Как отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочиненного предложения

Отличие ССП от простого с однородными членами

ОТЛИЧИЕ ССП ОТ ПРОСТОГО С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Две ГО и сочинительный союз(ы) Сложносочиненные предложения:
Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
[ ==== _____ ], и [ ____ ==== ].
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.
[ ____ ===], но [ _____ === ].
Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.
[ === ____ ], [ ], а [=== ____ ].
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.
[== __ ], или [== __ ], или [==__ ], и [== __, __, __ ].
Одна ГО и сочинительный союз(ы) Простые предложения с однородными членами
И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне.
[ ____ ==== и ====].
Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу.
[ ____ ==== , но ===].
В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь. [____ ====, а ==== ].
Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах. [=== или ==== и ==== ].
Сложносочиненное предложение имеет НЕСКОЛЬКО грамматических основ, между ними находятся сочинительные союзы.
В простом предложении ОДНА грамматическая основа, сочинительные союзы находятся между однородными членами предложения.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Осложненное простое предложение

Тест на тему Сложное предложение

Тест на тему Сложносочиненное предложение
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Синтаксический разбор«, перейти на стр. «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Конспект урока по теме «Готовимся к ЕГЭ: различение простых предложений с однородными членами и ССП».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Готовимся к ЕГЭ: различение простых предложений с однородными членами и ССП.

Цель: обобщить ранее полученные знания по темам «Осложнённое предложение однородными членами», «Пунктуация при однородных членах предложения»; развивать грамотность, орфографическую зоркость; закреплять пунктуационные навыки.

Агент, алфавит, аэропорты, балованный, баловать. балуясь , банты, бороду, брала , бралась , бухгалтеров, верба , верна , вероисповедание, взяла, взялась, включён , включённый, включим, включит, включишь , влилась, вовремя, ворвалась, восприняла, воссоздала, вручит.

Гнала, гналась, гражданство, давнишний, дефис, диспансер, добела, добрала, добралась, довезённый, доверху, договорённость, дождалась, дозвонится, дозвонятся , дозировать. докрасна, документ, донельзя, донизу, досуг, досуха, еретик, жалюзи, ждала , жилось, завидно.

Повторение ранее изученного по теме «Однородные члены предложения».

Основные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Знаки препинания не ставятся:

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

( Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью . Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

( к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 .

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются:

вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?

побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!

восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!

назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.

безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.

1) Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.

2) Ирина любила бегать к автостанции и к морю и часто залезала с мальчишками на нефтяную вышку.

3) На площади стоял сказочный ледяной терем с резным крыльцом да кружевными наличниками по окнам.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах «Слова о полку Игореве».

5) Сквозь шум ветра до нас доносился не то собачий лай не то уханье филина.

6) Уснув в незнакомом месте, проснулся я ни свет ни заря.

Упражнение для закрепления.

Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. 1) То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.

2) Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.

3) Уже увяли и почернели травы и цветы.

4) Стоял он в сторонке ни жив ни мертв.

5) Как декоративное растение пион культивируют в Китае уже полторы тысячи лет и там же он является любимым национальным растением, как хризантема у японцев, роза у европейцев.

2.1) Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу и поселок и самих людей.

2) Мимо меня шли измученные походом солдаты и изо всех сил поддержать их весёлой шуткой старался какой-то молодой офицер.

3) Эти стихи взволновали и тронули меня простотой и особым ритмом.

4) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или березка с клейкими листочками.

5) Мне понравился не столько сюжет спектакля сколько игра актёров и их энергия.

3.1) Разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ним?

2) И лежат в земле груды золота и во всех концах света белого про тебя идёт слава громкая.

3) От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами.

4) Мы увидели и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту Персея.

5) Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не дает возможности своей совести «выбраться» наружу.

4.1) В этом магазине вы можете приобрести не только продукты но и электротовары косметику и книги.

2) В Средневековье в руках ученых появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.

3) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.

4) Староста деревни не то снова опаздывал на собрание не то просто забыл о нем.

5) Речка оказалась неглубокой и её без труда удалось перейти вброд.

5.1) Уже три раза приезжал я в Москву по различным делам и каждый раз приходилось заново привыкать к этому большому шумному городу.

2) Эта машина приводила в движение как воздуходувки и прокатные станки так и все машины прокатного цеха.

3) Дымы дальних пожаров медленно всходили к небу или отдельными кучными облаками летали по горизонту.

4) Везде её встречали весело и дружелюбно и уверяли ее в любви и вечной преданности.

5) Дядя Ерошка и в горы ходил и у русских воровал и в остроге два раза сидел.

6.1) Волк каждый год линяет да своего обличия не меняет.

2) В слове тысячелетиями накапливаются и живут мысли и опыт народа.

3) Яркое летнее солнце коснулось линии горизонта и всё вокруг внезапно окрасилось в розовые и красные тона.

4) Одна Анютка осталась дома щи варить да горницу прибирать.

5) Молнии разрезали небо и слева и справа и впереди.

7. 1) Марина встала ни свет ни заря и всё равно не успела ни доделать работу ни приготовить ужин.

2) Ему нравилось гулять по паркам и лесам и наблюдать за людьми птицами природой.

3) Над поляной блистали стрекозы и неумолчно трещали кузнечики.

4) Он подложил в костер сухой травы и хворосту и раздул пламя.

5) Ветер на кургане особенно силен и видно отсюда степь до самого горизонта.

8.1) В городском саду играл духовой оркестр и пел хор ветеранов.

2) Тогдашнею критикою и тогдашнею публикой были равно не поняты как недостатки так и достоинства «Полтавы».

3) Мама приготовила суп и салат и поджарила картошку.

4) То ли какая-то неуловимая песня звенела в памяти то ли весенние запахи не давали покоя.

5) Челкаш завидовал или сожалел об этой молодой жизни или подсмеивался над ней.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

1 .1) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

Она просто клала голову на сложенные бутербродом ладони и в

следующую секунду уже видела какой-нибудь приятный сон.

Осенью и природа засыпает и люди готовятся к зиме.

Без нитки да иголки шубы не пошить.

2. 1) Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.

2)Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

4)Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

5) Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.

3 . 1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.

2)В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

3)На улице весь декабрь то снег то дождь…

4)Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

5) Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.

4. 1) Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.

2) Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.

3) Рябина прекрасна и по весне и осенью.

4) Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.

5) Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались.

5. 1) Старый князь был ещё в городе и его ждали каждую минуту.

2) Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.

3) Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.

4) Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.

5) Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.

6. 1) Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.

2) Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.

3) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.

4) Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.

5) Соревнования из-за дождя не состоялись и решено было перенести

их на ближайшее воскресенье.

7. 1) Много желал да ничего не поймал.

2) Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.

4) Соревнования из-за дождя не состоялись и решено было перенести их на ближайшее воскресенье.

Как отличить простое предложение от сложного? Алгоритм и пояснения к уроку русского языка

Без умения различать простые и сложные предложения мы не сможем грамотно решать многие пунктуационные задачи, расставлять знаки препинания в предложениях. Но различать предложения несложно, если мы умеем находить грамматическую основу предложения.

Алгоритм определения типа предложения

  • Читаем предложение полностью.
  • Находим основу (или основы предложения). Читайте, что такое грамматическая основа предложения.
  • Если основа в предложении одна → предложение простое.
  • Если основ две (или более) → предложение сложное.

Примеры. Бежит тропинка полевая то под откос, то вновь на бугорок. (Основа одна (Что?) тропинка (тропинка (что делает?) бежит → предложение простое.

Встаёт солнце 1 , и вместе с солнечным светом оживают лесные поляны 2 .

Основ две: в первом предложении речь идет о солнце (Что?) солнце (солнце (что делает?) встаёт). Во втором предложении говорится о полянах (Что?) поляны (поляны что делают?) оживают). Предложение сложное.

То есть определение простое перед нами предложение или сложное, заключается как раз в умении найти в предложении его основу или несколько основ.

Определение грамматической основы предложения

Начнем с того, что в любом предложении есть его смысловой и грамматический центр — это и есть его грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).

Самый распространенный вариант основы — это тот случай, когда подлежащее выражено именительным падежом существительного (или местоимения), а сказуемое — глаголом. Примеры: Земля вращается вокруг Солнца. Кто-то стучит в дверь.

Дело в том, что основа предложения «может быть сконструирована» практически из любых частей речи, не всегда из существительного и глагола. В таких случаях определить грамматическую основу, а значит, простое или сложное предложение, несколько сложнее.

Подлежащим может быть не только существительное или местоимение. Примеры:

  • Счастливые часов не наблюдают. (Здесь подлежащее в форме имени прилагательного)
  • Отдыхающие собрались на веранде. (Здесь в форме причастия)
  • Семеро одного не ждут. (Здесь в форме числительного)
  • Учиться — всегда пригодится. (Уже выражено неопределенной формой глагола)
  • На солнышке Полкан с Барбосом грелись. (И даже словосочетанием)

Сказуемое тоже не всегда выражено глаголом. Примеры:

Некоторые из способов выражения сказуемого

  • Я хочу заниматься спортом. (Сказуемое составное глагольное, т.е. оно состоит из двух глаголов, один их которых стоит в неопределенной форме)
  • Книга — это волшебница. (Сказуемое выражено именем существительным)
  • Моя сестра будет врачом. Сказуемое составное именное, т.е. главная его часть выражена именем существительным + связка быть)

Отсюда становится ясно, что для правильного определения, сложное или простое перед нами предложение, нужно тренироваться в нахождении основы в предложении, уметь быстро определять его главные члены.

Важно! При этом важно различать (и ни в коем случае не смешивать их!) члены предложения и части речи. (Части речи «работают» в предложении каким-то из членов предложения)

Однородные члены предложения. Как это мешает?

Ситуацию с определением типа предложения могут осложнять однородные сказуемые в одном из простых предложений. А то и в обоих предложениях в составе сложного!

Сравните. 1) Осень наступила 1 , и полили дожди ². 2) Шумели и метались ветры 1 , и лили дожди. 2

Первое сложное предложение имеет две обычные основы, а во втором первое предложение осложнено двумя однородными сказуемыми. Чтобы не ошибиться, нужно внимательно смотреть, к какому подлежащему относится каждое из сказуемых: ветры (что делали?) шумели и метались. А дожди (что делали?) лили. Значит, первые два сказуемых относятся к основе первого предложения, а третье — к основе второго предложения. А всё предложение будет сложным.

Сложные предложения, в составе которых есть односоставные

Сложность представляют также такие предложения, в которых одно из них может иметь основу, состоящую только из одного члена предложения. С ними надо быть особенно внимательными.

Пример: Осень наступила 1 , и сразу похолодало. 2

Предложение сложное, в нем две основы, но вторая основа состоит только из сказуемого.

О сложных предложениях

Таким образом, чтобы разобраться в типе предложения, нужно:

  • Внимательно его прочитать и понять смысл предложения.
  • Найти основу (или основы) в предложении.
  • Сделать вывод и определиться с пунктуацией.

Об авторе: Степанова Наталья, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 30 лет.

Смотрите также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-gotovimsya-k-ege-razlichenie-prostih-predlozheniy-s-odnorodnimi-chlenami-i-ssp-2580898.html

http://pedsovet.su/rus/6784_kak_otlichit_slozhnoe_i_prostoe_predlozhenie