Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)
Подчеркивание орфограмм — это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
Орфограммы — это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм — двумя.
Список обязательных орфограмм первого класса
- Большая буква в начале предложения.
- Имена собственные.
- Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
- Мягкий знак – показатель мягкости.
- Разделительный мягкий знак*.
- Сочетания ЧК-ЧН.
- Проверяемые безударные гласные в корне слова.
- Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
- Имена собственные.
- Предлоги.
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
М ы — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
М ашей — пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
Идём – орфограмм нет.
Гулят ь – орфограмма — мягкий знак показатель мягкости.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
Ча щ у – щу пишем с У. Орфограмма — сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
. – В конце предложения ставится точка.
Ц ветут — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Цв е ту́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВ É Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
Ланды ш и – ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
. – В конце предложения ставится точка.
В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стр о – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
Б е жи́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово Б Е Г.
Бе ж и т — жи пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
К о лю́чий – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УК Ó Л.
Ё ж – орфограмма — парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово Ё Ж И К.
. – В конце предложения ставится точка.
П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
П и щáт — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово п и ск.
Пи щ а т — ща пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
Пу ш и стые — ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
Мы ш ки — орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ ш и .
. – В конце предложения ставится точка.
П тички — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Пти чк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях — двумя чертами, гласную одной.
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней — двумя.*
ду б — ду б ы , ло ж ка — ло ж е к
7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву — двумя. Если непроизносимой согласной нет — подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове — первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней — двумя чертами.*
мес т ный — мес т о , опа сн ый — опа с е н
8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет — двумя.
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней — одной чертой.
С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма — приставку, корень, суффикс или окончание.
Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц
Урок русского языка
Тема: Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц
Цель: знакомство с правописанием -о- и -е- в окончаниях существительных Т.п. после шипящих и -ц-.
1. Организационная часть
— Урок русского языка. Сегодня наш урок пройдет необычно. У нас присутствуют гости, и я надеюсь, что вы продемонстрируйте свои знания, которые приобрели за эти годы.
— А каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (веселым, интересным, узнать что-то новое)
На уроках русского языка вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня наш багаж знаний пополнится новыми сведениями.
— Начнем урок как обычно с чистописания. Откройте тетради. У вас уже написано число, классная работа. Проверьте.
Посмотрите на доску.
— Чем похожи буквы? (маленькие)
— А по написанию, какие буквы похожи? (щ ч ш ц). Чем?
— Найдите лишний звук. (ц) Почему? (не шипящий)
— Охарактеризуйте. (согл., тв., глух.)
— Разделите шипящие на две группы:
а). ( по звонкости , глухости)ж щ ш ч
б). твердые, мягкие (ж ш щ ч)
в). парные, непарные
3. Словарная работа
— Словарной работой у нас будет не словарные слова, а вспомним какие орфограммы встречаются с этими буквами, звуками.
а). жи ши ча ща чу щу
б). правописание буквы –о-, -ё- после шипящих в корне слова
в). Правописание буквы –ы- или –и- после –ц-
г). Правописание мягкого знака после шипящих
д). суффикс –онок-, -ёнок-
— Найдите лишнее слово. (жёлтый – прилагательное). Остальные – имена существительные.
4. Основная часть
— Сегодня мы продолжим изучать имя существительное и познакомимся ещё с одним правилом.
Мне нужны два помощника. Они будут выполнять работу у доски, а вы в своих тетрадях.
Товарищем, плащом, пальцем, огурцом, зайцем, свечой, карандашом, ножом.
— Задание было одно, а почему написали по-разному?
— Чего мы ещё не знаем?
Так какая сегодня тема урока?
«Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и -ц»
— Сегодня мы постараемся эту проблему исследовать? Посмотрите на доску, на доске два столбика слов.
— Что заметили в первом столбике? (окончание –ом- или –ой-, ударение падает на окончание)
— Что заметили во втором столбике? ( окончание –ей- или –ем-, окончание безударное)
— Чем похожи все эти слова? (стоят в творительном падеже)
— Какой вывод можете сделать?
«В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква –о-, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква – е.»
а). — Закрепим это правило, сделав упражнение №1,с . 52
— Прочитайте задание. В каком падеже стоят эти имена существительные?
б). дифференцированная работа. Работа в группах
1 группа – кроссворд, узнать что за имя существительное и записать в кроссворде в форме творительного падежа. В каждой подгруппе, есть
2 группа – с. 53, №3
3 группа – тетр. «Пишем грамотно»
1. Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания
2. Дом для временного проживания приезжающих с обслуживанием.
3. Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска.
4. Приспособление для обливания мелкими струйками воды.
5. Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.
6. Медицинское учреждение для длительного лечения.
7. Легкое, обычно не промокаемое пальто.
8. Покрытое пухом и перьями животное с крыльями, двумя конечностями и клювом
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Конспект урока по русскому языку на тему «Русский язык – один из развитых языков мира» (6 класс)
Обучающее изложение «Ёжик» — 2 класс
«Дидактический материал к урокам обучения грамоте»
Слова с безударными гласными в корне. (Закрепление). Птицы — наши друзья
Презентация по русскому языку на тему «Неопределённые местоимения» (6 класс)
ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ- И ПРИ-
Контрольная работа «Фонетика.Графика. Орфография»
Контрольная работа «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5232220 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики
Время чтения: 1 минута
Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Гласные после шипящих и «ц»
Гласные после шипящих и «ц» пишутся в соответствии с правилами русского языка. Выясним, как определить, что после шипящих и «ц» пишутся гласные «е», «ё» или «о». Составим алгоритм правописания гласных в словах разных частей речи.
В русском языке особое внимание заслуживают гласные после шипящих и «ц». После букв «ж», «ч», «ш», «щ» и «ц» в одних случаях пишется буква «о», в других — «е» или «ё», причём проверочное слово подобрать невозможно, как в случае с безударными гласными, которые пишутся после других согласных.
Правописание гласных после шипящих
Гласные после шипящих и «ц» пишутся в соответствии с несколькими орфографическими правилами.
Таблица
Написание букв «и», «ы» после шипящих и «ц»
Буквы «и» или «ы» пишутся в словах зависимости от того, где находится орфограмма:
- в корне слова;
- в суффиксе или окончании.
1. в большинстве случаев в корне слов после шипящих и «ц»:
2. в заимствованных словах с конечным -ция:
1. в окончаниях существительных:
2. в окончаниях прилагательных
3. в суффиксе -ын- притяжательных прилагательных
Гласные «а», «у» после шипящих и «ц»
В русских словах после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц» пишутся гласные «а» и «у»:
- жара, чары, шарить, щадить, царевна;
- журчать, шуметь, чудо, цугом
Запомним, что после всегда мягких согласных «ч» и «щ», а также «ж» и «ш» буквы «я» и «ю» не употребляются, кроме заимствованных слов:
Гласные «е», «ё» и «о» после шипящих и «ц»
Рассмотрим вначале правописание этих гласных после «ц», так как оно зависит только от ударения в слове. Ударение определяет написание букв «о» и «е» в любой морфеме слова: корне, суффиксе или в окончании.
- цо́коль
- крыльц о́
- скворц о́м
- танц о́в щица
- ц е х ово́й
- танц е ва́ ть
- си́тц е м
После шипящих написание букв «е», «ё» или «о» отличается в зависимости от местонахождения орфограммы.
1. В корне слов пишется буква «ё», хотя после «ш» и «ж» произносится [о], если можно подобрать родственное слово или другую форму того же слова, в которой пишется «е»:
Если такого слова, в котором пишется буква «е» нет, то в корне напишем букву «о»:
2. В суффиксах и окончаниях слов под ударением пишется «о», без ударения — «е»:
3. В глаголах и отглагольных словах после шипящих пишется всегда буква «ё»:
Имеем в виду, что корень -жог- принадлежит родственным существительным, а корень -жёг- укажем у глаголов и причастий.
Сравним:
- (что?) ожог ноги — (что сделал?) ожёг ногу, ожёгший ногу;
- поджог стога — поджёг стог, поджёгший стог;
- обжог кирпича — обжёг край ленты.
Слово «ожог» образует однокоренное прилагательное:
Алгоритм выбора букв «ё» и «о» после шипящих
Как отличить слова, которые пишутся с «ё» под ударением, от слов с ударной гласной «о» после шипящих?
Предлагаем использовать следующих алгоритм:
- прочитать слово;
- выяснить часть речи (называет предмет, признак или действие и т. д.);
- определить, в какой морфеме находится орфограмма;
- если орфограмма в корне, то подыскать слово, которое пишется с буквой «е»;
- если орфограмма в суффиксе или окончании, поставить ударение в слове и сделать выбор.
Образец рассуждения
Налетевший ветер играет с прибрежным камыш…м.
Камыш…м — это имя существительное «камыш», так как называет предмет. Слово имеет форму творительного падежа. Орфограмма находится в окончании. Поставим ударение: камышо́м.
В окончании слова «камышом» после шипящего пишется буква «о».
Видеоурок
http://infourok.ru/pravopisanie-glasnyh-v-okonchaniyah-imen-sushestvitelnyh-posle-shipyashih-i-c-5343803.html
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/glasnye-posle-shipyaschih-i-ts.html