Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения
Общаясь каждый день с огромным количеством людей, мы не задумываемся о том, что наш разговор состоит из слов, слова складываются в предложения, предложения — в связный рассказ. И это правильно. Так и должно быть.
Но иногда все-таки приходится вспоминать школьную программу по русскому языку. Например, чтобы объяснить ребенку основные правила, составить без стилистических ошибок документ, грамотно написать письмо или простую SMS-ку. И здесь нам не обойтись без знаний о том, что же такое подлежащее, сказуемое, и какую функцию они выполняют в предложении.
Главные члены — грамматическая основа предложения
Прежде всего необходимо запомнить, что предложение — это не какой-то набор разных слов, а взаимосвязанные между собой речевые единицы, которые, располагаясь в определенном порядке, представляют законченную информацию.
Например, слова: гулять , я , в парке , люблю , осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.
Каждое предложение строится по нескольким правилам:
- слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
- в нем должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
- члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
- не должны повторяться одни и те же слова.
Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.
Способы выражения подлежащих
Подлежащее отвечает на вопросы кто (что)? и обозначает одушевленный или неодушевленный предмет (лицо, событие, явление, понятие и т.д.). В предложении оно всегда стоит в именительном падеже.
Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.
Способов выражения подлежащих существует множество, например:
- Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
- Белка грызет орехи .
- Числительное:
- Двенадцать не делится на пять .
- Местоимение:
- Я учусь в школе.
- Мы пошли в кинотеатр.
- Инфинитив:
- Курить — здоровью вредить!
- Прилагательное или причастие:
- Взрослые вышли во двор.
- Вошедший не закрыл за собой дверь.
- Наречие:
- Завтра наступило неожиданно .
- Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
- Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе .
- Бабье лето наступило совершенно неожиданно .
- Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
- Несколько мужчин сняли головные уборы .
- Что-то страшное летало в темноте .
- Мама с ребенком гуляли на детской площадке .
Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.
В чаще леса послышалось «ау» .
«Но» — противительный союз.
Особенности выражения сказуемых
Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.
Сказуемое отвечает на вопросы:
Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?
Сказуемое чаще всего бывает глаголом:
Девочка нарисовала маму.
Дети вышли на прогулку.
Я посещаю музыкальную школу.
Но может выражаться и другими частями речи.
- Кратким прилагательным:
- Эта девушка очень скромна .
- Существительным:
- Москва — столица России .
- Числительным:
- Трижды три — девять .
- Наречием:
- Днём — весна . Вечером — осень .
Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.
Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):
- Вышел месяц из тумана .
- Дайте мне вон ту книгу .
- Осенью я пойду в школу .
Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:
- Вчера папа начал красить забор .
- Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками .
Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:
- Ребенок был похож на папу .
- Слово — серебро , молчание — золото .
- Перед экзаменом я была спокойная , как никогда .
Знаки препинания между членами предложения
В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».
- Подлежащее и сказуемое выражены существительными:
- Наши дети — наша радость!
- Вода — источник жизни на Земле.
- Перед такими словами, как: это, вот, это есть, это значит:
- Движение — это жизнь!
- Чтение — вот лучшее учение!
- Оба члена предложения — инфинитивы:
- Много читать — больше знать!
- Править страной — трудиться ежечасно .
- Один компонент основы предложения — глагол в начальной форме, другой — существительное в именительном падеже:
- Изучать законы мироздания — удел избранных .
- Брать ответственность на себя — обязанность настоящего мужчины .
- Оба члена предложения количественные числительные или количественное числительное + существительное в именительном падеже
- Пять на десять — пятьдесят .
- Напряжение электрической сети — двести двадцать вольт .
Как подчеркиваются главные члены предложения
Когда есть задание «Найти грамматическую основу» , то можно выполнить следующий алгоритм:
- прочесть предложение, уяснить его содержание;
- найти подлежащее, задав вопрос: кто или что здесь главный (-ое);
- задав от него вопрос: что делает? найти сказуемое;
- подчеркнуть найденные члены предложения.
Запомнить, как именно подчеркивать предложения с подлежащим и сказуемым совсем несложно: подлежащее — одной сплошной линией , сказуемое — двумя сплошными чертами .
Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием
Часто возникает вопрос: подлежащее и сказуемое — это словосочетание или нет? Чтобы ответить на него, нужно сначала вспомнить определение:
Словосочетание — это сочетание главного члена с одним или несколькими второстепенными членами предложения.
Если убрать из предложения второстепенные члены, то смысл не потеряется. Например, из предложения: Скоро наступила долгожданная зима уберем слова «скоро» и «долгожданная» . Получилось: Наступила зима . Основная мысль осталась понятной. Значит грамматическая основа — это уже простое нераспространенное предложение, а не словосочетание.
Как доступно рассказать ребенку о главных членах предложения
Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребенку, который еще только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Еще одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имен существительных.
В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет рассказать практически любой родитель. Разберем объяснение на примере предложения:
К зиме заяц меняет серую шубу на белую.
Спрашиваем ребенка: о ком говорится в этом предложении? Правильно, о зайце. Заяц — это какая часть речи? Да, имя существительное. Значит слово «заяц» — подлежащее, подчеркнем его одной линией .
Далее задаем вопрос «Заяц что делает?» . Правильно, меняет. Меняет — это какая часть речи? Да, это глагол. Значит слово «меняет» — сказуемое; как подчеркивать сказуемое? Правильно, двумя прямыми линиями . Значит грамматическая основа заданного предложения: Заяц меняет .
Задание. Найдите подлежащее и/или сказуемое в следующих предложениях
- На уроке физкультуры дети выстроились в шеренгу по росту.
- Бабушка испекла для внучки вкусные пирожки с вишней.
- Кто-то шепотом произнес волшебную фразу.
- Отдыхающие расположились на лежаках под зонтами.
- Девочка все-таки ухитрилась найти спрятанную от нее шкатулку.
- Что сказала бы мама, увидев школьные отметки сына.
Чтобы быстро и правильно находить главные члены в предложении, нужно внимательно изучить данный вопрос и разобрать несколько примеров. Для погружения в тему рекомендуем также ознакомиться со смежной статьёй про грамматическую основу. Она дополнит материал и тогда эта тема не будет вызывать трудностей ни у вас, ни у ваших детей.
Разбор по членам предложения
Разбор по членам предложения — это определение главных и второстепенных членов с указанием частей речи, которыми они выражены.
Главные члены предложения
Центром любого предложения являются главные члены — подлежащее и сказуемое. Это равноправные члены, которые образуют грамматическую основу предложения.
Подлежащее обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Сказуемое выражает действие, которое выполняет подлежащее.
Первый шаг разбора — это определение подлежащего и сказуемого, то есть выяснение грамматической основы предложения.
Осенний ветер кружит желтые листья в воздухе.
О чём говорится в предложении? К слову «ветер» зададим вопрос что? Это подлежащее, которое выражено именем существительным. Оно имеет форму именительного падежа. Это слово подчеркиваем одной сплошной линией.
Узнаем, что говорится о подлежащем. От подлежащего зададим вопрос:
Слово «кружит» является сказуемым, которое выражено глаголом. Сказуемое подчеркнем двумя прямыми линиями.
«Ветер кружит» — это грамматическая основа предложения, которую составляют подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения
Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:
Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:
Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.
Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.
Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.
Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.
В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:
Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.
В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.
Осенний ветер кружит жёлтые листья в воздухе .
Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется распространённым.
Если в предложении есть только главные члены, это нераспространённое предложение.
Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:
- выделим подлежащее и сказуемое (грамматическую основу);
- от подлежащего зададим вопрос к определению;
- от сказуемого зададим вопросы к дополнению и обстоятельству;
- подчеркнем каждый член предложения и укажем часть речи.
У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.
От подлежащего нельзя задать вопрос к дополнению или обстоятельству.
Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.
Примеры письменного разбора по членам предложения
Дети собирают землянику на лесной полянке .
В небе пролетел серебристый самолёт .
Миша гуляет с рыжей собакой в парке .
Шустрый воробей громко чирикает на ветке .
Голуби быстро склевали хлебные крошки .
Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»
Что такое сказуемое в русском языке
Предложение – синтаксическая конструкция с отличительным признаком – наличием грамматической основы, которую составляют подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает объект, который «подлежит разговору», то есть тот, о котором сообщается в предложении. Сказуемое же выражает то, что об этом предмете сказано.
- Набегающие волны с грохотом разбивались о скалы.
Предмет повествования – волны. Основная сообщённая о них информация – их действие разбивались. Это и есть сказуемое ( предика́т ).
Что обозначает сказуемое
Основная информация о предмете повествования представлена действием, которое он производит или испытывает, состоянием, в котором пребывает, пояснением того, кем или чем он является. В зависимости от этого определяется значение сказуемого. Если предложение односоставное без подлежащего, то действующий субъект либо угадывается, и тогда характеристика всё равно относится к нему, либо отсутствует, и в этом случае характеризуется обстановка, ситуация.
Варианты значений представляет таблица с примерами.
Значение | Примеры |
Действие | Луна медленно выплыла из-за облаков. На перекрёстке возле торгового центра поверните направо. |
Состояние | С самого утра дедушке нездоровилось . На улице внезапно похолодало . |
Качество | Вода в горной реке чиста и прозрачна . Собака очень лохматая . |
Количество | Три плюс два – пять . Правильный ответ – двадцать четыре . |
Принадлежность | Это платье мамино . Квартира на пятом этаже теперь наша . |
Родовое понятие | Эльбрус – высочайшая горная вершина Северного Кавказа. Тысячелистник – травянистое растение с белыми соцветиями. |
На какие вопросы отвечает и как подчеркивается сказуемое
Значение сказуемого определяется задаваемыми к нему вопросами.
действие | Скворец поёт на ветке старой липы. ( Что делает скворец?) |
Теплоход причалил к пристани. ( Что сделал теплоход?) | |
Дом достраивается медленно. ( Что происходит с домом?) | |
состояние | Сестра тяжело болеет . ( Каково состояние сестры?) |
В зоопарке детям было весело . ( Каково состояние детей?) | |
На улице пасмурно . ( Каково состояние природы?) | |
качество | Осенняя ночь длинна и тосклива . ( Какова ночь?) |
Спектакль был весёлый . ( Каков был спектакль?) | |
Визит будет коротким . ( Каков будет визит?) | |
принадлежность | Этот след волчий . ( Чей след?) |
Новый автомобиль станет вашим . ( Чьим станет автомобиль?) | |
Тот щенок был ничей . ( Чей был щенок?) | |
количество и родовое понятие | Два и один – три . ( Что представляет собой сумма?) |
Ванин брат – боксёр . ( Кто такой Ванин брат?) | |
Бангкок – столица Таиланда. ( Чем является Бангкок?) |
При синтаксическом разборе сказуемое принято подчёркивать, как в примерах выше, двумя параллельными чертами .
Виды (типы) сказуемого
В грамматике типы сказуемых подразделяются на простые и составные, то есть имеющие в составе или одно слово, или больше. Слова в предложении обладают лексическим значением, которое закреплено в толковых словарях, и грамматическим – формой, в которой употреблены. Простая форма предиката заключает оба значения в одном выражающем её слове. В составной они поделены между входящими в её состав элементами.
- Тощий пёс вылез из кустов и начал внимательно рассматривать пришедших.
В обоих случаях и лексическое, и грамматическое значение распространяется на всё сказуемое. В грамматике выделяется три типа предикатов: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.
Простое глагольное сказуемое
К простым формам относится один вид – простое глагольное сказуемое (сокращённое обозначение – ПГС). Примеры предикатов этого вида представляют собой глаголы, употреблённые в формах изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения.
- Рыбак хвастался небывалым уловом. (Изъяв.)
- Налейте в кастрюлю воды и доведите до кипения. (Повел.)
- При обильном поливе растение зацвело бы в первый же год. (Сослагат.)
При этом составные формы будущего времени или повелительного наклонения также относятся к этому типу.
- Яблоня вырастет у крыльца. – Яблоня будет расти у крыльца.
- Марина, сядь у окна. – Марина пусть сядет у окна.
Составное глагольное сказуемое
Кратко обозначается как СГС. Состоит из несущего основной смысл инфинитива и стоящего перед ним носителя морфологических признаков – вспомогательного слова. В роли вспомогательных выступают:
Часть речи | Смысловая характеристика | Примеры |
Глагол | Стадия действия | Заяц начал запутывать следы. Снег перестал идти к вечеру. Старуха стала выгонять гусей из огорода. Художник продолжит работать над картиной. |
Модальность (намерение, желание, способность и пр.) | Путники надеялись достичь реки к вечеру. Олег умел разговаривать с собеседником на его языке. Колумб рассчитывал добраться до Индии, новым путём. | |
Эмоциональное состояние | Сын любил гулять с родителями в парке. Хозяин привык просматривать за завтраком свежие газеты. Ты решишься обратиться с этим вопросом к преподавателю? | |
Безличность | Документы следует отослать до конца недели. О путешествии стоит подумать . Собаку требуется выгуливать несколько раз в день. | |
Прилагательное | Краткая форма при отсутствии полной или несовпадении с ней в значении | Бабушка согласна забрать внуков на лето. Одноклассник готов помочь отстающему с домашними заданиями. Дожди должны закончиться к середине следующей недели. |
Категория состояния | Модальность | Родню можно навестить во время отпуска. Семена для посева надо покупать у проверенных продавцов. Нельзя переходить на другую сторону улицы на красный свет. |
При выражении вспомогательного слова кратким прилагательным или категорией состояния, то есть частями речи, не имеющими временны́х форм, для обозначения прошедшего или будущего времени к ним добавляется глагол быть .
- Гости должны приехать сегодня. – Гости должны были приехать вчера. – Гости должны будут приехать завтра.
Инфинитив в предложении выступает и в роли других членов, поэтому смысловая характеристика связки служит маркером именно СГС.
- Девушка пришла в музей (зачем?) полюбоваться картинами Куинджи.
- Брат попросил сестру (о чём?) выстирать белую рубашку.
– глаголы пришла и попросил не относятся по смыслу к вспомогательным словам и являются самостоятельными ПГС.
Составное именное сказуемое
Основное отличие составного именного сказуемого (краткое обозначение – СИС) в том, что его вторая, смысловая часть выражена не глаголом. Для обозначения категории времени и других морфологических признаков служит первая часть – глагольная связка.
В роли связки выступают глаголы:
- Быть в изъявительном, повелительном и сослагательном наклонении.
- Михаил будет свидетелем нашего пари.
- Будь вежлив со старшими.
- Погода была бы прекрасной , если бы не холодный ветер.
- С невыраженным лексическим значением. Слабая смысловая выраженность даёт ему возможность вносить дополнительный оттенок, но не быть самостоятельным сказуемым.
- Горы становились величественнее по мере приближения к ним.
- Царь выглядел грозным .
- Мост считался новым , потому что до него на этом месте был ещё более старый.
- Со значением движения или состояния.
- Мальчик жил рабом , не зная свободы.
- Конь застыл столбом перед препятствием.
Если связка выражена глаголом быть , то в настоящем времени она становится нулевой.
- День был жарким . – День жаркий . – День будет жарким .
Поэтому в случае затруднений с определением сказуемого в предложении в настоящем времени проблема решается с переведением его в настоящее или будущее. Куда присоединилась связка, там и сказуемое.
Способы выражения сказуемого
ПГС, помимо глагола в формах всех наклонений, выражается:
Способ выражения | Примеры |
Инфинитив | Ходить по лесу – отдыхать от города. Высоты бояться – по горам не лазить . |
Междометия со значением действия | Кошка цап мышку! А лиса прыг со двора – и со всех ног в лес. |
Устойчивое сочетание слов с глаголом в роли главного | Шахматист потерпел поражение от более опытного соперника. |
Глагол с модальной частицей | Рыбак чуть не упустил щуку. Этого человека я как будто знаю , но не помню, откуда. |
Не перепутать ПГС, выраженное устойчивым словосочетанием, с ПГС – глаголом в личной форме поможет замена сочетания одним словом:
- потерпеть поражение – проиграть, опустить руки – отчаяться;
- рисовать пейзаж, пришивать пуговицу – замена отсутствует.
Именная часть СИС выражается:
Способ выражения | Примеры |
Существительное в именительном или творительном падеже | Таинственный зверь был енотом . Её квартира была как музей . |
Прилагательное | В школе он считался умнее сверстников. Уже стали разноцветными листья на деревьях. |
Числительное или сочетание с количественным значением | Бегун стал первым на короткой дистанции. Гости на празднике Ольги – несколько друзей . (нулевая связка) |
Местоимение | В Новый год эта кукла будет твоей . Неужели человек, рисующий на стенах в подъезде, — Вы ? |
Наречие | Это всё было назло . |
Категория состояния | На дворе сыро . От пылающей печки в доме стало жарко . |
Причастие | Глава семьи был рассержен . Луг остался нескошенным . |
Неделимое словосочетание | С вершины были как на ладони окрестные деревеньки. |
При наличии в предложении нескольких действий, совершаемых в одно и то же время одним субъектом (однородные члены) или разными (части сложного предложения) требуется соблюдать единство временных форм глаголов, используемых в роли простых сказуемых, как и конструкций в роли составных.
Охотник стреляет , и олень был ранен .
Допущена грамматическая ошибка. Оба события относятся к одному времени, следовательно, и временные категории сказуемых должны совпадать.
Охотник стреляет , и олень ранен .
Охотник выстрелил , и олень был ранен .
В этом случае нарушений грамматического строя нет.
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/razbor-po-chlenam-predlozheniya.html
http://russkijyazyk.ru/skazuemoe