Как определить тип сказуемого пгс сгс сис

Виды сказуемых

Сказуемое – это то главное, что говорится о подлежащем.

Возьмем предложение «Я люблю рисовать». Подлежащее – местоимение «Я». Что говорится о подлежащем? То, что подлежащее любит рисовать. Поэтому «любит рисовать» — это сказуемое.

В зависимости от количества слов в сказуемом выделяют составное и простое сказуемое. Составное сказуемое может быть двух видов:

Для более полной картины, изобразим типы сказуемого в таблице с примерами.

Виды сказуемых
Простое глагольное сказуемое

(состоит из одного слова)

Она бегает очень быстро

Мы будем читать это в следующем году

Пускай возьмет ручку.

. К простому глагольному сказуемому относятся сложные формы будущего времени и повелительного наклонения (предложения №2, 3)

Составное сказуемое

(состоит из нескольких слов)

Составное именное

(вспомогательный глагол + инфинитив)

Вчера он начал рисовать.

Я готов спорить с тобой.

Я умею петь.

Составное глагольное

(Глагольная связка + именная часть речи)

Он был учителем.

Книга была новая.

Она стала чужой для него.

Рассмотрим каждый вид более подробно.

Простое сказуемое (ПГС)

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

Я иду на почту.

  • Сложной формой будущего времени (буду + инфинитив)

Я буду любить тебя.

  • Повелительным наклонением со словами пусть, пускай, давай, давайте.

Давайте жить дружно.

Другие примеры с ПГС:

Я бегаю очень быстро.

Он хорошо учится.

Мы будем учиться на своих ошибках.

Погода будет ухудшаться.

Пускай забирает свои вещи и уходит.

Давай спрячем ее сумку.

Составное глагольное сказуемое (СГС)

СГС состоит из вспомогательного глагола + инфинитив, например:

Я начал любить дождь.

Я всегда готов помогать.

Я хочу прочитать эту книгу.

Вспомогательный глагол может быть выражен следующими группами слов:

  1. Глаголы, которые обозначают начало, продолжение или завершение действия (начать, прекратить, закончить, бросить, приниматься и прочее).
  2. Глаголы, которые обозначают умения, желания или намерения (хотеть, мочь, уметь, желать и прочие)
  3. Глаголы, которые обозначают эмоции (ненавидеть, стыдиться, решиться, стесняться, осмелиться, привыкнуть и прочие)
  4. Безличные глаголы (следует, необходимо, стоит и пр.)
  5. Краткие прилагательные, у которых нет полной формы с таким же лексическим значением (рад, готов, согласен, должен, намерен и пр.)
  6. Слова, которые обозначают состояние (можно, надо, нельзя и пр.)

Примеры СГС в предложении:

Я все-таки начал читать эту книгу.

Я могу спеть тебе ту самую песню.

Он ненавидит рисовать.

Ему следует больше бегать.

Я всегда рад помочь.

Мне нельзя есть сладкое после шести.

Важно еще раз отметить, что после вспомогательного глагола обязательно должен идти инфинитив.

Составное именное сказуемое (СИС)

Структура СИС состоит из глагола связки + именная часть речи. Например:

Я был врачом.

Она стала учителем.

«Был» и «стала» — это те самые глаголы связки.

Кроме того, глагол связка может быть выражена следующими словами:

  • Глагол «быть». В молодости я был красивым.
  • Глаголы, которые не могут употребляться в одиночку. К ним относятся «стать», «делаться», «казаться», «называться», «считаться» и другие глаголы с ослабленным лексическим значением.

Она выглядит неопрятно.

  • Глаголы движения или состояния: сидеть, лежать, идти, стоять и прочие.

Я лежала спокойная на диване.

Именная часть этого типа сказуемого может быть выражена:

  • существительным;
  • прилагательным;
  • местоимением;
  • наречием;
  • числительным;
  • причастием;
  • междометием.

Теперь вы без труда сможете определить вид сказуемого в предложении.

Как определить именное и глагольное составное сказуемое

На уроках синтаксиса учащиеся часто теряют интерес к изучению «скучной теории». Кажется, зачем делить предложение на составляющие, если каждый сам решает, как выразить свои мысли? Отчасти это утверждение имеет смысл, но чтобы собеседники могли понимать друг друга, их высказывания должны подчиняться одним и тем же правилам. Усвоенная в старших классах теория поможет строить речь грамотно и использовать разнообразные конструкции, более точно передающие смысл сообщения.

Сказуемое — это часть грамматической основы предложения, обозначающая какое-либо утверждение о предмете, обычно выраженном подлежащим. Отвечает на вопросы «Что делать?», «Что делал?», «Каков он?» и т.д. При синтаксическом разборе подчеркивается двумя чертами.

Есть три вида сказуемого:

  1. Составное именное;
  2. Составное глагольное;
  3. Простое глагольное.

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Этот вид соответствует своему названию, он действительно простой — запомнить нужно только то, что ПГС выражен глаголом в любом наклонении. Чаще всего выражается одним словом, но бывают исключения, например, фразеологизмы, будущее время и повторение или сочетание глаголов в одинаковой форме. Можно посмотреть подробный видеоурок на тему ПГС:

  • Пусть все проблемы разрешатся сами собой (пусть разрешатся — ПГС)
  • Наступил очередной день в деревне (наступил — ПГС)

Запомните! В ПГС также входит форма сложного будущего времени, например «буду убираться», «буду танцевать» или «буду праздновать».

Составное глагольное сказуемое (СГС)

В составное сказуемое входит несколько слов, и каждое несет грамматическое или лексическое значение. Составное сказуемое бывает глагольным и именным.

В составном глагольном сказуемом вспомогательная часть выражается глаголом в спрягаемой форме, а основная — инфинитивом, то есть неопределенной формой. При этом каждая часть может выражаться и одним словом, и несколькими.

  • Александр умеет ездить на велосипеде (умеет ездить — СГС)
  • Эта маленькая девочка боялась засыпать (боялась засыпать — СГС)

Но не каждое сочетание инфинитива со вспомогательным глаголом является СГС. Чтобы это сочетание было СГС, должны быть соблюдены условия:

  1. Инфинитив является субъектным, то есть относится к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому слову, то он является второстепенным членом, следовательно, не входит в состав сказуемого.
  2. Вспомогательный глагол является лексически неполнозначным, то есть его невозможно исключить, иначе пропадет смысл предложения.

Видеоурок на тему СГС:

Вспомогательные глаголы в СГС

Помимо наклонения и времени, у вспомогательных глаголов есть еще два значения:

  1. Фазовое. Оно обозначает определенный период совершения действия, то есть его начало, сам процесс или конец.
    Примеры:
    – Василий начал сочинять свой рассказ (начал сочинять — СГС. Начал — вспомогательный глагол)
    – Валерия неожиданно прекратила рисовать и подняла глаза (прекратила рисовать — СГС. Прекратила — вспомогательный)
  2. Модальное. Обозначает личное отношение к действию, его оценку, необходимость/желательность и так далее.
    Примеры:
    – Ребенок хотел поскорее вырасти (хотел вырасти — СГС. Хотел — вспомогательный)
    – Щенок ухитрился пролезть в эту щель (ухитрился пролезть — СГС. Ухитрился — вспомогательный)

В редких случаях вспомогательными глаголами может быть сочетание прилагательного и служебного глагола-связки.

Составное именное сказуемое (СИС)

СИС состоит из глагола-связки, который выражает грамматическое значение, и из именной части, которая несет лексическое значение.

Примеры предложений: Ирина стала образованной. Екатерина казалась очень глупой.

Связки СИС

Связки СИС бывают трех видов:

  1. Грамматическая. Не имеет лексического значения, выражает время и наклонение.
    Примеры:
    – Соседка была огорчена (была огорчена — СИС)
    – Валентина Ивановна была нашим завучем (была завучем — СИС)
  2. Полузнаменательная связка чаще всего выражает грамматическое значение. Обычно для нее используются глаголы «остаться», «казаться» или «называться».
    Примеры:
    – Этот мальчик оказался принцем (оказался принцем – СИС)
    – Валерия стала ветеринаром (стала ветеринаром – СИС)
  3. Знаменательная связка может самостоятельно быть сказуемым. Выражается она глаголом с полным лексическим значением, чаще всего используются глаголы движения, состояния или положения, например «идти», «родиться», «сидеть».
    Примеры:
    – Кошка сидела голодной (сидела голодной – СИС)
    – Михаил родился богатым (родился богатым – СИС)

Тире в случае отсутствия связки

Если связки между частями СИС нет, то тире требуется в таких случаях:

  1. И подлежащее, и сказуемое выражены существительным, инфинитивом или числительным, обязательно в именительном падеже.
    Примеры:
    – Мой самый любимый праздник — День святого Валентина.
    – Волков бояться — в лес не ходить .
    – Восемью два — шестнадцать .
  2. Подлежащее — инфинитив, а сказуемое — существительное в именительном падеже или наоборот.
    Примеры:
    – Жить — дело серьезное.
    – Удел учителя — трудиться.
  3. Есть указательные частицы «это» или «вот».
    Примеры:
    – Определение — это объяснение, раскрывающее смысл чего-либо.
    – Стать счастливее и получить новые знания — вот цель его поездки.

Но тире не ставится в случаях, когда:

  1. Подлежащее выражено местоимением.
    Примеры:
    – Я студент.
    – Мы охотники.
  2. Присутствует связка сравнительными союзами, например «как», «точно» или «словно».
    Примеры:
    – Писать как дышать.
    – Ее платье словно тюльпан
    .
  3. Сказуемое выражено существительным с частицей «не».
    Примеры:
    – Бедность не порок.
    – Кофе не еда
    .
  4. Это фразеологический оборот.
    Пример:
    – Два сапога пара.
  5. Перед сказуемым есть вводное слово.
    Примеры:
    – Собака, как известно, друг человека.
    – Антонина Сергеевна, кажется, учительница.

Подробнее о том, когда нужно ставить тире, рассказано в этом видеоролике:

Алгоритм определения типа сказуемого

Для определения типа сказуемого нужно понять, из скольких слов оно состоит, является ли формой будущего времени или фразеологизмом, входит ли в его состав инфинитив, а затем делать выводы.

  1. ПГС может состоять из одного глагола или из нескольких, которые являются формой будущего времени или фразеологизмом.
  2. Обычно СГС состоит из нескольких глаголов, и среди них обязательно есть инфинитив, который часто стоит последним.
  3. СГС состоит из нескольких слов, среди которых нет инфинитива.

Схема, которая поможет определить тип сказуемого:

После изучения темы можно закрепить изученный материал с помощью этого видео:

Учитель русского языка и литературы Зимаков Егор Владимирович

ГБОУ школа № 2031

—>

—>
—> —>Меню сайта —>
—>
—>

—> —>

—> —>Статистика —>

—> —>

—> —>Форма входа —>
—>

Сказуемое

Сказуемое

Сказуемое – главный член предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим. Отвечает на вопросы что делает? что сделает? какой? каков? предмет.

Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о подлежащем) и грамматическое значение (наклонение, время).

Существуют 3 основных типа сказуемых: простое глагольное (ПГС), составное глагольное (СГС) и составное именное (СИС) . Разделение на типы сказуемого — с 8 класса.

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

может выражаться однословно и неоднословно.

1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим:

Он читал / читает / будет читать / читал бы / пусть читает эту книгу .

2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует: А шапка бац прямо на пол. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать .

1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:

Я иду, иду , а до леса еще далеко .

2) повторение глагольной формы с частицей так для указания на интенсивное или полностью осуществленное действие: Вот уж сказал так сказал .

3) повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого: Сам спать не спит и другим не даёт. Жду не дождусь весны.

4) смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой, утратившей или ослабившей свое лексическое значение и вносящей в предложение дополнительные смысловые оттенки: А он возьми да и скажи / знай распевает .

5) два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели: Пойду погуляю в саду.

6) глагол с частицей было, вносящей значение несостоявшегося действия:

Я собрался было в кино, но не пошел .

7) конструкция со значением интенсивности действия: Он только и делает , что спит.

8) ПГС- фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь право; изъявить желание, гореть желанием, почитать себя вправе, счесть необходимым и т.п.: Он принял участие в конференции (=участвовал).

Составное глагольное сказуемое (СГС)

Составным сказуемым называется такое сказуемые, в которых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Бывают глагольными и именными .

СГС имеет следующую структуру:

Грамматический глагол + инфинитив.

Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого – называет действие.

1) Фазисное значение выражается глаголами стал, начал, принялся, продолжил, перестал, прекратил: Я начал / продолжил / закончил читать эту книгу.

2) Модальное значение может выражаться

– глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и Т.п.

– глаголом-связкой быть (в наст.вр. в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен, а также наречиями и существительными с модальным значением: Я был готов / не прочь / в состоянии подождать .

Осложнение СГС происходит за счет дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола: Я начал хотеть есть . Я почувствовал, что скоро могу начать хотеть есть .

Не являются СГС, выраженные:

1) составной формой буд.вр. глагола НСВ в изъяв.накл.: Я завтра буду работать ;

2) сочетанием ПГС с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия: Все просили их спеть (просили одни, а петь должны другие).

3) сочетанием ПГС с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел на улицу погулять. ( погулять — обстоятельство цели)

В этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.

Составное именное сказуемое (СИС)

СИС имеет следующую структуру:

приименная часть (связка) + именная часть

Приименная часть выражает грамматическое. Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

Приименная часть бывает:

1) отвлеченная : глагол быть (в значении являться, а не находиться или иметься), который выражает только грамматическое значение сказуемого – наклонение, время, лицо / род, число; в наст.вр. отвлеченная связка выступает в нулевой форме: Он студент / был студентом .

2) полузнаменательная : глаголы являться , бывать, оказаться (казаться), представиться, стать, сделаться , остаться, считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части: Он оказался студентом . Она казалась усталой .

3) знаменательная : глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.: Мы вернулись домой усталые . Он работал дворником . Он жил отшельником .

Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлеченную.

Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.

Однословное выражение именной части:

1) сущ. в падежной форме, чаще в И.п. / Т.п.: Он был дворником.

2) прил. в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения:

Слова его были глупы . Он стал выше отца. Он самый высокий в классе.

3) полное или краткое причастие: Письмо не было распечатано .

4) местоимение: Этот карандаш мой !

5) числительное: Он был восьмым в очереди.

6) наречие: Разговор будет начистоту . Мне было жаль старика.

Неоднословное выражение именной части:

1) словосочетание может иметь следующее строение:

а) слово с количественным значением + сущ. в Р.п: Мальчик был пяти лет .

б) сущ. с зависимыми от него словами, если само сущ. малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само сущ. в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла): Он лучший ученик в классе. – Он лучший в классе .

2) фразеологизм: Он был притчей во языцех .

СИС, как и СГС, может быть осложненным за счет введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола: Она хотела казаться усталой ;


источники:

http://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/kak-opredelit-imennoe-i-glagolnoe-sostavnoe-skazuemoe.html

http://zimakov.ucoz.ru/index/skazuemoe/0-77