Суффиксы причастий
Суффиксы причастий — это формообразующие суффиксы, с помощью которых от глаголов образуются действительные и страдательные причастия. Составим таблицу, в которой укажем суффиксы причастий. Приведем правила написания суффиксов причастий.
С помощью характерных суффиксов глаголы образуют причастия. Вспомним, что такое причастие в русском языке.
Как следует из этого определения, причастие является глагольной формой, которая выражает признак предмета, сопряженный с действием:
- (какой?) бегущий мальчик — это мальчик, который (что делает?) бежит;
- (какая?) пойманная рыбка — это рыбку, которую (что сделали?) поймали.
Причастию принадлежат грамматические признаки как глагола, так и прилагательного.
Для этой особой формы глагола характерны специфичные суффиксы, с помощью которых образуются действительные и страдательные причастия. Рассмотрим суффиксы причастий и правила их написания.
Суффиксы действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия — это глагольный формы, которые обозначают признак предмета, который сам совершает действие:
Действие может происходить как в настоящем, так и в прошлом, поэтому у причастий, как и у глагола, различают категорию настоящего и прошедшего времени.
Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- образуют действительные причастия настоящего времени от основы переходных и непереходных глаголов настоящего времени (форма 3 лица мн.ч.).
Написание безударных гласных в суффиксах причастий зависит от принадлежности производящего глагола к I или II спряжению.
Чтобы правильно написать суффиксы действительных причастий, сначала определяем спряжение глагола.
Понаблюдаем, как образуются действительные причастия настоящего времени. Для безошибочного написания безударных гласных «у», «ю» или «а», «я» в суффиксах причастий воспользуемся следующим алгоритмом:
- знать (I спр.) — они зна́ ю т — зна́ ю щ ий предмет на отлично;
- плакать (I спр.) — они пла́ч у т — пла́ч у щ ий малыш;
- лечить ( II спр.) — они ле́ч а т — ле́ч а щ ий врач;
- кра́сить ( II спр.) — они кра́с я т — кра́с я щ ий стену.
Суффиксы действительных причастий прошедшего времени
Суффиксы -вш- и -ш- участвуют в образовании действительных причастий прошедшего времени от основы неопределенной формы глагола.
Суффикс -вш- образует причастия от основы глагола, заканчивающейся на гласный, а -ш- — от основы на согласный:
- размышля ть — размышля вш ий о жизни;
- полз ти — полз ш ий по листочку жук.
Перед формообразующим суффиксом причастия -вш- сохраняется та же безударная гласная, что и в основе производящего глагола. Понаблюдаем:
- успоко́ и ть — успоко́ и вш ий ребенка;
- пове́ я ть — пове́ я вш ий ветерок;
- ненави́д е ть — ненави́д е вш ий ложь.
Для наглядности составим таблицу суффиксов действительных причастий.
Суффиксы причастий | Особенности употребления | Примеры | |
---|---|---|---|
Действительные причастия (Какой? Какая? Какое? Какие?) | -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- | в действительных причастиях настоящего времени | колющий, хохочущий, значащий, чистящий |
-вш-/-ш- | в действительных причастиях прошедшего времени | отсыревший, уставший, построивший, отправившийся |
Суффиксы страдательных причастий настоящего времени
Страдательные причастия обозначают признак предмета, который подвергается действию извне:
Суффиксы -ем- или -им- участвуют в образовании страдательных причастий настоящего времени от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида.
Написание безударных гласных, обозначенных буквами «е» или «и», в суффиксах страдательных причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола. Предлагаем следующий безошибочный алгоритм выбора суффикса -ем- или -им-:
- колебать (I спр.) — мы коле́бл е м — коле́бл е м ый ветром камыш;
- расходовать (I спр.) — мы расходу е м — расхо́ду е м ые средства;
- видеть ( II спр.) — мы ви́д и м — ви́д и м ый вдали берег;
- любить ( II спр.) — мы лю́б и м — нами люб и м .
Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени
Страдательные причастия прошедшего времени образуем от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида. В их оформлении участвуют суффиксы причастий -нн-, -енн- и -т-.
Формообразующий суффикс -нн- образует причастия от глаголов с основой, заканчивающейся суффиксом -а- или -я-:
- замеш а ть тесто — заме́ш а нн ое тесто;
- потер я ть — поте́р я нн ая перчатка.
Если же производящий глагол заканчивается на -ить или -чь, то причастие образуется с помощью суффикса -енн-:
- укра́с ить — укра́ш е нн ая гирляндами ёлка;
- подве́с ить — подвеш е нн ый фонарик;
- сбере чь — сбереж енн ая фотография.
Как видим, правописание безударных гласных в суффиксах страдательных причастий зависит от способа образования этих форм глагола.
Суффикс -т- образует причастия от односложных глаголов и производных слов с приставками (мыть — мытый, по мыть — помытый), от глаголов с конечным сочетанием -оть (полоть — полотый), от слов с суффиксом -ну- (откинуть — откинутый капюшон), а также глаголов с фрагментом -ереть (стереть — стер т ый).
Страдательные причастия прошедшего времени образуют краткие формы, в которых пишется одна буква «н» в суффиксе:
- разбудить — разбуженный — он разбуж ен ;
- увешать — увешанная плодами — яблоня увеш а н а плодами;
- осмеять — осмеянное предложение — предложение всеми осме я н о.
Подытожим наши рассуждения составлением таблицы суффиксов страдательных причастий.
Суффиксы страдательных причастий | Особенности употребления | Примеры | |
---|---|---|---|
Страдательные причастия | -ем-/-ом-, -им- | в страдательных причастиях настоящего времени | оттеняемый, закрепляемый, ведомый, руководимый, слышимый |
-нн-/-енн, -т- | в страдательных причастиях прошедшего времени | оторванный, посеянный, увлеченный, расставленный, протертый, размолотый |
Видеоурок
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Содержание:
От чего зависит выбор гласной в личных окончаниях глаголов, суффиксах причастий?
Когда буква зависит от спряжения
Спряжение пригодится для выбора буквы, если глагол или причастие НЕ в прошедшем времени:
- он кле(И/Е)т, они кле(Я/Ю)т, кле(Я/Ю)щий, кле(И/Е)мый;
- он стел(Е/И)т, они стел(Ю/Я)т, стел(Ю/Я)щийся;
- он слыш(И/Е)т, они слыш(А/У)т, слыш(А/У)щийся, слыш(И/Е)мый.
Подборки слов в задании состоят из подобных примеров, когда на слух правильный вариант подобрать трудно, а иногда и невозможно. Чтобы решить задачу, определяем спряжение глагола.
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
- Поставим глагол в неопределенную форму: пилит — (что делать?) пилить.
- Определить, какая гласная стоить перед — ть.
I спряжение
Глаголы на -ить (кроме брить, стелить), например: пилить, клеить
II спряжение
Все остальные глаголы, например: паять, таять, сеять, краснеть, открыть, бороться, танцевать + брить, стелить.
Определяя спряжение глаголов, не забываем про следующие тонкости:
1. Правильно поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив) – это значит сохранить вид – совершенный/несовершенный, например:
(он) улов…т: вопрос к слову – что сделает? (сов.в), начальная форма – (что сделать?) – уловить II спр.
Если «потерять» вид, то получим ошибочный вариант :улавливать (что делать? – несов.в), в котором окончание пишется по I спр.
2. Спряжение не зависит от постфикса СЯ/СЬ – если эта часть мешает разобраться, ее убирают, но на результате это не сказывается.
Вернувшись к примерам, приведенным выше, получаем ответ:
- он кле…т – клеИТЬ – II спр.;
- он стел…т – стелИТЬ (искл.) – I спр.;
- он слыш…т – слышАТЬ (искл.) – II спр.
Следующий шаг – выбор гласной.
Гласная в личных окончаниях
Зная спряжение глагола, букву выбирают, как показано в таблице:
Если слово начинается с приставки ВЫ-, попробуйте эту часть отбросить: чаще сразу получаем ударное окончание, например:
ВЫшь…шь – шЁшь, ВЫбер…шь – берЁшь, ВЫлет…т – летИт.
Возвращаясь к примерам, вписываем букву в окончание:
- он клеИт, они клеЯт;
- он стелЕт, они стелЮт,
- он слышИт, они слышАт.
- в окончаниях глаголов I спр. встречаются только гласные Е/У(Ю);
- в окончаниях глаголов II спр. встречаются только гласные И/А(Я),
выпускник без труда разберется с суффиксами причастий наст. вр.
Гласная в суффиксах причастий настоящего времени
Причастия наст. вр. всегда образовываются от глаголов в той же форме с помощью суффиксов, в которых стоит та же гласная, что и в личных окончаниях глаголов:
- Страдательные причастия от глаголов I спр. – ЕМ: забываЕмый (забывать), читаЕмый (читать);
- Страдательные причастия от глаголов II спр. – ИМ: ненавидИмый (ненавидеть).
- Действительные причастия от глаг. I спр. – УЩ (ЮЩ): колЮщий (колоть);
- Действительные причастия от глаг. II спр. – АЩ (ЯЩ): строЯщий (строить).
Запомни слова, написание букв в суффиксе которых вызывают затруднения:
приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕмый.
Слово движимый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать» а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.
Закончим с примерами из начала статьи:
Итак, в настоящем времени в глаголах I спр. и причастиях, образованных от них, пишем Е/ У(Ю), проще запомнить по одному соединению в букве. в остальных случаях – И/ А(Я). Две соединительные линии в буквах
Когда буква НЕ зависит от спряжения
Глаголы и причастия прошедшего времени пишут по другим правилам. Глаголы перед -Л- всегда сохраняют гласную инфинитива, а в причастиях все зависит от залога (действительные/страдательные):
- От инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ гласная перед ТЬ сохраняется в основе глаголов, действительных и страдательных причастий:
- услышАть – услышАл, услышАвший, услышАнный;
- посеЯть – посеЯл, посеЯвший, посеЯнный.
- Действительные причастия перед суффиксами Ш, ВШ сохраняют гласную инфинитива. По этому же правилу пишут деепричастия:
- построИть – построИл, построИвший, построИв;
- увидЕть – увидЕл, увидЕвший, увидЕв.
- В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН никогда не встречается И, даже если исходный глагол на ИТЬ. Если слово не относится к первому пункту (АТЬ, ЯТЬ), то в суффиксе пишем Е.
- простроИть – построЕнный;
- увидЕть – увидЕнный.
Ряд слов, образованных от Похожих глаголов нужно отметить особо.
- выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть).
- развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕнный товар (взвесИть);
- замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
- вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вываЛить).
Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов:
- измучЕнный (измуЧить), слова «измучанный» нет.
- измерЕнный (измерИть, что сделать?, от измерять причастия прошедшего времени не образуется).
Практика ЕГЭ по русскому языку:
Спряжение причастий в русском языке
В грамматике русского языка само понятие «спряжение» возникло в 17 веке. Этот термин образован от слова «спрягать», то есть, «объединять», «соединять вместе». Под ним подразумевается изменяемость глаголов по лицам и числам. У причастий (далее – ПЧ), как глагольных форм, понятия «спряжение причастий» нет. Однако эта категория при образовании ПЧ играет основополагающую роль.
Категория спряжения глаголов
Спряжение причастий в русском языке идентично исходной словообразовательной форме – глаголу. Спряжений два – I и II. К I-му относят глагольные формы с ударным окончанием, включающим букву «е» (далее – *): «-*шь», «-*т», «-*м», «-*те», «-ут» («-ют»); ко II-му – с ударной буквой «и» (далее – ^): «-^шь», «-^т», «-^м», «-^те», «-ат» («-ят»).
Как определить спряжение у слов с флексиями, не стоящими в ударной позиции, тоже известно: для этого используют инфинитив. В орфограмме № 25 говорится, что определить эту категорию можно по окончанию: ко II-му относят все – на «-ить», за исключением: бр^ть, стел^ть, зижд^ться; четыре – на «-ать» (далее «а» – “): гн”ть, держ”ть, дыш”ть, слыш”ть; семь – на «-еть»: смотр*ть, вид*ть, ненавид*ть, обид*ть, верт*ть, завис*ть, терп*ть.
Остальные – I-го типа, кроме двух разноспрягаемых – «бежать», «хотеть»; четырех – с особой системой окончаний: «есть», «надоесть», «дать», «создать» и глагол «чтить», у которого равноправны окончания: «-ят» и «-ут»: «чтят» – «чтут».
Образование причастий от глаголов 1 спряжения
Основы глаголов I-го типа с суффиксами «-ущ-»/ «-ющ-» образуют ДПЧНВ, а с – «-ем-»/«-ом-» – СПЧНВ . Примеры: поют – поющий, везут – везущий; одевать – одеваемый, нести – несомый.
Образование причастий от глаголов 2 спряжения
Основы II-го типа с помощью – «-ащ-»/ «ящ-» образуют ДПЧНВ, а с – «-им-» формируют – СПЧНВ: стоят – стоящий, молчат – молчащий; делить – делимый, хранить – хранимый.
Как определить спряжение причастия, показывает таблица 1 и 2 спряжения:
Трудности при образовании причастий
Сложность образования ПЧ заключается в правильности определения исходной основы и формообразующего суффикса.
Необходимо знать, что:
- СПЧНВ с суфф-ми «-ом-», «-ем-», «-им-» не образуются многие переход. глаг-лы несов. вида;
- СПЧПВ нельзя образовать от переход. глаг-в сов. вида и переход. несов. вида, если в н. ф. окончания «-ать»/ «-ять» ударные и при образовании ПЧ ударение не перемещается на другой слог;
- СПЧПВ не образуют приставочные глаг-лы с – «-ива-»/ «-ыва-».
При выборе формообразующего суффикса следует обращать внимание на то, что:
- образование ДПЧПВ происходит от основ инфинитива или гл. пр.. вр., оканчивающихся на гласную, при помощи – «-в-»: учить – учивший, делать – делавший; если же основа н. ф. оканчивается на согласную, используется – «-ш-»: расти – росший, нести – несший;
- образование СПЧПВ происходит с помощью – «-нн-»/ «-н-», «-енн-»/«-ен-» и «-т-»: сотканный, охлажденный, вытертый;
- образование ПЧ не допускает присоединение новых морфем и утрату старых (уже бывших в словообразующей основе):
а) отбрасывать возвратный суффикс «-ся»: подняться – поднявшийся, ошибка – поднявший;
б) прибавлять новые приставки: беречь – берегший, ошибка – несберегший.
При образовании причастий, кроме изложенных выше правил и ограничений, нужно доверяться благозвучию слова и собственному языковому чутью.
http://bingoschool.ru/manual/206/
http://kakpishem.ru/chasti-rechi/prichastie/spryazhenie-prichastiy-v-russkom-yazyke.html