Как правильно питаться правописание суффиксов причастий

Правила написания суффиксов в причастиях

Причастия в русском языке формируется на основе глаголов при помощи определенных суффиксов. В данной статье детально описаны способы образования действительных и страдательных причастий, а также правила написания суффиксов с примерами.

Рассмотрим правила написания суффиксов причастий, то есть образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Образование действительных причастий

настоящего времени:

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1‑го спряжения и суффиксов -ащ (-ящ) от глаголов 2‑го спряжения:

прошедшего времени:

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-).

Суффикс ‑вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный:

При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед ‑вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед ‑л:

  • увидеть — увидел — увидевший,
  • растаять —растаял —растаявший.

Суффикс ‑ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).

Образование страдательных причастий

настоящего времени:

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1‑го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2‑го спряжения:

Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от гла­гола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити».

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый.

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффик­сами -ем‑, ‑им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый).

Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядае­мый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умо­лить — неумолимый).

Большинство из них не употребляется без приставки не- (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый). Признаки, кото­рые обозначены отглагольными прилагательными, являют­ся постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).

прошедшего времени:

Страдательные причастия прошедшего времени образуют­ся от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов ‑нн‑, ‑енн- (-ённ-), ‑т- (прочитанный, увиденный, решённый, понятый).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, ‑ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия —нн- (засеять — засеянный, замешать — замешанный).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -итъ, ‑етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается (заклеить — заклеенный, увидеть — увиден­ный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный).

Суффиксы причастий -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — спле­тённый).

Причастия – особая форма глагола, выражающая значение признака по действию. В русском языке причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов причастий. В зависимости от времени и залога, выделяют формообразующие суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Практические упражнения

А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А) закрутить — закрутивший

Б) решать — решенный

В) возвращаться — возвращающийся

Г) изучать — изучавший

В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А) сохранившиеся — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного — причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое — причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

Узнать ответ 1. — В
2. — В
3. — Б
4. — В
5. — Г

7 класс Урок №72 Как правильно питаться Правописание суффиксов причастий.

Маршрутный лист для учащегося по русскому языку для ДО по разделу «Здоровое питание»

Просмотр содержимого документа
«7 класс Урок №72 Как правильно питаться Правописание суффиксов причастий.»

Русский язык 7 класс

Как правильно питаться? Правописание суффиксов причастий.

узнать, как правильно писать суффиксы причастий, что включает в себя «Меню правильного завтрака», какие продукты лучше не употреблять в пищу;

составить «Меню правильного завтрака»;

правильно писать суффиксы причастий.

Ссылки на видео, интернет-ресурсы, страницы учебника

Выучи правило «Правописание НН — Н в суффиксах причастий»

Посмотри видеоурок-презентацию «Правописание Н, НН в причастиях» по ссылке:

Ответь на вопросы (устно):

Что включает в себя меню правильного завтрака?

Как правильно писать НН-Н в суффиксах причастий?

Ссылки на интерактивные тесты, упражнения учебника

Выполни упражнения в рабочей тетради.

Упражнение №1 (новый учебник, стр. 225- 5 баллов).

Как вы понимаете фразу: «Завтра съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу»? какой режим питания предлагается в этой фразе. Дайте развернутый ответ.

Прочитайте текст. На основе текста составьте меню правильного завтрака. Запишите в схему составляющие меню.

Здоровое питание — правильный завтрак

«Здоровое питание — это правильное питание» — все помнят эту известную фразу. Если вы озабочены собственным здоровьем, важно не просто позавтракать, важно позавтракать правильно.

Именно завтрак повышает концентрацию внимания и работоспособность на следующие три-четыре часа.

Правильный завтрак должен обязательно включать четыре части.

М олочные продукты. Вы можете выбирать то, что любите: молоко, творог, сыр.

Злаки: каша, хлеб, тосты с отрубями — центральная часть завтрака.

Фрукты, овощи дают нашему организму воду, клетчатку, витамины и минералы.

Растительные жиры. Растительным (оливковым) маслом можно полить тертую морковь или помидор. Без жиров не усваиваются такие витамины, как A, E, K, D.

Упражнение №2 (новый учебник, стр. 226- 5 баллов).

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора буквы н и нн в суффиксах страдательных причастий.

Образец устного рассуждения.

Насыще…ый витаминами салат — причастие имеет зависимое слово: насыще…ый (чем?) витаминами, это полное причастие, значит, в суффиксе пишутся две буквы нн: насыщенный витаминами салат.

Из очище…ого зерна, в приготовле…ых блюдах, упакова…ый в пакеты кумыс, маринова…ые грибы, в обогаще…ых белками продуктах, поставле…ый на пол, созда…ая детьми, с варе…ым яйцом, витаминизирова…ого напитка, для организова. ого праздника, вы-веде…ые из организма вещества, замороже…ую рыбу, консервиро-ва…ые овощи, туше…ое мясо, упорядоче. ого питания, неусвое. ая пища.

Поставь знаки «+» или «-»

как правильно писать суффиксы причастий,

что включает в себя «Меню правильного завтрака», какие продукты лучше не употреблять в пищу.

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Правописание суффиксов причастий»

Урок русского языка в 7 классе по теме:

«Правописание суффиксов причастий»

Тип урока: урок-практикум

В век развития науки и информационных технологий очень важно быть грамотным человеком. Русскому языку мы учимся всю жизнь. Учимся, когда пишем, читаем, говорим, слушаем. Вся наша жизнь связана с языком, с речью. Это и учёба, и работа, и отдых.

Русский язык в среднем звене — особый этап курса родного языка. Уже выучены основные темы: существительное, прилагательное, глагол. Они изучались поэтапно в разных классах начальной и средней школы.

Как показывает практика, курс русского языка в седьмом классе вызывает наибольшие сложности у учащихся. Известно, что особую трудность представляет тема “Причастие”. Она базируется на предшествующем опыте, не всегда удачном, иногда подзабытом. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий, неумение их разграничивать приводит к устойчивым ошибкам). Кроме того, надо учитывать, что данная тема изучается впервые и больше не повторяется. Поэтому так важна отработка навыков грамотного написания суффиксов. Исходя из этого, в уроке усилена практическая направленность в закреплении теории.

Цель данного урока — выработать у учащихся умения и навыки, предусмотренные данной темой.

образовательные: закрепление умений грамотного правописания суффиксов причастий, овладение приёмами различения действительных и страдательных причастий и прилагательных, умение применять полученные знания на практике, оперирование имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, обобщить изученный материал;

воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении, воспитать культуру учебного труда, экономного расхода времени;

развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, умение классифицировать, выявлять связи, составлять и сравнивать, формулировать выводы.

-проверка учащихся по списку

II. Обработка навыков правописания суффиксов действительных причастий настоящего и прошедшего времени

1) Записываются только суффиксы причастий.

— Работа по вариантам.

— У каждого на столе карточки с заданием.

уважаемый, движимый, колющий, стелющий, слышащий, клеящий, борющийся, дышащий, грохочущий, держащий, обуреваемый

приглашаемый, видимый, колеблющий, приготовляемый, колышущийся, ненавидящий, рокочущий, мчащий, строящий, бреющий, щебечущий

— Заранее на доске написаны ключи

— Безошибочные работы оцениваются “5”.

— Вывод: от чего зависит написание гласной е в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени?

2) Закрепляется написание гласной перед суффиксом -нн- в причастии прошедшего времени.

На экран проецируются словосочетания:

рассе…нные тучи, посаж…нный сад, ове…нный славой, услыш…нный разговор, потер…нное время, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, освещ…нный лучом

I вариант – записать слова с суффиксом -енн-/-ённ-

II вариант – слова с суффиксами -а- или -я- + -нн-

— Вывод: от чего зависит написание гласной у страдательных причастий прошедшего времени?

— Обращаем внимание на суффикс -ённ-

3) Попутное повторение правописания о-е в разных морфемах других частей речи

— В три столбика записать слова

I – о-ё в корне, II – о-е(ё) в суффиксе, III – о-е(ё) в окончании

Шёпот, кумачовый, стережёт, вооружённый, собачонка, щёголь, шов, ключом, лицевой, парчовый, свежо, ещё, пальцем

4) Работа по развитию речи.

— Составить словосочетания и объяснить написание суффиксов и лексическую разницу.

III. Обобщение и закрепление навыков правописания -н- и -нн- в причастиях, отглагольных прилагательных и прилагательных

1) Буквенный диктант (из причастия поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”).

– На доске текст. Два ученика работают на демонстрационных досках.

Над омрачённым Петроградом, Невой ограбленный подвал, над ограждённою скалою, весь разрушен, смущённых глаз не подымал, был разлучён, был оглушён, картуз изношенный сымал, с запечатанным письмом, по потрясённой мостовой

нн, нн, нн, н, нн, н, н, нн, нн, нн

2) Работа с сигнальными карточками.

— Добавляются словосочетания с прилагательными.

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

Записать 10 причастий, с помощью которых можете описать любимого вами героя А.С Пушкина.

4) Вставив пропущенные буквы, определите, какой частью речи являются следующие слова.

IV. В качестве подведения итогов урока предлагается тест

1) Найдите словосочетание действительное причастие настоящего времени + существительное:

а) освещённый лампой;
б) шумный класс;
в) стелющийся туман;
г) запутанный в паутине.

2) В каком случае суффиксы действительных причастий настоящего времени указаны правильно:

3) В каком случае надо писать суффикс -ющ-:

а) паш…щие поле, та…щий снег, кол…щий лёд;
б) смотр…щий вверх, стро…щий плот, бор…щийся за свои права;
в) ненавид…щий неправду, спе…щий под солнцем, готов…щий обед;
г) бре…щий бороду, ре…щий на ветру, дремл…щий великан.

4) Укажите, в какой строке пишется -нн-:

а) скоше…ая, варе…ое, некоше…ый, завоёва…ый;
б) растрёпа…ый, несея…ый, просея…ая, незасея…ая;
в) завершё…ый, нечая…ый, жела…ый, неслыха…ый;
г) нежда…ый, кваше…ый, закваше…ый, перекваше…ый.

5) Найдите неверное написание:

а) копчёный, раненый, жёванный;
б) солёный, заражённый, связанный;
в) длинный, масленый, ветреный;
г) признанный, юнный, решённый.

6) Найдите неверное утверждение.

Правописание -н- и -нн- зависит:

а) краткое или полное причастие;
б) есть ли поясняющие слова при имени прилагательном;
в) действительное или страдательное причастие;
г) от конечной буквы в основе причастия.

7) Укажите страдательные причастия прошедшего времени:

а) сморщившийся, сверкающий, обещанный;
б) пропитанный, сжатый, сбережённый;
в) колеблющий, покрывший, понятый;
г) песчаный, печёный, запечённый.

8) Определите, в каких словах всегда пишется -н-:

а) пря…ый, решё…ый, безветре…ый;
б) жёва…ый, клёва…ый, ране…ый;
в) ю…ый, багря…ый, пря…ый;
г) ю…ый, ветре…ый, масля…ый.

9) Укажите, в какой строке пишется гласная а:

а) замеч…нная ошибка, услыш…нная песня, размеш…нное тесто;
б) замеш…нный в деле, размеш…нные краски, смеш…нные леса;
в) обещ…нный подарок, дыш…щий воздухом, выкач…нная бочка;
г) навеш…нная дверь, выкач…нный воздух, занавеш…нное окно.

— На следующем уроке сообщаются результаты тестовых заданий.

— Составить словосочетания и объяснить написание суффиксов и лексическую разницу.

— Составить словосочетания и объяснить написание суффиксов и лексическую разницу.

— Составить словосочетания и объяснить написание суффиксов и лексическую разницу. — Составить словосочетания и объяснить написание суффиксов и лексическую разницу.

Вставив пропущенные буквы, определите, какой частью речи являются следующие слова.

Вставив пропущенные буквы, определите, какой частью речи являются следующие слова.

Вставив пропущенные буквы, определите, какой частью речи являются следующие слова.

Вставив пропущенные буквы, определите, какой частью речи являются следующие слова.

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены


источники:

http://multiurok.ru/files/7-klass-urok-72-kak-pravilno-pitatsia-pravopisanie.html

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-pravopisanie-suffiksov-prichastiy-3764963.html