 7 глаголов на “-еть”: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть
- 4 глагола на “-ать”: слышать, дышать, гнать, держать
- все приставочные глаголы от вышеперечисленных глаголов-исключений.
Согласно правилу глагол “лечить” относится ко второму спряжению, так как он оканчивается на “-ить” .
4. Чтобы определить личное окончание глагола, обратимся к следующему правилу:
Глаголы первого спряжения в личной форме оканчиваются на: “-у (-ю)” , “-ешь” , “-ет” , “-ем” , “-ете” , “-ут (-ют)” .
Глаголы второго спряжения в личной форме оканчиваются на: “-у(-ю”) , “-ишь” , “-ит” , “-им” , “-ите” , “-ат(-ят)” .
Посколько глагол “лечишь” относится ко второму спряжению, которое мы определили по инфинитиву, то в личной форме у него должен оканчиваться на “-ишь” .
Приведем еще один пример с глаголом “болеет”.
В глаголе “болеет” вторая гласная “е” находится в безударном положении, поэтому многие совершают ошибки при написании (болеит -неверное написание).
1. Начальная форма – болеть
2. Перед окончанием “-ть” пишется суффикс “е” .
3. Инфинитив “болеть” оканчивается на “-еть” , поэтому он относится к первому спряжению (смотреть правило выше).
4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол “болеет” будет оканчиваться на “-ет” (смотреть правило выше).
В русском языке существуют глаголы, инфинитив которых имеет нулевое окончание (например: смочь, беречь и др).
Как определить спряжение глаголов, если инфинитив имеет нулевое окончание?
Если инфинитив не имеет окончания, то спряжение глагола определяется по личному окончанию, даже если оно безударное. В данном случае нужно подобрать такую личную форму глагола, в которой окончание будет звучать отчетливо.
Например:
смочь – смогут (в форме третьего лица множественного числа отчетливо слышно окончание слова и становится ясно, что глагол относится к первому спряжению).
СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?
Л.С.СТЕПАНОВА
В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.
В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания. » (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).
Однако в том же «Сборнике упражнений. » Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа. ». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).
Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».
Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).
Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.
Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши). » (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти. Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу. ».
Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.
Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.
1. В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие 1 .
Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.
Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:
суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);
суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);
суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)
суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);
суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый);
суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши);
суффикс повелительного наклонения -и (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и) 2 .
2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком ^ 3 .
3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).
4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).
5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».
Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.
1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.
2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.
3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.
http://russkiypro.ru/okonchaniya-glagolov-razbor-s-primerami/
http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200100608