Как подчеркнуть обстоятельство сказуемое

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство?

Дополнение под­чер­ки­ва­ет­ся штри­хо­вой лини­ей, опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей, обсто­я­тель­ство — лини­ей «штрих-точка-штрих-точка». Узнаем, какие вопро­сы сле­ду­ет зада­вать к этим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам.

В рас­про­стра­нен­ном пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны:

Каждый из этих видов вто­ро­сте­пен­ных чле­нов при выпол­не­нии син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра пред­ло­же­ния под­чер­ки­ва­ет­ся опре­де­лен­ной лини­ей. Уточним, как под­чер­ки­ва­ет­ся допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы сле­ду­ет к ним зада­вать в пред­ло­же­нии.

Какой линией подчеркивается дополнение?

Вспомним, что такое допол­не­ние.

ОпределениеДополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

У кост­ра Иван Петрович раз­ме­ши­вал (чем?) лож­кой (что?) кашу в котел­ке.

Нас (кого?) окру­жа­ет зеле­ный мир рас­те­ний (Д. Трайтак).

Как отличить дополнение от подлежащего?

Чаще все­го допол­не­ние выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем. Как отли­чить его от под­ле­жа­ще­го, кото­рое может быть выра­же­но сло­ва­ми этих же частей речи?

Запомним, что под­ле­жа­щее выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, кото­рый назы­ва­ют­ся пря­мым. Подлежащее со ска­зу­е­мым состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния. Дополнение же обо­зна­ча­ет­ся суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей и зави­сит от ска­зу­е­мо­го. Действие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит на пред­мет, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа, напри­мер:

Победитель шах­мат­но­го тур­ни­ра полу­чил (что?) награ­ду.

Дополнение под­чер­ки­ва­ет­ся в пред­ло­же­нии пре­ры­ви­стой штри­хо­вой лини­ей.

Маша усерд­но гото­ви­лась (к чему?) к экза­ме­ну.

Как найти дополнение в предложении?

Чтобы най­ти допол­не­ние в пред­ло­же­нии, пред­при­мем несколь­ко после­до­ва­тель­ных шагов:

  1. выде­лим грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния,
  2. най­дем сре­ди вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния суще­стви­тель­ное (место­име­ние),
  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим к нему падеж­ный вопрос, обо­зна­чив стре­лоч­кой,
  4. опре­де­лим падеж суще­стви­тель­но­го,
  5. если это кос­вен­ный падеж, то это допол­не­ние,
  6. под­черк­нем допол­не­ние штри­хо­вой лини­ей.

Котенок выла­кал (что?) моло­ко из блю­деч­ка.

Дополнение быва­ет пря­мым и кос­вен­ным.

Как подчеркивается определение?

Определением явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

На камен­ных (на каких?) сту­пе­нях мно­го­этаж­но­го (како­го?) дома лежал (какой?) обыч­ный серый кот (М. Пришвин).

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой лини­ей.

Как выражается определение в предложении?

Определение выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ным (гром­кий голос),
  • при­ча­сти­ем (бегу­щий спортс­мен),
  • поряд­ко­вым чис­ли­тель­ным (деся­тый забег),
  • место­име­ни­ем (этот дом),
  • инфи­ни­ти­вом (жаж­да узнать):
  • наре­чи­ем (дверь нарас­паш­ку).

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на раз­ли­ча­ют в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Определение может быть выра­же­но при­ла­га­тель­ным с зави­си­мы­ми сло­ва­ми и при­част­ным обо­ро­том, напри­мер:

В окна, косо выре­зан­ные в кры­ше, были вид­ны тем­ные силу­эты фрук­то­вых дере­вьев и дале­кое, сплошь белое от лун­но­го све­та поле.

Как подчеркивается обстоятельство?

ОпределениеОбстоятельство обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия, при­знак пред­ме­та или дру­го­го при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? отку­да? зачем? по какой при­чине? с какой целью?

Обстоятельство зави­сит от ска­зу­е­мо­го, от кото­ро­го к это­му вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния сле­ду­ет зада­вать син­так­си­че­ский вопрос:

А в кон­це зимы (когда?) мы сво­их сне­ги­рей выпус­ка­ли (куда?) на волю (В. Песков).

В пред­ло­же­нии обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся лини­ей «штрих-точка-штрих-точка».

Какие вопросы задаются к обстоятельству?

По зна­че­нию раз­ли­ча­ют раз­ные виды обсто­я­тельств, к каж­до­му из кото­рых зада­ет­ся свой син­так­си­че­ский вопрос:

  • идти куда? домой,
  • остать­ся где? в лесу,
  • уви­деть отку­да? изда­ли,
  • рас­пу­сти­лись когда? вес­ной,
  • пом­ню с каких пор? с дет­ских лет,
  • рас­стро­ить­ся поче­му? из-за неуда­чи,
  • отсут­ство­вать по какой при­чине? по болез­ни,
  • остать­ся зачем? для выяс­не­ния обсто­я­тельств,
  • идем с какой целью? узнать,

обсто­я­тель­ство обра­за дей­ствия

  • спус­кать­ся как? осто­рож­но,
  • гото­вить­ся каким обра­зом? тща­тель­но,

обсто­я­тель­ство меры и сте­пе­ни

  • почер­не­лый в какой сте­пе­ни? слег­ка,
  • зре­лый насколь­ко? почти,

отпра­вим­ся несмот­ря на что? несмот­ря на мороз,

не при­бу­дет вовре­мя при каком усло­вии? в слу­чае задерж­ки рей­са,

Обстоятельства выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и соче­та­ни­я­ми слов:

  • наре­чи­ем (глу­бо­ко ныр­нуть),
  • суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же (рас­стро­ить­ся от доса­ды),
  • дее­при­ча­сти­ем и дее­при­част­ным обо­ро­том (вздох­нуть, отвер­нув­шись от нас),
  • инфи­ни­ти­вом (при­сесть послу­шать при­бой),
  • фра­зео­ло­ги­че­ским выра­же­ни­ем (напи­са­но чер­ным по бело­му).

Разбор по членам предложения

Разбор по чле­нам пред­ло­же­ния — это опре­де­ле­ние глав­ных и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов с ука­за­ни­ем частей речи, кото­ры­ми они выражены.

Главные члены предложения

Центром любо­го пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Это рав­но­прав­ные чле­ны, кото­рые обра­зу­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву предложения.

Подлежащее обо­зна­ча­ет пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Сказуемое выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое выпол­ня­ет подлежащее.

Первый шаг раз­бо­ра — это опре­де­ле­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, то есть выяс­не­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы предложения.

Осенний ветер кру­жит жел­тые листья в воздухе.

О чём гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? К сло­ву «ветер» зада­дим вопрос что? Это под­ле­жа­щее, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. Оно име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа. Это сло­во под­чер­ки­ва­ем одной сплош­ной линией.

Узнаем, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем. От под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос:

Слово «кру­жит» явля­ет­ся ска­зу­е­мым, кото­рое выра­же­но гла­го­лом. Сказуемое под­черк­нем дву­мя пря­мы­ми линиями.

«Ветер кру­жит» — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, кото­рую состав­ля­ют под­ле­жа­щее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения

Кроме глав­ных чле­нов, в пред­ло­же­нии мож­но ука­зать вто­ро­сте­пен­ные чле­ны предложения:

Второстепенные чле­ны так назы­ва­ют­ся, пото­му что они пояс­ня­ют глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния и зави­сят от них. Посмотрим, есть в пред­ло­же­нии сло­во, свя­зан­ное с подлежащим:

Слово «осен­ний» обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и зави­сит от под­ле­жа­ще­го «ветер». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния — опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Определение под­чер­ки­ва­ем вол­ни­стой линией.

Далее поищем сло­ва, пояс­ня­ю­щие сказуемое.

Слово «листья» обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым «кру­жит». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния допол­не­ние, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. В отли­чие от под­ле­жа­ще­го в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа допол­не­ние отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния под­черк­нем пунк­тир­ной линией.

Слово «в воз­ду­хе» обо­зна­ча­ет место дей­ствия. Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство места. Оно выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным с пред­ло­гом. Обстоятельство под­черк­нем пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду штрихами.

В этом пред­ло­же­нии у допол­не­ния «листья» так­же име­ет­ся зави­си­мое слово:

Это опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Подчеркиваем этот вто­ро­сте­пен­ный член вол­ни­стой линией.

В резуль­та­те раз­бо­ра глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния долж­ны быть под­черк­ну­ты соот­вет­ству­ю­щи­ми линиями.

Осенний ветер кру­жит жёл­тые листья в воз­ду­хе .

Отметим, что в этом пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны. Такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным.

Если в пред­ло­же­нии есть толь­ко глав­ные чле­ны, это нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

Итак, что­бы пра­виль­но выпол­нить раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния, после­до­ва­тель­но дей­ству­ем по плану:

  1. выде­лим под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое (грам­ма­ти­че­скую основу);
  2. от под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос к определению;
  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим вопро­сы к допол­не­нию и обстоятельству;
  4. под­черк­нем каж­дый член пред­ло­же­ния и ука­жем часть речи.

У каж­до­го глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния име­ют­ся пояс­ня­ю­щие их вто­ро­сте­пен­ные члены.

От под­ле­жа­ще­го нель­зя задать вопрос к допол­не­нию или обстоятельству.

Приведем при­ме­ры пись­мен­но­го раз­бо­ра по чле­нам предложения.

Примеры письменного разбора по членам предложения

Дети соби­ра­ют зем­ля­ни­ку на лес­ной полян­ке .

В небе про­ле­тел сереб­ри­стый само­лёт .

Миша гуля­ет с рыжей соба­кой в пар­ке .

Шустрый воро­бей гром­ко чири­ка­ет на вет­ке .

Голуби быст­ро скле­ва­ли хлеб­ные крош­ки .

Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»

Что такое обстоятельство в русском языке

Обстоятельство выполняет функцию второстепенного члена предложения и обозначает условие, цель, место, время, направление, образ и степень действия. Кроме того, характеризует сказуемое и отвечает на соответствующие вопросы: при каком условии? зачем? где? куда? как? и под.

  • пошёл ( куда? ) в школу;
  • стоял ( где? ) в стороне;
  • бил ( как? ) наотмашь.

Как определить обстоятельство

Чтобы правильно определять этот второстепенный член, необходимо установить его грамматическое и синтаксическое значение.

Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, то такая синтаксическая конструкция будет называться распространённой:

  • На площадке играли дети .

Дети играли – грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).

Играли ( где? ) на площадке .

Предлог со словом «на площадке» зависит от сказуемого, которое обозначает действие. Слово «на площадке» поясняет глагол «играют», обозначает место действия. Значит, это распространённое предложение с обстоятельством – «на площадке».

Виды обстоятельств

Этот второстепенный член выражает не одно, а несколько значений, поэтому в русском языке выделяются разные виды обстоятельств. Понять, какой вид используется в предложении, можно с помощью правильно поставленного вопроса, который задаётся от наречия, глагола или имени прилагательного.

Виды обстоятельствВопросыПримеры
Местаоткуда? где? куда? докуда?В лесу было так хорошо, так тихо и спокойно, что все проблемы забывались.
Внизу под тёмными кронами берёз прятались грибы.
Причиныпо какой причине? отчего? почему?Аня взяла сумку красной от мороза рукой.
Андрей пожалел, что сказал спьяну такую глупость.
Временикогда? до каких пор? с каких пор? как долго?Было жарко две недели .
Я приеду завтра , но ты меня не встречай.
Целис какой целью? зачем? для чего?Юля сказала это в шутку .
Дима позвонил поблагодарить родителей.
Меры и степенив какой степени? в какой мере? насколько? сколько раз?Николай вёл чрезвычайно обширную переписку.
Образа действиякаким образом? как?Сестра вытирает голову насухо жёлтым полотенцем.
Работа была выполнена безупречно .
Сравненияподобно чему? как? подобно кому?Фонари зажглись, как свечи .
Витя скукожился, как старый башмак .
Уступкинесмотря на что? вопреки чему?Она решила уехать вопреки здравому смыслу .
Условияпри каком условии?Вернёмся, при нежелании оставаться .

Рассмотрим эти группы обстоятельств по значению подробнее.

Обстоятельство места

Указывает на место действия, направление.

Обычно это существительные с предлогами, словосочетания или наречия. Вопросы: откуда? где? куда? докуда?

Примеры предложений с обстоятельством места:

  • Котёнок Тишка лёг возле двери .
  • Таня не хотела ехать в грязную и старую квартиру .

Обстоятельство причины

Раскрывает причину совершения действия или проявления его признака.

В данном качестве употребляются имена существительные (в непрямых падежах), сочетания слов или наречия причины (неспроста, сгоряча, со зла и т.д.). Вопросы: по какой причине? отчего? почему?

  • Женя закричал от злости и принялся раскидывать вещи.
  • Мой голос задрожал от волнения.

Обстоятельство времени

Указывает на время действия, длительность его протекания.

В таком качестве могут употребляться имена существительные, сочетания слов или наречия времени (теперь, утром, допоздна, уже и т.д.). Вопросы: когда? до каких пор? с каких пор? как долго?

  • Дедушка с малых лет был отважным, справедливым и честным.
  • К середине февраля привезли новое оборудование.
  • Зимой я первый раз увидел Яну, а весной мы уже поженились.
  • С первой минуты знакомства Миша понял, что этот мальчик станет его другом.

Обстоятельство цели

Указывает на то, с какой целью совершилось определённое действие.

В такой роли используются неопределённые формы глаголов, наречия цели (специально, назло, нечаянно и т.д.) или имена существительные в непрямых падежах. Вопросы: с какой целью? зачем? для чего?

  • Один из руководителей специально приехал во Францию.
  • Олег не побоялся поступить наперекор родителям.
  • Мой брат поехал в город купить картошки.

Обстоятельство меры и степени

Указывает на степень проявления признака или действия.

В этой роли используются фразеологические конструкции, наречия меры и степени (еле-еле, крайне, чересчур и т.д.) или имена существительные (в Р.п. с предлогом). В синтаксической конструкции соотносится с именами прилагательным, глаголам и наречиям. Вопросы: в какой степени? в какой мере? насколько? сколько раз?

  • Было слишком высоко, но мы решили не сдаваться.
  • Дарья была чересчур резка.

Обстоятельства образа действия

Указывают на способ совершения действия.

В таком качестве выступают фразеологические конструкции, деепричастия и деепричастные обороты, наречия образа действия (впотьмах, хорошо, набело и т.д.) или имена существительные в непрямых падежах. Они относятся только к глаголам. Вопросы: каким образом? как?

Примеры с обстоятельствами образа действия:

  • Мужчина упал навзничь .
  • В магазин пойдём пешком .

Обстоятельство сравнения

Выражает сопоставление действия, признака или состояния с каким-либо другим.

В такой роли выступают сравнительные обороты, наречия или имена существительные (в Тв. п.). Вопросы: подобно чему? как? подобно кому?

  • Дочь повисла обезьяной .
  • Своды капали водою .

Обстоятельство уступки

Указывает на условия, вопреки которым совершается действие, обозначающееся сказуемым.

Выражаются предложно-именными конструкциями сущ. + предлог:

  • «несмотря на»;
  • «в отличие от»;
  • «невзирая на» и пр.

Вопросы: несмотря на что? вопреки чему?

  • Несмотря на погоду , я хочу поехать к матери.
  • Невзирая на частные ссоры , они не могли прожить друг без друга и дня.

Обстоятельство условия

Указывает, при каком условии могут совершаться или совершаются действия.

В этой роли используются деепричастия и деепричастные обороты, имена существительные в непрямых падежах. Вопрос: при каком условии?

  • Я напишу тебе в случае опасности .
  • При желании можно поехать на пикник.

Выделяется также обстоятельство обстановки, характеризующее протекание действия в целом. Обычно используются при описании окружающей среды, погоды, природы и проч. В их роли чаще всего используют предложные формы существительных (при свете, на ветру, в дыму и т.д.).

Что выражает обстоятельство

Обстоятельство выражает временное, причинное и целевое значение. Описывает, где совершается действие, каким образом и вопреки чему (подобно чему) оно происходит. Также оно может характеризовать интенсивность или степень признака действия:

  • На собеседовании Ксения была слишком напугана.

Как выражаются обстоятельства

Обстоятельства выражаются разными морфологическими классами слов.

ВыражаютсяПримеры
Именами существительными в непрямых падежах.стоял (где?) в воде;
пел (как?) с душой.
Наречиями (знаменательными)танцевал (как?) смешно;
улыбался (как?) снисходительно;
стремился (как?) бессознательно;
горел (как?) вечно.
Наречиями (местоименными)забыл (где?) здесь;
не получит (когда?) никогда;
перееду (куда?) туда.
Фразеологическими сочетаниямини свет ни заря;
с минуты на минуту;
за тридевять земель.
Инфинитивомпришёл (с какой целью?) передать;
прилёг (с какой целью?) поспать.
Деепричастиями и деепричастными оборотамисидел, прислонившись к стене;
бежал спотыкаясь;
открыв окно, вдохнул.
Словосочетаниямис того времени не общались;
через два года встретились.

Нужно обратить внимание, что имена существительных в непрямых падежах, могут употребляться в паре с предлогом или без него. А также что падежный и синтаксический вопросы у них иногда не совпадают:

(как? подобно кому?) зайцем – синтаксический вопрос

(кем? чем?) зайцем – падежный вопрос

От каких слов зависит обстоятельство

В синтаксической конструкции анализируемый член предложения зависит от лексем, характеризующих действие, признак, состояние и обозначающих различные условия (цель, время, условие и т.д.), при которых совершается действие или существует признак.

Обстоятельство зависит отПримеры
ГлаголовЕхать ( куда? ) в университет .
Лежать ( где? ) в кровати .
Имён прилагательныхНебритый ( в какой степени? ) вовсе .
( в какой степени? ) Почти новый.
( в какой мере? ) Крайне бедный.
Наречий( как? ) Очень медленно.
Чересчур ( как? ) хорошо.

На какие вопросы отвечают и как подчеркиваются обстоятельства

В синтаксической конструкции обстоятельства отвечают на определённые вопросы, которые указывают на признак действия или другого признака.

  • играют где? в комнате;
  • плакать как? громко;
  • напишите при каком условии? в случае отказа;
  • завыл подобно чему? волком;
  • смотрит куда? вслед;
  • приключилось когда? вчера;
  • подошёл с какой целью? спросить;
  • слышно откуда? из комнаты;
  • задрожал почему? от холода;
  • повелось с каких пор? с первой встречи;
  • страшный до какой степени? очень;
  • плаваем несмотря на что? на волны.

При синтаксическом разборе многие задумываются, как в предложении подчёркивать обстоятельство? Ответ один – штрихпунктирной линией .

  • Дети бегут ( куда? ) на стадион .
  • Тамара бежит ( где? ) сзади .
  • Зоя будет праздновать юбилей ( где? ) в ресторане ( когда? ) в субботу .
  • ( когда? ) Летом море тёплое и спокойное.

Синтаксический разбор обстоятельства

Чтобы выполнить синтаксический разбор обстоятельства, необходимо следовать плану:

  1. Найти в предложении второстепенный член – обстоятельство.
  2. Определить его вид в соответствии со значением.
  3. Установить его морфологическую принадлежность и форму.
  • Из-за болезни Кирилл сегодня не пошёл на тренировку .

из-за болезни – обстоятельство причины; выражено предлогом и существительным в форме родительного падежа.

сегодня – обстоятельство времени; выражено наречием времени.

на тренировку – обстоятельство места; выражено предлогом и существительным в форме винительного падежа.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/razbor-po-chlenam-predlozheniya.html

http://russkijyazyk.ru/obstoyatelstvo