Как подчеркивается сказуемое выраженное кратким прилагательным

Прилагательное в роли сказуемого. Примеры

Прилагательное может быть ска­зу­е­мым в пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний, в кото­рых при­ла­га­тель­ное в раз­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах выпол­ня­ет роль сказуемого.

Грамматическую осно­ву пред­ло­же­ния состав­ля­ют его глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и сказуемое.

Оно обыч­но выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в име­ни­тель­ном падеже:

  • Воробей (что дела­ет?) чири­ка­ет весело.
  • Бабушка (что с ней про­ис­хо­дит?) боле­ет .
  • Наша кош­ка (како­ва?) игри­ва .

Как видим, ска­зу­е­мое может обо­зна­чать при­знак под­ле­жа­ще­го, кото­рый выра­жа­ет­ся име­нем при­ла­га­тель­ным. При этом в пред­ло­же­нии нет гла­го­ла, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, например:

  • Небо над голо­вой (какое?) без­дон­ное и глу­бо­кое .
  • Маленькие котя­та (како­вы?) шалов­ли­вы и игри­вы .

Обратим вни­ма­ние, что ска­зу­е­мое, выра­жен­ное при­ла­га­тель­ным, как пра­ви­ло, нахо­дит­ся после под­ле­жа­ще­го, в пост­по­зи­ции, что свой­ствен­но рус­ско­му язы­ку. На пер­вом месте сто­ит под­ле­жа­щее, а за ним упо­треб­ля­ет­ся ска­зу­е­мое, хотя быва­ют слу­чаи непря­мо­го поряд­ка слов.

Сравним пред­ло­же­ния:

В пер­вом слу­чае при­ла­га­тель­ное «глу­бо­кое» нахо­дит­ся перед под­ле­жа­щим. Оно обо­зна­ча­ет толь­ко при­знак предмета:

озе­ро (какое?) глубокое.

Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния определение.

Во вто­ром слу­чае при­ла­га­тель­ное нахо­дит­ся после под­ле­жа­ще­го «озе­ро», и от него зада­ет­ся к при­ла­га­тель­но­му вопросы:

Это ска­зу­е­мое, выра­жен­ное при­ла­га­тель­ным. Оно назы­ва­ет­ся состав­ным имен­ным, так как глав­ным в нем явля­ет­ся имя при­ла­га­тель­ное. При нем могут быть глаголы-связки, утра­тив­шие пол­но­цен­ное лек­си­че­ское зна­че­ние и толь­ко ука­зы­ва­ю­щие на грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки вре­ме­ни, чис­ла, рода, например:

Сказуемое-прилагательное в разных формах

В роли ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии может высту­пать при­ла­га­тель­ное в раз­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах. Рассмотрим эти слу­чаи. Приведем при­ме­ры из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, когда сказуемое-прилагательное может быть в пол­ной, крат­кой фор­ме или иметь сте­пе­ни сравнения.

Полное прилагательное в роли сказуемого

Прилагательное может быть в фор­ме име­ни­тель­но­го или тво­ри­тель­но­го падежа.

Роса была холод­ная , обиль­ная — насто­я­щая сен­тябрь­ская роса (К. Паустовский)

Река тоже при­ня­ла осо­бен­ный вид. Вода в ней кажет­ся свин­цо­вой (И.С. Тургенев).

Шорох листьев в воз­ду­хе казал­ся мне таким же неправ­до­поб­ным , как рас­ска­зы о том, что вес­ной слыш­но, как про­рас­та­ет тра­ва (К.Паустовский)

Это Лешачий омут. Днём, даже под бью­щим в упор солн­цем, вода тут чёр­ная , без про­све­та … А вода тёп­лая , за ночь не успе­ва­ет осты­нуть (В. Тендряков).

Прилагательное в краткой форме в роли сказуемого

Прилагательное в крат­кой фор­ме упо­треб­ля­ет­ся как в оди­ноч­ку, так и в паре с глаголом-связкой, не име­ю­щем пол­но­цен­но­го лек­си­че­ско­го значения:

был, будет, являть­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся и пр.

Краткое при­ла­га­тель­ное может нахо­дить­ся перед под­ле­жа­щим в отли­чие от пол­ной формы.

Странный звук неожи­дан­но про­нес­ся по лесу. Он был про­тя­жен , низок и гармонично- печа­лен и, каза­лось, выхо­дил из-под зем­ли (А.Куприн)

Река осо­бен­но хоро­ша по утрам (В. Закруткин)

Обширна и мно­го­об­раз­на родив­шая нас стра­на . Неиссякаемы и пол­но­вод­ны реки , пере­се­ка­ю­щие её про­стран­ства. Обширны , зеле­ны леса , высо­ки горы , бли­ста­ю­щие веч­ны­ми лед­ни­ка­ми (И. Соколов-Микитов)

…я сорвал на память пучок рос­ших у моих ног цве­тов. Каждый цве­ток был похож на насто­я­щий мак, и от них пах­ло вес­ною ( И. Соколов-Микитов)

Хороши так­же лет­ние туман­ные дни , хотя охот­ни­ки их и не любят (И.Тургенев)

Чист и про­зра­чен воз­дух . Далеко слыш­ны зву­ки , и отчет­ли­во раз­но­сят­ся голо­са (И. Соколов-Микитов)

Прилагательное в форме сравнительной степени в роли сказуемого

А ввер­ху без кон­ца и пере­ры­ва тянул лес­ной шум, точ­но смут­ные вздо­хи ста­ро­го бора. Но теперь вздо­хи ста­но­ви­лись всё глуб­же , силь­нее (В. Короленко).

Вода в них (род­ни­ках) все­гда была чище воды рек, озер и дру­гих поверх­ност­ных источ­ни­ков (А. Порядин).

И всё же голод стал силь­нее стра­ха. В мгно­ве­нье ока воро­бей ока­зал­ся на сто­ли­ке, быст­ро, в то же вре­мя огля­ды­ва­ясь, замо­ло­тил клю­ви­ком по зёр­нам (В. Хлиманов).

Как в русском языке подчёркиваются прилагательные в предложении

Полное прилагательное

Выступает в качестве определения или сказуемого. Правильный выбор между членами предложения и то, как его подчеркнуть, зависят от местонахождения. Если оно стоит перед подлежащим, то выполняет роль определения и подчёркивается одной сплошной волнистой линией:

  1. Во дворе резвились шумные дети.
  2. Он открыл русско-английский словарь.
  3. Неожиданно перед ним возникло высокое здание.

В тех случаях, когда прилагательное стоит после подлежащего и в предложении нет явно выраженного сказуемого, оно выступает в его качестве и подчёркивается соответственно: двумя прямыми сплошными параллельными чертами:

  1. Цветы необычные. В роли сказуемого выступает «необычные», стоящее после «цветы».
  2. За бортом волны шумные. По аналогии с предыдущим предложением.
  3. За бортом бушуют волны шумные. Сказуемое «бушуют» (волны что делают?), поэтому «шумные» — определение.

Краткая форма

Выполняет роль сказуемого и подчёркивается двумя сплошными параллельными линиями.

В этом правиле нет исключений или оговорок.

Например:

  1. Красив твой облик на рассвете.
  2. Мой дедушка мудр и честен.
  3. Сладок и горяч чай, что на столе.

Составное именное сказуемое

Имеет вид «быть + прилагательное». Глагол употребляется с обеими формами и в любом времени.

Как видно из заголовка, вся конструкция представляет собой сказуемое. Однако в сочетании с полной формой действует то же правило, что и у одиночных прилагательных:

  1. Вид у него был хмурый. Был хмурый — составное (стоит после «вид»).
  2. Он будет щедр на комплименты.
  3. Она была скупа на слова.

Сравнительная и превосходная степени

Образуются от полной формы и бывают простыми и составными. Простая сравнительная — при помощи суффиксов -ее- (-ей-), -е-, -ше- и приставки по-, простая превосходная степень — -ейш- (-айш-) и приставки наи-.

В этих формах прилагательные обычно сказуемые, реже — определения.

Например:

  1. Закройте шторы поплотнее (определение).
  2. Её улыбка ярче (сказуемое) бриллиантов.

Необходимо уметь отличать прилагательные в простой сравнительной степени от наречий. Последние в предложении обозначают обстоятельства (вопросы, на которые отвечают: где?, когда?, куда?, откуда?, почему?, зачем?, как?):

  1. Птенец сидел (где?) выше — наречие, обстоятельство.
  2. Осина (какая?) выше — прилагательное, определение.
  3. Она танцует (как?) легче — наречие, обстоятельство.

Как видно из примеров, основной отличительный признак — зависимость от разных частей речи.

Наречие зависит от глагола и обозначает признак действия:

  1. Спой на две октавы ниже (обстоятельство).
  2. Трава ниже (определение) пояса.
  3. Его голос звучит весело и задорно (обстоятельство).

Составная сравнительная степень образуется путём добавления слов «более», «менее» и в предложении бывает сказуемым или определением, составная превосходная — «наиболее», «наименее», «самый» и обычно обозначает определение.

Формообразующие слова также входят в состав членов предложения:

  1. Самый длинный (определение) мост не в России.
  2. Новый материал более прочный и практичный (сказуемое).
  3. Наименее изысканное (определение) платье было у хозяйки вечера.

Дополнительная информация

Прилагательное в предложении может быть сказуемым, только если оно стоит в форме именительного падежа. Если перед ним есть предлог — это однозначно косвенный падеж, и оно выполняет роль определения:

  1. По бескрайним морям плавал мой корабль, не выделяясь средь других.
  2. В дальних далях остались его мечты.
  3. На прошлом уроке учитель говорил о местоименных наречиях.
  4. Что-то, казалось, скрывалось за её счастливым взглядом.
  5. Дети смотрели на огромный пароход, уплывающий вдаль.

Таким образом, подчеркивание прилагательного в предложении зависит от того, каким его членом оно является: определением или сказуемым.

Как подчеркивается прилагательное, сказуемое, местоимение, подлежащее, числительное, глагол, сравнительный оборот, определение и обстоятельство. Дополнение как подчеркивается?

Задать вопрос о подчёркивании прилагательного или местоимения можно только по ошибке, и эта статья как раз для тех, кто привык к ясности во всём, что касается грамотности. Подчеркиванием оформляются подчинительные связи, которые образуют между собой члены предложения, к примеру, сказуемое и его дополнение. Как подчёркивается то или иное слово в составе предложения? Это уже более корректный вопрос, поскольку актуализирует не само слово, а его роль в раскрытии смысла. Достаточно разделить понятие слова как участника конкретного предложения и понятие слова как лексической единицы речи, и путаница с подчёркиванием сразу исчезнет. Начнём с предложения и его основы.

Члены предложения, составляющие грамматическую основу, и части речи, выражающие её

В грамматическую основу включены подлежащее и сказуемое, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» и «кто делает?», «что делает?» соответственно. Местоимение и существительное становятся подлежащими чаще, чем прилагательное или числительное.

  • местоимение: «Они построили снежную крепость».
  • числительное: «Десять умножается на восемь».
  • прилагательное: «Старший отвечал за порядок».
  • существительное: «Лестница ведёт на чердак».

Итак, первым этапом в распределении ролей является разбор предложения. Рассмотрим пример того, как подчеркивается подлежащее в предложении: «Дни рождения года в крепостях снежных спали».

Последовательность разбора

СловоГрамматическая основаЗначениеЧасть речиОтвет на вопрос
дниПодлежащеепредметсущ.что?
рожденияопределениесущ.чего?
годадополнениесущ.чего?
в крепостяхобстоятельствосущ.где?
снежныхопределениеприл.каких?
спалисказуемоедействиесказ.что делали?

В результате разбора становится ясно, что ключевым признаком, позволяющим определить тип подчёркивания, является значение слова как члена предложения, а не его принадлежность к той или иной части речи. Сказуемое — прерогатива глагола. Но случается, что и числительное, если оно означает действие, подчёркивается двойной чертой, как подчёркивается сказуемое. Остаётся подчеркнуть подлежащее одной, сказуемое двумя чертами, определение волнистой чертой, обстоятельство точкой-тире, дополнение — пунктиром.

Определение роли слова в предложении. Уровни и схемы подчинительной связи

Местоимение может быть членом главным (подлежащим) и второстепенным (дополнением или обстоятельством). В роли подлежащего местоимение подчеркивается одной чертой, в роли дополнения — пунктиром; в составе обстоятельства — штрихпунктиром. Подчеркиваются не слова как части речи, а слова как члены предложения. В разборе предложения ключевыми моментами являются поиск грамматической основы и установление схемы подчинительной связи с помощью вопросов, адресуемых к каждому слову, по смыслу, следующему за основой. Сочетания «рождения года»; «в крепостях снежных» подчёркиваются пунктиром и волнистой линией соответственно, как подчёркиваются второстепенные члены. В разбираемом предложении грамматическая основа — «дни спали»:

  1. Первый уровень подчинительной связи: «дни» какие? и «спали» где? («дни рождения»; «спали в крепостях»).
  2. Второй уровень связи: «рождения» чего? и «в крепостях» каких? («рождения года»; «в крепостях снежных»).

Слово как часть речи и как член предложения. Части речи в роли сказуемых. Числительное в предложении. Функции прилагательного и подлежащего, выраженные числительным

Как различить глагол-сказуемое и глагол-дополнение? Чем отличается числительное-подлежащее от числительного-определения? Какие функции в предложении возложены на прилагательное? Такие вопросы уже ассоциируются с ролью слова в предложении. Глагол в составе грамматической основы представляет собой сказуемое и подчёркивается двойной чертой. Очень ярко выражена многозначность у прилагательного, и если не задавать себе очередной некорректный вопрос из серии «как подчёркивается прилагательное», а попытаться проанализировать его роль в предложении, можно будет подчеркнуть его роль:

  • волнистой линией как определение: «песни радостные, звонкие, весёлые»;
  • точкой-тире (дополнение обстоятельства): «хмурым серым утром»;
  • сплошной линией как подлежащее, если прилагательное означает имя собственное или нарицательное: «Лютый не знал пощады»; «Бурый любил мёд, растительную пищу, а серый был хищником». Прилагательное в значении существительного называют субстантивным, т. е. раскрывающим «субстанцию», сущность предмета.
  • подлежащее: «тысяча не стоит его одного» (тип подчёркивания — одна черта);
  • именная часть сказуемого: «пятью восемь — сорок» (двойная черта);
  • определение: «первый праздник года» (волнистая черта);
  • дополнение: «сто делится на пять, на четыре» (пунктир);
  • обстоятельство: «когда тебе девятнадцать» (точка-тире).

Решая вопрос о том, как подчеркивается числительное, необходимо устанавливать его значение и уровень подчинения.

Вопросы к членам предложения и части речи, которыми они выражаются. Типы подчёркивания

Обстоятельство поясняет, а дополнение распространяет сказуемое, определение же уточняет подлежащее. По закону управления подлежащее влияет на сказуемое, дополнение и обстоятельство подчиняются сказуемому. Таким образом, определение и обстоятельство относятся к разным грамматическим группам — подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены:

  • группы подлежащего — определение;
  • группы сказуемого — дополнение, обстоятельство.

Как подчёркивается определение и обстоятельство, рассмотрим после того, как познакомимся с дополнением. Дополнение обозначает предмет, переданный существительным или местоимением:

Вопросы к дополнению

ПадежиВопросыДополнение
Род. п.Кого, чего?Ни у кого не было такой красивой куклы.
Дат. п.Кому, чему?Сошью я кукле платьице.
Вин. п.Кого, что?Папа подарил мне куклу.
Тв. п.Кем, чем?С куклой можно поиграть.
Предл. п.О ком, о чем?Только и разговору, что о новой кукле.

Пунктирной линией оформляется любое существительное и местоимение в роли дополнения. Попробуем заменить слово «кукла» местоимением: «Только и разговору, что о ней».

Модель управления и грамматические признаки дополнения. Как подчеркивается местоимение. Коммуникативная роль дополнения. Структурные особенности

Грамматические признаки дополнения — его управляемость с точки зрения морфологии и синтаксиса. Для того чтобы определить тип подчёркивания дополнения, достаточно увидеть первые два уровня иерархической модели предложения. Основная информативная функция дополнения — показывать возможности сказуемого, множество его значений. Основная коммуникативная роль дополнения — быть компонентом цели сообщения. К одной грамматической основе может относиться несколько дополнений. По структуре дополнение может быть простым, аналитическим (в т. ч. составным), комбинированным единым и комплексным единым.

Простое дополнение выражается:

  • Местоимением: «Встречаю её» (как подчёркивается местоимение в роли каждого члена предложения, мы уже разобрались).
  • Именем собственным: «Начальник вызвал Петрова».
  • Синтаксически цельным сочетанием: «Задорнов забавно высмеивал США».
  • Нарицательным существительным с определением: «Слыл большим оригиналом».

Структурные особенности аналитического, комбинированного и комплексного дополнений. Прямое дополнение

Аналитическое дополнение выражается:

  • сочетанием «служебное слово + знаменательное дополнение»: «надеюсь на успех»;
  • сочетанием «полуслужебное слово + полнозначное»: «факт непричастности», «сорт вина»;
  • фразеологическим сочетанием: «пожарище заросло иван-да-марьей».

Комбинированное единое дополнение выражается:

  • Двумя морфологическими дополнениями: «подарил мне колечко»; «попросил руки и сердца».
  • Сочинённой формулировкой из двух и более дополнений: «Шерочке с Машерочкой — парочке не разлей вода»; (перед тем как подчёркивается подлежащее, определяется сказуемое, выраженное существительным).
  • Количественной группой: «потратил столько времени»; «подать стакан воды»; «любовь к трём апельсинам».

Комплексное единое дополнение выражается:

  • группой «существительное + инфинитив + наречие»: «попросим наглеца убраться прочь»;
  • группой разнопадежных существительных, местоимений: «считал царя тираном»; «звали её колдуньей»;
  • придаточным дополнительным предложением: «верил, что всё наладится» (верил чему, во что?).

К одному сказуемому могут относиться несколько дополнений, соблюдающих между собой определённую иерархию. Главное дополнение занимает относительно сказуемого прямую позицию, определяемую ролевым падежом либо очерёдностью. Остальные дополнения считаются косвенными. При разборе предложения с комплексным единым дополнением необходимо различать, как подчёркивается глагол инфинитивной формы в роли дополнения (пунктиром) и как — в роли сказуемого (двойной чертой).

Функция определения и вопросы, на которые оно отвечает. Части речи, выражающие определение

Определение указывает на признак предмета

Части речиПримеры определений
существительноеРека (которая?) Волга всегда влекла к себе туристов.
прилагательноеВеличественный (какой?) монумент «Родина-мать зовёт!» является эмблемой Волгограда.
Ответ (какой?) навскидку бывает порой точнее глубокомысленных выводов.
причастиеНеверующий (какой?) Фома — один из библейских персонажей.
причастный оборотГонец (какой?), изнемогший от долгого бега, упал перед царём.
фразеологический оборотГерой (какой?) от горшка полчетверти вершка ничуть не смутился.
инфинитивВремя (какое?) собирать урожай.

Вопросы, устанавливающие признак обстоятельства. Модель управления и падежный контроль. Как подчёркивается сравнительный оборот

Обстоятельства и вопросы, на которые они отвечают

Виды обстоятельствВопросыПримеры
Каким образом, как?Береги честь смолоду.
местаГде, куда, откуда?Из-за гор едет дядюшка Егор.
времениКогда, как долго, с каких пор, до какого времени?И провожали мы друг друга до третьих петухов.
причиныОтчего, почему?Оттого что ты мне просто улыбнулась.
целиЗачем, для чего, с какой целью?Узнать, как подчёркивается обстоятельство.

Модель управления обстоятельством отражает:

  • его синтаксическую зависимость от сказуемого с опорой на падежи;
  • лексическую связь управляющего слова и обстоятельства.

Анализ с опорой на падежный контроль помогает более точно установить роль второстепенного члена: «Таня шла быстрыми шагами». Здесь «быстрыми шагами» эквивалентно понятию «быстро», следовательно, является обстоятельством (как?), а не дополнением (чем?). При первоначальном разборе словосочетание «быстрыми шагами» подчёркивается штрихпунктиром. Лексическая связь более ассоциативна, она помогает находить точные комбинации слов, руководствуясь стилем изложения, специальной терминологией, личным активным словарём. Наиболее характерными приёмами составления словосочетаний являются приёмы противопоставления, сопоставления, тождества и однородности.

Принципы и признаки однородности. Однородные члены предложения

Однородные члены могут стать:

  • Распространёнными: «Воробышек подмигивал, припадал на одну лапку, работал синкопами, словом, хамил».
  • Нераспространёнными: «Дама примерила туфельку и загрустила».

Чтобы понять принцип однородности второстепенных членов предложения, рассмотрим пример: «Здесь получают посылки и отправляют письма. Мы забыли, как приятно отправлять и получать письма. Сколько ненаписанных, неуслышанных, добрых и прекрасных слов хранятся в памяти души!»

1. Выделяем однородные члены:

  • обстоятельства сказуемого, выраженные инфинитивом: получать и отправлять;
  • определения подлежащего, выраженные отглагольными прилагательными: ненаписанных, неуслышанных;
  • определения подлежащего, выраженные прилагательными: добрых и прекрасных.
  • два дополнения одного сказуемого, выраженные существительным: посылки, письма.

2. Группируем члены по уровню подчинительной связи с главным словом согласно вопросу, на который они одинаково отвечают.

3. Устанавливаем их функции (образа действия, признака или распространения);

4. Определяем, как подчёркиваются однородные члены, и делаем вывод, что они:

  • являются ответом на один общий для них вопрос;
  • чаще всего служат одному члену в предложении;
  • передают значение одного и того же члена предложения;
  • подчёркиваются одинаково.

Исключение — два обстоятельства одного сказуемого. Это порой разные части речи: «Он шёл медленно, слегка пошаркивая на ходу».

  • шёл (как?) медленно — наречие в роли обстоятельства времени (подчёркивается штрихпунктиром);
  • шёл (каким образом?) пошаркивая — деепричастие от глагола «шаркать» в роли обстоятельства действия (штрихпунктир).

Уровни подчинения. Однородные и неоднородные обстоятельства и определения. Лексические единицы прилагательного

Группа однородных членов:

    Однородные обстоятельства, независимо от лексической принадлежности,
    соответствуют одному вопросу: «Несмотря на тяжёлое время, свадьбу гуляли широко, на два села, у невесты и у жениха».

Виды оборотов. Сравнительный оборот

Сравнительные обороты могут означать:

  • Признак: «Балда, сам себе голова, обвёл попа вокруг пальца» (Балда какой?).
  • Обстоятельство: «Он, как в заколдованном кругу, блуждал в своих воспоминаниях» (блуждал каким образом?).
  • Дополнение: «Падать камнем в воду» (падать подобно чему?).

В роли обстоятельства может выступать деепричастный оборот: «Это восхищение, возвращаясь вновь и вновь, перерастало в его сознании в трогательное поклонение метафоре, которой славился русский язык». Как подчёркивается дополнение и обстоятельство, можно определить, отталкиваясь от сказуемого «перерастало»:

  • дополнение (подчёркивается пунктиром): (перерастало во что?) в поклонение;
  • обстоятельство (подчёркивается штрихпунктиром): (перерастало как?) возвращаясь.

Сравнительный оборот чаще всего выступает как усиление определения или обстоятельства: «лёгкими, как сон» (лёгкими «насколько?»); «тебя только за смертью посылать» («куда?» в значении превосходной степени). В этих примерах сравнительный оборот подчёркивается волнистой линией как определение (как сон), штрихпунктиром как обстоятельство (за смертью).

Единство склонения сравнительного оборота и дополнения — объекта сравнения

Сравнительный оборот уподобляет друг другу явления или предметы по общему для них признаку. Усиление или снижение значения дополнения с помощью сравнительного оборота требует склонять и подчёркивать его так же, как подчёркивается дополнение. Определение типа подчёркивания иногда требует не только анализа предложения, но и понимания подтекста оборота. В результате сравнения актуализируются свойства обсуждаемого объекта: «Кем станешь ты: творцом, огонь дарящим, или чуть тёплым местом на Земле»? Здесь обороты: «огонь дарящим» и «тёплым» — дополнения к слову «творцом», хотя и противостоят друг другу по значению. Поэтому каждая из этих частей фразы подчёркивается пунктиром.

  • при помощи союзов словно, точно, будто, как: «холодный словно лёд»;
  • с помощью творительного падежа существительного: «рассыпался бисером»;
  • бессоюзные, с составными именными сказуемыми: «Мои дети — сила моя и надежда»;
  • отрицающие: «горе не беда».

Только господствующий член в обороте решает, как подчёркивается сравнительный оборот в целом. Это видно и по вопросу, на который он отвечает наиболее точно.

1. Оборот-определение, опирающийся на существительное в им.п.:

  • Несогласованное определение к инфинитиву: «ощетиниться, как зверь» (как ощетиниться?).
  • Согласованное определение, добавленное к опорному слову самого оборота: «Он чувствовал себя уверенным, счастливым, как будто заново рождённым человеком» (каким?); «И даже тополь стоял застывший, будто дежурный на часах» (тополь какой?).

2. Оборот-обстоятельство, опирающийся на часть речи в косвенном падеже: «Он запел знакомую с детства песню глубоко, серьёзно. Как пел её отец» (запел как, каким образом?).

В отличие от придаточного сравнительного предложения этот оборот не содержит грамматической основы и ничего не утверждает сам по себе.

В каких случаях союз «как» подчёркивается. Вопрос «чем»? Подчёркивание союзов, частиц, дежурных слов в оборотах

1. Союз «как» вносит в предложение элемент сравнения.

2. Сравнительный оборот или придаточное предложение сравнения с союзом «как» подчёркивают волнистой чертой, как определение.

3. Союз «как» может присоединять придаточные предложения и других типов: «Взгляни, как море спокойно сегодня» (как спокойно = насколько спокойнее);

4. Обороты с союзом «как», помимо сравнения, несут нагрузку дополнения обстоятельства причины: «От мороза, как от ожога, горело лицо»:

  • обстоятельство — «горело (каким образом?) как от ожога«;
  • дополнение — «горело (от чего?) от мороза в степени ожога«; сравнительный оборот — тождественное дополнение; как подчёркивается сочетание «от мороза», так должен подчёркиваться и оборот «как от ожога», — пунктиром.

5. Вопрос «чем?» относится к творительному падежу, на него отвечает дополнение: «Чем вызвано такое внимание?» Местоимение «чем» подчёркивается пунктиром.

6. Если на первый взгляд трудно определить принадлежность сравнительного оборота к обстоятельству, его заменяют существительным творительного падежа или наречием — смысл высказывания не должен искажаться.

7. Следует обращать внимание на частицы, союзы, слова, свойственные оборотам (просто, именно, совершенно, вроде, как будто). Каждый из этих элементов помогает достичь определённой степени сравнения.

8. Вместе с частицей «не», союзом «как» подчёркиваются члены предложения, к которым они относятся.


источники:

http://nauka.club/russkiy-yazyk/prilagatelnye-v-predlozhenii.html

http://fb.ru/article/136109/kak-podcherkivaetsya-prilagatelnoe-skazuemoe-mestoimenie-podlejaschee-chislitelnoe-glagol-sravnitelnyiy-oborot-opredelenie-i-obstoyatelstvo-dopolnenie-kak-podcherkivaetsya