Как подчеркиваются однородные сказуемые и подлежащие

Однородные члены предложения

О чем эта статья:

3 класс, 8 класс

Понятие однородных членов предложения

Впервые тему однородных членов предложения школьники проходят в 3 классе и постепенно углубляют свои знания до 8 класса. Начнем с определения: узнаем, что значит «однородные члены предложения» и перейдем к нюансам.

Однородные члены (далее — ОЧ) — это члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Проще говоря, все они отвечают на один вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении.

Правило звучит так.

Если два или более члена предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, то они являются однородными членами предложения.

Однородными членами может быть любая самостоятельная часть речи:

Какие члены предложения могут быть однородными:

Катя, Аня и Дима живут в одном дворе.

На обед я ем салат, суп, десерт.

Перед ними стоит сложный и долгосрочный проект.

Тамара получила на новый год новую куклу и книгу.

Сегодня и завтра у нас будут гости.

Порой у школьников возникает вопрос: как обозначаются однородные члены предложения. Ответ простой: никакого особого обозначения для ОЧ нет, мы подчеркиваем их так же, как обычные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения или обстоятельства.

Теперь покажем в виде схем, как однородное подлежащее, однородное сказуемое, однородное обстоятельство, однородное дополнение, однородное определение взаимосвязаны с другими членами предложения.

В таблице есть примеры использования разных членов предложения в качестве однородных.

Член предложенияНа какой вопрос отвечаютПримеры
ПодлежащееКто? Что?Вика, Таня и Леша качались на качеле. На моей даче живут черепаха и кошка.
СказуемоеЧто делать? Что сделать?Вчера в школе мы рисовали, пели и играли. Аня хорошо читает, пишет и говорит по-английски.
ОпределениеКакой? Который?Я отдал кислую и горькую конфету. У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.
ДополнениеКого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? (вопросы косвенных падежей)Дедушка починил лук и стрелы. На холсте художник отразил небо и океан.
ОбстоятельствоКак? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи. Дорога идет то направо, то налево.

Теперь мы знаем на какие вопросы отвечают однородные члены предложения.

Способы определения однородных членов предложения

Давайте разберемся, как найти однородные члены предложения.

Алгоритм определения однородных членов предложения:

Определить главные и второстепенные члены предложения. Отметить подлежащее и сказуемое;

Установить, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;

Определить, какой связью они связаны:

сочинительной, которая выражена союзами,

бессоюзной, которая выражена с помощью перечислительной интонации.

Я выбрала букет из белых, розовых и зеленых хризантем.

Хризантем (каких?) белых, розовых и зеленых — однородные определения, так как они отвечают на один вопрос, относятся к одному слову (хризантем) и связаны сочинительной связью (сочинительный союз и).

В предложении может быть несколько однородных членов:

Артем и Маша много смеялись, пели и танцевали.

Артем и Маша — однородные подлежащие; смеялись, пели и танцевали — однородные сказуемые.

Теперь мы знаем, как определить однородные члены предложения.

А сейчас расскажем, какие члены предложения не являются однородными.

Если члены предложения относятся к одному и тому же слову, но отвечают на разные вопросы — их нельзя назвать однородными:

Я приду в гости завтра.

Я приду (куда?) в гости (когда?) завтра.

Обстоятельства относятся к сказуемому «приду», но отвечают на разные вопросы, поэтому их нельзя назвать однородными.

Однородными членами предложения не являются

Повторяющиеся слова, которые выступают в роли единого члена предложения: мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились.

Повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей «не», «так»: хочешь не хочешь; гулять так гулять.

Сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и закричу; пойду переверну.

Устойчивые сочетания с двойными союзами без запятой между ними: ни взад ни вперёд; ни за что ни про что; ни сном ни духом; и смех и грех; и так и сяк.

Уточняющие члены предложения, которые отвечают на вопросы «где именно?», «как именно?», «кто именно?» и произносятся с интонацией обособления. Часто в их роли выступают обстоятельства времени и места:

Я мечтаю побывать на Эльбрусе, на Кавказе.

Побывать (где?) на Эльбрусе, на Кавказе — не однородные обстоятельства. На Кавказе — уточняющее обстоятельство, которое объясняет, где именно находится Эльбрус.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Чтобы правильно использовать ОЧ, нужно знать правила расстановки знаков препинания между ними. Рассмотрим тему пунктуации при однородных членах предложения.

Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и другие однородные члены, отвечает на тот же вопрос, но имеет обобщающее значение:

обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены — части этого целого:

За деревней с холма был виден город: квадраты кварталов, кирпичные здания, разлив садов, шпили костёлов. (Шолохов)

обобщающее слово обозначает общее понятие, а однородные члены — более частные понятия:

Пронзительно кричала птица: петухи, гуси, индейки. (Фадеев)

Запятая ставится:

Если есть повторяющиеся соединительные или разделительные союзы:

и. и; ни. ни; также; тоже; как. так и;

или. или; либо. либо; то. то; не то. не то.

Я выполнила задание и по русскому, и по математике.

Если есть два и более ОЧ без союзов:

В парке было свежо, тихо, спокойно.

Если ОЧ связаны противительными союзами в значении но:

а, но, хотя, да, однако же, зато.

Эти конфеты дешевые, но очень вкусные.

Запятая НЕ ставится:

Если между двух ОЧ есть союз:

Из всех занятий на свете больше всего я люблю читать и танцевать.

В устойчивых выражениях с повторяющимися союзами и. и, ни. ни:

ни конца ни края; ни то ни сё; ни рыба ни мясо; ни тот ни другой; и холод и голод; и туда и сюда; и день и ночь.

Ни тот ни другой не помог мне решить задачу.

Если группы однородных членов разбиты на пары:

В магазине мы купили все к столу: фрукты и овощи, рыбу и мясо, конфеты и печенье.

Кроме запятых в предложениях с ОЧ могут быть и другие знаки: двоеточие и тире.

Тире ставится:

Когда обобщающее слово находится после ОЧ:

Одежда, обувь, документы — все необходимое уже лежит в чемодане.

Когда обобщающее слово стоит перед ОЧ, а после предложение продолжается:

Везде: в гостинной, на кухне, в ванной — лежали ее вещи.

Двоеточие ставится:

когда обобщающее слово стоит перед ОЧ:

Он всю неделю удивлял меня: убирался в квартире, готовил завтраки.

Теперь мы знаем все про однородные члены предложения в русском языке.

Повторим

однородные члены — это одинаковые члены предложения;

однородные члены зависят от одного и того же слова;

однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонацией.

Признаки однородных членов

отвечают на один и тот же вопрос;

являются одним членом предложения;

относятся к одному члену предложения;

часто выражены одной частью речи;

произносятся с перечислительной интонацией.

Вопросы для самопроверки

Объясните пунктуацию в предложениях с однородными членами.

Усы, лапы и хвост — вот мои документы.

Мама подарила Маше новую куклу и мячик.

Я не сделал домашнее задание ни по физике, ни по химии.

Картины висели повсюду: в гостиной, спальне и даже ванной.

Как подчеркиваются однородные члены предложения

Однородные члены предложения – главные и второстепенные члены предложения, выполняющие одну и ту же синтаксическую роль. Чтобы определить, как подчеркиваются однородные члены предложения, нужно поставить к ним вопрос и выяснить их функцию в предложении.

В таблице приведены примеры предложений с однородными членами, выполняющими роль главных и второстепенных членов предложения.

Член предложения

Как подчеркиваются

На какие вопросы отвечают

Примеры

Ему снились далекие города и незнакомые люди.

Мальчики и девочки убирали территорию вокруг школы.

Что делать? Что сделать?

Женщина стояла у плиты и помешивала суп.

Мужчина оторвался от работы и прислушался .

В саду росли молодые и старые деревья.

В дождливую погоду мелькали зеленые , желтые , красные зонтики.

Вопросы косвенных падежей

Вите подарили машинку и конструктор .

Мы забыли купить чай и сахар .

Штрихпунктирной линией (точкой с тире)

Как? Где? Куда? Когда? Зачем? и т. д.

И днем , и ночью в доме напротив горел свет.

Разбор по членам предложения

Разбор по чле­нам пред­ло­же­ния — это опре­де­ле­ние глав­ных и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов с ука­за­ни­ем частей речи, кото­ры­ми они выражены.

Главные члены предложения

Центром любо­го пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Это рав­но­прав­ные чле­ны, кото­рые обра­зу­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву предложения.

Подлежащее обо­зна­ча­ет пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Сказуемое выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое выпол­ня­ет подлежащее.

Первый шаг раз­бо­ра — это опре­де­ле­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, то есть выяс­не­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы предложения.

Осенний ветер кру­жит жел­тые листья в воздухе.

О чём гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? К сло­ву «ветер» зада­дим вопрос что? Это под­ле­жа­щее, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. Оно име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа. Это сло­во под­чер­ки­ва­ем одной сплош­ной линией.

Узнаем, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем. От под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос:

Слово «кру­жит» явля­ет­ся ска­зу­е­мым, кото­рое выра­же­но гла­го­лом. Сказуемое под­черк­нем дву­мя пря­мы­ми линиями.

«Ветер кру­жит» — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, кото­рую состав­ля­ют под­ле­жа­щее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения

Кроме глав­ных чле­нов, в пред­ло­же­нии мож­но ука­зать вто­ро­сте­пен­ные чле­ны предложения:

Второстепенные чле­ны так назы­ва­ют­ся, пото­му что они пояс­ня­ют глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния и зави­сят от них. Посмотрим, есть в пред­ло­же­нии сло­во, свя­зан­ное с подлежащим:

Слово «осен­ний» обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и зави­сит от под­ле­жа­ще­го «ветер». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния — опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Определение под­чер­ки­ва­ем вол­ни­стой линией.

Далее поищем сло­ва, пояс­ня­ю­щие сказуемое.

Слово «листья» обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым «кру­жит». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния допол­не­ние, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. В отли­чие от под­ле­жа­ще­го в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа допол­не­ние отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния под­черк­нем пунк­тир­ной линией.

Слово «в воз­ду­хе» обо­зна­ча­ет место дей­ствия. Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство места. Оно выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным с пред­ло­гом. Обстоятельство под­черк­нем пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду штрихами.

В этом пред­ло­же­нии у допол­не­ния «листья» так­же име­ет­ся зави­си­мое слово:

Это опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Подчеркиваем этот вто­ро­сте­пен­ный член вол­ни­стой линией.

В резуль­та­те раз­бо­ра глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния долж­ны быть под­черк­ну­ты соот­вет­ству­ю­щи­ми линиями.

Осенний ветер кру­жит жёл­тые листья в воз­ду­хе .

Отметим, что в этом пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны. Такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным.

Если в пред­ло­же­нии есть толь­ко глав­ные чле­ны, это нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

Итак, что­бы пра­виль­но выпол­нить раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния, после­до­ва­тель­но дей­ству­ем по плану:

  1. выде­лим под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое (грам­ма­ти­че­скую основу);
  2. от под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос к определению;
  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим вопро­сы к допол­не­нию и обстоятельству;
  4. под­черк­нем каж­дый член пред­ло­же­ния и ука­жем часть речи.

У каж­до­го глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния име­ют­ся пояс­ня­ю­щие их вто­ро­сте­пен­ные члены.

От под­ле­жа­ще­го нель­зя задать вопрос к допол­не­нию или обстоятельству.

Приведем при­ме­ры пись­мен­но­го раз­бо­ра по чле­нам предложения.

Примеры письменного разбора по членам предложения

Дети соби­ра­ют зем­ля­ни­ку на лес­ной полян­ке .

В небе про­ле­тел сереб­ри­стый само­лёт .

Миша гуля­ет с рыжей соба­кой в пар­ке .

Шустрый воро­бей гром­ко чири­ка­ет на вет­ке .

Голуби быст­ро скле­ва­ли хлеб­ные крош­ки .

Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»


источники:

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/kak-podcherkivayutsya-odnorodnye-chleny-predlozheniya.html

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/razbor-po-chlenam-predlozheniya.html