Правописание приставок
Содержание:
Для образования слов используют приставки, правописание которых определяется фонетическими, лексическими, орфоэпическими особенностями языка.
Неизменяемые
К таким морфемам относят те, что в любых обстоятельствах пишут одинаково, хотя произношение их в разном фонетическом контексте отличается:
- Списать – сделать: в первом примере слышится [с], во втором – [з], хотя приставка одна, вариантов написания не существует – С.
- Сны – снять: в первом случае написание и произношение морфемы совпадает – [с], во втором слышим мягкий вариант [сʹ], но в написании это не отражается.
Чтобы не ошибиться с написанием неизменяемых приставок, звучание которых не всегда совпадает с написанием, их запоминают:
о- | обежать, остановка, одуматься | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
у- | увести, убежал, успокоиться | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
до- | дожить, дойти, доставка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
по- | побежать, подворье, посмотреть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
про- | прокатить, пробел, просмотр | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пра- | «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на- | нападки, накрыть, надавить | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
за- | закрыть, заключенный, запутать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
над- (надо-) | надкусить, надпись, надорваться | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
под- (подо-) | подплыть, подсказать, подождать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
от- (ото-) | отдать, отодвинуть, открыть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
об-(обо-) | облететь, обтереть, обойти | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в- (во-) | вдоволь, вверх, вовлечь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вы- | вылавливать, выход, выстоять | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с- (со-) | сдвинуть, сойти, сгибать (есть только приставка с-, нет приставки з-) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дез- | дезинформировать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
контр- | контраргумент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
транс- | трансатлантический | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пост- | постмодернизм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
суб- | субкультура | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
супер- | супергерой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пан- | панъевропейский | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пред- (предо-) пере- |
Приставки | Приставочный способ образования |
а- | моральный → аморальный |
анти- | народный → антинародный |
де- | мобилизация → демобилизация |
дез- | информация → дезинформация |
дис- | гармония → дизгармония |
ре- | конструкция → реконструкция; регресс |
про- | ректор → проректор; прогресс |
архи- | важный → архиважный |
супер- | игра → суперигра |
ультра- | модный → ультрамодный |
инфра- | красный → инфракрасный |
транс- | европейский → трансъевропейский |
пост- | советский → постсоветский |
пан- | американский → панамериканский |
контр- | атака → контратака |
Изменяемые
Правописание приставок этой группы зависит от различных факторов, поэтому подчиняется правилам, регулирующим выбор буквы.
НА З-/С-
Если перед корнем морфема, последняя буква которой З или С, выбирают по следующему звуку. Характеристики двух согласных на стыке приставки и корня должны совпадать – рядом стоят либо два звонких, либо два глухих. Например,
- Распилить, вскочить, искоренить – корень начинается с глухого, поэтому префикс заканчивается глухим С.
- Разбудить, взбодриться, изгнать – первый звук корня звонкий, значит префикс выбирают со звонким звуком на конце.
ПРЕ/ПРИ
Словообразующая морфема изменяет смысл исходного слова или вносит новый оттенок значения. В этой группе префиксы, в которых только 2 варианта написания. Выбор буквы Е или И зависит от лексического значения, которое приобретает слово после присоединения морфемы.
После присоединения к корню ПРИ слова разных частей речи приобретают общее значение:
- Близости, сближения, приближения, присоединения
- Плыть – приплыть; шитье – пришивание; море – приморский (рядом, близко, около).
- Незавершенность или неполнота признака, совершаемого действия (не совсем, немного, чуть-чуть, слегка)
- Прикрытый; приподнятый; припрятать; приспособиться.
- Окончание процесса, завершение
- Думать – придумать, готовить – приготовить.
- Усиленное, напряженное действие
- Присматриваясь, приглядываясь
Слова, в которых этот смысл не на поверхности из-за того, что приставка срослась с корнем, или заимствованные, запоминают:
|
|
Если префикс добавляет в слово оттенок значения, близкий к слову «ОЧЕНЬ» или морфеме ПЕРЕ, то выбирают вариант ПРЕ:
Преграда – перегородить, презабавный = очень забавный.
С этой приставкой список слов для запоминания тоже содержит русские слова, этимология которых бывает затруднительна, и заимствованные:
|
|
Приведены наиболее употребляемые слова, список их гораздо шире.
Особое внимание словам, которые на письме отличаются только гласной в приставке, а звучат одинаково. Без контекста понять, что за слово употреблено, невозможно: значение раскрывается только в сочетании с другими словами:
РАЗ(С)/РОЗ(С)
Выбор согласной буквы в этих приставках подчиняется правилу префиксов на з/с (см. выше). А гласная зависит от ударения:
- В сильной позиции пишем О (под ударением) – роспись, россказни, розвальни. ИСКЛЮЧЕНИЕ: розыскной.
- В слабой позиции нужна буква А (без ударения) – расписание, расписать, рассказать, развалиться.
Правила орфографии, связанные с приставками
Есть слова, в которых мало разобраться с правописанием префикса – трудности вызывают буквы после приставки.
Ъ или Ь
Со знаками никаких вопросов не возникнет, если помнить правило – после приставки пишем только Ъ.
Правило относится к русским и заимствованным словам.
Ы или И
Для русских слов, в которых после префикса, заканчивающегося на согласную, надо выбрать одну из гласных, действует простое правило:
Чтобы уверенно писать слова, в которых корень начинается на И, перед которой стоит согласная буква из приставки, запоминают иноязычные префиксы. После них пишут И.
Буква И пишется после приставок на иноязычного происхождения гипер-, дез-, интер-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, а также после начального элемента пан-: гиперинфляция, дезинформация, контригра, постинфарктный, панисламизм.
Обратим внимание: слова предынфарктный и постинфарктный пишутся по-разному (в первом слове русская приставка, во втором — заимствованная).
Практика ЕГЭ по русскому языку:
Правописание приставок
Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку
Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.
! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:
В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.
1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.
Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:
2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
Это приставки пре-/при-.
Итак, какие значения характерны для каждой приставки:
а) Значения приставки пре:
1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.
2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)
б) Значения приставки при:
3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»
4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца
5) «близость к чему-либо», то есть «около»
3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.
В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.
Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.
Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:
1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.
Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.
! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.
2. Выбор Ъ после приставок.
Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-
! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.
! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п
Приставки и их значения
Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Графически приставка выделяется специальным знаком — .
Например: город — при город, за городный
Приставка, вместе с корнем и суффиксом, входит в основу слова — по красн ени е .
В слове может быть одна или две приставки: со единить, при со единить .
Приставка — это морфема, она имеет определённое значение.
Приставки и их значения:
приставка | значение | примеры |
без- (бес-) | отсутствие, отрицание, недостаток | без застенчивый, бес полезный, бес порядок |
в- | направление внутрь | в нести, в водить, в катить |
вз- (вс-) | направление вверх | вз бежать, вс плыть |
вы- | направление изнутри, наружу | вы нести, вы бежать, вы плыть |
до- | направление «до чего-то» | до ехать, до писать, до делать |
за- | начало или завершение действия | за певать, за кончить |
на- | поверх чего-то, «на что-то» | на стольный, на шить, на клейка |
не- | отрицание, недостаток | не громко, не добрый |
о- | «на все стороны» | о смотр, о светить |
об- (о-) | «вокруг чего-то» | об ъехать, о копать |
от- (ото-) | «от чего-то в сторону» | от бежать, ото двинуть |
пере- | «еще раз», повторяемость; «сверх меры», чрезмерность; через что-то | пере делать, пере писать, пере солить, пере лить, пере прыгнуть |
по- | «немного», действие в небольшой мере | по читать, по гулять, по кричать |
под- | «к чему-то» | под ход, под писать |
при- | «до чего-то, до какой-то цели»; близость к чему-то | при бежать, при сылать, при город |
про- | «сквозь что-то, мимо чего-то» | про скользнуть, про бежка |
раз- (рас-) | деление на части | раз бросать, рас пределить |
с- | «сверху вниз» | с бежать, с прыгнуть |
со- | «вместе», совместность действия | со переживать, со общение |
у- | «в сторону» | у плыть, у скользнуть, у мчаться |
Важно! НЕ путай приставки и предлоги! Приставка пишется слитно, а предлоги — отдельно.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/pravopisanie_pristavok
http://budu5.com/manual/chapter/74