Как письменно объяснить правописание слова

Как научиться писать грамотно: простые приемы для начинающих копирайтеров

Приветствую, дорогие читатели!

Многие талантливые копирайтеры-новички сталкиваются с неприятной проблемой: допускают много ошибок в тексте. Они легко и с вдохновением создают увлекательные статьи, но часто их возвращают им на доработку. А иногда заказчики и вовсе прекращают сотрудничество.

В этой статье я расскажу, как писать грамотно. Поделюсь с вами полезными приемами, которые не только научат писать слова правильно, но и повысят уровень профессионализма. Ведь далеко не каждый квалифицированный копирайтер имеет диплом филолога, лингвиста или журналиста. Однако даже если это так, далеко не каждый автор обладает знаниями на уровне корректора или редактора.

Чтобы добиться результата в совершенствовании русского языка, важно набраться терпения и морально настроиться. Вы должны понимать, что грамотность – важное требование, предъявляемое работодателями в сфере копирайтинга. Старайтесь получать удовольствие от процесса обучения и подбадривайте себя мыслями о будущем успехе в профессии. Только грамотный человек способен создать впечатление образованного, ответственного и заинтересованного в работе исполнителя.

Способы повышения грамотности

Здесь мы рассмотрим эффективные методики повышения грамотности. Все люди от рождения обладают разными способностями. У одного человека хорошо развита слуховая память, у другого – зрительная, у третьего – моторная. Довольно часто преобладает смешанная форма (например, зрительно-слуховая). Поэтому выбирайте те рекомендации, которые наиболее эффективны именно для вас, и учитесь писать без ошибок.

Тренировка зрительной памяти

Чтобы улучшить зрительную память, читайте классическую литературу. В современных изданиях и электронных книгах часто можно встретить опечатки и прочие ошибки, что негативно отразится на процессе повышения грамотности. При чтении классики вы будете запоминать написание слов и бессознательно откладывать в памяти художественные литературные приемы. Это поможет сделать вашу письменную речь более богатой, интересной и живой.

Чтобы занятия приносили успех, важно подобрать книги по интересам. Это может быть фантастика, приключения или поэзия. Главное – читайте в тишине, чтобы лучше сосредоточиться, и ни на что не отвлекайтесь.

Книги, которые я рекомендую к прочтению:

Чтобы сформировать отличный литературный вкус, научиться избегать штампов и тавтологии, писать без особых трудностей на любые темы, обратите внимание на следующие книги:

Приведенная подборка книг поможет вам повысить уровень грамотности и добиться прогресса в выбранной сфере деятельности.

Хотите развить интуитивную грамотность? Тогда предлагаю к просмотру видеоролик. В нем автор дает практические советы для развития грамотности.

Тренировка слуховой памяти

Для оттачивания слуховой памяти хорошо помогает чтение книг вслух. Внимательно и не торопясь читайте каждое предложение, обращайте внимание на знаки препинания, сложные для вас слова проговаривайте по слогам 2-3 раза.

Чтение вслух позволяет увеличить рабочий словарный запас, улучшить дикцию и интонацию, добавить в речь яркости и эмоциональной окраски. Старайтесь произносить текст не монотонно, а с выражением, расставляя акценты, будто вы выражаете собственные мысли. Если ежедневно читать вслух 15–20 минут, то спустя месяц вы заметите улучшения как в слуховой памяти, так и в вашей речи.

Предельно важно развивать память. Ведь если ваша способность к запоминанию развита недостаточно, то вам не удастся овладеть правилами правописания, ораторским мастерством и навыками скорочтения. Развитие памяти требует внимательности, терпения и осознанности.

Узнать подробнее об упражнениях для тренировки памяти можно в предыдущем материале.

Переписывание книг

Тренировать грамотность можно с помощью регулярного переписывания 5–10 страниц классической литературы. Выберите отрывок с длинными предложениями и сложными оборотами и перепишите его. Преподаватели русского языка рекомендуют использовать для этой цели книгу Льва Толстого “Война и мир”.

Кроме повышения грамотности, переписывание книг положительно влияет на концентрацию. Если уделять процессу по 2–3 часа в день, то вы ощутите спокойствие и сосредоточенность на одном деле. Вы станете более вдумчивым и серьезным. Главное – писать медленно и думать над тем, что записываете. Когда закончите, перечитайте написанное и проверьте, не допустили ли вы ошибки.

Запись информации благотворно воздействует на память. Ежедневно у нас идет информационное перенасыщение, из которого мозг не выносит ничего полезного, хотя мог бы в это время сфокусироваться на чем-то важном. Углубленное чтение и переписывание книг вызывает размышления о персонажах и сюжете, позволяет анализировать. Со временем это занятие становится привычкой и остается с человеком надолго.

Заучивание стихотворений наизусть

Стихотворения – давний способ передачи информации потомкам. Благодаря рифме, красоте речи и мелодичности жанр считается легким для заучивания наизусть. Регулярное чтение стихов расширяет словарный запас и улучшает память. Для развития интеллекта подойдет поэзия Есенина, Бродского, Шекспира, Лермонтова, Ахматовой.

Чтобы быстро выучить стихотворение, воспользуйтесь следующей методикой:

  1. Прочитайте несколько раз стихотворение вслух.
  2. Разбейте его на части по 2 строки, перечитывайте и запоминайте.
  3. Повторяйте выученные строки, делая небольшие перерывы.

Если описанный способ запоминания не приносит желаемого результата, можете задействовать зрительную память и медленно переписать текст на лист бумаги. Во время чтения стихотворения представьте себе события и героев, проникнитесь теми чувствами, что хотел передать автор, акцентируйте внимание на словах, их времени и форме. Затем читайте первую строку 3–5 раз и запоминайте. Далее перейдите к следующей. И так до конца. Учите стих вслух, проговаривая текст громко и с выражением.

Думаю, вам будет полезно ознакомиться с популярными и необычными методиками развития памяти у взрослых людей.

Написание текстовых и словарных диктантов

Проверить свои знания правил русской орфографии и пунктуации помогут диктанты. Попросите близкого человека побыть в роли учителя и продиктовать вам текст или используйте специальные программы для проверки грамотности.

После написания проверьте внимательно текст на ошибки, сделайте выводы и перечитайте необходимые правила правописания.

Для улучшения качества письма рекомендую завести тетрадь, в которой каждую страницу нужно разделить на 2 колонки. В левый столбец выписывайте все слова, в которых вы постоянно допускаете ошибки, а в правый – объяснение с примерами употребления слов.

Ведение диалогов

Чтобы получить наиболее эффективный результат, во время обучения русскому языку постарайтесь привлечь к занятиям кого-нибудь еще. Активно ведя диалог, вы научитесь грамотно высказываться, а ваша речь станет чистой и выразительной.

Работа с орфографическим словарем

Эффективным способом научиться правильно писать считается обращение к орфографическому словарю. При любых затруднениях вы сможете проверить правописание. Работать со словарем нужно систематически. При наличии малейших сомнений вы также можете использовать учебники и другие справочные материалы.

Я подготовила список лучших словарей и пособий, которые помогут вам не только научиться грамотно писать, но и красиво говорить:

Выписывайте слова, в которых делаете ошибки чаще всего, и сверяйте их со словарем.

Изучение правил правописания

По-настоящему грамотный человек должен не только знать правила, но и уметь применять их, не надеясь исключительно на интуицию. Чтобы быстро выучить правило и суметь его использовать на практике, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Внимательно прочитайте правило, не отвлекаясь на музыку, соцсети или телевизор. Обратите внимание на примеры, схемы и выделенные слова.
  2. Не заучивайте бездумно, а старайтесь вникнуть в суть. Если увидели непонятные слова, воспользуйтесь словарем. Для лучшего запоминания перескажите правило.
  3. Закрепите на практике. Найдите и выполните упражнения, касающиеся определенной темы.

Чтобы применять правила, вам нужно научиться определять структуру слова и понимать, в приставке или суффиксе допущена ошибка. Кроме того, учитесь четко различать части речи, например, где в предложении существительное, а где использовано наречие.

Чтобы правильно расставить знаки препинания, нужно уметь определять главные и второстепенные члены предложения. Также важно обратить внимание на наличие обращений, междометий, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов.

Выполнение практических работ для закрепления теории

Просто читать и заучивать правила грамматики не только скучно, но и малоэффективно. Купите сборник заданий по русскому языку для школьников или студентов. В нем представлены упражнения, в которых нужно вставить пропущенные буквы или слова, расставить знаки препинания. Также в сборнике вы найдете краткое изложение основных правил с примерами. С их помощью вы сможете себя проверять.

После выполнения практических заданий можно попросить близкого человека, в чьей грамотности вы уверены, проверить вашу работу. Пусть он ее не просто прочитает, но и ручкой пометит ошибки, чтобы вы могли сделать работу над ошибками.

Обучение на курсах по русскому языку

Если вам сложно самостоятельно освоить русский язык, вы можете записаться на курсы русского языка.

При выборе курса внимательно ознакомьтесь с программой и сроками обучения, отзывами учеников. Вы можете выбрать индивидуальные или групповые занятия. Выясните, подходит ли вам график занятий, есть ли у курса своя методика, насколько квалифицирован преподавательский состав и соответствует ли обучающая программа вашим целям.

Если обучение в режиме онлайн не для вас, можно воспользоваться услугами репетитора офлайн. Преподаватель сможет доступным языком и в сжатые сроки объяснить вам основные правила грамматики русского языка.

Заключение

Регулярные тренировки, чтение книг, тесты, диктанты и упражнения помогут достичь успеха в изучении русского языка. Набить руку и повысить грамотность вы можете на биржах копирайтинга, где представлены тысячи заказов на разные темы. Нарабатывая практический опыт и пополняя портфолио, вы становитесь более востребованным специалистом.

А как вы боретесь со своими ошибками? Считаете ли вы грамотность важным навыком для копирайтера? Поделитесь опытом в комментариях.

Что такое орфография и как самостоятельно за короткий срок выучить все правила орфографии

Правила написания букв в словах.

Орфография – это один из разделов языкознания. Его еще называют «правописанием». Орфография – это совокупность правил написания слов. Быть орфографически грамотным – значит уметь передавать слова на письме, то есть без ошибок писать буквы в этих словах.

В этой статье я постараюсь вам объяснить, что такое орфография, почему она так важна и как легко выучить ее самостоятельно. Ближе к концу статьи порекомендую полезные книги и бесплатные учебные материалы, которыми пользуюсь сам, так что читайте статью полностью.

Что такое орфография понятным языком

Слово «орфография» пришло в русский язык из греческого. В греческом оно образовалсь из двух корней: «орфо» и «графо», которые дословно переводятся «правильно» и «пишу». В русском языке орфографию еще называют правописанием.

Этот раздел науки о языке изучает правила написания слов. И объясняет, почему надо писать именно так, а не иначе. Почему, например, в слове «положить» в корне «лож» мы пишем «о», а в слове «полагать» – «а». Или почему слово «собака» пишется через «о», а «картошка» через «а».

Зачем она нужна

Чтобы все слова писались одинаково и в языке не было хаоса. Например, если один человек будет писать «алгоритм», а другой «олгоритм», а третий «элгоритм» – получится жуткая каша и язык распадется.

Вторая важная причина – чтобы каждую букву в слове можно было объяснить. То есть ответить на вопрос, почему пишется именно такая буква, а не какая-то другая. Объяснение нужно для того, чтобы не возникало постоянных споров и дискуссий о правописании.

Как связаны орфография и орфограмма

Орфограмма – это одна из букв слова, которую нам надо проверить. Орфография нужна как раз для того, чтобы мы могли проверять орфограммы в словах.

Орфограмма – это буква в «слабой позиции». Слабая позиция означает, что написание буквы вызывает у нас сомнение. Следовательно, чтобы написать правильно, мы находим орфографическое правило и только потом пишем. В соответствии с этим правилом.

Если буква в «сильной позиции», то вопросов по ее написанию у нас не возникает. Например, в слове «коты» мы без проблем напишем «т», потому что она в сильной позиции – перед гласной. А в слове «ко…» у нас уже будет вопрос – «т» или «д», потому что обе буквы произноситься будут одинаково – [кот].

Вот и получается, что орфография помогает нам правильно писать буквы в слабой позиции – орфограммы.

На какие вопросы отвечает орфография

Я перечислю эти вопросы и кратко прокомментирую их. И примеры тоже приведу, чтобы вам было более понятно.

Как писать отдельные части слов

Части слова еще называются морфемами. Здесь основной принцип орфографии такой: «морфемы надо писать одинаково». Поэтому если у нас корень слова «берез», то мы в любых словах этот корень будем писать именно так. Не «бирез» и не «берес». И не «бирес» тоже.

В любом слове одна и та же морфема должна передаваться одними и теми же буквами: береза, березняк, подберезовик, березовый, березка.

В каких случаях надо писать слитно, раздельно или через дефис

По правилам современного русского языка, каждое слово надо писать раздельно с другим словом. Например, «в поле» мы пишем раздельно, потому что «в» – это предлог, а «поле» – существительное.

Если слово одно, то оно пишется либо слитно, либо через дефис. Мы пишем существительное «водоканал» слитно, потому что это одно слово. «Что-нибудь» пишем через дефис, потому что это тоже одно слово – неопределенное местоимение.

Какие слова пишутся со строчной буквы, а какие – с заглавной

Внутри предложения мы пишем с заглавной те слова, которые являются именами собственными. Тем самым мы подчеркиваем, что эти слова обозначают предметы, единственные в своем роде. Например: «У меня была собака Цыган» – вот этот «Цыган» – один единственный во всем мире, моя собственная собака, другой такой ни у кого нет и не было. И не будет.

Со строчной буквы пишутся все остальные слова, потому что они обозначают нарицательные понятия – не единственные в своем роде. «Собака», например, нарицательное существительное, потому что собак полно.

Обратите внимание, в других языках могут быть свои орфографические правила. В немецком все существительные надо писать с заглавной буквы. А в английском с заглавной всегда пишется местоимение «I» – я. В русском такого нет.

Как переносить слова

Переносить надо по слогам. То есть чтобы в каждой перенесенной части слова был гласный. Нельзя оставить на одной строке буквы «пр», а на другую строку перенести «оизводство». На первой строке должен остаться минимум один слог, то есть: «про-изводство».

Подробнее об этом читайте в моей статье про перенос слов.

Какие буквы помогает писать орфография

С помощью орфографии мы пишем три типа букв, или орфограмм: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.

Проверяемые

Это такие, которые можно каким-то образом суметь проверить. Например, в слове «кро…» мы пишем «т», потому что проверочное слово «кроты». В слове «желтый» мы пишем «е», потому что эта буква «прослушивается» в родственных словах: желток, желтеть, желтоватый, желтизна.

Непроверяемые

Их проверить никак нельзя и надо смотреть в словаре. Например, почему в слове «корова» пишется «о»? Просто вот так сложилось. Мы не можем подобрать никакое проверочное слово и смотрим в словарь, а в словаре написано «корова».

Иногда непроверяемые гласные и согласные встречаются в окончаниях отдельных слов. В этом случае мы тоже просто запоминаем их написание. Например, мы пишем «котороГо», хотя вслух говорим «котороВо».

Чередующиеся

Чередующиеся гласные встречаются только в корнях слов. Если гласная чередующаяся – значит в одном и том же корне она может меняться на какую-то другую. И проверить эту гласную нельзя, надо смотреть на условия чередования.

Например, самое распространенное условие для выбора правильной гласной – наличие или отсутствие суффикса «а» после корня. Например, если этот суффикс есть, мы пишем во многих корнях с чередованием букву «и», а если его нет – «е»: протирать – протереть, замирать – замереть, напирать – напереть, набирать – наберу, надирать – надеру и так далее.

Что надо делать, чтобы выучить орфографию

Смотрите, в школьных учебниках полно упражнений, в которых надо вставлять в слова пропущенные буквы или выбирать слитное/раздельное написание. Например: «(Пр…)город был (н…)д…леко от моря». Если у вас в школе был слабый учитель, то он требовал просто вставить буковки и все: «Пригород был недалеко от моря».

Если учитель был сильный, то он наверняка требовал от вас разбирать каждую орфограмму. Разобрать, значит ответить на вот эти три вопроса:

Вот смотрите, я разбираю орфограмму в слове «пр…город»:

  1. Что? Буква «и».
  2. Где? В приставке «при».
  3. Почему? Потому что значение «присоединения». Пригород = относящийся к городу, «присоединённый» к городу.

Вот еще мое видео на эту же тему, я там объясняю правописание слова «вода». Посмотрите.

Чтобы выучить орфографию, надо брать учебник русского с подобными орфографическими упражнениями и объяснять каждую орфограмму.

Если делать это в школе, с 5 по 11 класс, то репетиторы по русскому вообще будут не нужны, проблем с правописанием тоже не будет. Вы «автоматически» будете писать все буквы правильно.

Если вы школу уже закончили, то вам нужен хороший учебник русского и постоянная практика. Давайте разбираться, какой учебник выбрать и как организовать практическую работу.

Полезные материалы

Сначала я порекомендую вам хорошие учебники, а потом – бесплатные и платные материалы для отработки практических навыков.

Учебник

Я вам рекомендую учебник Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Ссылка, которую я поставил, ведет на книжный интернет-магазин Лабиринт. Там цены ниже чем в большинстве других книжных магазинов, книги доставляются в пункты выдачи. В вашем городе наверняка такой есть.

Я рекомендую вам эту книгу по следующим причинам. В других учебных комплектах в каждом учебнике есть и теория и практика. Поэтому учебники каждый год меняются и часто выпускаются даже в двух частях, а не в одной.

В учебном комплекте Бабайцевой все немного иначе. Она сделала один учебник с теорией, куда включила весь теоретический материал и все правила, которые дети должны выучить. С пятого по девятый класс этот учебник не меняется, он один-единственный. А вот учебник с практическими упражнениями для каждого учебного года свой.

Получается, что вот эта «Теория» – как бы универсальный справочник. Там изложены все знания, которые должны получить школьники. Написано простым и понятным языком, читается легко.

Отмечу важный нюанс. В плане теории языка в учебнике Бабайцевой могут быть отличия от некоторых других учебников. Например, Бабайцева считает, что «ть» в неопределенной форме глаголов – суффикс, а не окончание. Она называет словосочетаниями не только сочетания слов с подчинительной связью, но и слова с сочинительной связью.

Но эти спорные моменты никогда не выносятся на экзамены по русскому, поэтому, в принципе, проблем нет.

Справочник

Есть очень серьезный справочник по орфографии и пунктуации, который еще в Советском Союзе был издан Розенталем. Он так и называется: «Справочник по орфографии, пунктуации и литературной правке». Автор – Розенталь Дитмар Эльяшевич.

В справочнике вы найдете вообще все необходимые правила русского языка. Но эта книга академическая, читать ее достаточно сложно. Если вы постоянно работаете с текстом, я вам рекомендую эту книгу приобрести, чтобы она была у вас дома и вы могли при необходимости к ней обратиться.

Книга постоянно переиздается, поэтому все новые литературные нормы в ней учитываются.

Наш архив с пособиями

Я собрал в интернете четыре пособия с правилами по русскому языку. Их написали учителя, которые сами преподают в школе и готовят своих учеников к выпускным экзаменам. В пособиях материал излагается не хуже, чем в учебнике Бабайцевой, там много схем и таблиц, которые позволяют систематизировать знания.

Чтобы получить архив с пособиями, напишите на этой странице свою почту, я вам его отправлю. Все бесплатно, вирусов нет, я проверял сам.

Наши статьи по орфографии

У нас периодически публикуются статьи по орфографии. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые материалы. Рассылка бесплатная. Когда подпишетесь, мы автоматически будем вам присылать новые тексты с обзором правил русского языка.

Для примера можете посмотреть вот эти статьи по орфографии. Их писал я. В каждой статье я стараюсь не только говорить, как нужно писать то или иное слово, но и комментировать его, объяснять правило.

К некоторым статьям я еще добавляю свои авторские ролики типа вот такого. Просматривайте их тоже.

Бесплатные тренажеры по русскому языку

Если вы уже взрослый человек, вряд ли у вас будет время выполнять упражнения в школьных учебниках и объяснять в них каждую орфограмму. Следовательно, вам нужно что-то более «модернизированное». В этом плане могу предложить бесплатные тренажеры по русскому языку, которые есть на платформе проекта Викиум.

Вот общая страница с тренажерами, зайдите туда, выберите вкладку «Способность к работе с текстом». Там есть тренажеры для отработки орфографии, пунктуации, подбора синонимов. Некоторые программы были созданы для того, чтобы помогать нам с вами лучше чувствовать родной язык, понимать, какой текст написан слабо, а какой сильно. В общем, великолепная вещь. И главное – полностью бесплатная. Выбирайте и занимайтесь.

Курс «Идеальный русский»

Этот курс тоже с Викиума, он платный, стоит 890 рублей. В нем есть теория и три уникальных тренажера, которых в открытом доступе на сайте вы не найдете. На мой взгляд, курс очень хорошо ориентирован на практику и помогает эффективно закреплять теорию. Если есть возможность – приобретите его и занимайтесь хоть целый день.

Доступ ко всем материалам курса «Идеальный русский» после покупки вы получаете навсегда.

Другие курсы

У нас на сайте есть подборки с другими курсами по русскому языку. Там почти все курсы платные, но есть не очень дорогие материалы. Посмотрите, может быть, найдете для себя что-то полезное.

Помогает ли чтение писать грамотно

Когда я учился в педагогическом институте, нам преподаватели говорили: «Когда ребенок читает, он запоминает написание слов. Поэтому чтение помогает писать грамотно».

Но у нас в группе были студенты, которые поначалу не очень хорошо разбирались в орфографических правилах. И они говорили: «Ну вот мы читаем, много читаем, а грамотно писать все равно не получается, на диктантах бывают ошибки».

Так что я лично думаю, чтение особой роли не играет. Чтобы научиться писать орфографически грамотно, надо именно писать, выполнять практические упражнения.

Чтение – это здорово, но его мало.

Как не потерять мотивацию к изучению правил русского языка

Наша статья подходит к концу и мне хотелось бы сказать пару слов о мотивации. Перед тем как изучать орфографию, ответьте себе на вопрос: «Зачем мне это надо». У вас должна быть реально сильная мотивация, иначе все эти пропущенные буквы в словах вам быстро наскучат.

Я могу вам предложить вот такой интересный лайфхак. Чтобы применять свои знания, вы можете писать статьи в интернет и зарабатывать на этом. Заработок на текстах называется копирайтингом, я лично им занимаюсь вот уже восемь лет. Это моя основная работа.

Посмотрите мою статью о том, что такое копирайтинг, я постарался там понятным языком все описать и объяснить. Если вы будете периодически писать статьи – это будет отличной тренировкой ваших орфографических навыков. А когда начнете еще и достойно зарабатывать на этом – мотивация к изучению орфографии вообще будет зашкаливать.

Заключение

Мы поговорили о том, что такое орфография и как ее изучить. Мне хотелось, чтобы вы из этой статьи не просто почерпнули информацию, но и получили какие-то практические рекомендации.

Были ли вам полезны ссылки на сторонние ресурсы, которые я приводил? Планируете ли вы приобрести учебники или справочники по русскому языку, чтобы изучать орфографию? Начали ли заниматься на орфографических тренажерах?

Жду от вас обратной связи. Всем удачи, не теряйте мотивацию.

Как письменно объяснить правописание слова

Все дети очень разные: одни схватывают все на лету, новое правило запоминают уже на уроке и упражнения выполняют почти без ошибок, другие запоминают медленнее, третьи, сколько с ними ни бейся, все равно ошибки допускают.

Как помочь ребенку дома? Повторять с ним правила? Проводить диктанты? Делать больше упражнений? В этой связи сразу всплывает то ли быль, то ли анекдот, то ли эпизод из фильма: учительница велит ученику после уроков сто раз написать на доске слово «шел», в котором он постоянно ошибается. Когда она возвращается в класс, вся доска исписана словом «шел», а внизу крупно: «Я все написал и пошол домой!»

Дело не в том, сколько упражнений ребенок выполнил, сколько раз он написал трудное слово и рассказывает ли правило наизусть. Если нет так называемой «врожденной грамотности», чтобы писать без ошибок, нужно уметь находить (видеть) в словах или между словами те места, к которым следует применять правила.

Подавляющее большинство школьников делать этого не умеют, у них не развита орфографическая зоркость. То же самое с предложениями: дети не видят, не умеют искать в предложении границы смысловых отрезков — места постановки знаков препинания. Их этому нужно специально учить.

Мы, взрослые, должны хорошо понимать, что орфографические и пунктуационные умения развиваются медленно и у каждого ребенка в своем темпе. К сожалению, только единицы, которым очень повезло, обладают «врожденной грамотностью», им достаточно двух-трех школьных уроков и домашних упражнений. Но большинству нужны регулярные занятия, с постоянным повторением и постепенным расширением круга изучаемых правил.


Источник.

4 важных орфографических умения

Они помогают ребенку писать без ошибок. Другими словами: умеет вот это и это — пишет грамотно.

Умение видеть орфограммы

То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написание из нескольких вариантов («о» или «а», «е» или «и», слитно или раздельно, «ь» или «ъ», с «ь» или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант.

Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой парный согласный звук: «зу[п]», «ле[ф]», — это опознавательный признак орфограммы — проверяемой буквы согласного. Обнаружив это «опасное место», ребенок применяет правило. Каждую орфограмму можно найти в слове по определенным признакам, и этому надо специально учить, показывать эти признаки. Чаще всего именно поэтому дети (и взрослые тоже) пишут неграмотно: зная правило, не видят в слове место, к которому его нужно применить.

Умение выбирать написание

Как только ребенок нашел в слове точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить и выбрать верное написание. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов «зу[п]», «ле[ф]», подбираем проверочные слова («зубы», «львы»), слышим отчетливо согласный звук перед гласным — и пишем «зуб», «лев».

Умение объяснить выбор написания устно и графически

Это умение нужно и когда ребенок пишет, и когда проверяет написанное. Проще, быстрее и полезнее делать это графически. Например, объясняя выбор букв «б» и «в» на конце слов «зу[п]» и «ле[ф]», ребенок должен написать так: «зуб — зубы»; «лев — львы» (букву «ы» он подчеркивает двумя чертами, потому что она обозначает гласный звук под ударением и помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребенок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную, «говорящую» форму. И ему, и взрослому понятно, почему выбрано именно это написание.


Фото из личного архива автора.

Умение находить и исправлять ошибки

Оно базируется на трех предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребенок должен проделать те же действия:

— убедиться, что орфограмма найдена правильно по опознавательным признакам;

— объяснить написание графически.

Именно поэтому я рекомендую родителям и педагогам простой прием: писать через строчку. Верхнюю строку над предложением мы всегда оставляем пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делаются на этой строке. Если в процессе такой проверки ребенок сам находит свою ошибку и исправляет ее, отметка не только не должна снижаться — наоборот, ребенка нужно хвалить и всячески поощрять. Абсолютно нелогично и очень вредно, когда в школе ребенку за помарки и исправления снижают отметку за письменную работу.

Советы родителям, которые занимаются с ребенком сами

1. У каждого ребенка есть типичные, наиболее частотные ошибки. Нужно прежде всего определить какие, расположить правила в порядке их взаимосвязи и нарастания трудности. Далее определить, каких необходимых базовых знаний о языке и умений ребенку недостает, чтобы эти орфограммы освоить. Эти пробелы сначала надо восполнить и только потом заниматься собственно правописанием. Так последовательно нужно отработать все актуальные для ребенка правила.

2. Бессмысленно просто делать упражнения и писать диктанты. Нужна методически грамотная система упражнений со специальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает и принимает.

3. Лучше, если ребенок мотивирован, то есть занимается правописанием осмысленно и с желанием. Как только он увидит, что все не так страшно и появляются первые результаты, процесс пойдет.

4. Ни в коем случае не надо этот процесс искусственно ускорять, торопить ребенка, сердиться на него, сравнивать ребенка с его более успешными одноклассниками. Сравнивать нужно только с ним самим: в прошлый раз было десять ошибок, а сегодня только восемь. Ты молодец, движешься вперед.

Если следовать этим советам и работать методически грамотно, результат будет обязательно.


источники:

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-orfografiya

http://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/03/30/kak-nauchit-rebenka-gramotno-pisat-sovety-avtora-shkolnyx-uchebnikov-po-russkomu-yazyku/